ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТАМОЖЕННЫЙ КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
КИНЯКИН М.В.,
аспирант,
Ростовский государственный экономический университет,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию факторов, способствующих развитию экономической интеграции. Автор выделяет особенности таможенной системы, влияющие на становление интеграционных тенденций. Показана роль таможенного администрирования в рамках ВТО и региональных экономических объединениях.
Ключевые слова: глобализация; экономическая интеграция; таможенный союз; зона свободной торговли; таможенное администрирование; всемирная торговая организация; Североамериканское соглашения о свободной торговле; Общий рынок стран Южной Америки.
The article investigates the factors contributing to the development of economic intégration. The author identifies characteristics of the customs system, affecting the formation of integration trends. Shows the role of customs administration in the WTO and regional economic communities.
Keywords: globalization; economic integration; customs union; free trade zone; customs administration; world trade organization; North American free trade agreement; common market of South America.
Коды классификатора JEL: F13, F15.
Современные реалии международных экономических отношений доказывают важность и неизбежности интеграционных процессов. На данном этапе развития мирового хозяйства трудно представить себе экономику какого-либо государства в отрыве от глобальных процессов. Преобладание открытых экономических систем и все большее количество различного рода региональных интеграционных союзов говорят о важности и неминуемости процессов глобализации.
Ни один участник мировой экономики не может рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Таким образом, актуальным является исследование предпосылок интеграционных процессов, а также факторов, способствующих интенсификации данных тенденций. В этой связи одной из основных движущих сил экономического сближения является уровень развития таможенной системы. Принято считать, что изменение мер таможенного администрирования является следствием интеграционных процессов, однако, рациональная модернизация таможенной системы может стать важной предпосылкой развития интеграционных отношений.
С точки зрения вовлечения государств в интеграционные процессы, автор считает целесообразным следующую классификацию государств:
1. Не интегрированные страны — в условиях открытой экономики, это так называемые «страны-изгои»;
2. Слабо интегрированные страны, осуществляющие интеграционные процессы лишь на одном уровне (общемировая интеграция, посредством участия в международных конвенциях и соглашениях, либо региональная интеграция, посредством создания региональных интеграционных группировок);
3. Равномерно интегрированные страны, осуществляющие интеграционные процессы на двух уровнях одновременно;
4. Страны, с приоритетным интеграционным развитием (широко вовлечены как в общемировую экономическую интеграцию, так и в региональную не ниже уровня таможенного союза).
С точки зрения данной классификации Российская Федерация относится к третьему типу стран. Это обусловлено двумя факторами, во-первых, участием в региональной интеграции (преимущественно на постсоветском пространстве), которое осуществляется сразу по нескольким направлениям (СНГ, ЕврАзЭС), во-вторых, активным участием в международных конвенциях и соглашениях в области унификации и упрощения международной торговли, желанием участвовать в работе ВТО.
Первым шагом на пути к реальной экономической интеграции всегда выступает внешняя торговля, являющаяся как причиной, так и следствием интеграционных процессов. Наиболее адекватным и эффективным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности выступает таможенная система, основной составляющей которой является таможенное администрирование. При осуществлении интеграционных процессов как на уровне отдельных фирм, так и на государственном уровне в рамках региональных экономических объединений возникает необходимость в модернизации системы таможенного администрирования с учетом интеграционных направлений экономической политики.
© М.В. Кинякин, 2011
Особое место в осуществлении мировых интеграционных процессов занимает Всемирная торговая организация (ВТО), основной целью которой является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, для обеспечения экономического роста и развития. Если учесть, что ВТО — один из механизмов глобализации, через эту Организацию можно оказать стимулирующее или, наоборот, сдерживающее влияние на отдельные стороны процесса глобализации [2, с. 196]. В соответствии с обозначенной целью, основными направлениями деятельности ВТО являются:
• контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
• выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
• урегулирование торговых споров между странами-членами;
• наблюдение за торговой политикой стран-членов;
• сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов междуна-
родной торговли и торговой политики.
Осуществление данных направлений подразумевает использование таможенного инструментария в качестве механизма регулирования интеграционных процессов в рамках ВТО. Это особенно заметно при анализе принципов, на которые опирается организация в своей работе.
Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации, подразумевающий, что любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц [1]. Это фундаментальный принцип осуществления внешней торговли в рамках ВТО, реализация которого подчеркивает интеграционную направленность в деятельности организации. В качестве механизма регулирования данного принципа выступает таможенная система стран-участниц, т.к. контроль за классификацией объектов международного обмена в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) возложен на таможенные администрации стран-участниц.
Принцип национального режима устанавливает обязанность стран-участниц предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю [1]. Наличие данного принципа в деятельности ВТО показывает степень встраивания внешнеэкономической деятельности во внутриэкономические отношения стран-участниц.
Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии [1]. Осуществление деятельности в рамках данного принципа показывает важность мер таможенно-тарифного регулирования в деятельности ВТО как составной части таможенной системы.
Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга [1]. Региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран.
Рис. 1. Динамика расширения ВТО
Число стран-участниц неуклонно растет, за 15 лет существования их число возросло более чем на 35%, что говорит о большой роли организации в современной экономике, а также характеризует эффективность методов осуществления деятельности. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли. Таким образом, деятельность ВТО, является одним из важнейших источников международных интеграционных процессов. Очевидно, что таможенная составляющая играет одну из ведущих ролей в деятельности ВТО, как косвенно, например, по средствам контроля за ТН ВЭД, так и напрямую, через систему унификации таможенного тарифа.
Другим аспектом интеграционной активности является существование региональных интеграционных группировок. Без участия в региональных интеграционных объединениях невозможна полноценная экономическая интеграция в мировое сообщество. Многообразие форм и возможность одновременного участия в различных формированиях, причем
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
218
М.В. КИНЯКИН
зачастую находящихся в разных интеграционных формах, позволяет диверсифицировать и интенсифицировать внешнеэкономическую деятельность. При реализации данного направления мировых экономических тенденций важную роль играет развитие таможенной системы.
Региональные интеграционные формирования существуют на всех уровнях мировой экономики и довольно многообразны в своих формах. Однако если не принимать во внимания разного рода промежуточные их этапы, то наблюдается один и тот же вектор развития: от зоны свободной торговли (НАФТА, МЕРКОСУР, СНГ) к экономическому (и как высшей его форме — валютному и политическому) союзу (ЕС), через формы таможенного союза и соглашения о едином экономическом пространстве.
Необходимо также отметить, что наиболее распространенной формой региональной интеграции остается зона свободной торговли, поскольку ее функционирование, как правило, не связано с созданием наднациональных органов управления и направлено, прежде всего, на интенсификацию торговли товарами и услугами.
Интеграция в рамках региона проходит несколько этапов, от преференциального союза до полного экономического объединения с постоянно функционирующими наднациональными органами управления. По мнению автора, таможенная система в контексте данных преобразований играет ключевую роль, поскольку основной предпосылкой интеграционных отношений в краткосрочном периоде, безусловно, является интенсификация товарообменных процессов, наиболее важным регулятором которых является таможенное администрирование.
Таблица 1
Взаимосвязь институциональных форматов региональной интеграции с объектами регулирования [3, с. 27]
Институциональный формат региональной интеграции Объекты регулирования
Регулирование внутренних тарифов вплоть до их отмены Регулирование тарифов на внешней границе таможенной территории Регулирование объемов производства в границах Таможенной территории Согласованное регулирование курса национальных валют с переходом на единую региональную валюту Формирование наднациональных институциональных структур управления
Зона свободной торговли + - - - -
Таможенный Союз + + - - -
Единое экономическое пространство + + + - -
Валютный Союз + + + + -
Политический Союз + + + + +
В зависимости от выбранной конечной формы региональной экономической интеграции осуществляется и преобразование мер таможенного регулирования, однако существует и обратная тенденция, проявляющаяся в уровне развития, унификации и основных целях функционирования таможенного администрирования интегрирующихся стран, которая может стать как препятствием, так и предпосылкой регионализации.
В соответствии с динамикой преобразования форм интеграции проявляется и динамика изменения таможенного системы. Наиболее простым и действенным элементом таможенного администрирования является таможенно-тарифное регулирование, используемое всеми государствами как в фискальных, так и в регулятивных целях. Однако, по мнению автора, в последние десятилетия оно стало носить и интеграционный характер, причем не только в региональной интеграции, но и в общемировых объединительных тенденциях, в том числе ВТО.
Так, если основной целью Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) является снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и привлечение инвестиций, то целесообразно строить интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживать автономными директивными органами, а расширение экономических (преимущественно торговых) связей осуществлять посредством тарифного регулирования.
Таким образом, формирование зоны свободной торговли, отмена таможенных тарифов, являются основным звеном интеграции, стимулирует экономические отношения. Большая часть таможенных пошлин во взаимной торговле НАФТА была отменена в 2003 г., это стимулировало увеличение товарооборота в 2004 г. в среднем на 15% по отношению к 2003 г., что в абсолютном выражении составляет более 200 млрд долл. США. В свою очередь прирост показателей 2003 г. к 2002 г. составлял лишь 5% [4].
В первую очередь эта мера таможенного администрирования повлияла на внутрирегиональный товарооборот, позволив изменить проявившуюся ранее тенденцию к замедлению его темпов, причем тенденция к возрастанию не ограничилась лишь 2004 г., позволив интенсифицировать интеграционные процессы в регионе. Аналогичные тенденции были отмечены и при анализе других региональных интеграционных формирований, конечной формой которых является зона свободной торговли.
Исторически, следующей и более сложной формой региональной интеграции является таможенный союз, которому свойственны специфические формы таможенного администрирования. Так, например, с 1 января 1995 г. общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР) перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников был введен единый внешний таможенный тариф
на продукцию из третьих стран, а в августе 2010 г. был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР. Данная мера позволила в значительной степени интенсифицировать товарообменные процессы, прежде всего в рамках объединения.
Таможенный союз наряду с тарифными мерами таможенного администрирования предполагает также развитие и процедурной составляющей, что кардинально отличает эту форму региональной интеграции от зоны свободной торговли.
Среди всех мировых объединений подобного рода особняком стоит ЕС, который является единственным объединением, прошедшим все существующие стадии унификации и гармонизации таможенного администрирования, сформировавшим современное видение интеграционных (а в частности и таможенных) процессов на современном этапе развития мировой экономики.
Одним из ключевых моментов в становлении и развитии ЕЭС и ЕАСТ и формировании современной модели ЕС стало развитие наднационального управления с передачей все большего числа суверенных полномочий данным органам, прежде всего в рамках ЕЭС. Это позволило привлечь большее число участников, как за счет еще не занятых в интеграции государств, так и за счет одновременного участия в обоих формированиях.
Эффективность и устойчивая динамика развития мер таможенного администрирования в рамках ЕЭС, а впоследствии и ЕС стали главной предпосылкой интеграции. На таком высоком уровне развития регионального объединения возникает необходимость нового витка таможенного администрирования — полного его единообразия во всех странах-участницах с наднациональным управлением, когда фактически государство, в котором осуществляются таможенные формальности, по сути, не имеет значения, т.к. правила и процедуры единообразны. Появляется возможность осуществления факторов производства без ущерба для конечного потребителя, что, безусловно, ведет к экономическому росту.
Следовательно, динамика изменений таможенного администрирования является не только следствием осуществляемой интеграции, показывающей выбранную форму объединения, но и предпосылкой как начала, так и полноценного развития интеграционных процессов.
Так в качестве основных направлений развития таможенной системы, способствующих интенсификации процессов интеграции целесообразно выделять:
1. Диверсификацию структуры внешней торговли и развитие эффективных механизмов участия отечественных предприятий в системе современной международной торговли. Основными направлениями таможенного администрирования, способствующими осуществлению мер в данной области, являются упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля в рамках применения таможенных процедур и оптимизация пропускной способности приграничных и внутренних таможенных органов.
2. Необходимость стимулирования создания производств с иностранным участием, в том числе в высокотехнологических отраслях. С позиций таможенного администрирования стимулирование данного направления осуществляется путем использования механизма таможенно-тарифного регулирования, в частности, использованием принципа эскалации таможенного тарифа.
3. Наряду со стимулированием товарооборота в рамках осуществления интеграционных тенденций необходимо и совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка. Наиболее важными направлениями в данной области являются антидемпинговые, компенсационные и защитные меры, т.к. импортный тариф после присоединения к ВТО имеет долгосрочную и стабильную основу, что создает дополнительные элементы предсказуемости для экономических операторов и инвесторов.
4. Развитие околотаможенной инфраструктуры. А) Дальнейшее развитие института таможенного представителя, необходимое для более качественной и быстрой таможенной очистки; Б) Стимулирование совершенствования норм в рамках транспортной инфраструктуры в т.ч. таможенного перевозчика; В) Формирование полноценной системы таможенных складов. В первую очередь это касается приграничных регионов, что позволит как интенсифицировать интеграционные тенденции, обеспечить реализацию концепции развития таможенных органов, так и стимулировать экономическое развитие на данных территориях.
5. Совершенствование системы таможенного администрирования как наиболее важного регулятора торговли, что позволит улучшить интеграционные характеристики российской экономики, придать ей гибкость и внешнеэкономическую устойчивость. Наиболее важным в этой связи будет совершенствование и упрощение механизмов таможенного администрирования и применения современных инструментов регулирования экспорта и импорта.
Итак, международная экономическая интеграция в сложившейся экономической ситуации представляется сложным и многоуровневым процессом, без осуществления которого на том или ином уровне трудно представить существование как мирового хозяйства, так и каждой отдельной экономики мира.
Независимо от уровня интеграционных тенденций наиболее значимым и во многом определяющим является институт таможенного администрирования, который в широком смысле категории можно определять как сложившуюся в государстве систему управления в области внешнеэкономической деятельности посредством таможенного инструментария.
ЛИТЕРАТУРА
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле — 1994 г. (ГАТТ-1994).
2. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов / Под общ. ред. М.В. Ларионовой; Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2007. 268 с.
3. Тарасов В.И. Сравнительная динамика эволюции институциональных структур региональных интеграционных формирований в СНГ и ЕС // Евразийская экономическая интеграция, 2010. №4 (9). С. 27-37.
4. World Tariff Profiles 2005. Geneva: WTO Secretariat, 2005. 189 p.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3