Научная статья на тему 'Таможенное регулирование ввоза технологического оборудования как фактор развития инновационного потенциала России'

Таможенное регулирование ввоза технологического оборудования как фактор развития инновационного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РФ / ИМПОРТ ОБОРУДОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РФ / CUSTOMS REGULATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE POTENTIAL THE RUSSIAN FEDERATION / THE IMPORT EQUIPMENT INDUSTRY THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаренко Ю.В.

Раскрыты понятия инновационного развития и инновационной деятельности, рассмотрено таможенное регулирование как способ воздействия на объемы импорта технологического оборудования, проанализированы статистические данные по импорту оборудования и предложены способы увеличения инновационного потенциала России. Будучи высокотехнологичными, ракетно-космические предприятия нуждаются в модернизации, что в целом повлияет на инновационное развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF TECHNOLOGY EQUIPMENT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF RUSSIA

In the article the concept innovative development and innovation, considered the customs regulation as a way influencing the volume imports technological equipment, analyzes statistical data on import equipment and proposed methods to increase the innovative potential Russia. Being high-tech, rocket-space enterprise in need of modernization that, in General, affect the innovative development the country.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование ввоза технологического оборудования как фактор развития инновационного потенциала России»

УДК 338.2

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Ю. В. Назаренко Научный руководитель - Н. В. Полежаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: julsforever@mail.ru

Раскрыты понятия инновационного развития и инновационной деятельности, рассмотрено таможенное регулирование как способ воздействия на объемы импорта технологического оборудования, проанализированы статистические данные по импорту оборудования и предложены способы увеличения инновационного потенциала России. Будучи высокотехнологичными, ракетно-космические предприятия нуждаются в модернизации, что в целом повлияет на инновационное развитие страны.

Ключевые слова: таможенное регулирование, инновационное развитие, инновационный потенциал РФ, импорт оборудования, промышленность РФ.

CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF TECHNOLOGY EQUIPMENT

AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF RUSSIA

Yu. V. Nazarenko, Scientific Supervisor - N. V. Polezhaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: julsforever@mail.ru

In the article the concept innovative development and innovation, considered the customs regulation as a way influencing the volume imports technological equipment, analyzes statistical data on import equipment and proposed methods to increase the innovative potential Russia. Being high-tech, rocket-space enterprise in need of modernization that, in General, affect the innovative development the country.

Keywords: customs regulation, innovative development, innovative potential the Russian Federation, the import equipment industry the Russian Federation.

В настоящее время роль инновационного фактора в экономике страны увеличивается. Развитие науки становится неотъемлемым условием формирования потенциала страны и общества в различных сферах жизни.

Высокие технологии являются той сферой, которая может решать самые важные задачи в социально-экономическом развитии государства. Именно с помощью высоких технологий страны могут успешно справляться с такими проблемами, как спады в экономике, обеспечивать структурную перестройку рынка, его насыщение конкурентоспособной продукцией.

Инновационную экономику можно назвать экономикой, основанной на знаниях. Однако стратегический потенциал развитой страны определяется не массовым образованием, а уровнем творческого потенциала, научно-технической и организационной элиты. Знания имеют собственную динамику, а это значит, что инвестиционные вложения в сферу инноваций на сегодняшний день представляются особенно актуальными [1].

Инновация представляет собой воплощение в продукте новых открытий и изобретений в процессе производства с целью их коммерциализации для удовлетворения определенных потребностей.

Инновационная деятельность организации заключается в практическом использовании интеллектуального и инновационно-научного потенциала в массовом производстве, целью которого является получение качественно нового продукта, способного удовлетворить спрос потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах. Немаловажную роль в этой деятельности играет поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям, другими словами, инновационная активность. Такая разумная поддержка осуществляется посредством целенаправленных методов и структур управления. Одной их характеристик инновационной деятельности являются нарастающие темпы созданий новшеств, их взаимное «проникновение» друг в друга, что в целом способствует структурным сдвигам в экономике, расширению рынка и удовлетворению возникающих потребностей потребителей [1].

В современном международном разделении труда Россия выступает преимущественно в качестве поставщика сырья и готовых изделий, так как обрабатывающая промышленность имеет крайне низкую конкурентоспособность. Также можно отметить, что значительная часть внутреннего рынка захвачена иностранными производителями. Кроме того, иностранные производители заняли не только рынок потребительских товаров, но и рынок инвестиционного оборудования, что с точки зрения экономической безопасности гораздо опаснее. Все это - следствия промышленной деградации России [2].

Анализ российского импорта свидетельствует о том, что в настоящее время не полностью используются возможности для получения зарубежных технологий и ускорения перевооружения промышленности. Существенным его недостатком можно обозначить высокую ориентированность на удовлетворение текущих потребительских нужд, это подтверждают следующие статистические данные за 2012 год: доля потребительских товаров в российском импорте составляла 38,1%, тогда как инвестиционных всего лишь 24,9%. Потребительский характер импорта можно проследить, анализируя и сравнивая его с импортом других стран, которые решают схожие проблемы в своем развитии, что и Россия. Доля инвестиционных товаров в импорте Китая, Индии и Бразилии намного превышают долю потребительских.

По данным ФТС динамика ввоза технологического оборудования за 2012-2015 гг. проиллюстрирована на рис. 1.

Проанализировав вышеизложенные данные, можно сделать заключение о том, что объемы импорта России в период с 2012 по 2015 гг. уменьшались, а в 2016 г. можно наблюдать рост импорта машин и оборудования по сравнению с 2015 г. на 4 154 млн. долл. США. В какой-то мере такую динамику можно объяснить кризисными явлениями в мире, нестабильностью экономики и политическими противоречиями со странами Запада.

Политику России в отношении импорта технологического оборудования также можно проследить, изучив основные виды таможенных льгот. Итак, льготы, предоставленные в 2013 году, приходятся на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, - 27,5 млрд. рублей, что на 10,4 млрд. рублей больше аналогичного показателя 2012 года (17,1 млрд. рублей). В 2014 году аналогичный показатель составил - 32,9 млрд. рублей, в 2015 году - 27,3 млрд. рублей [3].

Для страны, которая стоит на пути реиндустриализации, не имея собственной станкостроительной промышленности, такой объем ввоза зарубежного оборудования слишком незначителен и мало влияет на изменение ситуации в стране. Таким образом, процесс перехода на новую технологическую базу машиностроительного комплекса может существенно затянуться на несколь-кие десятилетия или не состояться вообще.

Экстенсивные источники роста исчерпали себя. Развитие России невозможно с сохранением настоящего положения дел. Делать ставку только на сырьевую продукцию крайне опрометчиво. Нашей стране необходимо в корне изменить структуру экономики. В первую очередь следует возродить обрабатывающую промышленность на новой технологической основе. Такие изменения, несомненно, положительно скажутся на развитии экономики: повысится конкурентоспособность продукции и инновационная активность предприятий. Как следствие, возможным станет

усиление позиций на мировых высокотехнологичных рынках. Кроме того, структурная перестройка экономики страны позволит, во-первых, преодолеть зависимость от экспорта сырьевой продукции и, во-вторых, вытеснить доминирующих иностранных поставщиков с внутреннего рынка, составив им серьезную конкуренцию.

□Страны дальнего зарубежья □ Страны СНГ

Рис. 1. Объем импорта оборудования России за период 2012-2015 гг

Самостоятельно, опираясь только на собственные силы, Россия не сможет справиться с нарастающим технологическим отставанием. Поспособствовать ее оснащению качественно новым оборудованием и машинами и переходу на другой технологический уровень может импорт, благодаря чему в достаточно короткие сроки удастся подняться на новый технологический уровень. Так как Россия имеет в настоящее время лишь минимальные наработки по многим направлениям НТП, ей потребуются значительные средства и немалое количество времени, чтобы создать на их основе соответствующие технологии.

Для того чтобы ускорить обновление основных фондов, необходимо увеличить объем импорта оборудования, машин и других инвестиционных товаров, как минимум, до 30%. Однако такое увеличение должно быть обдуманным и учитывать возможности и скорости их производства в стране. Таким образом, наиболее высокими темпами должен расти ввоз металлообрабатывающего оборудования, так как его эффективно можно будет использовать для поднятия и возрождения отечественной машиностроительной промышленности. Вследствие этого уменьшится зависимость от зарубежного оборудования. Импорт иных видов оборудования, имеющих перспективы увеличения за счет отечественного производства, следует сдерживать. Такую модель оптимизации импорта России стоит принять, очевидно, за основополагающую [4].

Россия импортирует большое количество технологического оборудования. Однако, не стоит преуменьшать значение чистых технологий в виде патентов, лицензий и ноу-хау. Лицензионные соглашения позволяют не только сэкономить валютные средства, но и получить от продавца ценные ноу-хау и содействие в усовершенствовании лицензионной продукции. Кроме того, продавец может помочь в реализации продукции за рубежом. Еще одним большим плюсом является возможность использовать лицензии как основу для дальнейших научных разработок.

Таким образом, нашей стране необходимо в корне изменить структуру экономики. Этому может способствовать модернизация российской промышленности путем переоснащения современной иностранной техникой и оборудованием.

В настоящее время Правительством и Президентом страны принимаются активные меры, направленные на инновационное развитие страны. Эти меры проявляют себя в законодательстве и имеют своей целью создание благоприятных условий для реализации инвестиционных и инновационных проектов, а также эффективное применение импортируемых технологий и оборудования. Несомненно, такая политика должна быть обдуманной и рациональной, только в этом случае наша страна сможет догнать технологически развитые страны и, наконец, избавится от сырьевой зависимости. Эффективная таможенная политика может оказать положительное влияние на инновационное развитие.

Библиографические ссылки

1. Черныш А. Я. Внешнеторговые и таможенные факторы развития инновационной экономики: учебное пособие / А. Я. Черныш, Ю. Е. Гупанова, С. В. Курихин. М.: Изд-ва Российской таможенной академии, 2013. 114 с.

2. Калинов В. Развитие инновационного сектора экономики Российской Федерации в первое десятилетие ХХ1 в. // Власть. - 2012. - №1.

3. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения 15.02.17)

4. Алексеев А. В. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. - 2012. - №2 (том 2).

© Назаренко Ю. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.