МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Татьяна Александрова, Людмила Коваль
ПАШКОВ ДОМ*
22 марта 1828 г. император Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского Музеума». По этому указу румянцевские коллекции, а также несколько домов, ранее принадлежавших покойному Государственному канцлеру России графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826), в соответствии с его завещанием повелевалось признать собственностью Министерства народного просвещения. Основу нового музея составляла уникальная коллекция книг, рукописей и других музейных предметов, которую граф Румянцев собирал много лет. В ноябре 1831 г. румянцевский особняк на Английской набережной в Санкт-Петербурге был открыт для публики. Первым библиотекарем музея Министерство народного просвещения назначило А.Х. Востокова - выдающегося ученого-слависта, в будущем академика. Собрание книг и рукописей Н.П. Румянцева он хорошо знал еще при жизни графа. Именно А.Х. Востоков составил «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского Музеума», изданное в 1842 г.
Петербургский период в истории Румянцевского музея был непростым. Несмотря на его государственный статус, казна ограничивала средства на поддержание коллекций и библиотечных фондов. В результате библиотека и другие коллекции музея не пополнялись. Не улучшилась ситуация и после того, как в 1845 г.
* Александрова Т., Коваль Л. Пашков дом // Русский Нобель. - СПб., 2013. -№ 3. - С. 54-58. 202
музей был передан в ведение Императорской публичной библиотеки. Уникальному собранию графа Румянцева грозила гибель -оно могло оказаться рассеянным по фондам и запасникам различных музеев и библиотек. Одним из активных противников этого был хранитель Румянцевского музея писатель и философ князь В.Ф. Одоевский. Именно он через директора Императорской публичной библиотеки М.А. Корфа подал в Министерство Двора докладную записку с предложением перевода музейной коллекции из Петербурга в Москву.
В то время в Москве не было публичной библиотеки, не было и общедоступного музея, а нужда в них ощущалась все острее. Сторонниками их создания были многие москвичи. Их поддержали министр просвещения Е.П. Ковалевский и попечитель Московского учебного округа Н.В. Исаков. Именно он предложил для размещения будущего музея Пашков дом, который тогда занимала 4-я Московская гимназия. После того как Министерство народного просвещения обратилось в Комитет министров с ходатайством о переводе «Румянцевского Музеума» из Петербурга в Москву, 23 мая 1861 г. было принято соответствующее решение.
В Москве Румянцевский музей вместе с создаваемым на базе коллекций Московского университета Московским публичным музеем разместили в Пашковом доме, который был подлинным украшением древней русской столицы. Он был построен выдающимся архитектором В.П. Баженовым в 1784-1786 гг. по заказу гвардии поручика П. Е. Пашкова, владевшего огромным состоянием. Здание, построенное как дворец-усадьба, было возведено на бровке высокого холма подле Кремля. Его стены были выложены из кирпича - за исключением деревянного бельведера, сгоревшего во время пожара 1812 г. и впоследствии воссозданного максимально близко к его первоначальному виду.
В 1839 г. Пашков дом был приобретен казной для размещения в нем Дворянского института. Летом 1861 г., после того как Ру-мянцевский музей был переведен в Пашков дом, его помещения стали переоборудовать для нужд обоих музеев.
1 июля (по новому стилю) 1862 г. император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румян-цевском музеуме», после чего состоялось торжественное открытие музеев, приуроченное к 1000-летию России. Впоследствии москвичи стали называть их Румянцевским музеем. Первым директо-
Татьяна Александрова, Людмила Коваль
ром музея стал попечитель Московского учебного округа Николай Васильевич Исаков. Москвичи, горячо приветствовавшие появление первого публичного музея с первой общедоступной библиотекой в Первопрестольной столице, деятельно помогали директору в их обустройстве и обогащении. Помимо книг и музейных ценностей, в пользу музея жертвовали и немалые финансовые средства. Большую поддержку Румянцевскому музею оказал купец первой гильдии, известный издатель, собиратель и меценат Козьма Терентьевич Солдатёнков. Он единовременно пожертвовал на открытие музея 3 тыс. рублей серебром и обязался вносить на содержание библиотеки по тысяче рублей в год, что аккуратно и делал в течение 40 лет. Солдатёнков завещал музею свою библиотеку, насчитывавшую 8 тыс. томов русских книг XVIII-XIX вв., 15 тыс. экземпляров журналов, а также замечательную коллекцию картин и скульптур.
С 1862 г. библиотека, согласно Положению о музеях, получала обязательный бесплатный экземпляр каждой книги, издававшейся в России. Из этих обязательных экземпляров складывалось 80% всего библиотечного фонда. Денег на комплектование фонда до 1913 г. не отпускалось, поэтому он пополнялся в основном за счет даров. В библиотеку поступило более 800 коллекций, в том числе бесценные сокровища, что делало ее особенно привлекательной для исследователей.
Главным богатством Румянцевского музея и библиотеки во всей их истории были люди, служившие здесь. В разное время в Пашковом доме трудились выдающиеся ученые. Так, на протяжении последней четверти XIX в. здесь служил гениальный философ «идеальный библиотекарь» Николай Фёдорович Фёдоров. Румян-цевский музей возглавляли: в 1867-1896 гг. этнограф Василий Андреевич Дашков, историк и археограф Михаил Алексеевич Веневитинов (директор в 1896-1901 гг.). В первое десятилетие ХХ в. музей возглавлял Иван Владимирович Цветаев, в 1912 г. основавший Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им А. С. Пушкина).
Среди директоров Румянцевского музея особое место занимает князь Василий Дмитриевич Голицын. Он пришел в музей в 1910 г. и трудился в нем одиннадцать лет. В годы его директорства изменялась общественная ситуация в России, вспыхивали революции и войны, менялся и статус вверенного ему музея. В это переломное для страны время В.Д. Голицын сумел не только сохра-204
нить, но и значительно пополнить фонды музея. Он наладил новые контакты, в том числе с потенциальными дарителями, а также организовал значительное пополнение фонда за счет национализированных и бесхозных коллекций, посылая своих эмиссаров во все концы России.
И старинный Пашков дом и прилегающий к нему комплекс зданий Ленинской библиотеки, построенной уже в советское время, были надежными хранителями народного достояния.
История книжной коллекции Российской государственной библиотеки - это настоящий слепок с истории науки и культуры не только одного народа, но и всего человечества. Ее фонд - самый большой и в России, и в Европе - сегодня составляет более 44 млн единиц.
В 1980-е годы Пашков дом был надолго закрыт. В нем начались реставрационные работы, которые затянулись на 20 лет из-за отсутствия должного финансирования. И тем не менее они были завершены к 1 октября 2007 г.
18 октября 2007 г. в возрожденном Пашковом доме состоялось первое большое мероприятие - открытие выставки живописи главных торгов аукционного дома СИп811ё8, где были представлены мировые шедевры Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матисса, Питера Пауля Рубенса, а также произведения русского искусства - живопись К. Сомова, Н. Гончаровой, Ю. Анненкова, изделия фирмы Фаберже. Директор РГБ В.В. Фёдоров, открывая выставку, сказал: «Знаменательно, что первым мероприятием в возрожденном доме Пашкова стала выставка шедевров мировой живописи, предваряющая начало новой жизни архитектурного памятника в третьем тысячелетии. Более полувека в этом здании располагался знаменитый Румянцевский музей - и, спустя столетие, мы снова рады принимать у себя шедевры мировой живописи» (с. 58).
Э.Ж.