Научная статья на тему 'Татьяна Яковлева: «Законодательная база реформы здравоохранения недостаточна»'

Татьяна Яковлева: «Законодательная база реформы здравоохранения недостаточна» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Комитет по охране здоровья Государственной думы нового созыва, который возглавляет Татьяна Яковлева, работает уже полгода. Как говорится, старт дан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татьяна Яковлева: «Законодательная база реформы здравоохранения недостаточна»»

2004 июнь РШШШМ

[МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ]

Татьяна Яковлева:

Я В РАЗДЕЛЕ

^ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМСКОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА РАТУЕТ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕ КОМ-М-РЧЕСКОЙ И ПОДДЕРЖКУ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ■ ВЕРНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ И ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОДУКТА ОПРЕДЕЛИЛИ УСПЕХ КОМ-ПА НИИ ВИПС-МЕД: ЗА ПОСЛЕДНИЕ 6 Л3Т ПРЕДПРИЯТИЕ УВЕЛИЧИЛО В 10 РАЗ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ■ ЭТИЧЕ-2 С-ИЕ КОДЕКСЫ ФАРМАЦЕВТОВ ■ ОТВЕТ АКАДЕМИКУ А.В.АРЗАМАСЦЕВУ

«законодательная база реформы

здравоохранения недостаточна»

Комитет по охране здоровья Государственной думы нового созыва, который возглавляет Татьяна Яковлева, работает уже полгода. Как говорится, старт дан.

Татьяна Владимировна, насколько, на Ваш взгляд, он был успешным?

— Первая задача, которую мы сейчас решаем, — провести ревизию всей законодательной базы здравоохранения. Не секрет, что многие законодательные акты устарели и требуют корректировки. Одновременно предстоит разобраться, насколько нужен тот или иной закон или с ним можно подождать.

Взять, к примеру, многострадальный законопроект «О здравоохранении в Российской Федерации», который Госдума приняла в первом чтении еще в 1999 году. С тех пор он, что называется, висит — Правительство так и не согласилось со многими его позициями, особенно в части финансирования здравоохранения. Ко-

нечно, законопроект затратный. По мнению Комитета, на здравоохранение должно выделяться хотя бы 5 процентов от ВВП — минимум, рекомендуемый ВОЗ. Но пока мы спорили да рядили, были внесены принципиальные изменения в Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», проведена реформа местного самоуправления, межбюджетных отношений, так что законопроект уже не соответствует реалиям дня и нуждается в серьезной доработке. От прошлой Думы нам достался законопроект о профилактике йододефи-цитных заболеваний. Кстати, это, на первый взгляд, простое дело оказалось довольно сложным: у ученых нет единого мнения на этот счет. Нам даже пришлось собрать «круглый стол» по этому вопросу. В результате было решено проводить профилактику йодо-дефицитных состояний путем общего йодирования соли. Это наиболее удобный и простой, наиболее дешевый и приемлемый для России способ. А придать ему законную форму решили не отдельным законодательным актом, а поправкой в Закон «О техническом регулировании».

Кроме того, совместно с подкомитетом по здравоохранению Совета Федерации, Союзом педиатров России мы очень плотно работаем над совершенствованием законодательства в сфере охраны здоровья детей и подростков.

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

РШШ1ШМ 2004 июнь

Татьяна Яковлева, глава Комитета по охране здоровья Госдумы РФ.

Считаю, что необходимо как можно скорее принять Концепцию охраны здоровья детей, а на ее основе — соответствующий федеральный закон, Очень много проблем накопилось в сфере обращения лекарственных средств, начиная от их рекламы и льготных рецептов и заканчивая механизмом государственного регулирования цен на лекарства. До сих пор законодательно не закреплено понятие «фальсифицированное лекарственное средство», и, стало быть, нет соответствующей уголовной практики.

тия, заверил нас, что такой механизм сейчас разрабатывается. В сентябре мы планируем провести «круглый стол» по этим вопросам, чтобы определиться, в каком направлении следует развивать законодательство. Например, на мой взгляд, давно нуждается в поправках и дополнениях закон о рекламе, особенно в части, касающейся продвижения лекарственных средств.

Значит ли это, что будет активизирована работа над новой редакцией Закона «О лекарственных средствах»?

— Недавно Комитет единогласно высказался за отклонение проекта Закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах» (в части введения механизма ограничения роста цен на лекарства). Отклонили потому, что в Законе «О лекарственных средствах» подобная статья уже есть, но она практически не применяется. В принципе, этот законопроект был внесен именно для того, чтобы побудить Правительство РФ разработать, наконец, механизм государственного регулирования цен на лекарства. Впрочем, Р.У.Хабриев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального разви-

Вы предполагаете ввести более жесткие ограничения рекламы ЛС?

— Безусловно. Реклама лекарств в ее настоящем виде наносит большой вред. Пищевые добавки рекламируются под видом лекарств, едва ли не в каждом рекламном сюжете наличествует врач в белом халате, в то время как почти во всех странах мира это запрещено. Есть немало и других моментов. Люди хотят быть здоровыми, а вместо этого нередко становятся жертвами недобросовестной рекламы.

Татьяна Владимировна, найдет ли законодательное закрепление доктрина здорового образа жизни, столь активно декларируемая в последнее время правительственными структурами? — Совсем не уверена, что все в нашей жизни требует жесткой регламентации. Ведь то же здоровье человека не в последнюю очередь зависит от него самого.

Сейчас только и слышно: попробуйте заниматься спортом, когда пользование тренажерными и спортивными залами так дорого стоит. Я скажу следующее: когда президент кинул клич заниматься спортом, многие школы и вузы открыли свои спортивные залы для свободного посещения. Вы думаете, туда валом повалил народ? Мне преподаватели жалуются, что приходится студентов и школьников буквально загонять в спортзал. Но переламывать сознание людей все равно надо. Поэтому должна быть социальная реклама, пропагандирующая ценности здорового образа жизни, и на нее следует выделять деньги. Три председателя думских комитетов — по труду и социальной политике А.К.Исаев, по делам женщин, семьи и молодежи Е.ФЛахова и я — подписали соответствующее письмо на имя Председателя Правительства М.Е.Фрадкова. Мы нашли понимание и в Администрации Президента и сейчас будем совместными усилиями работать над решением этой задачи. Надо, наконец, переходить от слов к делу. Впрочем, кое-что уже реализовано. Я помню, с каким трудом мы добивались открытия спортивного телеканала. Но ведь открыли! Или взять федеральный закон об ограничении курения табака. Одно время казалось, что его никогда не примут, настолько сильным было противодействие. Но ведь приняли!

Все чаще руководители органов здравоохранения говорят о необходимости обязательного распределения выпускников медвузов,

33

получивших образование на бюджетной основе. Каково Ваше отношение к данному вопросу?

— Считаю, что к этой практике необходимо вернуться. Помните, раньше у нас была программа поддержки молодых специалистов? Подобную программу надо разработать и сейчас. Прежний состав Минздрава был готов рассмотреть такие проекты. Если району нужен такой-то специалист, пусть администрация платит деньги за обучение врача, который затем приезжает и отрабатывает в этом районе положенное время. Это один вариант. Второй вариант — само лечебное учреждение платит за обучение специалиста. Есть и другие варианты, но все сводятся к одному: если на специалиста затрачены бюджетные деньги или деньги предприятия, он должен их отработать. Но при этом ему по месту работы необходимо предоставить жилье и прочие социальные льготы. Я думаю, что мы скоро к этому придем, иначе вообще останемся без детских врачей и участковой службы, особенно на селе.

В свое время председатель Совета Федерации С.М.Миронов выступил с инициативой придания врачам и учителям статуса госслужащих, но не нашел поддержки у законодателей. А как Вы к этому относитесь?

— С одной стороны, это было бы хорошо, потому что значительно повысилась бы заработная плата. С другой стороны, у учителей не будет такого продолжительного отпуска, как сейчас. Я разговаривала об этом и со многими врачами, они на этот счет тоже не имеют однозначного мнения. В конечном счете, дело не в статусе, а в зарплате.

И каковы пути и реальные возможности повышения заработной платы врачам?

— Я считаю, что мы должны уходить от единой тарифной сетки, которая напрочь исключает возможность хороших заработков. Нужно, чтобы врачам платили за качество их труда, за каждого пролеченного больного, то ✓ есть за конечный результат, а достой-

ная заработная плата изначально включалась в тарифы, иначе мы никогда не получим в лице медиков сторонников реформ. При такой мизерной зарплате, какую медики получают сейчас, они заведомо не будут заинтересованы в том, чтобы обеспечить доступность и качество медицинской помощи. Звучит банально, но это так. Я говорила об этом и министру здравоохранения и социального развития МЮ.Зурабову.

В разработанном прежним Минздравом проекте отраслевой программы повышения структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации на 2004—2010 годы говорится о повышении заработной платы медицинским работникам. Однако никаких конкретных цифр не приводится. Общие слова. Конечно, так дело не пойдет. Считаю, что в программе должно быть совершенно конкретно указано, насколько возрастет заработная плата медицинских работников. Например, средняя зарплата медиков будет на 20 процентов превышать ее уровень в промышленности. При этом названная цифра должна быть убедительно обоснована. В октябре мы планируем провести парламентские слушания о финансировании здравоохранения, где будем обсуждать и эти вопросы.

Достаточна ли существующая законодательная база для того, чтобы реформа здравоохранения, о которой Вы упомянули, наконец-то начала осуществляться?

— Разумеется, недостаточна. Поэтому Правительство РФ и готовит для внесения в Думу пакет очень важных законопроектов. В конце апреля мы провели парламентские слушания по проблемам реформирования отрасли с участием, как говорится, всех заинтересованных сторон: депутатов Государственной думы, представителей Министерства здравоохранения и социального развития, руководителей здравоохранения из регионов, ученых, специалистов. Обсуждение прошло очень бурно, высказывались самые разные точки зрения. Я согласна с тем,

что реальные приоритеты реформы здравоохранения сегодня смещаются в сторону реструктуризации и модернизации отрасли. Однако эта сложная работа требует тщательных экономических расчетов и обоснований, а их пока нет. Меня лично волнуют и другие вопросы. Например, будет ли сохранена доступность медицинской помощи для социально незащищенных слоев населения? Как реструктуризация службы охраны материнства и детства скажется на работе детских поликлиник и женских консультаций? Как не допустить оттока финансовых средств из системы здравоохранения в связи с предполагаемым сокращением единого социального налога? Какова судьба ведомственной медицины? Словом, вопросов множество, и самый главный из них состоит в том, что реструктуризация и модернизация отрасли требует дополнительных финансовых средств. А их как раз и не обещают. Не меньше претензий и к обязательному медицинскому страхованию. Профилактика не оплачивается, разница в финансировании здравоохранения в регионах доходит до 15 раз! В стране по существу нет единой системы ОМС: полюс, выданный в одном регионе, не действует в другом, стандарты оказания медицинской помощи везде разные и т.д. Но основная коллизия существующего закона о медицинском страховании — это несоответствие между государственными гарантиями по оказанию бесплатной медицинской помощи и их финансовым обеспечением. Короче говоря, законодательную базу, регламентирующую деятельность системы ОМС, надо менять.

А когда ориентировочно будет внесен в Государственную думу проект закона об обязательном медицинском страховании?

— Мы тоже очень хотели бы это знать. У нас в комитете нулевое чтение этого законопроекта уже прошло. Однако в результате реорганизации правительства и возникших противоречий между Минэкономики и Минфином работа над ним вновь застопорилась. Со всей определенностью хочу сказать,

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ | 35

^■ РЕМШ1ШМ 2004 июнь 1

что задержка реформы чревата самыми серьезными негативными последствиями. Предполагается, что с 1 января 2005 г. снижается единый социальный налог. Я спрашиваю: за счет чего будет ликвидирован дефицит, который возникнет в системе ОМС в результате снижения единого социального налога? Отвечают: за счет того, что будет принят закон об ОМС, который позволит давать из федерального бюджета субвенции на неработающее население субъектам Российской Федерации. Но если мы этот закон не примем в ближайшее время, то те 16 миллиардов, которых будет недоставать в результате снижения ЕСН в территориальных фондах ОМС, ничем не покрываются. Поэтому наш Комитет направил письмо на имя премьер-министра РФ М.Е.Фрадкова с просьбой предусмотреть в федеральном бюджете субвенции на неработающее население в субъектах федерации.

Татьяна Владимировна, Вы счастливо сочетаете в себе опыт практического врача и депутата собраний всех уровней — от поселкового совета до высшего законодательного органа страны. Как отражается на Вашей нынешней деятельности прежний опыт работы?

— Конечно, мне это очень помогает. Как врач и организатор здравоохранения я понимаю, что сегодня должны быть другие методы управления лечебными учреждениями и отраслью в целом: те механизмы социалистического управления, которые существовали раньше, в современных условиях не работают. Как депутат, прошедший все уровни законотворческой деятельности, реально представляю себе, как тот или иной закон будет воспринят людьми на местах и станет реализо-вываться на практике. Свою главную задачу сегодня я вижу в том, чтобы продвигать в жизнь законы максимально гуманные, обеспечивающие право каждого гражданина России быть здоровым.

Беседовала Ольга ФЕДОТОВА

Светлана РОМАНОВА, «Ремедиум»

Стратегия развития фирмы -

современный маркетинг

Статья подготовлена по материалам научно-технической конференции «Основные перспективы и направления развития предприятия», проходившей в наукограде Фрязино в начале 2004 г.

ЧТО ТАКОЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ?

Причиной успеха одних и провала других фирм на рынке, как отметил заместитель генерального директора по экономике и маркетингу ООО «Фирма ВИПС-МЕД» г-н Гущин М.В., является то, что процветающие фирмы обладают конкурентным преимуществом, а неудачники такового не имеют. В современном мире ни одна страна и ни одна компания не могут себе позволить игнорировать существование конкуренции, а поэтому и тем и другим необходимо владеть искусством конкурентной борьбы. В противном случае рано или поздно произойдет катастрофа. Конкурентоспособность товара — это всем более или менее понятно. Она определяется соотношением цена-качество в сравнении с аналогичными товарами. Конкурентное преимущество фирмы — понятие более широкое и проявляется в ее способности лучше, чем это делают конкуренты, обслуживать потребности своих клиентов и за счет этого завоевывать большую долю рынка и, соответственно, получать большую долю прибыли. Анализ конкурентоспособности компании по западным стандартам управления проводится в рамках стратегического управления, сущность которого заключается в постоянном пересмотре ответов на следующие вопросы:

♦ На каком уровне сейчас находится организация?

♦ В каком направлении она должна развиваться в будущем?

♦ Как она собирается попасть на тот уровень, где ее хочет видеть руководство?

В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако даже для сравнительно небольших, но растущих предприятий наступает момент, когда одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Наиболее глубоко теория конкуренции и конкурентной борьбы представлена в работах американского ученого Майкла Портера. Представляют интерес положения его теории, касающиеся конкуренции предприятий, где рассматриваются три ключевые концепции. По его словам: «Цель стратегии конкурентной борьбы для предприятия состоит в том, чтобы найти в данной отрасли такую позицию, заняв которую компания сможет наилучшим образом защищаться от действия конкурентных сил или влиять на них с пользой для себя». Первая ключевая концепция выявляет пять основных конкурентных сил, которые определяют интенсивность соперничества в любой отрасли:

1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.

2. Способность покупателей добиваться снижения цен.

3. Способность поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.

4. Угроза появления на рынке заменителей продуктов.

5. Степень ожесточенности борьбы между предприятиями в отрасли. Очевидно, что высокую прибыль в своей отрасли можно получать либо за счет более низких издержек (операци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.