Научная статья на тему 'Вклад челябинского тракторного завода в развитие танкового производства на Урале в годы Великой Отечественной войны'

Вклад челябинского тракторного завода в развитие танкового производства на Урале в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Запарий В.В.

В данной работе приведен обзор деятельности Кировского завода в городе Челябинске в период Великой Отечественной войны. Материал дает представление о формировании предприятия, основных проблемах развития танкового производства в указанный период. Статья иллюстрирует вклад этого гиганта танковой промышленности Урала в достижение победы на экономическом фронте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF CHELYABINSK TRACTOR PLANT INTO THE DEVELOPMENT OF TANK PRODUCTION IN THE URALS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In this paper, an overview of the activities of the Kirov plant in Chelyabinsk in the Great Patriotic War. The material gives an idea of the formation of the enterprise, the main problems in the development of tank production during this period. Article illustrates the contribution of this giant tank industry in the Urals to the victory on the economic front.

Текст научной работы на тему «Вклад челябинского тракторного завода в развитие танкового производства на Урале в годы Великой Отечественной войны»

ОБЩЕСТВО

ВКЛАД ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА В РАЗВИТИЕ ТАНКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Запарий В.В.

В данной работе приведен обзор деятельности Кировского завода в городе Челябинске в период Великой Отечественной войны. Материал дает представление о формировании предприятия, основных проблемах развития танкового производства в указанный период. Статья иллюстрирует вклад этого гиганта танковой промышленности Урала в достижение победы на экономическом фронте.

THE CONTRIBUTION OF CHELYABINSK TRACTOR PLANT INTO THE DEVELOPMENT OF TANK PRODUCTION IN THE URALS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

V.V. Zapary

In this paper, an overview of the activities of the Kirov plant in Chelyabinsk in the Great Patriotic War. The material gives an idea of the formation of the enterprise, the main problems in the development of tank production during this period. Article illustrates the contribution of this giant tank industry in the Urals to the victory on the economic front.

Основными итогами процесса эвакуации и создания Наркомата танковой промышленности становится формирование новой структуры и материальной базы танкостроения в восточных регионах СССР [1]. Урал закономерно сконцентрировал на своей территории большую часть довоенного потенциала танковой промышленности. В результате на территории Свердловской и Челябинской областей возникают три крупнейших центра танкового производства: в городах Челябинск, Свердловск, Нижний Тагил.

Исторически в Челябинске ранее всего было организовано танковое производство, а первые машины ЧТЗ сдал представителям ГБТУ КА в январе-феврале 1941 г. [2] Тем не менее только после начала Великой Отечественной войны танковое производство здесь смогло перейти на новый качественный уровень. Благодаря эвакуации мощности завода пополнились ценнейшими кад-

рами и оборудованием ведущего в СССР предприятия по производству тяжелых танков - Кировского завода. Для создания прочной базы моторостроения в Челябинск удалось вывезти моторный завод №75 из Харькова, который известен как создатель легендарного танкового дизеля В-2. Ряд других предприятий, вывезенных в ходе эвакуации на Урал, также влились в общий производственный комплекс челябинского танкового гиганта, а их кадры и оборудование было рассредоточено, исходя из интересов дирекции Кировского завода.

Объединенное предприятие получило название "Кировский завод в Челябинске", или "Челябинский Кировский завод" (ЧКЗ). Он специализировался на производстве тяжелых танков (а позднее САУ на их базе), дизель-моторов и топливной аппаратуры. Кроме того, в силу своего хорошего оснащения прессовым оборудованием ЧКЗ являлся важнейшим поставщиком штамповок,

поковок и различных полуфабрикатов для моторостроения, в частности коленвалов для двигателей, не только предприятиям НКТП, но и НКАП (Наркомат авиационной промышленности) [3].

Для скорейшего развертывания танкового производства на ЧТЗ выпуск тракторов постепенно сворачивался и во исполнение постановления ГКО СССР от 13 ноября 1941 г. № ГКО-892 полностью прекратился [4]. Для размещения танкового производства были реконструированы тракторные корпуса (МХ-1 и цех № 100), а также использован построенный в сентябре 1941 г. новый танковый цех № 101. Здесь изначально господствовала «автотракторная технология» и работали старые кадры ЧТЗ.

Отстроенные заново танковые цеха (МХ-2, МХ-3, СБ-2, СД-2) унаследовали универсальную технологию и кадры Кировского завода [5]. Но корпусное производство на новых площадках развернуть не удалось, поэтому «танкоград» был изначально зависим от кооперативных поставок с УЗТМ и завода №200. Эта зависимость от поставок кооператоров влияла на стабильность и ритмичность работы этого гиганта, поскольку срывы графиков отгрузки по разным причинам были в период войны обыденным делом. В связи с постоянно увеличивавшейся в течение 1942 г. программой для собственного производства и кооператоров наметилось отставание заготовительных цехов Кировского завода. Наибольшие проблемы завод испытывал с производством дизелей. Приказ НКТП № 264 с от 15 марта 1942 г. констатировал, что в результате неудовлетворительного руководства дизельным производством со стороны дирекции ЧКЗ бывший завод № 75, размещенный на площадках ЧКЗ, в настоящее время выпускает дизелей В-2 в 2 раза меньше, чем выпускал в Харькове. Главной причиной такого положения было то, что значительная часть оборудования дизельного производства бывшего завода № 75 была передана для усиления танковых цехов. Второй при-

чиной являлась многоступенчатая система руководства дизельным производством. На ЧКЗ имелись главный инженер (С.Н. Ма-хонин, М.А. Длугач) и одновременно главный инженер дизельного производства (Я.И. Невяжский). Данный приказ предписывал назначить главного инженера дизельного производства начальником дизельного отдела и одновременно вторым заместителем директора завода [6].

Помимо огромного производственного значения, ЧКЗ выступал и как центр конструкторской и инженерной мысли. В заводском КБ трудились такие прославленные конструкторы танков, как Ж.Я. Котин, заместитель наркома по техническим вопросам, Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи и ряд других специалистов, занимавшихся на протяжении военного периода совершенствованием тяжелых танков. Для обеспечения опытных конструкторских работ КБ ЧКЗ подчинялся опытный завод №100 (Опытный танко-мо-торный завод ОТМЗ) [7]. Летом 1942 г. на Кировском заводе была проведена модернизация танка «КВ», в результате появилась его модификация КВ-1с, обладавшая улучшенными динамическими характеристиками. Танк имел более совершенную систему охлаждения, восьмискоростную КПП (коробка перемены передач), командирскую башенку и новую башню обтекаемой формы. В 1943 г. на заводе был разработан проект опытного танка КВ-13 и последовавший за ним уже серийный образец КВ-85 (выпускавшийся с августа по октябрь 1943). В октябре 1943 г. начинается сборка танка ИС-1 (85-мм пушка Д-5Т), а в ноябре на его основе запустили в производство улучшенный танк ИС-2 (122-мм пушка Д-25Т) [8]. Летом 1943 г. Челябинский Кировский завод начинает выпуск САУ на базе танка «КВ» - СУ-152. С ноября 1943 г. на базе ИС-1 начался выпуск аналогичной боевой машины ИСУ-152. Внедрение в производство новых боевых машин вызвало временное снижение уровня и ритмичности танкового производства на предприятии [9].

В июле 1942 г. Кировский завод в соответствии с постановлением ГКО № 2120 приступил к выпуску принципиально новой для себя продукции - танка Т-34; корпусами его обеспечивал УЗТМ [10]. Танки Т-34 собирались на Кировском заводе вплоть до второго квартала 1944 г., после чего эти мощности были переведены на увеличение производства тяжелых ИС-2, не менее нужных армии.

Вопрос качества выпускаемых ЧКЗ танков стоял остро в течение всей войны. В частности, в отчете комиссии ГКО по проверке качества танков «КВ», выпускаемых предприятием, констатируется, что «...в период октябрь 1941 г. - февраль 1942 г. на КЗ в Челябинске не была организована работа по обеспечению качества выпускаемых «КВ» на уровне, достигнутом в г. Ленинграде. Организация массового производства танков «КВ» на заводе не обеспечена до настоящего времени (весна 1942 г.) утвержденными технологическими процессами и в значительной мере отсутствует технологическая оснастка. Контроль над качеством изготовления отдельных деталей поставлен слабо. Периодические проверки качества отдельных узлов методом испытания на машине не проводятся» [11]. При изготовлении ряда деталей КПП на ЧКЗ применялся металл пониженного качества, а ОТК (Отдел технического контроля) на заводе не обеспечивал выполнение возложенных на него обязанностей по контролю над производством и борьбе за качество выпускаемой продукции. Основными виновниками ухудшения качества «КВ» и выпуска недоброкачественных танков комиссия признала дирекцию Кировского завода [12].

С запуском в серию тяжелых танков «ИС» ситуация с качеством продукции улучшилась незначительно. Приказ по НКТП № 64с от 1 февраля 1944 г. в очередной раз говорит об ответственности дирекции Кировского завода за поставку армии некачественных танков «ИС» и самоходных установок на их

ий В.В.

базе. Основная причина крылась в том, что упор традиционно делался на количество, а не на качество танков. Этот же приказ в целях сосредоточения сил и внимания конструкторского бюро ЧКЗ на выпуск качественных танков и САУ «ИС» запретил в период с февраля по апрель 1944 г. вести работы по разработке новых боевых машин. В III кв. 1944 г. количество машин, сданных военпреду без дефектов, достигло уровня 34% [13].

За годы войны ЧКЗ сыграл очень важную роль в обеспечении заводов НКТП дизель-моторами, топливной аппаратурой и занимал первое место по объему производства этой продукции. Доля его в дизельном производстве НКТП достигала двух третей [14]. Дизели Кировского завода устанавливались не только на танки собственного выпуска, но и на танки других заводов (например, завода №183). В течение конца 1941- середины 1944 гг. завод являлся единственным поставщиком тяжелых танков для Красной армии. Конструкторами и инженерами ЧКЗ были разработаны, ставшие впоследствии известными, модификации тяжелых танков и САУ серии «ИС». Также Кировский завод производил запчасти к танкам (на сумму 545 тыс. руб. в 1944 г.) [15]. Вклад предприятия в валовой выпуск танков на Урале периода Великой Отечественной войны иллюстрирует нижеприведенная таблица №1. Отметим, что объемы танкового производства на Кировском заводе в Челябинске к 1945 г. (5207 боевых машин) возросли почти в десять раз по сравнению с 1941 г. (511 шт.). В 1941-1944 гг. отмечается тенденция постепенного поквартального роста объемов выпуска бронетехники, а в 1945 г. наблюдается обратный процесс (См. таблицу). Последнее связано с завершением Великой Отечественной войны и переходом к мирному времени. Всего, по нашим данным, ЧКЗ произвел за 1941-1945 гг. 19536 танков и САУ.

Выпуск танков и САУ на ЧКЗ в 1940-1945 гг. (в шт.) [16]

Год Продукция I кв. II кв. III кв. IV кв. Всего за год

1940 Танки - - - - -

1941 Танки 4 21 75 411 511

1942 Танки 730 933 705 1240 3608

1943 Танки и САУ 1049 1145 1382 1410 5017

1944 Танки и САУ 997 1200 1500 1510 5207

1945 Танки и САУ 1505 500* Нет данных Нет данных 5193**

Итого ЧКЗ Танки и САУ 4285 3799*** 3662*** 4571*** 19536

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Морехина Г. Г. Рабочий класс - фронту: Подвиг рабочего класса СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М.: Соцэкгиз, 1962. 480 с.

2. Мельников H.H. Танковое производство на Урале в 1940 - 1945 гг.: История становления и развития: Дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2005. 240 с.

3. Конструктор Н.Л. Духов и его Школа / Ред.-сост. А.П. Моисеев, отв. за вып. Ю.В. Рождественский, В.Н. Бондарь, авт.-сост. В.А. Путин. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. 445 с.

4. Ермолов А.Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Литера-С, 2009. 310 с.

5. Ермолов А.Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы: танковая промышленность. СПб.: Алетейя, 2013. 408 с.

6. Валеев Р.Р. Рекорды Челябинского тракторного завода // Военно-исторический журнал. 2003. №3 С. 13-15.

1. Морехина Г.Г. Рабочий класс - фронту. С. 116.

2. Конструктор Л.Н. Духов и его Школа / Сост. Моисеев А.П. и др. Челябинск, 2004. С. 57.

3. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 573. Л. 98-99.

4. ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 1. Д. 90. Л. 65-70.

5. ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 1. Д. 82. Л. 177.

6. ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 3. Д. 8. Л. 176-178.

7. Ермолов А.Ю. Государственное управление танковой промышленностью. С. 389.

8. Мельников H.H. Танковое производство на Урале в 1940-1945 гг. ... С. 126.

9. Коллекция документов музея ЧТЗ.

10. РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 4. Д. 19. Л. 144.

11. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 844. Л. 51.

12. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 844. к/ 58/

13. Коллекция документов музея ЧТЗ.

Запарий В.В.

14. Ермолов А.Ю. Танковая промышленность СССР... С. 292.

15. Там же.

16. Составлено по: Валеев Р.Р. Рекорды Челябинского тракторного завода // Военно-исторический журнал. 2003. № 3. С. 13-15; РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 4. Д. 40. Л.16-18.

* Выпуск танков и САУ в апреле.

** Всего за год танков и САУ по ЧКЗ, дано по РГАЭ. Ф.8798. Оп. 4. Д. 40. Л.16-18. По имеющимся в распоряжении автора документам невозможно с точностью до месяца проследить количество техники, выпущенной в мае-декабре 1945 г.

*** Без учета полных данных за II, III, IV кв. 1945 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.