Научная статья на тему 'Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: проблемы и перспективы'

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1943
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВТО / INTEGRATION PROCESSES / CUSTOMS UNION / WTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киян Т. В., Плотникова С. П., Костенко В. Б.

В статье проанализирована история возникновения и развития Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, рассмотрены проблемы его функционирования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS UNION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND BELARUS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The formation and development history of the Customs union of Russia, Kazakhstan and Belarus is analyzed in the article, its functioning problems in the conditions of accession to the WTO are considered.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: проблемы и перспективы»

УДК 339.52 Т.В. Киян, С.П. Плотникова, В.Б. Костенко

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И БЕЛОРУССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье проанализирована история возникновения и развития Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, рассмотрены проблемы его функционирования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: интеграционные процессы, Таможенный союз, ВТО.

T.V. Kiyan, S.P. Plotnikova, V.B. Kostenko CUSTOMS UNION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND BELARUS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The formation and development history of the Customs union of Russia, Kazakhstan and Belarus is analyzed in the article, its functioning problems in the conditions of accession to the WTO are considered.

Key words: integration processes, Customs union, WTO.

Введение. Интеграционные процессы, зародившиеся во второй половине XX века в Западной Европе, являются ведущей тенденцией современного мирового экономического развития. Экономическая интеграция как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами, организационно существует в виде интеграционных объединений. В настоящее время, по данным ВТО, в мире действует около 60 интеграционных объединений, крупнейшими из которых являются ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, Меркосур.

Объективными основами этого процесса являются углубление международного разделения труда между интегрирующими странами и развитие между ними торговых связей. Развитие интеграционных процессов, как показывает мировой опыт, оказывает положительное воздействие на динамику развития экономик стран-участниц.

Целью работы является анализ интеграционных процессов на территории стран СНГ.

В 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество. В 2007 году было принято решение о создании Таможенного союза (ТС) России, Республики Беларусь и Республики Казахстан «в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами» (Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 6 октября 2007 г.).

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [2].

В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в договоре о его создании.

С 1 января 2010 года в рамках созданного Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии вступили в силу его основные механизмы: единый таможенный тариф, единая система тарифных льгот и преференций, а также единая товарная номенклатура. С 1 июля задействован соответствующий союзный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Все это оказало серьезное влияние на внешнеэкономическую деятельность компаний, работающих в рамках союза.

На этапе формирования Таможенного союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тысячам товарных позиций. Существовали определенные противоречия между странами в процессе обсуждения ставок: Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа. Поэтому Казахстан до 2014 года зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком

уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы.

Ставки российского таможенного тарифа, действовавшие на территории Российской Федерации до 1 января 2010 года, также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройства и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительное изменение ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.

Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер таможенных платежей. Так, по оценке Минфина РФ, введение ЕТТ сокращает поступление в российский бюджет на 50-60 млн долл. США в год.

Следует отметить, что ставки ЕТТ подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых странами Таможенного союза к группе «чувствительных», подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и др. В отношении остальных товаров изменение ставок ввозных пошлин возможно в случае их принятия 2/3 голосов (в таком голосовании у России - 57%, у Казахстана - 21, у Белоруссии - 21,5%).

Страны-участницы таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышении квоты импортер обязан уплатить в бюджет более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.

Основным условием, при котором импортер может оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии, например с 1 января 2010 года для тарифных квот в отношении мясных продуктов. Квота на ввоз свинины в Россию в 2010 составляла 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4, в Белоруссию -30 тыс.т. При ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-я ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-я.

В конце 2008 года страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 года. Тарифные преференции дают право импортёрам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин. Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%.

- Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины.

- Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность выбора маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме «А». Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут потребовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности. В качестве особенности применения тарифных преференций следует отме-

тить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товаров с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.

Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот - освобождений от уплат ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).

Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможеннотарифном регулировании от 25.01.2008.

Более специфические виды льгот были отражены в решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.01.2009 №18. Рассмотри наиболее интересные из них.

Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне Комиссии КС. В настоящее время в данный перечень включено 19 российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических операций и т.д. Дополнительно страны-участницы установили возможность предоставления тарифных льгот при ввозе иностранных комплектующих на территорию Таможенного союза в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов и т.д.).

Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов. Вводимая странами Таможенного союза льгота очень важна для бизнес-сообщества. Её значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаем обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.

Перечислим условия применения данной льготы:

- льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;

- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;

-товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.

В целом система тарифного регулирования и таможенных льгот претерпела значительные изменения в рамках созданного Таможенного союза. Экономическим операторам ещё не раз предстоит обратиться к нормативной базе Таможенного союза, чтобы понять, какие обременения при вывозе товаров возлагает на них Единый таможенный тариф и какими таможенными льготами целесообразно воспользоваться.

Таможенный кодекс (ТК) полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В переходных положения ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов ТС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации.

Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое - остаются национальными. Такое переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного использования, и таможенную процедуру таможенного транзита.

В целом порядок совершения операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза с их территории соответствует тому порядку, который применяется сегодня в России. Потому что многие нормы действующего российского законодательства уже соответствовали Киотской конвенции.

При ввозе товаров предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ТС, помещением товаров на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте убытия за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием. При этом так же, как и в российском таможенном законодательстве, право на временное хранение и перемещение по таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с процедурой таможенного транзита, имеют только товары, имеющие статус иностранных.

Основное отличие от нынешнего порядка заключается в том, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного союза»), получают право свободно обращаться на всей территории Таможенного союза. Такое же право свободного обращения на всей территории Таможенного союза с первого июля 2010 года получили товары, выходящие из России, Белоруссии и Казахстана, а также товары, которые на тот момент признавались отечественными в государствах-членах ТС.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года. Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

С 1 января 2012 года в результате создания Таможенного союза сформировалось единое экономическое пространство на территории России, Белоруссии и Казахстана. 16 декабря 2011 года подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Таможенный союз, Евразийская экономическая комиссия - очень хорошая и единственно правильная альтернатива вступлению во Всемирную торговую организацию. Создание региональных таможенных союзов является международной практикой. К организациям, которые построены по региональному принципу, относятся, например, НАФТА, Mercosur (Южноамериканский южный рынок), Европейский союз и т.д. Количество таких организаций быстро растет и значение их очень велико. Внутри этих организаций вопросы решаются, во-первых, быстро, а во-вторых, взаимовыгодно. В то время как такая глобальная структура, как ВТО, за последние 10 лет никаких значительных решений не принимала, переговоры часто заходили в тупик, эффективность ее действий снижена. Структура ВТО направлена на продвижение интересов крупных компаний, а не стран. Поэтому Таможенный союз - это реальная альтернатива ВТО.

В то же время присоединение к ВТО создает определенные проблемы для функционирования Таможенного союза. 19 мая 2011 года был подписан договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», цель которого - последующая скоординированная работа членов ТС [1].

Одной из особенностей вступления России в ВТО является следующее: для сглаживания неизбежных противоречий в нормах Таможенного союза и ВТО, согласно Договору, после вступления в организацию одного из членов Таможенного союза, которым в данном случае является Россия, нормы, предусмотренные Протоколом о ее присоединении к организации, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Соответственно, правила ВТО станут обязательными и для Белоруссии, и Казахстана [3, 4].

Фактически члены Таможенного союза, ратифицировав Договор, взяли на себя обязательства включить ставки таможенных пошлин, которые будут применяться для России после вступления в ВТО, в Единый таможенный тариф Таможенного союза. При этом на текущий момент почти треть предельных ставок, установленных обязательствами по ВТО, превышают применяемые в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Основные отрасли промышленности, в которых должно произойти снижение таможенных ставок на импорт продукции после вступления России в ВТО

Отрасль

Усредненная ставка тарифной Усредненная ставка тарифной

ввозной пошлины до вступления в ВТО,% ввозной пошлины после вступления в ВТО,%

Производство грузовых автомобилей 25 10

Производство легковых автомобилей 30 25

Химическая промышленность 10-15 5-6,5

Молочная промышленность 25 20

Производство мобильных телефонов 5 0

Производство сельхоз техники 15 5-10

Винная промышленность 20 12,5

Текстильная промышленность 10 7

Получается парадоксальная ситуация, когда ставка пошлин в России по многим товарам ниже, чем в Белоруссии и Казахстане, хотя у нас единое таможенное пространство. Таким образом, ВТО разрушает идеологию ТС.

Присоединение России к ВТО отдельно от Казахстана и Белоруссии изначально противоречит идее создания Таможенного союза. Это связано с тем, что Россия взяла на себя обязательства по значительному открытию рынка для импортных товаров, то есть обеспечила 156 странам преференции в торговле, соответственно, создание ТС становится бессмысленным. К примеру, Украина, не вступая в ТС, получит такие же условия на российском рынке, как Белоруссия и Казахстан.

Кроме того, Казахстан планирует присоединиться к ВТО на своих условиях, отличных от российских, следовательно, таможенный тариф ТС снова будет пересмотрен с учетом обязательств Казахстана. Условия для российских производителей ухудшатся после вступления в ВТО наших коллег по ТС.

Вступление России в ВТО налагает на партнеров по Таможенному союзу обязательство перейти на нормы Всемирной торговой организации и, более того, вступить в нее. Вопрос остается в том, кому придется править условия членства - России или Казахстану, планирующему вступить в ВТО. Казахстан согласился на более либеральные условия внешней торговли, чем Россия.

Страны ТС до сих пор торгуют в основном сырьем, и ТС сейчас одновременно находится как бы в двух таможенных зонах: с Россией, вступившей недавно в ВТО, и Белоруссией и Казахстаном, которые пока еще не члены этой организации. Это приводит к противоречиям в реализации таможенной политики.

Выводы. При решении вопроса о том, как ТС будет существовать внутри ВТО, в первую очередь, необходимо в рамках ТС добиться создания особых условий для региональной торговли, договориться в области таможенных пошлин по отдельным, особо чувствительным для стран ТС видам товаров, а также по вопросам миграции, инвестиций и даже безопасности со странами, входящими в ВТО.

Литература

1. О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, договор от 19

мая 2011 года. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/.

2. Таможенный союз и ВТО: плюсы и минусы для бизнеса. - URL: http://www.nkom-nn.ru/?id=69154.

3. Обязательства России в рамках Таможенного союза при вступлении в ВТО. - URL:

http://islaco.ru/ru/node/52

4. Проблемы функционирования Таможенного Союза после вступления России в ВТО. - URL:

http://islaco.ru/ru/node/41.

УДК 338.1 И.А. Колесняк

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КАРТА РЕГИОНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.