Арутюнян Гоар Эдвардовна
доктор религиозной антропологии и истории религий (Париж, Сорбонна), доктор филологии и истории религий Древнего Востока (Парижский католический институт), магистр богословия (Свято-Сергиевский православный богословский институт); французский независимый исследователь
Адрес: France, 78210, St-Cyr l'Ecole, 22 rue Victor Hugo E-mail: [email protected]
Тайна Воскресения как основа литургического времени Армянской Апостольской Православной церкви
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00130
Статья посвящена исследованию литургического времени Армянской Апостольской Православной церкви, состоящего из годового, седмичного и суточного кругов. В основе этих временных циклов лежит тайна Воскресения Христова, литургически подводящая человека к тайне собственного воскресения во Христе. В основе годового круга лежит празднование Воскресения Христова, которое определяет даты переходных церковных праздников, по природе подвижных — Пасхи, Пятидесятницы, Преображения, а также предпасхальный период. Седмичный круг начинается с первого дня недели, воскресенья, воспоминающего Воскресение Христово, и заканчивается субботой, воспоминающей век Воскресения. Как и в случае литургического года и недели, церковный день выстроен вокруг тайны Воскресения: начинается он с воспоминания Воскресения Христова на утрене и заканчивается воспоминанием нисхождением Христа в ад и умиротворением находящихся там душ на повечерии. Таким образом, церковные праздники годичного круга, а также воспоминания дней недели седмичного круга и служб суточного круга помогают каждому верующему вписаться в историю спасения и вписать историю спасения в свою земную жизнь, открывая тем самым врата вечности на земле и впуская земную жизнь в вечность.
Ключевые слова: литургическое богословие, религиозная антропология, церковные праздники, армянские церковные праздники, армянский обряд, Армянская церковь.
Для цитирования: Арутюнян Г.Э. Тайна Воскресения как основа литургического времени Армянской Апостольской Православной церкви // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 2. С. 64-75.
Gohar E. Haroutiounian
Doctor of Religious Anthropology and History of Religions (Paris, Sorbonne), Doctor of Philology and History of Religions of the Ancient East (Paris Catholic Institute), Master of Theology at St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris; French independent researcher
Address: France, 78210, St-Cyr l'Ecole, 22 rue Victor Hugo E-mail: [email protected]
The mystery of the Resurrection as the basis of the liturgical time of the Armenian Apostolic Orthodox Church
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00130
The article is devoted to the study of the liturgical time of the Armenian Apostolic Orthodox Church, which consists of the annual, weekly and daily circles. At the heart of these cycles lies the mystery of the Resurrection of Christ, liturgically leading man to the mystery of his own resurrection in Christ. The annual cycle is based on the celebration of the Resurrection of Christ, which determines the dates of the transitional church holidays, which are mobile in nature — Easter, Pentecost, Transfiguration, as well as the pre-Easter period. The circle of seven begins on the first day of the week, Sunday, which commemorates the Resurrection of Christ, and ends with Saturday, which commemorates the age of the Resurrection. As in the case of the liturgical year and week, the church day is built around the mystery of the Resurrection: it begins with the remembrance of the Resurrection of Christ at matins and ends with the remembrance of the descent of Christ into hell and the appeasement of the souls there at compline. Thus, the church holidays of the annual circle, as well as the memories of the days of the week of the weekly circle and the services of the daily circle, help each believer to fit into the history of salvation and enter the history of salvation into his earthly life, thereby opening the gates of eternity on earth and letting earthly life into eternity.
Keywords: Armenian Apostolic Church, liturgical theology, religious anthropology, ecclesial feasts, Armenian Church feasts, Armenian rite.
For citation: Haroutiounian G.E. The mystery of the Resurrection as the basis of the liturgical time of the Armenian Apostolic Orthodox Church. Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 2, pp. 64-75.
850-й годовщине успения святого Нерсеса Шнорали посвящается
В христианском церковном обряде литургическое время — это стрелки часов на циферблате вечности, определяющие движение Церкви Христовой, ее крестный ход и вход в Царствие Божье. Временные отрезки этого пути — литургический год, литургическая неделя и литургический день. В основе временных отрезков, связующих их воедино, лежит реальность и тайна Воскресения Христова, ведущая и подводящая Церковь, и тем самым человека, к реальности и тайне собственного воскресения во Христе и со Христом.
Годовой круг
В основе годового литургического цикла Армянской Апостольской Православной церкви (ААПЦ), определяемого как годовой круг, лежит празднование Воскресения Христова, Пасхи, исчисляемой согласно пасхальным канонам Никейского собора (325 г.), согласно григорианскому календарю, на который ААПЦ перешла с 1 января 1924 года1. Празднование Воскресения Христова [и^рр -^шр^р^^, 8с№гЬ Нагс№1уо'№п] определяет дату переходных церковных праздников, по природе подвижных, раскрывающих божественную природу Христа: Пасхи [Эшт^Ц, 7аик], Пятидесятницы [-nqhqшlnLum, Hogegalowst]2, Преображения [^щ|&шпшЦЬрщп1р]П1Ь, Pay9aíakerpowtyown]3. Праздник Воскресения Христова определяет также предпасхальный период — время Великого щшhp, Ме^ pahk]4 и Передового [Цпш^ш^пршд щшhp, Aíajavorac' pahk]5 постов, а также Страстной недели [Ц4шq 2шршр, Avag sabat]. На Пасху поется первый глас, для этого на Масленицу [РшрЬЦЬЬцшЬ, Barekendan] вводится глас, подводящий церковь к первому гласу на Воскресение Христово.
К этим данным можно добавить ещё один факт: в ААПЦ есть группа подвижных праздников древних святых [Цщш|^д тпЬЬр^ иррЬр, Apayic' toneri srber], празднование которых определяется Пасхой. Если Пасха поздняя, они празднуются после восьмидневного рождественского цикла [ОЬЬщшЬ ^рорЬр, ^nndyan owtbrek]6 и до начала передового поста7. Если же Пасха ранняя — переносятся и празднуются после Преображения8.
1 Нужно отметить, что есть армянские епархии, продолжающие использовать юлианский календарь. Кроме отдельных епархий и приходов он используется Иерусалимским армянским патриархатом.
2 Празднуется через 7 недель после Пасхи.
3 Празднуется через 7 недель после Пятидесятницы.
4 Начинается за 7 недель до Пасхи.
5 Начинается за 10 недель до Пасхи.
6 Восьмидневный рождественский цикл празднуется с 6 по 13 января.
7 Передовой пост начинается за 3 недели до Великого поста.
8 Смотри указание в 2ш2пд [Casoc] = Лекционарий, Эчмиадзин, 1999. С. 583.
Воскресение Христово исподволь определяет также празднование Успения Богородицы [^Ьршфп^пЫ, Verapoxowm] и Воздвижения Святого Креста [^ш^ ^Ьршд^дшЬпЫ, Xaci veracowcanowm]. Из непереходных эти праздники стали переходными: так, Успение и Кресто-воздвижение празднуются в близлежащие к 15 августа и 14 сентября воскресенья9. Эти два праздника называются полупереходными или полуподвижными, ибо, с одной стороны, дни их празднования датированы (15 августа и 14 сентября), а с другой стороны, эти даты подгоняются под ближайшее к ним воскресенье. А так как любое воскресенье церковного года — пасхальное, Успение и Крестовоздвижение празднуются сквозь призму Воскресения Христова, и в этом есть глубокий богословский смысл. Крест — это реальность смерти, Христовой и человеческой, подводящей к тайне воскресения. Святой Григорий Нисский в третьей пасхальной проповеди подчеркивал необходимость физической смерти и разрушения для сотворения нового тела, новой твари [Haamman, 1965. P. 97-116; Andronikoff, 1990. P. 25-30]. К этому можно добавить исторический факт: крест Христов был воздвигнут 13 сентября в новопостроенном храме Воскресения Христова в Иерусалиме, и именно это событие лежит в основе становления праздника10. Таким образом, исторический и богословский смыслы тесно переплетены в истории зарождения праздника Крестовоздвижения, и празднование его в близлежащее к 14 сентября воскресенье, то есть в свете Воскресения Христова, является литургически выраженной историей и богословием.
Также сквозь призму Воскресения Христова в близлежащее к 15 августа воскресенье празднуется Успение Богородицы. Такой расклад подчеркивает тайну обожения человека: Богородица является человеком, наиболее близко подошедшим к Богу и принявшим Его в себя, и поэтому смерть ее является успением, вознесением в теле на небеса. Поэтому Богородица является путеводной звездой и заступницей христиан — стяжателей Духа Святого. Интересно заметить, что в богословском смысле подвижные праздники — Пасха, Пятидесятница, Вознесение — подчёркивают божественную сущность Христа, тогда как полуподвижные — Успение и Крестовоздвижение — подчёркивают синергию божественного и человеческого начал: Богоматерь является образом обоженного человека, а Крест — образом вочеловечившегося Бога.
Кроме подвижных и полуподвижных праздников литургический год ААПЦ включает неподвижные или непереходные праздники — Господские и Богородичные, в основе которых лежит тайна вочеловечения Сына Божьего. Центральный литургический неподвижный
9 Об истории праздника Успения см. [Renoux, 1986]: о поклонении кресту и празднике Крестовоздвижения см. [Renoux, 1969].
10 Об истории праздника «Крестовоздвижение» см. [Le Gall, 2005 (1987, 1997)].
праздник — Рождение Иисуса Христа и Богоявление [UnLpp öbnLÜq k Uuш4шöшhшJшйnLpJnLй, Sowrb Çnownd ew Astvaçahaytnowtyown], которые празднуются вместе б января по григорианскому календарю. Особенностью армянского обряда является совместное празднование двух событий: Богоявления и Рождества. Богоявление праздновалось в Иерусалимской церкви б января и включало в себя упоминание событий, связанных с тайной воплощения Слова Божьего: Благовещение Марии и Иосифу, бегство в Египет, Рождение Христа, поклонение волхвов и т. д. [Renoux, 19б7. P. 179-1S9; Maslov, 2002. P. 150]. Иерусалимская традиция не упоминает в этой цепочке Крещения Господня [Renoux, 19б7. P. 176-17S]. В дальнейшем в римской традиции, так же как и в византийской, Рождество отделяется от Богоявления и переносится на 2S декабря11, а Богоявление начинает трактоваться как Крещение Господне (византийская традиция) и Поклонение волхвов (римская традиция).
В современном армянском обряде Рождество празднуется б января вместе с Богоявлением, трактуемым как Крещение [U^pmnLpjnLÙ, Mkrtowtyown] Господне. Празднование его, предваряемое 50-дневным Рождественским постом [^ийшЦшд щшhp, Hisnakac pahk], включает восьмидневный праздничный цикл [UnLpp nLpopbp, Sowrb Çnndyan owt'orek] — с б по
13 января. 13 января празднуется Обрезание [^фштп^п^, Tlpatowtyown] Господне,
14 февраля — Сретение Господне [^дпш Êp^urnnu^ únLrnpp шшбшр, Hicows Kristosi mowtkë tacar], а 7 апреля — Благовещение [Uumi]uiöuiöti]i UilbuinLiÍii, Astvaçaçni
Nativity of Christ, XIV century, Avetowmë]. Осенью празднуются древние Sarkis Pitzak, Sis богородичные праздники: Рождение Бого-
родицы [иишЦш0ш0й^ ôfrnLÙqp, Astvaçaçni çnowndë] (S сентября), Вход Богородицы в Храм [Пиш^шбшбй^ únLrnpp шшбшр, Astvaçaçni mowtk'ë tacar] (21 ноября) и Зачатие Богородицы [Цййщф h^gnLÚü иишЦшбшбйпЦ, Annayi hgacowmn Astvaçaçnov] (9 декабря).
Таким образом, праздничный круг ААПЦ включает так называемые в византийской традиции «двунадесятые» праздники, предлагая своеобразное разделение на пять «ведущих» [Зшцш^шр mnfrbp, Ta gavar toner] и на «Господские» [SbpnLÙ^ rnnfrbp, Terowni toner] праздники. Ведущими праздниками являются Рождество и Богоявление, Пасха, Преображение, Успение, Воздвижение Святого Креста. В группу Господских
11 2S декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает
римский хронограф 3S4 г., см. [Menart, 19б7. P. 3S7-3SS; McGowan].
праздников входят Благовещение, Сретение, Вход Господний в Иерусалим [^p^urnnu^ ùnLmpp ЬрпшшцЬй, Kristosi mowtkë Erowsagem], Пятидесятница, Рождение Богородицы, Вход Богородицы в Храм и Зачатие Богородицы. Недвунадесятые праздники также празднуются в ААПЦ, но не составляют отдельной группы праздников.
Годовой круг ААПЦ складывает разные литургические циклы в единую цепочку в нижеследующей последовательности: семинедельный Пасхальный цикл [-^ЬшЬд 2Р?шЬ, Hinanc srjan], шестинедельный Пятидесятничный цикл KnqhqшlumJшЬ 2Р?шЬ, Hogegalstyan srjan]12, недельный Преображенский пост [^ш]&шпшЦЬрщпгр]шЬ щшhg, Payçarakerpowtyan pahk]13, подвижный Преображенский цикл [^ш]&шпшЦЬрщпгр]шЬ 2Р?шЬ, Payçarakerpowt'yan srjan] от двух до пяти недель14, недельный Успенский пост [^.Ьршфп^йшЬ щшhp, Verapoxman pahk]15, трехнедельный Успенский цикл Resurrection of Christ, XIII
[ЧЬршфп^ш& 2р2ш^ Verap'oxman srJan] 16, century, Hovhannes monk, недельный Крестовый пост [^ш^Ьршд^ Akner monastery щшhp, Xacveraci pahk]17, девятинедельный
Крестовый цикл [^ш^Ьршд^ 2р?шЬ, Xacveraci srjan]18, семинедельный цикл Рождественского поста К^иЬшЦшд 2р?шЬ, Hisnakac srjan]19, Рождественский подвижный цикл от четырех до восьми недель [ипгрр ОЬЬщшЬ 2р?шЬ, Sowrb Çnndyan srjan]20, шестинедельный Великий пост, Страстная неделя, Воскресение Христово.
Как следует из вышесказанного, в основе армянского церковного года лежит праздник Воскресения Христова. Однако литургические
12 Включает семидневное празднование Пятидесятницы и шесть воскресений после праздника.
13 Пятидневный пост, с понедельника по пятницу.
14 Включает трехдневное празднование и три преображенских воскресенья, первое из которых — воскресенье самого праздника. Если Пасха ранняя, сюда переносятся три рождественских подвижных воскресенья.
15 Пятидневный пост, с понедельника по пятницу.
16 Включает девятидневное празднование и четыре успенских воскресенья, первое из которых — воскресенье самого праздника.
17 Пятидневный пост, с понедельника по пятницу.
18 Включает семидневное празднование и десять крестовых воскресений, первое из которых — воскресенье самого праздника. Семидневное празднование включает воскресенье Крестовоздвижения, праздники Святого Креста (понедельник, пятница и суббота) и праздники Церкви (вторник, среда, четверг).
19 Пятидесятидневный пост начинается в понедельник после десятого крестного воскресенья и заканчивается шестидневным Рождественским постом.
20 Включает восьмидневное празднование Рождества и Богоявления, три подвижных рождественских воскресенья, которые в случае ранней Пасхи переносятся после Преображения, передовой недельный пост и двухнедельный цикл празднования святых.
служебные книги предлагают разные обрезки литургического года. Церковный календарь [Оршдпцд, Oracowyc]21, например, начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря, следуя логике гражданского года. Лекционарий [Йш2пд, Casoc]22 и Устав [Sn^gmjg, Tonacowyc]23 начинаются с рождественских и богоявленских чтений и заканчиваются чтениями Рождественского сочельника, подчеркивая тем самым тайну богоявления и боговоплощения. Гимнарий [СшршЦЬпд, Saraknoc]24 же начинается с богородичных гимнов, в частности гимнов праздников Рождения Богородицы и Благовещения, а тематически заканчивается крестовыми гимнами [^ш^ 2шршЦшЬЬЬр, xaci sarakanner] праздника Воздвижения Святого Креста и других крестовых праздников — Обретение Святого Креста [UnLpp ^ш^ qjnLmp, Sowrb Xaci gyowtë]25 и Обретение мощей Святого Креста на горе Вараг [Snb ^.шpшqш UnLpp ^ш^, Ton Varaga Sowrb Xaci]26. Такая обрезка церковного года подчёркивает полноту человеческой природы Христа: рожденный от жены в полноте человеческой природы, согласно закону этой природы, умерший на кресте и, вопреки естественному закону, воскресший, Иисус делает человеческую природу сопричастной божественной.
Седмичный круг
Второй единицей литургического времени ААПЦ является литургическая неделя, определяемая как седмичный круг. Неделя в армянском языке называется 2шршр [sabat], как и седьмой день недели. Отсчет дней недели ведется от воскресенья и заканчивается субботой, как и в греческой и еврейской традициях. Название первого дня недели —Ц^ршЦ^ [kiraki, воскресенье] — калька с древнегреческого Kuptax^ и переводится на русский как «господний». Далее следуют [erkowsabtl, понедельник], в переводе — «второй (день) недели» или «второй день (после) субботы»27; ЬрЬр2шрр^ [ereksabtl, вторник] — «третий (день) недели» или «третий день (после) субботы»; ^прЬр2шрр^ [coreksabtl, среда] — «четвертый (день) недели» или «четвертый день (после) субботы»; hhЬq2шpph [hingsabtl, четверг] — «пятый (день) недели» или «пятый день (после) субботы». Название шестого дня недели, ^рршр [owrbat, пятница], восходит к арамейскому аruwatha, что означает «приготовление». Речь идет, по всей вероятности, о приготовле-
21 Оршдпцд [Огас'ошус] = Календарь, сост. архиепископ Микаэл Аджапаян, Эчмиад-зин, 2023.
22 2ш2пд [Савос]= Лекционарий, Эчмиадзин, 1999.
23 SnhшgшJg [Топас'ошус]= Устав, Иерусалим, 1915.
24 Сшрш^Ьпд [§агакпос] = Гимнарий, Эчмиадзин, 1999.
25 Празднуется в седьмое крестовое воскресенье.
26 Празднуется в третье крестовое воскресенье.
27 Для обозначения «субботы» и «недели» в армянском языке используется тот же термин: 2шршр / шаббат.
нии к шаббату, седьмому дню недели, который в армянском языке так и называется — 2ШРШР [sabat, суббота]28.
В современном армянском обряде бытует функциональное разделение дней недели на дни святых (понедельник, вторник, четверг и суббота), постные дни (среда и пятница) и господний день (воскресенье). Однако, согласно литургической традиции ААПЦ, отраженной в Часослове [tfшúшq^р£, 2amagirk]29 и Гимнарии, седмичный круг представляется как воспоминание сотворения мира, этапов его спасения и основных действующих лиц и сил, участвующих в истории спасения, реализованной во Христе30. Так, в первый день недели, воскресенье, воспоминается и прославляется первый день творения мира и Воскресение Христово [СшршЦЬпд [Saraknoc] = Гимнарий. C. 439]. В понедельник
— второй день творения и Небесные силы [там же. С. 439-440]. Воспоминания третьего дня недели, вторника, вводят новую категорию — понятие века [цшр, dar]. Этимология слова «цшр» уходит корнями в древ-неассирийский и является заимствованием, как и слово «год» [шшр^, tari]31. Что касается понятия века в нашем контексте, его раскрывают гимны дней творения, зафиксированные в Гимнарии и Часослове [там же. C. 439-443]. Речь идет об определенных событиях истории спасения и лицах, принимающих в нем участие, ветхозаветных и новозаветных. События и лица группируются и представляются как определенный этап истории спасения мира. Так, во вторник воспоминаются и празднуются третий день творения, третий век — Ноя и Иоанн Предтеча [там же. С. 440]. В среду — четвертый день творения, четвертый век
— Исаака и Благовещение Богоматери [там же. С. 440-441]. В четверг воспоминаются пятый день творения, пятый век — Моисея и исхода и апостолы [там же. С. 441-442]. В пятницу — шестой день творения, шестой век — Иисуса Христа и его Распятие [там же. С. 442]. В субботу воспоминается седьмой день творения, седьмой век — эра Воскресения и день покоя [там же. С. 442-443].
Таким образом, седмичный круг ААПЦ включает, с одной стороны, логику византийского седмичного круга32, с другой стороны, содержит своеобразное памятование дней творения и веков истории спасения, которое, вероятнее всего, объясняется влиянием сирийской
28 От еврейского шаббат (ивр. ГШ>) традиционно связываемого с корнем швт — «покоиться, прекращаться, воздерживаться».
29 й-шйшфрр [2ашадкк] = Часослов, Эчмиадзин, 2016.
30 Речь идет о семи гимнах / 2шрш^шЬЬЬр [вагакаппег] на семь дней недели, сгруппированных и представленных как в Гимнарии, так и в Часослове под названием Цршр^ш^шЬ 2шрр [Лгагсакап вагк], дословно: «Ряд творения», Сшрш^Ьпд [§агакпос] = Гимнарий. С. 439-443.
31 иЦРОЛРЗЦЪ Л., «й-шйшЬш^ш^д hшJhphЬ^ дшйшЬш^шЬ^? ршпЬр^ дшдпЫЬшршЬш^пгЬр», ^шЬрЬд [Магдагуап, 2017].
32 О византийском седмичном круге см. [Лктшоу].
церковной традиции33. В любом случае речь идет о своеобразном синтезе новозаветных и ветхозаветных элементов, проводящих параллель между днями творения, важными событиями истории спасения и осуществления этого спасения во Христе. Отправной и конечной точками воспоминаний является тайна Воскресения: первый день недели, воскресенье, воспоминает Воскресение Христово, а последний, суббота, воспоминает век Воскресения.
Суточный круг
Третьей единицей литургического времени ААПЦ является суточный круг, представленный в Часослове. В армянском обряде он состоит из девяти служб и литургии, начинается с вечерней службы [ЬрЬЦщшЬ dшtfhpqnLpJnLfr, erekoyan zamergowtyown] (вечерни) и заканчивается службой 9 часа [йш2П1. 9 dшü, casow 9 zam ]34. Самыми древними из них являются утренняя служба [шпш^пт^Ь dшtfhpqпLpJпLЬ, aravotyan zamergowt'yown] (утреня); службы 3, 6, 9 часов [йш2П1. 3, 6, 9 dшtfhp, casow 3, 6, 9 zamer] и вечерняя служба [ЬрЬЦщшЬ dшtfhpqпLpJпLЬ, erekoyan zamergowtyown] (вечерня)35. Позднее в суточный круг вводятся ночная служба [q^bpmj^b dшtfhpqпLpJпLЬ, giserayin zamergowtyown] (полунощница), служба восхода солнца [шpkшqшl_h dшtfhpqnLpJnLЬ, arewagali zamergowtyown] (1 часа) и служба мирного часа [^шцшцшЦшЬ dшtfhpqnLpJnLfr, xagagakan zamergowtyown] (повечерие)36. Последней примыкает к суточному кругу служба перед отходом ко сну dшtfhpqnLpJnLfr, hangstyan zamergowtyown]37. В истории становления армянского обряда были периоды, когда все эти службы служились отдельно38. Однако постепенно службы объединились в три основные группы [Hacowni, 2015. P. 56-57]: утренние (ночная, утренняя, восхода солнца), дневные (3, 6, 9 часов)39, вечерние (вечерняя, мирная, перед отходом ко сну). Современный армянский обряд придерживается этой
33 Кроме того, что слово «век» [qmp, dar] заимствовано в армянском языке из древнеа-рамейского, понятие века как этапа спасения присутствует в сирийской церковной традиции, например, в разделении годового круга на семь периодов. В любом случае версия влияния сирийской церковной традиции относительно упоминаний дней творения и веков спасения в седмичном круге озвучена нами в качестве гипотезы, которая должна быть изучена отдельно, что не входит в перспективу данного исследования.
34 Однако есть и другая трактовка обрезки литургического дня, согласно которой литургический день начинается ночной службой и заканчивается службой покоя. В его основе лежит время смены гласа во время ночной службы.
35 Ацуни датирует их IV-V вв. К этому списку он прибавляет также ночную службу. ^ивПЬЪЬ Ч., ^mmünipfiLti ^иупд шцоршйштщд^Ь [Hacowni, 2015. P. 204].
36 Ацуни датирует службу восхода солнца и службу мирного часа VI-VIII вв. [Hacowni, 2015. P. 244].
37 Ацуни датирует ее происхождение XIV в., а присоединение к суточному кругу XVI в. [Hacowni, 2015. P. 37-38].
38 Ацуни отмечает период до IX в. [Hacowni, 2015. P. 55-56].
39 Литургию или так называемую «Обеденную службу» предписано служить после службы 6 часа.
практики.40 Что касается определенного часа служений, а также вытеснений и замещений некоторых служб, исторические сведения не представляют единого полотна. Предписания касательно утренней группы разнятся между следующими определениями: «в ночи», «при первом зове петуха», «перед восходом солнца». Дневной группы — «в полдень», «днем». Большинство предписаний, касающихся вечерней группы, сходятся на «десятом часу».
Каждая из девяти служб суточного круга обращена к одному или нескольким лицам Святой Троицы и посвящена воспоминаниям о жизни Иисуса Христа. Ночная служба (полунощница) воспоминает Бога Отца [2amagirk] = Часослов. Р. 17]. Утренняя служба (утре-
ня) — Сына Божьего, явившегося мироносицам [там же. С. 157]. Служба восхода солнца (первый час) воспоминает Духа Святого, Воскресение Христово и Его явление ученикам [там же. С. 257]. Служба третьего часа воспоминает вкушение праматери, освобождение человечества Христом и сошествие Духа Святого [там же. С. 273]. Служба шестого часа воспоминает Бога Отца, муки и распятие Сына Божьего [там же. С. 283]. Служба девятого часа воспоминает Сына Божьего, его смерть и испускание его человеческого духа [там же. С. 293]. Вечерняя служба (вечерня) воспоминает Сына Божьего, Его снятие с креста, покрытие плащаницей и погребение [там же. С. 377]. Служба мирного часа (повечерие) воспоминает Духа Святого и Слово Божье, погребенное, сошедшее в ад и умиротворившее души [там же. С. 411]. Служба часа покоя воспоминает Бога Отца, который в ночной мгле хранит нас в мире охраняющей десницей Единородного Сына [там же. С. 445].
Как и в случае литургического года и недели, церковный день выстроен вокруг тайны Воскресения: начинается он с воспоминания Воскресения Христова и заканчивается его нисхождением в ад и умиротворением находящихся там душ.
Заключение
Данное исследование позволяет заключить, что в основе литургического времени Армянской Апостольской Православной церкви — годового, седмичного и суточного кругов — лежит тайна Воскресения Христова, подводящая человека к тайне собственного воскресения во Христе. Такая перспектива представляет литургическое служение как место встречи времени и вечности, их взаимопроникновение, определяющее обожение и спасение человека. Церковные праздники годичного круга, а также воспоминания дней недели седмичного круга и служб суточного круга помогают каждому верующему вписаться в историю спасения и вписать историю спасения в свою земную жизнь, открывая тем самым врата вечности на земле и впуская земную жизнь в вечность.
40
В приходской практике служатся в основном утренняя и вечерняя группы.
Литература / References
Akimov V.V., glava «Sedmicnyj krug», Liturgika, liturgika-akimov/html = Акимов В.В., глава «Седмичный круг», Литургика.
Andronikoff C, Le cycle Pascal, Paris, L'âge d'homme, 1990.
Cantantalamessa, La Paque dans l'Eglise ancienne, edit. LANG P., Berne / Francfort, Traditio christiana, tome 4, 1980.
Çasoc = 2ш2пд [Лекционарий], Ëjmiaçin, 1999.
Hacowni V., Patmowtiwn Hayoc' agôtamatoycîn = -^"ЦЗПРЪ^ Ч., ^шщйп1.рргй ^mjng шцоршйшшщдрй, Ëjmiaçin, 2015.
Hamman A., Le Mystère de Pâques, Paris, Desclée, 1965.
Haroutiounian-Thomas G., «Les lectures eucharistiques des dimanches du Grand Carême d'après le rite arménien», dans La Liturgie interprète de l'Ecriture. Conférences Saint-Serge XLVIIIe Semaine d'Etudes Liturgiques, Paris, 2001, vol. I, éd. Triacca A.M. Pistoia A., Rome, Edizioni Liturgiche, BEL, s 119, 2002, pp. 173-183.
Haroutiounian G., «Sutocnyj krug Armjanskoj Apostol'skoj cerkvi[...]», Tradicii i sovremennost', 2020, no. 24, pp. 33-39 = Арутюнян Г., «Суточный круг Армянской Апостольской церкви, строение ее литургии и связь с византийскими литургиями», научный православный журнал Традиции и современность. 2020. № 24. C. 33-39.
Le Gall R., Dictionnaire de Liturgie, Paris, Editions CLD, 2005 (1987, 1997).
Lemarie J., La Manifestation du Seigneur, Paris, Cerf, Lex Orandi tome 23, 1957, pp. 509-524.
Margaryan R., «Zamanakakic hayereni zamanakanis bareri çagowmnabanowtyownë», Kanteg, 2017, no. 2 (71), pp. 92-98 = UUPQ-UPSUb Л., «й-шйшйш^ш^д huyhphüft ¿шйшЬш^шЬ^? ршпЬр^ 0шдп1йЬшршйп1^пгйр», кшЬрЬц, 2017, 2 (71), t2 92-98.
Maslov, shiarhimandrit Ioann, «Bogojavlenie. Istorija prazdnika», Lekcii po liturgike, Moskva, Samsit-izdat, 2002, str. 150 = Маслов, схиархимандрит Иоанн, «Богоявление. История праздника.», Лекции по литургике, Москва, Самшит-издат, 2002.
McGowan A., «How 25 December became Christmas», Get Biblical archaeological Review, URL: https://historynewsnetwork.org/article/121219 (data of access: 23.03.2023).
Menart J.E., « Comptes rendus », dans Noel, Epiphanie, Retour du Christ, Paris, Cerf, Lex Orandi, tome 40, 1967. C. 357-358.
Örac'owyc'= Оршдпцд [Календарь] 2023, Kazmog ôrac'oycîs' T. MIK'AYËL ark'episkopos AJAPAHEAN [сост. архиепископ Микаэл Аджапаян], Ëjmiaçin, 2020.
Ormanian M., A Dictionary of the Armenian Church, trad. B. Norehad, New York, 1984.
Örmanian M., Çisakan bararan = ОРЦЦЪЗиЪ U., б^иш^шЬ ршпшршй, Erevan, 1992.
Renoux C., «Du VIIIe au XIIIe siècle : l'évolution de l'année liturgique arménienne à travers Commentaires et livres liturgiques», dans Armenian Literary Schools of Commentary dans Patma Banasirakan Handès , 200S, no 3/179, pp. 77-10.
Renoux A., «La croix dans le rite arménien : histoire et symbolisme», Melto. Recherches orientales, Université Saint-Esprit Kaslik, Liban, 19б9, no S, pp. 123-175.
Renoux C., « La fête de l'Assomption dans le rite arménien », dans La Mère de Dieu et la communion des saints, Rome, 19S6, BEL, s 37, p. 235-253.
Renoux C., Le Lectionnaire de Jérusalem en Arménie : le Casoc'. Introduction et liste des manuscrits, Turnhout, Brepols, PO, tome 44, fascicule 4, no 200, 19S9.
Renoux C., Le Lectionnaire de Jérusalem en Arménie : le Casoc'. II. Edition synoptique des plus anciens témoins, Turnhout, Brepols, PO, tome 4S, fascicule 2, no 214, 1999.
Renoux C., Le codex arménien Jérusalem 121. I Introduction aux origines de la liturgie hierosolymitaine. Lumières nouvelles, Turnhout : Brepols, PO, tome 35, fascicule 1, no 1б3, 19б9.
Renoux C., Le codex arménien Jérusalem 121. II Edition comparée du texte et de deux autres manuscrits. Introduction, textes, traduction et notes, Turnhout, Brepols, PO, tome 3б, fascicule 2, no 16s, 1971.
Renoux C., «L'Epiphanie a Jérusalem au IV et au V siècles», dans Noel, Epiphanie, Retour du Christ, Paris, Cerf, BEL, 19б7, pp. 179-1S9.
Renoux C., «L'Épiphanie à Jérusalem aux IV et au V siècles d'après le lectionnaire arménien de Jérusalem», Revue des études arméniennes, 19б5, no2, 343-359, en arménien dans Ganjasar, 199б, ^б, pp. 1б0-179.
Renoux C., «Le rite arménien», Bulletin du Comité des Etudes, 19б3, no44, pp. 245-27S. Saraknoc = Gшpш^üng [Гимнарий], Ëjmiaçin , 1999.
Taft R.F., «The Armenian Liturgy: Its Origins and Characteristics», dans Treasures in Heaven: Armenian Art, Religion, and Society. Papers Delivered at the Pierpont Morgan Library at a Symposium Organised by Thomas F. Mathews and Roger S. Wieck, 21-22 May 1994, New-York, 199S, pp. 13-30.
Taft R., tte Liturgy of the Hours in East and West, Collegeville, Liturgical Press, 19S6.
Ter-Mikaelian N., Das armenische Hymnarium. Studeinzuseiner geschichtlichen Entwicklung, Leipzig, 1905.
Tonacowyc' = Snüшдш_Jд [Устав], Jerusalem, 1915. Zamagirk' = íшúшq^pg [Часослов], Ëjmiaçin, 201б.