Научная статья на тему 'ТАНЦОРЫ СВЯТОГО ВИТА'

ТАНЦОРЫ СВЯТОГО ВИТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарко Жан-Мартен, Рише Поль, Мартынова Дарья Олеговна

«Танцоры Святого Вита» — это одна из «искусствоведческих» статей, написанных врачами больницы Сальпетриер Жан-Мартеном Шарко и Полем Рише для книги «Безумие в искусстве». Больница Сальпетриер была ведущей психиатрической больницей Франции второй половины XIX в. Именно эта институция была центральным регулирующим органом «политики здоровья» того периода и конкурировала с церковью как один из дисциплинарных институтов. «Безумие в искусстве» было написано через призму историко-художественных конвенций как доказательство медицинского (неврологического или психического) происхождения различных заболеваний, интерпретировавшихся в прошлые века как одержимость, бесноватость или религиозный экстаз. Анализируя произведения Рафаэля, Рубенса или Брейгеля на тему одержимости или религиозных экстазов, Рише и Шарко пытались сравнить позы одержимых в этих работах с иконографией «истерических тел», выведенной в Сальпетриер. Перевод с французского Д. О. Мартыновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАНЦОРЫ СВЯТОГО ВИТА»

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2021

DOI: 10.24412/2658-3437-2021-2-158-160

Жан-Мартен Шарко, Поль Рише

ТАНЦОРЫ СВЯТОГО ВИТА1

«Танцоры Святого Вита» — это одна из «искусствоведческих» статей, написанных врачами больницы Сальпетриер Жан-Мартеном Шарко и Полем Рише для книги «Безумие в искусстве». Больница Сальпетриер была ведущей психиатрической больницей Франции второй половины XIX в. Именно эта институция была центральным регулирующим органом «политики здоровья» того периода и конкурировала с церковью как один из дисциплинарных институтов. «Безумие в искусстве» было написано через призму историко-художественных конвенций как доказательство медицинского (неврологического или психического) происхождения различных заболеваний, интерпретировавшихся в прошлые века как одержимость, бесноватость или религиозный экстаз. Анализируя произведения Рафаэля, Рубенса или Брейгеля на тему одержимости или религиозных экстазов, Рише и Шарко пытались сравнить позы одержимых в этих работах с иконографией «истерических тел», выведенной в Сальпетриер.

Знаменитая пляска Святого Вита [иначе «хорея» — Д. М.], опустошившая провинции Рейна в XIV и XV веках, поразительные аналогии которой мы обнаружили в других странах в связи с великой истерией наших дней, исчезала очень медленно2. Последние следы этого явления мы находим в XVI в., в танцевальных процессиях, которые в определенное время года совершались в виде паломничества в некоторых привилегированных кругах и местах.

К счастью, великий рисовальщик и живописец Питер Брейгель стал свидетелем одного из этих необычных паломничеств, которое направлялось в церковь Святого Виллиброрда в Эхтернахе, недалеко от Люксембурга3. Танец, до такой степени наполненный движением и своеобразием, что соблазнил карандаш того, кого мы называли «крестьянским художником» или даже Брейгелем забавным. Мы считаем большой удачей этот рисунок столь профессионального и добросовестного мастера. В нем, действительно, легко с первого взгляда можно определить, что истерия и истеро-эпилепсия играли там [в плясках Святого Вита — Д. М.], как и в эпидемиях, собственно говоря, преобладающую роль.

Нам знаком эскиз Питера Брейгеля, представляющий общую сцену пляски, а также несколько гравюр Хондиуса [речь о голландском художнике Абрахаме Хондиусе — Д. М.], относящихся к этому же сюжету и выполненных по более известным рисункам фламандского мастера.

Фигура напротив, взятая из лекций одного из нас о болезнях нервной системы, является факсимиле эскиза П. Брейгеля из коллекции галереи эрцгерцога Альбрехта в Вене. Мы также находим репродукцию этого произведения в интересной книге М. П. Лакруа («Военная и религиозная жизнь в Средние века и во времена Возрождения», Париж, 1873. С. 433).

[Перед зрителем представлено — Д. М.] Несколько женщин, каждую из которых поддерживают двое мужчин, перед которыми шествуют волынщики, дующие изо всех сил в свои инструменты. В танце они двигаются единой линией к часовне, которая виднеется вдалеке и где, несомненно, захоронены останки святого. Это простые люди, поскольку они схожи с изображением крестьян с картин Тенирса и Брауэра [Давид Тенирс Младший и Адриан Брауэр — Д. М.].

Порядок шествия иногда нарушается; некоторые из паломников, по сути, становятся жертвами мученических атак, характер которых нельзя игнорировать, жестикулируя, они изгибаются и корчатся в объятиях своих товарищей, которые — и это, вероятно, их основная функция — делают все возможное, чтобы удержать их и не дать им упасть на землю (Илл. 1). Сцена, как мы видим, очень оживленная; должно быть, тогда было очень шумно, потому что некоторые фанатики, кажется, кричат во все горло. На заднем плане ручеек, куда нетерпеливые слуги идут за водой с кадками.

[Далее рассказ обрывается, так как авторы решили дать пояснения по поводу шествия — Д. М.]

1. Это танцевальное шествие, рисунки которого П. Брейгель оставил нам, столь полное характера и правды, существует до сих пор (Илл. 2). Оно проходит, как и раньше, в Эхтернахе, во вторник Пятидесятницы, в честь святого Виллиброрда. Мы обязаны чрезвычайной доброте судьи М. Мухеруса из Люксембурга, который несколько раз был свидетелем этого шествия, за рассказ любопытных подробностей того, что происходит [с этими плясками — Д. М.] в настоящее время. На этом большом ежегодном религиозном мероприятии

rj.lt

Илл. 1. Пляска Св. Вита. Гравюра Хондиуса по полотну Питера Брейгеля Старшего

ПЕРЕВОДЫ

Илл. 2. Танцоры Св. Вита, совершающие процессию к церкви Св. Виллиброрда. По рисунку Питера Брейгеля Старшего из коллекции галереи эрцгерцога Альбрехта в Вене

танец стал в некотором смысле одной из форм обряда. Паломники, которые всегда приходят в большом количестве (десять тысяч и более), больше всего доверяют силе святого покровителя. В день праздника все они встречаются на левом берегу реки Сюре [другое название — Зауэр — Д. М.], у входа в Эхтернах, и там начинается танцевальная процессия, которая направляется к базилике Святого Виллиброрда в центре города и длится не менее двух долгих часов.

Танец исполняется в ритме, заданном стоящими на расстоянии группами музыкантов. Он состоит из выполнения либо трех прыжков вперед и одного назад, либо пяти вперед и двух назад. По мнению всех, кто был свидетелем этого, вид человеческого движения с его приливами и отливами наиболее любопытен и поразителен. Среди паломников одни — эпилептики или страдающие различными нервными заболеваниями, танцуют сами по себе, другие танцуют, чтобы вылечить своих родителей, друзей или даже скот. Те, кто слишком стар или очень болен, платят детям из Эхтернаха, которые за вознаграждение от двенадцати до двадцати су танцуют вместо них. Один и тот же ребенок часто скачет за несколько паломников или паломниц. Нередко можно увидеть бедняжек, внезапно подвергшихся эпилептическому припадку, которых приходится уносить. Некоторые из этих больных даже не могут присутствовать на церемонии. Можно увидеть, как они, прибывшие накануне издалека и измученные усталостью, лежат на углах улиц, не в состоянии ходить, а у некоторых начинаются болезненные приступы. И мы обязаны отвезти их домой, чтобы они не смогли выполнить цель своего паломничества.

Добавим, что в этот день танцы продолжаются на публичных балах и в тавернах, посреди увеселений, в которых

Илл. 3. Группа танцоров Св. Вита. Факсимиле гравюры Хондиуса

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2021

больше нет ничего религиозного. (См. по этому поводу: «Великое Герцогство Люксембург», доктор Глезенер, Дикирх, 1885; «Танцующее шествие или паломничество к могиле Святого Виллиброрда в Эхтернахе» аббата Дж. Б. Криера, Люксембург, 1870; «Аббатство Святого Виллиброрда и процессия танцующих святых в Эхтернахе», автор П. Эльц, Люксембург, 1861).

[Продолжение основного текста — Д. М.]

Вода, которая здесь протекает, возможно, наделена целебными свойствами; в любом случае, она могла утолить жажду, от которой страдали главные действующие лица. Определенные эпизоды художник, будучи человеком сдержанным, относил к менее значимым частям своей картины (Илл. 3). Однако даже эти части он прорабатывает достаточно подробно, что делает очевидным то, что похотливость отнюдь не всегда исключалась из этих сборищ.

Гравюры Хондиуса, которые мы нашли в Кабинете гравюр, закончены и аккуратно исполнены. Они довольно большие и имеют, помимо подписи гравера, клеймо художника: «П. Брейгель, инв.». Изображенная сцена в точности такая же, как и на эскизе, который разделен на три части. На самом деле гравюр Хондиуса три; на одной изображены только два волынщика, две другие по-разному представляют паломников, которые образуют две очень четкие группы справа и слева от стола.

Здесь можно найти каждого персонажа первоначального эскиза; в общем изображении мало что изменилось, но в деталях одежды и, в частности, в выражении лиц мы находим скрупулезную аккуратность и заботу о природе, которые отличают работы фламандского мастера.

Примечания:

1 Перевод с французского Д. О. Мартыновой. Выполнен по изданию: Charcot J.-M., Richer P. Les Danseurs de Saint-Guy. Gravures d'après Pierre Breughel. 1507-1625 // Les démoniaques dans l'art. Paris: A. Delahaye et E. Lecrosnier, 1887. P. 34-38.

2 Речь идет о так называемых «эпидемиях» «виттовых плясок» в Средние века.

3 Далее речь пойдет о рисунке, изображающем так называемую «танцующую процессию Эхтернаха». Танцующая процессия Эхтернаха — традиционное религиозное шествие, начинающееся у реки Зауэр и заканчивающееся у городской церкви Святого Виллиброрда. Во время шествия участники исполняют особый танец, характеризующийся шаговыми движениями: они делают несколько шагов вперед, а затем назад. Подобное шествие состоялось, согласно легенде, в XIV в. из-за эпидемии крупного рогатого скота, характеризовавшейся конвульсиями у животных. Святой Виллиброрд призвал жителей имитировать их конвульсии, чтобы побороть возникшую угрозу. С тех пор в процессии нередко участвуют люди, больные эпилепсией и схожими с ней патологиями, вознося во время нее молитвы об исцелении Святому Виллиброрду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.