Научная статья на тему 'Танцевальная культура: проблема дефиниции, структура, ведущие функции'

Танцевальная культура: проблема дефиниции, структура, ведущие функции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1538
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Самойленко Е. В.

Статья представляет результаты проведенного культурологического исследования феномена танцевальной культуры в ее теоретическом аспекте. Обозначены кластеры неопределенности в данном проблемном поле, приведены авторские дефиниции танца и танцевальной культуры, предложена теоретическая модель структуры танцевальной культуры, рассмотрены ее ведущие функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танцевальная культура: проблема дефиниции, структура, ведущие функции»

немцев и русских. Рассмотрение специфики взаимодействия конкретной пары культур имеет практическое значение для межкультурных контактов.

Список литературы:

1. Томчин А.Б. Наблюдая за немцами. Скрытые правила поведения. -М.: РИПОЛ классик, 2011.

2. Граф А.Е. Словарь немецких и русских пословиц. Более 6000 единиц. - СПб.: Лань, 1977.

3. Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России. - М.: Наука: Флинта, 2005.

4. Сумленный С. Немецкая система: из чего сделана Германия и как она работает. - М.: Группа Эксперт», 2010.

5. Русский народ: терминология, исследования, анализ. - М., 2001.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ, СТРУКТУРА, ВЕДУЩИЕ ФУНКЦИИ

© Самойленко Е.В.*

Уральский Федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Статья представляет результаты проведенного культурологического исследования феномена танцевальной культуры в ее теоретическом аспекте. Обозначены кластеры неопределенности в данном проблемном поле, приведены авторские дефиниции танца и танцевальной культуры, предложена теоретическая модель структуры танцевальной культуры, рассмотрены ее ведущие функции.

В современной культуре наблюдается неуклонный рост интереса к танцу и танцевальной активности, что обуславливает необходимость теоретического осмысления феномена танца и танцевальной культуры с позиций культурологической науки, уровень которого на данный момент не соответствует степени практического интереса к освоению танца.

Безусловно, собственно танец нельзя назвать абсолютно новым предметом исследования в гуманитаристике, однако ряд вопросов не нашел должного внимания в исследовательской среде. Во-первых, сохраняется многозначность, не приводимая к единому знаменателю, исходного понятия «танец». Как правило, танец рассматривается как один из видов художественного творчества, принадлежащий к сфере высокой культуры, и осмысляется с позиций философии, эстетики и искусствоведения (Н.В. Атинатова, И.А. Герасимова, А.В. Амашукели, Е.К. Луговая и др.). Культурологический подход к танцу обретает своих приверженцев (В.В. Ромм, М.Н. Жиленко,

* Аспирант кафедры Культурологии и социально-культурной деятельности.

Н.В. Петроченко, А.Г. Алиев, Л.П. Морина, А.С. Фомин, А.Г. Бурнаев, А.В. Колесникова и др.), но понятие «танцевальная культура» - до сих пор терра инкогнита в исследовательской среде. Во-вторых, не существует четкой дефиниции танцевальной культуры, разнятся наименования этого феномена -«танцевально-пластическая», «танцевально--музыкальная» и т.п. культура. Авторское значение их ситуативно варьируется и становится понятным лишь из контекста употребления, проблематики и направленности того или иного исследования. Вслед за отсутствием конкретики в определении категории возникает иная проблема: не очерчены границы феномена, не осмыслена его детальная структура, а значит, не выработана конкретная методология его анализа. Танцевальная культура изучается главным образом фрагментарно, на эмпирическом уровне, выступая в результате как комбинация фактов, норм, отдельных феноменов и т.д. Кластеры неопределенности в проблемном поле «танцевальная культура» связаны с факторами формирования, способами трансляции, закономерностями функционирования танцевальной культуры -как относящиеся к данному феномену в целом, так и его репрезентации в конкретных пространственно-временных координатах. В итоге приходится констатировать, что культурологический подход феноменам танца и танцевальной культуры остается слабо разработанным и требует глубокого, фундаментального исследования.

Несмотря на мнимую очевидность понятия «танец», в исследовательской среде до сих пор нет однозначно точного и охватывающего все его аспекты толкования ввиду слабой разработанности теории танца именно как социокультурного феномена. Как отмечает А.С. Фомин, формировавшийся понятийный и терминологический аппарат не всегда был адекватен природе танца. Это приводило к многообразию определений и путанице понятий, отражающих эмпирический уровень их составления [1]. Наиболее разработан узкий, эстетико-искусствоведческий подход к толкованию танца, когда танец трактуется исключительно как вид искусства, художественного творчества, в результате чего неразрывно связывается лишь со сферой высокой, специализированной культуры. Ограниченность данной позиции проявляется в том, что за рамками научного интереса оказываются полифункциональная природа танца (акцентируется только эстетический его аспект), ряд версий генезиса феномена танца, а также целый комплекс танцевальных направлений, которые автоматически определяются как «не-танец».

Наибольший эвристический потенциал присущ культурологической дефиниции танца, в которой танец связан со сферой повседневной жизни социума. Понимая сферу повседневности как целостный социокультурный жизненный мир [2] человека, где развертывается процесс его жизнедеятельности на основе привычных, устойчивых практик, предлагаем следующее определение танца как особого социокультурного феномена. Танец - культурная практика повседневности, представляющая собой ритмически организованную и ментально наполненную двигательную активность индивида.

Зачастую, в том числе в исследовательских работах, категории «танец» и «танцевальная культура» отождествляются как взаимозаменяемые. Между тем, танцевальная культура представляет собой комплексный феномен, который не сводится лишь к танцу как таковому. Данная категория фигурирует в ряде диссертационных работ последних десятилетий (Мун Бюн Нам, З.М. Кешева, С.В. Гутковская, А.Г. Лукина, А.Н. Брусницына и др.). В большинстве случаев речь идет о танцевальной культуре этнической общности, нации, территории. Таким образом, танцевальная культура выступает как синоним народной или национальной танцевальной традиции, а понятие служит «аккумулятором» эмпирических фактов и характеристик, не существуя при этом независимо от практической данности. Другая довольно распространенная исследовательская тенденция - ложная синонимия смежных категорий «танцевальная культура», «хореографическая культура», «культура танца». По нашему мнению, танцевальную культуру можно определить как систему, в общем виде представляющую собой способ бытования танца в повседневной культуре. В этом случае имеем следующую иерархию: культура - культура повседневности - танцевальная культура, где танцевальную культуру следует считать одним из элементов или, иначе, микрокультурой в границах повседневной культуры.

Понимание танцевальной культуры как системы задает вектор дальнейшего анализа ее структуры. Центральным, системообразующим компонентом, или ядром, выступает танец (комплекс закрепленных в конкретной культуре его разновидностей). Периферию по отношению к собственно танцу составляет поле «вспомогательных» модусов, которые можно дифференцировать как структурные элементы «танцевальной» повседневности. Ядро и периферия танцевальной культуры, в свою очередь, не являются внутри себя однородными.

Танец как системообразующий компонент танцевальной культуры представлен следующими онтологически присущими ему составляющими:

- соматический (телесный) код: двигательная лексика танца - мимика, жесты, позы, движения (па), рисунок движений, отвечающая телесно-двигательной стороне феномена танца;

- семантический (смысловой) код: идеи, смыслы (в том числе лежащие вне самого танца), сообщения, наполняющие двигательную лексику; танец в этом аспекте выступает «знаковая система, которая способна объективировать культурные смыслы определенной эпохи» [3];

- ритмический (музыкальный) код: музыкальный, песенный и др. аккомпанемент, выполняющий функцию ритмической организации движения. Ритм - условие объединения движения и звука.

Периферия танцевальной культуры включает в себя вспомогательные феномены танцевальной культуры:

- пространственно-временной код:

• специальные помещения и площадки для танца (бальные залы, танцевальные клубы, танцплощадки и т.д.), организация танце-

вального пространства и его зонирование (иерархия, схемы поведения и т.п.);

• циклическая организация танцевальных практик, специальные танцевальные события (балы, традиционные праздники, обряды, ритуалы, танцевальные вечера и конкурсы и т.п.);

- предметный код: танцевальные костюмы, одежда (бальная или «дискотечная» мода), атрибуты для танцев (характерны для национальных танцев, например, веер в китайском или кинжал в кавказском танцах; иногда предметный код можно отнести к обязательной составляющей танца), предметы танцевального «быта» (к примеру, бальные книжечки);

- социальный (поведенческий) код: аудитория танцевальной культуры, стратификация и иерархия субъектов танцевального сообщества, типичные формы поведения и модели взаимоотношений в пространстве танцевальной культуры;

- нормативно-рефлективный код: система трансляции и регламентации норм танцевальной культуры и рефлексия над танцевальной повседневностью:

• танцевальный этикет, правила поведения во время танцев и в местах их проведения, официальные постановления и предписания, касающиеся танцевальной культуры (репертуара, хронотопа и т.д.), танцевальная система образования - танцевальные кружки, танцевальные школы, книги и учебные пособия по танцам, журналы танцевальной тематики, телепередачи и т.д.;

• фильмы, литературные, публицистические и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения на танцевальную тему.

Танцевальная культура - сложный, комплексный феномен, самодостаточная сфера повседневности, которая выполняет ряд социокультурных функций, отвечая многообразным потребностям индивида и общества: регулятивную, гедонистическую, интегративную и другие. Каждый локальный вариант культуры объективирует определенный актуальный в его условиях набор функций, однако, по нашему мнению, две ведущие функции - коммуникативную и идентификационную - танцевальная культура выполняет независимо от детерминирующих ее обстоятельств.

1. Коммуникативная (танцевальная культура как пространство и способ общения).

Согласно коммуникативной теории происхождения танца, он выступал как первозданный язык тогда, когда не существовало слов, а единственным способом общения служила выразительная мимика, жестикуляция, движения. Худеков С.Н. описывал танец следующим образом: «Танцы, подобно всякого рода гимнастическим упражнениям, служили развитию общения между людьми» [4]. Функцию коммуникации танцевальная культура выполняет в нескольких аспектах:

1. Танец сам является языком жестов, движений, телесной речью, т.е. передает информацию от индивида к индивиду или группе, служа средством межличностной коммуникации.

2. Танец транслирует значимый социальный опыт от поколения к поколению, выступает своего рода внешней памятью, организуя межпоколенное общение. В этом случае можно говорить о трансляционной функции танцевальной культуры как частном случае коммуникативной в ее широком понимании.

3. Танцевальная культура формирует особое коммуникативное поле. Танец - стержень, организующее звено пространства коммуникации его участников, коммуникационный «повод».

Специфическим вариантом реализации коммуникативной функции танцевальной культуры в некоторых обществах следует считать ритуальную функцию - связь с сакральным через танец.

2. Идентификационная (репрезентативная) (принадлежность к танцевальной культуре как культурный знак, социальный маркер).

Идентификационная функция танцевальной культуры заключается в том, что она может выступать особым знаком принадлежности индивида к социальной общности: родовой, национальной, субкультурной и пр. С одной стороны, через танец индивид осознает собственное «Я», конструирует определенную идентичность (гендерную, национальную, культурную и т.д.), и происходит реализация механизма идентифицирующей функции, с другой стороны, такой танец служит опознавательным знаком принадлежности танцующего к той или иной общности для окружающих, особым «паспортом рода, клана или отдельной личности» [5], и тогда идентификационная функция переходит в репрезентативную.

Итак, попытка теоретического осмысления феномена танцевальной культуры с позиций культурологии позволила нам детально рассмотреть ее структуру и основные функции. Разработанная теоретическая модель может быть эффективна при последующих исследованиях танцевальной культуры в конкретных исторических и социокультурных условиях.

Список литературы:

1. Фомин А.С., Фомин Д.А. Осмысление танца в образовательных технологиях [Текст] / А.С. Фомин, Д.А. Фомин // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - № 5. - С. 55.

2. Козлова Н.Н. Повседневность [Текст] / Н.Н.Козлова // Современная западная философия: Словарь. - 2-е изд. - М.: ТОН - Остожье, 1998. - С. 318.

3. Петроченко Н.В. К вопросу о происхождении и сущности танца [Текст] / Н.В. Петроченко // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей молодых ученых. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 119.

4. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М., 2009. - С. 16.

5. Королева Э.А. Ранние формы танца [Текст] / Э.А. Королева. - Кишинев: Штиинца, 1977. - С. 50.

РОССИЯ - XVIII ВЕК: РОЖДЕНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕИ ТВОРЧЕСКОГО СОЗИДАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу процессов, происходивших в России начала XVIII века, формированию новой картины мира, роли Петра I в становлении художественного пространства отечественной культуры. Автор обращает внимание на дискуссионные моменты, интерпретация которых по сей день вызывает споры исследователей, анализирует различные позиции, формулирует свою точку зрения.

Художественное пространство отечественной культуры XVIII в. по сей день представляет собой арену нескончаемых споров. И это естественно, поскольку от субъективной позиции исследователя зависит тот ракурс, который избирает каждый для изучения процессов, происходивших в это время. Как и историк, который в своей исследовательской деятельности имеет дело с различными текстами, аналитиком и интерпретатором которых он выступает, исследователь в области художественного пространства культуры имеет дело с различными культурными текстами, среди которых значительное место занимают не только непосредственно литературные, но и другие «художественные тексты», несущие в себе определенный смысл. Расшифровка таких текстов позволяет открыть новые «срезы мира», извлечь из изучаемого художественного текста подлинные факты и события, понять логику смены ценностных парадигм в пространстве культуры.

К XVIII веку Россия, как это многократно происходит в истории становления и каждого человека, и каждого государства, оказалась очередной раз перед проблемой выбора пути, от которого зависело ее будущее. Именно в этот момент следовало определить,что есть Россия - Азия или Европа? В сущности, решение созрело на рубеже ХУП-ХШ вв., когда правящие слои уже осознали, что без тесных контактов с Западом, без освоения западного опыта подлинный прогресс в России невозможен. Почему же преобразования, необходимость которых уже явственно ощущалась на исходе предыдущего века, до сих вызывают такие яростные споры?

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.