Научная статья на тему 'Тарифное регулирование железнодорожного транспорта с учетом формирования Евразийского экономического союза и вступления России в ВТО'

Тарифное регулирование железнодорожного транспорта с учетом формирования Евразийского экономического союза и вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / TARIFF REGULATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / RAIL TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова А.Г.

Рассматриваются задачи, намеченные Федеральной службой по тарифам России в 2014 г., по совершенствованию системы государственного тарифного регулирования железнодорожного транспорта с целью формирования правовых и экономических основ для эффективного функционирования общего рынка транспортных услуг стран-членов Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff regulation for rail transport with consideration for forming of the Eurasian Economic Union and Russia’s WTO entry

The paper considers tasks set by Russia’s Federal Tariff Service in 2014 to improve the system of state tariff regulation for rail transport in order to form legal and economic basis for efficient functioning of the common transport services market of the Eurasian Economic Union member states.

Текст научной работы на тему «Тарифное регулирование железнодорожного транспорта с учетом формирования Евразийского экономического союза и вступления России в ВТО»

тарифное регулирование железнодорожного транспорта с учетом формирования Евразийского экономического союза и вступления россии в вто

А. г. Кириллова,

докт. техн. наук, советник руководителя Федеральной службы по тарифам России

Создание правовых и экономических основ для эффективного функционирования общего рынка транспортных услуг стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) невозможно без совершенствования системы государственного тарифного регулирования. С этой целью в 2014 г. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России наметила решить ряд важных задач.

Государственная тарифная политика в сфере железнодорожного транспорта реализуется с учетом целей и задач, определенных в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г., а также на основе обязательств Российской Федерации, соответствующих нормам Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, подписанного сторонами Единого экономического пространства 9 декабря 2010 г.

ФСТ России проводит системную работу по выполнению в установленные сроки целей и задач, закрепленных в данных регламентирующих документах.

Приняты все необходимые решения по переходу на долгосрочную модель регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева установить тарифы на железнодорожные перевозки на пятилетний период утверждена Методика долгосрочного тарифного регулирования в сфере грузовых железнодорожных перевозок [1].

В рамках данной методики определены основные принципы формирования стоимостной основы долгосрочных тарифов; составлен перечень ключевых параметров государственного регулирования, используемых при реализации метода доходности инвестированного

капитала; запланировано формирование необходимых условий привлечения средств для обновления объектов инфраструктуры и инновационного развития железнодорожного транспорта общего пользования; предусмотрены механизмы обеспечения сбалансированной деятельности субъекта регулирования.

В данной модели исключен фактор резкого снижения объемов транспортной работы в условиях спада экономики, который в большинстве случаев определяет «автоматическое изменение тарифов». Таким образом, нивелированы негативные последствия, связанные с контрцикличным характером регулирования.

Исходя из параметров, одобренных Правительством Российской Федерации, ФСТ России определила долгосрочные тарифы на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе до 2018 г. (в 2014 г. сохранены на уровне 2013 г., а в 2015-2018 гг. ограничены уровнем инфляции за предыдущий год).

2013 г. стал годом активной работы над созданием нормативно-правовой базы, необходимой для формирования Единого экономического пространства и подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе.

В рамках реализации данной работы ФСТ России:

• завершен процесс унификации тарифов раздела 2 и 3 Прейскуранта

22 | «транспорт российской федерации»

№ 2 (51) 2014

И л 1,2006 ci.ut.30D7 оглц.годи 01.01.2011 хэ.от.гои ощ^а

У^ийициров4нн(ие неинициированные доля грузовых перевозок через пограничные передаточные станции по унифицированным тарифам

№ 10-01 независимо от направления перевозки (см. рисунок) [2];

• в 2013 г. завершена работа по введению в Прейскурант № 10-01 исключительных тарифных условий, действующих на протяжении ряда лет и имеющих важное значение для экономики страны, отдельных отраслей и железнодорожного транспорта (в частности, на перевозку угля, зерна, автомобилей и черных металлов);

• в соответствии с нормами Соглашения разработаны и утверждены нормативные правовые документы, и с 1 января 2013 г. ОАО «РЖД» получило право на изменение уровня тарифов в рамках ценовых пределов, установленных регулятором. При этом предоставленный ОАО «РЖД» механизм гибкого тарифного регулирования реализуется исходя из экономической целесообразности и эффективности для организации железнодорожного транспорта.

Для обеспечения синхронизации долгосрочного периода индексации грузовых железнодорожных тарифов и периода, в течение которого ОАО «РЖД» может самостоятельно менять уровень тарифов, принято решение о возможности установления тарифов в рамках ценовых пределов на 5 лет [3].

Необходимо отметить, что основным принципом реализации ОАО «РЖД» права менять тарифы в рамках ценовых пределов является недопустимость создания преимуществ для конкретных товаропроизводителей государств-сторон. Это один из основополагающих принципов деятельности хозяйствующих субъектов в рамках ВТО.

В рамках подготовки проекта Договора о Евразийском экономическом союзе эксперты сторон практически согласовали раздел XVI «Транспорт» с

соответствующими приложениями. По календарному плану подготовки проекта Договора о Евразийском экономическом союзе Договор должен быть подписан главами государств — участников ЕАЭС не позднее мая 2014 г.

В части дальнейшего совершенствования в сфере тарифного регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2014 г. ФСТ России будет проведена:

• оценка последствий унификации тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов независимо от вида сообщения (кроме транзита) по результатам мониторинга и корректировка (при необходимости) системы тарифов Прейскуранта № 10-01;

• оценка результатов унификации тарифов на порожний пробег отдельных типов вагонов, для которых такое решение уже принято;

• разработка подходов по оценке финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» в условиях принятых решений по установлению тарифов в рамках ценовых пределов на 5 лет в 2014 г. и на среднесрочную перспективу;

• оценка действующих тарифных условий перевозок грузов в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД, и подготовка (при необходимости) согласованных предложений по целесообразности их корректировки (п. 2.17. Прейскуранта № 10-01).

Реализация перечисленных задач по совершенствованию системы государственного тарифного регулирования позволит сформировать правовые и экономические основы для построения эффективного рынка транспортных услуг, обеспечивающего реализацию целей структурного реформирования железнодорожного транспорта на за-

вершающем этапе. Кроме того, решение этих задач позволит создать правовые основы формирования Евразийского экономического союза, а также построения и эффективного функционирования общего рынка транспортных услуг стран — членов ЕАЭС. □

Литература

1. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30 августа 2013 г. № 166-т/1 «Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках» [зарег. в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.]. URL: http:// www.rg.ru/2013/11/22/zhd-tarif-dok. html (дата обращения: 20.03.2014).

2. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18 декабря 2012 г. № 396-т/1 г. Москва «О внесении изменений и дополнений в постановление ФЭК России от 17 июня 2003 года № 47-т/5, приказы ФСТ России от 27 ноября 2012 года № 301-т/1 и от 6 декабря 2011 года № 319-т/4» [зарег. в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/16/ tarif-rzhd-dok.html (дата обращения: 18.03.2014).

3. Приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 257-т/1 «О внесении изменений и дополнений в приказы ФСТ России от 18 декабря 2012 года № 398-т/3, от 18 декабря 2012 года № 397-т/2 и от 21 декабря 2012 года № 423-т/3» (зарег. в Минюсте России 11 марта 2014 г.). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_160416/ (дата обращения: 15.03.2014).

№ 2 (51) 2014

«транспорт российской федерации» | 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.