Научная статья на тему 'Тарифные и нетарифные методы ограничения торговли в XXI веке'

Тарифные и нетарифные методы ограничения торговли в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировая экономика / ВТО / тарифные методы ограничения торговли / протекционизм / международная торговля / нетарифные методы ограничения торговли / world economy / WTO / tariff methods of trade restriction / protectionism / international trade / non-tariff methods of trade restriction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Константинович Чернышев

В настоящем исследовании проводится анализ современных тарифных и нетарифных методов ограничения торговли на мировом рынке. Проведенный анализ показал, что наиболее часто используемыми являются классификации таможенных пошлин, основанные на направлении перемещения товара (импортные, экспортные, транзитные), а также методах расчета ставок данных пошлин (адвалорные, специфические, комбинированные). Помимо этого, наиболее всеобъемлющей классификацией, описывающей нетарифные ограничения торговли, является классификация, выпускаемая ЮНКТАД. Анализ показал, что рынки развитых стран не являются чрезмерно открытыми, так как для защиты национальных производителей развитые страны гораздо активнее применяют нетарифные ограничения, стоимость которых может превышать затраты экспортеров при столкновении с тарифными ограничениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff and non-tariff methods of trade restriction in the XXI century

This study analyzes modern tariff and non-tariff methods of restricting trade on the world market. The analysis showed that the most commonly used are the classifications of customs duties based on the direction of movement of goods (import, export, transit), as well as methods for calculating the rates of these duties (ad valorem, specific, combined). In addition, the most comprehensive classification describing non-tariff restrictions on trade is the classification issued by UNCTAD. The analysis showed that the markets of developed countries are not overly open, because to protect national producers, developed countries are much more actively applying non-tariff restrictions, the cost of which may exceed the costs of exporters when faced with tariff restrictions.

Текст научной работы на тему «Тарифные и нетарифные методы ограничения торговли в XXI веке»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 339.543

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-210-214 EDN: https://elibrary.ru/rbzrer NIION: 2015-0066-5/23-836 MOSURED: 77/27-011-2023-05-035

Алексей Константинович Чернышев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия,

AKChernyshev@fa.ru

Аннотация. В настоящем исследовании проводится анализ современных тарифных и нетарифных методов ограничения торговли на мировом рынке. Проведенный анализ показал, что наиболее часто используемыми являются классификации таможенных пошлин, основанные на направлении перемещения товара (импортные, экспортные, транзитные), а также методах расчета ставок данных пошлин (адвалорные, специфические, комбинированные). Помимо этого, наиболее всеобъемлющей классификацией, описывающей нетарифные ограничения торговли, является классификация, выпускаемая ЮНКТАД. Анализ показал, что рынки развитых стран не являются чрезмерно открытыми, так как для защиты национальных производителей развитые страны гораздо активнее применяют нетарифные ограничения, стоимость которых может превышать затраты экспортеров при столкновении с тарифными ограничениями.

Ключевые слова: мировая экономика, ВТО, тарифные методы ограничения торговли; протекционизм, международная торговля, нетарифные методы ограничения торговли

Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Для цитирования: Чернышев А. К. Тарифные и нетарифные методы ограничения торговли в XXI веке // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 210-214. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-210-214. ЕБ№ РВгРЕК

Alexey K. Cherayshev

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

AKChernyshev@fa.ru

Abstract. This study analyzes modern tariff and non-tariff methods of restricting trade on the world market. The analysis showed that the most commonly used are the classifications of customs duties based on the direction of movement of goods (import, export, transit), as well as methods for calculating the rates of these duties (ad valorem, specific, combined). In addition, the most comprehensive classification describing non-tariff restrictions on trade is the classification issued by UNCTAD. The analysis showed that the markets of developed countries are not overly open, because to protect national producers, developed countries are much more actively applying non-tariff restrictions, the cost of which may exceed the costs of exporters when faced with tariff restrictions.

Keywords: world economy, WTO, tariff methods of trade restriction, protectionism, international trade, non-tariff methods of trade restriction

Acknowledgements: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

For citation: Chernyshev A. K. Tariff and non-tariff methods of trade restriction in the XXI century. Bulletin of economic security. 2023;(5):210-4. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-210-214. EDN: RBZRER.

© Чернышев A. K., 2023

Тарифные и нетарифные методы ограничения торговли в XXI веке

Original article

Tariff and non-tariff methods of trade restriction in the XXI century

ECONOMIC SCIENCE

В различные периоды мировой истории международная торговая политика стран характеризуется преобладанием одной из двух ключевых тенденций: протекционизма и либерализации. Причины и последствия проводимой торговой политики в каждый конкретный период времени - различны, но обладают и схожими чертами. Например, протекционизм свойственен периоду упадка и внутреннего кризиса в странах, а либерализация - наоборот, периоду подъема [1]. Актуальность выбранной темы обуславливается вновь возрастающей ролью внешнеторговой политики во внешнеэкономической политике стран. Данная тенденция во многом связана с наблюдаемым ростом протекционизма, который, в свою очередь, вызван неразрешенными с периода мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. проблемами и кризисом модели международной торговли, сформировавшейся в рамках создания и функционирования ВТО. Более того, для отдельных стран и блоков стран протекционизм во внешнеторговой политике является инструментом решения внутренних проблемы.

Для начала отметим, что тарифные ограничения являлись первой формой внешнеторговой политики еще в XVII веке, когда в связи с развитием машинного производства страны смогли значительно нарастить выпуск товаров и, как следствие, реализовывать излишки за рубежом. При этом менее развитые страны были вынуждены защищать национальных производителей, применяя импортные тарифы [2]. Более продолжительная история применения тарифных ограничений обуславливает их большую распространенность. В настоящее время таможенные пошлины подразделяются по нескольким критериям. В зависимости от направления перемещения товара выделяют импортные, экспортные и транзитные пошлины. В связи с тем, что основной целью таможенно-тарифного регулирования является защита внутреннего рынка, наиболее широкое применение получили именно импортные пошлины.

В свою очередь, в зависимости от ставок пошлины подразделяют на:

• Адвалорные: пошлины, рассчитываемые в процентах от стоимости товара. Являются наиболее распространенными.

• Специфические: пошлины, измеряемые в денежных единицах за определенное количество товара, измеряемое в штуках, по весу или объему.

• Комбинированные: пошлины, сочетающие в себе оба вида таможенного обложения.

Согласно классификации Всемирного банка, ВТО и ЮНКТАД существует несколько уровней ставок таможенных пошлин [5; 7]:

1. Базовым уровнем ставок пошлин для стран-членов ВТО является уровень, предоставляемый в рамках режима наибольшего благоприятствования («Most-Favored Nation Tariffs», MFN). Такие ставки таможенных пошлин, как правило, являются реально применяемыми на практике. Предполагается, что страна, установившая

такой режим, обязуется облагать импорт тарифами на уровне не выше данного.

2. Связанные или консолидированные ставки таможенных пошлин («Bound Tariffs») представляют собой максимально допустимый уровень таможенного обложения конкретной товарной группы в рамках оговоренного режима наибольшего благоприятствования. Данный уровень является ключевым предметом торговых переговоров, так как именно связанная ставка таможенной пошлины является максимально допустимым уровнем обложения пошлинами товаров в рамках режима наибольшего благоприятствования. Как правило, применяемая ставка тарифа («MFN Applied Tariff») ниже предельного допустимого уровня. Вместе с тем, если разрыв между этими двумя показателями большой, это может привести к повышению неопределенности во внешнеторговой политике страны.

3. Наиболее низким используемым уровнем таможенного обложения характеризуются преференциальные тарифы («Preferential Tariffs»), предоставляемые друг другу на взаимной основе отельными странами или группами стран. Как правило, в рамках таможенных союзов (ЕАЭС, Южноафриканский таможенный союз) или зон свободной торговли (Североамериканская зона свободной торговли) ставка преференциальных тарифов равняется нулю. Тем не менее, преференциальным тарифом может являться и простое снижение таможенных пошлин ниже режима наибольшего благоприятствования.

Вместе с тем, в период активной либерализации торговли роль тарифных ограничений начала несколько снижаться. Нельзя не отметить вклад, который внесло в этот процесс заключение таких торговых соглашений, как ГАТТ, ГАТС, подписанных после Второй мировой войны. Создание ВТО на базе данных соглашений закрепило принцип либерализации торговли в качестве основного принципа внешнеторговой политики стран-членов организации, что снизило возможности для регулирования внешней торговли именно через таможенно-тарифные ограничения [4]. Все это увеличило роль нетарифных мер ограничений торговли, количество которых на сегодняшний день достигло более 50 000, а издержки, которые несут фирмы от нетарифных ограничений, почти вдвое превзошли издержки от различных пошлин.

Нетарифные меры согласно определению экспертов ЮНКТАД - это все отличные от таможенных тарифов методы внешнеторгового регулирования, которые потенциально могут влиять на объем международной торговли, цены торгуемых товаров или и то, и другое одновременно [6]. Существует официальная международная классификация нетарифных мер ограничения торговли, выпускаемая ЮНКТАД на периодической основе. Эксперты ЮНКТАД подразделяют нетарифные меры на три группы: первые две из них связаны с ограничением импорта, а последняя - с ограничением экспорта. Классификация ЮНКТАД содержит 16 глав,

большая часть из которых (12) посвящена нетехническим мерам ограничения торговли.

На сегодняшний день из всех видов нетарифных ограничений торговли в мире больше всего применяются фитосанитарные меры (SPS) и технические барьеры в торговле (ТВТ), которые составляют 40,4 % и 35,0 % от всех нетарифных ограничений, соответственно [6]. Данные меры нетарифных ограничений наиболее часто применяются и со стороны торговых партнеров в отношении нашей страны: технические барьеры в торговле составляют 31,9 % от всех нетарифных торговых ограничений, а санитарные и фитосанитарные меры -23,6 %.

Отметим, что разные страны в разной степени вовлечены в международную торговлю в силу ряда причин: уровня развития промышленности, размера экономики, специализации в рамках международного разделения труда. Этими же факторами и обуславливается структура экспорта и импорта той или иной страны. Вместе с тем, сложившееся место страны может не отвечать интересам этой страны или мешать ее развитию. В связи с этим, правительство данной страны реализует специфическую внешнеторговую политику, отвечающую нуждам экономики. Как было установлено ранее, ограничение торговли является ключевым инструментом подобной политики.

Для начала рассмотрим применение тарифных ограничений, как наиболее традиционной меры ограничения торговли. Как отмечалось ранее, после окончания Второй мировой войны основной тенденций развития внешней торговли стала либерализация, что обусловило снижение пошлин по всему миру. Если в первые годы после окончания войны средний уровень пошлин в развитых странах составлял приблизительно 40 %, то сейчас уже порядка 3-5 % (табл. 1).

Вместе с тем среднеарифметический уровень пошлин дает лишь общее представление о степени открытости страны, в то время как уровень пошлин значительно варьируется в зависимости от товарной

группы. Так, широко распространена практика тарифной эскалации, т. е. повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров. Такая практика применятся для того, чтобы снизить затраты отечественных производителей на сырье и материалы и повысить конкурентоспособность их готовой продукции.

Безусловно, внешнеторговая политика стран во всем мире имеет общие черты, так как широко применяются наиболее эффективные и хорошо зарекомендовавшие себя меры. Тем не менее, существует ряд отличий в проводимой политике, обусловленный, в первую очередь, различным уровнем развития стран. Одним из ключевых отличий между развитыми и развивающимися странами является то, что последние позже начали процесс либерализации торговли, а многие и до сих пор находятся лишь в начале пути. Это объясняется объективной потребностью в защите наиболее важных, ивто же время, наименее конкурентоспособных отраслей национальной экономики.

С данным фактом связано то, что на сегодняшний день средний уровень применяемых тарифов в развивающихся странах выше. В большей степени данный факт отражает доля беспошлинных товарных позиций в общем количестве товарных позиций, которая у развитых стран значительно выше (табл. 2).

Данный факт объясняется, помимо общего более высокого уровня открытости экономики развитых стран, еще и привилегиями, которыми располагают развивающиеся страны в торговле с развитыми в рамках Всеобщей системы преференций («Generalized System of Preferences», GSP). Согласно данной системе 12 стран-доноров (среди которых присутствуют: Австралия, Белоруссия, Канада, Исландия, Япония, Казахстан, Новая Зеландия, Норвегия, Российская Федерация, Швейцария, Турция, США и страны, входящие в Евросоюз) предоставляют в одностороннем порядке для развивающихся и наименее развитых стран преференциальные условия доступа на внутренний рынок. Данные условия

Таблица 1

Текущий уровень пошлин в крупнейших экономиках мира

Страна Среднеарифметический уровень пошлин для режима наибольшего благоприятствования, %

США

Евросоюз

Япония

Китай

Индия 17,44

Южная Корея 13,70

Россия

Источник: составлено автором на основе данных ВТО [7]

ECONOMIC SCIENCE

Таблица 2

Доля беспошлинных товарных позиций в общем количестве товарных позиций

Страна Доля беспошлинных товарных позиций*, %

Бразилия

Китай

Индия

Евросоюз

Япония

США

*учитыеался среднеарифметическийуровенъ пошлин длярежима наибольшего благоприятствования

Источник: составлено автором на основе данных ВТО [7]

заключаются в значительном снижении или обнулении импортных пошлин по практически всем видам промышленных и отдельным видам сельскохозяйственных товаров для развивающихся стран, и еще более широком перечне беспошлинно импортируемых товаров для наименее развитых стран.

Вместе с тем, довольно сложно оценить эффективность данной меры, так как отсутствие импортных пошлин зачастую компенсируется наличием различных нетарифных ограничений. Болеет того, каждая из стран-доноров, имеет свою собственную схему преференций. Так, например, ЕС и США в настоящий момент не предоставляют никаких преференций Китаю в рамках в8Р [5]. Перечень товарных позиций, на которые распространяются действия преференций, также варьируется в зависимости от страны и может изменяться со временем, в связи с тем, что отдельные страны из изначального списка бенефициаров к настоящему моменту достигли определенных успехов.

Резюмируя, несмотря на заметно более высокий уровень открытости экономик сейчас по сравнению с ситуацией в прошлом веке, необходимость применения торговых ограничений сохранилась. Более того, важность торговых ограничений во внешнеэкономической политике растет даже в развитых странах, где ключевые отрасли уже давно прошли этап становления и доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке. Стоит отметить, что помимо более высокой степени проработки нетарифных ограничений и более высокого покрытия такими мерами различных товарных групп, вновь приобретают актуальность тарифные ограничения торговли. Сложившаяся ситуация особенна еще и тем, что резкий рост тарифных ограничений происходит в том числе и вопреки правилам ВТО. Наиболее яркими примерами происходящего пересмотра казавшейся незыблемой парадигмы либерализации торговли являются торговые войны между крупнейшими экономиками мира: США, Китаем и Евросоюзом.

Список источников

1. Волков Р. Г., Сабельникова Е. М. Развитие подходов к классификации нетарифных мер регулирования внешней торговли // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 4 (475). С. 783-796.

2. Дюмулен И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 3-20.

3. Кадочников П. А., Алиев Т. М., Флегонтова Т. А. Динамика и структура нетарифных мер, применяемых в международной торговле // Экономическая политика. 2018. № 6. С. 82-101.

4. Косов М. Е., Баландин С. А., Зотов А. Е. Современные тенденции в инвестиционном банкинге на рынке ценных бумаг // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 254-261.

5. Официальный сайт UNCTAD. Non-tariff barriers: monitoring, reporting and eliminating mechanisms. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/ topic/trade-analysis/non-tariff-measures/NTMs-policy-support/monitoring-and-reporting (дата обращения: 11.06.2023).

6. Официальный сайт UNCTAD. The global database on Non-Tariff Measures. [Электронный ресурс]. URL: https://trainsonline.unctad.org/home (дата обращения: 11.06.2023).

7. Официальный сайт WTO. World Tariff Profiles 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/ english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles22_e.htm (датаобращения: 11.06.2023).

References

1. Volkov R. G., Sabelnikova E. M. Development of approaches to classification of non-tariff measures of regulation of foreign trade // Economic analysis: theory and practice. 2018. № 4 (475). P. 783-796.

2. Dumoulin I. I. Non-tariff measures in modern international trade: some issues of theory, practice and WTO rules, interests of Russia // Russian Foreign Economic Bulletin. 2016. No. 2. P. 3-20.

3. Kadochnikov P. A., Aliyev T. M., Flegontova T. A. Dynamics and structure of non-tariff measures applied in international trade // Economic policy. 2018. No. 6. P. 82-101.

4. Kosov M. E., Balandin S. A., Zotov A. E. Modern trends in investment banking on the securities market // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2020. No. 8. P. 254-261.

5. The official website of UNCTAD. Non-tariff barriers: monitoring, reporting and eliminating mechanisms, [electronic resource], URL: https://unctad.org/topic/ trade-analysis/non-tariff-measures/NTMs-policy-support/ monitoring-and-reporting (accessed: 11.06.2023).

6. The official website of UNCTAD. The global database on Non-Tariff Measures, [electronic resource], URL: https://trainsonline.unctad.org/home (accessed: 11.06.2023).

7. Official website of WTO. World Tariff Profiles 2022. [electronic resource], URL: https://www.wto.org/ english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles22_e.htm (accessed: 06/11/2023).

Информация об авторе

А. К. Чернышев - стажер-исследователь Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author А. К. Chernyshev - Intern Researcher of the Institute of Economic Policy and Economic Security Problems of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 27.11.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved afterreviewing 11.09.2023; acceptedforpublication 27.11.2023.

История экономических учений

УЧЕБНИК

История экономических учений. Минаков А. В. Учебник. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Обобщен теоретический и методологический материал для всестороннего системного представления об истории экономических учений. Учебник состоит из десяти глав, каждая из которых посвящена определенному направлению экономического знания, приобретаемого научным миром на конкретный момент времени, в рамках конкретной исторической эпохи (эпох).

Раскрыты предпосылки, основные концептуальные положения, а также причины потери лидерства среди представителей экономического сообщества каждой конкретной экономической школы, ученого или мыслителя. Рассмотрены ключевые особенности развития российской экономической мысли. Теоретические вопросы иллюстрируются историческим фактологическим материалом, а также примерами из реальной практики экономического развития.

Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика и управление», «Экономика», «Экономическая безопасность», а также слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной подготовки, аспирантов и преподавателей, специалистов в области экономики и околоэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.