Научная статья на тему 'Тайваньский вопрос в современных отношениях Китая и США'

Тайваньский вопрос в современных отношениях Китая и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3362
752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / тайваньский вопрос / США / продажи оружия / администрация Д. Трампа / Цай Инвэнь / China / Taiwan issue / the US / China / arms sales / the Trump administration / Tsai Ing

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волошина Анна Валерьевна

На протяжении семи десятилетий тайваньский вопрос продолжает оставаться фактором, привносящим кон фликтность в развитие китайскоамериканских отношений. На фоне роста соперничества между Соединенными Штатами и Ки таем и происходящих изменений в стратегическом ландшафте азиатского региона вновь актуализируется задача осмысления места «тайваньского вопроса» в современной политике Пекина и Вашингтона. Рассматривая периоды с 2008 по 2016 г. и с 2016 по настоящее время, автор пытается раскрыть, каким образом происходило взаи модействие двух держав по тайваньскому вопросу и какие измене ния оно претерпевало. Анализируя текущие проблемы в рамках тре угольника КНРТайваньСША, автор предлагает возможный сце нарий развития этих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Taiwan issue in the modern China

For seven decades, the Taiwan issue has been a stumbling block for the development of SinoAmerican relations. Given the gro wing competition between the United States and China, as well as the changing strategic landscape of the Asian region, the task of understan ding the place of the Taiwan issue in the modern relations of Beijing and Washington again becomes actual. Considering the periods from 2008 to 2016 and from 2016 to the present, the author tries to reveal how the two powers interacted on the Taiwan issue and what changes their interaction went through. Analyzing the current problems in the ChinaUSTaiwan triangle, the author offers a possible scenario of the development of these relations.

Текст научной работы на тему «Тайваньский вопрос в современных отношениях Китая и США»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10002

А.В. Волошина

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ КИТАЯ И США

Аннотация. На протяжении семи десятилетий тайваньский вопрос продолжает оставаться фактором, привносящим конфликтность в развитие китайско-американских отношений. На фоне роста соперничества между Соединенными Штатами и Китаем и происходящих изменений в стратегическом ландшафте азиатского региона вновь актуализируется задача осмысления места «тайваньского вопроса» в современной политике Пекина и Вашингтона.

Рассматривая периоды с 2008 по 2016 г. и с 2016 по настоящее время, автор пытается раскрыть, каким образом происходило взаимодействие двух держав по тайваньскому вопросу и какие изменения оно претерпевало. Анализируя текущие проблемы в рамках треугольника КНР-Тайвань-США, автор предлагает возможный сценарий развития этих отношений.

Ключевые слова: Китай, тайваньский вопрос, США, продажи оружия, администрация Д. Трампа, Цай Инвэнь.

Автор: Волошина Анна Валерьевна, младший научный сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией Института Дальнего Востока РАН. E-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru

A.V. Voloshina

The Taiwan issue in the modern China-US relations

Abstract. For seven decades, the Taiwan issue has been a stumbling block for the development of Sino-American relations. Given the growing competition between the United States and China, as well as the changing strategic landscape of the Asian region, the task of understanding the place of the Taiwan issue in the modern relations of Beijing and Washington again becomes actual.

Considering the periods from 2008 to 2016 and from 2016 to the present, the author tries to reveal how the two powers interacted on the Taiwan issue and what changes their interaction went through. Analyzing the current problems in the China-US-Taiwan triangle, the author offers a possible scenario of the development of these relations.

Keywords: China, Taiwan issue, the US, China, arms sales, the Trump administration, Tsai Ing-wen.

Author: Anna V. VOLOSHINA, Junior Researcher, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru).

На протяжении семи десятилетий тайваньский вопрос остается фактором, усиливающим напряженность и недоверие в отношениях Китая и Америки. Однако, несмотря на долгую историю существования этой проблемы и неоднократные заявления сменявших друг друга лидеров Вашингтона и Пекина о стремлении выстраивать конструктивные партнерские отношения между двумя странами, за прошедшие годы не только не были разрешены коренные противоречия в позициях сторон по проблеме статуса Тайваня, но, переживая эволюцию, отношения внутри треугольника КНР—США—Тайвань существенно усложнились.

Так, в принятых Китаем и Америкой документах, где стороны пытались зафиксировать руководящие принципы для взаимодействия по тайваньскому вопросу (Шанхайское коммюнике 1972 г., Коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США 1978 г. и Китайско-американское совместное коммюнике 1982 г.), не было ни четкого заявления Соединенных Штатов о статусе Тайваня, ни каких-то определенных сроков окончания аме-

риканских поставок оружия острову, что создало основу для разночтений подписанных как Пекином, так и Вашингтоном текстов. Более того, стороны закрепили свои позиции по тайваньскому вопросу в одностороннем порядке. Конституция Китая заявляет, что «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики» [Конституция КНР (1982 г.)] и КНР выступает единственным законным представителем всего китайского народа, а Закон о противодействии расколу страны 2005 г. легитимизирует право КНР на применение силы в деле объединения страны. Что касается США, то, сохраняя неопределенность по вопросу о суверенитете Тайваня, свою приверженность острову они подтвердили «шестью гарантиями» Р. Рейгана, а также принятием в 1979 г. Закона об отношениях с Тайванем. С его помощью Соединенные Штаты закрепили возможность своего вмешательства, в том числе военного, в межбереговые отношения, если действия материка создадут «какую бы то ни было угрозу безопасности или общественной или экономической системе народа Тайваня и возникающую из этого... угрозу интересам Соединенных Штатов» [Taiwan Relations Act. 1979].

Еще более усложнили взаимоотношения Пекина и Вашингтона активизировавшиеся с 1990-х годов процессы демократизации на Тайване. На его политической арене появились силы, отстаивающие идею Тайваня как независимого суверенного государства, такие как Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Примером того, насколько рискованной может стать политика Тайбэя, стал период президентства представителя ДПП Чэнь Шуйбяня (2000—2008 гг.). КНР и США были вынуждены проводить отчасти параллельный курс, направленный на сдерживание этого лидера, дабы избежать разгорания конфликта в зоне Тайваньского пролива.

Победа на тайваньских президентских выборах 2008 г. кандидата от партии Гоминьдан Ма Инцзю привнесла положительную динамику в развитие отношений в треугольнике КНР—Тайвань— США. Благодаря стремлению Ма Инцзю наладить отношения с Китаем и признанию им «консенсуса 1992 г.» (т. е. признание принципа «одного Китая» с его различной интерпретацией Китаем и Тайванем), происходит запуск переговорных процессов с матери-

ком. Уже к концу 2008 г. были установлены три канала связи между берегами Тайваньского пролива: прямые грузоперевозки, авиасообщение, почтовое сообщение. Бурное развитие экономических отношений и подписание Рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве в 2010 г. привело к прорыву в двусторонних политических консультациях — с уровня неправительственных организаций они перешли на уровень чиновников в ранге заместителей министров с обеих сторон. А 7 ноября 2015 г. состоялась первая с 1949 г. встреча лидеров с обоих берегов Тайваньского пролива: председателя КНР Си Цзиньпина и президента Китайской Республики Ма Инцзю.

Улучшение межбереговых отношений вызвало у китайской стороны надежды на благоприятные подвижки в американской позиции по тайваньскому вопросу. Этому способствовало то, что в первый год пребывания у власти команда избранного в 2008 г. президента Б. Обамы подчеркивала свое желание установить партнерские отношения с Китаем и пыталась избежать провоцирования Пекина по чувствительным для него вопросам, посылая не всегда верно трактуемые сигналы китайской стороне. Так, в сентябре 2009 г. тогдашний заместитель государственного секретаря Джеймс Стейн-берг озвучил идею о необходимости «стратегического успокоения» в американо-китайских отношениях, заявив, что каждая из двух стран «должна предпринять конкретные шаги для устранения и уменьшения опасений друг друга» ['[Obama] Administration's Vision of the U.S.-China Relationship'...]. Затем, в ходе визита президента США Б. Обамы в Китай в ноябре 2009 г. было подписано совместное заявление США и Китая, где фиксировалось крайняя важность уважения коренных интересов друг друга для обеспечения устойчивого прогресса в американо-китайских отношениях [U.S.-China Joint Statement. 2009]. Более того, перед своим визитом в Китай Б. Обама отложил уведомление Конгресса о продаже оружия Тайваню, а также решил отказаться от встречи с Далай-ламой — для американской стороны эти шаги были лишь тактическим ходом во избежание нагнетания напряжения между странами в преддверии двусторонних переговоров, однако же в свете речи Д. Стейнберга они создали ложное впечатление о готовности США перейти от слов к делу в проак-

тивном «стратегическом успокоении» КНР [Christensen, Т.: 252]. В то же время в американских политических и научных кругах зазвучали призывы «отказа» от Тайваня (У. Оуэнс, Б. Джилли, Т. Карпентер, Д. Роткопф и др.) в пользу улучшения отношений с КНР. Среди китайских экспертов, пристально следивших за этими подвижками и дебатами, стали высказываться мнения о том, что в их основе лежат ослабление США и увеличивающаяся взаимозависимость двух держав, заставившие американских деятелей задуматься о пересмотре политического курса в отношении Китая и тайваньского вопроса [См.: Лю Фэйтао].

Однако, продажа оружия Тайбэю в 2010 г. стоимостью 6,4 млрд долл. подтвердила неизменность официальной линии США и вынудила китайскую сторону занять более реалистичную позицию. В ответ Пекин продемонстрировал готовность жестко отстаивать свои коренные интересы, так, в частности, Министерство обороны КНР остановило все военные обмены с США с января по октябрь 2010 г., были озвучены угрозы принятия санкций в отношении американских компаний, вовлеченных в продажи оружия, а также отменен ряд важных двусторонних переговоров. По мнению исследователей Китайского института международных исследований, обозначение для США «красной линии» по вопросам, касающимся Тайваня, стало успехом китайской дипломатии [Лю Фэйтао, Тэн Цзяньцюнь, Шэнь Ямэй, Цуй Лэй, Ду Лань. С 48]. Действительно, следующие продажи оружия администраций Б. Обамы носили нерегулярный характер (производились в 2011, 2015 гг. на суммы 5,9 млрд долл. и 1,83 млрд долл. соответственно) и не нарушали «красной линии» Пекина относительно того, чтобы в пакетах не фигурировали истребители F-16C/D и дизель-электрические подводные лодки.

В целом, политика двух администраций Б. Обамы оказалась направлена на поддержание статус-кво в тайваньском вопросе, а не его изменение. Нацеленность Америки на сохранение стабильных отношений в районе пролива и решение не разыгрывать «тайваньскую карту» в ходе реализации своей стратегии «возвращения в Азию» были отмечены китайской стороной. Так, после переговоров с госсекретарем США Джоном Керри в сентябре 2013 г. министр ино-

странных дел КНР Ван И заявил, что «тайваньский вопрос находится в контролируемом состоянии» [Ван И хуэйу Кэли тань тайвань вэньти...]. Китайские исследователи также отмечали, что при условии поддержания стратегической сдержанности и Китаем и США тайваньский вопрос будет оставаться в числе «управляемых» разногласий между двумя странами [Лю Фэйтао, Тэн Цзяньцюнь, Шэнь Ямэй, Цуй Лэй, Ду Лань. Там же].

Победа на тайваньских президентских выборах 2016 г. кандидата ДПП Цай Инвэнь и приход к власти в США администрации республиканца Дональда Трампа поколебали хрупкий баланс трехсторонних отношений, обострив неразрешенные разногласия по тайваньскому вопросу.

Отказ Цай Инвэнь признать «консенсус 1992 года» разрушил политическую основу для межберегового взаимодействия. Была остановлена работа механизма консультаций и переговоров между Канцелярией Госсовета КНР по делам Тайваня и тайваньским Советом по делам материковой части, Ассоциацией по развитию связей между берегами Тайваньского пролива и Фондом обменов через Тайваньский пролив. В качестве ключевого условия для позитивного развития межбереговых отношений Цай Инвэнь выдвигает принцип «четырех долженствований». В соответствии с ним, Китай должен: признать реальность существования Китайской Республики (Тайвань); уважать приверженность 23-миллионного народа Тайваня свободе и демократии; мирным путем, на основе равенства, урегулировать межбереговые разногласия; вести переговоры с участием правительства или уполномоченных правительством учреждений.

Китай не меняет свою позицию, что условием для начала межбереговых переговоров является признание тайваньской администрацией «консенсуса 1992 г.», и подчеркивает, что объединение с Тайванем является исторической задачей КНР, а наилучшей моделью его реализации — принцип «одна страна — две системы». В ответ на неуступчивую позицию Тайбэя Китай увеличил количество воздушных и военно-морских учений в районе Тайваньского пролива, а также предпринял шаги по сокращению международного пространства Тайваня. С момента прихода к власти администрации Цай Инвэнь 7 стран разорвали дипломатические отношения с островом в

пользу признания КНР, пострадало членство Тайваня в международных организациях.

Также произошло обострение китайско-американских отношений. Новая администрация США переосмысливает свою стратегию по отношению к Китаю, отказываясь от попыток «вовлечения» КНР в пользу гораздо более конфронтационного подхода. Китай признается прямым соперником Соединенных Штатов, ревизионистской державой, стремящейся занять их место в регионе, «бросающей вызов американской мощи, влиянию и интересам, пытающейся подорвать безопасность и процветание Америки» [National Security Strategy, 2017]. На этом фоне обострились разногласия Пекина и Вашингтона по поводу Тайваня. Администрация Д. Трампа взяла курс на укрепление отношений с островом и углубление сотрудничества в сфере безопасности. Тайвань подключается к Ин-до-Тихоокеанской стратегии США, причем в докладе Пентагона «Индо-Тихоокеанская стратегия США» 2019 г. можно увидеть критически важное обозначение Тайваня в качестве страны и его сравнительно высокое позиционирование в ряду государств, с кем Соединенным Штатам следует укреплять региональные партнерства. Не совсем прямое упоминание Тайваня как страны в этом документе не является официальным отказом США от следования принципу «одного Китая», однако, демонстрирует готовность Америки относиться с меньшим уважением к чувствительности Китая в отношении острова.

Кроме этого, в марте 2018 г. Америка принимает Закон о поездках на Тайвань, согласно которому США и Тайвань могут официально посылать друг к другу чиновников высшего ранга, а в апреле того же года Госдепартамент одобряет план, позволяющий американским оборонным компаниям изучить возможность продажи Тайваню технологий и систем вооружения для его программы по созданию подводных лодок. Эти шаги воспринимаются Китаем как действия, нарушающие статус-кво по «тайваньскому вопросу». Также протест Пекина вызвали продажа оружия Соединенными Штатами Тайваню в 2017 г. на сумму 1,4 млрд долл.; сделка на сумму 330 млн долл., объявленная в конце сентября 2018 г.; и одобренные в июле и в августе 2019 г. продажи оружия на 2,2 млрд долл. и 8 млрд

долл. соответственно. Положения готовящегося к принятию Закона об ассигнованиях на национальную оборону на 2020 г. подтверждают, что курс на укрепление отношений в сфере безопасности с Тайванем будет продолжен.

Таким образом, тайваньский вопрос обостряется на фоне общего нарастания силового балансирования в китайско-американских отношениях. Представляется, однако, что развязывание конфликта в зоне Тайваньского пролива в краткосрочной и среднесрочной перспективе противоречит интересам всех участников треугольника. Перед китайской дипломатией стоит задача стабилизации отношений с США при обеспечении соблюдения своих коренных интересов в отношении Тайваня. Что касается США, то несмотря на их сегодняшний, более конфронтационный подход к Китаю, возгорание конфликта в зоне Тайваньского пролива — риск, на который американская администрация маловероятно отважится.

Дальнейшее взаимодействие стран по тайваньскому вопросу во многом будет зависеть от того, насколько точно две страны смогут определить свои цели в регионе, средства для их реализации и возможные издержки принимаемых решений.

Библиографический список

Ван И хуэйу Кэли тань тайвань вэньти: цзай кэ кун дэ чжуантай чжи нэй : [Ван И встречается с Керри для обсуждения тайваньского вопроса: находится в контролируемом состоянии]. URL: http://news.takungpao.com/taiwan/shizheng/ 2013-09/1915753.html (дата обращения: 14.12.2019).

Конституция КНР (1982 г.). URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/ constitution (дата обращения: 15.11.2019).

Лю Фэйтао. Мэйго шэ Тай чжэнцэ бяньлунь цзи Тай цзюнь шоу чжэнцэ цзоуши : [Дебаты об американской политике по отношению к Тайваню и тенденции в политике продаж оружия] // «Гоцзи вэньти яньцзю» [Исследования международных проблем]. 2012. № 4. С. 51—65.

Лю Фэйтао, Тэн Цзяньцюнь, Шэнь Ямэй, Цуй Лэй, Ду Лань. Чжун-мэй фэньци гуань кун дэ лилунь юй шицзянь — и чжэнчжи, цзинцзи, аньцюань вэй ши цзяо : [Теория и практика сдерживания и контроля китайско-американских разногласий — с точки зрения политики, экономики, безопасности] // CIIS яньцзю бао-

гао (Чжунго гоцзи вэньти яньцзю юань): [Исследовательский отчет CIIS (Китайский институт международных исследований)]. 2015. № 11. 57 с.

Christensen T. The China challenge: shaping the choices of a rising power. New York: W. W. Norton & Company, 2015. 387 p.

National Security Strategy of the United States of America. 2017. URL: https:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

'[Obama] Administration's Vision of the U.S.-China Relationship'. Deputy Secretary of State James B. Steinberg's Keynote Address at the Center for a New American Security on September 24, 2009. URL: https://china.usc.edu/james-steinberg -obama-administrations-vision-us-china-relationship-september-24-obam (дата обращения: 15.12.2019)

Taiwan Relations Act. 1979. URL: http://www.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act. html (дата обращения: 10.11.2019).

U.S.-China Joint Statement. 2009. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/ realitycheck/the-press-office/us-china-joint-statement (дата обращения: 15.12.2019).

References

Christensen, T. (2015). The China challenge: shaping the choices of a rising power. New York: W. W. Norton & Company. 387 p.

Konstitutsiya KNR (1982) : [The Constitution of the PRC]. URL: http:// chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (accessed: 15 November, 2019). (In Russian).

Liu Feitao (2012). Meiguo she Tai zhengce bianlun ji Tai jun shou zhengce zoushi: [Debate about American policy toward Taiwan and trends in arms sales policy]. Guoji wentiyanjiu : [International studies], 4. P. 51—65.

Liu Feitao, Teng Jianqun, Shen Yamei, Cui Lei, Du Lanet (2015). Zhong-Mei fenqi guan kong de lilun yu shijian — yi zhengzhi, jingji, anquan wei shi jiao : [Theory and practice of Sino-U.S. disagreement control and management — in terms of politics, economy, security]. CIIS yanjiu baogao (Zhongguo gouji wenti yanjiu yuan) : [CIIS Research Report (China Institute of International Studies)]. № 11. 57 p.

National Security Strategy of the United States of America (2017). URL: https:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed: 10 December, 2019).

'[Obama] Administration's Vision of the U.S.-China Relationship'. Deputy Secretary of State James B. Steinberg's Keynote Address at the Center for a New

American Security on September 24, 2009. URL: https://china.usc.edu/james-steinberg -obama-administrations-vision-us-china-relationship-september-24-obam (accessed: 15 December, 2019).

Taiwan Relations Act (1979). URL: http://www.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act.html (accessed: 10 November, 2019).

U.S.-China Joint Statement (2009). URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/ realitycheck/the-press-office/us-china-joint-statement (accessed: 15 December, 2019)

Wang Yi huiwu Keli tan Taiwan wenti: Zai ke kong de zhuangtai zhi nei : [Wang Yi meets with Kerry to discuss the Taiwan issue: it's under control]. URL: http://news.ta kungpao.com/taiwan/shizheng/2013-09/1915753.html (accessed: 14 December, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.