Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДРАМАТЕРАПИЯ / ПСИХОДРАМА / РОЛЕВАЯ ИГРА / THEATER PEDAGOGY / THEATER ART / ADOLESCENCE / DRAMA THERAPY / PSYCHODRAMA / ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Кирдянова Елена Робертовна

В статье представлены предпосылки применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. Целью данной работы является исследование процесса применения различных методов театральной педагогики в воспитательной процессе. Предметом исследования являются методы театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить следующие задачи, проанализировать теоретико-методологические подходы по применению методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками; выявить подходы к изучению педагогического потенциала театральной деятельности в воспитательной работе с подростками; изучить особенности и проблемы применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками; определить особенности применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. В статье выделены ключевые характеристики процесса применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками, а также определены необходимые условия их применения в формировании пространства творчества и личностной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER PEDAGOGY AT WORK WITH CHILDREN OF ADOLESCENT

The article presents the prerequisites for applying the methods of theater pedagogy in educational work with teenagers. The purpose of this work is to study the process of applying various methods of theater pedagogy in the educational process. The subject of the research is methods of theater pedagogy in educational work with teenagers. In accordance with this goal, the study was to solve the following tasks, analyze theoretical and methodological approaches to the application of methods of theater pedagogy in educational work with adolescents; to identify approaches to the study of the pedagogical potential of theatrical activity in educational work with adolescents; to study the features and problems of using methods of theater pedagogy in educational work with adolescents; to determine the features of using methods of theater pedagogy in educational work with adolescents. The article highlights the key characteristics of the process of applying the methods of theater pedagogy in educational work with adolescents, and also defines the necessary conditions for their application in the formation of the space of creativity and personal realization.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 37

заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования, кандидат педагогических наук, доцент Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доцент кафедры продюсерства и музыкального образования, кандидат филологических наук, доцент Кирдянова Елена Робертовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены предпосылки применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. Целью данной работы является исследование процесса применения различных методов театральной педагогики в воспитательной процессе. Предметом исследования являются методы театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить следующие задачи, проанализировать теоретико-методологические подходы по применению методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками; выявить подходы к изучению педагогического потенциала театральной деятельности в воспитательной работе с подростками; изучить особенности и проблемы применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками; определить особенности применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками. В статье выделены ключевые характеристики процесса применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками, а также определены необходимые условия их применения в формировании пространства творчества и личностной реализации.

Ключевые слова: театральная педагогика, театральное искусство, подростковый возраст, драматерапия, психодрама, ролевая игра.

Annotation. The article presents the prerequisites for applying the methods of theater pedagogy in educational work with teenagers. The purpose of this work is to study the process of applying various methods of theater pedagogy in the educational process. The subject of the research is methods of theater pedagogy in educational work with teenagers. In accordance with this goal, the study was to solve the following tasks, analyze theoretical and methodological approaches to the application of methods of theater pedagogy in educational work with adolescents; to identify approaches to the study of the pedagogical potential of theatrical activity in educational work with adolescents; to study the features and problems of using methods of theater pedagogy in educational work with adolescents; to determine the features of using methods of theater pedagogy in educational work with adolescents. The article highlights the key characteristics of the process of applying the methods of theater pedagogy in educational work with adolescents, and also defines the necessary conditions for their application in the formation of the space of creativity and personal realization.

Keywords: theater pedagogy, theater art, adolescence, drama therapy, psychodrama, role-playing game.

Введение. Проблемы обеспечения театрального творческого процесса, развития творческой личности являются в контексте современности актуальными вопросами для педагогического и научного сообщества. При изучении тенденций, особенностей и проблем развития деятельности творческих детских театральных объединений, очевидно, что на данный момент эти вопросы активно рассматриваются, исследуются и анализируются педагогами и научными деятелями. Проводятся исследования и опросы с целью выявления главных проблем и препятствий на пути развития личности ребенка в детском театральном коллективе, в условиях творческой реализации, а также предлагаются различные методы и пути решения существующих проблем.

В современных исследованиях в области психологии интенсивно развивается теория креативности (Е.Л. Яковлева [15]), активно и стремительно растет количество работ в области театральной и паратеатральной психологии (А.Л. Гройсман) [4], в клинической психологической практике широкое распространение получили те аспекты наук, которые обеспечивали бы прогрессивные личностные изменения путем применения различных инструментов сферы искусства: арт-терапия, драматерапия, психодрама, сказка-терапия и т.д [5]. Работы ученых в области педагогики фокусируют внимание на изучение проблем в формировании условий комфортной среды для творческой реализации личности средствами театрального искусства. (Р.У. Богданова [1], В.Л. Борзенков [2], О.А Лапина [6]), а также важные исследования, которые направлены на поиск необходимых путей развития творческой личности детей школьного возраста и подростков более старшего возраста в детских творческих театральных объединениях. Как отмечает в своей научной статье «Роль театрального творчества в процессе становления личности», Стрелков Д.Л.: «детское и юношеское театральное творчество является в России одним из самых массовых и популярных видов организации досуга, и, следовательно, перспективным направлением дополнительного образования детей и подростков. А включение ребёнка в полноценный процесс создания спектакля даёт ему возможность познакомиться с широким спектром творческих профессий и реализовать свой творческий потенциал в одном или нескольких направлениях» [12].

Как отмечает Тарасова Е.Н. в своей статье «Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях», «в основе деятельности детских творческих объединений заложена образовательная философия, направленная на личностное развитие каждого обучающегося, на удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и других потребностей» [13].

Рассмотрение философских и культурологических концепций нравственного развития личности средствами искусства (Ю.У. Фохт-Бабушкин [14], А.И. Буров [10], О.А. Немова и Карташева И.А. [8] и др.) показал, что посредством участия в творческом процессе также способствует становлению нравственной и

эстетической культуры подрастающего поколения. Взаимопроникновение искусства и нравственности в воспитательном процессе зиждется на идее трансляции средствами произведений театрального искусства социально значимого опыта ценностного отношения к жизненному пространству.

Методологическая рамка исследования. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный исторический и диалектический методы исследования.

Предметом исследования являются методы театральной педагогики в воспитательной работе с подростками.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретико-методологические подходы по применению методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками;

- выявить подходы к изучению педагогического потенциала театральной деятельности в воспитательной работе с подростками;

- изучить особенности и проблемы применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками;

- определить особенности применения методов театральной педагогики в воспитательной работе с подростками.

Изложение основного материала статьи. В современной театрально-сценической педагогике и теории режиссуры уже давно существует мысль, что «этюдный метод», методы действенного анализа и физического действия - части единого метода К.С. Станиславского. Станиславский особенно подчёркивал то, что мысль актера и его психология «телесны», мысль актёра - самое активное физическое действие. Станиславский особенно подчёркивал то, что физические действия нужны не сами по себе, а ради подсознания. Физические приспособления, выполняемые вне контекста художественно - сценических задач могут завести далеко от замысла и даже привести к творческому тупику.

Что касается непосредственно творческого пути создания роли по системе К.С. Станиславского, то в работе над задачей в сцене, которая должна быть поставлена актёру режиссёром, обязательно должна учитываться другая задача — задача актёра на весь спектакль, которую Станиславский называет «сверхзадача». Это понятие является ключевым для понимания закономерностей Творчества. В понимании Станиславского творение не может быть истинно художественным, если в основе не будет лежать эмоционально переживаемая его творцом необходимость решения определённой сверхсверхзадачи. Потребность не вообще что-то сказать, а необходимость сказать зрителю что-то конкретное, воссоздать на сцене результаты своего размышления. Уже сам выбор, само рождение у художника сверхсверхзадачи — высший творческий акт, глубоко личностный, эмоционально-ценностный. Анализ мотивации поведения на сцене актером - путь к активности и моральной обоснованности сценического действия.

При отборе методических упражнений и техник для работы над ролями появилась необходимость в изучении современных театральных методик для работы с детьми подросткового возраста с целью их дальнейшего применения на практике в постановочном процессе, так как конечной целью работы является не только постановка спектакля, но и качественное повышения уровня мастерства как педагога, так и учеников, а также усвоение ими более широкого спектра знаний, не ограничивающихся работой над данным спектаклем и ролью. «Современная ситуация в российском образовании в связи с изменением в образовательных стандартах и требованиями воспитания личности, способной к активной инновационной деятельности, заставляет педагогов, занимающихся с детьми в детских театральных коллективах, искать новые подходы в применении средств театра в педагогическом процессе» [11].

Распространённым театральным методом для работы является «драматерапия». В книге Милана Валента и Мартина Полинек «Драматерапия» даётся несколько развёрнутых определений предложенного понятия. Мы приводим одно из них: «Драматерапия - лечебно-воспитательная дисциплина, в которой преобладают групповые мероприятия, использующие театральные и драматические средства в групповой динамике для ослабления симптоматических проявлений, смягчения последствий психических расстройств и социальных проблем, а также повышения уровня социального развития и интеграции личности» [3].

Драматерапия способствует преобразовать персональные психологические проблемы. В связи с этим является методом метафорического личностного самовыражения, благодаря чему подросток имеет возможность познать себя посредством творчества.

В данной книге приводится сравнительная характеристика метода «драматерапии» и воспитания через работу с драматургией на сцене. Очевидно, что драматерапия рассчитана на работу с пациентами, имеющими разнообразные расстройства и, следовательно мы не можем на неё опираться. Драматерапия в практике постановки спектакля с учениками оказывается трудно применимой. И несмотря на некоторою схожесть роли педагога и терапевта, которые являются художниками и могут контролировать и участвовать в процессе, их роли кардинально различаются. Драматерапевты являются в первую очередь специалистами в области психологии и социологии.

В книге «Драматерапия», о которой говорилось выше, подробно разбирается ещё один театральный метод работы со взрослыми людьми и людьми подросткового возраста - «психодрама». Авторами также приведена сравнительная характеристика этих методов. Основатель психодрамы, Якоб Леви Морено использовал театральные приёмы для психокоррекции, опираясь на импровизацию и метод свободных ассоциаций, учитывая игровую природу человеческого существования. Морено: «человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах», - отмечает А.А. Осипова [9]. Таким образом, метод призван работать с проблемами субъекта, но никак не с раскрытием его творческого потенциала или замыслом автора.

Мы полагаем, что психодрама является актуальным коррекционным методом в психологии, но, если рассматривать её в применении к постановке спектакля, также становится понятно, что цели данной системы коррекции психологических проблем ещё больше разнятся с целями и задачами драматического воспитания.

Ещё одной распространённой театральной методикой для работы с детьми младшего и подросткового возраста является «сказкотерапия». Как отмечает в своей статье Манюкова В.Ф: «Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; объективизации проблемных ситуаций; активизации ресурсов, потенциала личности;

экологического образования и воспитания ребенка» [7]. Этот подход можно применять и для диагностики состояний и отношений, для выявления поведенческих сценариев, актуализации причинно-следственных связей. Данная методика более всех остальных схожа по способу работы, целям и задачам с драматическим воспитанием, но исходным материалом для работы являются исключительно сказки.

Существует ещё один метод, который всё более широко распространяется и используется в работе с подростками и взрослыми людьми - это метод «ролевой игры». Он предполагает проигрывание конкретных ситуаций для проработки разнообразных способов коммуникации и управления ситуациями. Ролевые игры способствуют приобретению практических навыков саморегуляции, конструированию и прогнозированию. Динамика, внутренняя подвижность, креативность - вот далеко не все качества, которые можно развить, используя этот подход.

Однако, область применения ролевых игр рассчитана в основном на людей, не относящихся к творческим профессиям. В настоящее время специалистами разрабатываются и внедряются различные программы по проведению ролевых игр, например, с подростками, живущими в детских домах. И целью данных программ в первую очередь является социальная адаптация, коррекция форм поведения и отношения подростков к тем или иным аспектам существующей действительности. И если ставить одной из целей при создании спектакля коррекцию тех или иных областей, то, скорее, это будет коррекция отношения учеников к той или иной ситуации в пьесе, ситуации, которая будет приводится в пример при разборе материала или в репетиционном процессе. И задачей коррекции будет является более точное проникновение в суть роли и спектакля. В данной работе перед педагогом не ставится целей скорректировать или преодолеть психологические или социальные проблемы. Поэтому при отборе методик для работы стало понятным, что данные методики оказываются неприменимы. Но знание приёмов для работы, используемых в этих системах, необходимо педагогу для расширения спектра теоретических знаний.

Выводы. Важно отметить то, что обучающиеся, особенно ученики младшего возраста, получили достаточное количество новых профессиональных навыков работы с телом, речевым аппаратом, голосом, которые, безусловно, необходимо развивать и дальше. Необходимо учитывать то, что прийти к идеальному результату, когда дело касается постановки спектакля с детьми, невозможно и не нужно. Принцип коллективности театрального творчества, взаимоуважение, атмосфера равноправия, свобода от боязни сделать что-то неправильно - вот главные условия, которые особенно важны для детского театрального творчества.

Литература:

1. Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования. Дис. на соиск. степ. докт. пед.н. [Текст] / Богданова Р.У. - СПб. 2000 - 422 с.

2. Борзенков В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники. [Электронный ресурс] / Борзенков В.Л. - Режим доступа: http://www.dsHb.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologicheskie-osnovanij a-pedagogicheskoj-igrotehniki.html

3. Валента Милан, Полинек Мартин. Драматерапия. [Электронный ресурс] / М. Валента, М. Полинек. -Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 260 с. - Режим доступа: https://www.litres.ru/martin-polinek/dramaterapiya/chitat-onlayn/

4. Гройсман А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актёра. [Текст] / А.Л. Гройсман. - М. - Издательство: Когито-центр, 2007. - 11-20 стр.

5. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.: Класс, 2008. - С. 30-34 стр.

6. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.

7. Манюкова В.Ф. Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции психоэмоционального состояния воспитанника детского дома [Электронный ресурс] / Манюкова В.Ф. - Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=1618

8. Немова О.А., Карташева И.А. Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента [текст] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -№2 (23). - 2019. - с. 132-136.

9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

10. Печко Л.П. Научная школа А.И. Бурова и творческие семинары исследователей-педагогов в институте художественного образования. [Электронный ресурс] / Печко Л.П. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/nauchnaya-shkola-a-i-burova-i-tvorcheskie-seminary-issledovateley-pedagogov-v-institute-hudozhestvennogo-obrazovaniya

11. Стаина О.А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России. [Текст] / О.А. Стаина. - Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), 2011. - 106-115 с.

12. Стрелков Д.Л. Роль театрального творчества в процессе становления личности. [Текст] // Педагогика на рубеже веков - Сб. науч. Статей аспирантов кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Спб, 1999 - 1 пл. 4-9 с.

13. Тарасова Е.Н. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях. [Текст] / Е.Н. Тарасова // Московский государственный институт культуры (Химки). - 2008. - 112-113 с.

14. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины 20 века: история и методология. [Текст] / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - СПб: Алетейя, 2016. - 220 с.

15. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. [Текст] / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.