Научная статья на тему 'Таможенное сотрудничество России и Китая в контексте стратегического развития двусторонней торговли'

Таможенное сотрудничество России и Китая в контексте стратегического развития двусторонней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
российско-китайские отношения / внешняя торговля России / торгово-экономические отношения / таможенная служба / таможенное сотрудничество. / Russian-Chinese relations / Russian foreign trade / trade and economic relations / customs service / customs cooperation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова И.В., Рощина Л.Н., Украинцева И.В.

Цель исследования заключается в определении перспективных направлений развития таможенного сотрудничества в контексте обеспечения условий экономического развития России и Китая. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена стремительным ростом российско-китайского товарооборота, с одной стороны, и необходимостью коррекции структуры российского экспорта с другой. На основании анализа данных таможенной статистики было выявлено, что Россия экспортирует в Китай сырье и энергетические ресурсы, а экспортирует преимущественно товары промышленного производства. Научная новизна состоит в рассмотрении таможенных служб не с точки зрения нейтральных участников внешнеэкономической деятельности, а как компетентных органов, способных оказывать косвенное воздействие на процессы промышленного производства. Сделан вывод, что таможенные органы могут принимать активное участие в формировании государственной политики, направленной на регулирование внешней торговли. В результате формулируются вывод о том, что упрощение процедур таможенного оформления для готовой продукции, развитие логистической инфраструктуры, содействие созданию новых транспортных маршрутов, разработка и становление стандартов качества, а также разработка специальных торговых соглашений – представляют собой комплекс мероприятий, позволяющих уравновесить структуру торговли между Россией и Китаем, создавая условия для увеличения доли российского несырьевого и неэнергетического экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs cooperation between Russia and China in the context of strategic development of bilateral trade

The purpose of the study is to identify promising areas for the development of customs cooperation in the context of ensuring conditions for the economic development of Russia and China. The relevance of the chosen research topic is due to the rapid growth of Russian-Chinese trade turnover on the one hand, and the need to correct the structure of Russian exports on the other. Based on the analysis of customs statistics data, it was revealed that Russia exports raw materials and energy resources to China, and exports mainly industrial goods. The scientific novelty of the study consists in considering the customs services not from the point of view of neutral participants in foreign economic activity, but as competent authorities capable of indirectly influencing the processes of industrial production. It is concluded that the customs authorities can take an active part in the formation of state policy aimed at regulating foreign trade. As a result, the conclusion is formulated that the simplification of customs clearance procedures for finished products, the development of logistics infrastructure, the promotion of new transport routes, the development and establishment of quality standards, as well as the development of special trade agreements represent a set of measures to balance the structure of trade between Russia and China, creating conditions for increasing the share of Russian non-primary and non-energy exports.

Текст научной работы на тему «Таможенное сотрудничество России и Китая в контексте стратегического развития двусторонней торговли»

Customs cooperation between Russia and China in the context of strategic development of bilateral trade

Kulikova Irina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor

Roshchina Lidiya Nikolaevna, DSc of Economics, Professor

Ukraintseva Irina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor

Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don

The purpose of the study is to identify promising areas for the development of customs cooperation in the context of ensuring conditions for the economic development of Russia and China. The relevance of the chosen research topic is due to the rapid growth of Russian-Chinese trade turnover on the one hand, and the need to correct the structure of Russian exports on the other. Based on the analysis of customs statistics data, it was revealed that Russia exports raw materials and energy resources to China, and exports mainly industrial goods. The scientific novelty of the study consists in considering the customs services not from the point of view of neutral participants in foreign economic activity, but as competent authorities capable of indirectly influencing the processes of industrial production. It is concluded that the customs authorities can take an active part in the formation of state policy aimed at regulating foreign trade. As a result, the conclusion is formulated that the simplification of customs clearance procedures for finished products, the development of logistics infrastructure, the promotion of new transport routes, the development and establishment of quality standards, as well as the development of special trade agreements – represent a set of measures to balance the structure of trade between Russia and China, creating conditions for increasing the share of Russian non-primary and non-energy exports.

Keywords: Russian-Chinese relations; Russian foreign trade; trade and economic relations; customs service; customs cooperation.

Цитировать: Куликова И.В., Рощина Л.Н., Украинцева И.В. Таможенное сотрудничество России и Китая в контексте стратегического развития двусторонней торговли // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 74-79. EDN: FGMMYE . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.14

Куликова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

Рощина Лидия Николаевна, доктор экономических наук, профессор

Украинцева Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

Цель исследования заключается в определении перспективных направлений развития таможенного сотрудничества в контексте обеспечения условий экономического развития России и Китая. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена стремительным ростом российско-китайского товарооборота, с одной стороны, и необходимостью коррекции структуры российского экспорта - с другой. На основании анализа данных таможенной статистики было выявлено, что Россия экспортирует в Китай сырье и энергетические ресурсы, а экспортирует преимущественно товары промышленного производства. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении таможенных служб не с точки зрения нейтральных участников внешнеэкономической деятельности, а как компетентных органов, способных оказывать косвенное воздействие на процессы промышленного производства. Сделан вывод, что таможенные органы могут принимать активное участие в формировании государственной политики, направленной на регулирование внешней торговли. В результате формулируются вывод о том, что упрощение процедур таможенного оформления для готовой продукции, развитие логистической инфраструктуры, содействие созданию новых транспортных маршрутов, разработка и становление стандартов качества, а также разработка специальных торговых соглашений – представляют собой комплекс мероприятий, позволяющих уравновесить структуру торговли между Россией и Китаем, создавая условия для увеличения доли российского несырьевого и неэнергетического экспорта.

Ключевые слова: российско-китайские отношения; внешняя торговля России; торгово-экономические отношения; таможенная служба; таможенное сотрудничество.

УДК 330:339.923

5.2.5

Куликова И.В., Рощина Л.Н., Украинцева И.В.

Таможенное сотрудничество России и Китая в контексте стратегического развития двусторонней торговли

Введение

Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в 2022 году объемы внешней торговли России и Китая оцениваются в 190 миллиардов долларов, а за первые два месяца 2023 года, товарооборот с Россией достиг показателя в 33,59 миллиардов долларов [4]. Данные таможенной статистики указывают на потенциал роста торгового сотрудничества обеих стран. Так, на фоне масштабных западных санкций Россия увеличила экспорт энергетических продуктов, а также сельскохозяйственной продукции в Китай. В свою очередь, товары китайского производства, включая электронную продукцию, аэрокосмические компоненты и автомобили, становятся все более популярными на российском рынке.

Сотрудничество между Китаем и Россией охватывает широкий спектр областей взаимодействия, включая сотрудничество в сфере энергетики [7], где страны успешно продвигаются по пути стратегического доверия и добрососедства, задавая модель новых международных отношений. Россия в торговле с Китаем пользуется режимом наибольшего благоприятствования: с 1 января 2022 г. Китай снизил импортные таможенные пошлины на ряд товаров, что способствовало увеличению экспорта российских товаров в Китай [5].

В контексте развития двусторонней торговли стратегическую важность приобрела проблематика содействия взаимной торговле с ориентацией на стимулирование несырьевого и неэнергетического экспорта из России в Китай. Актуальность рассмотрения теоретических и практических аспектов использования механизмов таможенного регулирования для содействия взаимовыгодной торговле возрастает в условиях увеличения товарооборота и углубления российско-китайских экономических отношений.

Поставленная исследовательская цель определила необходимость решения следующих задач: 1) анализ структуры российско-китайского товарооборота, 2) исследование проблематики совершенствования механизмов таможенного регулирования в контексте стратегического развития внешней торговли, 3) разработка практических рекомендаций.

Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач в работе был проведен анализ литературы, посвященный вопросам совершенствования таможенного контроля, а также анализ данных официальной таможенной статистики. В работе были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, логический метод, абстракция и аналогия. Теоретической базой исследования выступили статьи И.В. Грекова, П.Н. Афонина [1], Т.В. Григорян [2], Б.И. Кецбы [3], С.О. Тесовской [5] и др.

Основная часть

Согласно данным статистики, товарооборот России и Китая за период с 2016 по 2022 годы увеличился в три раза: с 63,7 миллиардов долларов в 2016 году до 190 миллиардов долларов в 2022 году (рис. 1). Стремительный рост взаимной торговли обусловлен переориентацией торговых потоков с Запада на Восток, а также развитием совместных проектов в энергетическом секторе, промышленности, сельскохозяйственном секторе и в промышленном производстве. Развитие экономических отношений между Россией и Китаем приобретает все большее значение для обеих стран: так, с конца 2022 года Китай является ведущим торговым партнером России.

Рисунок 1 - Товарооборот России и Китая, млрд долл. [8; 9]

Анализ структуры экспорта и импорта указывает на то, что в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве прослеживается дисбаланс в структуре товарооборота. Так, большая часть товаров, экспортируемых из России в Китай, представляет собой товары с низкой степенью обработки (рис. 2), а именно: минеральные топлива, руды, древесину. Заметим здесь, что в связи с реформой законодательства в области лесопереработки с 1 января 2022 года экспорт круглого леса значительно сократился. По итогам 2022 года Россия сократила экспорт круглого леса на 71% до 3 миллионов кубометров, что составило в денежном выражении 306 миллионов долларов. Наиболее значимыми статьями российского экспорта в Китай являются нефть, газ, сталь и уголь. Вследствие влияния санкций, а также торгового эмбарго, Китай приобретает нефть, сталь, древесный уголь и иные ресурсы по сниженным ценам [7].

Рисунок 2 - Структура экспорта из России в Китай (2022 г.), % [9]

В структуре российского импорта из Китая преобладают высокотехнологичные товары (такие как машины, электрическое и электронное оборудование, транспортные средства (рис. 3). Китай поставляет на российский рынок практически все виды продукции, включая товары массового производства, такие как игрушки, текстиль, одежду, обувь и т.д. В связи с санкционной политикой в отношении России, торгово-экономическое сотрудничество с Китаем позволяет расширить цепочки импортозамещения и удовлетворить внутренний спрос на продукцию промышленного и потребительского назначения.

Рисунок 3 - Структура импорта из России в Китай (2022 г.), % [8]

Наблюдаемые диспропорции в структуре экспорта и импорта являются следствием взаимодополняемости экономик обеих стран: Китй является одним из крупнейших в мире потребителей энергетических ресурсов, а Россия является одним из крупнейших поставщиков. Также необходимо заметить, что торговое сотрудничество с Китаем позволяет российским предприятиям решить проблемы импорта продукции, необходимой для промышленного применения. Китайский экспорт позволяет удовлетворить спрос со стороны населения на товары потребительского назначения, например, с уходом европейских брендов, на рынке автомобилей китайские изготовители получили конкурентные преимущества. Таким образом, можно сделать вывод, что российско-китайские торговые отношения развиваются в контексте извлечения взаимных выгод.

С целью поощрения торговых отношений и снижения административной нагрузки на добросовестных участников экономической детальности, таможенные органы Китая упрощают процедуры, используют механизм единого окна, активно внедряют цифровые технологии и обмениваются документами между всеми таможенными учреждениями [5].

Однако, как указывают современные авторы, таможенные органы России и Китая сталкиваются с рядом проблем, к которым можно отнести следующие: перегруженность пунктов пропуска, длительное ожидание прохождения таможенного контроля, увеличение числа попыток провода контрафакта, то есть несертифицированных товаров, а также, запрещенных к ввозу или вывозу, например, незаконный экспорт лесоматериалов [2]. В условиях интенсивного роста товарооборота создаются предпосылки для нарушения таможенного законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Следовательно, сотрудничество между Россией и Китаем в области таможенного контроля и соблюдения таможенных правил играет ключевую роль в контексте обеспечения эффективного и безопасного перемещения товаров, а углубление таможенного сотрудничества может стимулировать дальнейший рост двусторонней безопасной и законной торговли.

Основные функции таможенных органов заключаются в контроле за таможенными процессами, сборе данных статистики, проведении таможенной оценки, взимания пошлин, контроле соблюдения норм законодательства, а также обеспечения санитарных и фитосанитарных стандартов. Таможенные органы стремятся гарантировать безопасность импорта и экспорта пищевых продуктов, используют инновационные технологии и механизмы управления рисками, борются с мошенническими схемами, нарушениями прав интеллектуальной собственности, уклонением от уплаты налогов, незаконным товарооборотом и контрабандой.

В рамках стратегического развития двусторонней торговли, таможенные службы России и Китая тесно сотрудничают в области обмена правоохранительной информацией, обучения таможенных служащих, установления общих стандартов и процедур, а также в улучшении контроля за перемещением товаров, особенно в отношении контрабанды и поддельных товаров [2]. Одной из ключевых задач российско-китайского стратегического партнерства является усиление взаимодействия между таможенными органами обеих стран с помощью использования современных информационных технологий, чему способствует развитие Интернет-торговли между Россией и Китаем. Например, П.Н. Афонин и И.В. Греков подчеркивают необходимость создания международных профилей рисков, которые помогут идентифицировать наиболее рисковые товарные партии и препятствовать незаконному перемещению товаров через границу. Меморандум, подписанный в ноябре 2018 года в Пекине между Россией и Китаем, представляет собой важный шаг в направлении усовершенствования порядка таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых в рамках международной электронной торговли [1].

Реализация механизма обмена информацией между таможенными службами об обнаруженных нарушениях таможенного или иного законодательства страны отправления позволит более эффективно выявлять и предотвращать незаконные операции. Информация, предоставляемая таможенной службой Китая, может быть использована для создания точных профилей рисков, что позволит сконцентрировать имеющиеся у российских таможенных органов ресурсы на проверке и контроле наиболее рискованных и потенциально небезопасных товарных партий. Внедрение более эффективных систем таможенного контроля позволит повысить безопасность трансграничной торговли и защитить интересы потребителей в обеих странах.

Таможенные органы играют важную роль в обеспечении безопасности и эффективности торговли, особенно в условиях стратегического развития двухсторонней торговли России и Китая. Таможенные службы должны стремиться к достижению баланса между обеспечением безопасности внешнеэкономической деятельности и содействием торгово-экономической активности [3], поскольку таможенные органы не только выполняют функции контроля и исполнения таможенного законодательства, но также оказывают влияние на состояние торгового и инвестиционного климата.

Обсуждая проблематику совершенствования механизмов таможенного контроля в контексте стратегического развития внешней торговли, необходимо отметить позицию В.В. Тонконог и соавторов, с точки зрения которых торгово-экономические отношения России и Китая отстают по уровню и масштабам своего развития от политического диалога обеих стран [6]. Иными словами, российско-китайское торговое сотрудничество на современным этапе не реализовало экономический потенциал, создаваемый особенностями географического положения, экономической дополняемости и взаимных интересов обеих стран

Таким образом, таможенные органы могут принимать активное участие в формировании государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и эффективности внешней торговли. Необходимо, чтобы таможенные органы действовали именно как драйверы развития внешнеторговой деятельности, а не выступали в качестве сдерживающих факторов или барьеров. Действия таможенных служб должны способствовать ускорению торговых процессов, создавать условия для притока инвестиций, одновременно обеспечивая высокий уровень контроля, необходимый для предотвращения незаконной деятельности.

Для достижения более устойчивого роста российской экономики необходима реализация политики по стимулированию внутренней переработки ресурсов, развитию национальных инноваций и поддержке высокотехнологичных отраслей, где таможенным органам отводится роль косвенного регулирования. Например, предоставление льгот для компаний, перерабатывающих сырье на территории России, а также создание эффективных транспортных маршрутов и инфраструктуры может косвенным образом стимулировать производство экспортных товаров с высокой степенью переработки. Упрощение бюрократических процедур, составление специальных торговых соглашений и сокращение времени на таможенное оформление готовой продукции также могут стимулировать производственные процессы на территории Российской Федерации. Таможенным органам необходимо сотрудничать с различными уполномоченными ведомствами для разработки стандартов качества и безопасности продукции с целью повышения доверия к товарам российского производства.

Заключение

Эффективное взаимодействие между таможенными службами имеет ключевое значение для контроля международной торговли, особенно в контексте растущего объема товарооборота. Применение эффективных систем таможенного контроля, а также оснащение пунктов пропуска необходимыми техническими средствами позволит повысить безопасность трансграничной торговли и защитить интересы потребителей в России и Китае.

Таможенные органы могут создать условия, способствующие устранению дисбаланса в структуре российско-китайского товарооборота. Такие меры, как упрощение процедур таможенного оформления для готовой продукции, развитие инфраструктуры, создание транспортных маршрутов, содействие в установлении стандартов качества и разработка специальных торговых соглашений, позволят уравновесить торговлю между Россией и Китаем, создавая условия для увеличения доли российского несырьевого экспорта.

Литература:

1. Греков И.В., Афонин П.Н. Новые способы совершенствования таможенных услуг и таможенного контроля товаров, заказанных физическими лицами через международные интернет-магазины // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2020. - №4. - С. 49–58.

2. Григорян Т.В. Актуальные аспекты таможенного сотрудничества России и Китая // Россия - Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке: материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. - С. 55–62.

3. Кецба Б.И. Направления развития российско-китайского партнерства в таможенной сфере // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. - № 4. - С. 26–34.

4. Куликова И.В., Украинцева И.В., Рощина Л.Н. Развитие экономических отношений России с Китаем и Индией: перспективы и прогнозы // Прогрессивная экономика. - 2023. - № 9. - С. 68–80.

5. Тесовская С.О. Таможенные методы стимулирования экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости: опыт ЕАЭС И Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №4–2. - С.164–173.

6. Тонконог В.В., Филатова Е.В., Головань Т.В. К вопросу развития торгово-экономических отношений России и Китая на современном этапе // Труд и социальные отношения. - 2018. - № 2. - С. 117–132.

7. Чжан Тиншо, Жэнь Аминь. Экономическое сотрудничество России и Китая в энергетической отрасли // Прогрессивная экономика. - 2023. - № 8. - С. 82–98.

8. China Exports to Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tradingeconomics.com/china/exports/russia (дата обращения: 15.10.2023).

9. China Imports from Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tradingeconomics.com/china/imports/russia (дата обращения: 13.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.