Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможня / экономическая интеграция / Восточная Азия / таможенный союз / таможенное сотрудничество / соглашения о свободной торговле / АСЕАН / общий рынок / экономический союз / customs / economic integration / East Asia / customs union / customs cooperation / free trade agreements / ASEAN / common market / economic union / митниця / економічна інтеграція / Східна Азія / митний союз / митне співробітництво / угоди про вільну торгівлю / АСЕАН / загальний ринок / економічний союз

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алиев Вугар Исмаил Оглы

В статье рассматривается экономическая интеграция в Восточной Азии и роль таможенного регулирования в этом процессе. Исследование в значительной степени теоретическое, но также относится к эмпирическим данным. Автор утверждает, что различные инициативы, предпринятые на сегодняшний день в целях содействия экономической интеграции, представляют собой только один аспект этого вопроса, и следует также обратить внимание на концепцию Восточноазиатского таможенного союза. Основанием для создания такого союза является функциональное сотрудничество связанным с таможенным регулированием. Таможенное сотрудничество могло бы стать основой для более глубокой экономической интеграции Восточной Азии с точки зрения предоставления региональных общественных благ. Это может повлиять на другие секторы экономики, такие как окружающая среда и финансы, а также политические и даже институциональные сферы. Более глубокая экономическая интеграция в Восточной Азии могла и должна исходить из областей функционального сотрудничества с целью предоставления региональных общественных благ для стран Восточной Азии. В контексте неадекватного снабжения международными общественными благами региональные страны будут все более распространяться на поставки, финансирование и управление дополнительными общественными благами в интересах региона. Региональный режим мог бы решить потенциальную проблему «свободных гонщиков» путем обеспечения того, чтобы страны разделяли расходы на предоставление региональных общественных благ. Эта стратегия также будет привлекательной для стран Восточной Азии. Учитывая особые и важные обязанности таможенных администраций, таможенное регулирование может и должна играть ключевую роль в предоставлении региональных общественных благ для содействия функциональному сотрудничеству в целях углубления экономической интеграции. В Восточной Азии, посредством регионального таможенного сотрудничества, таможня может предоставлять региональные общественные блага с точки зрения региональной безопасности, либерализации торговли, охраны здоровья населения и окружающей среды, а также оказания помощи при бедствиях и т.д. Появляется второй уровень экономической интеграции таможенный союз наиболее подходящий следующий шаг для Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Алиев Вугар Исмаил Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION IN THE ECONOMIC INTEGRATION OF EASTERN ASIA: ACTUAL PROBLEMS

This paper examines economic integration in East Asia and the role played by Customs. The study is largely theoretical but also refers to empirical data. The author asserts that the various initiatives undertaken to date to promote economic integration represent only one aspect of this issue, and attention should also be paid to the concept of the East Asian Customs Union. The basis for creating such an association is the functional cooperation related to customs regulation. Customs cooperation could become the basis for a deeper economic integration of East Asia in terms of providing regional public goods. This can affect other sectors of the economy, such as the environment and finance, as well as political and even institutional spheres. Deeper economic integration in East Asia could and should start from areas of functional cooperation with the aim of providing regional public goods for East Asian countries. In the context of inadequate supply of international public goods, regional countries will increasingly apply to the supply, financing and management of additional public goods for the region. The regional regime could solve the potential problem of "free riders" by ensuring that countries share the costs of providing regional public goods. This strategy will also be attractive for East Asian countries. Given the special and important responsibilities of customs administrations, Customs can and should play a key role in the provision of regional public goods to promote functional cooperation with the aim of deepening economic integration. In East Asia, through regional customs cooperation, customs can provide regional public goods in terms of regional security, trade liberalization, public health and the environment, as well as disaster relief, etc. The second level of economic integration, the customs union, appears the most appropriate next step for East Asia.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) _Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19)

УДК 339.5

АЛИЕВ В УГАР ИСМАИЛ ОГЛЫ*

* кандидат экономических наук, доцент, Бакинский Государственный Университет, AZ 1073, Азербайджан, г. Баку, Пр-т Иншаатчылар 2, e-mail: [email protected]

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматривается экономическая интеграция в Восточной Азии и роль таможенного регулирования в этом процессе. Исследование в значительной степени теоретическое, но также относится к эмпирическим данным. Автор утверждает, что различные инициативы, предпринятые на сегодняшний день в целях содействия экономической интеграции, представляют собой только один аспект этого вопроса, и следует также обратить внимание на концепцию Восточноазиатского таможенного союза. Основанием для создания такого союза является функциональное сотрудничество связанным с таможенным регулированием. Таможенное сотрудничество могло бы стать основой для более глубокой экономической интеграции Восточной Азии с точки зрения предоставления региональных общественных благ. Это может повлиять на другие секторы экономики, такие как окружающая среда и финансы, а также политические и даже институциональные сферы.

Более глубокая экономическая интеграция в Восточной Азии могла и должна исходить из областей функционального сотрудничества с целью предоставления региональных общественных благ для стран Восточной Азии. В контексте неадекватного снабжения международными общественными благами региональные страны будут все более распространяться на поставки, финансирование и управление дополнительными общественными благами в интересах региона. Региональный режим мог бы решить потенциальную проблему «свободных гонщиков» путем обеспечения того, чтобы страны разделяли расходы на предоставление региональных общественных благ. Эта стратегия также будет привлекательной для стран Восточной Азии.

Учитывая особые и важные обязанности таможенных администраций, таможенное регулирование может и должна играть ключевую роль в предоставлении региональных общественных благ для содействия функциональному сотрудничеству в целях углубления экономической интеграции. В Восточной Азии, посредством регионального таможенного сотрудничества, таможня может предоставлять региональные общественные блага с точки зрения региональной безопасности, либерализации торговли, охраны здоровья населения и окружающей среды, а также оказания помощи при бедствиях и т.д. Появляется второй уровень экономической интеграции - таможенный союз наиболее подходящий следующий шаг для Восточной Азии.

Ключовi слова: таможня; экономическая интеграция; Восточная Азия; таможенный союз; таможенное сотрудничество; соглашения о свободной торговле; АСЕАН, общий рынок; экономический союз

Постановка проблемы

Процесс интеграции Европейского союза (ЕС) и успешное начало Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) заставили страны Восточной Азии опасаться, что эти два гигантских экономических блока могут доминировать в процессе нормотворчества в рамках глобальной торговой системы, одновременно снижая важность Восточной Азии на многосторонних переговорах [5, 12-13]. Принимая во внимание, что Восточная Азия не так экономически сильна, как североамериканские или европейские союзы, тем не менее есть многообещающие признаки того, что

дальнейший прогресс приведет регион к одинаково доминирующему статусу. Среди регионов мира Восточная Азия взяла на себя обязательство по экономической интеграции после финансового кризиса 1997 года. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), по состоянию на 15 января 2012 года страны Восточной Азии заключили в общей сложности 81 региональных торговых договоров (РТД), хотя и на разных этапах переговоров. Архитектура регионального сотрудничества является широкой (например, макроэкономика, доступ на рынки, безопасность, культура) и включает в себя широкий круг стран-партнеров.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы экономической интеграции в целом и проблемы таможенного сотрудничества среди стран Восточной Азии, в частности, рассматривались в последнее время такими зарубежными специалистами, как B. Balassa, P. Gugler, J. Chaisse, H. Loewen, A. Zorob, M. Kakali, P. J. Thomassin, R. Li, D. Widdowson, H. Yoshimatsu и др.

Формулировка целей статьи

Исследование экономической интеграции в Восточной Азии и роль таможенного регулирования в этом процессе.

Изложение основного материала

Региональная интеграция - это стремление, которое может быть чрезвычайно широким по своему охвату, поскольку оно затрагивает ряд областей и включает в себя множество проблем. Принимая во внимание длительный процесс формирования Европейского союза в качестве примера, очевидно, что полная интеграция Восточной Азии - это очень амбициозный проект, который, вероятно, займет много лет или десятилетий, чтобы полностью быть реализованным. Цель этой статьи продемонстрировать, что обеспечение региональных общественных благ таможней принесет пользу региональной интеграции и, кроме того, что таможенное сотрудничество может эффективно способствовать

функциональному сотрудничеству в Восточной Азии. Как только функциональное сотрудничество будет создано в различных областях, следующим шагом в этом процессе, вероятно, станет создание таможенного союза (то есть второго уровня экономической интеграции). В целом, международная экономическая интеграция связана с дискриминационным устранением препятствий в торговле между участвующими или государствами-членами и установлением определенного уровня сотрудничества или координации. Уровень сотрудничества полностью зависит от реальной формы интеграции. Согласно Б.Балашше,

экономическая интеграция принимает четыре формы, которые представляют собой разную степень интеграции. Это: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок и экономический союз [2, 74]. Анализируя эти

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19)

этапы в контексте Восточной Азии, финансовое сотрудничество, происходящее в регионе, предполагает, что Восточная Азия пытается перейти от зоны свободной торговли к экономическому союзу без первоначального внедрения таможенного союза, а затем и общего рынка.

Экономическая интеграция

распространилась по всему миру. Страны Восточной Азии активно заключают соглашения о свободной торговле (ССТ) уже более десяти лет. Помимо региональных инициатив, эти страны также установили партнерские отношения с межрегиональными государствами. Это привело к тому, что чаша лапши перекрывала правила происхождения, которые могут серьезно препятствовать либерализации торговли. Возможно, согласование этих правил представляет собой один из самых важных шагов в углублении интеграции. Торговый ландшафт Восточной Азии напоминает чашу с лапшой двусторонних и многосторонних торговых соглашений, коалиций, официальных и неофициальных усилий по сотрудничеству, форумов и диалогов. С каждым годом, который проходит, пряди лапши размножаются по мере того, как страны заключают все больше соглашений. Экономическая интеграция в Восточной Азии характеризуется как «скачкообразное развитие». Трудно использовать теорию Балассы для объяснения процесса экономической интеграции в Восточной Азии, поскольку регион не шаг за шагом начал экономическую интеграцию. До финансового кризиса 1997 года экономическое сотрудничество в Восточной Азии было сосредоточено на торговле и инвестициях. Кризис привел к увеличению призывов к региональному сотрудничеству в финансовой сфере. Азиатский Банк Развития решительно заявил, что региональная интеграция имеет важное значение для создания более устойчивых экономик и что азиатский финансовый механизм обеспечит более своевременную и улучшенную шддержку[1,33].

Следовательно, из кризиса возник ряд финансовых механизмов и инициатив, в том числе Инициатива Чианг Маи (CMI)[6, 198204], система двусторонних соглашений о валютном свопе. Иными словами, региональная интеграция Восточной Азии началась с валютного и финансового сотрудничества, а не торгового сотрудничества. Этот уровень

интеграции обычно характеризует

экономический союз и считается чрезмерно амбициозной программой для Восточной Азии

Экономическая интеграция путем «скачкообразного развития», вероятно, может решить временные кризисы, но она не может создать стабильный механизм регионального сотрудничества. В настоящее время Восточная Азия добилась определенного прогресса в финансовом сотрудничестве, но мотивация Восточной Азии заключается в том, чтобы бороться с финансовыми кризисами, избегая экономических потерь, вызванных большими колебаниями обменных курсов стран-членов. В настоящее время нереально создать азиатский валютный союз; без свободной торговли или общего рынка в Восточной Азии не будет спроса на механизм обменного курса и единую валюту в этом районе.

Теоретически, денежно-кредитное и финансовое сотрудничество основано на торговом сотрудничестве. В результате финансовое сотрудничество в Восточной Азии не может просто сосредоточиться на предотвращении финансовых кризисов, но также должно ускорить процесс создания зон свободной торговли и таможенного союза для содействия финансовому сотрудничеству. Иными словами, Восточная Азия все еще находится на начальном этапе экономической интеграции, несмотря на то, что она уже установила степень финансового

сотрудничества.

Существует настоятельная необходимость более глубокой интеграции Восточной Азии. Несмотря на это, в регионе существует множество проблем, которые могут препятствовать ее будущему развитию. ССТ распространены в Восточной Азии. Это распространение станет основой

экономической интеграции региона, с одной стороны, а также приведет к «синдрому чашки спагетти (или лапши)» из-за сочетания различных правил (например, правил происхождения), с другой стороны , Кроме того, потребность в многих процедурах и документах, а также таможенное оформление на границах потребуют много времени и средств, что приведет к высоким затратам на сотрудничество.

Помимо шара из лапши с перекрывающимися правилами

происхождения, будет еще много других вопросов, которые необходимо решить, прежде

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19)

чем будет достигнута дальнейшая экономическая интеграция. Первой

фундаментальной проблемой, стоящей перед странами Восточной Азии, является разнообразие, с точки зрения экономического размера, населения, культуры, религии и языка. Это может служить преимуществом в том, что всевозможные ресурсы могут быть объединены для содействия более глубокой взаимозависимой интеграции и недостатка в том, что каждая разница может представлять собой потенциальный барьер для региональной экономической интеграции. Важнейшим элементом будущего интеграционного процесса является сбалансированность различных потребностей отдельных стран и потребностей в общем процессе интеграции.

Во-вторых, расширение членского состава является проблемой, которую трудно решать с учетом условий, существующих в разных странах. В-третьих, внешние общие условия безопасности не могут стать объединяющим фактором для Восточной Азии. Скорее, страны этого региона сталкиваются с различными проблемами национальной безопасности, которые зависят от их географического положения и обстоятельств.

Наконец, влияние США является ключевым политическим вопросом в процессе экономической интеграции. Главный вопрос заключается в том, следует ли исключать власть США в этом регионе или нет. Большинство восточноазиатских лидеров выступают за исключение. Первый саммит в Восточной Азии ограничил членство в странах региона Восточной Азии и цель экономической интеграции для создания сообщества Восточной Азии. Однако США использует Азиатско-тихоокеанское экономическое

сотрудничество (АТЭС) в качестве платформы для либерализации своих привилегированных секторов в странах Восточной Азии и усиления конкуренции с Китаем. Следует ли включать или исключать силу США, остается ключевым вопросом среди стран Восточной Азии.

Исходя из вышеприведенного анализа, ключевым моментом в переговорах по дальнейшей экономической интеграции является устранение барьеров между странами Восточной Азии. Несомненно, интеграционный процесс в Восточной Азии сложнее, чем в других регионах мира. Многие проблемы, препятствующие развитию Восточной Азии, связаны с таможенными вопросами. Многие

районы региона страдают от чрезмерного контроля и неэффективности таможенных процедур в сочетании с монополией поставщиков услуг в ключевых точках входа в стран-импортеров. Например, сложность классификации, оценки, процедур оформления и результирующих диспутами создают препятствия торговле в странах АСЕАН [3, 103]. Следовательно, необходимо уточнить, что таможенные органы должны сделать, чтобы устранить барьеры между странами Восточной Азии в целях содействия дальнейшему экономическому развитию Восточной Азии.

Восточная Азия не чужд концепции экономической интеграции; различные призывы в прошлом для более широкого сотрудничества привели к разным встречам на высшем уровне, экономическим партнерствам и инициативам. Восточная Азия уже может похвастаться рядом примеров

функционального сотрудничества в области сельского хозяйства (2001 год), туризма (2002 год), окружающей среды (2002 год), энергетики (2004 год), телекоммуникаций и информационных технологий (2004 год); однако все эти усилия недостаточны [8, 201].

Однако в контексте этой статьи вопрос заключается в том, что должна делать таможня для содействия функциональному

сотрудничеству в свете особых ролей, которые она выполняет на разных уровнях. Крайне важно, чтобы Восточная Азия создала опорные точки посредством функционального перераспределения, обеспечения и потребления региональных общественных благ. Ниже разъясняется роль таможенного регулирования в этом отношении на региональном и национальном уровнях.

Что касается роли таможенного регулирования на региональном уровне, то ССТ представляют собой важный пример. В большинстве ССТ содержится глава, касающаяся таможенных процедур и упрощения процедур торговли. Существует такая глава в ССТ, заключенная между государствами-членами АСЕАН, которая включает в себя таможенные процедуры и надзор, управление рисками, использование ИТ, пост-аудит и т.д.

Роль таможенного регулирования на национальном уровне может быть объяснена на примере таможни Китая. Этот таможенный орган обладает четырьмя традиционными функциями: надзор, статистика, сбор пошлин и

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19)

борьба с контрабандой. Кроме того, другие конкретные обязанности таможни Китая включают в себя надзор и управление операциями с облигациями; контроль на основе аудита и защита прав интеллектуальной собственности. Более того, таможня Китая также несет некоторые нетрадиционные функции в эпоху глобализации (например, защита социального обеспечения и борьба с терроризмом).

Учитывая многомерный характер таможенных задач, между таможенными органами в странах Восточной Азии существует высокое межведомственное сотрудничество. Например, в 2003 году было начато таможенное сотрудничество между Китаем и АСЕАН. С тех пор обе стороны создали регулярный механизм консультаций на уровне министров и механизм консультаций экспертных таможенных координационных комитетов. По состоянию на 2011 год было проведено девять консультативных сессий таможенных директоров Китая и АСЕАН. Заседание таможенных начальников Китая, Японии и Республика Корея в 2007 году, стало важной платформой для трех таможенных органов для укрепления их координации и сотрудничества в региональных делах. На четвертом совещании глав таможенных органов в ноябре 2011 года был принят пересмотренный План действий

Трехстороннего таможенного сотрудничества, в котором намечено будущее трехстороннее таможенное сотрудничество. Трехстороннее совещание руководителей таможни

поддерживается четырьмя рабочими группами: защита прав интеллектуальной собственности, таможенное правоприменение и разведка, уполномоченный экономический оператор (УЭО) и таможенные процедуры [9].

Эти три страны также предприняли эффективные шаги для развития сотрудничества в области взаимного признания УЭО. Таможенные органы Китая и Республика Корея подписали План действий по взаимному признанию УЭО, который, как ожидается, приведет к формированию соглашения о взаимном признании УЭО между Китаем и Республика Корея в 2013 году. Таможенные органы Китая и Японии также разработали дорожную карту для взаимного признания УЭО [10]. В отношении гармонизации таможенных процедур три страны приняли План работы по совершенствованию таможенных процедур и

определили приоритеты и цели рабочей группы таможенных процедур. Таможенные органы трех стран также добились тесного и эффективного сотрудничества в области развития людских ресурсов. В частности, Генеральная администрация таможни Китая подписала меморандумы о сотрудничестве в области развития людских ресурсов со своими партнерами в Японии и Республике Корея, тем самым заложив прочную основу для содействия сотрудничеству с этими странами.

В целом таможенные органы этих трех стран провели углубленный обмен мнениями по вопросам региональной безопасности и упрощения процедур торговли, защиты прав интеллектуальной собственности,

сотрудничества правоохранительных органов и развития людских ресурсов на совещании глав таможенных органов. Это не только способствовало здоровому росту их собственных экономик (и региональной экономики в целом), но и послужило хорошим примером для таможенного сотрудничества в других частях Восточной Азии. В результате огромного шока глобального финансового кризиса таможенное сотрудничество между странами Восточной Азии достигло значительного прогресса, и их тесное экономическое сотрудничество может сыграть определенную роль в предоставлении региональных общественных благ и стимулировании региональной интеграции. Ниже объясняется, как таможенное сотрудничество может предоставлять региональные общественные блага в таких областях, как безопасность границ и транснациональная преступность,

либерализация торговли и механизмы свободной торговли, сбор доходов и управление грузами, здравоохранение и охрана окружающей среды, стихийные бедствия и т.д. Региональная безопасность. Глобализация и терроризм бросают вызов самому понятию границы. До террористического нападения на 11 сентября 2001 года главной проблемой мировых экономистов было открытие границ и содействие торговле. Этот террористический акт значительно повысил осведомленность о необходимости того, чтобы таможня играла более значимую роль в защите общества от различных угроз [7, 31].

Требования безопасности границ в современной международной обстановке становятся важной проблемой для таможенного

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online)

Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19) регулирования. Необходимость повышения глобальной безопасности на морском и авиационном транспорте означает, что таможенное регулирование, вероятно, будет играть более значительную роль в этих областях, чем это традиционно имело место. В ноябре 2002 года лидеры Китая и АСЕАН подписали «Совместную декларацию о сотрудничестве в области нетрадиционной безопасности для обеспечения региональной безопасности».

Либерализация торговли и ССТ. Члены ВТО привержены многосторонней торговой системе и продвигают Дохийский раунд торговых переговоров. В то же время некоторые из них проводят либерализацию торговли посредством двусторонних, многосторонних и региональных соглашений о свободной торговле. Таможенное регулирование играет важную роль в поддержке переговоров ВТО по Соглашению об упрощении процедур торговли, а также в развитии национальных позиций в переговорах по ССТ. Таможенное дело лучше всего подходит для решения проблем, связанных с таможенными вопросами, и подготовки соответствующих проектов. Однако все более разные способы управления общими вопросами в рамках ССТ (например, применение правил происхождения) могут создавать проблемы для таможенных служб в будущем.

Общественное здравоохранение и охрана окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что мир ближе к пандемии гриппа, чем в любое время с 1968 года. События с января 2004 года, затрагивающие здоровье людей и животных (включая птичий грипп), дали миру беспрецедентное предупреждение о потенциальной пандемии, ВОЗ заявляет, что для всех стран разумно принимать или интенсифицировать меры предосторожности в срочном порядке. Во многих странах таможня будет частью «линии фронта» в борьбе с угрозами национальному здоровью.

Помощь при бедствиях. Цунами в Юго-Восточной Азии показало важность таможенного оформления грузов гуманитарной помощи. Поскольку глобальное потепление и рост населения продолжаются, такие события могут возникать все чаще. Улучшение роли таможенного регулирования в оказании помощи при бедствиях может стать важным вопросом в будущем.

Одним словом, таможенное регулирование играет важную роль в реализации целого ряда

критически важных правительственных политик и способствует достижению ряда целей развития. С этой целью он должен повысить свою эффективность и эффективность в плане контроля за соблюдением правил торговли, защиты общества, сбора доходов, содействия торговле и обеспечения международной торговли. Это будет способствовать экономическому и социальному благосостоянию наций и более глубокой экономической интеграции в Восточной Азии. Основным направлением экономического сотрудничества в Восточной Азии стало продвижение финансового регионализма. Однако, хотя экономическая интеграция в Восточной Азии идет полным ходом, еще предстоит пройти долгий путь: нынешние политические проблемы в регионе слишком широки и интенсивны, чтобы много размышлять о создании формы интеграции второго уровня. Соответственно, создание таможенного союза, который отменяет внутренние барьеры и устанавливает общий внешний тариф, скорее всего, станет следующим шагом для Восточной Азии. Это не исключает создания общего рынка Восточной Азии (аналогичного ЕС), который в конечном итоге может превратиться в полномасштабный экономический союз.

Эта точка зрения поддерживается тремя важными проектами: Инициатива Чианг Мая, Инициатива Азиатского рынка облигаций и инициатива Азиатской валютной единицы [4, 10-14]. Однако эти проекты не обязательно означают, что Восточная Азия уже достигла третьего уровня экономической интеграции и находится в процессе формирования экономического союза. Несомненно,

Восточная Азия может извлечь уроки из опыта НАФТА и ЕС. Поскольку этот регион уникален во многих отношениях, таможенный союз должен быть адаптирован к конкретным потребностям Восточной Азии. С точки зрения автора, Восточно-Азиатский таможенный союз призван повысить конкурентоспособность компаний, ведущих бизнес в Восточной Азии и за рубежом, сократить расходы на соблюдение и улучшить региональную безопасность в Восточной Азии путем предоставления централизованной таможенной службы, которая подчеркивает единообразие и модернизацию. Возможные функции будущего Восточно-Азиатского таможенного союза. Профиль таможни поднимается в

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online)

Review of transport economics and management, 2020, вип. 3(19) правительственных кругах и на международном уровне. Всемирная

таможенная организация уже отметила, что эффективная и этичная таможенная администрация может внести существенный вклад в эффективную мобилизацию доходов, помочь правительствам облегчить торговлю и инвестиции и повысить уверенность в качестве и целостности государственных учреждений.

Выводы

Таможня все чаще играет ведущую роль в экономической интеграции, и акцент на таможенных вопросах на международных форумах повысил общую осведомленность о важности функции таможенных органов в правительстве. Учитывая реальный процесс регионального сотрудничества в Восточной Азии, таможня несет ответственность за задачи обеспечения региональных общественных благ, обеспечения таможенного сотрудничества, а также охватывает большинство областей функционального сотрудничества. Поэтому необходимо создать постоянный комитет таможенного сотрудничества, и это именно то, что предлагает второй этап интеграции в форме таможенного союза. Таможенное

сотрудничество можно рассматривать как прорыв в восточноазиатском региональном сотрудничестве.

Нет сомнений в том, что правильно разработанный и эффективный таможенный союз может внести важный вклад в экономическую интеграцию на региональном уровне. Функции будущего Восточно -Азиатского таможенного союза будут направлены на: (1) одобрение таможенного союза как важной части защиты внешних границ Восточной Азии; (2) облегчить трансграничные операции; (3) поощрять изменения в налоговых системах, которые поддерживают общие цели,

конкурентоспособность и развитие; (4) эффективно реагировать на международные вызовы, связанные с таможенной и налоговой политикой; (5) способствовать более тесному сотрудничеству между государствами-членами в борьбе с таможенными и налоговыми правонарушениями; и (6) содействовать регулярному и открытому диалогу с заинтересованными сторонами в отношении политики и программ в ответ на давление глобальной торговли и глобализации.

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) Review of transport economics and management, 2020, BHn. 3(19)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Asian Development Bank (ADB) 2008. Emerging Asian regionalism: a partnership for shared prosperity, ADB, Manila. р. 33.

2. Balassa B. The theory of economic integration. Richard D Irwin, Homewood, IL. 1961, p. 74.

3. Gugler P., Chaisse J. Competitiveness of the ASEAN countries: corporate and regulatory drivers, Edward Elgar, UK, p. 103. p. 103-29.

4. Howard Loewen, Anja Zorob. Initiatives of Regional Integration in Asia in Comparative Perspective: Concepts, Contents and Prospects. Springer, 2017, p. 10-14. 210 p.

5. Mukhopadhyay Kakali, Paul J. Thomassin. Economic and Environmental Impact of Free Trade in East and South East Asia. Springer Science & Business Media, 2010, p. 12-13. 209 p.

6. Ruogu Li. Reform of the International Monetary System and Internationalization of the Renminbi. World Scientific, 2016, P. 198-204. 316 p.

7. Widdowson D. The changing role of Customs: evolution or revolution?. World Customs Journal, vol. 1, no. 1, 2007, р. 31. p. 31-37.

8. Yoshimatsu H. Political leadership, informality, and regional integration in East Asia: the evolution of ASEAN Plus Three', European Journal of East Asian Studies, vol. 4, no. 2, 2005, p. 2012. p. 205-32.

9. URL : https://www.mof.go.jp/customs_tariff/.../ka20171130be.pdf.

10. URL : http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2012-05/11/content_15270834.htm.

АЛШВ ВУГАР ГСМА1Л ОГЛИ*

* Кандидат eKOHOMi4Hm наук, доцент, Бакинський державний ушверситет, AZ 1073, Азербайджан, м. Баку, Пр-т 1ншаатчилар 2, e-mail: [email protected]

МИТНЕ РЕГУЛЮВАННЯ У ЕКОНОМ1ЧНО1 ШТЕГРАЦП СХ1ДНО1 АЗП: АКТУАЛЬН1 ПРОБЛЕМИ

У статп розглядаеться економiчна штеграц1я в Схвдшй Азп i роль митного регулювання в цьому процеа. Дослвдження в значнш мiрi теоретичне, але також вщноситься до емтричних даних. Автор стверджуе, що рiзнi шщативи, вжип на сьогодшшнш день з метою сприяння економiчнiй штеграцп, е пльки один аспект цього питания, i слад також звернути увагу на концепцш Схiдноазiатського митного союзу. Щдставою для створення такого союзу е функцюнальне сшвробггництво пов'язаним з митним регулюванням. Митне сшвробггництво могло б стати основою для бшьш глибоко! економiчноi штеграцп Схвдно! Азii з точки зору надаиия регiональних громадських благ. Це може вплинути на iншi сектори економши, такi як навколишне середовище i фiнаиси, а також полггичш та навiть iнституцiональнi сфери.

Бшьш глибока економiчна iнтеграцiя в Схвдшй Азii' могла i повинна виходити з областей функционального спiвробiтництва з метою надання регiональних громадських благ для крагн Схiдноi Азii. В контексл неадекватного постачання мiжиародними громадськими благами регiональнi кра!ни будуть все б№ш поширюватися на поставки, фшансування та управлiння додатковими громадськими благами в штересах регiону. Регiональний режим мп би вирiшити потенцiйну проблему <жльних гонщишв» шляхом забезпечення того, щоб краши подiляли витрати на надання регюнальних громадських благ. Ця стратег також буде привабливою для крагн Схвдног' Азii.

З огляду на особливi i важливi обов'язки митних адмiнiстрацiй, митне регулювання може i повинна вiдiгравати ключову роль в наданш регiональних громадських благ для сприяння функциональному спiвпрацi з метою поглиблення економiчноi iнтеграцii. У Схвднш Азп, за допомогою регионального митного спiвробiтництва, митниця може надавати регiональнi громадськi блага з точки зору регюнальног' безпеки, лiбералiзацii торпвл^ охорони здоров'я населення i навколишнього середовища, а також лiквiдацii насладив катастроф i т.д. З'являеться другий рiвень економiчноi iнтеграцii - митний союз найбшьш пiдходящий наступний крок для схвдно! Азii.

Ключевые слова: митниця; економiчна iнтеграцiя; Схiдна Азiя; митний союз; митне спiвробiтництво; угоди про в№ну торгiвлю; АСЕАН, загальний ринок; економiчний союз

ALIEV VUGAR ISMAIL OGLY

* Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Baku State University, AZ 1073, Azerbaijan, Baku, Innaatchilar Ave. 2, e-mail: [email protected]

ISSN 2664-1259 (Print), ISSN 2664-3871 (Online) _Review of transport economics and management, 2020, BHn. 3(19)

CUSTOMS REGULATION IN THE ECONOMIC INTEGRATION OF EASTERN ASIA: ACTUAL PROBLEMS

This paper examines economic integration in East Asia and the role played by Customs. The study is largely theoretical but also refers to empirical data. The author asserts that the various initiatives undertaken to date to promote economic integration represent only one aspect of this issue, and attention should also be paid to the concept of the East Asian Customs Union. The basis for creating such an association is the functional cooperation related to customs regulation. Customs cooperation could become the basis for a deeper economic integration of East Asia in terms of providing regional public goods. This can affect other sectors of the economy, such as the environment and finance, as well as political and even institutional spheres.

Deeper economic integration in East Asia could and should start from areas of functional cooperation with the aim of providing regional public goods for East Asian countries. In the context of inadequate supply of international public goods, regional countries will increasingly apply to the supply, financing and management of additional public goods for the region. The regional regime could solve the potential problem of "free riders" by ensuring that countries share the costs of providing regional public goods. This strategy will also be attractive for East Asian countries.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Given the special and important responsibilities of customs administrations, Customs can and should play a key role in the provision of regional public goods to promote functional cooperation with the aim of deepening economic integration. In East Asia, through regional customs cooperation, customs can provide regional public goods in terms of regional security, trade liberalization, public health and the environment, as well as disaster relief, etc._The second level of economic integration, the customs union, appears the most appropriate next step for East Asia.

Keywords: customs; economic integration; East Asia; customs union; customs cooperation; free trade agreements; ASEAN; common market; economic union

REFERENCES

1. Asian Development Bank (ADB) 2008. Emerging Asian regionalism: a partnership for shared prosperity, ADB, Manila. p. 33.

2. Balassa B. The theory of economic integration. Richard D Irwin, Homewood, IL. 1961, p. 74.

3. Gugler P., Chaisse J. Competitiveness of the ASEAN countries: corporate and regulatory drivers, Edward Elgar, UK, p. 103. p. 103-29.

4. Howard Loewen, Anja Zorob (2017). Initiatives of Regional Integration in Asia in Comparative Perspective: Concepts, Contents and Prospects. Springer, p. 10-14.

5. Mukhopadhyay Kakali, Paul J. Thomassin (2010). Economic and Environmental Impact of Free Trade in East and South East Asia. Springer Science & Business Media, p. 12-13.

6. Ruogu Li (2016). Reform of the International Monetary System and Internationalization of the Renminbi. World Scientific, 198-204.

7. Widdowson D (2007). The changing role of Customs: evolution or revolution?. World Customs Journal, vol. 1, no. 1, p. 31-37.

8. Yoshimatsu H. (2005). Political leadership, informality, and regional integration in East Asia: the evolution of ASEAN Plus Three', European Journal of East Asian Studies, vol. 4, no. 2, p. 205-32.

9. URL : https://www.mof.go.jp/customs_tariff/.../ka20171130be.pdf.

10. URL : http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2012-05/11/content_15270834.htm.

Crarra Hagmm^a go pegaKmi': 01.04.2020 Received: 01 April 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.