Научная статья на тему 'Театр теней. К вопросу о терминологии'

Театр теней. К вопросу о терминологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3910
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР ТЕНЕЙ / ВАЯНГ КУЛИТ / СИЛУЭТНЫЙ ТЕАТР / SHADOW THEATRE / WAYANG KULIT / SILHOUETTE THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Башинская Любовь Александровна

В данной статье характеризуется особенности традиционного восточного театра ваянг кулит; рассматривается вопрос о некорректности употребления термина «театр теней» по отношению к этому древнейшему и оригинальному виду театра кукол; раскрывается понятие силуэтный театр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW PLAY. ON THE QUESTION OF TERMINOLOGY

In the article, the features of traditional oriental theatre Wayang kulit are determined; incorrect use of the term shadow play in relation to this ancient and original form of puppet theatre are discussed; the term silhouette theatre are revealed.

Текст научной работы на тему «Театр теней. К вопросу о терминологии»

Л. А. Башинская

ТЕАТР ТЕНЕЙ. К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ

В данной статье характеризуется особенности традиционного восточного театра ваянг кулит; рассматривается вопрос о некорректности употребления термина «театр теней» по отношению к этому древнейшему и оригинальному виду театра кукол; раскрывается понятие силуэтный театр.

Ключевые слова: театр теней, ваянг кулит, силуэтный театр.

In the article, the features of traditional oriental theatre Wayang kulit are determined; incorrect use of the term “shadow play" in relation to this ancient and original form ofpuppet theatre are discussed; the term "silhouette theatre" are revealed.

Key words: shadow theatre, Wayang kulit, silhouette theatre.

Театр теней является одним из видов традиционного восточного театра кукол. Неповторимое и своеобразное искусство восточного театра - Индии, Шри-Ланки, Непала, стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Монголия, Япония), ЮгоВосточной Азии (Бирма, Вьетнам, Индонезия, Кампучия, Лаос и др.) - создавалось в течение многих сотен лет непрерывного развития в строгих рамках классических национальных традиций.

Почти всеми своими элементами восточный традиционный театр отличен от европейского: у него совершенно особые законы драматургического построения пьесы и художественного оформления театрального представления. Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, особой ролью театрализованных представлений в традиционном обществе Индии, Индонезии, Китая.

Время в восточной культурной традиции воспринималось неоднородно: особые, сакрализованные дни осознавались как благоприятные, им придавалось огромное значение; считалось, что театральнокарнавальное празднество в эти дни способствует благоденствию общества в целом.

В старину театральные представления были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, культом животного, ритуалом погребения, из которых возникали сначала культовые представления, а затем - традиционные народные зрелища.

В глубокой древности в странах Востока появился и театр теней, который возник из обрядоворитуального действа, направленного на вызывание духов умерших предков рода, богов, царей или мифологических героев для оказания помощи живущим потомкам.

Известно, что театр теней зародился в Индии около 3 тысяч лет назад, свое наибольшее развитие получил в странах Юго-Восточной Азии, на Дальнем

Востоке (Китай, Япония) и в странах арабского региона (Египет, Турция, Иран, Сирия и др.).

Необходимо отметить, что в Индии существовало самое большое разнообразие теневых представлений. Исследователи полагают, что зачаточная форма театра теней - представления статичных картин - была известна в Индии еще до нашей эры. Их предположения основаны на толковании одной из фраз в труде древнеиндийского филолога и философа Патанджали «Махабхашья», датируемом II в. до н. э.

Упоминание о них нашли также в классической санскритской драме «Мудраракшаса», автор которой Вишакхадатта жил предположительно в конце IV -начале V в. Один из ее персонажей - Соглядатай -появляется с изображениями Ямы и говорит, что пришел в этот дом, чтобы показать изображения Ямы и спеть песнопения. Яма в индуизме и буддизме - мрачное божество смерти, царь людей в эпоху «золотого века», властелин подземного мира, места наказания грешников; первочеловек, который умер на земле и открыл дорогу в загробное царство [7].

Страны Юго-Восточной Азии, расположенные на крупнейших в мире архипелагах, находились на скрещении важнейших морских торговых путей, соединявших арабский мир, Иран и Индию с Дальним Востоком - Китаем и Японией, или на главных сухопутных артериях, соединявших Индию и Китай. Индонезия ранее других стран заимствовала индийскую традицию, особенно широкое распространение театр теней получил в яванской зоне. Индийская и яванская куклы имеют много общего и в технологии изготовления, и в эстетике.

Некоторые исследователи утверждают, что на острове Ява (Индонезия) в глубокой древности, еще до прихода в Индонезию индийских иммигрантов, существовал театр теней, или ваянг кулит, театр плоских кожаных кукол. Впервые наиболее последовательно и всесторонне теория яванского происхожде-

76

ния ваянг кулит была обоснована в книге «О значении яванского театра» голландского ученого Г. Хазё [8].

Г. Хазё полагал, что яванский театр возник на основе ритуала поклонения предкам. Известно, что во многих районах мира, в частности в некоторых областях Малайского архипелага, существует убеждение, что умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовляются специальные фигурки, в которых якобы они должны вселиться. Сами души умерших представляются многим народам мира, в том числе и некоторым народам Индонезии, в виде теней. Именно этим объясняется, по мнению Г. Хазё, изображение деяний предков при помощи теневых картин. Проецирование фигурок на экран, возможно, на первых порах случайное, и положило начало теневому театру. Первоначально вызывание теней, задабривание их угощениями и благовониями осуществлялось у яванцев главой семьи в его собственном доме, а затем перешло в руки определенных людей - жрецов, шаманов. С. А. Кузнецова, подробно рассмотревшая историографию вопроса о происхождении ваянг кулит, отмечает, что сходство в общественных функциях и ритуальных действиях шаманов и далангов (кукловодов) можно увидеть и сегодня [5].

Версия Г. Хазё о яванском происхождении театра теней является, с одной стороны, чрезвычайно интересной, с другой - достаточно спорной. Можно только констатировать, что индийский и яванский театры теней имеют древнюю историю, уходящую корнями в эпоху магических обрядов и ритуалов.

Из Юго-Восточной Азии театр теней проникает на север, в частности в Китай, а оттуда, в период увлечения европейцами китайским искусством, и в Европу. Из Китая театр теней распространяется и на Ближний Восток.

В 1767 г. миссионер-француз Жюль Аллод по возвращении на родину познакомил французов с «китайским тенями», именно под этим названием театр теней появился в Европе.

В России первые упоминания о представлениях театра теней датируются 1710 г. В феврале 1710 г., в честь Полтавской победы, силами учеников Московской славяно-греко-латинской академии было показано панегирическое действо «Божие уничижителей гордых, в гордом Израиля уничижителе чрез смиренна Давида, уничиженном Голиафе уничижение». Действие развертывалось одновременно в двух планах: на сцене в драматическом представлении и «на прозрачном экране “через умбры”, то есть в теневых картинах» [4, с. 83-84].

Театром теней принято называть представления, где сценой служит двухмерное пространство белого экрана, изготовленного из ткани или промасленной бумаги. Действующие лица изображаются куклами, обязательно плоскими. Зрители отделены от кукол экраном, который подсвечивается сзади источником света. Тень, проецируемая на экран, является способом выражения художественного образа и средством эстетического воздействия на зрителей. Теневое изображение обязательно должно быть резко очерченным, четким по контуру. Для этого куклу во время представления обычно плотно прижимают к экрану, и зрители видят четко очерченный силуэт куклы, а не отбрасываемую ею тень.

Таким образом, название театр теней, принятое и употребляемое историками театра кукол, не совсем корректно и требует уточнения.

Известный специалист в области традиционного театра кукол Востока - И. Н. Соломоник - предложила использовать термин силуэтный театр, считая его более широким по значению и хорошо отражающим изобразительный прием этого вида театра. Исследователь отмечает, что главное условие, предписанное традиционными правилами кук-ловождения, - показать на экране четкий силуэт самой куклы, а не ее отражение, или тень. «Во многих странах, - отмечает И. Н. Соломоник, - для достижения ясного силуэта экрану придают легкий наклон. Например, в китайском театре верхняя перекладина рамы, на которую натянуто полотно, выдается в сторону публики. Актер как бы кладет фигурки на белое поле, а зритель видит мельчайшие детали силуэта» [7, с. 42].

Исследователь также обращает внимание на тот факт, что у народов - носителей этой кукольной традиции слово тень в названии данного вида театра употребляется редко.

Например, в Индии названия представлений, переводимые на западные языки термином теневой театр, следующие: толубоммалу, тогалубомбе(гомбе), тольпаваккутту. В Таиланде их называют нанг яй. В Малайзии - ваянг кулит. В Индонезии - ваянг кулит, ваянг пурво. В Китае - пиин си. В Японии -кагэ-сибай.

Толу, тогалу, толь, нанг, кулит, пи означают ‘шкура’, ‘кожа’; бомма, бомбе (гомбе), кутту, ваянг - ‘кукла’; ин, кагэ переводят как ‘тень’, это же значение приписывают и многозначному слову ваянг [Там же, с. 45].

Таким образом, театр теней в странах, где эта традиция имеет глубокие корни, правильнее называть театр плоских кожаных кукол.

77

Неточность в названии возникла, когда европейцы впервые увидели представление индонезийского (яванского) театра ваянг кулит. Они наблюдали причудливую игру теней сквозь полотно белого экрана. Это были тени от вырезанных из кожи и раскрашенных кукол, которыми управлял сидевший по другую сторону экрана кукловод-исполнитель, или, как его называют в Индонезии, даланг. По аналогии с популярными в Европе китайскими тенями («Les ombres chinoises») европейцы назвали увиденное зрелище театром теней.

Когда же началось более подробное и детальное изучение традиционных яванских представлений, ученые начали сомневаться в правильности этого названия. Голландский литературовед Т. Пижо был одним из первых европейских исследователей, усомнившихся в точности термина театр теней и отказавшихся от него. Описывая яванские представления ваянг кулит, он называл их театр плоских кожаных кукол, так переводится местное название этих представлений [9].

А. Д. Авдеев в статье «Индонезийский театр “ваянг кулит”» [1], называя традиционный яванский театр выдающимся явлением индонезийской культуры, также утверждает, что именовать его следует театр плоских кожаных кукол.

«Некритически следуя зарубежным источникам, -пишет А. Д. Авдеев, - советские исследователи ваянг кулит также именуют его “теневым театром”. Особенно категоричной в этом утверждении оказалась Л. А. Мерварт, автор наиболее обширной статьи об индонезийском (или, как она его называет, “малайском”) театре. Л. А. Мерварт пишет, что “малайская культура дает нам своеобразный тип представлений, в котором действующими лицами являются одни только тени”. Эта точка зрения нашла отражение и в “Театральной энциклопедии”, в статье “Ваянг”, написанной также Л. А. Мерварт» [1, с. 43-44].

Факты, приводимые А. Д. Авдеевым в его статье, не только объясняют ошибочность термина теневой театр, но и раскрывают ритуальную природу индонезийских традиционных представлений плоских кожаных кукол и глубинный смысл их содержания.

Во-первых, А. Д. Авдеев указывает на двоякое значение слова ваянг: «В индонезийском языке слово “ваянг” употребляется в двух основных значениях: а) изображение человека из кожи (дерева) для театра; кукла, марионетка; б) индонезийский теневой или кукольный театр. Однако в древних яванских хрониках это слово, как и индонезийское “баянг”, обозначало тень. Есть основание думать, что именно поэтому

европейские исследователи называли ваянг кулит теневым театром (ваянг - тень, кулит - кожа)».

Во-вторых, А. Д. Авдеев выдвигает гипотезу о более глубоком толковании яванцами слова тень: «...у нас есть основания утверждать, что само слово тень (ваянг) понималось древними яванцами в ином смысле, совсем не так, как его толковали европейцы XIX - XX столетий» [1, с. 49-50].

Ученый классифицирует имеющиеся в его распоряжении языковые материалы по трем группам.

1. Тень употребляется для выражения двух понятий: тень и душа человека.

2. Тень трактуется как «душа умершего». «Души умерших предков, - отмечает А. Д. Авдеев, -понимаются как тени, а тень человека - это его душа, которая после смерти переселяется в потусторонний мир, где продолжает свое существование как тень, вполне материально себе представляемая» [Там же].

3. Тень осмысляется как призрак, бесплотный дух и связывается с представлением об умершем.

Анализируя приводимые лингвистические примеры, исследователь заключает, что, во-первых, в Индонезии достаточно широко распространено представление о тени как «душе», «душе умершего»; во-вторых, «представление о тени эволюционирует: на более ранних ступенях развития представление о душе совпадает с представлением о тени, позднее это представление осмысляется как “призрак”, но не теряет смысловой связи с представлением об умершем человеке» [Там же, с. 51]; в-третьих, в поздних наименованиях театра теней сохранилось древнее представление о тени как «душе умершего».

Последнее положение А. Д. Авдеева имеет существенное значение для выявления истоков традиционного яванского театра ваянг кулит, или театра плоских кожаных кукол.

Наиболее древний вид театра ваянг кулит - ваянг пурво (пурво - ‘древний’, ‘первый’). Ваянг пурво следует понимать как древние тени, т. е. души умерших.

А. Д. Авдеев, ссылаясь на солидное исследование В. Рассерса «О происхождении яванского ваянга» [10], доказывает, что представления ваянг кулит в прошлом являлись «обрядовой церемонией вызывания и почитания предков.» [Там же, с. 56]. Этой цели и служили изображения предков - кукол ваянга, -которые демонстрировались потомкам на фоне белого экрана далангом (исполнителем-рассказчиком). Белый экран же служил фоном, на котором показывались ярко раскрашенные изображения (куклы) героев-предков.

78

По доисламской традиции основные зрители -мужчины - сидели за спиной даланга (за экраном) и видели самих кукол, женщины - перед экраном, со стороны теней. В. Рассерс выдвинул предположение, что такой порядок отражает наиболее древний традиционный обычай. Экран являлся по существу не сценой, а стеной, отделяющей женщин и детей от действительного места представления за экраном, где сидел даланг с куклами и располагались зрители-мужчины. Это место, по мнению В. Рассер-са, было первоначально ни чем иным, как тайным «мужским домом», где хранились изображения тотемных предков племени и другие священные предметы, доступные лишь для взрослых мужчин, прошедших инициацию.

Таким образом, В. Рассерс связывал происхождение ваянг кулит с институтом «мужских домов» и совершавшимися в них ритуалами вызывания предков, восхваления их.

А. Д. Авдеев, посвятивший фундаментальную монографию вопросу о происхождении театра [2] и, в частности, влиянии института «мужских домов» на развитие театральных представлений, разделяет точку зрения В. Рассерса.

После принятия яванцами ислама эта традиция размещения зрителей сохранилась. Ислам не уничтожил, а закрепил обычай, согласующийся с исламскими догмами о подчиненной роли женщины в обществе. С течением времени женщин стали допускать к созерцанию этой церемонии, но с ее закулисной стороны, по другую сторону экрана. Они довольствовались тем, что видели сквозь полотно экрана силуэты кукол. Первые европейцы, посетившие эти представления и описавшие их, как непосвященные в таинство обряда смотрели их вместе с женщинами и наблюдали игру теней. А. Д. Авдеев утверждает, что «первые европейские зрители ваянг кулит, увидев игру теней и не уяснив, что они находятся “за кулисами” представления, назвали этот театр привычным для них термином - теневой театр» [1, с. 57].

Таким образом, древнейший традиционный восточный театр ваянг кулит есть театр плоских кожаных кукол, и в древности он являлся обрядовой церемонией вызывания и почитания предков. Слово тени в названии обозначало не тени кукол на экране, а тени предков, которые вызывались для общения.

Н. Я. Симонович-Ефимова, создатель первого в России театра теней, рассматривала создание теневых спектаклей как возможность возрождения забытого искусства силуэта. В статье «Теневой театр» она писала:

«Рассвет силуэта был в XVIII веке. К середине XIX начался его упадок... Силуэт начал умирать.

Достаточно, однако, времени прошло для того, чтобы начать ему жить снова. В силуэте есть свойства, отвечающие по существу нашему времени. Свойства эти: первое - героический язык данной формы графики. Горизонт берется в силуэте низко, под ногами, под пятой. Фигура поэтому проецируется на фоне светлом. Как памятник, как монумент.

Второе: все внимание сосредоточено на одной фигуре. Разговор идет коротко и решительно, как было бы: “Вперед!”, “Учись!”

Лозунг в литературе, у художников - силуэт.

Третье: силуэт обобщает действие, не приурочивает к одному моменту. Противоположен иллюстративности...

Силуэт умер от собственной эффектности, которая позволила обращаться небрежно с формой, уповая на саму значительность способа.

Теперь он и ожить должен через театр.

Надо начать вырезать силуэт для показывания в театре.

Это введет его в жизнь, сделает, что силуэт будет...» [4, с. 228-229].

Примером подобного силуэтного театра и был театр художников Н. Я. Симонович-Ефимовой и ее мужа И. С. Ефимова, где на фоне белого экрана двигались искусно вырезанные черные силуэты.

Техника теневого театра была заимствована европейцами у китайцев, в стране, где теневой театр чрезвычайно популярен и известен с давних времен. По всей видимости, европейцы, познакомившие своих соотечественников с «тенями», заимствовали лишь форму показа. Детальная техника кукловождения, требующая показывать четкий силуэт куклы, а не ее тень, ими не изучалась, а вопрос о некорректности названия театр теней никем не рассматривался.

Анализ различных точек зрения показывает, что наиболее убедительна научная концепция И. Н. Со-ломоник. Название, наиболее точно отражающее суть этого вида театра кукол, - силуэтный театр.

Нельзя не учитывать также, что российскими исследователями и историками театра кукол широко используется термин театр теней. В архивных материалах, содержащих описания первых теневых представлений в России, употребляется также термин тени, теневые картины [3]. К тому же, в России, как и в Европе, заимствовали у традиционного восточного театра плоских кожаных кукол только форму показа.

79

Выразительные средства традиционных восточных представлений на русской почве видоизменялись, трансформировались. Помимо соблюдения традиционного способа кукловождения, в русском театре теней выработан свой, оригинальный, при котором зрители наблюдают именно тени, отбрасываемые плоскими куклами. В связи с этим считаем целесообразным при описании теневых представлений в России употреблять термин театр теней.

Театр теней, или силуэтный театр, как один из видов традиционного восточного театра кукол продолжает жить и в наши дни, оказывая влияние на мировое искусство театра. Это живое напоминание всем живущим о всеобъемлющих космических связях в природе: о единстве видимого и невидимого, о многомерности и вечности ежесекундно меняющегося космоса. Таинственное, волшебное, завораживающее, очаровывающее и даже страшное в своей загадочности - вот что такое тень.

1. Авдеев, А. Д. Индонезийский театр «ваянг-кулит» / А. Д. Авдеев // Совет. этнография. - 1966. - № 5. - С. 51-55.

2. Авдеев, А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе / А. Д. Авдеев. - Л.; М.: Искусство,

3. Голдовский, Б. П. Летопись театра кукол в России XV - XVIII веков / Б. П. Голдовский. - М.: Берегиня, 1994. -

4. История русского драматического театра: в 7 т. / гл. ред. Е. Г. Холодов. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1: От истоков до конца XVII века. - 482 с.

5. Кузнецова, С. А. Историография вопроса о происхождении ваянг-кулит и о первоначальном значении его пьес / С. А. Кузнецова // Литература и время. - М., 1973. - С. 60-71.

6. Симонович-Ефимова, Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол / Н. Я. Симонович-Ефимова. - Л.: Искусство, 1980. - 271 с.

7. Соломоник, И. Н. Традиционный театр Востока: основные виды театра плоских изображений / И. Н. Соломоник. -

М.: Наука, 1983. - 184 с.

8. Haseu, G. H. I. Bijdrage tot de Kennis van het Javaansche Tooneel / G. H. I. Haseu. - Leiden, 1897. - 268 p.

9. Pigeaud, Th. Javaanse volksvertoningen / Th. Pigeaud. - Batavia, 1938. - 308 p.

10. Rassers, W. H. On the origin of the Javanese Theatre / W. H. Rassers // Panji, the culture hero. - Hague, 1959. - P. 93-215.

19З9. - 2бВ с.

90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.