ТЕАТР АБСУРДА*
В драматическом искусстве театр абсурда впервые заявил о себе в начале 50-х годов ХХ в. пьесами «Лысая певица» Эжена Ионеско (1912-1994) и «В ожидании Годо» Сэмюэла Беккета (1906-1989). «Театральная условность открыла в пьесах "абсурдистов" множественность смысловых пластов, от самых трагических до вполне жизнеутверждающих, ведь и в жизни отчаяние и надежда - всегда рядом» (с. 31). К театру абсурда относят обычно и пьесы Жана Жене (19101986), Гарольда Пинтера, Фернандо Аррабаля, а также пьесы польского драматурга Славомира Мрожека.
Французский драматург Э. Ионеско в своих пьесах стремился «обнажить опасность конформистского сознания, абсолютно обезличивающего человека» (с. 32). В комедии «Лысая певица» Ионеско показана нелепость банальных суждений и тривиальных фраз. В пьесе «Носорог» (1959) драматург «предрекает» превращение целого сообщества людей в носорогов. А в одной из самых известных своих пьес «Стулья» (1952) Ионеско использует прием трансформации образов: героиня выступает то как жена старика, то как его мать. Персонажи пьес Ионеско характеризуются отсутствием духовных устремлений.
Ирландский писатель и драматург С. Беккет (писал на французском и английском языках) в самом знаменитом своем произведении «В ожидании Годо» (1952) трактует тему одиночества. Персонажи этой трагикомедии (Владимир и Эстрагон) полностью одиноки и даже с трудом вспоминают прошлое. Лейтмотивом драматургии Бекке-
* Театр абсурда // Большая иллюстрированная энциклопедия: В 32 т. -АСТ: Астрель, 2010. - Т. 1. - С. 30-35.
М.: 75
та становится фраза из этой пьесы: «Никто не приходит, ничего не происходит» (цит. по: с. 33). Пьесы Беккета («Конец игры», «О прекрасные дни» и др.) всегда требуют изощренных сценических толкований, отчего некоторые свои произведения он воплощал на сцене лично. В произведениях Беккета «неизменно варьируется мысль о непосильном для человека бремени существования. В то же время, сдобренные тонким мягким юмором, они почему-то оставляют светлое чувство» (с. 34). За пьесу «В ожидании Годо» Беккету была присуждена Нобелевская премия.
Французский драматург и писатель Жан Жене является самым экстравагантным представителем театра абсурда. Его наиболее знаменитая пьеса - «Служанки» (1947). «Это пьеса о жизни, в которой в уродливой форме столкнулись мечта и действительность» (с. 35).
Английский драматург Г. Пинтер в мрачных трагикомедиях «День рождения» (1957), «Немой официант» (1957), «Сторож» (1960), «Пейзаж» (1969), «Измена» (1978), «Теплица» (1980), населенных загадочными персонажами, пародирует обычные разговоры человеческого общения и своеобразно обрисовывает страдания людей, которые оказались на обочине жизни.
Испанский драматург Ф. Аррабаль - автор пьес «Два палача» (1956), «Первое причастие» (1966), «Сад наслаждений» (1969), «Инквизиция» (1982). В своих пьесах Аррабаль противопоставляет детскость персонажей жестоким обстоятельствам, в которых они вынуждены жить.
Произведения театра абсурда в основном строятся на том, что герои, утратившие веру в Бога, теряют смысл жизни и существуют в ожидании смерти - бессмысленно и бесцельно.
И.Л. Галинская