Научная статья на тему 'Таможенная политика современного российского государства и ее отражение в Конституции Российской Федерации'

Таможенная политика современного российского государства и ее отражение в Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
877
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкина О. В.

В статье уделяется особое внимание вопросу определения места и содержания таможенной политики в современном российском государстве. Дана детальная характеристика конституционным принципам таможенной политики. В результате автор приходит к выводу, что в настоящее время именно таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Российской Федерации и служит целям гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The customs policy of the modern russian state and its reflection in the constitution of the russian federation

In article particular attention is given to a question of definition of a place and the maintenance of a customs policy in the modern Russian state. The detailed characteristic is given the constitutional principles of a customs policy. As a result the author comes to a conclusion that now the customs policy, being a component internal and state foreign policy, defines main objectives, problems and functions of customs business in the Russian Federation and serves the purposes of harmonisation and unification with norms of international law and the standard international practice.

Текст научной работы на тему «Таможенная политика современного российского государства и ее отражение в Конституции Российской Федерации»

ПРАВО

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гречкина О.В.

В статье уделяется особое внимание вопросу определения места и содержания таможенной политики в современном российском государстве. Дана детальная характеристика конституционным принципам таможенной политики. В результате автор приходит к выводу, что в настоящее время именно таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Российской Федерации и служит целям гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

THE CUSTOMS POLICY OF THE MODERN RUSSIAN STATE AND ITS REFLECTION IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION Grechkina O.V.

In article particular attention is given to a question of definition of a place and the maintenance of a customs policy in the modern Russian state. The detailed characteristic is given the constitutional principles of a customs policy. As a result the author comes to a conclusion that now the customs policy, being a component internal and state foreign policy, defines main objectives, problems and functions of customs business in the Russian Federation and serves the purposes of harmonisation and unification with norms of international law and the standard international practice.

Вопросу определения места и содержания таможенной политики в среде ученых-юристов всегда уделялось достаточное внимание, поскольку именно таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в России. В свою очередь таможенное дело есть тот инструмент, посредством которого реализуется таможенная политика в Российской Федерации.

В действующем Таможенном кодексе таможенное дело определяется как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешне-

торговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Здесь, как видим, в нарушение преемственности положений предыдущего таможенного законодательства законодатель не упоминает таможенную политику во взаимосвязи с таможенным делом.

Думается, что исключение такого понятия, как таможенная политика, из положений Таможенного кодекса Российской Федерации не отражает реалий современной политики российского государства, поскольку таможенная политика всегда была тесно связана с государственной. В настоящее время именно таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет основные цели, задачи и функции тамо-

женного дела в России. А таможенное дело как раз и есть тот инструмент, посредством которого осуществляется таможенная политика в Российской Федерации.

Между тем вопросу определения места и содержания таможенной политики всегда уделялось достаточное внимание. Так, в первой статье Таможенного кодекса СССР 1991 года отмечалось, что «порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенные обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики» составляют таможенное дело.

В первой статье Таможенного кодекса РФ 1993 года содержалось такое определение: «Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь».

По мнению Б.Н. Габричидзе, данное определение вызывает некоторые сомнения и вопросы, поскольку здесь наблюдается наличие среди составляющих таможенного дела столь обобщенного и многопланового понятия, как таможенная политика, и одновременно относительно частных, хотя и весьма важных, таможенных инструментов и рычагов, таких, как порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и «других средств проведения» таможенной политики в жизнь [1].

Оценивая нормы Таможенного кодекса 1993 года, Д.Н. Бахрах и С.В. Кивалов отмечают, что такой подход представляется более удачным. Таможенное дело - это, прежде всего, разработка таможенной политики, а затем создание и использование надежного инструментария ее реализации [2].

Некоторые ученые, ссылаясь на то, что Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года рассматривал таможенную политику как составную часть проводимой государством внешней и внутренней политики, утверждали, что политика не может быть вторичной по отношению к таможенному делу, которое является инструментом проводимой государством таможенной политики [3].

По мнению других ученых, таможенная политика представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта), поскольку ее важнейшие, качественные характеристики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности [4].

В настоящее время нет единого подхода к понятию таможенной политики. Думается все же, что само понятие таможенной политики охватывает более широкий спектр государственной деятельности и включает в себя как регулирование внешнеторговой деятельности, так и деятельность в сфере таможенного дела внутри страны.

Вместе с тем действующий Таможенный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, как таможенная политика. Однако анализ положений ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что законодатель закрепляет здесь две основные составляющие таможенной политики: таможенное регулирование и таможенное дело.

Деятельность государственных органов в сфере таможенного дела разграничена на таможенное регулирование и на собственно осуществление таможенного дела. При этом таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации, а общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на основании и во ис-

Гречкина О.В.

полнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Непосредственную же реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации обеспечивает Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба.

Значительный блок вопросов, входящих в сферу таможенного дела, относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К ним, в частности, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации относятся: деятельность по установлению общих принципов налогообложения сборов в Российской Федерации и координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Компетенция Российской Федерации и ее субъектов по этим вопросам определена положениями статьи 76 Конституции Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Утверждая верховенство федерального закона над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 106) устанавливает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам таможен-

ного регулирования. Представляется, что данный механизм позволит обеспечить соблюдение в таможенной политике интересов как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов.

Реализация принципа единства таможенной территории и границ Российской Федерации базируется, прежде всего, на конституционных положениях. Устанавливая единство экономического пространства (часть 1 статьи 8), Конституция Российской Федерации определяет пределы таможенного регулирования. Так, часть 1 статьи 74 предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единые таможенные территории и границы в таможенной политике предполагают единое организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и в пространстве. Действие таможенной политики в пространстве ограничивается пределами соответствующей территории.

Необходимо отметить, что Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года содержал понятие таможенной территории, которое по некоторым признакам не совпадает с понятием государственной территории, что вызывало в ходе работы над проектом действующего Таможенного кодекса высказывание утверждений об отсутствии как таможенной территории, так и таможенной границы. Согласно действующему таможенному законодательству, таможенная территория включает в себя территории свободных таможенных зон и свободных складов. Однако Таможенный кодекс, совмещая таможенную территорию с государственной территорией, тем не менее определяет статус товаров, находящихся на территории особых экономических зон, как находящихся вне таможенной территории Российской Федерации.

Утверждая Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, Советом глав государств СНГ в 1995 году был принят нормативный документ, в котором положения о таможенной территории и таможенной границе государств полностью согласуются с положениями действующего Таможенного кодекса Российской Федерации [5].

Понятие таможенной границы в Таможенном кодексе не претерпело изменений. Таможенная граница определяется как пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, и пределы территорий особых экономических зон.

Другой основополагающий принцип таможенной политики Российской Федерации - принцип законности и ответственности, он также имеет конституционное закрепление. Данный принцип предполагает, что порядок и правила, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, должны базироваться на законах Российской Федерации и нормах международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 8 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, устанавливая приоритет международного договора, полностью воспроизводит именно это положение Конституции Российской Федерации.

Здесь следует отметить, что, стремясь обеспечить совместимость таможенных процедур, разработчики действующего Таможенного кодекса Российской Федерации в значительной степени опирались на международно-правовую базу таможенного дела. Оценивая новое таможенное законодательство, в послесловии к законодательному документу председатель Государственного таможенного комитета М.В. Ванин отметил, что «мы свое законодательство и основывали на действующем европейском Таможенном кодексе, брали основные его принципы, положения, философию этого законодательства. Мы восприняли и инкорпорировали их в наш Таможенный кодекс» [6].

С названным конституционным принципом непосредственно связан и принцип строгого соблюдения прав и свобод граждан (статья 17 Конституции Российской Федерации), который гарантирован, например, правом обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящем таможенном органе, прокуратуре, суде (статьи 45, 46 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 10, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), а также правом требования от таможенной службы возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Расширение принципов гласности и общедоступности таможенного законодательства - это показатели нового подхода и современного состояния информационно-правовой характеристики таможенной политики.

Принцип демократизма таможенной политики проявляется, в частности, в закреплении для всех лиц на равных основаниях права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (статья 12 Таможенного кодекса); обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в облас-

Гречкина О.В.

ти таможенного дела, - доводить до сведения населения правовые акты, принятые этим органом, а также акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела путем опубликования в своих официальных изданиях (часть 3 статьи 24 Таможенного кодекса); права на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (глава 7 Таможенного кодекса).

Принцип защиты экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности выражается в приоритетности экономических мер государственного регулирования в сфере таможенного дела. Конституционные основы, гарантируя свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8), вместе с тем с помощью таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и мер экономической политики регламентируют деятельность субъектов. В развитие конституционных положений Таможенный кодекс Российской Федерации (статьи 7, 13) закрепляет полномочия таможенных органов по применению мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле. В равной мере соблюдение этих правил относит-

ся и к участникам внешнеэкономической деятельности. Лица, реализуя право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, должны соблюдать запреты и ограничения при перемещении через таможенную границу (статья 13 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Таможенный кодекс, закрепляя положение части 1 статьи 15, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации [7], определяет для участников внешнеэкономической деятельности обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров (статья 16) и предоставлению гарантий надлежащего исполнения этих обязанностей (статья 17).

Представляется, что действующая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, закрепляя основные принципы таможенной политики, в сравнении с предыдущим таможенным законодательством в целом дает более четкое определение правоотношений исключительно по таможенному делу, что позволяет характеризовать действующий Таможенный кодекс как закон прямого действия, нормы которого в большей степени соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и целям гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г абричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для ВУЗов. М .: Издательская группа ИНФРА.М - НОРМА, 1997.

2. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург: Диамант, 1995.

3. Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. Ноздрачев А.Ф. М.: Юристъ, 1998.

5. Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества независимых Государств, приняты Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г.

18

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

6. Ванин М.В. Новый Таможенный кодекс - документ развитых мировых демократий. Российская газета. Ведомственное приложение «Российская Бизнес-газета», 3 июня 2003.

7. Неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации были нормы Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года положение части 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, признано соответствующим Конституции Российской Федерации. В других случаях (Постановление от 27 апреля 2001 года, Определение от 27 ноября 2001 года) Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая нормы Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, ссылался на часть 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года как на норму, соответствующую Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.