Научная статья на тему 'ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ БИЗНЕСЕ'

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРГЕТИРОВАНИЕ / TARGETING / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС / HIGH-TECH BUSINESS / "ТОЧКИ РОСТА" / "GROWTH POINTS"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Михейкина Л.А.

В России проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала приобрели особую значимость, поскольку российский бизнес стоит перед историческим выбором стратегии своего развития на многие десятилетия вперед. Считаем, результативным способом получения устойчивых тенденций возрастания роли наукоемких, ресурсосберегающих технологий и производств, является разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, что и определяет процесс таргетирования высокотехнологичного бизнеса. Под таргетированием инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе понимается способ реализации инновационной политики государства, выражающийся в выборе какого-либо приоритетного наукоемкого направления, на которое необходимо воздействовать, чтобы достичь высоких экономических и социальных результатов, обеспечивая создание условий для аккумуляции средств, способствующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий». Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне. Практически этот процесс должен обеспечивать перевод экономики на траекторию устойчивого инновационного роста, а для ее реализации необходимо выработать эффективную научно-промышленную политику - основу единой государственной концепции социально-экономического развития страны. В связи с этим исследованы «точки роста» развития экономики в соответствии с долгосрочной комплексной программой «Национальная технологическая инициатива». Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Михейкина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETING INNOVATIONS IN HIGH-TECH TRADE BUSINESS

In Russia, the problems of creating high technologies and using the accumulated scientific, technical, industrial, intellectual and human resources have acquired special significance, since Russian business faces a historic choice of its development strategy for many decades to come. We believe that the effective way of obtaining sustainable trends in the growth of the role of knowledge-intensive, resource-saving technologies and industries is the development and implemen- tation of a set of measures aimed at strengthening the competitiveness of industry in the world and domestic markets, by creating conditions for the favorable development of strategic priority areas of innovation activity, Targeting high-tech business. Targeting innovative activity in high-tech business is understood as a way of implementing the innovative policy of the state, which manifests itself in the choice of a priority science-intensive direction, which must be influenced in order to achieve high economic and social results, ensuring the creation of conditions for the accumulation of funds that promote the development of the production of science-intensive products and Development of«high technology». The purpose of targeting is to create conditions under which structural adjust- ment will allow science-intensive industries to become «points of growth» in traditional industries and services, create a developed export potential, and ensure reproduction at a new technological level. Practically this process should ensure the transfer of the economy to the path of sustainable innovation growth, and for its implementation it is necessary to develop an effective scientific and industrial policy - the basis of a single state concept of the country’s socio-economic development. In connection with this, the «points of growth» of economic development were studied in accordance with the long-term integrated program «National Technological Initiative». Article is prepared with financial support of G. V. Plekhanov Russian University of Economics.

Текст научной работы на тему «ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ БИЗНЕСЕ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 338

Л. В. Овешникова, Е. В. Сибирская, Л. А. Михейкина

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ

БИЗНЕСЕ

Аннотация: в России проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала приобрели особую значимость, поскольку российский бизнес стоит перед историческим выбором стратегии своего развития на многие десятилетия вперед. Считаем, результативным способом получения устойчивых тенденций возрастания роли наукоемких, ресурсосберегающих технологий и производств, я вляется разработка, и реализация комплекса мер, направленных на укрепление конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, что и определяет процесс таргетирования высокотехнологичного бизнеса. Под таргетирова-нием инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе понимается способ реализации инновационной политики государства, выражающийся в выборе какого-либо приоритетного наукоемкого направления, на которое необходимо воздействовать, чтобы достичь высоких экономических и социальных результатов, обеспечивая, создание условий для аккумуляции средств, способст вующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий». Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне. Практически этот процесс должен обеспечивать перевод экономики на траекторию устойчивого инновационного роста, а для ее реализации необходимо выработать эффективную научно-промышленную политику - основу единой государственной концепции социально-экономического развития страны. В связи с этим исследованы «точки роста» развития экономики в соответствии с долгосрочной комплексной программой «Национальная технологическая инициатива». Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: таргетирование, инновационная, деятельность, приоритеты, высокотехнологичный бизнес, «точки роста».

UDK 338

L. V. Oveshnikova, Е. V. Sibirskaya, L. A. Mikheykina

TARGETING INNOVATIONS IN HIGH-TECH TRADE BUSINESS

Abstract: in Russia, the problems of creating high technologies and using the accumulated scientific, technical, industrial, intellectual and human resources have acquired special significance, since Russian business faces a historic choice of its development strategy for many decades to come. We believe that, the effective way of obtaining sustainable trends in the growth of the role of knowledge-intensive, resource-saving technologies and industries is the development, and implementation of a set. of measures aimed at strengthening the competitiveness of industry in the world, and

domestic markets, by creating conditions for the favorable development of strategic priority areas of innovation activity, Targeting high-tech business. Targeting innovative activity in high-tech business is understood as a way of implementing the innovative policy of the state, which manifests itself in the choice of a priority science-intensive direction, which must, be influenced in order to achieve high econom ic and social results, ensuring the creation of conditions for the a ccumulation of funds that, promote the development of the production of science-intensive products and Development of «high technology». The purpose of targeting is to create conditions under which structural, adjustment, will allow science-intensive industries to become «points of growth» in traditional industries and services, create a developed export, potential, and ensure reproduction at, a new technological level. Practically this process should ensure the transfer of the economy to the path of sustainable innovation growth, and for its implementation it is necessary to develop an effective scientific and industrial, policy - the basis of a single state concept of the country's socio-economic development,. In connection with this, the «points of growth» of economic development, were studied m accordance with the long-term integrated program «National Tech nological, Initiative». Article is prepared with financial support, of G. V. Plekhanov Russian University of Economics.

Keywords: targeting, innovation, priorities, high-tech business, «growth points».

Введение

Развитие экономики государства в современных условиях основывается на инновационной активности хозяйственных систем и применении инновационного подхода в рыночных отношениях. Инновационная активность национальной экономики основана на результатах функционирования организаций, которые осуществляют инновации в различные сферы деятельности [7]. Нововведения становятся стратегическим фактором роста, воздействуют на структуру общественного производства, преобразуют экономику страны, стабилизируют социальную политику в государстве.

Инновационная деятельность должна иметь развитие, что актуально, поскольку большинство стран не может встать в ряд европейских государств без соответствующего технологического обновления производства и без освоения инновационных механизмов конкурентоспособности хозяйствования. В настоящий момент развитие экономики характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обусловливает постоянные изменения в структуре и динамике потребностей, и как следствие, обостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а так же улучшение их качественных характеристик. Следовательно, развитие инновационной области деятельности, через которую в производство поступают достижения научно-технического прогресса, является особенно актуальной сферой. Инновационной деятельности необходимо серьезное внимание со стороны отраслевых

органов управления и других экономических субъектов, которые участвуют в инновационных процессах[7]

Цели и задачи таргетироваиия инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе как условие создания «точек роста» экономики

Интеграция России в глобальную высокотехнологичную сферу обусловила потребность в формировании инновационной среды отечественной экономики [3]. Важнейшей характеристикой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. В настоящее время инновации становятся рычагом, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности страны в целом и ее регионов.

Говоря об инновационном развитии страны, следует обратиться к сфере высоких технологий. Высокие технологии включают в себя робототехнику и электронику. К ним относятся 5 самых наукоёмких отраслей промышленности. Часто к разряду «высоких» относят технологии, в которых участие человека минимально. Классификация отраслей на высокотехнологичные, среднетехнологичные высокого и низкого уровней и низкотехнологичные была предложена еще в 1984 г. ОЭСР по главному критерию степени расходов на НИОКР и пересмотрена лишь в 2009 году [6]. Существует несколько подходов к определению понятия «высокие технологии». Они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Подходы к определению понятия «Высокие технологии»

Следовательно, высокотехнологичная отрасль экономики — это та отрасль, в которой создаётся наиболее совершенная продукции, на основе накопленных знаний, разработок и опыта, не производимая ранее. Для её создания применяются самые качественные, известные материалы и лучшие способы производства. Для созданий такой продукции используются расходы на НИОКР и специалисты STEM (science-наука, technology-технологии, engineering-инженерия, mathematics-математика), которые обладают высоким уровнем знаний, применимые при формировании передовых технологий и нововведений.

Основным и главным критерием отнесения к высокотехнологичным отраслям является высокий уровень технологического развития, который определяется отношением затрат на НИОКР к валовому внутреннему продукту или валовой добавленной стоимости.

Анализ российских и зарубежных источников показывает, что в настоящее время не существует общепринятого подхода к определению высокотехнологичных отраслей и компаний [1]. Обычно вместо сущностного определения высокотехнологичного бизнеса приводится перечисление новых и прогрессивных технологий современности, а также наукоемких отраслей промышленности: информационные, нано-, когно-и биотехнологии, новая медицина, высокие гуманитарные технологии, экология и при-

родопользование, новые материалы, микроэлектроника, роботостроение, аэрокосмическая промышленность и т. д. [13].

Определим, что высокотехнологичный бизнес — это деятельность компаний, занимающихся видами деятельности, относящиеся к высокотехнологичным отраслям, главным активом которых является интеллектуальная собственность и высококвалифицированный персонал, т. е. бизнес, который в большей степени зависит от знаний и ноу-хау и в меньшей мере от доступности сырья и других материальных ресурсов [5].

Современное состояние высокотехнологичного комплекса Российской Федерации характеризуется низкой инновационной активностью промышленных предприятий, их невысокой конкурентоспособности в сопоставлении с иностранными продуктами, для которых открыт отечественный рынок наукоёмких товаров.

Самообеспеченность российской экономики высокотехнологичной продукцией находится на довольно низком уровне. Более развитие страны с системной экономикой стремятся удовлетворять потребности в высокотехнологичной продукции внутри своей страны за счёт собственного производства. Например, в Японии, США, Англии, Германии и Франции уровень самообеспеченности продукцией высокотехнологического комплекса на данный момент составляет около 80 %. В РФ этот показатель не учитывается, несмотря на то, что он играет

важную роль одного из индикаторов технологической безопасности.

Большая часть промышленных организаций занимаются продуктовыми инновациями: закупают готовое оборудование, используют НИОКР в основном в действующем производстве. Современная структура высокотехнологичных отраслей РФ характеризуется наличием многих диспропорций, которые сложились вследствие экономической трансформации из-за нехватки инвестиционных ресурсов и просчетов в проведении экономических реформ. Для регулирования инновационной деятельности требуется наличие точной информации, которая необходима для анализа и принятия управленческих решений, как в целом, так и в инновационной сфере в частности.

Важно отметить, что именно государственная политика играет ключевую роль в развитии наукоёмких видов экономической деятельности и предопределяет опережающее развитие отраслей высоких технологий для укрепления конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление конку-

рентоспособности экономики страны на основе создания условий для благоприятного развития стратегических отраслей, называется таргетированием. В связи с этим на федеральном уровне принимаются государственные программы, направленные на стимулирование инновационной деятельности и привлечение инвестиций для инноваций.

Таргетирование — один из способов реализации экономической политики государства или отдельного предприятия по управлению основными хозяйственными показателями. Он заключается в выборе какой-либо «мишени», на которую направляется воздействие государства для достижения намеченных результатов поставленной цели [11]. Цель таргетирования — формирование условий, при которых осуществление структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне.

Таргетирование наукоемких отраслей призвано решать следующие задачи (рисунок 3).

Научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особо важное значение для роста как промышленности в целом, так и других традиционных отраслей, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта населения

Обеспечить инициативный/реактивный характер выстраивания взаимодействия бизнеса и государства

Обеспечить снижение степени риска вложения средств для частных предпринимателей, которые могут разраба тывать и выпускать высокотехнологичную продукцию

Предоставить возможность сконцентрировать финансовые средства, полученные из различных источников, и привлечь инвесторов для развития этих отраслей

Рис. 2. Основные задачи таргетирования инновационной деятельности

Таким образом, под таргетированием инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе понимается способ реализации инновационной политики государства, вьцзажающийся в выборе какого-либо приоритетного наукоемкого направления, на которое необходимо воздействовать, чтобы достичь высоких экономических и социальных результатов, обеспечивая создание условий для аккумуляции средств, способствующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий».

Следует подчеркнуть, что на определенном этапе развития практически все страны, лидирующие на мировом рынке научно-технической продукции, цроводили политику поддержки наукоемких отраслей. При этом концепции таргетирования менялись в соответствии с условиями и этапом экономического роста. Одним из важ-

нейших направлений таргетирования является создание условий, способствующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий».

В развитых странах принятию официальных решений в части таргетирования наукоемких производств и отраслей предшествовали глубокие научные исследования и дискуссии специалистов, занимающихся данным вопросом. Опыт таргетирования инновационной деятельности представлен в соответствии с уровнем Глобального инновационного индекса (ГИИ, Global Innovation Index), содержащем данные сопоставительного анализа инновационных систем 127 стран. По данным 2017 года возглавили новый рейтинг Швейцария, Швеция, Нидерланды, Великобритания и США. На две позиции по сравнению с 2016 годом опустилась Россия, заняв 45-е место (таблица 1).

Таблица 1

Зарубежный опыт таргетирования инноваций (с учетом уровня Глобального инновационного индекса (ГИИ) страны [ 12])

Страна Отмечаемые особенности процесса таргетирования

1 2

Швейцария (1 место ГНИ) Одним из приоритетных направлений государственной поддержки инноваций является обеспечение участия швейцарских научно-исследовательских организаций и предприятий в международных проектах и программах. В этой связи осуществляются мероприятия по заключению международных соглашений, направленных на интеграцию Швейцарии в международное исследовательское и инновационное пространство, осуществляется взаимодействие в рамках международных организаций при разработке, планировании и реализации международных программ [4].

Швеция (2 место ГИИ) Страна занимает одно из первых мест в мире по объему общих расходов на НИОКР в процентах от ВНГ1. Роль государства в данном процессе в первую очередь сводится к формированию национальных программных документов, определяющих основные направления деятельности, которые реализуются при поддержке государственных организаций, отвечающих за исследования и инновации в отдельных областях. При этом значимым инструментом государственного стимулирования является выделение финансовых средств для реализации положений данных программ. Основной целью научно-технической и инновационной политики страны является максимальное расширение спектра и количества как национальных, так и зарубежных наукоемких предприятий с действующими производствами на территории Швеции. Шведское правительство намерено за счет модернизации сфер образования и науки создать благоприятные условия для инновационных компаний.

Нидерланды (3 место ГИИ) Ведущие нидерландские компании (Shell, Van Oord, Philips, AkzoNobel, DSM, Ahold, Unilever, Heineken и др.) —корпорации мирового масштаба, обладающие огромным опытом инновационной деятельности н ведения международного бизнеса. Через отраслевой подход (топ-секторная политика) Правительство Нидерландов успешно стимулирует приоритетные отрасли национальной экономики.

Окончание табл. 1

1 2

США (4 место ГНИ) При таргетировании наукоемких отраслей в экономике США используют следующие инструменты: государственные заказы, правительственные закупки, налоговые стимулы, дополнительное финансирование, поддержку экспорта и др. Наукоемкие отрасли производства притягивали инвестиции из-за все возрастающего спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию: компьютеры, ЭВМ на микропроцессорах, конторское оборудование, электрические приборы и т. д.

Великобритания (5 место ГИИ) Создано министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, первоочередные задачи: — вывод металлургической отрясли из кризиса — строительство атомной электростанции. Программа Eight. Great Technologies нацелена на технологии, в которых у страны уже есть значительный задел [9].

Финляндия (8 место ГИИ) Одна из задач, заявленных в «Kesearch and innovation policy review 2015—2020» — более эффективное использование результатов НИОКР в крупных компаниях, а так же фокус на поддержке инноваций в крупных компаниях.

Германия (9 место ГИИ) Инновационная стратегия (Hightech-2020) сфокусирована на поддержке существующих компетенций: —непрерывная модернизация крупных отраслей (автопром, машиностроение, химия) и компаний — повышение квалификации и переобучение — развитие приоритетных направлений исследований

Япония (14 место) Богатый опыт таргетирования в условиях развитых рыночных отношений накоплен в Японии. На первом этапе таргетирования комплекса наукоемких отраслей Япония вливала значительные государственные инвестиции в структурную перестройку экономики. На сегодняшний день Япония ставит задачу предугадать н обеспечить развитие высоких технологий, рынков сбыта, новых отраслей, т. е. таргетированпе ориентируется на «предугадывание» возможностей наиболее эффективного направления развития и помощи с целью катализации процессов на базе развития благоприятных условий для перелива частных капиталовложений, трансфера новейших технологий и коммерциализации разработок. Страна сделала приоритетным опору на собственные финансовые ресурсы, которые аккумулировались в банковской системе и предоставлялись на льготных условиях определенным, промышленным таргетированным отраслям.

Южная Корея (И место ГИИ) Основную ставку южнокорейские компании делают на инновации, поскольку они сталкиваются со все более жесткой конкуренцией на мировых рынках. Страна инвестирует в научные исследования и разработки значительно большую долю своего ВВП по сравнению с другими развитыми странами. (4,29 % ВВП).

Норвегия (19 место I IIII) Инновационная политика строится на отраслевой поддержке «национальных чемпионов», в которых государство владеет значительной долей: — Нефть/газ (Statoil), ТМТ (Telenor), алюминий (Norsk Hydro), удобрения (Yara), банки (DnBNor), электроэнергия (Statkraft) и др

Китай (22 место ГИИ) Китайские государственные предприятия отрем ятей стать инновационными лидерами на международных рынках, они в настоящее время нацелены на привлечение сотрудников китайской национальности, работающих за рубежом и в многонациональных корпорациях внутри Китая.

Малайзия (37 место ГИИ) В рамках развития инновационной деятельности получили распространение модели организации проектной работы Delivery Units (пример PEMANDU). Модель организации проектной работы в рамках PEMANDU формирует идеологию и планирование проектов, координирует разработку дорожных карт, обеспечивает кросс-функциональную координацию, ведет работу проектных офисов.

Беларусь (88 место) Отсутствуют законодательные п нормативные акты, определяющие комплекс наукоемких отраслей и производств. Дополнительные трудности обусловлены спецификой наукоемких отраслей, а также особыми условиями их воспроизводства пролью в условиях формирования рыночных отношений.

Общая концепция таргетирования инноваций отражает стремление правительства поддержать развитие национального промышленного производства. В отличие от принятого измерения экономического успеха нации количеством созданных рабочих мест, в данной политике экономического развития большое внимание уделяется общей производительности факторов производства и эффективности технологически связанных отраслей. Таргетирование инноваций становится особенно актуальным направлением политики для федеральных и региональных правительств в условиях, когда ресурсы для экономического развития, которыми они располагают, становятся все более ограниченными [2].

При этом государственная политика таргетирования инноваций в России не приводит к быстрым результатам. Схематизация содержания таргетирования инноваций в высокотехнологичном бизнесе с учетом особенностей в России представлена на рисунке 3.

Для приложения усилий и таргетирования инноваций фактически остается два возможных варианта: индивидуальные изобретатели и зрелый бизнес. Проблема с тар-гетированием изобретателей в рамках инновационной политики такая же, что и с тар-гетированием науки и стартапов — очень большие сроки получения коммерческих результатов. Поэтому, таргетирование зрелого бизнеса, активное стимулирование его инновационной деятельности — это сфера, где возможен потен циал для наиболее значимых результатов. Заметим, что зрелый бизнес, составляя существенную долю экономики, является наиболее отсталым (в России он формирует третью часть патентов, в отличие от стран-лидеров, где он преобладает с точки зрения патентной активности). Этот факт обнаруживает огромный потенциал технологической трансформации корпоративного сектора [9].

Таргетируя крупный бизнес, российский субъект инновационной политики покрывает своими действиями сразу почти 80 % экономики. Такая высокая доля крупного бизнеса уже сама по себе является серьезным аргументом в пользу активной работы по его инноватизации [9].

Кроме того, российское государство является собственником значительной части крупного бизнеса в стране — опять же, в гораздо большей степени, чем в случае других государств. Прямое владение дает го-

сударству важные рычаги влияния на компании — путем проведения решений через советы директоров и собрания акционеров, особенно касательно назначения менеджмента, инвестиционных и финансовых решений.

Следовательно, оба фактора — высокая доля крупного бизнеса в экономике и высокая доля государства в крупном бизнесе -обуславливают привлекательность именно этой группы для таргетированной инновационной политики.

В настоящее время потенциал развития высокотехнологичного комплекса в России ограничен ядерными технологиями, производством оружия и военной техники, жидкостных ракетных двигателей и некоторыми другими видами деятельности. В связи с этим в настоящее время в России актуальна долгосрочная комплексная программа НТИ по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет [8].

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин обозначил проект «Национальная технологическая инициатива», как один из приоритетов государственной политики. В «НТИ» государство определило «точки роста» развития экономики [10], т. е. ключевые направления таргетирования, имеющие преимущественную реализацию в отрасл ях высокотехнологичного бизнеса. При этом НТИ формирует новые и усиливает работающие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления.

Выводы

Таким образом, исследование сущностно-содержательной природы таргетирования инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе позволяет сделать выводы: во-первых, о необходимости определения комплекса наукоемких отраслей в зависимости от качественных критериев и порога наукоемкости, во-вторых, о необходимости выработки общей концепции и направлений таргетирования, в-третьих, о формировании системы методов моделирования воздействия на развитие каждой отрасли.

Политика таргетирования инноваций в высокотехнологичном бизнесе России

Особенности и преимущества высокотехнологичного бизнеса

Таргетирование только академической и предпринимательской среды: изменения фундаментальной науки и образования ориентированы на долгую перспективу

Обеспечение благоприятной инновационной среды приводит к инновационной активности с большим временным лагом

Поддержка технологических проектов и стартапов дает ограниченный эффект в условиях отсутствия внутреннего спроса.

т

Результаты таргетирования инноваций в высокотехнологичном бизнесе

Направления таргетирования инноваций (точки роста) в высокотехнологичном бизнесе

I '

Возможные варианты таргетирования инноваций

Индивидуальные изобретатели

Зрелый бизнес

Высокотехнологичный бизнес

4

Непрерывная модернизация высокотехнологичных отраслей и компаний, повышение квалификации и переобучение кадров, развитие приоритетных направлений исследований и разработок

Формирование комплекса конкурентоспособных видов производства, развитие высоких технологий, рынков сбыта, новых отраслей, развитие потенциала технологической трансформации корпоративного сектора

Сокращение периода реализации нововведения в высокотехнологичном бизнесе и ускорение получения экономического и социального эффекта

Основные признаки высокотехнологичной продукции

I

X

Применение современных

средств производства

Производство продвинутых передовых продуктов

I

Виды деятельности,

относящиеся к высокотехнологичным отраслям

Основа создания -мышление, знания, информация, научные теории и опыты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производ-

ство

фарма-

цевтиче-

ской про-

дукции

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

Производство электронных компонентов, аппаратуры для

радио, телевидения и связи

Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления, и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов

Производство летательных аппаратов, включая космические

EnergyNet (распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city)

FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды)

Health Net (персональная медицина)

AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов)

AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя)

FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты)

NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики)

Tech Net (технологическая поддержка развития высокотехнологичных отраслей промышленности за счет формирования цифровых технологий)

Рис. 3. Схематизация содержания таргетирования инноваций в высокотехнологичном бизнесе

с учетом особенностей в России

u>

Uj

чОо

Kj С5

i

I ft a

Pi

to §

Ä

i a

I

a

§

«

a a

ft

ЛИТЕРАТУРА

1. Бендиков М. А Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов. — М. : Наука, 2007. — 584 с.

2.Бойко И. В. Основы инновационного развития и новой экономики / И. В. Бойко. — СПб. : Университет ИТМО, 2015, — 120 с. — С. 50.

3. Валитов Р. Ф. Интеграция в мировое экономическое пространство / Р. Ф. Валитов // Современное состояние и перспективы развития инновационной экономики : сб. материалов Цауч. практич. конф. / под ред. JI. С. Валинуровой, О. Б. Казаковой, Э. И. Исхаковой. — Уфа : БАГСУ, 2013, — 178 с.

4. Инновации в мире. Инновационная система страны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://innovation.gov.ru/ node/53697/information (дата обращения: 03.08.2017)

5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Особенности развития высокотехнологичного бизнеса [Электронный ресурс] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. — Режим доступа: file:///C:/ Documents%20and%20Settings/%D0%92%D0 %B0%D0%BB%D0%B5%D1%80 %D0%B0/%D 0%9C%D0%BE%D0%B8%20 %D0%B4%D0%B E%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0% BD%Dl%82%Dl%8B/Downloads/1327-4948-l-SM.pdf (дата обращения: 07.08.2017)

6.Мезенцева О. E. Развитие высокотехнологичного производства в России и в мире [Текст] / О. Е. Мезенцева // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 7. — С. 176—179.

7. Науменко Я. Н. Проблемы инновационного развития экономики [Электронный ресурс] / Я. Н, Науменко, В. В. Ровен-ская, М. Н. Яковенко. — Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomikal/r2012/2300. htm (дата обращения: 28.07.2017)

8. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: http://www.nti2035.ru/nti (дата обращения: 25.07.2017)

9. Национальный доклад об инновациях в России 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/ RVK_innovation_2016_v.pdf (дата обращения: 25.07.2017)

10. Портал государственных программ РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://programs.gov.ru/portal/ programs/passport/32 (дата обращения: 02.06.2017)

11. Словарь маркетинга и менеджмента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slova-iz-bukv.ru/TapreTHpoBaHHe.html (дата обращения: 07.05.2017)

12. Explore the interactive database of the Gil 2017 Indicators [Электронцыйресурс]. — URL: https://www.globalinno vationindex. org/analysis-indicator (дата обращения: 04.08.2017)

13. Science, technology and innovation in Europe, European Communities, 2008. — URL: ht^://www.eurosfaire.prd.fr/7pc/doc/1205427572_ ks_em_08_001_en.pdf (дата обращения: 29.07.2017)

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва,

Овешникова JI. В., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики

E-mail: lud_proz@ma.il. ги Тел.: 8 (499) 237-93-49

Сибирская Е. В., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики

E-mail: len.sibirskaya@mail.ru Тел.: 8 (499) 237-93-49

Михейкина Л. А., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры статистики

E-mail: emy280@mail.ru Тел.: 8 (499) 237-93-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.