Научная статья на тему 'Торговые отношения Россия - сша: наличие торговых барьеров'

Торговые отношения Россия - сша: наличие торговых барьеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1132
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / США / ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судаков Сергей Сергеевич

В настоящий момент одной из наиболее актуальных тем исследований, проводимых ВТО и ЮНКТАД, являются нетарифные меры. С момента создания ВТО тарифные меры перестают играть важнейшую роль в торговых политиках различных стран, в то время как нетарифные меры применяются все в большем количестве по всему миру. Статья посвящена обзору взаимной торговли между Россией и США. В статье рассматривается торговое и экономическое состояние России и США, а также аспекты применения как тарифных, так и нетарифных мер данными странами по отношению друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade between Russia and United States: existence of trade barriers

Most of contemporary researches conducted by WTO and UNCTAD focus on non-tariff measures. Since the establishment of WTO tariff measures no longer play important role in trade policies of different countries, while non-tariff measures are widely being used around the World. The article is devoted to the review of mutual trade between Russia and United States. Analysis in the article concentrates on contemporary economic and trade conditions of Russia and United States as well as on the usage of tariff and non-tariff measures between countries.

Текст научной работы на тему «Торговые отношения Россия - сша: наличие торговых барьеров»

УДК 339

С с. Судаков ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ - США:

НАЛИЧИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ

Аннотация. В настоящий момент одной из наиболее актуальных тем исследований, проводимых ВТО и ЮНКТАД, являются нетарифные меры. С момента создания ВТО тарифные меры перестают играть важнейшую роль в торговых политиках различных стран, в то время как нетарифные меры применяются все в большем количестве по всему миру. Статья посвящена обзору взаимной торговли между Россией и США. В статье рассматривается торговое и экономическое состояние России и США, а также аспекты применения как тарифных, так и нетарифных мер данными странами по отношению друг к другу. Ключевые слова: Россия, США, торговля, нетарифные меры.

Sergey Sudakov TRADE BETWEEN RUSSIA AND UNITED STATES:

EXISTENCE OF TRADE BARRIERS

Annotation. Most of contemporary researches conducted by WTO and UNCTAD focus on non-tariff measures. Since the establishment of WTO tariff measures no longer play important role in trade policies of different countries, while non-tariff measures are widely being used around the World. The article is devoted to the review of mutual trade between Russia and United States. Analysis in the article concentrates on contemporary economic and trade conditions of Russia and United States as well as on the usage of tariff and non-tariff measures between countries. Keywords: Russia, United States, trade, non-tariff measures.

После вступления России в ВТО в августе 2012 г., актуальность вопроса развития свободной торговли возросла как никогда. Взяв на себя обязательства по либерализации торговли и снижению торговых барьеров, Россия стала, с одной стороны, уязвимой к потенциальным и действующим протекционистским мерам ее торговых партнеров, а с другой стороны, приобрела возможность прибегать к международным механизмам урегулирования споров, в том числе и в части предотвращения применения различных ограничительных мер.

В мировой практике отмечается снижение тарифных пошлин, но, несмотря на этот факт, роль использования нетарифных мер как инструмента протекционизма возрастает. Поэтому, что с одной стороны может казаться свободной торговлей, на деле может представлять собой протекционизм партнера. В период кризиса 2008-2009 гг. международное сообщество договорилось продолжить процесс либерализации торговли, но на самом деле вместо либерализации и отмены торговых барьеров большинство стран ввели дополнительные протекционистские меры [10, с. 20]. В своем докладе Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) проанализировала степень применения различных нетарифных мер на торговлю. Одним из основных выводов является тот факт, что нетарифные меры в большей степени ограничивают торговлю, чем таможенные пошлины. В случае стран с высоким уровнем доходов нетарифная мера в среднем добавляет четыре процентных пункта к тарифу, имеющим значение около 2 % [13, с. 14], т.е. в случае если на товар установлена импортная пошлина в размере 2 %, применение нетарифной меры к этому товару приведет к тому, что пошлина при переводе в адвалорный эквивалент будет равняться 6 %.

США как один из крупнейших участников международной торговли также в той или иной мере применяет различные инструменты протекционизма, что негативно сказывается на благосостоянии их торговых партнеров. США являются одним из основных внешнеторговых партнеров России, их средняя ставка таможенных пошлин 3,4 % [15] - одна из самых низких в мире. Но несмотря на низкие ставки пошлин, в соответствии с исследованием Еврокомисии 2009 г., отмена нетарифных

© Судаков С.С., 2014

мер со стороны США по отношению к ЕС могла бы привести к ежегодному росту ВВП ЕС на 122 млрд евро и увеличению объемов экспорта из ЕС в США на 2 % [2]. Таким образом, низкие тарифные пошлины не означают свободу торговли, поскольку на данный момент в международных отношениях все чаще и эффективнее применяются различные нетарифные меры. Следовательно, можно предположить, что в отношениях между Россией и США также присутствуют нетарифные меры, отмена которых может привести к дополнительному экономическому росту России и росту торговли между странами. Однако степень применения нетарифных мер США отличается от страны к стране. И для определения влияния нетарифных мер со стороны США по отношению к России изначально следует проанализировать международную торговлю как России, так и США, изучить характер и динамику торговли между данными двумя субъектами международной торговли, а затем выявить основные инструменты, которые используются этими странами по отношению друг к другу.

Экономический и торговый обзор Российской Федерации. По последним данным ЮНК-ТАДа и МВФ, в 2013 г. валовой внутренний продукт (ВВП) России в текущих ценах и при текущем обменном курсе составил примерно 2,1 трлн долл. США, что эквивалентно 3 % от мирового ВВП [13]. В соответствии с обновленными данными World Economic Outlook прогноз роста российской экономики ожидается на уровне 2 % в 2014 г. и 2,5 % в 2015 г. В соответствии с теми же данными мировой ВВП в 2014 г. вырастет на 3,7 % и в 2015 г. - на 3,9 % [5].

В период с 2000 по 2008 гг. объемы как экспорта, так и импорта товаров России росли уверенными темпами, однако кризис 2008-2009 гг. отрицательно повлиял на динамику внешнеторгового оборота России - объемы торговли вышли на предкризисный уровень только в 2011 г. В соответствии с данными Министерства Финансов РФ, объем экспорта товаров в 2013 г. составил 523,3 млрд долл., а объем импорта товаров - 344,3 млрд долл. США [1]. По прогнозам МВФ рост экспорта товаров из России в 2014 г. должен составить 5,8 % по сравнению с 2013 г., импорт товаров в Россию в 2014 г. должен вырасти на 5,9 % по сравнению с 2013 г. [3].

Что касается США, то в 2013 г. среди основных экспортных направлений России объем экспорта из России в США составлял примерно 11,2 млрд долл. США [9]. Стоит отметить тот факт, что в период с 2000 по 2013 гг. доля США в экспорте РФ падает. В анализируемый период с 2000 по 2013 г. США с 7-го места в 2000 г. среди крупнейших экспортных направлений РФ сместились на 14-е место в 2013 г. [9]. Доля США в российском импорте составляет 5,2 %, что эквивалентно примерно 16,7 млрд долл. США в стоимостном выражении [9]. В период с 2000 по 2013 г. США в списке крупнейших экспортеров в РФ поднялись с 4 на 3 позицию, а доля США в товарообороте России составляет примерно 3,3 % (9-е место среди крупнейших торговых партнеров России) [14].

В соответствии с гармонизированной системой описания и кодирования товаров (Harmonized System - HS) минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные (группа 27), черные металлы (группа 72), жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы, монеты (группа 71) и удобрения (группа 31) составляли почти 80 % стоимостной структуры экспорта РФ в 2013 г. В период кризиса доля минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки в стоимостной структуре экспорта РФ снизилась с 65,7 % в 2008 г., до 63 % в 2009 г. Экспорт товаров в США в стоимостном выражении в 2009 г. сократился на 18,7 %, а в России на 35,5 % [9].

В отличие от экспортной структуры, импортная структура РФ более диверсифицирована. Основными продуктами, которые импортирует Россия, являются: машинное оборудование, ядерные реакторы, котлы (группа 84), средства наземного транспорта, кроме железодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (группа 87), электрическое и электронное оборудование (группа 85), фармацевтическая продукция (группа 30), пластмассы и изделия из них (группа 39), оптические, фотографические, технические, медицинские инструменты (группа 90). Суммарно на долю этих товаров приходится порядка 53 % импорта в РФ [9].

Период кризиса 2008-2009 гг. США пережили благоприятнее, чем Россия. В 2009 г. стоимостное падение импорта товаров в США составило 26 % по сравнению с 2008 г., в то время как в России наблюдалось 36 % падение [9].

Экономический и торговый обзор США. В соответствии с данными Бюро Экономического Анализа США, в 2013 г. ВВП США в текущих ценах составил порядка 17 трлн долл. США. В соответствии с обновленными данными World Economic Outlook рост экономики США в 2014 и 2015 гг. ожидается на уровне 2,8 % и 3 % соответственно [3]. В среднем США будут расти темпами ниже, чем мировой ВВП и ВВП Китая, однако рост ВВП США будет опережать рост ВВП России [11].

Экспорт товаров из США в 2013 г. составил примерно 1590 млрд долл. США, в то время как импорт составил 2293 млрд долл. США [9]. В 2014 г. рост экспорта и импорта в США составит 4,7 % и 4 % соотвтетственно [6]. В 2013 г. доля России в товарообороте США составила 1 %. Доля России в импортном товарообороте США составляет 1,2 % - это 18-е место среди крупнейших поставщиков товаров в США. А доля России в экспортном товарообороте США составляет 0,7 % [9].

В соответствии с гармонизированной системой описания и кодирования товаров крупнейшими товарами в структуре экспорта и импорта США в 2012 г. являются: машинное оборудование, ядерные реакторы, котлы (группа 84), электрическое и электронное оборудование (группа 85), минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки (группа 27), средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности (группа 87). Доля этих товаров в экспорте США в 2013 г. составила 41,8 %, а в импорте - 54 % [9].

В отличие от России в США средние ставки пошлин режима наибольшего благоприятствования (РНБ) значительно ниже. В последние годы среднее значение РНБ пошлин не изменяется и держится в районе 2,2 % [8]. Зависимость между импортом товаров в США и ставками таможенных пошлин в США совсем незначительная. Коэффициент корреляции между средними ставками тарифов РНБ и объемами импорта товаров для США равен 0,25, а для России этот же показатель равняется 0,9. Также, если взять среднее значение ежегодного изменения ВВП для России и США и спрогнозировать объемы импорта на основе данных значений начиная с 2006 г. (тем самым объединив различные факторы, влияющие на объемы импорта как для России, так и для США), то те же коэффициенты корреляции будут равняться: для США 0,03, а для России 0,91. Таким образом, логично предположить, что в своей торговой политике, а именно по части импорта, ставки таможенных пошлин для России на данный момент являются важной компонентой, влияющей на объемы импорта товаров. Для США таможенные пошлины не играют такой важной роли, как для России.

Что касается взаимосвязи между нетарифными мерами и объемами импорта, то в США коэффициент корреляции между стоимостью импорта и количеством нетарифных мер выявляет небольшую зависимость - он равен 0,1, а для России он равен 0,36, что говорит об отсутствии статистической взаимосвязи между количеством нетарифных мер и объемами импорта для России. Однако стоит учитывать, что данные коэффициенты корреляции только частично выявляют взаимосвязь влияния нетарифных мер на объемы импорта. Необходимо также учитывать другие компоненты, которые влияют на импорт при формировании окончательного вывода.

Взаимная торговля России и США. По последним данным международного центра торговли (ITC), экспорт российских товаров в США и их импорт в Россию из США в среднем росли до

2011 г., за исключением 2009 г., когда оба товарных потока значительно сократились: импорт в Россию из США сократился примерно на 34 %, а экспорт в США на 32,5 %. В 2013 г., по сравнению с

2012 годом, импорт товаров в Россию из США вырос примерно на 8 %, в то время как экспорт товаров из России в США сократился на 13,7 % [9]. Порядка 90 % всего экспорта из России в США в 2013 г. составляют 8 товарных групп: 27, 72, 28, 31, 71, 76, 03, 40. На товарную группу 27 - топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные - приходится

порядка 72 % всего экспорта из России в США. Доля оставшихся 89 товарных групп в стуктуре экспорта из России в США на 2013 г. составляет 6,9 % [9].

Стоит отметить, что снижение темпов роста экспорта в 2013 г. из России в США обусловлено сокращением экспорта ряда товарных групп, в том числе и экспорта товарной группы 27 - на 9 %. На рисунке 1 можно увидеть, что мировой экспорт России, без учета экспорта товарной группы 27, вырос больше в 2013 г., чем объем экспорта из России в США, за исключением этой же товарной группы в 2013 г. [9].

Динамика экспорта России без экспорта товарной группы 27, млрд. доли.

Мировой экспорт России без товарной группы 27 (леваяось) Экспорт из России в США без товарной группы 27 (правая ось)

Источник: авторская разработка на основании статистических данных 1ТС [9]

Рис. 1. Экспорт России, за исключением товарной группы 27

В российском импорте из США преобладают следующие товарные группы: 84, 87, 88, 85, 90, 39, 02, 28. На их долю приходится 76,4 % импорта американских товаров в РФ в 2013 г. Основные товарные группы, доля которых относительно велика в товарообороте Россия-США, отображены в таблице 1.

Таблица 1

Доля основных товарных групп во внешнеторговом обороте Россия - США, 2013 г.

Доля товаров в импорте России из США Доля товаров в экпорте России в США

Товарная группа Название 2013 г. Товарная группа Название 2013 г.

84 Машинное оборудование, ядерные реакторы, котлы и т.д. 20,59 % 27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битумозные вещества, воски минеральные 71,91 %

87 Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 17,91 % 72 Черные металлы 6,08 %

88 Летательные аппараты, космические аппараты и их части 17,57 % 28 Продукты неорганической химии, соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 4,96 %

85 Электрические и электронное оборудование 6,04 % 31 Удобрения 3,20 %

90 Оптические, фотографические, технические, медицинские инструменты 5,91 % 71 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них, бижутерия, монеты 2,96 %

39 Пластмассы и изделия из них 3,39 % 76 Алюминий и изделия из него 1,94 %

02 Мясо и пищевые мясные субпродукты 2,90 % 03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 1,19 %

28 Продукты неорганической химии, соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 2,12 % 40 Каучук, резина и изделия из них 0,90 %

Остальные продукты Другие товары 23,57 % Остальные продукты Другие товары 6,86 %

Источник: авторская разработка на основании статистических данных 1ТС [9].

Из рисунка 2, отражающего средние ставки таможенных пошлин в России и США по основным товарным группам, видно, что средние таможенные пошлины по отношению к России по крупнейшим импортным товарным группам в США не превышают 0,35 %. Однако по отношению к США Россия применяет относительно высокие ставки таможенных пошлин [7].

35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Пошлины по товарным группам: США Россия

■ ■ Н

1а.

-1 1 1 П 1 1

27 72 28 31 71 76 03 40

84 87

85 90 39 02 28

I Ставки импортных пошлин

Источник: авторская разработка на основании статистических данных ITC [8] Рис. 2. Средние ставки таможенных пошлин в России и США по основным товарным группам, 2013

Анализ двусторонней торговли между странами и анализ внешней торговли на данный момент не представляется возможным без анализа нетарифных мер, которые применяются странами в их торговой политике. В соответствии с классификацией ЮНКТАД, под нетарифными мерами понимаются директивные меры, в отличии от таможенных пошлин, которые потенциально могут экономически влиять на международную торговлю товарами, объемы торговли и цены [12, с. 1].

Стоит отметить, что одним из основных источников данных по нетарифным мерам является база данных ЮНКТАДа «TRAINS», однако данная база данных регулярно не обновлялась в течение последних 10 лет [13, с. 1]. Поэтому в целях актуализации информации в данной статье будет использоваться информация проекта «Global Trade Alert» (далее - GTA), которая обновляется постоянно с 2009 г.

Все применяемые странами меры на портале GTA классифицируются на три типа:

1) «зеленый треугольник»: меры, которые направлены на либерализацию торговли и не являются дискриминационными;

2) «янтарный треугольник»: мера, в случае если она принята, может носить дискриминационный характер или вопрос применения меры рассматривается, и в случае, если она будет принята, она будет носить дискриминационный характер;

3) «красный треугольник»: мера принята и, вероятнее всего, носит дискриминационный характер по отношению к иностранным контрагентам.

Интерес представляют две группы: «янтарный треугольник» и «красный треугольник» - в виду их высокой вероятности иметь дискриминационный характер. Также проект «Global Trade Alert» предоставляет данные по принятым странами нетарифными мерами в иной классификации, чем офи-

циальная классификация ЮНКТАДа. Поэтому в целях упрощения последующего анализа нетарифных мер между Россией и США в данной статье будет использована классификация GTA.

С 2009 г. Россией было принято 231 нетарифных мер, которые можно отнести к группам «янтарный треугольник» или «красный треугольник», то есть они относятся к дискриминационным мерам (на сайте Global Trade Alert количество мер «красного» и «янатрного» треугольников, которые приняла Россия, составляет 253. В статье указывается 231 мера, так как не учитываются дискриминационные тарифные меры и миграционные меры, которые скорее можно отнести к сфере услуг). Основными нетарифными мерами, которыми пользуется Россия по отношению к своим торговым партнерам, являются меры государственной поддержки.

С 2009 г. США занимают четвертое место среди стран, по отношению к которым направлены дискриминационные меры (включая тарифные меры), со стороны России - 88 мер. Первые три места занимают Китай - 103 дискриминационных меры, Германия - 97 мер и Украина - 94 меры. За исключением тарифных и миграционных мер, с 2009 г. было принято 73 нетарифных мер по отношению к США, которые носят и носили дискриминационный характер [4].

С 2009 г. США приняли порядка 60 нетарифных мер, которые, предположительно, носят дискриминационный характер. В отличие от России, которая чаще всего использует меры государственной поддержки как основной тип нетарифных мер, из таблицы 2 видно, что США применяют четыре основные нетарифные меры: меры государственной поддержки, меры требований местного компонента, меры по части государственных закупок и торгово-защитные меры [4].

Таблица 2

Список дискриминационных мер, используемых США с 2009 г.

Мера Количество

Меры государственной поддержки 8

Конкурентная девальвация 0

Потребительская субсидия 0

Экспортная субсидия 2

Экспортные налоги/ограничения 0

Запрет на импорт 1

Субсидия на импорт 0

Инвестиционные меры 1

Меры требований местного компо- 8

нента

Другие нетарифные барьеры 2

Государственные закупки 10

Квота 0

Санитарные и фитосанитарные меры 0

Меры поддерджки государственных 0

предприятии

Поддержка контролируемых государ- 0

ством компании

Местные меры государственной под- 5

держки

Технические барьеры к торговле 2

Торгово-защитные меры 22

Меры финансирования торговли 2

Всего 60

Источник: статистические данные проекта Global Trade Alert [4].

По отношению к России с 2009 г. США применили девять нетарифных мер [4]. В базе данных проекта Global Trade Alert указаны четыре законопроекта, которые носят дискриминационный характер по отношению к России. Однако в анализе указывается девять нетарифных мер потому, что один законопроект может включать в себя применение различных типов нетарифных мер, например American Recovery and reinvestment act, который одновременно влючает в себя как требования местного компонента, так и требования по государственным закупкам. Среди других стран, к которым США применяют нетарифные меры дискриминационного характера, Россия находится на 23-м месте. К 22 странам США применяют более четырех нетарифных мер, в то время как к нескольким странам, как и к России, США применяют четыре нетарифные меры [4].

Рисунок 3 сравнивает применение дискриминационных нетарифных мер по годам между Россией и США по отношению друг к другу. В данный период Россия принимала различные меры на протяжении всех анализируемых лет (с 2009 по 2013 гг.), США по отношению к России использовали нетарифные меры, которые носят дискриминационный характер, только в 2009 и 2013 гг.

Анализ влияния различных нетарифных мер на торговлю между странами требует глубокого анализа, включающего моделирование, расчет адвалорных эквивалентов и отдельного изучения законопроектов, которые подразумевают введение нетарифных мер. Однако в общем виде можно увидеть примерное влияние нетарифных мер на торговлю, исходя из приведенных ниже примеров.

Количество применяемых нетарифных мер США и России по отношению друг к другу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

2009 2010 2011 2012 2013

■ Россия США

Источник: статистические данные проекта Global Trade Alert [4].

Рис. 3. Количество применяемых нетарифных мер в США и России по отношению друг к другу, 2009-2013 гг.

Одной из нетарифных мер, используемых США и негативно влияющей на Россию, был американский акт восстановления и реинвестирования (American Recovery and Reinvestment Act), который был принят в 2009 г. Положение о покупке американских товаров, в том числе, имело влияние на Россию, в частности на 72 товарную группу. И в период 2008-2009 гг. экспорт из России в США сократился на 32 % в стоимостном выражении. Однако экспорт из России в США по товарной группе 72 сократился на 65 % в стоимостном выражении, несмотря на то, что российский экспорт данной товарной группы по миру сократился на 48 % в стоимостном выражении в этот же период [4; 9]. Стоит учесть, что номинальные ценовые индексы на металл в данный период сократились на 33 %, что в

том числе отражено в падении экспорта 72 группы товаров из России, однако, как уже говорилось, падение экспорта из России в другие страны мира было меньшим, чем падение экспорта из России в США товарной группы 72 [3, с. 94].

В 2013 г. в штате Техас было введено требование по использованию американской продукции металлургии в проектах по водоснабжению. Данное требование влияет на торговлю черными металлами - 72 товарная группа в соотвтетствии с гармонизированной системой классификации товаров. Судя по информации Международной Торговой Администрации, Техас импортирует порядка 51 % от общего импорта США товарной группы 72 - черные металлы. В период 2012-2013 гг. импорт черных металлов в США сократился на 22,8 %. Импорт из России в штат Техас черных металлов в этот же период сократился на 33 %, а 55,8 % импорта товарной группы 72 из России в США направляется в штат Техас (данные по сравнению импорта черных металлов в США и Техас из России брались за 2012 г.) [4; 7; 9].

Распоряжение Правительства РФ № 2281-р от 6 декабря 2012 г. «О распределении в 2012 г. субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с компенсацией части затрат на приобретение средств химической защиты растений» относится к нетарифной мере, которая, в том числе, влияет на США - данная мера относится к мерам государственной помощи, которая скорее всего внесет искажающий эффект на конкуренцию. В период 2011-2012 гг. импорт в Россию из США по товарной группе 31 - удобрения - сократился на 27,5 % [4; 9].

Таким образом, по приведенным выше примерам нельзя сделать однозначный вывод, к каким товарным группам применяются нетарифные меры. Со стороны США часть мер по отношению к России направлена на 72 товарную группу, в которой Россия имеет выявленное сравнительное преимущество, а Россия использует нетарифные меры, в том числе и по продуктам, у которых также наблюдается выявленное сравнительное преимущество.

В современных экономических условиях внешняя торговля является важным фактором успеха развития экономик. В соответствии с информацией международных организаций и агентств, в ближайшее время экономики различных стран будут расти, но невысокими темпами. Объемы внешней торговли также будут расти.

После вступления России в ВТО тарифные инструменты ограничения торговли для России постепенно начинают играть все меньшую роль, но, несмотря на этот факт, на данный момент суще-ствет сильная обратная зависимость между ставками таможенных пошлин в России и объемами импорта в Россию. Для России США являются девятым крупнейшим торговым партнером, с долей во внешней торговли РФ в 3,3 %. В период с 2012-2013 гг. экспорт товаров из России в США начал снижаться. Это было обусловлено не только тем, что объемы российского экспорта нефти в США сократились. В определенной степени различные нетарифные меры со стороны США также поспособствовали данному сокращению.

Нетарифные меры, в большей части случаев, применяются к товарам, по которым торговый партнер имеет выявленное сравнительное преимущество, и к товарам, доля которых высока в экспортной структуре страны, которая применяет данную меру. Стоит также отметить, что в свое время ЮНКТАД указывала на тот факт, что страны с более высокими таможенными пошлинами склонны применять больше тарифных мер по отношению к своим партнерам. В случае торговых отношений Россия-США это утверждение подтверждается: за период 2009-2013 гг. Россия приняля 73 дискриминационных нетарифных мер, в то время как США по отношению к России приняла 9 нетарифных дискриминационных мер за этот же период.

Нетарифные меры, которые были приведены в данной статье, однозначно негативно влияют на торговые отношения между Россией и США. Потенциал торговли между Россией и США полно-

стью не раскрыт, так как в торговле присутствуют дискриминационные нетарифные меры. Однако для определения количественного влияния нетарифных мер на торговлю и экономику России и США требуется проведение дополнительного анализа всех существующих в торговых отношениях Россия-США мер.

Библиографический список

1. Информационно-аналитический отдел Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru (дата обращения: 15.02.2014).

2. Delegation of the European Union to the United States [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euintheus.org/what-we-do/policy-areas/trade-investment-and-business/non-tariff-barriers-to-trade/

3. Global Economic Prospects. Volume 7. World Bank. 2013

4. Global Trade Alert [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globaltradealert.org (дата обращения: 23.02.2014)

5. IMF. World Economic Outlook Update. International Monetary Fund Publication Services. 2014.

6. IMF. World Economic Outlook. Transitions and Tensions. International Monetary Fund Publication Services. 2013.

7. International Trade Administration, Department of Commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tse.export.gov (дата обращения: 23.02.2014)

8. ITC Market Access Map [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.macmap.org (дата обращения: 22.02.2014)

9. ITC Trade Map [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trademap.org (дата обращения: 22.02.2014)

10. Simon J. Evenett. Trade Tensions Mount: The 10th GTA Report. Centre for Economic Policy Research. 2011.

11. U.S. Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bea.gov (дата обращения: 15.02.2014)

12. UNCTAD. Classification of Non-tariff measures. February 2012 version. United Nations publication. 2012.

13. UNCTAD. Non-tariff measures to trade: Economic and Policy Issues for Developing countries. United Nations publication. 2013.

14. UnctadStat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctadstat.unctad.org (дата обращения: 05.02.2014)

15. WTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.org (дата обращения: 01.02.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.