Научная статья на тему 'Татьянин день'

Татьянин день Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татьянин день»

И. КАЛИНОВСКАЯ Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова

Татьянин день

Немало на Руси праздников, связанных с именами святых: «Ильин день», «Нико-лин день», «Юрьев день». Пришедшие из глубины веков, они вызывают мысли о чем-то патриархальном, почти сказочном и связаны с бытовыми традициями нашего народа. Но словосочетание «Татьянин день», хотя этимологически сходное с ними, рождает совсем другие ассоциации. Здесь можно говорить скорее о традициях культурных, да и явление это относительно новое. Церковь отмечает день памяти святой великомученицы Татианы 12 января по старому и 25-го по новому стилю. Кто же была святая Татьяна? Что мы о ней знаем?

Татьяна родилась в Древнем Риме в III веке нашей эры от знатных и богатых родителей. Отец ее служил консулом, сам был тайным христианином и дочь воспитал в христианской вере. Необходимо помнить, что в те времена христианство еще не завоевало ключевых позиций в борьбе с язычеством; у него было достаточно противников, и жестоких и влиятельных. В 18 лет Татьяна нарекла себя «невестой христовой», то есть решила провести жизнь свою в девстве и целомудрии. В православном храме она выполняла работу диа-кониссы: посещала больных женщин, ухаживала за ними, подготавливала к крещению и т.д. При императоре Антонии Гели-обале деятельность православных церквей была возможной, но после воцарения его преемника — 16-летнего отрока Александра Севира началось настоящее уничтожение христиан. Вскоре было издано повеление: под угрозой смерти поклоняться только римским богам, наиболее почитаемым из которых был Аполлон. Язычники схватили Татьяну и привели в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу, она же выбрала истинного Бога. Вдруг произошло землетрясение, фигура Аполлона упала и разбилась, а часть храма обрушилась и многие жрецы пострадали. С этого момента начались 5

мучения Татьяны: ее били, рвали глаза и лицо железным крючьями, но — чудо! — девушка не чувствовала боли, а страдали сами мучители. В конце концов все восемь палачей раскаялись и обратились в христианство, за что были обезглавлены.

На другой день суд возобновился. Татьяна предстала перед судьями совершенно невредимой, лицо ее было спокойно и радостно. Когда девушка вновь отказалась признать Аполлона, ее раздели и резали бритвами, затем бросили на землю и били жезлами. И опять удары, направленные на Татьяну, оборачивались против палачей.

Пытки продолжились и на третий, и на четвертый день. Свирепый лев не тронул ее, огонь не вредил. Вера ее была тверда.

В «Православном календаре» имя Та-тиана разъясняется, между прочим, как «учредительница», «основательница». Знал ли об этом И.И. Шувалов, когда выбрал день 12-го января 1755 года, чтобы подать на подпись императрице Елизавете Петровне указ об учреждении Московского университета? Говорят также, что Шувалов выбрал 12 января как день именин своей матери, Татьяны Родионовны Шуваловой, чтобы преподнести ей в подарок учреждение главного дела своей жизни — Московского университета, где он был поставлен куратором. К сожалению, Татьяна Родионовна успела увидеть только ростки этого благородного дела — она умерла в 1756 г. Возможно, дата была выбрана случайно, но, так или иначе, 12 января 1755 г — Татьянин день — вошел в историю как день основания Московского университета. Можно даже сказать, что у истоков высшего образования в России лежит женское начало: в день женщины — святой, в честь женщины, родившей незаурядного человека, который с молодых лет служил отечеству (в 1755 г. Шувалову исполнилось 28 лет), и документ подписан женской рукой.

Торжественное открытие Московского университета состоялось в апреле 1755 г.

130 Высшее образование в России № 1, 2000

Не сразу сложилась традиция отмечать юбилей МГУ в Татьянин день: 25-летие отмечали в апреле, 50-летие — 30 июня 1805 г., 75-, 80- и, особенно пышно, 100-летие — в январе. Празднование обыкновенно начиналось богослужением в храме. За ним следовал торжественный акт вручения дипломов и наград, звучало Слово о Московском университете, и оканчивалось подписным обедом, где присутствовали профессора и приглашенные. Но это — официальная часть праздника. Было и другое — то, что позволило назвать его «праздником своевольного духа», студенческим днем, днем безудержного разгула. Во второй половине дня толпы студентов заполняли Большую Никитскую, Тверской и Страстной бульвары; захватывая окрестные пивные, текли по направлению к Трубной площади и Эрмитажу. К гулянью готовились заранее: продавали ненужные учебники, латали дыры, занимали деньги, чтобы потом оставить их в «Эрмитаже». В этот первоклассный ресторан в обычные дни допускались лишь люди вполне прилично одетые, да и цены там были недоступны студентам, но в Татьянин день хозяин «Эрмитажа» француз Оливье отдавал студентам свое заведение для гулянки. Накануне роскошный зал ресторана буквально преображался. Исчезала дорогая шелковая мебель, скатерти со столов и ковры. Пол посыпался опилками. Растения в горшках, вазы и все, что было ценного, исчезали, зато возникали простые деревянные столы, стулья, табуретки. Фарфоровая посуда заменялась глиняной. Изысканные блюда и напитки отменялись, в буфете и на кухне оставались только холодные закуски, пиво и водка. Последние лились рекой. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что они пьяны. Представьте: число студентов растет с каждой минутой. Сначала швейцары дают номерки, затем вешалок не хватает. Посетители — в пальто, фуражках и калошах. Пол и стены залиты пивом. На стол один за другим влезают ораторы, произносятся пылкие речи о замечательном будущем российской науки и образования. Красноречивых ораторов качают, других стягивают со стола. Веселье продолжается в загородных ресторанах. Лихачи, простые извозчики, облепленные гроздьями студентов, несутся к Яру, в Стрельну. Малоимущие плетутся пешком. Здесь гулянье приобретает

еще более необузданный характер. Бешенство овладевает всеми. В одном из своих фельетонов А.П. Чехов в 1885 году писал про Татьянин день: «В этом году выпито все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что она замерзла... Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди...» К 3-4 часам ночи стихия угомонялась. Под утро швейцары Стрельны и Яра нередко надписывали мелом на спинах кутежников адреса, и их развозили по домам более стойкие товарищи.

На протяжении всего праздника не раз звучал «Гаудеамус» и знаменитая студенческая песня «Татьяна». По традиции исполняли ее так.

Запев:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна! Вся наша братья пьяна, вся пьяна,

вся пьяна

В Татьянин славный день...

Голос из толпы: А кто виноват? Разве мы?

Хор отвечает: Нет! Татьяна! Да здравствует Татьяна!

Запевала:

Нас Лев Толстой бранит, бранит, И пить нам не велит, не велит, не велит, И в пьянстве обличает! А кто виноват? Разве мы? Нет! Татьяна! Да здравствует Татьяна!

В кармане без изъяна, изъяна, изъяна Не может жить Татьяна, Татьяна, Татьяна, Все пусты кошельки, Заложены часы.

А кто виноват? и т. д.

Между прочим, другие русские университеты тоже имели свои праздничные дни. Но уже примерно с 80-90-х годов XIX в. московский Татьянин день как праздник студенческой вольности стал отмечаться учащимися всех университетов России, студентами других высших учебных заведений, Высших женских курсов, а также их выпускниками.

Официальной датой возвращения Татъ-яниного дня можно считать январь 1994 года, и уже в 1995 г. праздник открылся богослужением в восстановленной Татья-нинской церкви. Ее история достойна отдельного рассказа. Как мы помним, в структуре Московского университета, в

отличие от других европейских, никогда не было теологического факультета, но некоторые богословские дисциплины преподавались, и духовная потребность в храме имелась. Изначально собственной церкви у университета не было. Роль университетской последовательно выполняли окрестные. Исторически они носили разные названия, но как только отходили к университету, освящались, порой частично, во имя святой мученицы Татьяны. Так это произошло в 1791 г. с церковью Дионисия Ареопагита на Никитской улице (сгорела в пожаре 1812 г.), в 1820 г. с Георгиевской церковью на Красной Горке. Можно сказать, что святая Татьяна безотлучно служила небесной покровительницей Московского университета, а церковь, устроенная в 1837 г. в купленном у Пашковых доме, прочно вошла в историю как Татьянинская. В ней проводились те же богослужения, что и в других православных храмах, только ее прихожанами были в основном преподаватели, студенты и служащие университета. Здесь отпевали Н.В. Гоголя, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, A.A. Фета, В.О. Ключевского. Ректор Московского университета С.Н. Трубецкой скончался в 1905 г. в Петербурге внезапно, на приеме у министра, но отпевали его в Университетском храме в Москве. Это было время революционных студенческих волнений. В знак протеста против самодержавия некоторые радикально настроенные студенты не вошли в церковь, а собрались на спевку в соседнем Аудиторном корпусе и пели там «Вы жертвою пали...» до окончания службы.

Конечно же, в университетской церкви не только отпевали, а также венчали и крестили детей преподавателей и служащих. Здесь крестили дочерей профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева — Марину и Анастасию, сюда они ходили исповедоваться, праздновать Пасху. Анастасия Ивановна писала, что высокий сводчатый потолок придавал церкви домашний уют и создавал в храме особую атмосферу.

В 1918 г. распоряжением Накромпро-са домовые церкви во всех учебных заведениях были закрыты. Богослужения в Татьянинской церкви не проводились с 1918 г. — они совершались в Георгиевской церкви (она простояла до 1932 г., теперь на ее месте громадный дом в стиле

«сталинского ампира», примыкающий к гостинице «Националь»). В ней же — тайком! — праздновали Татьянин день в январе 1920 г. — 165-летний юбилей Университета. В помещении Татьянинской церкви был образован читальный зал, затем студенческий клуб, проводились партийные и комсомольские собрания и конференции, в 1958 г. открылся Студенческий театр, а в 1993 г. даже работала выставка собак элитных пород «Мастиф-93». В январе 1995 г. здание было окончательно возвращено церкви. Утром 25 января, в 240-летие Московского Университета, под сводом церкви вновь зазвучал Акафист Святой Татьяне. В тот же день увидел свет первый номер газеты «Татьянин день» — печатного органа православного студенчества МГУ.

Итак, к нашей радости, Татьянин день вернулся. Всеми ли он признан безоговорочно? Оказывается, нет. Дата 12 января 1755 г. как момент зарождения высшего образования в России вызывает сегодня споры. Одни специалисты считают предтечей российской высшей школы Славяно-греко-латинскую академию, основанную в 1687 г., иные предлагают считать первым вузом нашей страны Киево-Могилянскую академию (год основания — 1632). Уже звучат предложения отказаться от празднования Татьянина дня и заменить его днем основания Киево-Могилянской академии. На правительственном уровне Московскому Университету отказано в первенстве появления на свет в пользу Санкт-Петербургского университета. В конце 1997 г. принято постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому Санкт-Петербургский университет объявлен правопреемником Академического университета в Петербурге, основанного в 1724 г., т.е., на 30 лет раньше Московского. Такое утверждение входит в противоречие с мнениями всех крупнейших российских историков XVIII-XX веков: Карамзина, Погодина, Грановского, Соловьева, Ключевского, Любавского и многих других. Существует очень авторитетное свидетельство Ломоносова о том, что Академический университет как русский национальный, да и просто как университет не состоялся. Будем надеяться, что недоразумение разрешится. Татьянин день — это явление отечественной национальной культуры; это наш с вами праздник, дорогие коллеги!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.