УДК 339.543:340
ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
СБЕЖНЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, МГПУ, Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальному и мало исследованному вопросу таможенного права - теоретическим аспектам установления таможенных сборов. Научный интерес к данной проблеме обусловливается влиянием таможенных сборов на правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2014-2015 гг. на основе таможенного законодательства Евразийского экономического союза и государств - членов Евразийского экономического союза, информации органов государственной власти Российской Федерации. Выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в учебно-педагогической практике, в частности в процессе преподавания дисциплин, посвященных правовому регулированию внешнеэкономической деятельности, в таких учебных курсах, как финансовое право, административное право, таможенное право, а также при проведении научных исследований по данной проблематике.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; таможенные сборы; юридически значимые действия; установление таможенных сборов.
ESTABLISHMENT OF CUSTOMS DUTIES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
VLADIMIR A. SBEZHNEV,
PhD (Economics), associate professor at the of Public Law Disciplines Department, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The paper deals with the relevant but underexplored issue of the customs Law - the theoretical aspects of the customs duty establishment. The issue of customs duties is a subject of scientific interest due to their impact on the legal relations arising in the process of moving goods across the customs border. The work contains findings of the research conducted by the author in 2014-2015 based on the customs legislation of the Eurasian Economic Union and the Eurasian Economic Union member states as well as the information of the Russian Federation government bodies. The conclusions made in the paper can be used in the teaching practice, particularly, in the teaching of disciplines related to the legal regulation of foreign economic activity in the courses of the financial law, administrative law, customs law as well as for research purposes.
Keywords: Eurasian Economic Union; customs duties; legal actions; establishment of customs duties.
Одним из обязательных условий перемещения товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей.
Таможенный кодекс Таможенного союза [1] (далее — ТК ТС), установив систему
таможенных платежей (п. 1 ст. 70 ТК ТС), включил в нее наряду с ввозной таможенной пошлиной, вывозной таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, и акцизами, взимаемыми при ввозе
товаров на таможенную территорию ТС, такой вид платежей, как таможенные сборы.
Наиболее значимыми в системе таможенных платежей, безусловно, являются таможенные пошлины (ввозная и вывозная) и налоги (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС). Их, на наш взгляд, можно считать основными таможенными платежами. Причем ведущее место в этой системе занимают таможенные пошлины.
Кроме того, в системе таможенных платежей можно выделить: платежи, установленные таможенным законодательством (таможенные пошлины, таможенные сборы), и платежи, установленные законодательством о налогах и сборах (таможенные налоги). Следует отметить, наука признает таможенные органы субъектом не только таможенного, но и налогового администрирования [2].
Таможенные сборы, хотя и не относятся к основным таможенным платежам, также оказывают влияние на внешнеторговую деятельность. Кроме того, таможенные сборы обеспечивают доходы бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Так, в Российской Федерации в 2014 г. доходы федерального бюджета от таможенных сборов составили почти 16,4 млрд руб. [3].
Необходимо учитывать, что таможенные платежи регулируются законодательством не только ЕАЭС, но и государств — членов ТС. Причем ТК ТС жестко закрепляет систему именно основных таможенных платежей, в то время как система таможенных сборов может различаться в государствах — членах ТС [4]. Напомним, что п. 1 ст. 70 ТК ТС закрепляет таможенные сборы как подгруппу таможенных платежей, не устанавливая конкретные виды таможенных сборов. Следует также учитывать, что для государств — членов ТС установление и взимание таможенных сборов является правом, а не обязанностью.
Установление размеров таможенных сборов осуществляется как ТК ТС, так и законодательством государств — членов ТС. Согласно п. 2 ст. 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза.
При этом ТК ТС ограничивает возможную величину таможенных сборов. Согласно п. 3 ст. 72 ТК ТС размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 4 ст. 72 ТК ТС). Таким образом, ТК ТС установил, какие элементы обложения таможенными сборами определяются исключительно законодательством членов ТС, а какие составляют вопрос регулирования ТК ТС и законодательства государств — членов ТС.
Рассмотрим определения таможенных сборов, закрепленные в ТК ТС и в Законе о таможенном регулировании в РФ [5].
В соответствии с п. 1 ст. 72 ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств — членов ТС.
ТК ТС упоминает только два вида таможенных сборов (за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров; за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным сопровождением товаров) и предусматривает возможность установления иных таможенных сборов законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 1 и 2 ст. 72 ТК ТС).
Следует обратить внимание, что согласно п. 1 ст. 72. ТК ТС таможенные сборы взимаются только за совершение тех действий, которые установлены ТК ТС, а также законодательством государств — членов ТС. Следовательно, в Российской Федерации взимание таможенных сборов должно быть основано только на федеральном законе. Невозможно взимание таможенных сборов за действия, предусмотренные подзаконными актами, законами субъектов РФ и т. д.
Согласно п. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в РФ таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Это определение аналогично определению, закрепленному в п. 1 ст. 72 ТК ТС, за исключением того, что п. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в РФ установил закрытый перечень действий, за совершение которых взимаются таможенные сборы. Кроме того, российский законодатель расширил перечень действий, за которые могут взиматься таможенные сборы в РФ, добавив к перечню, закрепленному в п. 1 ст. 72. ТК ТС, таможенное хранение товаров.
Интересно, что в проекте ТК ЕАЭС [6] предусмотрено следующее определение: «Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств международной перевозки, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов» (п. 1 ст. 233 проекта ТК ЕАЭС). Иначе говоря, уточняется, что таможенные сборы за сопровождение взимаются только в отношении транспортных средств международной перевозки.
Приведенные выше положения п. 1 ст. 72. ТК ТС и п. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в РФ позволяют сделать вывод, что таможенные сборы наравне с другими видами сборов обладают признаками обязательности, возмездности и др. [7]. Вместе с тем они имеют и специфические признаки. Так, таможенные сборы отличаются специальным субъектом взимания (они взимаются только таможенными органами), а также специфическим плательщиком — лицом, участвующим во внешнеторговой деятельности. Названные особенности таможенных сборов предопределены спецификой таможенных правоотношений.
Особенностью таможенных сборов за хранение является отсутствие предварительного характера уплаты, поскольку согласно п. 3
ст. 127 Закона о таможенном регулировании в РФ они должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа. Таким образом, таможенные сборы за хранение уплачиваются после того, как услуга таможенного хранения фактически уже оказана.
Это обстоятельство можно объяснить характером действий, за совершение которых уплачивается названный таможенный сбор.
На наш взгляд, можно выделить следующие виды действий, за которые взимаются таможенные сборы:
1) длительность которых связана с масштабом оказанных услуг (например, таможенное хранение);
2) длительность которых не влияет на масштаб оказанных услуг (например, принятие и регистрация таможенной декларации).
Для совершения таможенными органами действий, длительность которых не влияет на масштаб оказанных услуг, законодательством предусматриваются краткие сроки с целью ускорения совершения таможенных операций.
Действия таможенных органов, в связи с совершением которых взимаются таможенные сборы, можно также разделить на следующие виды:
1) действия с определенной величиной основного показателя;
2) действия с неопределенной величиной основного показателя.
В качестве основного показателя выступает физическая или иная характеристика соответствующего юридически значимого действия (срок, расстояние и т. д.), к которой привязана величина сбора. Очевидно, что такой показатель определяется законодателем с учетом функций соответствующего сбора, т.е. сумма сбора, уплачиваемая за совершение конкретного юридически значимого действия, должна соответствовать масштабу оказываемых услуг, их экономическому и социальному значению, расходам государства, понесенным в связи с их оказанием, и т. д.
Таможенное сопровождение — действие с определенной величиной основного показателя (расстояние, на которое будет осуществляться транспортировка), а таможенное хранение является действием с неопределенной
величиной основного показателя — временем хранения товаров на складе таможенного органа (т. е. таможенное хранение товаров может продолжаться неопределенное время в пределах сроков, предусмотренных ст. 170 ТК ТС). Исходя из названных положений Закона о таможенном регулировании в РФ, можно сделать вывод, что таможенные сборы, взимаемые в связи с осуществлением в пользу плательщика действий с неопределенной величиной основного показателя, должны быть уплачены до окончания совершения этих действий. Следует обратить внимание, что таможенное хранение ограничено во времени помещением товаров на склад (начальный этап) и их выдачей со склада (завершающий этап). Законодательство установило срок уплаты таможенных сборов за хранение — до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа, т. е. до того, как прекратятся правоотношения по поводу хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.
Для действий, длительность которых не влияет на масштаб оказанных услуг, а также действий с определенной величиной основного показателя характерна предварительная уплата таможенных сборов (они уплачиваются не на завершающем, а на начальном этапе соответствующих таможенных правоотношений). Так, согласно п. 1 и 2 ст. 127 Закона о таможенном регулировании в РФ сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации, а сборы за таможенное сопровождение — до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.
Следует также отметить, что юридически значимые действия, в связи с совершением которых уплачиваются таможенные сборы, могут быть разделены на действия, прямо и косвенно связанные с перемещением товаров через таможенную границу. К действиям первого вида относится совершение операций, связанных с выпуском товаров, к действиям второго вида — таможенное хранение и сопровождение. Это корреспондирует двум видам объектов таможенного права: отношения, возникающие при перемещении товаров через
таможенную границу; отношения, косвенно связанные с перемещением товаров через таможенную границу (т. е. возникающие в связи с таким перемещением). Исследователи выделяют прямые и косвенные таможенные правоотношения [8, с. 68-69], первичные и вторичные [9, с. 66]. Следует отметить, что в науке отмечается несоответствие величины таможенных сборов за оформление издержкам на совершение соответствующих действий таможенными органами [8, с. 320], выдвигаются доводы в пользу отмены таких сборов [9].
Следует заметить, что в науке оспаривается возможность взимания таможенных сборов в случаях, когда не происходит перемещения товаров через таможенную границу [10]. На наш взгляд, возможность взимания таможенных сборов должна обусловливаться не перемещением товаров через таможенную границу, а реализацией государственной политики посредством взимания таможенных сборов в связи с совершением таможенными органами юридически значимых действий.
Установление сбора, на наш взгляд, требует определения не только предусмотренных таможенным законодательством элементов обложения, но и соответствующих юридически значимых действий, за совершение которых сбор будет взиматься. Думается, что применительно к каждому такому действию следует выделять:
• субъекты, которые вправе обращаться за совершением юридически значимого действия;
• субъекты, уполномоченные на их совершение;
• условия и порядок обращения за совершением юридически значимого действия;
• условия и порядок совершения юридически значимого действия;
• результаты совершения юридически значимого действия;
• порядок уведомления о совершении юридически значимого действия либо об отказе в его совершении и др.
Поскольку уплата таможенных сборов является одним из условий совершения таможенными органами соответствующих действий, очевидно, что таможенные сборы органически с ними связаны, а их уплата является
элементом юридической конструкции таких действий. Установление таможенного сбора требует соотнесения его юридической конструкции с элементами соответствующего действия.
Юридически значимые действия, за которые взимаются таможенные сборы, связаны с совершением таможенных операций, использованием таможенных процедур, урегулированных как на уровне ТС, так и на уровне законодательства государств — членов ТС. Именно поэтому п. 4 ст. 72 ТК ТС относит определение большинства элементов таможенных сборов к вопросам регулирования таможенного законодательства ТС и государств — членов ТС. Применительно к таможенным сборам, взимаемым
в Российской Федерации, названные элементы определены в ТК ТС, Законе о таможенном регулировании в РФ (глава 14), а также в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» [11].
В заключение можно сказать, что таможенные сборы как разновидность таможенных платежей выполняют специфические функции (фискальную, компенсационную, стимулирующую и др.). Однако, в отличие от иных видов таможенных платежей, функции таможенных сборов направлены не на внешнеэкономическую деятельность в целом, а на таможенные правоотношения, возникающие при совершении таможенных операций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 7.10.2015).
2. Воронов А.М., Гоголев А.М. Государственное администрирование в области налогов и сборов: правовой аспект // Вестник Финансового университета. 2013. № 2 (74).
3. Официальный сайт Федерального казначейства. [Электронный ресурс] http://www.roskazna.ru (дата обращения: 7.10.2015).
4. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 г. № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // Казахстанская правда. 2008. 13 декабря. № 275-277 (25722-25724); 2008. 19 декабря. № 280-283 (25727-25730).
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.11.2010. № 48. Ст. 6252.
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 7.10.2015).
7. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.М. Ашмарина, С. О. Шохин. М., 2009.
8. Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. М., 2008.
9. Тимошенко И. В. Таможенное право России: учебник. СПб., 2006.
10. Бакаева О.Ю, Кочубей И. С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. 2008. № 5.
11. Орлов И. В. Таможенные сборы в Таможенном союзе Беларусь — Казахстан — Россия // Таможенное дело. 2014. № 3.
12. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» // СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 2). Ст. 108.
REFERENCES
1. Customs code of the Customs union (application to Agreement оп Customs code of the Customs union, adopted by Decision of EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state of November 27, 2009, No 17) [Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne
glav gosudarstv ot 27 nojabrja 2009 g. № 17)]. Official website of Eurasian Economic Commission. http://www.eurasiancommission.org (Accessed 7 October 2015) (in Russian).
2. Voronov A.M., Gogolev A.M. The state administration in the field of taxes and fees: legal aspect [Gosudarstvennoe administrirovanie v oblasti nalogov i sborov: pravovoj aspekt]. Bulletin of the Financial University-VestnikFinansovogo universiteta, 2013, no 2 (74) (in Russian).
3. Official website of Federal Treasury [Oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva]. URL: www.roskazna.ru (Accessed 7 October 2015) (in Russian).
4. The code of the Republic of Kazakhstan of December 10, 2008 "On taxes and other obligatory payments to the budget (The Tax Code)" [Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27 nojabrja 2009 g. № 17). Oficial'nyj sajt Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii]. Kazakhstanskaya Pravda of December 13, 2008, no 275-277 (2572225724); of December 19, 2008, no 280-283 (25727-25730).
5. Federal law of November 27, 2010, no 311-FZ "On Customs Regulation in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon ot 27 nojabrja 2010 № 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii»]. SZ RF, of November 29, 2010, no 48, a. 6252 (in Russian).
6. Decision of Eurasian Economic Commission of December 18, 2014, no 233 "On draft of Customs code of the Customs union". Official website of Eurasian Economic Commission http: www.eurasiancommission.org. Accessed 7 October 2015 (in Russian).
7. Financial Law: manual [Finansovoe pravo: uchebnik]. Team of authors; ex. ed. E.M. Ashmarina, S. O. Shohin. Moscow, 2009.
8. Customs Law: manual [Tamozhennoe pravo: uchebnik], ex. ed. O. Y. Bakaeva. Moscow, 2008.
9. TimoshenkoI. V. Customs Law of Russia: manual [Tamozhennoe pravo Rossii: uchebnik]. St. Petersburg, 2006.
10. Bakaeva O. Y., Kochybei I. S. Privileges in customs legislation [L'goty v tamozhennom zakonodatel'stve]. Law and Economics — Pravo i jekonomika, 2008, no 5.
11. Orlov I. V Customs charges in Customs union of Belarus — Kazakhstan — Russia [Tamozhennye sbory v Tamozhennom sojuze Belarus' — Kazahstan — Rossija]. Customs affaires — Tamozhennoe delo, 2014, no 3.
12. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 28, 2004, no 863 "On the rates of customs fees for customs clearance of goods" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2004 № 863 «O stavkah tamozhennyh sborov za tamozhennye operacii»]. SZ RF, of January 03, 2005, no 1 (part 2), a. 108.
К 80-летию выхода в свет книги
Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»
3-4 марта 2016 г. приглашаем принять участие в работе III Международной научной конференции «ВОСПРОИЗВОДСТВО РОССИИ В XXI ВЕКЕ: диалектика регулируемого развития». В рамках конференции пройдет круглый стол «Кейнсианская революция: возрождение или забвение?». Задача круглого стола - обсуждение кейнсианских идей и обмен мнениями об актуальности теоретических воззрений Кейнса и возможности их применения в макроэкономической политике современной России.