Научная статья на тему 'Танковые резервы на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: опыт и результаты подготовки специалистов'

Танковые резервы на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: опыт и результаты подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковшов Игорь Валентинович

В статье продемонстрированы разные пути формирования и развития системы подготовки танкистов, дается список военных училищ, тренировочных танковых частей и центров, расположенных на Южном Урале. Автор, используя недавно открытые архивные источники, впервые вводит в научный обиход обобщенный статистический материал по количеству обученных танкистов в 1941 1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танковые резервы на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: опыт и результаты подготовки специалистов»

И. В. Ковшов

танковые резервы на южном УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ отечественной ВОЙНЫ: опыт и результаты подготовки специалистов

В статье продемонстрированы разные пути формирования и развития системы подготовки танкистов, дается список военных училищ, тренировочных танковых частей и центров, расположенных на Южном Урале. Автор, используя недавно открытые архивные источники, впервые вводит в научный обиход обобщенный статистический материал по количеству обученных танкистов в 1941-1945 гг.

Ретроспективный анализ исследований, связанных с обеспечением фронта в годы войны обученными резервами, свидетельствует о том, что тема подготовки кадров для танковых войск на Урале рассмотрена недостаточно. Этот раздел историографии представлен в основном изучением боевого пути уральских добровольческих танковых формирований, вопросов производства боевой техники на танковых заводах. Военно-мобилизационная работа рассматривалась целиком, без выделения темы танковых специалистов1. Во многом это объяснялось её закрытостью до недавнего времени. Изменение ситуации с архивной источниковой базой позволяет обратиться к этому вопросу специально.

Именно на Урале произошло, по меткому выражению писателя К. Раша, рождение новой танковой нации, почвой и основой которой стали заводы2. В июне 1941 г. правительством был установлен порядок отправки танков и бронемашин с заводов на фронт только в составе сформированных, укомплектованных и сплоченных в боевом отношении маршевых рот3. Причём обучение членов экипажей предполагалось непосредственно в центрах производства танков. Данное постановление определило в дальнейшем решающую роль Урала в сложившейся системе подготовки танковых экипажей для фронта. Отныне число обучаемых танкистов напрямую зависело от количества выпущенной заводами боевой техники. Трагические события первого периода войны выдвинули Урал на роль не только основного производителя танков и САУ в СССР, но и важнейшего, а по ряду специальностей единственного, центра учёбы танкистов. Этот факт в послевоенные годы незаслуженно оказался забытым. К 1943 г. из восьми имевшихся в Красной Армии учебных танковых бригад четыре дислоцировались на Урале4. Именно Уралу принадлежит основная заслуга в обучении и первичном боевом сплачивании половины всех маршевых танковых рот, из которых уже потом формировались танковые бригады, корпуса, армии.

Южный Урал в этом плане не был исключением. Он стал не только одним из центров танковой промышленности, формирования танковых соединений и частей, но и кузницей танковых резервов для фронта. Это был единый сплав. И потому Челябинск звался Танкоградом.

В 1941-1945 гг. на Южном Урале сформировалась стройная система подготовки танковых кадров всех категорий, обеспечивающая потребности бронетанковых и механизированных войск. Она жёстко была привязана к типам и количеству боевых машин, производимых на уральских танковых заводах, в первую очередь — на Челябинском тракторном.

Система подготовки танкистов на Урале осуществлялась войсковыми и вневойсковыми способами. К войсковым способам относились: обучение офицеров-танкистов в военных училищах, на курсах младших лейтенантов, курсах усовершенствования командного состава; младших танковых специалистов — в запасных и учебных танковых полках. К вневойсковым способам относились: обучение танковым специальностям гражданской молодёжи без отрыва от производства при заводах, танковых частях и некоторые другие.

Подготовка офицеров-танкистов на Южном Урале началась с создания Челябинского танкового училища 30 июля 1941 г.5 Однако изучение архивных материалов показывает, что формирование училища началось с первых дней войны. Так, старший командный состав училища уже был назначен на должности к 15 июля 1941 г.6 С этого же времени училище проходит по ведомостям обеспеченности автобронетанкового отдела УралВО7. Данные факты подтверждаются и воспоминаниями ветеранов училища.

Главной задачей училища являлась подготовка командиров танковых взводов, командиров танков, военных техников, старших механиков-водителей для тяжелых боевых машин типа КВ-1-в начальный период войны, позднее КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и тяжелых самоходных артиллерийских установок — СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. (В годы войны должности старших механиков-водителей были офицерскими.) В 1941 г. сроки обучения в училище были установлены для командного состава 8 месяцев, для военных техников 9 месяцев. В отдельные периоды они сокращались до 6 и 7 месяцев соответственно. С сентября 1943 г. цикл обучения составил 12 месяцев8.

Первый выпуск училище произвело 2 июня 1942 г. в количестве 548 человек9. В дальнейшем выпуски производились ежемесячно (иногда по три в течение месяца, например в декабре 1942 , 1944 гг.10 С 1943 г. училище полностью перешло на подготовку старших механиков-водителей и техников тяжёлых танков и САУ, сменив своё наименование на Челябинское танко-техническое училище11. Однако, как показывают архивные документы, выпускники училища продолжали назначаться также и на командные должности12. Всего за период 1942-1945 гг. училищем произведено 37 выпусков с числом офицеров-танкистов 6 86313.

Кроме того, подготовку старшего офицерского состава для бронетанковых и механизированных войск на Южном Урале осуществляли Ленинградские Краснознамённые бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (ЛКБ-КУКС), которые в августе 1941 г. были эвакуированы в г. Магнитогорск14. В функции этих курсов входила переподготовка командного и политического офицерского состава на вышестоящие должности, от командира танковой роты до командира танкового полка, а также преподавательского состава танковых училищ по тактике, топографии, огневой подготовке. Обучение осуществлялось по 35 специальностям. Продолжительность переподготовки составляла от 2 до 6 месяцев. Всего за время пребывания на южноуральской земле по октябрь 1944 г. на курсах обучено и переподготовлено 8 674 офицера-танкиста, в том числе и 38 офицеров Войска Польско-го15. Данный факт вводится в научный оборот впервые.

Подготовка офицеров-танкистов также осуществлялась Харьковскими повышенными курсами командно-технического состава автобронетанковых войск и Сталинградским танковым училищем, которые были эвакуированы в 1941-1942 гг.

на Южный Урал (с февраля 1943 г. — в составе вновь образованной Курганской области). За период нахождения в составе Челябинской области ими подготовлено 3 834 человека16.

Обучение офицеров проводили также в Челябинске на краткосрочных курсах младших лейтенантов в 1941-1942 гг. при 13-м и 30-м запасных танковых полках по трехмесячной программе. Всего было выпущено 824 младших лейтенанта, из них 587 было подготовлено на должности командиров тяжёлых танков КВ17.

Таким образом, всего за период Великой Отечественной войны на Южном Урале было подготовлено и переподготовлено 18 598 офицеров-танкистов, из них непосредственно в Челябинске — 7 687.

Помимо обучения офицерских танковых кадров, особенно широко на Южном Урале готовилось звено младших танковых специалистов: механиков-водителей, командиров орудий, заряжающих, радистов-пулемётчиков, специалистов-ремонтников. С этой целью, на базе Челябинского тракторного завода, разворачивавшего массовое производство тяжёлых танков, в июне-августе 1941 г. был сформирован Челябинской учебный автобронетанковый центр (далее Челябинский УАБЦ)18. В его состав первоначально вошли 30-й и 13-й учебные танковые полки (далее УТП) и 24-й отдельный учебный танковый батальон (далее ОУТБ). Позднее центр пополнился 22-м и 28-м ОУТБ, эвакуированными из Ленинграда и Сталинграда. После подготовки в учебных полках, которая длилась от двух до четырех месяцев, личный состав направлялся в учебные батальоны Челябинского УАБЦ, где формировались экипажи и проходило в течение 15 дней первичное боевое сплочение маршевых рот, с одновременным получением танков на заводе19.

В январе 1943 г. на базе учебных частей Челябинского УАБЦ была образована новая форма обучения танковых специалистов — 7-я учебная танковая бригада (далее 7-я УТБР). Она стала самой крупной учебной танковой частью в Красной Армии, имея в своем составе четыре полка. В бригаду вошли 13-й и 30-й УТП, а также вновь сформированные 7-й запасной танковый полк и 21-й (33-й) отдельный учебный полк самоходной артиллерии20. 7-я УТБР имела только ей присущие особенности и была уникальна. Она одновременно вела подготовку специалистов и отправку маршевых рот, батарей сразу по нескольким типам боевых машин разного класса — тяжёлым и средним танкам, тяжёлым САУ. (В остальных учебных танковых бригадах обучение, как правило, производилось по одной боевой машине.)

В ходе войны учебным частям приходилось неоднократно менять профиль подготовки. Это было связано с изменениями в выпуске продукции Кировским заводом. Если первоначально подготовка осуществлялась только по танку КВ, то с августа 1942 г. стали готовить и на Т-34. С конца 1943 г. экипажи готовились только на новые типы тяжёлых машин — ИС-2, СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122 по шестимесячной программе21.

Всего в период Великой Отечественной войны различными учебными танковыми частями только из Челябинска подготовлено и отправлено: в 1941-1942 гг. — три танковые бригады и более двух с половиной тысяч танковых экипажей; в 19431945 гг. — 16 тяжёлых полков САУ, 2 718 маршевых рот, батарей и 129 отдельных экипажей в составе 54 775 человек22.

Требование правительства, чтобы изготовленные боевые машины уходили на фронт только с обученными экипажами, южноуральские учебные танковые части

выполнили. Если с 1 июля 1941 г. по 31 декабря 1942 г. Кировский завод г. Челябинска выпустил 3 039 тяжёлых танков, то Челябинский УАБЦ отправил за тот же период 551 маршевую роту КВ и КВ1С, что составило 5,5 танка на подразделение. В 1944-1945 гг. 4 853 выпущенных тяжёлых САУ были отправлены 7-й УТБР в составе 898 маршевых батарей с показателем 5,4 машины на батарею23. Маршевые подразделения тяжёлых танков и САУ состояли в среднем из 5 боевых машин, это обеспечивало потребности укомплектования произведённой техники экипажами.

В годы войны помимо войсковых способов подготовки танковых специалистов практиковались и вневойсковые. Они осуществлялись также по нескольким направлениям. Подготовка танкистов организовывалась на военно-учебных пунктах (ВУПах) из гражданской молодёжи по 150-часовой программе без отрыва от производства на базе Кировского завода, Челябинского танкового училища, 13-го и 30-го учебных танковых полков, а также в Магнитогорске при Ленинградских КБКУКС и в Верхнем Уфалее при 29-м учебном танковом полку24. Всего за период 1942-1943 гг. в Челябинской области в системе Всевобуча прошли подготовку 1 748 механиков — водителей и командиров башен25.

Подготовка танкистов вневойсковым способом проходила и по другим направлениям. Например, велось обучение механиков-водителей для нужд сборочных и сдаточных цехов Челябинского Кировского завода. Оно проходило с отрывом от производства по 500-часовой программе26.

Обучение танкистов проходило и в направлении подготовки специалистов — ремонтников. В составе ремонтных баз или бригад от заводов они направлялись в действующую армию и учебные танковые части, для ремонта и восстановления боевой техники, проведения технического обучения и инструктажа танковых экипажей, воентехников танковых подразделений. За период с 1 марта по 15 декабря 1942 г. бригады Кировского завода, работая в учебных танковых частях УралВО, Приволжского военного округа, Забайкальского фронта, отремонтировали 37 танков, 82 танковых мотора. Одновременно проводился технический инструктаж экипажей и командного состава этих частей. С этой же задачей в этот период работали бригады инженера Заславского на Сталинградском фронте, инженера Киенко на Брянском, Западном, Калининском фронтах27.

Дополнительным направлением вневойсковой подготовки танковых специалистов являлось их обучение на специализированных танковых кафедрах. Подобной кафедрой располагал образованный в 1943 г. Челябинский механико-машиностроительный институт (далее Челябинский ММИ), ныне Южно-Уральский государственный университет. В составе его механико-технологического факультета имелась и кафедра «Танки». Первым заведующим кафедры был легендарный создатель советских тяжёлых танков, главный конструктор Кировского завода Н. Л. Духов28. Уже в 1943 г. 30 дипломников института по постановлению бюро Челябинского обкома партии № 278 от 21 сентября направились на Кировский завод для участия в разработке технологии и конструирования нового тяжёлого танка «ИС»29.

Постановлением СНК СССР № 413 от 13 апреля 1944 г. в Челябинском ММИ была образована военная кафедра, которая осуществляла подготовку командиров танков и танковых техников по 450-часовой программе. Первый выпуск военная кафедра ЧММИ произвела в 1946 г. уже после окончания войны, в количестве 89 человек. Мужчинам присваивалось звание младшего лейтенанта, а девушкам — сержанта30.

Таким образом, подготовка танкистов по данной системе проходила на протяжении всей Великой Отечественной войны. Через различные формы обучения на Южном Урале прошли десятки тысяч специалистов танкового дела, что обеспечило своевременное укомплектование произведённых боевых машин экипажами и явилось несомненным вкладом в нашу Победу.

Примечания

1 См.: Батыров У. А. Деятельность КПСС по развитию танковой промышленности на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): (на материалах Свердловской и Челябинской областей): Дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1982; Каневский Б. М. Деятельность партийных организаций Урала по обеспечению фронта боевыми резервами в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1964; Кондауров И. А. Боевая доблесть коммунистов и комсомольцев Урала. 1941-1945. Пермь, 1975: Полетухин Ю. А. Добровольческие танковые формирования на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1994: Сучков С. Ф. Деятельность партийных организаций Урала по усилению оборонно-массовой работы в период Великой Отечественной войны (1941-1945): Дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1979 и др.

2 См.: Раш К. Рождение танковой нации // Роман-газета. 1999. № 7. С. 18-62.

3 Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М., 1979. С. 90.

Маршевая танковая рота — временное воинское подразделение, готовое к боевому применению, укомплектованное по нормам военного времени новой боевой техникой, вооружением, боеприпасами, ГСМ, продовольствием, вещевым и другим имуществом, личный состав которой предварительно сплачивался как в составе экипажей, так и в составе роты.

4 ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11371. Д. 1. Л. 25.

5 Там же. Ф. 60138. Оп. 35384. Д. 1. Л. 1.

6 Там же.

7 Там же. Ф. 150. Оп. 12855. Д. 1. Л. 240.

8 Там же. Ф. 60138. Оп. 35384. Д. 3. Л. 2.

9 Там же. Д. 1. Л. 4.

10 Там же. Л. 4-7.

11 Там же. Л. 1.

12 ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 14. Д. 142. Л. 1-163.

13 Подсчитано по данным: ЦАМО РФ. Ф. 60138. Оп. 35384. Д. 1. Л. 4-8.

14 ЦАМО РФ. Ф. Ленинградских КБКУКС. Оп. 36189. Д. 9. Л. 2.

15 Там же. Л. 1-6.

16 Там же. Ф. Харьковских КУКС. Оп. 36199. Д. 1. Л. 1-10. Д. 3. Л. 2-20. Ф. Сталинградского ТУ. Оп. 35366. Д. 1. Л. 29.

17 Там же. Ф. 4849. Оп. 1. Д. 18. Л. 86. Ф. 30-го УТП. Оп. 143167. Д. 1. Л. 179. Ф. 13-го УТП. Оп. 255313. Д. 4. Л. 40.

18 Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

19 Там же. Д. 6. Л. 131. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 259. Л. 7.

20 Там же. Ф. 3094. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

21 Там же. Д. 7. Л. 4-7.

22 Подсчитано по данным: ЦАМО РФ. Ф. 3094. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3. Д. 7. Л. 2-7. Ф. 21-го (33-го) ОУТПСА. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-10.

23 Подсчитано по данным: Антуфьев А. А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992. С. 170; Валеев Р. Р. Рекорды Челябинского тракторного завода // Воен.-ист. журн. 2003. № 2. С. 13-14. ЦАМО РФ. Ф. 150. Оп. 12855. Д. 5. Л. 29, 391; Ф. 4849. Оп. 1. Д. 7. Л. 17; Ф. 7-й УТБР. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-7.

24 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 34. Л. 89.

25 Подсчитано по данным: ЦАМО РФ. Ф. 150. Оп. 12855. Д. 30. Л. 77; ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 252. Л. 12; Д. 265. Л. 16; Ф. П-92. Оп. 5. Д. 156. Л. 43.

26 ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 5. Д. 50, 99-100.

27 Там же. Оп. 3. Д. 175. Л. 12, 19-20; Оп. 14. Д. 54. Л. 2-12.

28 Конструктор Н. Л. Духов и его школа. Челябинск, 2004. С. 11.

29 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 42. Д. 23. Л. 24.

30 Фонд музея Южно-Уральского государственного университета. Папка № 7. Доклады к юбилеям: Тезисы доклада «Военной кафедре — 35 лет». Л. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.