УДК 93/94
Лушин Александр Николаевич Alexandr N. Lushin
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, professor of chair of theory and history state and law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)
E-mail: [email protected]
Чудецкая Ксения Александровна Ksenia A. Chudetskaya
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (history), senior lecturer of administrative law and process
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)
E-mail: [email protected]
Тамплиерский тайный орден и интеллигенция в Нижнем Новгороде
в 1924—1930 годах
Templar, a secret order and intellectuals in Nizhny Novgorod in the years 1924—1930
В статье рассматривается деятельность тайного The article discusses the activities of the mystical
мистического (масонского) общества в Нижнем Нов- (masonic) society in Nizhny Novgorod in 1920-e years
городе в 1920-х годах на основе материалов уголов- on the basis of the criminal case on the Russian order of
ного дела по ордену русских рыцарей-тамплиеров. knights Templar.
Ключевые слова: тайное мистическое общество, Keywords: secret mystical societies, the criminal
материалы уголовного дела, орден русских рыцарей- case materials, the Russian order of knights Templar. тамплиеров.
В начале 1920-х годов в Советской России эзотерические традиции были заимствованы
постепенно возрождались масонские обще- от розенкрейцеров и тамплиеров Средневеко-
ства тамплиерской и розенкрейцерской ориен- вья. Одним из наиболее активных в Советской
тации, занимающиеся тайными мистическими России и пользующимся вниманием ученой и
изысканиями. Еще в XVIII веке в европейское творческой интеллигенции стал тамплиерский
масонство была введена степень (градус) «ры- Орден Света, основанный в 1920 году Аполло-
царя-тамплиера» из военно-духовного ордена ном Андреевичем Карелиным, посвященным в
храмовников. В начале ХХ века тамплиерское первые степени во Франции во время эмигра-
направление в масонстве в форме «духовно- ции и получившим задание от своих наставни-
го рыцарства» получило широкое распростра- ков учредить в России Восточный отряд ордена
нение, особенно во Франции, где орденские тамплиеров для духовного и мистического про-
идеологи утверждали, что многие масонские свещения сограждан [1, с. 34, 62]. Вскоре в чле-
© Лушин А.Н., Чудецкая К.А., 2017
ны тайного тамплиерского ордена, заинтересованные экзотическими оккультными теориями и практиками, начинают вступать известные ученые, деятели культуры и искусства, которых привлекали романтизм и символизм давней рыцарской эпохи, особый кодекс чести, возможность возрождения и претворения в грубую и страшную послереволюционную действительность высоких духовно-нравственных идеалов.
В связи с тем, что в настоящее время вновь возродился острый интерес к отечественным тайным (закрытым) мистическим обществам первой трети ХХ века (прежде всего масонской направленности), проявившийся в появлении ряда книг и статей, основанных на архивных и иных документах (Орден российских тамплиеров. Документы 1922—1930 гг. / публ., вступ. статьи, комментарии, указатель А.Л. Никитина. М., 2003. Т. I; Сапон В.П. Боевая радуга новой культуры (анархо-мистическое движение в Нижегородской провинции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 26—324; Немировский А.И., Уколова В.И. Свет звезд, или последний русский розенкрейцер. М., 1994; Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М., 1999; Новиков В.И. Масонство и русская культура. М., 1998), авторы данной статьи сочли необходимым вернуться к анализу материалов уголовного дела о деятельности нижегородских мистиков, находящегося в фонде 2209 Центрального архива Нижегородской области. Ранее часть материалов исследования была опубликована в структуре небольшой монографии и отдельной статьей (Лушин А.Н. Масонство в Нижегородской губернии в XVIII— XX веках: Историко-культурологический аспект. Н. Новгород, 2003; Лушин А.Н. Рыцари Ордена Духа: к истории анархо-мистицизма // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике: сборник научных трудов. Н. Новгород, 1998. Вып. 2. С. 197—202).
В 1924—1926 годах московская тамплиер-ская ложа Ордена Света создает в городах, где сосредоточен влиятельный интеллектуальный потенциал, отделения ордена. Тамплиер А.А. Карелин, выходец из Нижнего Новгорода, естественно, видел в орбите орденских интересов родной город, отличавшийся мощным средоточием интеллектуальных сил. В Нижнем Новгороде в 1924 году студент химического факультета Нижегородского государственного университета Владимир Владимирович Бер, дворянин по рождению, интересовавшийся мистической литературой и обсуждавший в кругу
молодых людей прочитанное, явно не случайно познакомился с Михаилом Андреевичем Владимировым, который имел отношения с московскими оккультистами карелинского круга. М.А. Владимиров, студент агрономического факультета, поэт, член литературного объединения «Перевал», также испытывал сильный интерес к мистическим учениям. Со временем сложился кружок мистически настроенных нижегородцев, на основе которого и был учрежден Орден Духа (Орден Рыцарей Духа) как отделение московской ложи. Первая группа нижегородских тамплиеров собиралась на квартире Софьи Николаевны Раевой, дочери личного почетного гражданина, проживавшей на улице Октябрьской, и в доме М.А. Владимирова на улице Студеной [2, л. 38—88-а]. В этой группе проявил активность некто Юрий Павлович Ковлейский (в ряде документов фамилия пишется «Кавлейский» и «Ковлейский». Также приведены оба варианта написания фамилии в Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области (2005, т. VII, с. 311)), сын священника, агроном Союзного СЕМЕНО-ВОДТРЕСТа, который летом 1925 года провел учредительное собрание нижегородской ложи. На этом собрании присутствовали названная ранее С.Н. Раева, Екатерина Ивановна Дрей-ман, кассир магазина «Красный октябрь», проживающая на улице Канатной, Анастасия Александровна Серкина, студентка агрономического факультета Нижегородского государственного университета, проживающая на улице Октябрьской, Елена Васильевна Постникова, статистка Крайотдела труда, дочь заводчика, проживавшая на улице Ошарской [2, л. 41-а]. К участию в мистическом «рыцарском» кружке А.А. Серки-на привлекла Анну Осиповну Шилову, которая училась на агрономическом факультете Нижегородского государственного университета, и в дальнейшем Александра Семеновича Викторова, также студента агрономического факультета [2, л. 181—181-а].
Осенью того же 1925 года все названные члены мистического кружка собирались у А.О. Шиловой, в квартире которой появились Кирилл Васильевич Башкиров и Александр Сергеевич Пастухов, тесно связанные с Орденом Света. Выслушав собравшихся, К.В. Башкиров предложил М.А. Владимирову съездить в Москву и повстречаться с Николаем Ивановичем Про-ферансовым, весьма компетентным в масон-ско-тамплиерских вопросах и являющимся влиятельным членом Ордена Света. В Москве следовало окончательно оформить (инсталли-
ровать) нижегородский Орден Духа, который «ставит перед собой высокие цели: перерождения (мистического) человечества, и что в эту организацию входят люди исключительно надежные» [2, л. 178—180]. Тамплиер К.В. Башкиров имел право посвящения новых адептов в орден, поэтому он провел обряд посвящения в тамплиеры (ученики) М.А. Владимирова, А.А. Серки-ной и Е.И. Дрейман, которым было поручено черпать приток членов из нижегородской философствующей и мистически настроенной интеллигенции [2, л. 46—48].
Приехавший в Москву М.А. Владимиров встретился с научным работником Н.И. Профе-рансовым, видным мистиком, автором ряда литературных тамплиерских сочинений, который ввел нижегородского посланца в сокровенные «рыцарские» тайны. Орден Света имел 12 степеней посвящения, тайный девиз «Ордену слава в веках и мирах», эмблему в виде красной розы на кресте, особые формы секретных приветствий, по которым адепты узнавали друг друга. Орден строится по принципу рыцарских отрядов, во главе которых находятся руководители. В каждом таком отряде собираются семь и более тамплиеров [2, л. 65].
Следующую важную поездку к московским орденским вождям совершила С.Н. Раева, которая привезла в Нижний Новгород не только инструкции, но и тамплиерский устав. Для новых членов Ордена Духа устанавливался кандидатский стаж в два года для «просвещения» и последующего посвящения в ложу. В нижегородском «рыцарском» кружке было установлено семь ученических степеней посвящения, после прохождения которых следовало посвящение в тамплиеры. Нижегородцам было предписано входить в контакты с другими религиозно-нравственными организациями и даже религиозными сектами, чтобы определить точки совместной деятельности по духовному просвещению горожан. Адепты Ордена Духа встречались с евангелистами и адвентистами, но догматизм сектантов они отвергли. В марте 1926 года М.А. Владимиров познакомился с Виктором Эрмингельдовичем Мичуриным, в доме которого на Звездинке собирались члены литературно-мистического кружка [2, л. 161]. В.Э. Мичурин считался знатоком французской литературы, работал в областной библиотеке и краевом краеведческом музее и обладал широким кругом разнообразных знакомств среди местной интеллигенции.
Особенно выделялись в литературном кружке своей образованностью Игорь Владимирович
Римский-Корсаков и Михаил Михайлович Паль-мов. Первый был представителем старинного дворянского рода, являлся хорошим художником, писавшим к тому же неплохие стихи. Проживал он в Болотовом переулке. Второй член мичуринского кружка, талантливый нижегородский поэт (школы имажинизма), работал библиотекарем учебной базы Автостроя и проживал в Грибоедовском переулке. Он привлек в кружок И.С. Еремеева, бывшего офицера белой армии, обладавшего поэтическим даром. Читал свои мистические произведения здесь и М.А. Владимиров, который вовлек в Орден Духа членов литературного кружка. Члены мичуринского кружка обсуждали проблемы мистического подхода к творчеству, размышляли о А.Н. Скрябине как мистическом композиторе-символисте, читали и обсуждали собственные оккультные литературные сочинения.
В 1926 году К.В. Башкиров провел обряд посвящения в члены Ордена Духа над Ю.П. Ков-лейским и В.В. Бером [2, л. 321]. В нижегородскую тамплиерскую ложу вступил Владимир Александрович Розанов, выпускник агрономического факультета, заведующий статистической частью Нижпромсоюза, проживавший на Готмановской улице, интересовавшийся мистической литературой. К этому времени на заседания Ордена Духа стали периодически приходить техник-инженер Н.А. Матюшин, Д.Ф. Миловский, член литературного кружка некто Барсуков [2, л. 132].
В 1926—1929 годах М.М. Пальмов, С.Н. Раева и М.А. Владимиров как руководители Ордена Духа были посвящены в Москве в первую рыцарскую степень Ордена тамплиеров. В Нижнем Новгороде собрания «рыцарей» проводились в летнее время в тенистых аллеях Пушкинского сада или на полуразрушенных стенах Нижегородского кремля [2, л. 82]. На орденских собраниях члены ложи читали и обсуждали прочитанную оккультную литературу об Атлантиде, о египетских тайных мистериях, о возможном общении с иными параллельными мирами, о древнем гностицизме, духовном рыцарстве и особенно о масонстве, связанном с розенкрейцерством, о масонстве декабристов [2, л. 82]. В зимне-осеннее время в 1926—1928 годах адепты ордена регулярно не реже трех раз в месяц собирались для своих ритуалов и бесед в доме М.А. Владимирова.
Московский тамплиер Н.И. Проферансов, курировавший нижегородскую ложу, организовал в 1927 году приезд видного мистика А.А. Синя-гина, ученого-метеоролога, который на квартире
Ю.П. Ковлейского на улице Свердлова прочитал в течение пяти дней курс лекций по мистицизму для членов Ордена Духа. Спустя некоторое время он прислал в Нижний Новгород для изучения свои оккультные сочинения [2, л. 71].
В 1929 году посвящение в «рыцари» Ордена Духа принял Николай Акимович Матюшин. С тамплиерской ложей были связаны химик Владимир Семенович Фролов и Александр Михайлович Коноплянцев (когда-то служивший присяжным поверенным окружного суда), которым передавалась для чтения сокровенная мистическая литература.
Заметную роль в Ордене Духа стала играть в это время Любовь Львовна Шорчева, выпускница Ленинградского государственного университета, некоторое время работавшая учителем. Она была убежденной оккультисткой, последовательницей Анны Николаевны Шмидт, создавшей свою гностическую систему, увлекавшейся каббалой, чьи мистические сочинения давала читать знакомым. В 1921 году она основала кружок, в который вошли киоскер Нижкрайсельхоза Мария Петровна Троицкая, дочь врача, Елена Васильевна Постникова, Екатерина Ивановна Дрейман, Софья Николаевна Раева, Юлия Елкина, дочь врача, Анна Сосновская, Фаина Красильникова, Анна Богданова, попавшие под сильное влияние Л.Л. Шорчевой [2, л. 193]. Экзальтированная молодая дама была знакома с нижегородским поэтом Борисом Александровичем Садовским, которого поразила сухотка спинного мозга, приведшая к параличу. Она заявила, что с помощью мистических сил сумеет его исцелить, что и попыталась безуспешно сделать в своей квартире в присутствии названных верных ее учениц. Именно из кружка оккуль-тистки Л.Л. Шорчевой в Орден Духа пришли уже подготовленные в мистическом духе Е.И. Дрейман, С.Н. Раева и Е.В. Постникова.
К 1930 году Орден Духа снизил свою активность. К.В. Башкиров, посвящавший в «рыцари» мистически настроенных нижегородцев, уехал из Нижнего Новгорода на Алтай. В.В. Бер проживал в высылке в г. Андижане Узбекской ССР. И.В. Рим-ский-Корсаков отбывал ссылку в Красноярском крае. Ю.П. Ковлейский начал постепенно разочаровываться в оккультных учениях. Остальные «рыцари» Ордена Духа продолжали регулярно собираться и вести беседы на мистические темы.
В 1930 году сотрудники ОГПУ провели аресты членов московской тамплиерской ложи Ордена Света, после чего в начале июня того же года заместитель начальника СО ОГПУ В.М. Горожанин подписал постановление о принятии в
производство уголовного дела в отношении там-плиерского тайного общества, а 12 июня старший уполномоченный СО ГПУ Гурашев начал дело по нижегородскому Ордену Духа, усмотрев признаки антисоветской деятельности согласно статье 58.10 и 58.11 Уголовного кодекса РСФСР. В течение июня—июля 1930 года сотрудники Нижегородского областного ОГПУ провели тщательные обыски у членов местной тамплиер-ской ложи и изъяли тетради, блокноты, записки, письма и книги мистического содержания. После этого были выданы постановления об аресте и строгой изоляции при содержании под стражей всех нижегородских духовных «рыцарей».
Допросы вел лично начальник нижегородского ОГПУ, который направлял показания подследственных в необходимое русло, чтобы представить нижегородских тамплиеров как контрреволюционную подпольную подрывную анархо-мистическую организацию. Протоколы допросов дают ясное представление о деятельности, о политических, религиозных и философских воззрениях нижегородских тамплиеров. Так, М.А. Владимиров показал, что в программе Ордена Духа была борьба с материализмом во всех его формах, «в частности с марксизмом» [2, л. 1]. Одна из самых верных последовательниц тамплиерского учения, С.Н. Раева, не скрывала своих убеждений и откровенно заявила на допросе, что отрицательно относится «ко всякой власти, так как самый принцип властвования, неизбежно соединенный с насилием», для нее совершенно неприемлем [2, л. 110]. Более того, она сообщила, что советскую власть не признает и определила ее как контрреволюционную, поскольку понимает революцию как «дальнейшее продвижение человека вперед», а коммунисты призывают «успокоиться на том, что имеется» [2, л. 111]. Весьма оригинальны ее воззрения в отношении пролетарской культуры, которая воспитывает самодовольных, но жизненно способных новых мещан с массой классовых предрассудков. Излагая свои взгляды на религиозную жизнь, С.Н. Раева заявила: «Я нахожусь вне церкви и не могу назваться церковницей, но в период религиозных преследований, глумлений и насилий над церковью, я буду с ней, но не с гонителями, потому что уважаю чужие убеждения, хотя и не разделяю их, и меня возмущает всякое насилие над личностью» [2, л. 110]. Более того, С.Н. Раева призналась в распространении листовок в защиту Русской православной церкви. Е.В. Постникова от дачи каких-либо показаний принципиально отказалась, виновной себя не признала, но по-
яснила, что политической свободы в СССР не существует, а искусство «находится в загоне».
Сотрудниками ОГПУ был составлен список из 12 нижегородцев, в какой-либо степени причастных к деятельности Ордена Духа. В этом списке С.Н. Раева указана как руководитель местных «рыцарей» [2, л. 226]. Нижегородские тамплиеры были препровождены в Москву, где их заключили в Бутырскую тюрьму, в которой Е.И. Дрейман попыталась покончить жизнь самоубийством. В обвинительном заключении № 102425 по делу нижегородской тамплиер-ской ложи она определена как «анархо-мисти-ческая организация», имевшая свой центр в Москве в виде Ордена Света, откуда и получала идейное руководство, инструктивные указания и нелегальную мистическую литературу явно контрреволюционного содержания [2, л. 363]. Уполномоченный 1-го отделения СО ОГПУ А. Кузнецов отмечал, что вина всех арестованных полностью доказана, за исключением
A.М. Коноплянцева, А.О. Шиловой и М.П. Троицкой, которые были вскоре освобождены.
Дело № 102425 нижегородских тамплиеров было рассмотрено в октябре 1930 года коллегией ОГПУ в порядке постановления Президиума ЦИК СССР от 9 июня 1927 года по статьям 58.10 и 58.11 Уголовного кодекса РСФСР. В вину членам Ордена Духа вменялись пропаганда анархо-мистицизма, создание тайной организации, критика действий советской власти среди населения, издание собственной нелегальной литературы, то есть контрреволюционная деятельность. В соответствии с приговором от 23 октября 1930 года М.А. Владимиров и
B.В. Бер были приговорены к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на 5 лет, С.Н. Раева, Е.В. Постникова и Е.И. Дрейман — сроком на 3 года. Л.Л. Шорчева, В.Э. Мичурин, М.М. Пальмов, И.В. Римский-Корсаков были высланы в Казахстан сроком на 3 года, Н.А. Матюшин — на Урал, Ю.П. Ковлейский — в Среднюю Азию, А.А. Серкина-Копашина — в Сибирь, все сроком на 3 года [2, л. 368—368-а].
Как видно из уголовного дела в отношении нижегородского тамплиерского сообщества, созданного по принципам масонской ложи (традиционной формы организации тайных структур), местные «рыцари» обвинялись в анархо-мистицизме. Действительно, основатель нового русского тамплиерства А.А. Карелин с начала 1900-х годов был увлечен идеей политического анархизма, но в период проживания во Франции вступил в тамплиерскую ложу, где испытал сильное влияние гностицизма. В послереволю-
ционной России А.А. Карелин, свидетель событий красного террора, свои анархические и мистические воззрения сочетал с этикой и потому сделал упор на интеллигенцию как носительницу нравственных качеств, обладающую высоким культурным и образовательным потенциалом. В это поистине смутное время анархисты с их утопическими взглядами какое-то время признавались идейно близкими большевикам, однако в деятельности нижегородского Ордена Духа более просматривается неприятие именно большевистского режима с нравственных позиций.
Показания нижегородских «рыцарей» свидетельствуют о том, что они не признавали права на насилие в отношении политических оппонентов советской власти, Русской православной церкви, сомневались в ценности пролетарской культуры с ее вульгарным материализмом. Противопоставляя этому уход в эзотерические легенды, в поиски способов мистического познания мира, веру в нравственное очищение и возрождение человечества, нижегородские тамплиеры шли эмпирическим путем, надеясь на некие высшие мистические силы. Анархический компонент уже отошел на задний план. Исследователь мистических обществ в Советской России А.Л. Никитин отмечает, что там-плиерство 1920-х годов было порождением русского духа, занималось духовно-нравственным самосовершенствованием, размышляло о человеке будущего, а потому не стремилось к политической, организованной через сеть тайных обществ, борьбе, как это старались представить в своих протоколах сотрудники ОГПУ [1, с. 81]. В этом плане просматривается связь тамплиеров 1920-х годов с русскими масонами рубежа XVIII—XIX веков, когда именно через масонскую среду в обществе распространялись идеи просвещения, нравственного совершенствования человеческой природы, соединения научного и эзотерического познания окружающего мира, космополитизма. Кстати, «братьями» нижегородских масонских лож имперского периода, как и в ХХ веке, были представители образованной и культурной элиты, активно занимавшиеся искусством, литературной, просветительской, благотворительной деятельностью.
В то же время можно предположить, что создание тайных сообществ на основе масон-ско-рыцарских принципов по замыслам тампли-ерских руководителей все-таки являлось своеобразной формой скрытого сопротивления или противостояния большевистскому режиму. Отсюда и вытекают не просто духовно-нравственные искания, но также оппозиционные действия
некоторых членов Ордена Духа, например, С.Н. Раевой. Не исключено, что именно этот аспект деятельности тамплиерских лож был большевистской властью признан решающим в применении репрессивных мер по отношению ко всем нижегородским духовным «рыцарям», которые по приговору отправились в ссылку.
Примечания
1. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. М., 2000.
2. Центральный архив Нижегородской области (ГКУ ЦАНО). Ф. 2209. 20.12.1917—1991. Управление Комитета Государственной Безопасности СССР по Горьковской области. Оп. 3. Д. 17900.
Notes
1. Nikitin A.L. Mystics, Rosicrucians and knights Templar in Soviet Russia. Moscow, 2000.
2. Central archive of Nizhny Novgorod region (CCU TSANO). Found 2209. 20.12.1917—1991. The office of the Committee for State security of the USSR at the Gorky region. List 3. Case 17900.
CD
<o
О
a о
ПЗ CD
о
I CD
<o a о
>з з
s
a
CD
3
4
с §
£ с*
CD
CD £
<
I 3