Научная статья на тему 'Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию'

Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
121
9
Поделиться
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИМПОРТА/ЭКСПОРТА ТОВАРОВ / THE IMPORT/EXPORT LICENSING SYSTEM

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Аляпкина Валентина Геннадьевна

В данной статье определена роль лицензирования экспорта и импорта. Рассматривается порядок действия должностных лиц таможенных органов по контролю ввоза и вывоза лицензируемых товаров. Приведен пример о привлечении к административной ответственности за нарушение установленного порядка.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Аляпкина Валентина Геннадьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию»

Customs control the import and export of licensed goods Alyapkina V. (Russian Federation) Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих

лицензированию Аляпкина В. Г. (Российская Федерация)

Аляпкина Валентина Геннадьевна /Alyapkina Valentina - студент, кафедра таможенного дела, Институт менеджмента Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье определена роль лицензирования экспорта и импорта. Рассматривается порядок действия должностных лиц таможенных органов по контролю ввоза и вывоза лицензируемых товаров. Приведен пример о привлечении к административной ответственности за нарушение установленного порядка. Abstract: the article is devoted to the role of the import/export licensing system. It describes the established order of customs officers' actions to control the import and export of licensed goods. The example is given of bringing to administrative liability for violating the established order.

Ключевые слова: таможенный контроль, лицензия, лицензирование импорта/экспорта товаров.

Keywords: customs control, license, the import/export licensing system.

Лицензирование как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности может быть направлено на осуществление двух целей: защитить национальные интересы, которые не связаны или косвенно связаны с экономикой (безопасность граждан, окружающей среды, здоровья, культурного достояния и т. д.), и защитить национальный рынок от излишнего импорта товаров и препятствовать возникновению дефицита отечественных товаров в конкретной стране.

Организация таможенного контроля лицензируемых товаров в России осуществляется в соответствии с Приказом ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652 [1]. Данная Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее Инструкция), разработана на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 687 [2].

Проверку соответствия сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в заверенной копии лицензии, а также в соответствующем листе исполнения осуществляют должностные лица таможенного органа, в котором планируется произвести таможенное декларирование и (или) выпуск лицензируемых товаров. Соответствие граф таможенной декларации проверяемым графам лицензии отражено в таблице 1.

Таблица 1. Графы, подлежащие проверке при контроле соответствия сведений, заявленных в декларации на товары, и лицензии Минпромторга России

Графа Таможенная декларация Графа Лицензия

9 Лицо, ответственное за финансовое урегулирование 5 Организация - заявитель, ее адрес и ОКПО, ИНН

11 Код торгующей страны 8 Страна покупателя (продавца) (код)

16 Страна происхождения 12 Страна происхождения

17,17а Страна назначения (код) 7 Страна назначения (код)

22 Валюта и общая фактурная стоимость (код) 9, 10 Валюта платежа, стоимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Описание товара 15 Наименование и полная характеристика товара

33 Код товара по ТН ВЭД 15 Код товара по ТН ВЭД

41 Дополнительные единицы измерения 14 Единица измерения

44, п. 1.1 Номер лицензии 1 Номер лицензии

44, п.4(3) Номер контракта 4 Номер контракта

При несоответствии сведений, заявленных в таможенных декларациях, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до того, как:

— переоформят таможенную декларацию;

— внесут изменения в лицензию;

— переоформят лицензию, если внести такие изменения в лицензию невозможно.

Если не устранены декларантом или таможенным представителем выявленные несоответствия в ходе таможенного контроля лицензируемых товаров, таможенный орган отказывает в их выпуске не позднее истечения срока выпуска в соответствии со статьей 201 Таможенного кодекса таможенного союза.

В случае исчерпания количества товаров, указанного в заверенной копии лицензии и листе исполнения лицензии, или после истечения срока действия лицензии на оборотной стороне заверенной копии лицензии и в графе «Итого» листа исполнения лицензии проставляется запись о разнице между количеством товаров, указанным в заверенной копии лицензии (соответствующем листе исполнения), и количеством выпущенных в счет лицензии товаров. Внесенная запись подтверждается подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Если таможенный орган утрачивает полномочия на постановку лицензии на контроль, то он обязан передать хранящиеся у него оригиналы лицензий с прилагаемыми документами в вышестоящий таможенный орган.

Незнание норм и правил перемещения таких специфических товаров через таможенную границу не освобождает участников внешнеэкономической деятельности от ответственности. Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 г. по делу № А32-5619/2010 было установлено, что предпринимателем были ввезены товары, включенные в список специальных технических средств, ввоз которых на территорию Российской Федерации допустим лишь при наличии лицензии. После проведения таможенной проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности. Однако, не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Лицензия отсутствовала, по словам предпринимателя, по причине отсутствия необходимости, так как лицо обращалось за консультацией к сотрудникам УФСБ России по Краснодарскому краю, где ему сообщили об отсутствии надобности в такой лицензии на ввозимые им специальные технические средства. Суд посчитал объяснения предпринимателя несостоятельными, так как данное лицо обратилось за консультацией в неуполномоченный орган. Поэтому требования предпринимателя не были удовлетворены судом.

Отсутствие лицензии - это основание для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Таким образом, лицензирование внешней торговли представляет собой хорошо отработанную систему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для эффективной реализации экономической и политической функций.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров: приказ ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: СПС / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2016. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.11.2016).

2. О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров: решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011. № 687.

[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: СПС / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2016. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.11.2016).

Fishery products import substitution in the Russian Federation Kosyanenko A. (Russian Federation) Производство импортозамещающих рыбных продуктов и рыбы в Российской Федерации Косьяненко А. Е. (Российская Федерация)

Косьяненко Анастасия Евгеньевна /Kosyanenko Anastasia - студент, Институт менеджмента и бизнеса Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматривается динамика объемов производства и импорта продукции рыболовства и переработки. Получены выводы о необходимости модернизации производственных мощностей, инвестиций в сбытовую и перерабатывающую инфраструктуру.

Abstract: the article studies the dynamics of imports and domestic manufacture of fish and fishery products. It is concluded that further development of the industry depends on fixed assets modernization and investment in sales and processing infrastructure.

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, рыболовство, переработка, внутренне производство.

Keywords: imports, imports substitution, fishery, processing, domestic supply.

Импортозамещение на отраслевом уровне реализуется в России неравномерно, поскольку на момент запуска программы импортозамещения в различных видах экономической деятельности сложился неодинаковый уровень технического и технологического отставания. Одним из наиболее проблемных сегментов рынка продовольствия является добыча и переработка рыбы. Здесь проблемы классифицируются на две категории. Первая группа проблем связана с необходимостью перевооружения рыболовецкого флота, тогда как вторая указывает на необходимость значительных инвестиций в развитие аквакультуры и переработки рыбы, которые, согласно классификации Т. Г. Шелкуновой и соавторов, относятся к экономическим системам депрессивного типа [4].

Нельзя не отметить, что на производство рыбных продуктов существенное влияние оказывают самые многочисленные риски и фактор неопределённости, свойственный периоду кризиса. В исследовании, проведенном М. А. Чернышевым, С. Г. Тягловым и Т. Ю. Анопченко, показано влияние экологических рисков, чрезмерной концентрации населения, транспорта, промышленных предприятий на модификацию эколого -экономической политики. Как отмечают указанные авторы, риски отражаются на взаимодействии экономических субъектов и порождают возникновение кризисных ситуаций, нарушающих равновесие [18].

Обращаясь к статистическим данным, следует отметить, что в части основных видов импортозамещаемой рыбной продукции на протяжении 2010-2015 гг. наибольшие темпы прироста объемов производства - в среднем 11,2 % в год - отмечены в части выпуска замороженного рыбного филе; на 3,8% в год увеличивался выпуск устриц и ракообразных. Также положительные средние темпы прироста показали морепродукты, соленая рыба и мороженая рыба. За тот же период производство живой рыбы падало в среднем на 2,9% ежегодно (см. табл. 1).