Светлана Юрьевна Николаева - этномузыколог, заслуженный деятель искусств РК, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова
(Петрозаводск, Россия), istoki-nik@yandex. ru
Svetlana Y. Nikolaeva - ethnomusicologist, Honoured Art Worker of the Republic of Karelia, Associate Professor at the Finno-Ugric Music Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire
(Petrozavodsk, Russia), [email protected]
УДК 78.
DOI 10.61908/2413-0486.2023.34.2.1-12
ТАМАРА ВСЕВОЛОДОВНА КРАСНОПОЛЬСКАЯ: СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА, УЧЁНЫЙ-ФИННОУГРОВЕД
TAMARA V. KRASNOPOL SKAYA: SPECIALIST IN FOLKLORE, FINNO-UGRIC SCHOLAR
Аннотация
В данной статье автор рассматривает многогранную деятельность одного из крупнейших финноугроведов России - Т. В. Краснопольской, стоявшей у истоков создания этномузыкологической школы Карелии. Подробно освещена история собирания фольклорно-этнографических материалов на территории Карелии, которое было инициировано и организовано Краснопольской. Выделены ведущие аспекты её научной работы, заложившей основы для дальнейшего изучения музыкально-фольклорных традиций Карелии и Северо-Запада России.
Abstract
In the article, the author examines the multifaceted activities of one of the largest Finno-Ugric scholars of Russia - T. V. Krasnopolskaya, who stood at the origins of the creation of the ethnomusicological school of Karelia. The history of collecting folklore and ethnographic materials on the territory of Karelia, which was initiated and organized by Krasnopolskaya, is covered in detail. The leading aspects of her scientific
1
work, which laid the foundation for further study of the musical and folklore traditions of Karelia and the Northwest of Russia, are highlighted.
Ключевые слова: финноугроведение, собирание фольклорно-этнографических материалов, сборники народных песен, карельские причитания, межэтнические связи, междисциплинарные исследования
Keywords: Finno-Ugric studies, collecting folklore and ethnographic materials, collections of folk songs, Karelian lamentations, interethnic relations, interdisciplinary research
Тамара Всеволодовна Краснопольская внесла неоценимый вклад в становление музыкальной фольклористики Карелии и развитие отечественного финноугроведения. Её личность как учёного сформировалась в процессе многолетней деятельности по собиранию фольклорно-этнографических материалов, начатая ею в далеких 1960-х годах XX столетия.
Так, в 1969 году под руководством Т. В. Краснопольской состоялась первая фольклорная экспедиция Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории, куда Тамара Всеволодовна приехала в 1968 году после окончания консерватории в Харькове. Первый директор филиала - Георгий Ильич Лапчинский, тогдашний председатель Союза композиторов Карелии, предложил ей организовать чрезвычайно нужную республике фольклористическую деятельность. Краснопольская была молодым, полным сил энтузиастом, глубоко увлечённым народной музыкой, и смогла подключить к собирательской работе на территории Карелии многих студентов и молодых педагогов консерватории.
Спустя несколько лет, уже в середине 1970-х годов, во Введении к своему сборнику «Песни Карельского края» Тамара Всеволодовна напишет: «Вся наша работа продиктована теми условиями, которые сложились в настоящее время в музыкальной жизни Карелии. Композиторская организация Карелии постоянно пополняется новыми силами. С открытием в Петрозаводске филиала
Ленинградской консерватории (1967) увеличился приток в республику новых творческих, исполнительских сил и учащейся молодёжи с их пытливым интересом к народному искусству, местному музыкальному репертуару. Понятно стремление композиторов и музыковедов в своей творческой деятельности опереться на богатства местной народной музыкальной культуры» [6, с. 3].
Под руководством Т. В. Краснопольской собирательская деятельность консерватории была направлена на планомерное обследование территорий проживания всех народов, населяющих Карелию - карел, вепсов, финнов, русских. Главной задачей было выявление современного состояния музыкально-фольклорных традиций.
Первые разведочные экспедиции состоялись в исторически наиболее значимых местах - в первую очередь, на территории бытования севернокарельской эпической традиции (это Калевальский район Карелии, сёла, расположенные в округе озера Куйтто). Именно на этих легендарных рунопевческих землях в 30-е годы XIX века Элиас Лённрот записал многочисленные руны, позже вошедшие в его знаменитую «Калевалу». И по сей день эта территория считается заповедником карельской эпической традиции. Отдельные образцы рун были зафиксированы сегодняшними этномузыкологами в начале XXI века! А тогда, в 1969 году, наряду с повторными записями вариантов ранее опубликованных рун и свадебных песен, были найдены и не публиковавшиеся прежде традиционные рунические напевы, а также образцы заговоров, свадебной и погребальной причети.
Под руководством Т. В. Краснопольской были обследованы и отдельные ареалы южной Карелии, где в течение нескольких столетий сохранялись культурные связи карел с их русскими соседями. Здесь сложился особый, отличающийся от северной Карелии песенный стиль, многие явления которого позже назовутся «феноменами полиэтнической культуры».
В первую очередь собиратели посетили известные центры южнокарельской эпической традиции - сёла Вохтозеро и Ведлозеро, где проживали карелы-ливвики - одна из двух южнокарельских этнодиалектных групп.
Как рассказывала Тамара Всеволодовна, в Вохтозере им посчастливилось встретиться с замечательной карельской сказительницей Анастасией Фёдоровной Никифоровой, от которой экспедициями консерватории были записаны как традиционные рунические песни, так и «новины» - песни о войне, о колхозной жизни, о Ленине, о Сталине, исполняемые на типовые рунические напевы. Этот уникальный фольклорный материал по сей день является историко-культурным документом предвоенного и послевоенного времени нашей страны, свидетельствующим о непростых судьбах карельских сказителей, нередко попадавших в политические жернова эпохи.
Сказительница Никифорова оказалась знатоком не только эпической, но и причетной традиции, от неё были зафиксированы подробные описания свадебного и похоронного ритуалов, многочисленные образцы карельских баллад, лирических песен - в целом объёмный корпус фольклорно-этнографических материалов.
Помимо Никифоровой, экспедиции консерватории выявили множество других сказительниц, знатоков южнокарельской причетной традиции, что свидетельствовало о живом её бытовании на исследуемой территории и, безусловно, требовало повторных экспедиций. Они состоялись в последующие годы под руководством Т. В. Краснопольской.
Кроме ливвиковских сёл южной Карелии, первые собиратели разведочно побывали и в нескольких соседних людиковских поселениях (карелы-людики -представители второй южнокарельской этнодиалектной группы). Во вступительной статье к сборнику «Песни Карельского края» Тамара Всеволодовна так обобщает свои первые наблюдения от экспедиции к карелам-людикам летом 1969 года: «Встречи с карельскими песенниками и сказителями
дают ясно почувствовать характернейшую черту местной песенной культуры -взаимопроникновение традиций карельской и русской песенности. Это проявляется в различных, порой очень своеобразных формах. Часто песенный репертуар одного села включает как карельские, так и русские песни. Нередко они входят в репертуар даже одного и того же певца, причём в очень оригинальных версиях» [6, с. 10].
В этой статье Краснопольская впервые ставит вопрос - в чём же причина такого глубокого приятия русской песенности карелами? И здесь же даёт свой ответ, как возможную версию: «Вероятно в отборе и усвоении русского песенного репертуара сказалась известная близость эстетических критериев, сложившихся в песенной практике южной Карелии и граничащих с ней районов русского Севера» [там же]. И продолжает: «Полноценный ответ на этот вопрос может дать лишь дальнейшее собирание и изучение русских песен, бытующих на юге Карелии» [там же].
Так, в середине 1970-х годов Краснопольская обозначила новый вектор поисков, новые маршруты экспедиций, а благодаря её научному импульсу начала формироваться новая область исследований, которая позже была сформулирована как «Проблема межэтнических взаимодействий в традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада». Эта проблема активно разрабатывалась впоследствии в научной деятельности Т. В. Краснопольской и её учеников1.
Экспедиция 1969 года была посвящена ещё одному малоизученному региону Карелии, практически не представленному в музыкальных
1 См.: Краснопольская Т. В. Межэтнические связи в певческом фольклоре: исследовательская практика и теория исследования // Фольклорная культура и её межэтнические связи в комплексном освещении: межвуз. сб. / Науч. совет по фольклору Рос. академии наук и др.; редкол.: В. М. Гацак и др.; ред.-сост. Т. В. Краснопольская. Петрозаводск: Петрозав. гос. консерватория, 1997. C. 111-131; Николаева С. Ю. Русскоязычные свадебные причитания карел-людиков: к проблеме межэтнических взаимодействий // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2016. № 4 (8). С. 17-34. URL: http://muznord.ru/images/issue/8/ 8Nikolaeva.pdf; Николаева С. Ю. Русские лирические песни в певческой традиции карел-ливвиков: к проблеме «свое» - «чужое» // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. № 3. С. 14-27. URL: http://muznord.ru/images/issue/11/11Nikolaeva.pdf (23.10.2017).
публикациях - восточному Обонежью, территории Пудожского края, который относится к ареалу севернорусских традиций. Уже первая экспедиция показала уникальность пудожской земли, сохранившей до середины XX века былины, духовные стихи, мощнейший пласт севернорусской лирики, объёмный корпус свадебных песен и причитаний. Спустя годы, именно пудожской традиции будет посвящена кандидатская диссертация Т. В. Краснопольской.
В течение следующих десятилетий под руководством Тамары Всеволодовны и её учеников проходила экспедиционная собирательская деятельность по всей территории Карелии, на сопредельных славянских землях, а позже - и в далёких финно-угорских регионах. На сегодняшний день фольклорный архив Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова включает музыкально-этнографические аудио и видеоматериалы по всем районам республики, территориям Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и отдельным финно-угорским ареалам России.
Согласно опубликованным сведениям архива, звукозаписи объединены в 123 коллекции, в них содержится более 15 тысяч единиц хранения, более 1500 часов звучания (это магнитные ленты, аудиокассеты, грампластинки). «Кроме записей традиционного фольклора карелов, вепсов, русских, саами в фондах хранятся образцы песенно-инструментальной музыки коми, удмуртов, мари, мордвы»2.
Таким образом, начатая более пятидесяти лет назад Т. В. Краснопольской экспедиционная работа по собиранию фольклорно-этнографических материалов, заложила основы создания в консерватории одного из крупнейших в Карелии и на Северо-Западе России фольклорных архивов. Ныне он обеспечивает ряд специальных учебных курсов, а также научную и творческую
2 См.: Каталог коллекций основного аудиофонда фольклорного архива Института традиционной музыки / Петрозав. гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиц. муз.; редкол.: С. В. Косырева (ред.), А. А. Войтович (сост.). Петрозаводск, 2013. С. 5.
работу студентов и преподавателей кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.
Материалы фольклорных экспедиций со временем нашли отражение в публикациях Тамары Всеволодовны. В 1970 году Краснопольской и её коллегами был подготовлен первый рукописный сборник - «100 песен, собранных в Карелии» [9], в который вошли традиционные и современные карельские, русские песни, а также образцы причитаний. Этот рукописный сборник стал основой для последующих публикаций фольклорного фонда Петрозаводской государственной консерватории.
Спустя семь лет, в 1977 году, в тесном сотрудничестве с одним из крупнейших этномузыкологов России, основоположником отечественной науки Е. В. Гиппиусом, Тамара Всеволодовна подготавливает к публикации сборник «Песни Карельского края» - своего рода антологию песенных традиций Карелии [6].
Ещё через десять лет, в 1987 году (под редакцией Е. В. Гиппиуса) выходит, пожалуй, самая значимая публикация материалов фольклорного архива - «Песни Заонежья в записях 1880-1980-х гг.» [7]. Оба вышеназванных сборника представляют собой не только солидное собрание музыкально-этнографических материалов, отражающих разнообразие фольклорных традиций Карелии. Они имеют большую научную ценность. Во-первых, в нотной транскрипции фольклорных образцов Т. В. Краснопольская применила так называемую аналитическую графику, разработанную Е. В. Гиппиусом, которая позволяет наглядно представить структурные особенности поэтического текста и напева, а также формы их координации. На карельском материале это было сделано впервые. Помимо этого, сборники содержат солидный научный аппарат, включающий аналитические очерки автора-составителя, редкие архивные материалы. К примеру, в «Песнях Заонежья» опубликованы уникальные слуховые записи начала XX века, сделанные с голоса учителя и краеведа, заонежанина В. Д. Лысанова; слуховые записи собирателей конца XIX века -
Ф. М. Истомина и Г. О. Дютша. Опираясь на современные аналитические методики, Тамара Всеволодовна произвела реконструкцию этих напевов, выявила их истинный, традиционный мелодико-ритмический и структурный облик.
Активная работа по собиранию и публикации музыкального фольклора народов Карелии заложила основы многолетней научной деятельности Т. В. Краснопольской. Магистральным её направлением явилось изучение древнейших жанров карельского фольклора, в первую очередь карельских причитаний. Тамара Всеволодовна являлась ярким представителем так называемой Гнесинской школы этномузыкологии, которая основывается на структурно-типологическом методе анализа произведений музыкального фольклора. Данная методология разработана крупнейшими этномузыкологами прошлого и современности - К. В. Квиткой, Е. В. Гиппиусом, Б. Б. Ефименковой, М. А. Енговатовой, О. А. Пашиной и многими другими. Начиная с 1976 года, в целом ряде научных статей Т. В. Краснопольской обозначаются новые подходы к анализу импровизационной формы карельских плачей3. Полемизируя с филологами, Тамара Всеволодовна применяет в нотной транскрипции напевов причитаний метод аналитической графики, который позволил ей выявить специфику их отнюдь не прозаической, а поэтической речи, а также особенности их мелодической композиции. Детальная, кропотливая аналитическая работа над микроструктурами причитаний4 заложила основы для дальнейшей разработки данной проблематики, успешно продолженной учениками Т. В. Краснопольской.
3 См.: Краснопольская Т. В. О некоторых особенностях музыкально-строфовой формы в карельских причитаниях // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллинн: Ээсти Раамат, 1980. С. 196-202.
4 См.: Краснопольская Т. В. Карельские причитания: к проблеме изучения напевов традиционной импровизации // Мир традиционной культуры. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 122-139; Краснопольская Т. В. Жанры «традиционной импровизации» в записях А. К. Микушева и П. И. Чисталева // Духовная культура финно-угорских народов России: материалы Всерос. науч. конф. к 80-летию Анатолия Константиновича Микушева. 1-3 ноября 2006 г. Сыктывкар: Кола, 2007. С. 63-66.
Второй, не менее важной сферой научной деятельности исследовательницы явилось изучение межэтнических взаимосвязей в певческом искусстве народов Севера России. В целом ряде научных статей, посвящённых анализу песенного материала, собранного в этнически неоднородных районах, Краснопольская представляет алгоритм аналитической работы, позволяющий уточнять механизмы взаимодействия разноэтничных традиций5. В этих статьях она сформулировала методологические и методические основы будущих исследований зон этнического порубежья, полиэтнических территорий России, включая так называемый Русский Север. Данная проблематика также чрезвычайно актуальна для сегодняшней отечественной этномузыкологии.
В 1993 году Т. В. Краснопольская стала инициатором создания Онежско-беломорского Регионального Вузовского Центра по фольклору, куда вошли преподаватели Петрозаводской государственной консерватории, Петрозаводского университета, Педагогического университета, учёные ИЯЛИ Кар НЦ РАН, Института Мировой литературы. Тамара Всеволодовна стала организатором междисциплинарных симпозиумов, посвящённых комплексному исследованию традиционной культуры народов Карелии и других регионов России6. К работе симпозиумов привлекались этнографы, лингвисты, историки, архитекторы - специалисты разных народоведческих наук. В публикациях тех
5 См.: Краснопольская Т. В. Этническая идентификация музыкальных записей из районов со смешанным населением // Фольклор: комплексная текстология. М., 1998. С. 122-131; Краснопольская Т. В. О восточнославянских компонентах в певческих традициях Карелии // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: материалы симпозиума, сентябрь 1993 года / редкол.: Т. В. Краснопольская (отв. ред.) и др. Петрозаводск: [б. и.], 1993. С. 97-105.
6 См.: Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: материалы симпозиума, сентябрь 1993 года / редкол.: Т. В. Краснопольская (отв. ред.) и др. Петрозаводск: [б. и.], 1993. 189 с.; Традиционная культура финно-угров и соседних народов: проблемы комплексного изучения: междунар. симпозиум, г. Петрозаводск, 9-12 февраля 1997 г.: тез. докл. / редкол.: Т. В. Краснопольская (отв. ред.) и др. Петрозаводск: Региональный вузовский центр по фольклору; Институт языка, литературы и истории КНЦ РАН, 1997. 129 с.; Фольклорная культура и её межэтнические связи в комплексном освещении: межвуз. сб. / Науч. совет по фольклору Рос. академии наук и др.; редкол.: В. М. Гацак и др.; ред.-сост. Т. В. Краснопольская. Петрозаводск: Петрозав. гос. консерватория, 1997. 226 с.
лет Краснопольская представила свои первые опыты междисциплинарного изучения музыкального фольклора финно-угорских народов в совместных статьях с карельскими архитекторами7. Они были посвящены, в частности, сопоставлению пространственной планировки сельских поселений финно-угров Карелии с композицией карельских причитаний; сравнению орнамента архитектурного декора крестьянских жилищ карелов с мелодикой их традиционной причети. Эти инновационные работы открыли новые, интереснейшие перспективы междисциплинарных исследований в современной науке.
В начале 2000-х годов выходят две монографии Т. В. Краснопольской: в 2007 году - «Певческая культура народов Карелии» [3] и в 2013 - «Певческое искусство народов Северо-Запада России» [4]. Обе монографии содержат исследовательские очерки и статьи, обобщающие многолетние наблюдения автора над руническими традициями в музыкальной культуре карелов, певческими традициями Северо-Восточного Обонежья, а также над взаимосвязями в певческом искусстве народов Карелии. Помимо этого, в монографии 2013 года содержится большой раздел, посвящённый теории фольклора, теоретическим аспектам фольклорного мышления и междисциплинарным аспектам исследований полиэтнической культуры Северо-Запада России.
Необходимо отметить активное участие Т. В. Краснопольской в серии комплексных монографий «Сёла Карелии», выполненных междисциплинарным
7 См.: Гришина И. Е., Краснопольская Т. В. О некоторых направлениях комплексного изучения явлений традиционного народного искусства // Традиционная культура финно-угров и соседних народов: проблемы комплексного изучения: междунар. симпозиум, г. Петрозаводск, 9-12 февраля 1997 г.: тез. докл. / редкол.: Т. В. Краснопольская (отв. ред.) и др. Петрозаводск: Региональный вузовский центр по фольклору; Институт языка, литературы и истории КНЦ РАН, 1997. С. 10-16; Краснопольская Т. В. Опыт сравнения модификаций традиционных песенных форм и мотивов архитектурного декора // Краснопольская Т. В. Певческая культура народов Карелии: очерки и ст. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 2007. С. 143-150.
научным коллективом (это - «Село Суйсарь» [8], «Деревня Юккогуба и её округа» [1], «Панозеро: сердце Беломорской Карелии» [5].
Научная деятельность Т. В. Краснопольской чрезвычайно многогранна, её работы содержат множество открытий, прозорливых мыслей, новых смелых идей. Но особенно хочу отметить следующее. Блестящие статьи Тамары Всеволодовны всегда пробуждали и пробуждают встречную исследовательскую мысль, ведут за собой в исследовательском поиске. Как писал горячо любимый и часто цитируемый ею К. В. Квитка, «всякий истинный исследовательский дух будет неутомимо бороться против темноты непознанных вещей, но это такая борьба, в которой победа и поражение одинаково прекрасны» [2, с. 29]. Мы, ученики Тамары Всеволодовны Краснопольской, бесконечно благодарны судьбе за возможность общения с таким Мастером, Учёным, прекрасным педагогом, столько вложившим в каждого из нас, а главное - открывшим для нас удивительный и непостижимый мир традиционной культуры. Низкий ей поклон!
Литература
1. Деревня Юккогуба и ее округа / отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 2001. 432 с.
2. Квитка К. В. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям // Квитка К. В. Избранные труды: в 2 т. М.: Сов. композитор, 1973. Т. I. С. 3-29.
3. Краснопольская Т. В. Певческая культура народов Карелии: очерки и ст. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 2007. 255 с.
4. Краснопольская Т. В. Певческое искусство народов Северо-Запада России. Исследования. Статьи. Петрозаводск: Версо, 2013. 184 с.
5. Панозеро: сердце Беломорской Карелии / Ирина Гришина и др.; под ред. А. П. Конкка, В. П. Орфинского. Петрозаводск: .Гитткеко-вааЦб; Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 2003. 441 с.
6. Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов: [ноты] / составление, предисл. и примеч. Т. В. Краснопольской; редакция Е. В. Гиппиуса. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1987. 184 с.
7. Песни Карельского края: [ноты] / М-во культуры РСФСР, М-во культуры КАССР, Петрозав. филиал Ленингр. ордена Ленина гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; сост. и авт. вступ. ст. Т. В. Краснопольская; общ. ред. Б. М. Добровольского. Петрозаводск: Карелия, 1977. 262 с.
8. Село Суйсарь: история, быт, культура / И. Ю. Гришина и др.; отв. ред.: Т. В. Краснопольская, В. П. Орфинский. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 1997. 295 с.
9. Сто песен, собранных в Карелии / сост. А. Г. Гомон (причитания) и Т. В. Краснопольская (песни). Петрозаводск, 1970. 140 с.
References
1. Derevnja Jukkoguba i ee okruga [The village of Yukkoguba and its surroundings]. Edited by V. P. Orfinsky. Petrozavodsk: Izd-vo Petrozav. gos. un-ta, 2001. 432 p.
2. Kvitka K. V. Vstupitel'nye zamechanija k muzykal'no-jetnograficheskim issledovanijam [Introductory remarks to musical-ethnographic investigations]. KvitkaK. V. Izbrannye trudy: v 2 t. [Kvitka K. V. Selected Works: in 2 volumes. Vol. I]. Moscow: Sov. kompozitor, 1973, pp. 3-29.
3. Krasnopol'skaja T. V. Pevcheskaja kul'tura narodov Karelii: ocherki i st. [Singing culture of the peoples of Karelia: sketches and articles]. Petrozavodsk: Izd-vo Petrozav. gos. un-ta, 2007. 255 p.
4. Krasnopol'skaja T. V. Pevcheskoe iskusstvo narodov Severo-Zapada Rossii. Issledovanija. Stat'i [Singing art of the peoples of Northwest Russia. Investigations. Articles]. Petrozavodsk: Verso, 2013. 184 p.
5. Panozero: serdce Belomorskoj Karelii [Panozero: heart of White Sea Karelia]. Irina Grishina et al.; Edited by A. P. Konkka, V. P. Orfinsky. Petrozavodsk: Juminkeko-saatio; Izd-vo Petrozav. gos. un-ta, 2003. 441 p.
6. Pesni Zaonezhja v zapisjah 1880-1980 godov: [noty] [Songs of Zaonezhye in records from 1880-1980: [sheet music]. Compiled by T. V. Krasnopolskaya; Edited by E. V. Gippius. Leningrad: Sov. kompozitor, Leningr. otd-nie, 1987. 184 p.
7. Pesni Karel'skogo kraja: [noty] [Songs of the Karelian Region: (sheet music)]. M-vo kul'tury RSFSR, M-vo kul'tury KASSR, Petrozav. filial Leningr. ordena Lenina gos. konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova; Compiled by T. V. Krasnopolskaya; Edited by B. M. Dobrovolsky. Petrozavodsk: Karelija, 1977. 262 p.
8. Selo Sujsar': istorija, byt, kul'tura [The village of Suysar: history, everyday life, culture]. I. Yu. Grishina et al.; Edited by T. V. Krasnopolskaya, V. P. Orfinskiy. Petrozavodsk: Izd-vo Petrozav. gos. un-ta, 1997. 295 p.
9. Sto pesen, sobrannyh v Karelii [One hundred songs collected in Karelia]. Compiled by A. G. Gomon (laments) and T. V. Krasnopolskaya (songs). Petrozavodsk, 1970. 140 p.