Научная статья на тему 'Тарифное регулирование цен на электроэнергию и мощность как правовое средство поддержки внедрения ВИЭ'

Тарифное регулирование цен на электроэнергию и мощность как правовое средство поддержки внедрения ВИЭ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЭ / зеленые тарифы / электроэнергия / зеленая энергетика. / renewable energy / green tariffs / electricity / green energy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вальков Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты тарифного регулирования цен на рынке электроэнергии и мощности. Автор анализирует основные цели, значение и последствия тарифного регулирования для рынка электроэнергии и мощности в целом, а также для поддержки введения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Также рассмотрена практика внедрения «зеленых» тарифов для энергии, вырабатываемой на объектах микрогенерации. По результатам исследования сформулированы предложения о перспективах использования тарифного регулирования в целях поддержки внедрения возобновляемых источников энергии. В частности автором предложено расширение использования «зеленых» тарифов с применением соответствующих правовых инструментов, в качестве которых могут быть эксперементальные правовые режимы, установление альтернативы выбора тарифа при согласовании договорной цены контрагентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TARIFF PRICE REGULATION FOR ELECTRIC POWER AND CAPACITY AS A LEGAL INSTRUMENT TO SUPPORT RENEWABLE-ENERGY DEPLOYMENT

The article discusses the theoretical and practical aspects of tariff regulation of prices in the electricity and capacity market. The author analyzes the main objectives, significance and consequences of tariff regulation for the electricity and capacity market as a whole, as well as to support the introduction of generating facilities operating on the basis of renewable energy sources. The practice of introducing «green» tariffs for energy generated at microgeneration facilities is also considered. Based on the results of the study, proposals were made on the prospects of using tariff regulation in order to support the introduction of renewable energy sources. In particular, the author suggests expanding the use of «green» tariffs with the use of appropriate legal instruments, such as experimental legal regimes, or an option to choosing an alternative tariff when agreeing on a contract price.

Текст научной работы на тему «Тарифное регулирование цен на электроэнергию и мощность как правовое средство поддержки внедрения ВИЭ»

Тарифное регулирование цен на электроэнергию и мощность как правовое средство поддержки внедрения ВИЭ

Вальков Владимир Алексеевич,

аспирант центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, магистр права E-mail: Vladimir.j.valkov@yandex.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты тарифного регулирования цен на рынке электроэнергии и мощности. Автор анализирует основные цели, значение и последствия тарифного регулирования для рынка электроэнергии и мощности в целом, а также для поддержки введения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Также рассмотрена практика внедрения «зеленых» тарифов для энергии, вырабатываемой на объектах микрогенерации. По результатам исследования сформулированы предложения о перспективах использования тарифного регулирования в целях поддержки внедрения возобновляемых источников энергии. В частности автором предложено расширение использования «зеленых» тарифов с применением соответствующих правовых инструментов, в качестве которых могут быть эксперементальные правовые режимы, установление альтернативы выбора тарифа при согласовании договорной цены контрагентами.

Ключевые слова: ВИЭ, зеленые тарифы, электроэнергия, зеленая энергетика.

В экономической теории принято считать, что тарифное регулирование цен является одним из средств, которое сдерживает развитие конкуренции в условиях рыночной экономики [15]. При этом ряд исследователей отмечают, что регулирование цен и тарифов является одним из специальных и необходимых средств воздействия государства на рыночные процессы. Данная мера достаточно активно используется антимонопольными органами [2, стр. 6]. Примечателен тот факт, что на проблематику тарифного регулирования цен в договорах обращали внимание дореволюционные классики частного права.

В обоснование необходимости тарифного регулирования Г.Ф. Шершеневич указывал, что принцип свободы договора при определении сторонами цены контракта может быть ограничен ввиду общественного интереса [16, стр. 170]. Д.И. Мей-ер также выступал в поддержку применения государственном тарифного метода регулирования цен. Автор при исследовании ситуаций, которые происходили в хозяйственном обороте Российской империи в первой половине XIX века, обратил внимание на случаи необоснованного изменения цен контрагентами в сторону увеличения. Для предотвращения недобросовестной практики, по мнению Д.И. Мейера, государство обязано предпринимать меры [6, стр. 232].

А.Н. Варламова обоснованно полагает, что при принятии решения о введении государственного регулирования цен и тарифов необходимо сконструировать их таким образом, чтобы не устранить конкуренцию полностью. Для обеспечения данной задачи учитываются сферы применения тарифа, методы их образования, порядок принятия и изменения, период действия, недопущение дискриминации субъектов рынка [4].

В целом на оптовом рынке электроэнергии и мощности используются разные методы определения цен и тарифов. Например, затратный метод ценообразования, метод долгосрочного установления тарифов («regulatory asset base»), а также иные методы. При использовании затратного метода учитываются издержки хозяйствующего субъекта. Организация представляет в антимонопольный орган отчет о понесенных издержках в результате генерации или распределения электроэнергии.

Антимонопольный орган проверяет обоснован- Р ность представленных хозяйствующим субъектом И данных. Если уполномоченный орган установит Е обоснованность представленных данных о поне- А сенных издержках, то они будут включены в тариф. Н Также в тариф включается установленная прибыль У [12]. А

Достаточно широко практикуется использование метода определения нижней и верхней части цены («price cap regulation»). Антимонопольный орган не запрашивает документацию, подтверждающую понесенные хозяйствующим субъектом издержки. В данном случае уполномоченный орган стимулирует организацию к снижению затрат на производство электроэнергии, так как при снижении затрат при фиксированном тарифе организация будет получать больше прибыли.

Среди преимуществ данного метода можно отметить, что фиксированные минимальные и максимальные пороговые значения позволяют снизить темпы роста тарифов. Это означает, что тариф будет возрастать на процент не больше, чем инфляция [1, стр. 167-188].

В начале двухтысячных годов на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности сложилась интересная ситуация ввиду того, что одновременно применялось несколько методов установления тарифов, которые не сочетались между собой. Это были двуставочные и одноставочные тарифы. Впоследствии от данного метода формирования тарифов отказались. На сегодняшний день оптовый рынок электроэнергии и мощности разделен на так называемые «ценовые зоны» [7].

Отдельного внимания заслуживает использование тарифного регулирования в целях поддержки введения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - «ВИЭ»). В 2017 году Правительство Российской Федерации утвердило специальный План мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт [8]. Данные генерирующие установки с установленной мощностью до 15 кВт были отнесены к объектам микрогенерации [14].

Микрогенерация является одним из способов развития генерации электроэнергии с использованием ВИЭ. Не смотря на малый объем вырабатываемой энергии, использование микрогенерации имеет ряд экономических преимуществ. С технической точки зрения такой способ генерации не вызывал сложных вопросов. Однако для развития института микрогенерации в отечественной энергетике долгое время отсутствовала необходимая нормативная база. Необходимо было сформулировать легальное определение данного понятия для выработки единообразного подхода в регулировании микрогенерации.

Электроэнергию от объектов микрогенерации было предложено покупать по специальным тарифам. Введение повышенного коэффициента позволяет выделить тарифы на энергию и мощность от объектов ВИЭ в отдельную категорию. Некоторые авторы именуют их как: «зеленые» тарифы [5]. ~ Суть данного механизма заключается в том, g что для электроэнергии и мощности, произведен-~ ных на объектах, функционирующих на основе ис-z пользования возобновляемых источников энер-

гии, лицо, использующее объект микрогенерации, может продавать государству излишнюю энергию [9]. Примечательно, что гарантирующий поставщик обязан оплатить покупаемую энергию по цене, не превышающей цен на оптовом рынке [11]. Также для «зеленых» тарифов устанавливаются специальные повышающие коэффициенты [10].

Объект микрогенерации должен соответствовать критериям, установленным в Федеральном законе «Об электроэнергетике» [13]. Для применения зеленого тарифа собственник объекта микрогенерации должен оформить специальную заявку для сетевой организации об обеспечении технологического присоединения к сети. По результатам рассмотрения заявки сетевая организация направляет проект договора купли-продажи электроэнергии и выполняет работы по технологическому присоединению к сети.

Использование «зеленых» тарифов является одним из наиболее распространенных механизмов поддержки ВИЭ-генерации в зарубежной практике. Например, в Республике Беларусь был принят отдельный закон, посвященный регулированию общественных отношений по использованию возобновляемых источниках энергии. В данном акте поименована особая ценовая политика государства, направленная на установление тарифов на энергию, произведенную от объектов ВИЭ. В целях реализации положений уполномоченный орган власти издает соответствующий акт, определяющий порядок установления «зеленых» тарифов [3].

Предполагается, что в долгосрочной перспективе допустимо расширить практику использования «зеленых» тарифов и распространить их не только на объекты микрогенерации, но и некоторые другие виды генерации. Например, апробацию данного инструмента возможно провести в рамках экспериментального правового режима, установленного для малой гидроэлектростанции. При этом определить возможность выбора способа определения цены по договору купли-продажи энергии. Данная мера позволит контрагентам самостоятельно выбрать из двух тарифов для определения договорной цены: установить «зеленый» тариф или обычный.

Таким образом, тарифное регулирование является важным механизмом воздействия на экономические отношения, возникающие на рынке электроэнергии и мощности. Действительно, тарифное регулирование подразумевает вмешательство государства в рыночные процессы. Однако отказаться от участия государства в регулировании не всегда представляется возможным или целесообразным.

Использование возобновляемых источников энергии развивается локально и для увеличения объемов использования данной технологии необходима государственная поддержка. Введение «зеленых» тарифов для энергии, произведенной на объектах микрогенерации, является положительной тенденцией для дальнейшего развития данного института. Однако представляется целе-

сообразным расширение использования данного метода с использованием соответствующих правовых инструментов, в качестве которых могут выступать эксперементальные правовые режимы, установление альтернативы выбора тарифа при согласовании договорной цены контрагентами.

Литература

1. Cowan S. Price-cap regulation. Swedish economic policy review. № 9. 2002. С. 167-188.

2. Бекузарова Л.Ю. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. 175 с.

3. Ванькович Е.Э. Состояние и перспективы развития законодательства Республики Беларусь в области использования возобновляемых источников энергии // Предпринимательское право. 2020. № 3. [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

4. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. М.: Статут. 2010. [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

5. Ефимовская И.В., Мамедова Г.Х. кызы. Международное сотрудничество в сфере энергетики и правовые вопросы экологии // Право и бизнес. 2022. № 2. [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х частях: По исправленному и дополненному 8-му изданию, 1902 г. Ч. 1 / Д.И. Мейер. М.: Статут. 1997. 831 с.

7. Оптовый рынок электроэнергии и мощности. НП «Совет рынка». [Электронный ресурс]. URL: https://www.np-sr.ru/ru/market/wholesale/in-dex.htm. (Дата обращения: 07.10.2023).

8. Официальный сайт Правительства РФ «О плане мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ news/28559/. (Дата обращения: 07.10.2023).

9. Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации». [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

10. Приказ ФАС России от 14.02.2022 № 104/22 «Об утверждении Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических

сетях, а также по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами». [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

11. Символоков О.А. Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: монография. М.: Инфотропик Медиа, 2021. [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

12. Символоков О.А., Максименко П.Н. Компаративный анализ конкуренции на розничных рынках электроэнергии через призму свободы договорных отношений: векторы правового развития // Конкурентное право. 2021. № 4. [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

13. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

14. Федеральный закон от 27.12.2019 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» [СПС Консультант плюс]. (Дата обращения: 07.10.2023).

15. Хохлов Е.С. Антимонопольные аспекты ценообразования: как поднять цены без риска для бизнеса / Е.С. Хохлов. Дата публикации 08.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://lfacademy.ru/sphere/post/antimonopolnye-aspekty-cenoobrazovaniya-kak-podnyat-ceny-bez-riska-dlya-biznesa. (Дата обращения: 07.10.2023).

16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г.Ф. Шершеневич. М.: Спарк. 1995. 556 с.

THE TARIFF PRICE REGULATION FOR ELECTRIC POWER AND CAPACITY AS A LEGAL INSTRUMENT TO SUPPORT RENEWABLE-ENERGY DEPLOYMENT

Valkov V.A.

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The article discusses the theoretical and practical aspects of tariff regulation of prices in the electricity and capacity market. The author analyzes the main objectives, significance and consequences of tariff regulation for the electricity and capacity market as a whole, as well as to support the introduction of generating facilities operating on the basis of renewable energy sources. The practice of introducing «green» tariffs for energy generated at microgeneration facilities is also considered. Based on the results of the study, proposals were made on the prospects of using tariff regulation in order to support the introduction of renewable energy sources. In particular, the author suggests expanding the use of «green» tariffs with the use of appropriate legal instruments, such as experimental legal regimes, or an option to choosing an alternative tariff when agreeing on a contract price.

Keywords: renewable energy, green tariffs, electricity, green energy.

5 -a

C3 ж

<

References

1. Cowan S. Price-cap regulation. Swedish economic policy review. № 9. 2002. P. 167-188.

2. Bekuzarova L.Y. Price regulation of entrepreneurial activity: PhD thesis. M., 2002. 175 p.

3. Vankovich E. Ed. State and prospects of development of the legislation of the Republic of Belarus in the field of renewable energy sources // Entrepreneurial Law. 2020. No 3. [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

4. Varlamova A.N. Legal support of competition development: Textbook. M.: Statute. 2010. [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

5. Efimovskaya I.V., Mammadova G.H. kyzy. International cooperation in the field of energy and legal issues of ecology // Law and business. 2022. No. 2. [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

6. Meyer D.I. Russian civil law. In 2 parts: According to the corrected and supplemented 8th edition, 1902 Part 1 / D.I. Meyer. M.: Statute. 1997. 831 p.

7. Wholesale electricity and capacity market. Non-profit partnership «Market Council». [Web resource]. URL: https://www. np-sr.ru/ru/market/wholesale/index.htm. (Date of application: 07.10.2023).

8. The official website of the Government of the Russian Federation «On the action plan to stimulate the development of generating facilities based on renewable energy sources with an installed capacity of up to 15 kW». [Web resource]. URL: http:// government.ru/news/28559/. (Date of application: 07.10.2023).

9. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 02.03.2021 No. 299 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation regarding the Definition of the Features of Legal regulation of relations on the Functioning of microgeneration facilities». [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

10. Order of the Federal Antimonopoly Service of Russia No. 104/22 dated 02/14/222 «On Approval of Methodological Guidelines for Setting Prices (Tariffs) and (or) Maximum (Minimum and (or) Maximum) price levels (Tariffs) for electric energy (power) produced at qualified generating facilities operating on the basis of renewable energy sources and purchased for compensation losses in electric networks, as well as on setting prices (tariffs) for electric energy (capacity) produced using qualified generating facilities, functioning in technologically isolated territorial electric power systems or in territories technologically unrelated to the Unified Energy System of Russia and technologically isolated territorial electric power systems». [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

11. Symvolokov O.A. Contracts in the electric power industry: problems of theory and practice: monograph. M.: Infotropik Media, 2021. [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

12. Symvolokov O.A., Maksimenko P.N. Comparative analysis of competition in retail electricity markets through the prism of freedom of contractual relations: vectors of legal development // Competitive law. 2021. No. 4. [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

13. Federal Law No. 35-FZ of 26.03.2003 «On Electric Power In-dustry» [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

14. Federal Law No. 471-FZ of December 27, 2019 «On Amendments to the Federal Law «On Electric Power Industry» regarding the development of microgeneration». [Reference and search system «Consultant Plus»]. (Date of application: 07.10.2023).

15. Khokhlov E.S. Antimonopoly aspects of pricing: how to raise prices without risk for business / E.S. Khokhlov. Publication date 08.12.2020. [Web resource]. URL: https://lfacademy.ru/sphere/ post/antimonopolnye-aspekty-cenoobrazovaniya-kak-podnyat-ceny-bez-riska-dlya-biznesa. (Date of application: 07.10.2023).

16. Shershenevich G.F. Textbook of Russian civil law (published in 1907) / G.F. Shershenevich. M.: Spark. 1995. 556 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.