Научная статья на тему 'Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве'

Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
894
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сохорева А.А.

В статье танец рассматривается как элемент национальной культуры, как средство и форма коммуникации в социокультурном пространстве. Автор приводит обзор концептуальных воззрений оте-чественных и зарубежных теоретиков искусства на коммуникативную природу танца, рассматривает человеческую эмоцию как организующую силу танцевального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве»

со специалистами разных направлений подготовки - искусствоведения, дизайн. Особое внимание уделяется сотрудничеству в рамках данного проекта со специалистами Кемеровской областной организации Всероссийского общества слепых.

На наш взгляд, данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Уникальность социокультурной интеграции инвалидов в условиях музея заключается в его многофункциональном использовании - как сферы образования и рекреации, формирования личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями. Развитие данного нового направления деятельности современного музея на сегодняшний день одно из приоритетных.

Кроме того, подобные проекты, выполняемые студентами в ходе обучения по направлению «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия» позволяют подготовить практико-ориентированного музеолога, востребованного для музея и с учетом развития музейной профессии.

Список литературы

1. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 26.03.2017).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 23.03.2017).

3. Булгакова, В. В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде / В. В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 30. - С. 96-106.

4. Слепые смогут «рассмотреть» 3Б-копии мировых шедевров живописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/270215/23494 (дата обращения: 26.03.2017).

5. Клюкина, А. И. Государственный Дарвиновский музей - музей для всех / А. И. Клюкина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2011. - № 8. - С. 32-40.

6. Ашаева, С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями / С. В. Ашаева // Омский научный вестник. - 2010. - № 4(89). - С. 219-222.

7. Внедрение шрифта Брайля в визуальное искусство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/post/recreation/9257 (дата обращения: 24.03.2017).

УДК 394.3:316.77

А. А. Сохорева; научный руководитель - Л. Г. Гуслякова Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье танец рассматривается как элемент национальной культуры, как средство и форма коммуникации в социокультурном пространстве. Автор приводит обзор концептуальных воззрений отечественных и зарубежных теоретиков искусства на коммуникативную природу танца, рассматривает человеческую эмоцию как организующую силу танцевального искусства.

Ключевые слова: танец, коммуникация, социокультурное пространство, евразийство.

A. A. Sokhoreva;

Scientific Chief - L. G. Guslyakova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

DANCE AS A COMMUNICATIVE CHANNEL IN THE EURASIAN SOCIAL AND CULTURAL SPACE

The article considers a dance as an element of ethnical culture, as a channel and a form of communication in the social and cultural space. Author gives a review native and foreign theorists' some conceptual views on communicative nature of a dance, examines a human's emotion as the organizing force of dance art.

Key words: a dance, communication, social and cultural space, Eurasianism.

Человек рубежа XX-XXI вв. оказался лицом к лицу с кругом глобальных проблем, требующих осознания и решения. Смена эпох диктует необходимость подвести своеобразный итог веку уходящему, и потому сопровождается особенно напряженным стремлением проникнуть в суть происходящего, постичь законы бытия и заглянуть в будущее. Не может при этом остаться без внимания и стремительность цивилизационного процесса, которая в будущем, однако, грозит такими серьезными кризисами, как потеря духовности, невосприимчивость к культурному наследию, человеческая разобщенность и др. Проявлением этого глобального процесса в современном обществе, часто называемом информационным, является и кризис общения, кризис коммуникации.

Описывая ситуацию, сложившуюся в XIX-XX вв., русский философ Г. С. Батищев приводит образ шумного и нестерпимо грохочущего перекрестка, где на человека обрушивается огромный поток информации, порой непосильной для размеренного усвоения. Однако, он замечает, что вместе с таким шумным обилием столь же резко стала снижаться содержательно-смысловая и предметная наполненность тех знаков и «образов», которые обрели массовую тиражируемость и доступность: продолжает нарастать тенденция к смысловой инфляции «коммуникативных» единиц [1]. Информационный взрыв лишь на поверхностном своем уровне предстает как прогресс цивилизации. Преобладание чисто внешних соприкосновений-контактов, лишенных коммуникативной полноты и искренности, относится философом к числу существеннейших и коренных пороков человечества. А между тем, общение укоренено в человеческой природе, возможность человека жить и развиваться в обществе предусматривает в качестве одной из своих предпосылок именно общение. Находясь вне общества, вне постоянного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром, индивид не способен перерасти в личность, стать человеком культуры.

С культурно-семантической точки зрения, любой процесс или феномен культуры обладает символическими свойствами и потому может быть рассмотрен как коммуникативный, как содержащий и выражающий определенную информацию. В силу этого в качестве формы коммуникации, способной в значительной степени решить в современном обществе проблему общения, выступает и танец. Почему же возникает необходимость обращения именно к танцу? Это обусловлено тем, что искусство танца всегда занимало значительное место в жизни человека, и нередко было объектом восторженных откликов: Рихард Вагнер утверждал, что танец должен служить человеку орудием для выражения полной гаммы чувств и ощущений, Вольтер восхищался им как идеальным искусством, французский балетмейстер-новатор Ж.-Ж. Новерр написал знаменитые «Письма о танце», Д. Дидро называл танец поэмой, а апологет танцев Лукиан восклицал: «Какое искусство так совершенно, так увлекательно, как танцы?!» [2]. Завоевание танцем все больших культурных пространств, проникновение в те области культуры, в которых он ранее не играл существенной роли или вообще отсутствовал, является характерной чертой нашего времени. Историческое развитие театрального искусства, кинематографа, эстрады, массовой индустрии развлечений и других сфер культуры привело к тому, что в современных условиях они активно используют для своих целей танец. Без преувеличения можно сказать, что танцевальное искусство становится одним из определяющих феноменов эпохи: трудно назвать хотя бы одну область культуры, которая не обращалась бы к танцу.

Однако, указание только на этот аспект положения хореографического искусства в современной культуре было бы неполным. Не менее важным является и тот факт, что танец не просто занимает определенное место в социокультурной реальности, но и отображает в себе всю культуру в ее целостности: изменения различных сфер культуры влекут за собой изменения и в области танца. Танцевальное искусство, о древности которого ходили легенды уже на заре развития человечества, изначально выполняет функцию своеобразного «зеркала» бытия, в сознательной или неосознанной форме являя собой объективный образ культуры.

Применительно к проблеме коммуникации необходимо заметить, что в отношениях между людьми на бытовом уровне часто можно встретить неловкость, грубость, а то и вовсе безразличие, инструментальный и утилитарный подход к передаваемой информации. Совсем иное дело - танец: являясь специфическим средством коммуникации, он подразумевает обращенность людей друг к другу, не безразличие, а взаимное участие в судьбах друг друга, глубинность общения. В связи с этим рассмотрение проблемы танца как формы коммуникации в социокультурном пространстве представляется важным и актуальным.

Осмысление танца в качестве формы коммуникации в социокультурном пространстве до сих пор не получило должного освещения в культурологической мысли, несмотря на то, что информативная функция присуща ему изначально и является неотъемлемой частью природы хореографического искусства. Наряду с большим количеством искусствоведческих работ по танцу, исследований в области истории и техники танца, практически неразработанным является культурологический подход к нему. Как справедливо отмечал русский исследователь танца начала XX в. С. Н. Худеков, в то время, как всем

видам искусства (живописи, музыке, скульптуре и др.) приходила на помощь наука, разъяснявшая им их задачи и те пути, по которым они должны были следовать в дальнейшем своем развитии, одна только хореография стояла особняком. О ней упорно молчали, несмотря на то, что в танце, как в зеркале, отразилась вся культурная жизнь человечества. Отсутствие фундаментальных работ по танцевальному искусству было характерно не только для отечественных, но и для западных исследователей. Так, известный французский философ И. Тэн в своих лекциях по эстетике, перечисляя пять родов искусства, - поэзию, скульптуру, живопись, архитектуру и музыку, - умалчивает о танце, как будто последний ни в коей мере не относится к семье искусств.

Однако, необходимо заметить, что уже с 20-х - 30-х гг. XX в. положение изменилось: появилось большое количество работ по хореографическому искусству как западных, так и отечественных исследователей, и деятелей танца, но большинство из них все же носило искусствоведческий характер: ставились задачи создания истории танцевального искусства, публиковались критические заметки. Попытку выхода за рамки искусствоведческого анализа несли лишь немногочисленные размышления о танце и путях его развития тех деятелей танцевального искусства, которые своим временем зачастую не признавались и не понимались. В частности, такова судьба «хореографических откровений» М. М. Фокина, Ф. В. Лопухова, К. Я. Голейзовского и др.; а вышедшая в 1925 г. работа русского символиста А. Л. Волынского «Книга ликований. Азбука классического танца», в которой высказывалось метафизическое понимание классического танца, и сопоставлялись особенности последнего с общекультурными категориями, оказалась непринятой даже балетмейстером-новатором М. М. Фокиным.

В ряду великих художников танца, высказывавших особую точку зрения на природу танцевального искусства, необходимо также отметить А. Дункан, М. Бежара, С. Лифаря, И. Моисеева, В. М. Захарова и др., а среди исследователей хореографического искусства - Л. Д. Блок, Э. А. Королеву, В. М. Красов-скую, В. И. Уральскую и др. Кроме того, стоит упомянуть труды Бюхера, Дельсарта, Далькроза и др., которые изучали движение человеческого тела и воздействие ритма на человека. Исследованием танца с философских позиций занимались И. А. Герасимова, С. Н Куракина, М. Шитс, Ф. Спаршот и др.

Коммуникативная сторона танца, его возможность «говорить» всегда отмечалась исследователями и ценителями, однако это носило, скорее, описательный характер, без попытки проникновения вглубь явления. Так, отдельные высказывания по поводу выразительности танцевальных движений можно встретить уже у Лукиана, Ж. Ж. Новерра, у большинства деятелей хореографического искусства. Первые попытки научного подхода к данной проблеме можно обнаружить в работах Р. Лабана, А. Ломакса и др.

Коммуникативная цель танца заключается в том, чтобы передать трансформированную в искусство информацию, которая может быть представлена не только в конкретном действии (Саша съел конфету), но и чувством (радость, страх, страсть), глобализации проблемы (любовь, ненависть). «Истинный» танец не возникает неоткуда - этому должен послужить эмоциональный порыв, как например выигрыш в лотерею, согласии девушки пойти на свидание, сообщении о том, что поступил в Гарвард.

Танец можно рассматривать как элемент национальной культуры того или иного народа. Можно говорить, что танец несет в себе историю, традиции, менталитет, а также чувства, возникающие внутри каждого человека всего лишь при упоминании названия танца. В соответствии с этим танец занимает особое место в социокультурном пространстве евразийства, что предполагает дальнейшее исследование этой проблемы.

Список литературы

1. Батищев, Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. - Москва : Изд-во Ин-та философии АН СССР, 1987. - С. 15-51.

2. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. христианского гуманитар. ин-та, 1997. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.