Научная статья на тему 'Тамбовская епархия в 1927-1937 гг. : структура управления, положение епископов, священно- и церковнослужителей'

Тамбовская епархия в 1927-1937 гг. : структура управления, положение епископов, священно- и церковнослужителей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ И ШАЦКАЯ ЕПАРХИИ / ВИКАРИАТСТВО / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / TAMBOV AND SHATSKY DIOCESE / VIKARIATSTVO / PARISH CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

В статье рассматривается актуальный для историков и одновременно малоизученный период истории Русской православной церкви 1927-1937 гг. на примере одной из епархий Центрального Черноземья Тамбовской и Шацкой. Автор детально раскрыл положение в структуре управления епархии, статус епископов, положение священнои церковнослужителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV DIOCESE IN 1927-1937S: MANAGEMENT STRUCTURE, POSITION OF BISHOPS, SACRED- AND CLERGYMEN

In article the actual for historians and simultaneously little studied period of history of Russian Orthodox Church in Russia of 1927-1937s on an example of one of dioceses of the Central Chernozem region Tambov and Shatsky is considered. The author has opened real position in structure of management of diocese, status of bishops, sacred clergymen.

Текст научной работы на тему «Тамбовская епархия в 1927-1937 гг. : структура управления, положение епископов, священно- и церковнослужителей»

УДК 262.12+94(470)

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1927-1937 гг.: СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕ ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ

© Светлана Александровна ТАРАСОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, и. о. начальника отдела повышения квалификации научно-педагогического персонала, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальный для историков и одновременно малоизученный период истории Русской православной церкви 1927-1937 гг. на примере одной из епархий Центрального Черноземья - Тамбовской и Шацкой. Автор детально раскрыл положение в структуре управления епархии, статус епископов, положение священно- и церковнослужителей.

Ключевые слова: Тамбовская и Шацкая епархии; викариатство; приходское духовенство.

Перед современными историками Русской православной церкви на Тамбовщине стоит выполнение непростой программы -рассказать об истории епархии с 1682 г., охватить буквально все стороны епархиальной жизни, ведь за более чем трехсотлетнюю историю существования епархии единого труда, в котором были бы осмыслены основные

вехи и пути развития религиозной жизни, не появилось.

Одним из периодов истории епархии до настоящего времени, оставшимся ее «белым пятном», является временной промежуток с конца 1920-х и 1930-е гг. Это период, когда была фактически уничтожена епархия как церковно-административное объединение,

физическим и духовным испытаниям под-

верглись массы людей, причастных Церкви, были разрушены храмы и осквернены святыни, но не уничтожена православная вера.

Эта волна начала свое движение в начале 1920-х гг., когда был принят официально (датирован 23 января/5 февраля 1918 г.) Декрет «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви». Лидеры государства и партии уделяли значительное внимание вопросам религии и Церкви, создав специально контролирующую все подвижки в этой среде Антирелигиозную комиссию (существовавшую с 1922 г. как Комиссия по проведению отделения Церкви от государства). Эта комиссия действовала до ноября 1929 г. Затем рассмотрение вопросов антирелигиозной политики перешло в ведение Постоянной комиссии по вопросам культов при ВЦИКе. С

1934 г. Комиссия действовала при Президиуме ЦИК СССР. В апреле 1938 г. комиссия была упразднена; к тому времени религиозные вопросы перешли в исключительную компетенцию НКВД.

На пути к очередному наступлению на Церковь государственными органами было принято к действию несколько важных документов, по сути неизменявших политики ликвидации организованной религиозной жизни в стране. Речь идет о циркуляре «О мерах по усилению антирелигиозной работы» с пометкой «совершенно секретно», принятых в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. и Инструкции НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений» от 1 октября 1929 г., также новой редакции ст. 4 Конституции РСФСР, принятой в мае 1929 г., и постановлении правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» 15 февраля 1930 г. Все это послужило нормативно-правовой базой, регулирующей фактически бесправный статус Православной церкви, ее служителей и верующих.

В 1927 г. по ходатайству перед органами НКВД митрополита Сергия (Старогородского) было созвано совещание епископов, на котором был образован Временный патриарший Священный синод. Положение «временного» было зафиксировано в выданной органами справке о его регистрации. Синод считался вспомогательным органом и, по

сути, был таковым, осуществляя до 1935 г. в помощь заместителю патриаршего местоблюстителя Сергию административную, судебную, издательскую деятельность. Орган рассматривал вопросы открытия новых и существования прежних епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, церковного брака, исповеди, а также богослужебных вопросов. Издательская деятельность выражалась в ряде важнейших актов церковной власти (публиковавшихся в Журнале Московской патриархии), которыми определялись позиция Церкви в отношениях с властью, с внутренними неурядицами (прежде всего расколами), с Поместными православными церквами и др. [1]. Около 40 архиереев отказались от такого административного подчинения, считая позицию компромиссов с властью не совсем подходящей, не учитывающей всех реальных обстоятельств церковной жизни.

С 1923 г. в подчинении Русской православной церкви находилось 74 епархии, разделявшиеся, в свою очередь, на благочиния в среднем по 10 церквей в каждом. В связи с территориально-административными изменениями в государстве в конце 1920-х -1930-е гг. возникла необходимость внести коррективы в епархиальное управление. Одним из важных шагов в этом направлении стало принятие Положения об областных преосвященных 12 марта 1934 г., шедшее во исполнение постановления Поместного собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах. Согласно данному документу, были созданы церковные области в составе нескольких епархий. Так, с вхождением центральноземледельческих губерний России (Курской, Воронежской, Тамбовской и Орловской) в состав единой Центрально-Черноземной области с центром в Воронеже на их территории была образована единая церковная область с тем же, что и у административнотерриториальной единицы управленческим центром. Однако областные епископы с нововведением не приобретали сан митрополита, что предусматривало определение Поместного собора [1]. В территориальный состав церковной области входило несколько епархий, в их числе Тамбовская, которая в источниках и литературе имеет различные наименования «Тамбовская и Шацкая», «Тамбовская и Козловская», «Тамбовская и Мичу-

ринская». Однако в церковной исторической литературе фигурирует наименование Тамбовской епархии как «Тамбовская и Шацкая» до 1936 г. Сложность дачи конкретного определения связана с постоянной переменой в епархиальных границах периода конца 1920-х - 1930-х гг. Известно, что на период 1927 г. Тамбовская епархия имела в подчинении Козловское, Моршанское, Темников-ское, Шацкое викариатства. Кирсановское викариатсво, существовавшее с 1923 г., было упразднено в 1926 г. В 1929 г. Шацкое вика-риатство перешло в подчинение рязанских архиереев. Темниковское, также находившееся в подчинении Тамбовской епархии с 1923 г., в 1934 г. стало называться викариат-ством Саранской епархии, так как Синод свел воедино фактическое и юридическое состояние округа учреждением автономной Саранской епархии в границах Мордовской АССР [2]. К 1937 г. Тамбовская епархия фактически перестала существовать, т. к. были арестованы все управляющие епископы, в т. ч. викарные, а новые к этому моменту не стали назначаться.

Аресты, частые перемещения архиереев с кафедры на кафедру, продиктованные органами НКВД, в 1930-е гг. вошли в обычную практику. Частая смена главы епархии происходила также на Тамбовской земле после очередного ареста, заключения или ссылки предшествующего архиерея. Так, во время пребывания на Тамбовской кафедре в период с декабря 1926 по 29 июня 1927 г. епископ Козловский, временно управляющий Тамбовской епархией Алексий (Буй) в течение шести месяцев находился в Бутырской тюрьме Москвы (с 1927 г. - управляющий Воронежской епархией с сохранением в должности Козловского викария); Вассиан (Пятницкий), епископ Козловский, временно управляющий Тамбовской епархией, 19301935 гг. - архиепископ Тамбовский, Козловский и Шацкий, в 1930-1931 гг. находился под арестом по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной деятельности»;

управлявший с февраля 1936 г. Тамбовской и Мичуринской кафедрой архиепископ Венедикт (Алентов) был арестован в 1937 г. Единственный в эти годы управляющий архиепископ Тамбовский Серафим (Мещеря-

ков)1 уже прибыл на Тамбовскую кафедру с Соловков, где находился с 1925 г.

Согласно «Определению о викарных епископах» от 2 апреля 1918 г. под общим руководством епархиального архиерея на правах самостоятельных епископов должны были находиться викарные епископы, в управление которым давались отдельные части епархии. Эти епископы должны были также входить в круг дел епархиального управления [3]. Местом их служения определялись города, по которым они титуловались. Так, в Тамбовской епархии существовали Моршанское (1923-1933 г.), Козловское (до 1930 г., после переименования города в Мичуринск в 1932 г. было названо соответственно) и Темниковское (1923-1934 гг.) ви-кариатства. Епископы, управлявшие этими пределами, формально были викариями Тамбовского архиерея, однако назначение получали из Москвы, т. к. процедура назначения кандидатур на управление епархиями с созданием Синода проходила через этот временный соборный орган. Согласно тому же «Определению», такое назначение должно было учитывать рекомендации правящего архиерея [4], а никак не с НКВД. Следует отметить тот факт, что практически во всех регионах страны в 1920-1930-е гг. викарным епископам приходилось замещать правящих архиереев, вследствие чего устройство епархиального управления с разделением епархии на округа во главе с викариями не функционировало, как это было заложено упомянутым выше «Определением о викарных епископах». На Тамбовщине такая практика существовала до 1930 г., когда пост временно управляющего епархией занимали сначала епископ Кирсановский Стефан (Гнедов-ский), с 1926 г. епископ Козловский Алексий (Буй), а с 1927 г. епископ Козловский Васси-ан (Пятницкий), принявший в 1930 г. Тамбовскую и Шацкую епархию уже в сане архиепископа.

В юрисдикции епархиальных архиереев находилось все приходское духовенство. Его ряды к началу 1930-х гг. внушительно поредели, это стало следствием репрессий и жесткого правового положения «служителей

1 Архиепископ Тамбовский Серафим (Мещеряков) управлял Тамбовской епархией в период с 29 июня 1927 г. по 28 января 1928 г.

культа»1. Статус «лишенец» не давало им избирательных прав и права вести хозяйственную и благотворительную деятельность. При этом с 1930 г. священники платили в казну 75 % со своих «нетрудовых доходов», к ним была причислена плата за отправление культа. До 1943 г. для них сохранялась высокая квартплата [5]. Ситуация с предъявлением жестких требований, порой чрезмерно увеличенными налогами на служителей религиозных культов существовала и на Тамбовщине. Так, приходилось выживать любым способом. В городах семьи священнослужителей снимали жилье, если это было возможно, ютились на квартирах бывших прихожан, находили приют у родственников. На сельских приходах могли снимать дом, где держали коз, из их пуха вязали теплые вещи (платки, носки, варежки), которые потом продавали перекупщикам и из полученных средств платили налоги [6, с. 38; 7, с. 19]. Для пропитания больших семей ходили в лес за ягодами, грибами, ловили рыбу. Кроме налога за отправление культа семья священнослужителя могла выплачивать еще и непосильный сбор при обложении церкви различными сельскохозяйственными и другими продуктами, а также специально хозяйственными сборами, например, на тракторизацию, индустриализацию, на покупку облигаций госзаймов и т. п., причем в принудительном порядке. Поясним: т. к. большая часть церквей к началу 1930-х гг. не имела хозяйства, то налог, естественно, распределялся на членов религиозной общины, куда входили семьи священно- и церковнослужителей. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий называл эти налоги «особым налогом на веру», ведь данные сборы шли сверх уплачиваемых верующими наравне с прочими гражданами налоговыми обложениями [8]. Несвоевременная выплата сверхналогов чаще всего приводила к конфискации имущества священника (его дома или крупного рогатого скота) и последующему за ней (конфискацией) аресту [9].

1 По Конституции РСФСР 1925 г. в ст. 69 п. «г» к служителям культов причислялись только те лица, которые входили в состав принтов и лично совершали обряды культов (епископы, священники, диаконы). Однако на практике к служителям культа часто относили православных псаломщиков, помогавших при богослужении, певчих и т. п.

Церковно- и священнослужителям как относящимся к категории «лишенцев» не полагалась также выдача продовольственных карточек, введенных в стране сначала на хлеб в 1929 г., а затем на основные продукты питания и непродовольственные товары в 1931 г. Они также были лишены государственного медицинского обслуживания. Дети священнослужителей не могли получить специальное среднее или высшее образование. Факты устраиваемых протекций через родственников (коммунистов и комсомольцев) четко отслеживались, о чем свидетельствуют отчеты райкомов ВЛКСМ и иные источники. Например, в одном из таких отчетов по Алгасовскому району сообщалось, что секретарь сельского совета с. Раево удочерил сестру жены (дочь священника), в результате чего произошла смена фамилии. Под новой фамилией дочь священника поступила в педагогический техникум [10, с. 58]. Даже религиозное воспитание родителями своих детей нередко каралось отбиранием детей государством и их передачей в интернаты [11;

12, с. 44], хотя официально в постановлении ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. такое обучение разрешалось [13]. Попыткой духовенства сохранить от гонений своих детей стало оформление фиктивных разводов со своими женами. В таком случае их дети официально переставали быть «лишенцами». Впрочем, реально эти действия не достигали цели, т. к. власти пристально наблюдали за детьми священства и скрыться от этой слежки было крайне трудно. Священный Синод в феврале 1929 г., когда вышел очередной номер ЖМП, в котором обычно печатались постановления, запретил такие фиктивные разводы как недопустимые в нравственном отношении и соблазняющие верующих [14]. В народное сознание вбивалась мысль о том, что «за рясой скрывается классовый враг. Церковники и сектанты - агенты кулаков и нэпманов» [10, с. 59].

Несмотря на данное обстоятельство, хиротонии во пресвитера на Тамбовщине продолжали совершаться. Так, архиепископ Вас-сиан (Пятницкий) совершил хиротонию во иерея в 1933 г. о. Аркадия Светозарова, в

1935 г. о. Иоанна Селянского и др. [15, с. 49].

После закрытия монастырей в 1920-е гг. монашествующие также стали социально чуждым элементом без определенного места

жительства. Хотя многие из них уезжали на свою родину, при этом сталкиваясь с многочисленными трудностями. Монашествующие упраздненных мужских монастырей часто устраивались служить на приход в качестве священников, насельницы женских обустраивали т. н. «общинки». Такое сестринское житие монахинь Тамбовского Вознесенского, Кирсановского Тихвинского, Мамонтова, Оржевского, Серафимо-Дивеевского женских монастырей было в городах Кирсанове, Моршанске, Тамбове, с. Старое Устье Мор-шанского р-на, с. Осиновые Гаи Гаврилов-ского района, с. Стежки и с. Советское Со-сновского района [16, с. 52, 53, 67]. Монахини проживали по несколько сестер в купленных ими домах, занимаясь рукоделием и возделыванием огорода, продолжая вести уставной образ жизни. Например, в Кирсанове было несколько таких общинок, общее руководство которыми осуществляла игумения Евгения (умерла около 1927 г.) [17]. Так же и в Моршанске, где инокини и монахини зарабатывали на жизнь тем, что стегали одеяла, готовили на заказ приданое и шили одежду [18, с. 86, 114].

Но известны случаи, когда насельники оставались близ монастыря, проживая в вырытых ими самими землянках без каких-либо удобств: земляные лежанки и земляной стол. Нередко они голодали. Так, например, жили и служили несколько монахов Александро-Невского монастыря под Кирсановом: старцы Иезекииль и иеросхимонах Алипий, иеромонах Нифонт (Чусов) [19].

Жесткий бесправный статус, требования властей, невозможность социального служения стали лишь прологом к обрушившейся на церковно- и священнослужителей всей мощи карательной машины. За период с 1929 по 1933 гг. подверглись арестам почти 40 тыс. церковно- и священнослужителей [20, с. 4243]. Сотни из них подверглись репрессиям на территории Тамбовской области. Часть обвиняемых по ст. 58 УК РСФСР отправлялась в лагеря Северного края, прежде всего, г. Архангельск, под г. Мурманск, в Сибирь или Казахстан. Как правило, они получали сроки 3, 5, 8, 10 лет. Сажали «за антисоветскую агитацию», «контрреволюционную

деятельность», «как социально опасный элемент». Таким репрессиям подверглись не только священно- и церковнослужители, но и

активно посещавшие храм прихожане, их семьи (жены, другие члены семьи) [7, с. 11-

15, 25; 16]. Открытое признание себя верующим человеком могло послужить тому, что человек мог лишиться работы.

В 1930-е гг. было сфабриковано несколько процессов против священнослужителей и верующих. Одним из них было дело об организации контрреволюционной церковно-монархической организации с. Ино-ковка Кирсановского района ЦЧО, следствие по которому шло в 1930-1931 гг. В материалах дела говорилось о тайном ее существовании с 1928 г. на квартире схимонахини Елены (Сезинцевой). Было арестовано 15 человек. Процесс курировался СО ОГПУ в г. Москве, т. к. эта организация якобы являлась филиалом ликвидированной в столице в это время группы под руководством иеродиакона Нестора (Николая Ниловича Пост-никова-Мясникова). Среди арестованных был и занимавший в это время епископское кресло Вассиан (Пятницкий), который «будучи осведомленным о данной организации не сообщил властям и дал разрешение на освящение «Подпольной церкви» [21].

Многих расстреливали. Современное здание областного управления МЧС, бывшее здание Тамбовского ГПУ (ул. Советская, 64), территория Казанского мужского монастыря, подвал СИЗО-1 (северная площадь), дворец бракосочетания (ул. Интернациональная, бывший дом адвоката Селезнева, где заседала полномочная комиссия ВЦИК РСФСР. В подвале находилась тюрьма), а также ряд других современных достопримечательностей в г. Тамбове стали местами расстрела приговоренных священников и верующих, которых затем хоронили на территории Ах-лябиновской Рощи, парке кардиологического санатория. Места массовых расстрелов и захоронений отмечены на картах городов Мичуринска (городское кладбище у Скорбя-щенской церкви) и Моршанска (площадь возле Троицкого собора; овраг «Рясловки» близ Куликовских бугров; сад купца Томилина; городское купеческое кладбище и др.) [20, с. 44].

Чтобы сохранить жизнь священнослужителям предлагался единственный призрачный шанс - публичное отречение от сана. Под страхом гонений родственники просили это сделать. Из воспоминаний дочери иерея

Валентина Ястебцева: «Когда в 1933 году папа вернулся из первой ссылки, как мы его просили, уговаривали, чтобы он отрекся от священнического сана. Ведь мы тогда пострадали все... Но отец сказал нам твердо: «Нет, дети, отказаться от сана священника -значит отказаться от Бога. Этого я сделать не могу» [7, с. 20]. Такой позиции придерживалось большинство служителей Православной церкви.

Таким образом, провозглашение отделения церкви от государства стало лишь декларацией, на практике обернувшейся сугубым вмешательством государства во внутрицер-ковную жизнь. Это проявлялось в перемещении епископов с кафедры на кафедру, осуществлении прямых репрессий в отношении церковно- и священнослужителей. Такая практика существовала в 1930-е гг. повсеместно, в т. ч. в Тамбовской и Шацкой епархии.

1. Цыпин В. (прот.) Временный Священный

синод // Седмица.РИ. Православная Энциклопедия. ИРЬ: http://www.pravenc.ru/

textZ155436.html (дата обращения: 9.04.2011).

2. Православие в Мордовском крае. Ч. 7 //

gidrm.ru. Все о Мордовии и Саранске. Саранск. ИРЬ: http://www.gidrm.ru/doc_2521.

Ыш1 (дата обращения: 30.05.2011).

3. Цыпин В.(прот.) Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк). 28 ноября 2006 г. // Седмица.РИ. Православная Энциклопедия. ИРЬ: http://pda. sedmitza.ru/text/432431.htm1 (дата обращения: 10.04.2011).

4. Священный Собор Православной Российской

Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 3. С. 42 // Седмица.РИ. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». ИРЬ: http://www.sedmitza.ru/

textZ884823.html (дата обращения: 21.04.2011).

5. Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Стра-городский): штрихи к портрету // Альфа и Омега М., 2002. № 1 (31), С. 136-163 // Pagez.ru. ИРЬ: http://www.pagez.ru/o1b/319.php (дата обращения: 8.05.2011).

6. Священник Сергей Николаевич Любомудров // Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 2008. № 9.

7. Свет миру. Жизнеописание протоиерея Валентина Петровича Ястребцева. Тамбов,

2008.

8. Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы. Сборник / сост. Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 1. С. 317-318

// Библиотека Якова Кротова. URL: http:// krotov. info/acts/20/1930/shtric_ 10. htm (дата

обращения: 22.04.2011).

9. Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Религиозное сопротивление крестьянства коллективизации и атеизации на Тамбовщине в 1929-193Q гг. // Град Кирсанов. URL: http:// www.grad-kirsanov.ru/author.php?id=ateizm (дата обращения: 24.04.2011).

10. Слезин АА. Союз воинствующих безбожников: тамбовский след // История Тамбовского края: век XX-й / под ред. А. А. Слезина. Тамбов, 2006.

11. Рябов П. Русская Православная Церковь

(РПЦ) в 1920-90-е годы. 23.10.2010 // Baku-nista! URL: http://bakunista.nadir.org/ in-

dex.php?option=com_content&task=view&id=3 95&Itemid=41 (дата обращения: 6.05.2011).

12. Житие иеросхимонаха Павла в западне российского безбожия. М., 2QQ3.

13. ВЦИК РСФСР. СНК РСФСР. Постановление от 8 апреля 1929 года. О религиозных объединениях // Утерянная империя. URL: http://lost-empire.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id= 15045&Itemid= 11 (дата обращения: 8.05.2011).

14. Журнал Московской Патриархии. 1931. № 3 // Библиотека Якова Кротова. URL: http:// krotov .info/acts/20/1930/1931_zh_m_p.html (дата обращения: 3.05.2011).

15. Кученкова В.А. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, 1998.

16. Тамбовский мартиролог (1917-1953 гг.) / под общ. ред. С. А. Чеботарева. Тамбов, 2007.

17. Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Тамбовское монашество в годы гонений. 1917-1991 гг. // История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица. URL: http://www. tambovdoc.ru/lektsii-po-istorii-eparhii/12-tambovskoe-monashestvo-v-godyi-goneniy-1917-1991-gg.php (дата обращения: 24.04.2011).

18. Озарнов И. Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельни-цах. К столетию основания. Моршанск, 2QQ2.

19. Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Святые источники Тамбовской Епархии в 1924-1927 гг. Святые источники Тамбовской Епархии в 1930-1960 гг. // Град Кирсанов. http://grad-kirsanov.ru/author.php?id=istochnik (дата обращения: 24.04.2011).

20. Сарычев А. (прот.) Репрессии 1930-х // ТЕВ.

2009. № 2 (14).

21. Вассиан (Пятницкий Владимир Васильевич)

// Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Факультет информатики и прикладной математики. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_

35Q

dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2J

MTdG6Xbu0cC5Ve80h60WDvy8heC0ee8YU

UeiUd8WgeC*UUelVe8jgd08ctmY* (дата об- Поступила в редакцию 20.06.2011 г.

ращения: 30.04.2011).

UDC 262.12+94(470)

TAMBOV DIOCESE IN 1927-1937S: MANAGEMENT STRUCTURE, POSITION OF BISHOPS, SACRED- AND CLERGYMEN

Svetlana Aleksandrovna TARASOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Deputy of Head of Qualification Rise of Scientific Pedagogical Staff Department, e-mail: [email protected]

In article the actual for historians and simultaneously little studied period of history of Russian Orthodox Church in Russia of 1927-1937s on an example of one of dioceses of the Central Chernozem region - Tambov and Shatsky - is considered. The author has opened real position in structure of management of diocese, status of bishops, sacred - clergymen.

Key words: Tambov and Shatsky diocese; vikariatstvo; parish clergy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.