Научная статья на тему 'Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (1921-1922 гг. )'

Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (1921-1922 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / REVIEW / COLLECTION OF MATERIALS AND DOCUMENTS / ТАТАРЫ-КРЯШЕНЫ / TATAR KRYASHENS / КАЗАНСКИЕ КРЯШЕНСКИЕ / KAZAN KRYASHEN PEDAGOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касимов Евгений Витальевич

Рецензия на сборник материалов и документов «Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (Педагогического техникума) (1921-1922 гг.)» (Казань, Чебоксары, 2014), подготовленный Р. Р. Исхаковым и Г. А. Николаевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Касимов Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR KRYASHENS IN A MIRROR OF FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC COMPOSITIONS OF STUDENTS OF THE KAZAN KRYASHEN PEDAGOGICAL COURSES (1921-1922)

Review of the collection of materials and documents «Tatar Kryashens in a Mirror of Folklore and Ethnographic Compositions of Listeners of the Kazan Kryashen Pedagogical Courses (Pedagogical Technical School) (1921-1922)» (Kazan, Cheboksary, 2014). Authors of the collection are R. Iskhakov and G. Nikolaev.

Текст научной работы на тему «Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (1921-1922 гг. )»

Татары-кряшены в зеркале юльклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (1921-1922 гг.)

И311ПТГГГ ТГ1Ар<Э[*Й

М'ГТСРПй: .и. LL WjIK.UI:' |ЮТ,иКП9Х|Шй

1.K.'. l 1 Н HU FATIT HM>'TIITJT

нышипп тииШк ГУМлЗШлИЫЧ ИлТК

История и этнография народов Поволжья и Приуралья обогатилась в 2014 г. новым интересным документальным изданием, подготовленным совместными усилиями Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан и Чувашского государственного института гуманитарных наук. Составителями сборника Р. Р. Исхаковым и Г. А. Николаевым была проделана большая работа, нацеленная на стимулирование исследований в области истории и культуры такой этнической общности, как татары-кряшены. Несомненно, что в результате этой деятельности в научный оборот введен ценнейший этнографический материал, характеризующий повседневную жизнь кряшен с самых разных сторон.

Сборник предваряется небольшим, но емким научным предисловием, в котором авторам удалось успешно решить ряд задач. Прежде всего следует отметить, что подробно охарактеризована историография изучения татар-кряшен в Российской империи, в том числе дана оценка роли Казанской центральной крещено-татарской школы и видных этнографов Н. В. Никольского и С. Е. Малова в изучении кряшен. Освещены основные этапы развития Казанской центральной крещено-татарской школы от ее возникновения в 1863 г. до ликвидации в 1929 г., показа-

татлры-еряшены

Е 31РКАЛЕ ФОЛЬКЛОРА И ЭТПОГРАФНЧВШгХ СОЧИНЕНИИ Cjj'iii vn:ji.h

КАЗАНСКИХ КГЯШЁКСКНХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА) (1931-1921 гг.)

ГМГЕШК ММГГШ-ШП К Ш Г ■. '.!! ИГР Л

Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (Педагогического техникума) (1921-1922 гг.): Сб. матер. и док. / Сост., авт. предисл. и примеч. Р. Р. Исхаков, Г. А. Николаев. - Казань, Чебоксары, 2014. - 316 с.

на роль учебного заведения в изучении истории и этнографии татар-кряшен.

Сборник представляет собой тематическое научное издание по эт-

64.

НОВЫЕ КНИГИ. ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2015

нографии и истории кряшен и включает 125 документов, связанных с материальной и духовной культурой кряшен, отложившихся в фондах научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (г.Чебоксары) и Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г Ибрагимова АН РТ (г. Казань). Документы представляют собой этнографические сочинения и ответы на анкеты слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов. В предисловии составителями сборника довольно подробно охарактеризованы предыстория создания этих документов, информационная насыщенность их содержания, особенности сочинений как исторического источника; дана оценка национальной идентичности авторов сочинений. Отмечая, что внимание авторов концентрировалось на социокультурной жизни жителей конкретных селений, Р. Р. Исхаков и Г. А. Николаев справедливо подчеркивают, что «в совокупности выполненные учащимися работы позволяют оценить общее и особенное в этнической культуре отдельных территориальных групп кряшен, оттенить единые основы их традиционной культуры».

Материалы сборника удачно распределены по шести тематическим разделам: «Религиозно-мифологические представления и бытовая культура», «Устное народное творчество», «Хозяйственные занятия и материальная культура», «Семья, община и обычное право», «История и этнография поселений», «Детство и социализация личности». Несмотря на то, что во многих документах информация в той или иной мере пересекается, такое деление по основному содержанию документов представляется оправданным, поскольку облегчает работу со сборником.

Географически сборник охватывает главным образом территорию современной Республики Татарстан, два документа относятся к Республике Башкортостан и Пермскому краю.

Хронологически публикуемый материал относится к двум первым десятилетиям ХХ в., хотя в отдельных случаях в документах содержатся краткие экскурсы в более ранние периоды истории.

Археографическая обработка вводимых в научный оборот архивных материалов проведена составителями в соответствии с действующими правилами публикации исторических документов. Часть документов публикуется на татарском языке, так как, по мнению составителей, «они являются не только важными историко-этногра-фическими источниками, но и ценными памятниками письменного народного творчества кряшен начала ХХ в., дают представление об особенностях их языка».

Сборник снабжен именным и географическим указателями, списком сокращений и перечнем публикуемых документов, что значительно облегчает работу исследователей с книгой. Особо следует выделить такой элемент научно-справочного аппарата, как анкетные данные слушателей курсов. В них собрана информация о дате и месте рождения слушателей, владении русским, «кряшенским» и другими языками, даются ссылки на документы, авторами которых они являются. В многочисленных примечаниях раскрывается содержание исторических понятий и терминов, даются переводы слов с татарского языка.

Евгений Касимов, кандидат исторических наук

ТАТАРЫ-КРЯШЕНЫ В ЗЕРКАЛЕ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ КАЗАНСКИХ КРЯШЕНСКИХ ...

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.