Научная статья на тему 'Танковое производство на Урале в ХХ веке как фактор развития военно-промышленного комплекса СССР'

Танковое производство на Урале в ХХ веке как фактор развития военно-промышленного комплекса СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1721
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / ТАНКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЗАВОД / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / ТАНК / БРОНЕТЕХНИКА / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / БРОНЕЗАЩИТА / ТАНКОВЫЕ ПУШКИ / ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ / EVACUATION / TANK PRODUCTION / PLANT / DESIGN OFFICE / TANK / ARMORED VEHICLES / TACTICAL AND TECHNICAL CHARACTERISTICS / BODY ARMOR / TANK GUNS / DIESEL ENGINE / INFANTRY FIGHTING VEHICLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сперанский Андрей Николаевич

Показаны роль и значимость Уральского региона в танковом производстве СССР. Дана характеристика видов, выпускавшихся на уральских заводах танков, представлены их тактико-технические данные, количественные показатели выпуска, рассмотрены вопросы практического применения бронемашин в годы Великой Отечественной войны и военных конфликтах послевоенного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сперанский Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tank production in the Urals in the 20th century as a factor of developing the USSR’s military-industrial complex

The article shows the role and significance of the Ural region in the tank production of the USSR. The characteristic of the species which were issued in the Ural factories tanks, presented their tactical and technical data, quantitative measures of output, consider the practical application of armored vehicles during World War II and the military conflicts of the postwar period.

Текст научной работы на тему «Танковое производство на Урале в ХХ веке как фактор развития военно-промышленного комплекса СССР»

УДК 94(470.5) «19»+623.438.002,2(470,5)

ББК Ц514.1(2Р36)

А. В. Сперанский

танковое производство на урале в хх веке как фактор развития военно-промышленного комплекса ссср*

A. v. Speransky

TANK production IN THE uRALs IN THE 20TH cENTuRY As a factor of developing the ussr’s military-industrial complex

Показаны роль и значимость Уральского региона в танковом производстве СССР, дана характеристика видов, выпускавшихся на уральских заводах танков, представлены их тактико-технические данные, количественные показатели выпуска, рассмотрены вопросы практического применения бронемашин в годы Великой Отечественной войны и военных конфликтах послевоенного периода,

Ключевые слова: эвакуация, танковое производство, завод, конструкторское бюро, танк, бронетехника, тактико-технические характеристики, бронезащита, танковые пушки, дизельный двигатель, боевая машина пехоты.

The article shows the role and significance of the Ural region in the tank production of the USSR, The characteristic of the species which were issued in the Ural factories tanks, presented their tactical and technical data, quantitative measures of output, consider the practical application of armored vehicles during World War II and the military conflicts of the postwar period,

Keywords: evacuation, tank production, plant, design office, tank, armored vehicles, tactical and technical characteristics, body armor, tank guns, diesel engine, infantry fighting vehicle.

Двадцатое столетие стало для земной цивилизации веком стремительного полета научной мысли человека, практическая реализация которой всемерно способствовала неудержимому развитию модернизации. Научно-технические инновации оказывали самое активное влияние и на совершенствование военного потенциала жителей нашей планеты, содействовали появлению новых смертоносных видов вооружений. К таким изобретениям относятся танки, ставшие настоящими «королями войны», благодаря своей быстроте, маневренности и огневой мощи. Впервые танки были использованы в период Первой мировой войны британцами. Некоторые наработки в этой сфере имелись и в России, но они не были реализованы на практике. Лишь в конце 1920-х гг. в Советском Союзе начинается массовое производство танков.

Непосредственно в предвоенный период в СССР сложилось три центра танкового производства. Первый находился в г. ленинграде, где функционировали кировский завод и ленинградский машиностроительный завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. В канун начала войны кировский завод выпускал тяжелые танки серии КВ, завод № 174 — осваивал выпуск легких танков Т-50. Поставку броневых танковых корпусов для Кировского завода осуществлял Ижорский завод1.

* Работа выполнена по бюджетной теме Х.105; программам ОИФН № 12-Т-6-1003 и ОФИ УрО РАН № 13-6-006-СГ.

Второй центр включал в себя Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (завод № 183), где были разработаны и внедрены в производство сначала легкие танки серии БТ, а затем в 1940 г. средние Т-34 и Мариупольский завод им. Ильича, осуществлявший поставку бронедеталей2.

Третий был сформирован в районе Москвы. Здесь главная роль отводилась сборочному заводу № 37, выпускавшему танкетки (с 1931 г.), легкие танки-амфибии (с 1933 г.), плавающие танки Т-40 (с 1940 г.)3.

На Урале танковое производство в предвоенный период не осуществлялось, но ряд крупных заводов (УЗТМ, ЧТЗ) имели мобилизационные предписания в случае необходимости приступить к изготовлению бронемашин.

В мощную базу танкостроения уральский регион превратился только в годы Великой Отечественной войны, чему во многом способствовала эвакуация. Танковые заводы, прибывавшие с западных районов, практически сливались с местным производством, давая мощный импульс для начала изготовления новой для уральцев военной продукции.

Настоящий «танкоград», взявший на себя решение трудной задачи по обеспечению фронта тяжелыми и средними танками, был создан в Челябинской области в результате объединения производственных мощностей челябинского тракторного, ленинградского Кировского и Харьковского дизельного заводов. Уральский завод тяжелого

исторические науки

машиностроения, разместив на своих площадях Ижорский завод и еще несколько оборонных предприятий, превратился в колоссальную мастерскую по производству бронетехники. На территории Уралвагонзавода разместились Харьковский завод им. Коминтерна и Мариупольский завод, образовав Уральский танковый завод4.

Первоначально Челябинский «танкоград» (директор И. М. Зальцман) начинает массовое производство тяжелого танка «КВ» («Климент Ворошилов»). Уже осенью 1941 г. бронемашины, произведенные на Южном Урале, принимают участие в сражениях за Москву. В 1942 г. завод перешел к серийному строительству среднего танка «Т-34» и созданию самого мощного в мире тяжелого танка «ИС» («Иосиф Сталин»). По своей маневренности, бронезащите и артиллерийскому вооружению эти машины являли собой новое направление в мировом танкостроении и остались непревзойденными до конца войны. За весь период военных действий (с июля 1941 г. по апрель 1945 г.) челябинские танкостроители, руководимые талантливыми конструкторами Ж. Я. Котиным, Н. В. Цейцем, Н. Ф. Шашмуриным и др., дали фронту 3681 танков «КВ», 5094 танка «Т-34», 3362 танков «ИС» и 43,8 тыс. дизельных двигателей.

Расположенный в Свердловске Уральский завод тяжелого машиностроения (директор Б. Г. Музруков) известен в первую очередь выпуском знаменитых САУ. Однако уралмашевцы также производили бронекорпуса для тяжелых танков «КВ», проходивших окончательную сборку в челябинске и освоили самостоятельное производство среднего танка «Т-34». Всего за годы войны, труженики УЗТМ дали фронту 731 танк «Т-34», выпустили 3219 тяжелых и 6510 средних танковых корпусов, 7,1 тыс. танковых башен.

За короткое время перешел на военное производство и созданный в Нижнем Тагиле на базе Уралвагонзавода Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна (директор Ю. В. Максарев). В годы войны здесь делали средние танки «Т-34». 25 914 единиц бронетанковой техники предоставила нижнетагильская «вагонка» Красной Армии, усилив ее боевую мощь самым существенным образом. Причем постоянно наращивая количественные показатели выпуска, заводчане за годы войны внесли в конструкцию танка 118 существенных изменений, значительно улучшивших его тактико-технические характеристики.

Производством танков и САУ в годы войны занимались также Свердловские заводы №9 37 (легкие танки), № 76 (танковые двигатели) и №9 50 (агрегаты и узлы). В целом за 1941—1945 гг. Урал направил на фронт 49,7 тыс. средних, тяжелых танков и самоходно-артиллерийских установок, или 70% всех машин изготовленных за это время в СССР5.

Победа СССР в Великой Отечественной войне в 1945 г. резко снизила потребности Вооруженных сил в бронетанковой технике. Промышленные предприятия, производящие танки и другие боевые машины, начали переходить на режим мирного времени. Однако, несмотря на определенные трудности, на протяжении 1950—1980-х гг. танко-

строение Урала продолжало активно и эффективно развиваться.

Первой послевоенной машиной уральского производства стал танк «Т-54», сконструированного еще в период войны в КБ А. А. Морозова. Опытный образец танка был построен в Нижнем Тагиле 30 января 1945 г. Вооруженный 100 мм пушкой и четырьмя пулеметами, имеющий 200 мм броню в лобовой части, танк принимается на вооружение 29 апреля 1946 г.6 Первоначально массовый выпуск «Т-54» был налажен на заводе № 183 в Нижнем Тагиле, а затем его производство начал осваивать завод № 75 в Харькове. Всего, с 1947 по 1958 г., было построено около 17 тысяч танков «Т-54» различных модификаций. По лицензии танк также производился в Польше, Чехословакии и Китае7.

В декабре 1951 г. А. А. Морозов покидает «Вагонку». Обязанности главного конструктора УВЗ сначала исполнял А. В. Колесников, а с 1953 г. эту должность занимает Л. Н. Карцев. С именем последнего связано появление на свет танка «Т-55», принятого на вооружение 8 мая 1958 г. Вместе с УВЗ танк выпускался Харьковским и Омским заводами. В Советском Союзе с 1958 по 1962 г. было произведено почти 7 тысяч танков этого типа. По лицензии танк выпускался в Польше, Чехословакии и Румынии. Всего было создано 12 модификаций танков «Т-54» и «Т-55», находившихся в строю до 1994 г.8

Бронебойный 100-мм снаряд, выпускавшийся из пушек обеих танков, пробивал с расстояния 2000 метров 53 мм броню. Однако этого оказалось явно недостаточно для поражения новых натовских танков М60 (США) и «Чифтен» (Великобритания). Поэтому в Нижнем Тагиле был разработан новый танк «Т-62» с 115 мм пушкой, принятый на вооружение Советской армии 12 августа 1961 г. С 1963 г. на УВЗ началось его серийное производство9.

Практически параллельно КБ Карцева продолжало свои разработки, результатом которых стал проект ракетного танка, принятого на вооружение как «ИТ-1» - истребитель танков. Его создатели стали лауреатами Государственной премии СССР (1969 г.), а танк выпускался с 1968 по 1970 г.

С 1970 г. в производстве УВЗ остался только один танк — «Т-62»10. Эта машина получила боевое крещение во время конфликта с Китаем из-за острова Даманский в марте 1969 г. Один из танков попал к неприятелю. Секретность «Т-62» была утрачена, в результате чего был разрешен его экспорт за рубеж. В дальнейшем танк успел повоевать в Африке и Азии, хорошо зарекомендовал во время арабско-израильской, ирано-иракской войн и других военных конфликтах. По лицензии танки «Т-62» до 1978 г. строили в Чехословакии11.

Война в Афганистане показала слабую защищенность танков «Т-55» и «Т-62» от современных противотанковых средств. Их броня легко пробивалась РПГ (ручной противотанковый гранатомет) и БЗО (безоткатное орудие), находившихся на вооружении моджахедов, большие потери танковые подразделения несли от минных подрывов. Как следствие этого, появились новые модификации указанных танков с установкой усиленной противо-

А. В. Сперанский

Танковое производство на Урале в ХХ веке как фактор развития военно-промышленного комплекса СССР

минной и противокумулятивной защиты, средств защиты от зажигательного оружия и т. п. Кроме того для эффективного поражения новых танков стран НАТО типа М1, «Абрамс» и «Леопард-2 на «Т-55» и «Т-62» были установлены комплексы управляемого вооружения «Кастет», стреляющие управляемыми ракетами. К моменту развала СССР в Восточной Европе и европейской части России находилось 2144 танка «Т-62» различных модификаций. Они до сих пор не сняты с вооружения Российской армии12.

В 1966 г. на вооружение Советской Армии был принят разработанный в Харькове танк «Т-64», имеющий 125 мм пушку и хорошую защищенность от современных средств поражения. Правительство СССР решило производить этот танк в Нижнем Тагиле, Омске и Челябинске. С 1970 г. начался их плановый выпуск13. Однако на УВЗ шла работа и по конструированию собственного танка обозначенных параметров. После ухода Л. Н. Карцева на должность заместителя председателя Научно-технического комитета ГБТУ (1969 г.). главным конструктором «вагонки» становится

В. Н. Венедиктов. С его именем связано появление танка «Т-72», практически равноценного по боевым возможностям танку «Т-64». С 1973 г. в СССР началось производство «Т-72 — Урал», а В. Н. Венедиктов стал Героем Социалистического Труда14. Танк «Т-72» неоднократно модифицировался, экспортировался за рубеж, выпускался по лицензии в Польше и Чехословакии. Танк «Т-72» хорошо показал себя в ирано-иракской войне и ряде др. конфликтов15.

В 1987 г., после выхода В. Н. Венедиктова на пенсию, новым главным конструктором становится

В. И. Поткин, продолживший процесс модернизации «Т-72». Его новая модификация была принята на вооружение 5 октября 1992 г. как танк «Т-90». Всего в бывшем СССР и нынешней России было построено около 30 тысяч танков «Т-72» всех модификаций. Эта бронемашина до сих пор остается основой танкового парка Российской армии. Лицензии на производство «Т-72» имеются у Польши, Чехословакии, Югославии, Индии, Ирана и Ирака16.

Уральский вагоностроительный завод был не единственным промышленным предприятием региона, занимавшимся производством танковой продукции. Плодотворно работал по созданию боевых бронированных машин и Челябинский тракторный завод. С 1946 г. здесь идет серийное производство танка «ИС-4», созданного конструкторами Кировского заводом в конце войны. В 1947 г. было собрано 52 машины, однако по причине устаревания и дороговизны производства (танк обходился государству 994 тысячи рублей), производство «ИС-4» было официально прекращено. В последствии на базе «ИС-4» пытались спроектировать командирский танк с приборами ночного видения и дополнительной радиостанцией; огнеметный вариант с огнеметом вместо спаренного пулемета; тяжелую 152 мм САУ. Однако все эти проекты не были осуществлены в металле по причине недоработок самой базовой машины и малой серийности выпуска. Выпущенные «ИС-4» в эксплуатации находились до конца 1960-х гг., после чего их отправили на Дальний

Восток для усиления укрепленных районов на китайской границе17.

Важным направлением в деятельности ЧТЗ было участие в создании плавающего танка с 76 мм пушкой («ПТ-76»). Новым проектом занималась объединенная бригада А. С. Ермолаева, работавшая в Челябинске. Опытные образцы были опробованы на незамерзающем пруду Челябинской ТЭЦ. 6 августа 1951 г объект был принят на вооружение, но серийное производство «ПТ-76» было передано из Челябинска на Сталинградский тракторный завод. Челябинские конструкторы внесли также вклад в разработку: «БТР-50П», массовое производство которого было организовано на Сталинградском тракторном заводе, артиллерийского тягача «АТ-С», серийно выпускавшегося Курганским заводом тяжелых кранов18.

Особым направлением КБ ЧТЗ была работа по созданию новых тяжелых танков. Машина под индексом «ИС-8» разрабатывалась совместно с ВНИИ-100 (Москва) под общим руководством Ж. Я. Котина. Руководителем проекта являлся А. С. Ермолаев. В 1949 г. была построено 10 опытных образцов. В 1950 г. танк рекомендовали на вооружение, но с условием доработки конструкции. Доработка, в ходе которой дважды сменился индекс изделия («ИС-9», «ИС-10»), продолжалась почти два года. В итоге машину приняли на вооружение в 1952 г., но уже как танк «Т-10». В ходе производства «Т-10» неоднократно модифицировался. В 1966 г. его изготовление прекратили, но выпущенные танки оставались на вооружении до 1993 года19.

В 1955 г. под руководством П. П. Исакова произошло создание еще одного тяжелого танка со 130-мм пушкой (объект 770). Однако по решению

Н.С. Хрущева, бредившего ракетами, серийное производство тяжелых танков закончилось. В 1962 г. Челябинское КБ пыталось заняться созданием ракетных танков, но не один из созданных объектов принят на вооружение не был20.

После этого СКБ Челябинского тракторного завода разработало проект боевой машины пехоты (БМП), за что главный конструктор П. П. Исаков получил Ленинскую премию (1967 г.). Однако серийное производство этой машины организовали в Кургане. И хотя конструкторы ЧТЗ создали еще ряд опытных образцов БМП, в конечном итоге функции головного предприятия по производству этой машины были окончательно переданы на Курганский машиностроительный завод. Здесь было создано специализированное КБ под руководством А. А. Благонравова, разработавшее еще целый ряд модификаций этого боевого транспортного средства. БМП широко поставлялись за рубеж и успели повоевать во время ирано-иракской войны, операции «Буря в пустыне», в Намибии и Анголе, и, конечно, во всех малых войнах на территории бывшего СССР, включая чеченские войны21.

Таким образом, в советский период истории России на Урале был создан мощный военнопромышленный центр по производству бронетехники, оказывавший огромное влияние на уровень технической оснащенности Красной, а затем — Советской Армии.

исторические науки

Модернизационные процессы, характерные для формирования и развития танковой промышленности в уральском регионе, способствовали совершенствованию тактико-технических характеристик выпускаемых бронемашин, обеспечивали их конкурентоспособность в сравнении с западными аналогами. Это нашло наглядное подтверждение, как в условиях кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, так и в обстановке послевоенного противостояния. Наличие разящего «танкового меча», наряду с другими видами вооружения, укрепляло обороноспособность «супер-державы», давало возможность советскому государству не только проводить независимую внешнюю политику, но и в известной мере диктовать свою волю мировому сообществу.

Примечания

1. Щит и меч Отчизны. Оружие Урала с древнейших времен до наших дней. — Екатеринбург : Раритет, 2008. — С. 302, 303.

2. Там же. С. 304.

3. Оружие победы. — М. : Машиностроение, 1987. — С. 208.

4. Свердловская область за 50 лет. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. — С. 55, 56; Очерки истории Челябинской областной партийной организации. 1917—1967 гг. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. — С. 318—320; Урал - фронту — М. : Экономика, 1985. — С. 45.

5. Щит и меч Отчизны... — С. 321; Сперанский А. В. Опорный край державы // Урал в панораме ХХ века. — Екатеринбург : СВ-96, 2000. — С. 272; Антуфьев А. А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. — Екатеринбург : УрО РАН. Институт истории и археологии, 1992. — С. 168, 170, 172; Иванов Н. И. Завод-воин. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. — С. 20.

6. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-54. — М. : Воениздат, 1962; Дневник наркома // Источник. — 1997. — № 5. — С. 146.

7. Харьковское КБ по машиностроению им. Морозова. — Харьков : Прапор, 1997. — С. 34; Шмелев И. История танка. 1916—96. — М. : Техника молодежи, 1996. — С. 171.

8. Бронеколлекция. — 2002. — № 2. — С. 3; Шмелев И. Указ. соч. — С. 173; Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники. — СПб. : Невский бастион, 1996. — С. 291.

9. Теория и конструкция танка. — Т. 1. — М. : Машиностроение, 1982. — С. 111; Карцев Л. Н. Моя судьба — Нижний Тагил. — М. : Космос, 1991. — С. 78.

10. Ангельский Р. Отечественные противотанковые комплексы. — М. : АСТ ; Астрель, 2002. — С. 56; Широ-корад А. Ракетные танки // Техника и оружие. — 1996. — № 4.

11. Барятинский М. Советская бронетанковая техника.

Ч. 1. // Бронеколлекция. — 2000. — № 3. — С. 11; Полная энциклопедия танков мира. — Минск : Харвест, 1999. —

С. 391; Основные боевые танки. — М. : Арсенал-Пресс, 1993. — С. 14, 17.

12. Сперанский А. В. Военно-промышленный комплекс Урала как фактор модернизационной динамики России в советский период // Опыт российских модернизаций XVIII—XX вв.: взаимодействие макро- и микропроцессов. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2011. — С. 221—268.

13. Карцев Л. Уралвагонзавод — флагман мирового танкостроения // Техника и вооружение. — 2002. — № 7. — С. 5.

14. Элита российской индустрии: Уралвагонзавод. — Екатеринбург : Старт, 2001. — С. 122, 213; Огонь, броня, маневр. — М. : Грааль, 2001. — С. 240; Малых Н. Танки Т-72: ретроспектива и перспектива // Военный парад. — 1998. — № 5.

15. Карпенко А. В. Указ. соч. — С. 357; Егерс Е. В. Т-72: советский основной танк. — Рига : Торнадо, 1998. — С. 48—49.

16. Парфенов Е. А. Отечественные танки в послевоенные годы и сегодня // Вооружение. Политика. Конверсия. — 2000. — С. 24; Карпенко А. В. Указ. соч. — С. 169.

17. Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки // Бронеколлек-ция. — 1996. — № 3; Коломиец М., Свирин М. ИС-4 // — М-Хобби. — 1997. — № 8. — С. 36—40.

18. Кощавцев А. «Поплавок» // М-Хобби. — 1996. — № 3; Прочко Е. АТ-С // Техника-молодежи. — 1993. — № 10. — С. 17.

19. Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Указ. соч.; Барятинский М. Указ. соч. — С. 7.

20. Широкорад А. Секретные монстры // Армейский сборник. — 1996. — № 9; Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Указ. соч.; Карпенко А. В. Указ. соч. —

С. 429.

22. Потемкин Э. К. ВНИИтрансмаш — отечественному танкостроению // Вооружение. Политика. Конверсия. —2000. — № 4. — С. 17; Военный парад. — 2000. — № 4. — С. 41; Барятинский М. Указ. соч. — С. 21.

Поступила в редакцию 8 июля 2013 г

СПЕРАНСКИЙ Андрей Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором политической и социокультурной истории, Институт истории и археологии Уральского отделения академии наук (Екатеринбург). Научные интересы: история России, история войн, история культуры, локальная история, история социокультурных процессов. E-mail: avsperansky@mail.ru

SPERANSKY Andrey Nikolaevich, Doctor of Science (History), professor, Head of the Section of Political, Social and Cultural History, the Institute of History and Archaeology of the Ural department of Academy of Science (Yekaterinburg). Research interests: history of Russia, history of wars, history of culture, local history, history of social and cultural processes. E-mail: avsperansky@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.