Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / таможенное регулирование / товарная структура импорта / товарная структура экспорта / высокотехнологичные товары / регулирование / innovations / customs regulation / commodity structure of imports / commodity structure of exports / high-tech goods / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Белая, Е.Е. Варламова

Инновационная деятельность является определяющим фактором при повышении эффективности технологий в разных сферах общества: экономической, социальной и политической. Инновационная деятельность даёт огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поэтому она контролируется, регулируется государством. В статье анализируется уровень инновационного развития в рамках мировой экономики, определяется его роль в данном процессе. Также в статье приводятся примеры проблем регулирования инноваций во внешнеторговой деятельности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION OF INNOVATIONS IN THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON AT THE PRESENT STAGE

Innovative activity is a determining factor in improving the efficiency of technologies in various spheres of society: economic, social and political. Innovative activity provides huge opportunities for the formation and development of the economy, the formation of the country's budget, therefore it is controlled and regulated by the state. The article analyzes the level of innovative development in the world economy, determines its role in this process. The article also provides examples of problems of regulating innovations in Russia's foreign trade activities.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е.А. Белая, студент Е.Е. Варламова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-154-158

Аннотация. Инновационная деятельность является определяющим фактором при повышении эффективности технологий в разных сферах общества: экономической, социальной и политической. Инновационная деятельность даёт огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поэтому она контролируется, регулируется государством. В статье анализируется уровень инновационного развития в рамках мировой экономики, определяется его роль в данном процессе. Также в статье приводятся примеры проблем регулирования инноваций во внешнеторговой деятельности России.

Ключевые слова: инновации, таможенное регулирование, товарная структура импорта, товарная структура экспорта, высокотехнологичные товары, регулирование.

В современных условиях одним из главных факторов конкурентной борьбы и выхода государства на мировой рынок становятся современные технологии, воплощенные в виде высокотехнологичных товаров. Именно уровень инновационного развития определяет успешность страны в рамках мировой экономики.

Доля России в мировом объеме полученных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности составляет всего лишь 0,2%. Для сравнения, у стран-лидеров эта доля составляет: у США — 36%, у Японии — 12%. Основу российского высокотехнологичного экспорта формирует энергетическое оборудование: ядерные реакторы, тепловыделяющие элементы для АЭС, реактивные и турбореактивные двигатели, газовые турбины.

Таможенное регулирование инноваций в Российской Федерации рассматривается c точки зрения наличия налоговых льгот для некоторых видов товаров.

Целый ряд налоговых льгот для инновационной деятельности, имеется в главе 25 Налогового кодекса РФ. Прежде всего, это касается освобождения от НДС, уплачиваемого при ввозе инновационных товаров, а также высокотехнологического обо-

рудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, и некоторые другие группы товаров, также освобождаемые от данного вида НДС. В соответствии с положениями НК РФ льготы по НДС предоставляются только для оборудования. Кроме освобождения от НДС есть и другие виды льгот для высокотехнологичных товаров. Так для многих видов товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, наряду с освобождением от НДС при ввозе установлена нулевая ставка таможенной пошлины на технологическое оборудование, на товары, за исключением, подакцизных, в области исследования и использования космического пространства, а также по запуску космических аппаратов, на медицинские товары отечественного и медицинского производства, а также сырье и комплектующие изделия для их производства. Инновационные товары также освобождаются от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. По сути, импортный таможенный тариф является инструментом инновационной политики. Введение импортных пошлин вызывает повышение цен на импортируемые товары, что обеспечивает возникновение определенных преиму-

ществ для национальных производителен при продаже их товаров внутри страны.

Анализ товарной структуры импорта РФ и товарной структуры экспорта РФ выявил существенную зависимость экономики государства от импорта высокотехноло-

гичной продукции (Рисунок). В марте 2019 года доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта составляет 58,1%, при этом доля экспорта высокотехнологичных товаров находится на уровне 13,1%.

70 60 50 40 30 20 10 0

62,4

о

2016

2017

2018

2019

I Доля

высокотехнологичных товаров в общей структуре экспорта

Доля

высокотехнологичных товаров в общей структуре импорта

Рисунок. Динамика доли экспорта и импорта высокотехнологичных товаров в РФ 20162019 гг.

В целом, показатели импорта высокотехнологичных товаров начали стремительно расти с 2017 года, данные представлены в таблице 1. Данная динамика была вызвана ростом промышленного

производства. И по сей день данные показатели только увеличиваются. Также, заметна динамика роста высокотехнологичной, инновационной продукции в общем объеме.

Таблица 1. Импорт РФ инновационной, высокотехнологической продукции за 20172019 гг. (в млн. долл. США)___

Показатель Импорт 2019 в % к

2017 2018 2019 2017 2018

Инновационная, высокотехнологичная продукция - всего 159628 163875 169375 106,1 103,3

Доля в % инновационной, высокотехнологичной продукции в общем объеме 60,7 63,3 69,5 1,7 1,4

Такая же ситуация, в виде стремительного роста показателей, обстояла и с экспортом инновационной продукции (табл. 2)

Таблица 3. Экспорт РФ инновационной, высокотехнологической продукции за 20172019 гг. (в млн. долл. США)___

Показатель Экспорт 2019 в % к

2017 2018 2019 2017 2018

Инновационная, высокотехнологичная продукция - всего 48837 53750 55278 113,2 102,8

Доля в % инновационной, высокотехнологичной продукции в общем объеме 12,8 14,5 13,6 1,6 1,8

В 2019 году экспорт инновационной продукции увеличился на 13,2% по сравнению с 2017 годом и на 2,8 по сравнению с 2018 годом. Рассматривая показатели роста экспорта, следует отметить, что Россия экспортирует небольшое количество высокотехнологичной продукции.

Лидирующее место среди ключевых партнеров России во внешней торговле

высокотехнологичными товарами занимает Китай. При этом авторы рейтинга отмечают, что его значимость как поставщика устойчиво росла на протяжении рассматриваемого периода, несмотря на довольно высокий уровень зависимости от импорта из Китая, фиксировавшийся уже в 2015 г.

В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров установлен со-

кращенный и закрытый перечень документов при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта. Также изменены сроки совершения таможенными органами различных операций, некоторые из них увеличены, а иные - сокращены.

Претерпели изменения вопросы, связанные с применением таможенных процедур. Например, исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Товары, перевозимые по таможенной территории, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, будут помещаться под режим (процедуру) таможенного транзита. Теперь перевозка товаров открывается от внешней границы Союза сразу до места нахождения получателя, независимо от государства, в котором он находится, а перевозчики, в Союза без применения к ним внутреннего государственного контроля на территории каждого из государств-членов Союза.

В 2020 году российское правительство предложило партнерам по Союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на оборудование для промышленности, а именно, товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом Союзе недостаточно или нет совсем.

Это решение находится на стадии согласования со странами Союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Поэтому, данное изменение может произойти к декабрю 2021 г.

В условиях текущей социально-экономической ситуации в мире, которая характеризуется развитием пандемии ко-ронавирусной инфекции COVID-19, одной из ключевых проблем становится обеспечение производителей конечной промышленной продукции бесперебойными поставками импортных компонентов. Развитие пандемии произошло и в странах -членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), что вызвало экономические потрясения, такие как резкое падение национальных валют всех стран - членов ЕАЭС по отношению к доллару США. Это

происходит в связи с обвалом нефтяных котировок.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике в стране, должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды.

Настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, импортозамещению, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

В регулировании импорта ключевыми критериями для определения направлений и конкретных мер таможенно-тарифной политики в различных отраслях и секторах экономики будут следующие:

- уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке Союза;

- рыночный потенциал выпускаемой продукции в рамках единой таможенной территории Союза, который станет привлекательным для инвесторов;

- возможности налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке Союза продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории, то есть помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, необходимо ее согласование с приоритетами промышленной политики.

С целью поддержки промышленной интеграции в рамках ЕАЭС при оценке наличия аналогов на отечественном рынке можно ориентироваться на компоненты, которые производятся на территории остальных государств - членов ЕАЭС. Та-

ким образом, при отсутствии национального производства или при производстве, частично удовлетворяющем спрос, появится возможность использования компонентов стран ЕАЭС вместо импортной продукции. На текущий момент, по целому ряду отраслей промышленности наблюдается нехватка критически значимых импортных компонентов, главным образом европейского и китайского производства.

При установлении импортных таможенных тарифов в интересах национального производства используется принцип эскалации тарифа, который упорядочивает структуру ставок импортного тарифа и создает условия для уменьшения конкуренции отечественных производителей с иностранными поставщиками.

Этому принципу следует подавляющее большинство государств. Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - это повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки. То есть на сырье устанавливаются низкие ставки, на продукцию высокой степени обработки ставки будут выше, а на готовые изделия -самые высокие. Таким образом, создаются барьеры для ввоза готовых изделий, и происходит поддержка национального производства, путем предоставления льгот на импортные компоненты.

Данный процесс приведет к стимулированию импортозамещения критически значимых компонентов промышленной высокотехнологичной продукции в обозримом будущем.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) ". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2. Гамидуллаев С.Н., Бородушко И.В. Теоретические аспекты исследования безопасности внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 3

3. Гончаренко Л.И. и др. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности. Монография. -М.: Дашков и Ко, 2014. - 15 с.

4. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Петухова В.В. Регулирование инноваций во внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС: таможенный аспект // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 4. С. 94 - 99

5. Петрушина О.М., Кондрашова И.В., Гатцукова Т.Ю. Показатели деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности // Вестник КГУ. 2020. №1. С. 11.

CUSTOMS REGULATION OF INNOVATIONS IN THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON AT THE PRESENT STAGE

E.A. Belaya, Student E.E. Varlamova, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Innovative activity is a determining factor in improving the efficiency of technologies in various spheres of society: economic, social and political. Innovative activity provides huge opportunities for the formation and development of the economy, the formation of the country's budget, therefore it is controlled and regulated by the state. The article analyzes the level of innovative development in the world economy, determines its role in this process. The article also provides examples ofproblems of regulating innovations in Russia's foreign trade activities.

Keywords: innovations, customs regulation, commodity structure of imports, commodity structure of exports, high-tech goods, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.