Научная статья на тему 'ТАТУИРОВКИ В ПРЕСТУПНОМ МИРЕ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ'

ТАТУИРОВКИ В ПРЕСТУПНОМ МИРЕ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1414
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / ТАТУИРОВКИ / СУБКУЛЬТУРА / ПРЕСТУПНЫЕ ТАТУИРОВКИ / МОДА / СОВРЕМЕННЫЕ ТАТУ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руденко И.Н.

В данной статье рассматривается история становление татуировки в России, ее течения, виды, значение для правоохранительных органов. Дана характеристика криминальным татуировкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАТУИРОВКИ В ПРЕСТУПНОМ МИРЕ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ»

УДК 343.98

И.Н. Руденко

ТАТУИРОВКИ В ПРЕСТУПНОМ МИРЕ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ

В данной статье рассматривается история становление татуировки в России, ее течения, виды, значение для правоохранительных органов. Дана характеристика криминальным татуировкам.

Ключевые слова: криминалистика, татуировки, субкультура, преступные татуировки, мода, современные тату.

Криминальная субкультура в России с давних пор получила свободное распространение. По татуировкам можно было узнать прошлую криминальную жизнь ее носителя, количество судимостей, отбытый срок, нрав, сексуальную ориентацию, ранг в уголовной иерархии. Трактовка татуировок являлась для полиции инструментом в борьбе с преступностью. На изучение татуировок требовалось много времени, поэтому от нового направления постепенно отказались. Полиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним, как к особым приметам преступника. Каталогом пользовались, когда нужно было установить личность погибшего, идентифицировать или опознать преступника, объявить розыск и т.д. [4]

Актуальность данной темы обусловлена потребностью в изучении современной татуировки как способа проявления идентичности, демонстрации стремления к самовыражению и обновления списка уже изученных тюремных татуировок. Исследования по данной теме несут как теоретическую значимость, так и практическую.

Татуировка - это нанесение на тело рисунков, надписей, аббревиатур путем введения под кожу красящих веществ, при помощи специальных приспособлений. [1] С древних времен татуировка являлась социальным явлением. Татуировка подчеркивала принадлежность к сословной, профессиональной, религиозной, племенной либо преступной группе. И во все времена использовалась как средство возвышения личности, так и в качестве клейма, уничижающего личность. В древности татуировки делали практически во всех уголках света - от Японии до Мексики, от скифов Горного Алтая до фараонов Древнего Египта. В Европе татуировки были широко распространены среди германцев, бриттов, галлов, греков, славян. Первым мастером татуировок на Западе называют Мартина Хильдебрандта, который в 1860-х, во время Гражданской войны в США, наносил как татуировки знаки войсковой принадлежности на телах солдат, для того, чтобы после смерти их можно было с легкостью опознать. После войны Хиль-дебрандт открыл в Нью-Йорке первую тату-студию, где полностью покрыл тело своей дочери татуировками, которая в свою очередь демонстрировала их публике в цирке. На рубеже Х1Х-ХХ веков татуировка становится популярным и очень дорогим увлечением аристократии по всему миру. Несмотря на ее популярность в аристократических кругах татуировка осталась маргинальным явлением и в основном наблюдалась лишь у проституток, моряков и мафии.

Преступники восприняли обычай татуирования еще в 19 веке и постепенно стали основными их носителями. На этот факт одним из первых обратил внимание итальянский врач-психиатр Чезаре Лом-брозо, который считал татуировки проявлением атавизма и признаком нравственно дефективных людей. [2] В настоящее время понятна ошибочность такого толкования. Первоначально татуировки преступников носили подражательный характер, были примитивны и наивны. Интерес представлял сам процесс нанесения татуировки. Со временем к ней стали относиться серьезнее, так как татуировка для преступника стала способом общения с подобными как на свободе, так и в местах заключения.

Условно татуировки можно разделить на три большие группы:

1) означающие самоутверждение или содержали подражание кому-либо (из условно числа значимых популярна для наносящего сколько лиц). Данная группа показывает личностно ценностные ориентации субъекта;

2) татуировки, связанные с какими-то личными или другими значимыми событиями, имевшими место в жизни носителя;

3) татуировки, связанные с уголовным прошлым или желанием носителя подражать кому-либо из лиц криминальных тюремных групп.

© Руденко И.Н., 2018.

Научный руководитель: Бугаев Константин Валериевич - кандидат юридических наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 1-2(76)

ISSN 2223-4047

Символика татуировок в криминальной среде тесно связана с традициями, обычаями и законами криминальной субкультуры. В зависимости от содержания татуировки можно дифференцировать следующим образом:

1) информационно-иерархические, которые показывают, какое место в преступной «табели о рангах» занимает то или иное лицо (вор в законе, блатной, мужик петух и т.д.); ориентируют тенденциях криминального сообщества на выбор той или иной манеры поведения со вновь поступившими;

2) личностно - установочные татуировки, раскрывающие черты биографии татуированного, его отношение к различным видам деятельности, статус к правоохранительным органам, к противоположному (и не только) и т.д.; зачастую они носят угрожающий характер. Сюда же к алкоголю, наркотикам и т.д.;

3) сигнально - обособительные татуировки являются своеобразными опознавательными знаками, показывающими, что носитель принадлежит к той или иной устойчивой преступной группе; кроме того, они могут служить как средство контакта между носителями, незнакомыми между собой, но имеющими одну и ту, же татуировку (из татуировок данного вида наиболее распространены перстни (перстаки));

4) воровские (тюремные) татуировки, которые означают, что их носитель побывал в местах лишения свободы, а также в спецшколе, спец ПТУ, приемнике-распределителе, воспитательной колонии. Они означают также, что носитель знает тюремную субкультуру (законы и традиции и готов их соблюдать);

5) профессиональные татуировки обозначают принадлежность (или желание принадлежать) к какой-либо профессии; данный вид татуировок особенно распространен среди лиц, служивших на флоте, в армии, ВДВ и т.д.;

6) памятные татуировки наносятся в память о каких-то тюремных особо значимых для носителя событиях, имевших место в прошлом;

7) сексуально эротические татуировки демонстрируют сексуальную ориентацию, отражают мечты о будущих сексуальных контактах. Этот вид татуировок особенно распространен среди молодежи. В целях профилактики (защиты) нередко наносится татуировка, указывающая, что ее носитель является активным гомосексуалистом. Эти татуировки наносятся на закрытые участки тела (спина, живот, бедра, половой член), кроме татуировок, наносимых насильно.

Существуют классические уголовные татуировки, которые сообщают об их владельце конкретную информацию. Так, у лиц, принадлежащих к криминальной элите, более сложно выражена групповая криминальная солидарность. Это видно и в татуировках, надписях, рисунках, аббревиатурах. Кандалы вокруг конечностей означают пять лет за решёткой, причём по одному окову за каждые. Одной из самых популярных тюремных татуировок являются так называемые «воровские звёзды». В советское время их могли носить только криминальные авторитеты. Первое означало: «Никогда только не надену погон», второе: «Никогда не встану на колени перед ментами». С тех пор статус этого рисунка несколько упал, и его можно встретить и у рядовых зэков. Но злоупотреблять им все, же не стоит, они имеют определённый смысл - отказ от сотрудничества с властями. Похожее значение, только с более агрессивным смыслом, имеет так называемый «оскал». Это изображение хищного животного, «оскалившегося на власть». Оно подразумевает ненависть к её представителям и готовность на насильственные действия в отношении них. Несмотря на весь консерватизм тюремной жизни, она тоже меняется с течением времени, повинуясь общему ходу истории. Отражается это и на татуировках. Так, с концом советской власти пошли на спад политические мотивы в нательной живописи арестантов. До этого в течение нескольких десятилетий антикоммунистическая тематика была одной из преобладающих в уголовном мире. Дошло до того, что большой популярностью стала пользоваться всевозможная нацистская символика - не потому, что зэки были ярыми поклонниками идей Гитлера и его партии, а просто из-за её антисоветской направленности. Отголоски этой моды на свастики и антисемитизм можно встретить и сейчас. Однако с концом коммунистической идеологии образ врага потерял свою чёткость. Власть, пришедшая на смену Советам, сложно изобразить в каком-то конкретном виде. Преступный мир себе стал аполитичным, и на смену борьбе с режимом пришла религия. Как и мусульманские мотивы у зэков соответствующего вероисповедания.

Специалист по тюремной субкультуре Александр Сидоров рассказывает о новых тенденциях в мире уголовного художественного творчества: «Помимо классических тюремных татуировок есть и те, что вошли в моду в последнее время. Очень популярны сегодня надписи на иностранных языках, афоризмы и с французского, и с английского, и с немецкого. Популярна также латынь, крылатые фразы из древней Греции и древнего Рима. Новые уголовные татуировки появляются крайне редко. Единственное исключение, которое я встречал - изображение шприца. Это традиционный знак наркоманов. Недавно появилась мода наносить рядом с ним буквенное обозначение конкретного наркотика, который употреблял человек». [3]

Впервые татуировка как элемент образа, как модное, стильное дополнение к внешнему виду проявила себя в Америке в послевоенные годы. Сами рисунки имели контур, зато не отличались большим количеством цветов и не содержали теней. Этого было достаточно, поскольку важен знак был сам тюремных факт татуировки, а не её исполнение или оригинальность рисунка. В СССР в 1980-х происходят колоссальные сдвиги в понимании живописи татуировки. Появляются первые цветные тату, все больше людей из рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. С конца 1990-х культурный обмен между Россией и Западом. Люди, получая не искаженную советской пропагандой информацию, склонялись к мысли, что татуировка не признак криминала, а вид искусства. Татуировка на территории СНГ прошла все мыслимые ступени развития, но ее закрытость советских лет создала особенные, самобытные стили и традиции. На территории СССР стали проводиться первые тату - фестивали, где мастера татуировки обменивались опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Это приносит свои плоды - общественное мнение к татуировке изменяется.

Но сегодня, как никогда раньше и подобно тенденциям развития общности Запада, тату в России стала явлением массовой культуры: все, независимо от профессии, вероисповедания и материального положения, стали украшать себя экзотическими иероглифами, магическими знаками и орнаментами. Для мужчин тату - символ мужественности, женщины же видят в ней нечто загадочное и сексуальное, а в какой-то момент становится для феминисток одним из способов демонстрирования своего отношения к тендерному равноправию и к гендерной определенности. Татуировка стала способом выражения эстетических предпочтений. Некоторые культурологи, например, как Медникова М.Б. считают тату исключительно архаическим явлением. Первобытное мышление не покинуло нас безвозвратно, оно глубоко спряталось, но в любой момент готово вернуться.

Именно поэтому в настоящее время существует так много видов и стилей татуировок. Необходимо отметить, что в последнее время татуируются в основном лица молодежного возраста. Взрослые предпочитают татуировки не наносить либо наносить их на скрытые участки тела. Одной из причин отказа взрослых и опытных осужденных от нанесения татуировок является нежелание иметь лишнюю особую примету. [1]

Таким образом, несмотря на историю, татуировка является модным и развивающимся направлением в искусстве. Ведь тату - это своеобразный вызов обществу, так как в настоящее время люди все также негативно и осуждающе относятся как к татуировкам, так и к людям, носящих их. Также татуировка выступает важным идентификационным признаком, так как является особой приметой для следственных органов. При этом ее сведение также оставляет индивидуальный след на коже. Татуировка помогает определить род занятий, психологические качества личности, отношение к обществу и иные характеристики, что позволяет определить дальнейшую тактику следственных мероприятий.

Библиографический список

1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры, М.: Права человека, 2001.

2.Косулин В.Д. Искусство татуировки, СПб: Диамант, 2001.

3.Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия преступного мира, СПб: «Дамы и господа», 1992.

4.Сидоров А.А. «Фима Жиганец»: Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.), М.: МарТ, 1999.

РУДЕНКО ИРИНА НИКОЛАЕВНА - студент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.