2. Кодекс об административной ответственности Республики Кыргызстан: принят 4 августа 1998 г.
3. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву / О.Э. Лейст. М.: Изд-во МГУ, 1981.
4. Максимов И.В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система / И.В. Максимов. Изд-во Саратовского ун-та, 2003.
5. МаксимовИ.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
6. Шергин А.П. Административные взыскания по советскому праву: дис. ... канд. юрид. наук / А.П. Шергин. М., 1969.
7. Попов Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций за нарушения охраны общественного порядка: монография / Л.Л. Попов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1976 и др.
8. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2003 г. № КА-А40/3476-03.
V.B. Astafiev
Administrative sanctions for banking legislation violation and their application
The article analyses the legal and theoretical aspects of administrative sanctions for violation of banking and baking activities legislations.
УДК 339.543(478.9)
C.B. Мозер, соискатель, (Россия, Москва, Рос. тамож. академия)
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МОЛДОВСКОЙ И ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ТАМОЖЕНЬ
Анализируются положения Механизма взимания таможенных платежей на границе, предложенного Правительством Молдовы, с точки зрения соответствия данного нормативного акта Основам таможенных законодательств государств-участников СНГ, а также предлагается решение вопроса функционирования таможенных постов на приднестровско-молдовской границе с Украиной.
Ключевые слова: таможенные платежи, декларирование, таможенное законодательство, перемещение товаров и транспортных средств, таможенный контроль.
В целях контроля над перемещением товаров и транспортных средств таможенная служба Приднестровской Молдавской Республики 6 июня 1999 г. предложила Республике Молдова создать на приднестровско-молдовской границе совместную внутреннюю линию таможенного кон-
троля. Такое предложение базировалось на том, что в 1999 г. Молдова отделила в таможенном отношении таможенную территорию Приднестровья от остальной части Республики Молдова. Постановлением Парламента РМ «О мерах по реализации Закона о бюджете на 1999 год» № 217^^ от 12 декабря 1998 г. Правительству Молдовы (вопреки молдово-
приднестровскому соглашению от 7 февраля 1996 г.) надлежало до 1 февраля 1999 г. создать по периметру границы с Приднестровьем вторую линию таможенного контроля внутри страны.
Опираясь на положения Меморандума «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 08 мая 1997 г., ГТК ПМР предложил таможенной службе Приднестровья делегировать полномочия по реализации Соглашения между Правительством Украины и Правительством РМ об организации совместного контроля в пунктах пропуска через украинско-молдовскую государственную границу от 11 марта 1997 г.
Молдова и Приднестровье договорились о становлении между ними правовых отношений, основанных на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, взаимно обеспеченных гарантий.
Стороны обязались пропускать грузы всех категорий независимо от страны происхождения, следующие в адрес экономических агентов сторон, без применения экономических (тарифных, нетарифных) мер регулирования, а также своевременно и регулярно осуществлять обмен информацией о транзите товаров через их территории в адрес экономических агентов сторон и о контроле доставки грузов до места назначения.
При анализе содержания приднестровских предложений становится очевидным, что приднестровская сторона предложила молдавским коллегам схему совместного контроля, которая позволяла бы молдавским таможенникам обоюдно контролировать экспортно-импортные грузопотоки на приднестровском участке украинско-молдовской границы на основе делегирования соответствующих полномочий ГТК ПМР.
Некоторое время спустя в дополнение к своим инициативам о создании единого таможенного пространства между РМ и Приднестровьем Правительство Молдовы предложило высшему органу исполнительной власти Приднестровья Механизм взимания таможенных платежей на границе.
Анализируя этот документ можно прийти к выводу, что он не согласуется с Основами таможенных законодательств государств-участников СНГ (ОТЗ СНГ) 1995 г. Несмотря на то что Республика Молдова определила свое таможенное законодательство как адекватное Основам.
В частности пункт первый Механизма взимания таможенных платежей на границе гласил: «Товары и ценности должны декларироваться таможенному органу, расположенному на границе, с составлением таможенной декларации, в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством». В то время как в соответствии со ст. 172 «Место
278
декларирования» Основ таможенных законодательств государств-участников СНГ товары декларируются в таможенном органе, в котором производится таможенное оформление товаров.
В пункте втором Механизма взимания таможенных платежей на границе указывалось: «При декларировании представлять таможенному органу документы и все сведения, необходимые для таможенных целей».
Согласно ОТЗ СНГ на границе предоставляются только документы, позволяющие при проведении таможенного контроля идентифицировать товар. Затем применяется форма таможенного контроля «доставка товаров до места назначения» (ст. 143 ОТЗ СНГ). Указанные правила применяются в связи с тем, что перевозчик несет ответственность только за сохранность и доставку товаров, находящихся под таможенным контролем, а не за его декларирование (ст. 147 ОТЗ СНГ).
В пункте третьем применительно к процедуре взимания таможенных платежей были выдвинуты следующие требования:
- таможенные платежи оплачиваются декларантами в предварительном порядке (для участников ВЭД, имеющих фискальные отношения с бюджетом РМ);
- на экономических агентов Приднестровья РМ возлагает обязательство производить оплату таможенных платежей в национальной денежной единице Республики Молдова. Взысканные денежные средства должны накапливаться на специальном счете, открытом в Национальном банке РМ, которые впоследствии либо перечисляются на корсчет Национального банка РМ в г. Тирасполь для последующего зачисления в бюджет Приднестровья (после соответствующей проверки таможенными органами подтверждения поступления товаров в места назначения), либо зачисляются в бюджет Молдовы;
- в случае неуплаты таможенных платежей таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров через таможенную границу.
Требование РМ о предварительной оплате таможенных платежей является неразумным отвлечением денежных средств экономических агентов. К тому же было непонятно, по каким причинам платежи, подлежащие уплате экономическими агентами ПМР в бюджет Приднестровья, должны были аккумулироваться на специальном счете Национального банка РМ, а не в уполномоченных коммерческих банках ПМР.
Согласиться с требованиями, перечисленными в Механизме взимания таможенных платежей на границе невозможно также и по другим причинам:
- отсутствие совместного информационного банка данных, совместного контроля учета налогоплательщиков и поступления денежных средств на счета сторон;
- отсутствие взаимозаменяемости валют;
- отсутствие механизма проведения взаимозачетов между РМ и
ПМР;
- отсутствие согласованного механизма уплаты налогов ввиду различия ставок таможенных платежей, НДС, акцизов и применения льгот по налогообложению.
Инициативы РМ противоречили Основам ТЗ СНГ, т. к. Молдова предложила ограничить перемещение товаров и транспортных средств через приднестровский участок украинско-молдавской границы при неуплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 13-14 ОТЗ СНГ, запрет ввоза/вывоза на территорию государства может быть применен, однако не по причине неуплаты таможенных платежей.
Нормы ОТЗ СНГ допускают введение этой процедуры из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты прав собственности. В том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов отечественных потребителей ввозимых товаров, а также исходя из других интересов государства в соответствии с национальным законодательством.
Из приведенного следует сделать вывод о том, что названный документ является нецелесообразным, так как его реализация повлечет:
- необоснованную задержку грузов;
- необоснованное отвлечение денежных средств;
- усложнит процедуру пересечения таможенной границы;
- не предоставляет гарантий перечисления денежных средств, взысканных с экономических агентов ПМР, в приднестровский бюджет.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что вопрос функционирования совместных таможенных постов на границе с Украиной должен решаться согласно пункта 2 Меморандума «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 08 мая 1997 г. Он делегирует полномочия таможенным органам Приднестровья по осуществлению таможенного контроля на пунктах пропуска с Украиной, определенных молдовско-украинским соглашением от 11 марта 1997 г.
S. Mozer
Customs control: the interrelation of Moldovian and Trans-Dniesterian customs
The clauses of “Mechanism of levying customs duties at the border ”, suggested by the Moldovian Government, is being analyzed from the view of this legal act’s compliance with the basis of customs legislation of the CIS members. Also the solution of the problem of the customs bodies functioning at Trans-Dniester-Moldovian and Ukranian border is proposed in the article.