Научная статья на тему 'Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации'

Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / экспорт / производство продовольственных товаров / потребление / вывозная таможенная пошлина / мясо / зерновые культуры / пшеница / food security / export / food production / consumption / export customs duty / meat / cereals / wheat

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович, Боборыкина Анна Евгеньевна

В статье рассмотрена динамика выполнения основных показателей, установленных в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации». Выявлены причинно-следственные связи между изменением объемов производства различных групп продовольственных товаров и обеспечением продовольственной безопасности. Проведен критический анализ имеющихся точек зрения исследователей и экспертов в области сельского хозяйства относительно регулирования рынка зерновых культур и использования вывозных таможенных пошлин. По результатам анализа методологии формирования вывозной таможенной пошлины на зерновые культуры сделан вывод о необходимости ее совершенствования. Предложен новый метод установления ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу в целях выполнения таможенными органами фискальной функции по перечислению средств в федеральный бюджет в условиях его дефицита, защиты внутреннего рынка и развития обрабатывающей промышленности на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новиков Владимир Егорович, Боборыкина Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Regulation of Exports as a Factor of Ensuring Food Security of the Russian Federation

The article examines the dynamics of the implementation of the main indicators established in the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The causal relationships between changes in the production volumes of various groups of food products and ensuring food security are revealed. A critical analysis of the existing points of view of researchers and experts in the field of agriculture regarding the regulation of the grain market and the use of export customs duties is carried out. Based on the results of the analysis of the methodology for the formation of export customs duties on grain crops, it was concluded that it is necessary to improve it. A new method of setting rates of export customs duties on wheat is proposed in order for the customs authorities to perform the fiscal function of transferring funds to the federal budget in conditions of its deficit, protecting the domestic market and developing the manufacturing industry on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации»

УДК 339.543

таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности российской федерации

В. Е. новиков1, А. Е. Боборыкина1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена динамика выполнения основных показателей, установленных в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации». Выявлены причинно-следственные связи между изменением объемов производства различных групп продовольственных товаров и обеспечением продовольственной безопасности. Проведен критический анализ имеющихся точек зрения исследователей и экспертов в области сельского хозяйства относительно регулирования рынка зерновых культур и использования вывозных таможенных пошлин. По результатам анализа методологии формирования вывозной таможенной пошлины на зерновые культуры сделан вывод о необходимости ее совершенствования. Предложен новый метод установления ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу в целях выполнения таможенными органами фискальной функции по перечислению средств в федеральный бюджет в условиях его дефицита, защиты внутреннего рынка и развития обрабатывающей промышленности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, экспорт, производство продовольственных товаров, потребление, вывозная таможенная пошлина, мясо, зерновые культуры, пшеница.

customs regulation of exports as a factor of ensuring food security of the Russian federation

V. E. Novikov1, A. E. Boborykina1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article examines the dynamics of the implementation of the main indicators established in the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The causal relationships between changes in the production volumes of various groups of food products and ensuring food security are revealed. A critical analysis of the existing points of view of researchers and experts in the field of agriculture regarding the regulation of the grain market and the use of export customs duties is carried out. Based on the results of the analysis of the methodology for the formation of export customs duties on grain crops, it was concluded that it is necessary to improve it. A new method of setting rates of export customs duties on wheat is proposed in order for the customs authorities to perform the fiscal function of transferring funds to the federal budget in conditions of its deficit, protecting the domestic market and developing the manufacturing industry on the territory of the Russian Federation.

Keywords: food security, export, food production, consumption, export customs duty, meat, cereals, wheat.

введение

Все более полное удовлетворение общественных потребностей является целью и фактором социально-экономического развития каждой страны.

© Новиков В. Е., Боборыкина А. Е., 2023

Российская Федерация (РФ) на сегодняшний день оказалась в условиях обостренной экономической и политической ситуации. Введенные экономические санкции, разрыв связей с рядом партнеров, логистические перебои - все это оказывает отрицательное влияние на удовлетворение общественных потребностей путем развития импорта и экспорта товаров.

Одним из важнейших аспектов национальной и экономической безопасности государства является продовольственная безопасность. Государство должно принимать меры по обеспечению населения в необходимом объеме и качестве продуктами питания и недопущению их бесконтрольного вывоза за пределы страны.

Указом Президента РФ утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (Доктрина). В ней дано определение продовольственной безопасности как «состояния социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость государства, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1].

Таможенная служба оказывает значительное влияние на обеспеченность страны теми или иными товарами посредством использования таможенно-тарифных, нетарифных и иных мер регулирования внешней торговли.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В Доктрине продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения продуктами питания - расчетный показатель, определяемый по формуле:

Ф

у _3ра5з^х100%,

С Ф

потр

где Ус - уровень самообеспечения, %;

Фпроизв - фактический объем отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Фпотр - фактический объем их внутреннего потребления.

По уровню самообеспечения устанавливается пороговое значение. Сопоставление пороговых значений уровня самообеспечения по важнейшим товарам с фактическими представлено в табл. 1.

Пороговый уровень самообеспечения РФ зерном, растительным маслом и рыбой превышен в несколько раз, однако все же есть товары, по которым плановое значение не достигнуто. Это молочная продукция, картофель, овощи, фрукты и соль. Их отклонение от установленной Доктриной нормы колеблется от 1% по овощам до 25% по фруктам. Фактическое потребление этих продуктов ниже

установленных в России рациональных норм потребления, определенных Министерством здравоохранения РФ [2].

Таблица 1

Уровень самообеспечения РФ и его пороговые значения по основным продовольственным товарам

Группа продовольственных товаров Потребление в 2021 г., млн т Производство в 2021 г., млн т Уровень самообеспечения, % Пороговое значение

2021 г. 2022 г.

Зерно 81 121,4 149,9 177,8 Не менее 95%

Сахар 5,7 5,7 100 103,2 Не менее 90%

Масло растительное 2 3,5 176,6 211,1 Не менее 90%

Мясо и мясопродукты 11,4 11,4 99,7 100,9 Не менее 85%

Молоко и молочные продукты 35,3 29,7 84,3 84,9 Не менее 90%

Рыба и рыбопродукты 3,1 4,8 153,7 153,3 Не менее 85%

Картофель 12,3 11 89,1 94 Не менее 95%

Овощи и бахчевые культуры 15,2 13,4 88,3 89,2 Не менее 90%

Фрукты и ягоды 9,2 4,1 44,4 44,9 Не менее 60%

Соль 2,2 1,5 69,4 65,2 Не менее 75%

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата, Минсельхоза и Русприродсою-за за 2021-2022 гг.

Сопоставим данные фактического потребления с рациональными нормами (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление фактического потребления продовольственных товаров гражданами РФ и рациональных норм потребления в России в 2021 г.

Продовольственный товар Фактическое потребление, кг/год/человек (Ф) Рациональные нормы потребления, кг/год/человек (Р) Отклонение (Ф/Р х 100 - 100), %

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 78 73 6,8

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 241 325 -25,8

Яйца и яйцепродукты, шт. 281 260 8,1

Рыба и рыбопродукты 21 22 -3,6

Сахар 39 24 62,5

Масло растительное 13,6 12 13,3

Картофель 84 90 -6,7

Овощи и бахчевые культуры 104 140 -25,7

Окончание таблицы 2

Продовольственный товар Фактическое потребление, кг/год/человек (Ф) Рациональные нормы потребления, кг/год/человек (Р) Отклонение (Ф/Р х 100 - 100), %

Фрукты и ягоды 63 100 -37,0

Хлебные продукты 114 96 18,8

Источник: составлено авторами на основании данных Министерства здравоохранения РФ и Рос-стата за 2021 г.

Как видно из этого сопоставления, по всем продуктам наблюдается значительное отклонение фактического потребления от рациональных норм в ту или другую сторону. Отсюда вытекает проблема достоверной оценки продовольственной независимости РФ, так как применение различных подходов приведет к значительной разнице в результатах. Подход, основанный на использовании в расчетах фактических объемов потребления, должен дополняться с учетом анализа рациональных норм потребления продовольственных товаров.

диндмикд производства и потребления основных групп продовольственных товаров

Особого внимания как с количественной, так и с качественной стороны заслуживает анализ потребления зерна, молока, мяса, молочных и мясных продуктов, овощей, бахчевых культур, фруктов и ягод. Отечественное производство и потребление этих товаров связано, с одной стороны, со стоимостью их производства и доходами населения, а с другой - с эффективностью экспорта зерна.

Вопрос заключается в том, что произведенное в России зерно может быть направлено как на увеличение количества и повышение продуктивности скота и птицы, так и на экспорт. Увеличение производства и потребления зерна путем его переработки повышает созданный в стране объем добавленной стоимости. Кроме того, зерно является исходным сырьем для производства качественных кормов и продовольственных товаров. Поэтому важная задача состоит в обеспечении собственного животноводства и производства хлебопродуктов качественным зерном. При этом не последнее место принадлежит таможенному регулированию ввоза и вывоза зерна и обеспечению его доступности для потребителей на отечественном рынке.

Динамика производства основных видов мяса в России за длительный период представлена на рис. 1.

Производство мяса всех категорий снижалось с 1990 г. по 1997-1998 гг. Начиная с 1998 г. производство мяса птицы ежегодно увеличивалось и в 2021 г. превысило 10,1 млн т. Схожая ситуация наблюдается и в производстве свинины-объем производства в 2021 г. по сравнению с 1999 г. увеличился почти в 3 раза. Однако в производстве мяса крупного рогатого скота (КРС) в 2021 г. по сравнению с 1990 г. объемы снизились более чем в 2,5 раза.

Тыс. т 12 000

о СМ ГО 1-П Ю Г-- со с^ о СМ ГО 1-П Ю Г-- со с^ о СМ ГО 1-П Ю Г-- со с^ о С^С^С^С^С^С^С^С^С^С^ОООООООООО'—'—'—'—'—'—'—'—'—'—г^г^

с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^оооооооооооооооооооооо

-•-•-Мясо крупного рогатого скота Мясо птицы Свинина

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата за 1990-2021 гг.

Рис. 1. Производство мяса (в убойном весе) в РФ с 1990 по 2021 г., тыс. т

В результате изменилась структура производства мяса (табл. 3).

Таблица 3

Структура производства мяса в 1990 г. и 2021 г.

Показатель 1990 г. 2021 г.

производство, тыс. т удельный вес, % производство, тыс. т удельный вес, %

Всего 20 223,2 100,0 22 692,2 100,0

Мясо КРС 8 658,6 42,8 3 347,0 14,7

Мясо птицы 3 602,0 17,8 10 155,0 44,8

Свинина 6 960,0 34,4 8 608,2 37,9

Прочие 1 002,6 5,0 582,0 2,6

Источник: составлено авторами на основании статистических данных Росстата за 1990-2021 гг.

Удельный вес мяса КРС в общем объеме производства мяса снизился почти на треть. По сути, оно было заменено мясом птицы, удельный вес которого увеличился на 27 п. п. Доля свинины увеличилась на 3,5 п. п. В 1990 г. производство мяса КРС составило 8,7 млн т, а в 2021 г. - 3,3 млн т.

Производство говядины и телятины в стране ежегодно падает, так как данная отрасль в России - достаточно дорогой и нерентабельный сегмент. На рынке из крупных производителей заслуживают внимания только «Мираторг» и «Заречное», остальные компании небольшие. Высококачественную говядину эти компании стремятся экспортировать, что позволяет им получать хорошую прибыль [3].

Производство КРС оказалось неэффективным, так как требовало больших расходов кормов и бюджетной поддержки. В 2020 г. на прирост 1 ц КРС требовалось 8,4 ц корма, а на аналогичный прирост мяса птицы - в 5 раз меньше (табл. 4).

Таблица 4

Расход кормов на единицу продукции животноводства и птицеводства в РФ

Год Расход кормов на 1 ц прироста продукции, ц корма

КРС свиньи птица

2016 10,9 3,1 1,8

2020 8,4 2,9 1,65

2025 6,3 2,8 1,4

Источник: составлено авторами на основании данных Министерства сельского хозяйства РФ за 2016-2020 гг.

В связи с этим также следует проследить ценовую динамику на рынке мяса (табл. 5).

Таблица 5

Средние потребительские цены на мясопродукцию на конец года, руб./кг

Вид мяса 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2020 г. 2022 г. Прирост цен, %

Говядина (кроме бескостного мяса) 52,72 115,77 197,64 272,28 361,04 487,5 824,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свинина (кроме бескостного мяса) 58,45 131,64 198,35 272,36 269,14 320,1 447,6

Мясо птицы (куры охлажденные и мороженные) 48,8 81,35 105,14 136,1 145,55 173,8 256,1

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата за 2000-2022 гг.

Сокращение предложения мяса КРС на рынке и поставка его на экспорт обусловливают рост цен. За 22 года килограмм говядины подорожал более чем в 8 раз. Прирост цен на свинину составил 447,6%, на мясо птицы - 256,1%.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить следующую тенденцию: в результате снижения объема производства мяса КРС и замены его свининой и мясом птицы высвобождались миллионы тонн зерна, которые ранее использовались для изготовления кормов. Начиная с 2000-х гг. зерно стали активно вывозить из страны (рис. 2).

Млн т 180,0

160,0

140,0

120,0

100,0

80,0

60,0

40,0

20,0

0,0

] Сбор, млн т

% 60,0

Экспорт, млн т

50,0 40,0 30,0 20,0 10,0

0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 0000000000000000000000 2222222222222222222222

Источник: составлено авторами на основании данных таможенной статистики и Экспертно-ана-литического центра агробизнеса за 2001-2022 гг.

Рис. 2. Сбор и экспорт зерновых культур в РФ в 2001-2022 гг.

В 2022 г. по сравнению с 2001 г. объем экспорта увеличился более чем в 14 раз, а удельный вес экспорта в валовом сборе зерновых культур - на 25,8 п. п. Следует отдельно отметить 2018 г., ознаменованный девальвацией рубля и соответствующим ростом рублевых цен на пшеницу на мировых рынках. По этим причинам из страны была вывезена почти половина собранного зерна. Сокращение КРС привело к уменьшению производства молока и молочных продуктов, что компенсировалось импортом молочных товаров и пальмового масла. Такая ситуация создала угрозу для продовольственной безопасности России.

Необходимо также учитывать, что сокращение поголовья КРС ведет к уменьшению выбросов метана и углекислого газа в атмосферу.

оценка и совершенствование методики установления ставок вывозных таможенных пошлин на зерно

Значительная экспортная составляющая на рынке зерна России ставит перед государством непростые задачи, связанные с поддержанием баланса сбора зерна и его экспорта, обеспечением стабильности цен на внутреннем российском рынке при их колебании на мировом рынке. Решение этих задач возможно при проведении грамотной, научно обоснованной государственной политики на рынке зерна, позволяющей реализовать экспортный потенциал агропромышленного комплекса, а также обеспечить при этом сбалансированное развитие внутреннего рынка [4].

Вывозные таможенные пошлины призваны урегулировать рынок зерновых культур таким образом, чтобы необходимый для внутреннего потребления объем

сырья оставался внутри страны, т. е. основной задачей таможенной политики по данному направлению является недопущение бесконтрольного вывоза зерна.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 117 со 2 июня 2021 г. был введен новый для российской экономики инструмент государственного регулирования рынка зерна - зерновой демпфер [5]. Он представляет собой установление плавающих, постоянно изменяющихся вывозных пошлин на зерновые культуры. Для расчета вывозной пошлины первоначально государством были установлены базовые цены в долларах на каждую из культур, а затем на основе наблюдения ценовых индикаторов определялись индикативные цены, отражающие фактические экспортные цены на каждую из культур. На сегодняшний день базовые цены уже устанавливаются в рублях путем перемножения на курс Центрального банка РФ.

Размер вывозной пошлины составлял 70% от разницы между индикативной и базовой ценами, если последняя оказывалась меньше. Затем были введены еще две базовых цены, которые значительно выше первой, изначально установленной. При превышении индикативной ценой величины каждой из двух других базовых цен повышалась ставка вывозной пошлины. Кроме того, в таком случае вывоз облагался дополнительной пошлиной, рассчитанной как процент от разницы базовых цен. Это было сделано с целью сдерживания экспорта в случае возможного повышения цен на мировом рынке сверх определенных целевых значений.

Демпферный механизм должен был стать комплексным инструментом государственного регулирования рынка зерна и включать, с одной стороны, системное внешнеторговое регулирование на основе вывозных пошлин, а с другой - использование полученных вывозных пошлин для субсидирования производителей зерна [6].

Однако фактически при использовании этой методики вывозная таможенная пошлина на зерно устанавливалась на таком уровне, что вывоз зерна на экспорт оставался выгоднее его реализации на внутреннем рынке.

По мнению ряда исследователей, действенность зернового демпфера с точки зрения задач, которые он должен решать, остается недостаточной. Введение демпферного механизма повысило волатильность экспортных и внутрироссийских цен на пшеницу, усугубило зависимость от цен, продиктованных конъюнктурой на мировом рынке. Кроме того, остается недостаточно обоснованным механизм возврата пошлин производителям, выплачиваемых в виде субсидий [6]. Авторы настоящего исследования согласны с отмеченными недостатками данной методики установления ставок вывозных таможенных пошлин. Следует также подчеркнуть, что посредством зернового демпфера становится выгоднее экспортировать зерно, а не перерабатывать его внутри страны, что не соответствует интересам РФ в обеспечении продовольственной безопасности.

В научной литературе также приводятся иные имеющие место недостатки действующего механизма. Так, действие зернового демпфера в существующем виде в долгосрочной перспективе может повлечь снижение инвестиций

в производство сельскохозяйственных культур, на которые он распространяется, что приведет к снижению сбора и качества продукции и росту цен на нее. В конечном счете это может подорвать конкурентоспособность российского рынка зерна в долгосрочной перспективе и поспособствовать утрате части экспортного потенциала России [7].

Негативное влияние на сложившуюся ситуацию оказывают перебои с логистикой, которые сильно повышают себестоимость зерна. В результате рекордного урожая зерновых в 2022 г. (153,8 млн т) и одновременного действия тарифных квот на его вывоз в России скопились запасы на 260 млрд руб., реализовать которые не представляется возможным, в том числе и в связи с перебоями в логистике [8]. Такая ситуация ведет к снижению цен на товар, о чем свидетельствуют экономический закон спроса и предложения [9].

Одним из вариантов решения проблемы является расширение интервенционного фонда более чем в 3 раза - до 10 млн т. Тогда излишки продукции перестанут воздействовать на цены - они вырастут, что поддержит рентабельность аграриев [10]. Данная мера, по нашему мнению, будет иметь негативные последствия, так как она связана с дополнительными финансовыми издержками для текущего дефицитного бюджета.

Иным решением является применение успешно использованного в середине 2010-х гг. механизма «обратного выкупа». Его суть состоит в возможности аграриев продать в госфонд зерно, но с правом выкупа по фиксированным ценам. Это позволит быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка [8].

Ряд экспертов видят решение проблемы в отмене вывозных таможенных пошлин на зерно. Однако, по нашему мнению, такая ситуация спровоцирует бесконтрольный экспорт и создаст угрозу для обеспечения продовольственной безопасности РФ, что отмечают и другие исследователи [11].

Таким образом, результаты анализа сложившейся ситуации показывают, что необходимо применять меры государственного регулирования.

Наиболее целесообразным, с нашей точки зрения, является изменение методики расчета вывозных таможенных пошлин на зерно. Предлагаемая формула представлена ниже:

Тп = Цэ х Цкр - Цв - Ц, где Тп - размер вывозной таможенной пошлины, руб.;

Цэ - индикативная цена за одну тонну зерна в долларах США, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства РФ [5] (на условиях поставки FOB Новороссийск);

Цкр - среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю;

Цв - цена за одну тонну зерна на внутреннем рынке (на условиях поставки EXW Россия), руб.;

Цт - усредненные транспортно-заготовительные расходы экспортеров по доставке в FOB Новороссийск, руб./т.

По оценке экспертов, доля транспортно-заготовительных расходов составляет 20-30% от цены зерна [12]. Соответствующие значения использовались в расчетах.

Мониторинг цен на внутреннем рынке следует возложить на Министерство сельского хозяйства РФ. Он должен осуществляться в аналогичном порядке, как и мониторинг индикативных цен на зерно.

Предполагаемые суммы вывозных таможенных пошлин, а также их разница с действующими представлены в табл. 6.

Таблица 6

Сравнение действующих и предлагаемых ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу 3 класса

Показатель 17 марта 2023 г. 24 марта 2023 г. 31 марта 2023 г. 7 апреля 2023 г.

Средние цены на внутреннем рынке, руб./т 13 290 12 635 12 785 12 595

Индикативные цены, долл. США/т 298,9 295,9 292,5 289,2

Курс доллара, руб./долл. США 76,4095 76,3072 77,0863 80,6713

Индикативные цены, руб./т 22 838,8 22 579,3 22 547,7 23 330,1

Действующая ставка вывозной таможенной пошлины, руб./т 5 327,9 5 409,6 5 179,4 5 339,4

Транспортно-заготовительные расходы, руб./т 3 322,5 3 158,8 3 196,3 3 148,8

Предлагаемая ставка вывозной таможенной пошлины, руб./т 6 226,3 6 785,6 6 566,5 7 586,4

Разница в ставках, руб./т 898,4 1 376,0 1 387,1 2 247,0

Источник: составлено авторами на основании данных Министерства сельского хозяйства РФ и Кубанского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра за 2023 г.

Из данных таблицы следует, что предлагаемая ставка ввозной таможенной пошлины превысит действующую в среднем на 1 477,1 руб./т. Помимо увеличения перечислений в бюджет, что, безусловно, актуально в условиях его дефицита, такой размер ставки обеспечит равновыгодную реализацию зерновых культур, в частности пшеницы, на внутренний рынок и на экспорт. Увеличение объемов зерна на внутреннем рынке создаст необходимость его переработки и будет стимулировать производство комбикормов. Таким образом будут решены вопросы недостатка качественной мясной, молочной и мукомольной продукции на внутреннем рынке РФ и обеспечена продовольственная безопасность государства.

заключение

Результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время перед Россией стоит задача создания условий для развития в стране производства и потребления качественного сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, при этом важная роль принадлежит совершенствованию таможенного

регулирования, которое должно применяться в комплексе с использованием других факторов регулирования спроса, производства, ввоза и вывоза продовольствия. Необходимо стремиться к развитию производства и потребления качественного продовольственного сырья, произведенного в России и востребованного также на мировых рынках.

Россия не должна служить источником обогащения крупных земельных собственников-экспортеров и трейдеров, занимающихся вывозом зерна, подсолнечного масла, минеральных удобрений. В этих целях необходимо отрегулировать применение экспортных пошлин с непосредственным участием государства в данном процессе.

Предложенная формула установления ставок вывозных таможенных пошлин заключается в обеспечении равновыгодности для производителей зерновых культур в реализации товара на внутреннем рынке и поставке его на экспорт, что будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета, развитию обрабатывающей промышленности внутри страны и производству товаров с высокой добавленной стоимостью с возможностью их экспорта, а также насыщению отечественного рынка необходимыми продовольственными товарами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».

3. Березина В. В. Анализ удовлетворенности спроса покупателей мясных фаршевых полуфабрикатов // Базис. 2022. № 1 (11). С. 9-12.

4. Филимонова Н. Г., Озерова М. Г. Продовольственная безопасность в период пандемии COVID-19 // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 2 (24). С. 73-88.

5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 № 117 (ред. от 30.06.2022) «О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (вместе с «Положением о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»).

6. Каращук О. С., Больдясов А. И. Оценка зернового демпфера как инструмента государственного регулирования рынка зерна в России // Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). С. 78-88.

7. Рязанов В. А. Влияние мирового рынка на внутренние цены на зерно в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 4. С. 50-59.

8. Зерно он-лайн: информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: https://www.zol. ru/n/388df (дата обращения: 23.03.2023).

9. Гишкаева Л. Л., Ампукаева М. Н. Истоки трудовой теории стоимости и ее основные положения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-1. С. 126-128.

10. Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/26/zlak-vnimaniia. html?utm_source=yxnews&utm_medmm=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen. ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 26.03.2023).

11. Ксенофонтов М. Ю., Ползиков Д. А., Урус А. В. Регулирование зернового сектора в контексте задач обеспечения продовольственной безопасности России // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 606-613.

12. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/27/03/2023/641f0a049a 7947c739c08e4f (дата обращения: 16.04.2023).

Информация об авторах

Новиков Владимир Егорович - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: nic_215@mail.ru; Боборыкина Анна Евгеньевна - стажер-исследователь отдела научно-информационных исследований в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: ae.boborykina@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Новиков В. Е., Боборыкина А. Е. Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 37-48.

УДК 339.562

влияние сАнкционной политики на изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в евразийский экономический союз товарам

д. л. Александров1, 2, В. Е. Абаровская1, А. д. Колганова1

1 Центральная электронная таможня, Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрено влияние санкционной политики на изменение логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам. На примере анализа ст. 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза представлены подходы к декларированию востребованных на внутреннем рынке России товаров через привлечение государств - членов Союза, а также порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами - членами Союза. Описаны возможные риски нарушения таможенного законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности, связанные с привлечением государств - членов Союза при перемещении товаров из европейских стран. Предложены пути легализации

© Александров Д. Л., Абаровская В. Е., Колганова А. Д., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.