Научная статья на тему 'Таможенная служба на Северо- Востоке Сибири в xvii веке: доставка десятинной казны'

Таможенная служба на Северо- Востоке Сибири в xvii веке: доставка десятинной казны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / CUSTOMS SERVICE / ТАМОЖЕННЫЙ ЦЕЛОВАЛЬНИК / СИБИРЬ / SIBERIA / СЕВЕРО-ВОСТОК СИБИРИ / NORTHEAST SIBERIA / ДЕСЯТИННЫЙ СБОР / THE TITHES COLLECTION / CUSTOMS PUBLICAN / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багрин Егор Андреевич, Баринова Ольга Владимировна, Лагун Александра Викторовна

В статье рассмотрены вопросы несения таможенной службы должностными лицами на Северо-Востоке Сибири в период присоединения к России в XVII веке. Подробно отмечены особенности доставки десятинной казны и других таможенных сборов из северо-восточных областей в Якутск и Москву

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS SERVICE IN THE NORTH- EAST OF SIBERIA IN THE 17TH CENTURY: THE DELIVERY OF THE TITHES OF THE TREASURY

The article is devoted to the performance of officials of the customs service in the North-East of Siberia in the period of its annexation to Russia in the 17th century. It considers the peculiarities of the delivery of the tithes of the Treasury and other customs fees from the North-Eastern regions to Yakutsk and Moscow

Текст научной работы на тему «Таможенная служба на Северо- Востоке Сибири в xvii веке: доставка десятинной казны»

УДК 930.2

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ СИБИРИ В XVII ВЕКЕ: ДОСТАВКА ДЕСЯТИННОЙ КАЗНЫ

Багрин Егор Андреевич

Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, научный сотрудник, к.и.н., e-mail: egor-bagrin@yandex.ru

Баринова Ольга Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, и.о. начальника научно-исследовательского отдела, к.х.н., доцент, e-mail: ovbarinova@mail.ru

Лагун Александра Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, к.псх.н., e-mail: lagunalex@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы несения таможенной службы должностными лицами на Северо-Востоке Сибири в период присоединения к России в XVII веке. Подробно отмечены особенности доставки десятинной казны и других таможенных сборов из северо-восточных областей в Якутск и Москву

Ключевые слова: таможенное дело; таможенная служба; таможенный целовальник; Сибирь; Северо-Восток Сибири; таможенная пошлина; десятинный сбор

CUSTOMS SERVICE IN THE NORTHEAST OF SIBERIA IN THE 17TH CENTURY: THE DELIVERY OF THE TITHES OF THE TREASURY

Bagrin Egor A.

Boris Yeltsin Presidential Library, Researcher, e-mail: egor-bagrin@yandex.ru

PhD,

Barinova Olga V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Scientific Research Department, Head of Department, PhD, Associate Professor, e-mail: ovbarinova@mail.ru

Lagun Alexandra V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Scientific Research Department, Senior Researcher, PhD, e-mail: lagunalex@ yandex.ru

The article is devoted to the performance of officials of the customs service in the North-East of Siberia in the period of its annexation to Russia in the 17th century. It considers the peculiarities of the delivery of the tithes of the Treasury and other customs fees from the North-Eastern regions to Yakutsk and Moscow

Keywords: customs; customs service; customs publican; Siberia; North-East Siberia; customs duties; the tithes collection

>

С О

ÖD "О

(А>

А

Для цитирования: Багрин Е.А., Баринова О.В., Лагун А.В. Таможенная служба на Северо-Востоке Сибири в XVII веке: доставка десятинной казны // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 129-138.

Данная статья является продолжением темы, поднятой авторами в работе [1], и посвящена рассмотрению вопросов, связанных с доставкой десятинной казны и других таможенных сборов из северо-восточных областей в Якутск, а затем в Москву.

В ходе исследования систематизированы разрозненные сведения из доступных архивных материалов о сохранности и благополучной доставке казны в столицу России. Предлагаем познакомиться с особенностями жизни сурового и неприветливого края, совершив вместе с персонажами, представленными в исторических документах (челобитных, отписках, грамотах, иных) [2], путешествие из северо-восточных областей России XVII века в Якутск, а затем в Москву. Атмосфера того времени отражена

в приведенных цитатах, поэтому авторы взяли на себя смелость представить их достаточно подробно.

Начнем с описания особенностей доставки десятинной казны из северо-восточного региона в Якутский острог. Отправка десятинной казны в Якутск, как правило, совмещалась с посылкой ясачной казны: «с Ковымы ж реки писали в Якуцкой острог служилые люди Вторко Гав-рилов с товарищи да ... целовальник Петрушка Новоселов и послали з государевым ясачным и з десятинным збором» (1647) [3]. Казну обычно сопровождали служилые люди, которые несли ответственность за сохранность казны. Упомянутый Второй Гаврилов смог выделить для этой цели всего двух человек: «Гришку Фофанова да Селиванка Харитонова», оставшись

в зимовье только с девятью служилыми людьми. В следующем году таможенный целовальник, лично сопровождавший казну, отметил, что «служилых людей с нами нет, потому что служилых людей на Ковыме реке мало». Поэтому (в данном случае) заботились о сохранности казны и ее транспортировке люди неслужилых сословий «для государевой соболиной казны для провожанья торговых и промышленных людей».

Сопровождающим давались следующие инструкции: «Проводить им ясашня и десятинная всякая мяхкая рухлядь с Колымы реки морем и до усть Лены реки и Леною до Ижиган и из Жиган и до Якутцкого острогу, беречи от нижней и от верхней мочи, и от сильные руки, и от воды и от пожару накрепко, и в заморозе не оставить, и не утирять и ни-какова дурна не учинить. А колько государевой десятинной всякой мяхкой рухляди и кому имены служилым и торговым и промышленым людем на руки отдано, и то писано в цело-вальникове отписке». Попутно с грузом могли отправляться служилые люди, которым пришел приказ прибыть в Якутск. Поэтому появилась возможность возложения на них обязанности по охране казны: «Велено, ... по наказной памяти с Колымы реки выслать в Якутцкой острог служилых людей: Вторка Катаева, Данилка Скребыкина, Ларку Березовского. И мы их с Колымы реки в Якутцкой острог выслали за тою ж государевою ясашную и десятинную казною для береженья и провожанья» (1653) [4]. Обычно составлялся список, включающий лиц, причастных к транспортировке казны, чтобы было понятно на кого возлагать ответственность за ее утерю, порчу и тому подобное: «А велено та государева соболиная казна беречь служилым и торговым и промышленым людем. И тем служилым и торговым и промышленым людем роспись имянная под сею отпискою» (1650) [5].

Отправляемая казна раскладывалась в специальные сумки из шкур животных, перечень которых записывался в специальную «сумную роспись». «Роспись сумам, в которой сколько положено государевы соболиной казны: Сума белая медвежья, шита мешком, а в ней положено дватцать пять сороков с хвосты. Другая сума медвежья, черная, ворот большой, а в ней положено десять сороков дватцать два соболи с хвосты. В той же в суме лисица чернобурая купленая. Третья сума оленья, а в ней положена тритцеть три сорока тритцать два пупка собольих, восемь хвостов собольих». Известно, что сумки опечатывались целовальником и приказчиком:

«А та государева десятинная колымская соболиная казна послана и пупки к вам в Якутцкой острог за ярлыками и печатьми. А с кого, что собрано государевы соболиной казны, и тому посланы книги с казною же вместе за рукою и сумная роспись под сею отпискою». Кроме того, целовальник назначал ответственного за доставку учетной документации, которая содержала сведения обо всех доходах и расходах за прошедший год, а, значит, была не менее важной, чем казна: «А книги ясачные и десятинные, таможенные записные и оброчные и отписку посланы с торговым человеком с Олешкою Едемским, Федота Осколкова с приказщиком» (1650) [5]. Приведенный пример свидетельствует о том, что таможенный целовальник Кирилл Коткин отдал документацию торговому человеку, а не кому-то из служилых людей. Скорее всего, Коткин в своем выборе руководствовался личными соображениями о надежности и передал таможенные, иные книги тому, кому действительно доверял.

Отправленная казна сопровождалась подробными комментариями таможенного целовальника, объяснявшего в своей отписке нюансы, связанные с получением и доставкой груза. Показателен в этом смысле текст отписки анадырского таможенного целовальника Ивана Онтропьева (1687): «... с Ковымыреки прошлой таможенной целовальничишко Ивашко Онтропьев челом бьет. В нынешнем во 195 году с Ковымы реки послал я,... таможенной и десятинной казны своего збору прошлого 194 году два соболи поротых с пупки и с хвосты да четыре лисицы красных, да таможенного же и десятинного збору восемь алтын две деньги, да ... указных пошлин, что собрал я с промышленых людей ., рубль вось-мнатцать алтын две деньги; и таможенные и десятинные и указных пошлин книги за своею рукою с пятидесятником казачьим с Иваном Исаковым Тобольским. И велел ему, Ивану, с тою ... с таможенной и десятинной и оброчной казною явитца, а отписку и книги подать в Якутцком, в Приказной избе тебе, генералу и воеводе Матвею Осиповичю. Да в той же таможенной и десятинной и оброчной книге написана статья - взято великих государей десятой пошлины Усть-киренского монастыря у старца Матвея три кости рыбьи моржевого зуба весом шеснатцать фунтов,- и та кость послана в Якутцкой морем на спаском коче з десятинною иною рыбьею костью моржевого зуба с казаком с Ваською Даурским и отписка послана с ним же Васькой. А я, Ивашко, остался на Ковыме реке великих государей за десятинною же костью. А та великих государей

десятинная кость придет с Анадыря на Ковы-му нынешней весны по полой воде. А тое великих государей десятинною кость рыбью мор-жевого зуба собрал я, Ивашко, в Анадырском острожке с служилых и с торговых, и с про-мышленых людей в 194 году» [6].

Не менее важно было снарядить коч (судно), способное добраться до места назначения по морю и рекам. Кочи часто приходили в негодность, поэтому иметь исправное судно было большой ценностью. Если его не было, обращались за помощью в соседние острожки и зимовья. Например, в 1671 году «пришли с Ананды-ря реки на Ковыму реку на Нижную ярмангу служилой человек Осип Иванов да анандыр-ской целовальник торговой человек Федор Лаптев ... зборною ясачною и з десятинного и соболиною и костяною казною рыбья морже-вого зуба» и подали челобитную, «чтоб великий государь пожаловал их, велел им под тое ... казну дать коч на Ковыме реке, чтоб..., будучи на Ковыме реке, на пустых местех, за без-людством немирные иноземцы не отбили б». Обосновав свою просьбу тем, что «которой коч был послан из Якутцково острогу для ... анандырской службы з десятником казачьим с Самойлом Мелненком, и тот коч у них изломало». Приказчик Колымского зимовья «не хотя той ... анандырской казны на Ковыме реке поставить, под ту анандырскую казну дал им коч со всею кочевою снастью и с якори» [7].

При смене таможенного целовальника казну до Якутска сопровождал сам сменяемый. Сохранился документ, написанный весной 1648 года колымским таможенным целовальником Петром Новоселовым. Это отписка якутскому воеводе о трудностях, с которыми пришлось ему столкнуться, доставляя ясачную и десятинную казну по реке Лене в Якутск. Рассмотрим этот документ, представляющий интерес в контексте мер, принимаемых для сохранения казны. Отправлялись в путь обычно летом, в июне или июле, вдоль береговой линии, чтобы не столкнуться со льдами: «новоприисканой Ковымы реки таможенной целовальник Петрушка Новоселов с товарищи с торговыми и промышлеными людьми челом бьем. В прошлом во 155 году, июня в 15 день, отпущены мы с Ковымского острожку с Ковымы реки на море на двух ко-чах малых з государевою соболиного казною на великую реку Лену в Якутцкой острог». Для исключения риска потери всей «государевой казны», она была положена «на оба кочи, потому что морской путь дальной, грехом за-мороз возмет или на море разнесет и одново коча льдами з государевою казною поднятца

не мошно». Дойдя в начале сентября до реки Ле-ны, сопровождающие казну были вынуждены остановиться из-за заморозков, сделавших невозможным проход по реке: «Пришли мы з государевою соболиного казною на обеих кочах на великую реку Лену, в Жиганы, на Красной песок о заморозе ... А пришли мы в Жиганы, на Красной песок потому позно, что Омоло-еву губу бежали к ленскому устью, в тумане разнесло кочи, и мы первым кочем в ленском устье другово коча з государевою казною дожидалися долгое время, люди безхлебные, замерли голодом, рыбы на устье Лены не могли добыть, потому что ветры крушны были, и потому мы опоздали в Якутцкой острог, -не могли дойтить осенью водяным путем».

Опоздание с привозом казны влекло за собой наказание. Поэтому в отписке (1648) обращается внимание на то, что с казной все в порядке и приняты все меры для ее сохранения «Государева казна дал бог здорово. И в заморозе государеву казну онбар поставили и государеву казну в онбар устроили ... И мы тое государеву казну в заморозе на Красном песку в онба-ре караулим и бережем с товарищи, которые пришли с Ковымы реки, торговые и промыш-леные люди вместе. А как лед вскроетца, даст бог путь, и мы з государевою казною тотчас, не мешкав, пойдем в Якуцкой острог» [8].

В случае задержки в пути первой в Якутск доставлялась пушнина, которая могла испортиться, а тяжелая по весу кость оставлялась на базах. Пятидесятник Григорий Тотаринов также не успел добраться до Якутска в сентябре, застигнутый в пути заморозками, и встал на зимовку у Жиганского зимовья «для поставления кочей у места, чтоб было на чём весною великих государей соболиную и костяную казну в Якуцкой привести». Он сообщил в отписке, что «великих государей ясачная соболиная казна перешла из заморья дал бог здорово», «а десятинная соболиная казна отпущена... на руках у торговых людей. А с теми торговыми людьми стал порознь неподалеку для рыбных ловель и для поставленья судов. Да что было оставлено ... костяная казна привозу Курба-та Иванова на Ковыме на Верхней ярмонке против его, Курбатовы, скаски, и та костяная казна в Жиганех же». Получив эти известия, якутский воевода обязал Г. Тотаринова немедленно ехать в Якутск с пушниной (1666): «И как к тебе ся память придет, и тебе б тотчас итти... с соболиною казною в Якутцкой, взяв с собою служилых людей, сколько человек пригоже», оставив моржовую кость до весны, когда ее можно будет привезти речным транспортом:

«а у . костяной казны оставить служилых людей, ково пригоже, и велеть им с тою ... костяною казною итти в Якуцкой на весну, как водяной путь приспеет, тотчас, на коче с торговыми и с промышлеными людьми» [9].

В некоторых случаях помощь потерпевшим крушение могли оказать суда, шедшие с государственной казной с других рек северо-востока, так как они выходили в путь примерно в одно и тоже время - по окончании годового периода сбора ясака, податей и пошлин. Например, промышленный человек Яков Яковлев, приписанный «соболиную казною провадить до Якуцкого острогу» и отпущенный «с Индигирки реки и с таможни в Якуцкой острог» с «своего промыслу дват-цать соболей и таможенного целовальника за печатью» на коче служилого человека Герасима Цыпандина, в челобитной (1659) указал, что их коч «на море у Святого Носу на сушу, на берег выкинуло и загнело льдом». Ехавшие мимо «с Колымы реки на коче с твоею государевою соболи-ною колымскою казною казачей пятидесятник Ивашко Кожин да таможенной целовальник Иван Дорофеев» забрали к себе людей Г. Цыпан-дина и перенесли к себе «государеву соболиную казну», довезя их до Якутска [10].

Однако подобную помощь можно было ожидать не всегда. Торговые люди, сопровождавшие в Якутск колымскую ясачную и десятинную соболиную казну, отказались взять с собой «государеву костяную казну», привезенную С. Дежневым с Анадыря на Колыму в 1660 году, ссылаясь на ветхость коча (1662) [11].

Получить полное представление о перипетиях, связанных с доставкой казны, можно из отписки служилого человека Семена Соро-коумова (1668), который не смог пройти летним путем по морю из-за льдов. Кроме того, потерял суда, испытывал сложности с размещением казны на суше и столкнулся с отказом в помощи от другой партии русских, вставших на зимовку в месте его стоянки, а также с невозможностью идти в Якутск сухопутным путем из-за опасности от восставших «иноземцев». Приведем этот интересный документ в более полном варианте. «Якуцкого острогу служилой человек Семейка Сорокоумов челом бьет. ...с Ковымы реки послан я, Семейка, за ясачною и десятинного и пятинною соболинною казною и с книгами на коче великого государя в Якуцкой острог. И судом великого бога на море замерзли против Индигирского устья и зимовали на Индигирки реки. ... мы, Семейка с товарищи, служилыми и торговыми и промышлеными людьми взяли под казну великого государя

судно коч у торговых людей у Микифора Бо-бровсково с товарищи со всею судовою снастью и с якорем и с шеймою и з двумя карбасы и с Ындигирки реки вышли на море 176 году до Петрова дни и Павлова святых апостол, за два дни, рыбного промыслу летовья не взяв потому, чтобы нам поспешить морским ходом. И судом великого бога море не ходило, и льды были не проходимые и на великую силу во все лето бились во льдах и дошли до Усково Шару. И встретили ветры противные и льды и по великой нужде на слезах воротились назад на Яну реку во 177 году, сентября 2 день. И льдами судна кочи протерло и проломало ночемерзью. И едва дошли до янсково Нижнего. И казну великого государя положили в амбар. И ныньче мы ту великого государя казну караулим безпристани днем и ночью, потому что на Янге реке в Нижнем ясачном зимовье единого служилого человека нет... и великого государя соболиной и никакой иной казны нет... А ясачные зимовья и амбары все целы, а что в них каких статков было или нет, то-во не ведаем же, потому, что пришли на Янгу в ясачное зимовье преж нас сын боярской Родион Кобелев с товарищи, да служилые люди Иван Симанов с товарищи, да таможенной целовальник Никита Ворыпаев. А мы, Семейка, пришли от моря зело нужны и голодны и холодны. А тот служилой человек Иван Симанов с товарищи ясачное зимовье и лутчие амбары с сеньми он занял под свои животы. А меня, Семейку, с товарищи в ясачное зимовье не пустил и с великою бранью отказал. Да оне же служилые люди, Иван стоварищи, своим самовластьем под казну великого государя соболиную амбаров не дали. Я, Семейка, с товарищи с торговыми и промышлеными людьми взяли под казну пометное амбариш-ко худое, потому что новых амбаров ставить невчем, близко ясачного зимовья нет лесов, а сами безкормны, безхлебны и нужны. А ны-неча мы, Семейка, по осени великого государя соболиного казною итти в Якуцкой острог не поспели, потому что в иноземцах шатость большая и вестей никаких нет, хтона Янге служилых людей побил» [12].

Казну, пришедшую в Якутск, принимали в таможенной избе, прикрепив к ней нескольких целовальников. Рассмотрим документ (1662), написанный в Якутске для Москвы, где сообщается об очередной приемке казны: «Привезли с Ковымы и с Анандыри рек сын боярской Иван Ярастов да целовальник Стень-кя Журливой, да служилые люди: Сенька

Дежнев да Ортюшко Салдат твоей великого государя костяной казны рыбья зуба, что промышляли на карге на тебя, великого государя, и десятинной и что за пошлинные деньги имано восемь пуд девятнатцать гривенок. Да они ж, ..., привезли умерших стат-ков пятьдесят восемь пуд дватцать две гривенки, да дельной кости весом дватцать пять гривевенок, да церковной кости рыбья зуб по разным прилатам в розные городы - два пуда дватцать одна гривенка с полугривенкою. Да на тебя ж, великого государя, по твоему, ... указу и по грамоте взяли у сына боярского у Ивана Ярастова да у служилых людей, у Сеньки Дежнева да у Ортюшки Салдата, у Потапка Мухоплева, да у торгового человека Стеньки Журливого, да у промышленных людей у Томилко Елфимова, у Фильки Данилова - всего у семи человек - сто дватцать семь пуд четыре гривенки. И за ту, государь, кость в Якутцком остроге из твоей великого государя казны тем людем денег не дано, потому что, государь, в Якутцком в твоей великого государя казне денег нет. Да на тебя ж, великого государя, взял я, холоп твой, у промышленного человека у Пименка Максимова пуд семерной кости, да пуд же деветер-ной кости, да четыре кости весом двенат-цать гривенок и за ту, государь, кость тому Пименку в Якутцком из твоей великого государя казны выдал по твоему великого государя указу и по грамоте - за семерную кость за пуд пятнатцать рублев, за деветерную кость за пуд двенатцать рублев, за четыре кости, весом за двенатцать гривенок - три рубли дватцать алтын. И всего, государь, из твоей великого государя казны тому Пименку за ту ево кость дано тритцать рублев дватцать алтын. А даны, государь, тому Пименку из твоей великого государя казны деньги в Якутцком для евонужи потому, что, государь, тот Пименко ослеп и скитаетца по миру . А ту, государь, кость послал к тебе, великому государю, к Москве я, холоп твой, с служилыми людьми: с Сенькою Дежневым да с Ортюшкою Салдатом, да с Гришкою Пискуном, с Федькою Копыловым, с Мишкою Мо-щинцевым с целовальники, с промышлеными людьми, с Филькою Даниловым да с Томилком Елфимовым. А Стеньки, государь, Журливого кость, которая взята на тебя, великого государя, послана с ним, Стенькою, за ево ответом. А безмен, государь, с которой весил кость в Якутцком, послал к тебе ж, великому государю, к Москве, запечатав твоею

великого государя печатью, с целовальники -с Филькою Даниловым да с Томилком Даниловым» [11]. Определим основные выводы, следующие из этого документа:

- моржовая кость «на государя» забиралась полностью, взамен ее людям выплачивались деньги по установленной цене, но так как денег в казне не было, происходила значительная задолженность государства перед промышленниками кости;

- в таких исключительных случаях, как крайне тяжелое материальное положение человека и состояние здоровья, не позволяющее ему вести дальнейшую полноценную трудовую деятельность, деньги выплачивались сразу, несмотря на их дефицит в казне;

- безмен, которым взвешивалась кость, также отправлялся в Москву, чтобы при приемке исключить возможность несоответствия заявленного веса с фактическим (разные безмены, в силу их технических погрешностей, могли показать разные результаты);

- сменяемый таможенный целовальник лично вез полученную им кость в Москву, а остальную - два якутских целовальника.

При наличии денег в казне они выплачивались за кость в обязательном порядке, так как на этом была основана вся система сбора кости на северо-западе, предполагавшая выкуп добытой моржовой кости у предпринимателей, чтобы сконцентрировать все ее запасы в государственной казне. Приведем пример из отписки 1651 года: «В Якуцком остроге приему целовальников Кости Иванова да Ондрюшки Дубова дватцать пять гривенок. Да по той же Михалковы отписки привез с собою Юшко Селиверстов своей кости рыбья зубу четыре пуда. И мы, ., холопи твои, у того Юшка, выбрав лутчую кость - три пуда дватцать восемь гривенок, взяли на тебя, государя, по оценке торговых людей и деньги ему, Юшку, из твоей государевы казны дали; и всего той кости пять пуд тритцать три гривенки без чети гривенки, а Якуцкого острогу торговых людей по оценке на двести на дватцать на шесть рублев и ту твою государеву и спа-скую казенную кость послали с казенными целовальники с Олешкою Васильевым сыном Едомским да Стенькою Андреевым сыном Куликовым, а ценовную роспись послали под сею отпискою. Да мы ж, государь, холопи твои, того промышленного человека Юшка Селиверстова про ту кость рыбья зубу допрашивали словесно, где тот рыбей зуб взят» [13]. Это, очевидно, давало большую прибыль при последующей продаже в другие страны.

Рис.1. Передвижение судов по сибирским рекам.

Миниатюры из Ремезовской летописи. XVII век

Перейдем к рассмотрению особенностей сопровождения десятинной казны из Якутска в Москву.

После учета казна готовилась к отправке в Москву. М.И. Белов [2] описывает обычный путь из Якутска по Сибири, которым пользовались русские, отправлявшиеся в Россию в XVII веке. Летом на дощаниках они плыли до Ленского волока, переходили на реку Верхнюю Тунгуску и сплавлялись по ней до Енисейска, где обычно проходила зимовка. С началом судоходства люди волоком проходили к реке Кеть и далее плыли по ней, затем по рекам Обь, Иртыш и Тура. В конце «сибирского» пути путники останавливались в Верхотурье - главных воротах «новых землиц», в одном из самых известных таможенных центров (рис.1). Дорога занимала в среднем полтора - два года пути.

Существовал, однако, и другой, более короткий путь, по которому двигались с легкими грузами. Начинался он от Чечуйского волока, откуда сплавлялись по Нижней Тунгуске до Туруханска и реки Таз, а оттуда по морю до Березова. Из этой точки можно было плыть по Оби до Тобольска и далее по описанному выше пути или пройдя Урал, преодолев путь по реке Печоре и ее притокам на Вологду, и, наконец, добраться до Москвы (рис.2).

На этом пути людей, сопровождавших казну, подстерегала масса сложностей и опасностей, от заминок из-за порчи, крушений судов и невозможности передвижения по замерзшим рекам до нападения «воровских» отрядов и враждебных «иноземцев». Ввиду этих обстоятельств существовали меры, предусмотренные правительством во избежание потери казны.

Рассмотрим их, взяв за основу наказную память «Якутцкого острогу сыну боярскому

Ивану Ярастову да с ним служилым лю-дем», отправившимся в Москву из Якутска в 1662 году. Аналогичную по содержанию грамоту получил и Семен Дежнев, отвозивший казну по тому же маршруту в 1670 году. Выдержки из нее будут приведены как дополнение к грамоте И. Ярастова.

Меры по перевозке и сохранению казны:

1. Определяются емкости, в которых должна перевозиться казна: сумки из оленьей кожи и деревянные ящики для пушнины, в зависимости от ее ценности, и холщовые мешки, сумки и бочки для кости: «ленская соболиная казна и всякая мяхкая рухлядь збору нынешнего 170 году и доимочная прошлых годов из съезжей избы ясачной и поминочной и десятиной соболиной мяхкой рухляди в семидесяти одной суме оленьи..., а в ящиках деревяных головные сороки и одинцы, а лисицы в сороке в одном, мехах холщевых да в восьми бочках, и в дват-цати сумах кости рыбья зуба». Все места для хранения опечатывались «Ленского Якутцкого острогу печатью». С. Дежнев вез казну «в ящике деревянном, да в сороки семи сум(ех) в оленьих и в яловичных, да в дватцати в пяти мехах холщевых великого государя за печатью Якутского острогу» (1670) [14].

2. С казной отправлялся достаточно значительный отряд из служилых людей во главе с сыном боярским. В рассмотренном случае их, не считая руководителя, было 17 человек, что значительно превышало количество сопровождающих казну из северо-восточных зимовий в Якутск. К пушнине были приставлены таможенные целовальники из числа торговых людей - Иван Павлов и Юрий Щепеткин, а к кости - Филип Данилов Лалетин и Томил Ел-фимов Сысолетин. Эти целовальники приняли казну в Якутске и должны были отдать в Москве. Также отряд сопровождали промышленные люди «для работы и провожанья». С. Дежневу «для береженья в провожатых за тою великого государя казною до Москвы даны Якутцкого острогу служилых людей 9 человек. Да с той же великого государя казны ныне уприему и на Москве для отдачи посланы с ним же, Семеном, два человека целовальников торговых людей» (1670) [14].

3. Определялся темп хода, фактически без остановки: «итти днем и ночью наспех, не приставая к берегу ни на один час, а из судов на бечеве великого государя под соболиного казною служилым и промышленым людем быть днем и ночью по переменам, а в перемене б было человек по десять и больши, кем бы мочно итти без мешкоты, по скольку человек

пригоже, смотря по нынешнему верховому водяному пути».

4. Предполагалась организация караульной службы: «служилых людей, которые будут у ... соболиной казны ночью не в работе, велеть им караулить на судне по переменно по скольку человек пригоже. А оружие б у них, служилых и у промышленых людей, заряжено без пре-стани было на готове, чтоб над тою ... соболиного казною и над теми служилыми, и над целовальники, и над промышлеными людьми, пришед безвестно, государевы изменники воровские люди браты и мунгалы, и якуты, и тунгусы, какова дурна не учинили».

5. При нападении врага отражать его должны были все, включая таможенных целовальников. Предписывалось вести бой с судов, забрав с берега легкими судами людей, тянущих бечеву: «а будет какие воровские братцкие люди или какие иноземцы великого государя на казну и на них служилых людей и на целовальников и на промышленых каким воровским умыслом напуск учинят и битца с ними станут, и ему, Ивану, и служилым людем и целовальником, и промышленным людем с теми воровскими иноземца ыбитца, не щадя головы своей, до смерти и над теми воровскими людьми промышлять всякими мерами, как бог помощи подаст. А будет у тех воровских людей встреча и бой учинитца на воде, и ему, Ивану, с товарищи промышленых людей, которые будут на бечеве, уберечь к себе на суды, в лехких судах тотчас перевесть; а судами к берегу не приставать и битца с теми братцкими воровскими людьми и над ними промышлять как бог помощи подаст, чтоб им великого государя казну и себя от таких воровских иноземцов оберечь и за то себя видеть от великого государя в милостивой жалованье и призренье».

6. Важной являлась остановка в Усть-Кутском остроге, находившемся на пересечении транспортных путей таможенном центре. Особенно правительство опасалось бурятов («братских людей») и приказывало «прежде пути на усть Куте» расспрашивать верхоленских служилых людей и тунгусов «не чают ли немирных братцких воровских людей войною приходу; и будет про тех воинских братцких людей по роспросу и проведав подлинно приходу чают, братцких людей, жить с великим береженьем, не распуская промышленых людей всех ... и служилым, и промышленным людем, у которых пищалей не будет, велеть быть с луками и копьи, всем готовым. И будет приход тех братцких людей, и ... служилыми людьми седеть от тех воинских людей в осаде и с ними,

А

Рис.2. Передвижение судов по сибирским рекам. Миниатюры из Ремезовской летописи. XVII век

братцкими людьми, потому ж битца, не выходя из острогу, и радеть и промышлять сколько милосердный бог помощи подаст, чтоб од-нолично ту великого государя соболиную казну и себя от тех братцких воинских воровских людей уберечь и к великому государю к Москве в целости здорово довести».

В Усть-Кутском остроге сдавались суда и судовые снасти, а брались подводы «на Ленском волоку», на которых отправлялись в путь «не мешкая» если не угрожала опасность. Сыну боярскому и целовальникам строго наказывалось беречь пушнину от порчи: «а едучи ему, Ивану, с служилыми людьми и с целовальники через волок, великого государя соболиной казны досматривать почасту, чтоб... соболиной казны сысподу грязью, а сверху дождем не подмочило и порухи не учинило».

7. Проехав по Ленскому волоку до Илимского острога, отряд пересаживался на суда и плыл до Енисейского острога, где снова пересаживался на подводы и «не измешкав ни одного часу» ехал до Маковского волока. Путь сопровождался получением и представлением начальным людям различных подорожных грамот, определяющих действия местных властей по отношению к едущим. Они должны были снабжать посланцев судами и подводами «безо всякого мотчанья», то есть без задержки. Если же кто-то из воевод по какой-то причине отказывал, то следовало «воеводу... являть на гостине дворе и у посадских людей и по приходе роздать письменные явки, и к стольнику и воеводе к Ивану Федоровичю Большому Голенищеву-Ку-тузову (якутскому воеводе, отправившего государственную казну - Авт.) о том для ведома с ездоки отписать».

8. Довезенная до Маковского острога государственная казна перекладывалась на дощеник и далее перемещалась по четко обозначенному маршруту: «Кетью рекою до Кетцкого острогу, а от Кетцкого острогу до Оби реки и Обью

рекою до Нарыму и до Сургута и до Иртиш-ского устья и вверх по Иртишу в Тоболеск, а и с Тобольска до Тюмени и до Туринского и с Туринского до Верхотурья через Верхотурский волок и рускими городами и до Москвы».

9. На указанном выше маршруте местность была более обжита и безопасна. Прописывались также общие принципы передвижения и сохранения казны:

- ехать «днем и ночью безо всякой мешкоты»;

- подводы под казну «имать по подорожной»;

- брать провожатых «от города до города по-сколько человек пригоже»;

- «едучи дорогою, в городех и в селех, и в деревнях на дворех, и на станех... казною стоять с великим береженьем и караули ... у казны были беспрестанные, чтоб над ево великого государя соболиною казною какие воровские люди какова дурна не учинили и, сум подрезав, не покрали»;

- при задержке местными властями «в подводах или за провожатыми ... в городех воеводам и дьяком говорити, ... ленской соболиной казны не держали и отпущали к великому государю, к Москве везде без задержанья и ... в задержаньи порухи не учинили».

10. Отдельно прописывались запреты для якутских служилых людей, сопровождавших казну: «смотреть и беречь накрепко, чтоб они в городех и в селех, и на ямах, и по слободам не воровали и по кабакам не пили и не бражничали и зернью и карты не играли и... дурна великого государя над казною... и меж себя ни в чем не чинили. А будет хто и с тех служилых людей с тою великого государя соболиною казною, едучи... к Москве, по городам и по ямам, и по слободам, и по селам, и по деревням учнут бражничать и воровать, и грабить, и зернью и карты играть, и... великого государя под соболиною казною учнут не береженье держать ... тех служилых людей, . смотря по вине, бить батоги нещадно». Тех же кто «унять себя от того дурна не дадут» предполагалось «отдавать в городех воеводам и бить челом о том, чтоб они, воеводы, ... тех воров, велели посадить в тюрьму и из тюрьмы отослали их в Якутцкой с кем пригоже».

Предписывалось, чтобы «ясачным людем в юртах грабления не было, ехать к великому государю к Москве не оплошно, наскоре безо всякого мотчанья».

Впрочем, строго указывалось и руководителю экспедиции к «служилым людем без вины не приметыватца и налоги и обиды ни в чем никому никаким людем не чинить и по городам великого государя с казною нигде простою не было».

11. В конце документа еще раз подчеркивалась большая ответственность сопровождающих казну за любые задержки и утраты: «с казною поедут мешкотно и оплошно и тою их оплошкою . над казною учинитца какое дурно или в проезде мешкота, ... быти от великого государя... в великом наказанье» [15].

Необходимо отметить, что когда отряд сына боярского Ивана Ерастова задержался в пути на реке Лене, якутский воевода писал (1662), что люди Ерастова «промышленые люди, которые посланы с тобою, и те сшедши с судов, по кустам поставя майданы, играют зернью, а ты, Иван, того не смотришь, от воровства не унимаешь и з кустов на суды не зазываешь и великого государя казне и поспешенью не радеешь и делаешь не по указу великого государя и не по наказной памяти... Ивану, за то быть от великого государя в жестоком наказанье и в смертной казни» [16].

Итак, подведем итоги:

1. Перемещение таможенной казны, состоявшей из сборов пушниной, моржовой костью и деньгами, осуществлялось в два основных этапа: из северо-восточных острогов и зимовий в Якутск и из Якутска в Москву.

2. Посылка десятинной казны в Якутск совмещалась с посылкой ясачной казны.

3. Ответственность за доставку груза часто возлагалась на промышленных и торговых людей, так как служилых людей в северо-восточном регионе было мало. Ответственным за доставку казны людям составлялась подробная роспись.

4. Сопровождавшим казну людям предписывалось беречь ее от намокания (наиболее актуальное требование для хранения пушнины), потери, пожара, утопления, нападения врагов. Одним из наиболее важных требований было не оставлять казну, если корабли замерзнут во льдах, что случалось довольно часто.

5. Пушнина раскладывалась в специальные сумки из шкур животных, перечень которых записывался в специальную «сумную роспись».

6. С казной отправлялась учетная документация, содержавшая сведения о всех доходах и расходах за прошедший год. Ее вез специально назначенный и ответственный за нее человек.

7. При замене таможенного целовальника казну до Якутска сменяемый сопровождал лично.

8. Казну доставляли на кочах, выходивших в путь летом вдоль берега. Главной задачей было пройти основную часть дороги до сентябрьских заморозков, когда возникала опасность затеряться во льдах.

9. В случае задержки в пути первой в Якутск доставлялась пушнина, которая могла испортиться,

а тяжелая по весу кость оставлялась на базах. Для этого обычно строили амбары, в них казна лежала до потепления и момента начала судоходства.

10. Пришедшую в Якутск казну принимали в таможенной избе, прикрепив к ней нескольких целовальников.

11. Прибывавшая в Якутск моржовая кость забиралась полностью «на государя» вне зависимости от уплаты за нее таможенных сборов и отделения десятой части. Взамен ее людям выплачивались деньги по установленной цене, но так как денег в казне не было, происходила значительная задолженность государства перед промышленниками. Безмен, которым взвешивалась кость, отправлялся в Москву для того, чтобы исключить несоответствие заявленного веса с фактическим, так как разные безмены в силу их технических погрешностей могли показать разный результат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. В Москву казна обычно доставлялась по рекам. Дорога занимала в среднем полтора-два года пути.

13. Казна перевозилась в сумках из оленьей кожи и деревянных ящиках для пушнины, а также холщовых мешках, сумках и бочках для кости.

14. Казну сопровождал значительный по меркам Сибири отряд из служилых людей во главе с сыном боярским. К таможенным сборам приставлялись несколько якутских таможенных целовальников из числа торговых людей.

15. Идти с казной предписывалось без остановки. При нападении врага отражать его должны были все, включая таможенных целовальников.

16. От Верхотурья до Москвы значительную часть пути двигались на подводах, выделяемых вместе с провожатыми по подорожной грамоте в различных населенных пунктах. Велась круглосуточная охрана от разбойников.

17. Для сибирских служилых людей, сопровождавших казну, существовали строгие нормы поведения в городах и селах европейской России - запрет на посещение кабаков, пьянство и азартные игры.

18. Глава отряда и его рядовые участники несли строгое наказание (вплоть до смертной казни) за любые задержки и утрату казны.

Таким образом, с целью предотвращения каких-либо потерь процесс доставки казны (в том числе таможенной) был детально разработан, включая моменты руководства доставкой казны, ответственности за нее, учета, хранения и перемещения. Эта система мер, применяемая на протяжении десятков лет, практически не давала сбоев.

Библиографический список:

1. Багрин Е.А., Баринова О.В., Лагун А.В. Таможенная служба на Северо-Востоке России (1630-1660-е годы) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 128 -138.

2. Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке. Л.: Изд-во Главсевморпути. URL: http://www.booksite. ru/fulltext/russ_america/02_30.html.

3. Из наказной памяти якутского воеводы Василия Пушкина сыну боярскому Василию Власьеву и целовальнику Кириллу Коткину о поездке на реку Колыму// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востокеАзии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 12.

4. Отписка казачьего пятидесятника Ивана Реброва и таможенного целовальника Василия Клеунова якутскому воеводе Ивану Акинфову о прибытии их на Колыму, о сборе ясака, о принятии на государеву службу охочих торговых людей и о других делах // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 80.

5. Отписка якутскому воеводе Василию Пушкину колымских приказного сына боярского Василия Власьева и целовальника Кирилла Кошкина о сборе таможенной пошлины и о пересылке ее на Лену с служилыми, торговыми и промышленными людьми, с приложением именной росписи провожатым // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 68.

6. Отписка бывшего таможенного целовальника Анадыря Ивана Онтропьева воеводе М. О. Кравкову о посылке в Якутск таможенного сбора с казачьим пятидесятником Иваном Тобольским и на «спаском» коче с казаком Василием Даурским// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 129.

7. Из отписки казачьего пятидесятника Петра Аксен-тьева якутскому воеводе князю Ивану Борятинско-му о посылке из трех зимовий реки Колымы ясачных соболей, десятинной казны и денег с книгами и о другом // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпу-ти, 1949. Док. 123.

8. Отписка целовальника Петра Новоселова с товарищами якутскому воеводе Василию Пушкину о походе с Колымы на Лену по морю с ясачной и десятинной соболиной казной // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсев-морпути, 1949. Док. 17.

9. Наказная память якутского воеводы Ивана Большого Голенищева-Кутузова казачьему пятидесятнику якутского острога Григорию Татаринову о немедленной отправке соболиной и костяной казны и «анадырского чертежа» из Жиганска, куда они доставлены по морю с Колымы // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпу-ти, 1949. Док. 114.

10. «Явочная» челобитная промышленного человека Якова Яковлева царю Алексею Михайловичу о покраже его имущества во время морского плавания с Индигирки на Лену// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпу-ти, 1949. Док. 100.

11. Отписка якутского воеводы Ивана Большого Голени-щева-Кутузова в Москву о прибытии с рек Анадыря и Колымы служилых людей Ивана Ерастова и Семена Дежнева с товарищами, о привозе кости «рыбьего зуба» и об отсылке ее в Сибирский приказ с служилым человеком Семеном Дежневым// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 41.

12. Из отписки служилого человека Семена Сорокоумова якутскому воеводе князю Ивану Борятинскому с реки Яны о неудачном плаваньи с государевой казной от устья Индигирки «до Узкого Шару»// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 117.

13. Отписка якутского воеводы Дмитрия Франсбекова царю Алексею Михайловичу о доставке с Колымы костяной моржовой казны и о посылке на море для

розыска новых рек и промысла «рыбьего зуба» охочего служилого человека Юрия Селиверстова // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 71.

14. Память якутского воеводы князя Ивана Борятинско-го казачьему атаману Семену Дежневу о доставке в Москву ясачной соболиной казны и мягкой рухляди с именной росписью провожатых // Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 53.

15. Наказная память якутского воеводы Ивана Большого Голенищева-Кутузова сыну боярскому Ивану Ерас-тову с товарищами, в том числе енисейскому казаку Семену Дежневу, о доставке в Москву соболиной ясачной, десятинной и костяной казны// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 43.

16. Из наказной памяти якутского воеводы Ивана Голе-нищева-Кутузова сыну боярскому Ивану Ерастову, целовальникам Ивану Павлову и Юрию Щепеткину, «да костяные казны Сеньке Дежневу» с выговором за медленное продвижение по Лене и приказом тотчас выйти в дорогу с государевой казной// Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке / сост. М.И.Белов. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. Док. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.