Научная статья на тему 'ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ'

ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФ / МЕТОД / АНАЛИЗ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / СУБЪЕКТ / TARIFF / METHOD / ANALYSIS / NATURAL MONOPOLIES / SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Мусаева Р.У.

История государственного регулирования рынков естественных монополий нашла широкое отражение в работах представителей отечественной и зарубежной экономической науки. Главной задачей на таких рынках является поиск баланса объема выпуска товара (оказания услуги) и его цены. Настоящее исследование посвящено анализу различных методов тарифообразования; определению соотношения понятий «тариф» и «цена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF FORMATION AS A METHOD OF REGULATING NATURAL MONOPOLIES

The history of state regulation of natural monopoly markets is widely reflected in the works of representatives of domestic and foreign economic science. The main task in such markets is to find a balance between the volume of production of goods (provision of services) and its price. The present study is devoted to the analysis of different methods of tariff formation; determining the relationship of the concepts of «tariff» and «price».

Текст научной работы на тему «ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ»

ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ

МОНОПОЛИЙ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент Р.У. Мусаева, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10800

Аннотация. История государственного регулирования рынков естественных монополий нашла широкое отражение в работах представителей отечественной и зарубежной экономической науки. Главной задачей на таких рынках является поиск баланса объема выпуска товара (оказания услуги) и его цены. Настоящее исследование посвящено анализу различных методов тарифообразования; определению соотношения понятий «тариф» и «цена».

Ключевые слова: тариф, метод, анализ, естественные монополии, субъект.

Многие крупные корпорации, которые производят определенные товары или услуги, имеют возможность злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, в том числе и в вопросе цен. Государство не может допустить монополизации цен, и поэтому тарифы на такие виды деятельности субъектов естественной монополии подлежат государственному регулированию.

Понятие монопольно высокой цены дается в ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», где указано, что «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование».

Впервые теория трудовой стоимости была рассмотрена выдающимися представителями английской классической политэкономии: В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Однако довести до завершения данную теорию смог К. Маркс, который считал, что «цена - денежное выражение

стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников» [4]. «В соответствии с наиболее распространенным определением цена представляет собой денежное выражение стоимости товара».

Также, согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, «в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления».

В юридической литературе отмечается, что «регулируемые цены определяются уполномоченными органами государства директивно посредством установления предельного уровня рентабельности производства, предельных (максимальных и минимальных) цен, базовых цен и предельных коэффициентов их изменения, предельных размеров надбавок к цене, фиксированной цены». Иными словами, под тарифом понимается регулируемая цена [1].

Таким образом, основным существенным признаком, позволяющим разграничить цену, определяемую по соглашению сторон, и тариф, является установление тарифа уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

«Соотношение понятий тариф и цена может быть выражено следующим образом: тариф устанавливается за единицу

поставляемого ресурса, умноженный на количество единиц потребленного товара (или услуги), он образует их цену, т.е. итоговую величину, выраженную в рублях, которую оплачивает потребитель».

В России, согласно Федеральному закону «О естественных монополиях», предусмотрены два метода, которыми регулирующие органы могут воздействовать на субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

При регулировании тарифов применяются следующие методы [2]:

- метод экономически обоснованных расходов (метод «затраты плюс»);

- метод индексации тарифов;

- метод доходности инвестированного капитала (метод RAB).

Дилемма государственного регулирования естественных монополий заключается в том, что существуют различные подходы к этому процессу: прямое регулирование деятельности естественной монополии, регулирование структуры рынка, дерегулирование естественной монополии и т.д.

Прямое регулирование деятельности естественных монополий подразумевает тарифное регулирование, и регулирование нормы прибыли. «Реализуя эти методы, органы власти ожидают ответного поведения со стороны компании-монополиста, повышающего эффективность перераспределения ресурсов в обществе. Тем не менее, естественная монополия представляет собой заинтересованную группу, которая, в свою очередь, будет выбирать такую стратегию в поведении, которая позволит минимизировать государственное влияние».

В научных исследованиях современного периода преобладают две теоретические модели. Регулятору предлагается использовать два основных принципа, закладывая их в основу установления тарифов: регулирование нормы доходности и регулирование предела повышения цены17. Регулирование нормы доходности так же называется затратным методом, так как это определение намного более точно отражает его суть. В таком случае тариф определяется таким образом, чтобы обеспечить компании покрытие всех её затрат, связанных с реализацией. Подобный метод применяется в США, где используется понятие «справедливой цены», учитывающей как интересы компании, предоставляющей услуги в газовой отрасли, так и интересы собственников, вкладчиков в получении прибыли на свои вложения.

Второй метод чаще всего используется в европейских странах, где развитие получила практика регулирования тарифов без жестких ограничений на норму доходности - так называемый «метод ценового ограничителя» [3]. В случае использования метода регулирования предела повышения, цены регулятор либо устанавливает фиксированную цену на весь период, либо определяет предельные цены, если речь идет о долгосрочном периоде. Предельные цены представляют собой цену, установленную на первый период, скорректированную на уровень инфляции и фактор повышения производительности.

Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что существует многообразие теоретических подходов к формированию тарифов и цен на рынках естественных монополий. Каждый подход учитывает определенную специфику рынка, что позволяет сделать правильный метод регулирования для той или иной отрасли. Следует отметить, что в настоящее время в мировой практике не существует универсального, признанного наиболее эффективным метода регулирования естественных монополий. Его выбор осуществляется каждой страной в зависимости от целого ряда факторов, в том числе и от уровня её социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Чувасова А.А. Изменение методологии ценообразования на нефтепродукты как действенный механизм приоритетного развития нефтепереработки в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №4 (98). - С. 23-31.

2. Шершунович Е.С. Основные методы тарифного регулирования естественных монополий // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2018. - №6. - С. 35-42.

3. Экономика отраслей нефтегазового комплекса: учебное пособие для подготовки бакалавров / В.Я. Афанасьев [и др.]. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2012. - 217 с.

TARIFF FORMATION AS A METHOD OF REGULATING NATURAL MONOPOLIES

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor R.U. Musaeva, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The history of state regulation of natural monopoly markets is widely reflected in the works of representatives of domestic and foreign economic science. The main task in such markets is to find a balance between the volume of production of goods (provision of services) and its price. The present study is devoted to the analysis of different methods of tariff formation; determining the relationship of the concepts of «tariff» and «price». Keywords: tariff, method, analysis, natural monopolies, subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.