Научная статья на тему 'Талибан, радикальный ислам и Афганистан'

Талибан, радикальный ислам и Афганистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афганистан / Пакистан / Талибан / радикализм / фундаментализм / ислам / идеология / Afghanistan / Pakistan / Taliban / radicalism / fundamentalism / Islam / ideology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирилл Артурович Журин

Статья ставит своей целью проанализировать идеологию и практику радикального течения ислама на примере движения «Талибан», его действий в Афганистане. Автор исследует истоки исламского радикализма, современное положение дел в Афганистане, а также перспективы трансформации как идеологической модели талибов, так и самого Афганистана, выбравшего свой путь развития на основе фундаменталистской модели исламского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taliban, radical Islam and Afghanistan

The article aims to analyze the ideology and practice of the radical movement of Islam using the example of the Taliban movement and its actions in Afghanistan. The author examines the origins of Islamic radicalism, the current situation in Afghanistan, as well as the prospects for the transformation of both this ideological model and Afghanistan itself, which has chosen its path of development based on the fundamentalistic model of an Islamic state.

Текст научной работы на тему «Талибан, радикальный ислам и Афганистан»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 83 — 87. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):83 — 87.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-83-87 NIION: 2007-0062-3/24-128

EDN: https://elibrary.ru/DRCBOM MOSURED: 77/27-004-2024-03-328

Талибан, радикальный ислам и Афганистан

Кирилл Артурович Журин

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

Москва, Россия, k.zhurin@icloud.com

Аннотация. Статья ставит своей целью проанализировать идеологию и практику радикального течения ислама на примере движения «Талибан», его действий в Афганистане. Автор исследует истоки исламского радикализма, современное положение дел в Афганистане, а также перспективы трансформации как идеологической модели талибов, так и самого Афганистана, выбравшего свой путь развития на основе фундаменталистской модели исламского государства.

Ключевые слова: Афганистан, Пакистан, Талибан, радикализм, фундаментализм, ислам, идеология

Для цитирования: Журин К.А. Талибан, радикальный ислам и Афганистан // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 83-87. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-83-87. ЕОЫ: https://elibrary.ru/DRCBOM.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Taliban, radical Islam and Afghanistan

Kirill A. Zhurin

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russia, k.zhurin@icloud.com

Abstract. The article aims to analyze the ideology and practice of the radical movement of Islam using the example of the Taliban movement and its actions in Afghanistan. The author examines the origins of Islamic radicalism, the current situation in Afghanistan, as well as the prospects for the transformation of both this ideological model and Afghanistan itself, which has chosen its path of development based on the fundamentalistic model of an Islamic state. Keywords: Afghanistan, Pakistan, Taliban, radicalism, fundamentalism, Islam, ideology

For citation: Zhurin K.A. Taliban, radical Islam and Afghanistan // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):83-87. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-83-87. EDN: https://elibrary.ru/DRCBOM.

«Талибан» (арабск. ¿¡1—-¿11=) представляет собой движение последователей радикальной фундаменталистской ветви ислама1. Само название происходит из арабского языка и означает «учащийся медресе» — студент исламского учебного заведения. Первыми членами этого религиозного движения, действительно, были студенты религиозных учебных заведений, представлявшие пуштунов из числа беженцев с территории Афганистана. Само движение в начале своей дея-

1 Деятельность «Талибан» запрещена в России на основании решения Верховного Суда от 14 февраля 2003 г.

© Журин К.А., 2024

тельности в 80-е годы прошлого столетия располагалось на территории Пакистана в прилегающих к афганской границе районах. Центром движения являлся Кандагар. Курировала талибов исламская фундаменталистская партия Джами-ат-уль-улема-и-ислам («Общество исламских богословов»), действовавшая в Пакистане [1]. В число руководителей «Талибана» входили в основном активные исламские религиозные деятели. Основателем движения является мулла Омар, обладавший почетным духовным исламским титулом «предводитель верующих».

Как впоследствии было признано пакистанскими властями, само движение, а также послужившие для него «кадровой» базой медресе по-

лучали поддержку и оружие, а также финансирование со стороны Саудовской Аравии, Великобритании и Соединенных Штатов [2].

С течением времени к движению, изначально состоявшему действительно из учащихся медресе, присоединялись боевики, подготавливаемые в полевых лагерях исламских фундаменталистов, а также бывшие военнослужащие армии Пакистана. Национальный состав боевых групп движения «Талибан» также претерпел значительные изменения — теперь, кроме пуштунов, в него входят таджики, узбеки и хазарейцы, широко представленные в числе народов, проживающих на территории Афганистана.

Основанием, на котором формировалась политическая составляющая движения «Талибан», являлась идея отстранения от власти действовавшего в то время в Афганистане правительства Б. Раббани, которое, как утверждали лидеры талибов, не смогло принести мир этой стране. Талибы также высказывали намерения активно бороться с ворами, казнокрадами и бандформированиями, представлявшими собой, по их мнению, «неверных» мусульман, отступивших от принципов шариата, на основе которых они намеревались построит новое афганское государство. При этом талибы не намеревались каким-либо способом противодействовать миротворческим усилиям международного сообщества в отношении Афганистана, включая ООН.

Период 1994—1997 гг. ознаменовался жесткими боестолкновениями вооруженных отрядов талибов с правительственными войсками и остававшимися на их стороне боевыми формированиями, состоявшими в основном из этнических таджиков, — «Северным Альянсом», войсками генерала А.-Р. Дустума с преобладающим участием афганских узбеков, а также присоединившимися к ним хазарейскими вооруженными формированиями Х.М. Мохакика. Этой антиталибской коалиции оказывали активную поддержку Россия, США, Индия, Иран, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

В 1996 г. талибам удалось поставит под свой контроль около 70% территории Афганистана, включая столицу страны — Кабул. Правительство Б. Раббани бежало на север. К 1997 г. талибы, постепенно выдавливая вооруженные силы северян, приблизились к границам СНГ. Однако 9 сентября 2001 г. в результате террористического акта был убит лидер «Северного Альянса» Ахмад Шах Масуд, что предопределило закат активного противостояния талибам в Афганистане. Сам же «Северный альянс» в 2002 г. стал частью правительственных сил Афганистана, а

его лидеры вошли в состав правительства, возглавляемого X. Карзаем [3].

Многие афганцы не приняли устанавливаемые талибами на занятых ими территориях страны шариатские правила жизни, что вызвало значительный поток эмиграции за границу и в районы, до которых им дотянуться к тому времени пока не удалось. Сам же Афганистан трансформировался в убежище для многих террористов и их группировок, включая одиозного Усаму бен Ладена, выдачи которого требовали США и ООН. Талибы, со своей стороны, отказались передать им международного террориста номер 1. Это привело к введению санкций в отношении захваченного талибами Афганистана со стороны международного сообщества2.

Одним из наиболее значимых событий в области формирования политики международного сообщества в отношении движения «Талибан» явились события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Этот теракт явился катализатором дальнейших действий Запада в отношении Афганистана. В частности, Совет Безопасности ООН принял Резолюцию, позволявшую создать так называемые «Международные силы содействия безопасности» (ISAF) [5], находившиеся под контролем НАТО. Начиная с этого момента на территории Афганистана в ответ на события 11 сентября США и их союзники начали реализацию военной операции «Несокрушимая свобода», явившуюся самой длительной войной, которую когда-либо вели американцы на протяжении всей истории США [6]. Численность иностранного контингента на территории Афганистана к 2014 г. достигла практически 50 тыс. человек, а в его формировании принимало участие 48 государств мира3.

В числе ключевых целей западной коалиции декларировались отстранение движения «Талибан» от власти в Афганистане и исключение их влияния на эту страну в дальнейшем, а также пленение и суд над участниками международных террористических организаций, скрывавшихся в то время на территории Афганистана.

С 2011 г. роль войск западной коалиции на территории Афганистана начала постепенно снижаться, основные оперативные действия постепенно становились задачей правительственной армии. Тем не менее значение западных воен-

2 Санкции ООН против движения Талибан вступили в силу // URL: https://lenta.ru/news/1999/11/15/tali-ban/?ysclid=m0uyv6x61c841112048

3 Международные силы содействия безопасности (ISAF): ключевые факты и цифры // URL: https://

www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2014_12/ 20141201_141201-ISAF-Placemat-final.pdf

ных подразделений специального назначения и советников НАТО сохранялось. 31 августа 2021 г. операция США и НАТО в Афганистане была в экстренном порядке свернута, а сами войска скандально выведены из Афганистана под давлением наступавших по всем фронтам вооруженных формирований движения «Талибан».

Вне зависимости от конкретной политической модели, которую намерены строить в Афганистане талибы в будущем, очевидно, что сегодня это государство в основе своего политического устройства будет иметь жесткие принципы шариата. В мире в целом отмечается резкий рост исламизации, растет влияние таких фундаменталистских течений ислама, как ваххабизм, са-лафизм, создающих проблемы для умеренных последователей этой религии. На повестке дня в мире рост влияния экстремистских движений, которые не стоит ассоциировать с классическим исламом, а порой и с исламом вообще. Тем не менее подобные течения привлекают в свои ряды большое число людей.

В контексте Афганистана наибольшее удивление вызывает тот факт, что слабо вооруженной группе молодых последователей движения «Талибан» удалось свергнуть поддерживаемое практически всем миром легитимное правительство Афганистана и так легко захватить территорию страны.

Одним из факторов, обеспечивших такие значительные достижения талибов на поле боя, является сила веры, которая воспитывается в них в исламских учебных заведениях, являвшихся еще в 90-е годы прошлого века источником кадрового наполнения движения «Талибан». В качестве примера можно привести исламский университет Даруль-Улюм «Хаккания»4, расположенный в окрестностях Пешавара в Пакистане. Название университета и гордость его выпускников приводила к тому, что некоторые полевые командиры, окончившие это учебное заведение, прибавляли к своему имени приставку «Хаккани». Талибы гордятся своей приверженностью фундаментальному исламу и ставят это на первое место в своей жизни, представляя себя в качестве «Армии Аллаха», которая просто не может не победить. Таким образом, первым условием победы талибов в Афганистане можно признать твердость духа и приверженность определенной идеологии.

Однако не только религия находится во главе идеологии талибов. Бойцы «Талибана» —

4 Даруль-Улюм, традиционное исламское медресе // URL: https://azan.ru/

обычные люди, которые прекрасно видят творящуюся во многих странах социальную несправедливость, казнокрадство чиновников, процветающую коррупцию, клановость, ложь. Экстраполируя все это на свое миропонимание, они, исходя из имеющихся у них идеологических установок, объявили войну всем этим негативным явлениям, противопоставляя себя так называемым «ложным мусульманам» — «мунафи-кам» и предлагая свой рецепт «истинного мусульманского государства». В этом есть определенное сходство со строителями коммунизма на заре советской власти в России в начале ХХ в.

Кроме того, для активных последователей движения «Талибан» идеологами был включен своего рода социальный лифт, позволяющий простым людям достигать определенных социальных вершин. Хорошим примером в данном случае служил и сам мулла Омар, происходивший из простых крестьян и ставший лидером всего движения.

Однако представляется, что такие взгляды всего лишь отражают некую социальную утопию нашего века, обернутую в упаковку религии идею государства социального равенства и равных возможностей для всех. Причем подобные концепции всегда привлекают большое количество людей не только в отдельно взятом Афганистане, но и во многих других частях мира.

Реакционные течения ислама в мире формируют почву для появления множества международных террористических и экстремистских группировок: это и ИГИЛ5, и «Аль-Каида»6, тот же «Талибан», а также множество других.

Одна из целей, которую практически каждая из подобных группировок ставит перед собой, — формирование некоего «справедливого» государства. Для радикальных мусульман таким государством представляется прообраз созданного в VII в. исламского халифата, в котором после смерти Пророка Мохаммеда правили четыре халифа, прославившихся в истории своей праведностью. Однако подтвердить или опровергнуть факт справедливости и социальности этого государства сегодня достаточно сложно, особенно на фоне того, что трое из четырех халифов были убиты7. Однако мифы обычно и не требуют доказательной базы.

5 Деятельность ИГИЛ запрещена в России на основании решения Верховного Суда от 29 декабря 2014 г.

6 Деятельность Аль-Каиды запрещена в России на основании решения Верховного Суда от 13 ноября 2008 г.

7 Эпоха праведных халифов // URL: https://medi-naschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/epoha-pravednyh-halifov

У жителей Южной Азии — приверженцев радикального ислама имеется свое представление о справедливом государстве, которое своими истоками уходит в восстание сипаев (1857—1859) и так называемую Деобандскую школу Ислама (Университет «Дар уль-улюм Деобанд»)8, что стало ответом общества на колонизацию Индии Британской империей и отрицало любые проявления отличных от исламской культур.

Представляется, что именно такой подход сказался на решениях, принятых талибами как при первом взятии ими Кабула в 1996 г., так и при втором — в 2021 г. В обоих случаях новая власть начала с запретов, которые объяснялись талибами как необходимые с точки зрения религиозных принципов. Талибы запрещали телевидение, музыку, одежду европейского типа, отдельные виды спорта, вводили ношение мужчинами бород, а женщинами — закрытой одежды. Это позволяло им в определенной степени сформировать идентификационный код, как они считают, верных приверженцев ислама.

Вариант учения ислама, предлагаемый сегодня обществу движением «Талибан», представляет собой определенно радикальное течение этой мировой религии. Наиболее очевидно радикализм проявляется во внешних признаках, что не сказывается положительно на качестве жизни населения. Это обусловило то, что талибы после своего первого пришествия в Кабул достаточно быстро растеряли авторитет у местного населения и утратили власть в Афганистане уже в 2001 г.

Взятие Кабула в 2021 г. также не означает окончательного триумфа радикализма в Афганистане. Однако важно иметь в виду, что талибам, борцам за религиозную идею, в Афганистане должны были противостоять достижения демократии и качество общества, следующего по пути мировой цивилизации. Однако с другой стороны фронта оказалась обученная и снаряженная Западом армия бывшего президента А. Гани, которая, как оказалось, не была способна или не захотела оказывать значительного сопротивления талибам. Режим Гани с его коррупцией, отсутствием социальных лифтов, декларируемым демократизмом представлял собой достаточно слабую копию классического азиатского государства.

Сегодня судьба власти в руках движения «Талибан» во многом зависит от внутренней по-

8 Легендарные университеты исламского мира. Дар уль-улюм Деобанд // URL: https://medinaschool.org/ world/legendarnye-universitety-islamskogo-mira-darul-ulyum-deoband

литики новой власти и ее способности наладить жизнь в стране, организовать экономику и отношения с зарубежными государствами. Однако это может заставить талибов отказаться от многих принципов и запретов, которых они сегодня придерживаются. Возможность же отказа от фундаменталистских идеологизированных подходов вызывает значительные сомнения и может быть подтверждена практикой лишь с течением времени.

Ключевым положением идеологии фундаментализма является строгая приверженность определенной доктрине и невозможность каких-либо ее трансформаций. Фундаментализм не является политической идеологией, однако достаточно часто используется радикалами для достижения политических целей. Внедрение в общество или подмена его политических устоев религиозными принципами провоцирует проявления экстремизма, который реализуется через политические насильственные действия над личностью и обществом. Очень часто подобный подход вызывает отторжение как у населения, так и у общества, вызывая противостояние на местах и миграцию граждан по политическим мотивам за рубеж. В данном случае на примере талибов и реализации ими власти на территории Афганистана мы видим именно этот процесс.

В качестве вывода по итогам подготовки статьи можно с уверенностью сказать, что на примере движения «Талибан» мы видим классическую цепочку трансформации идеологии от радикализма к экстремизму, перерастающему в насильственные действия. Возможно ли запустить эту связку вспять — пока остается не ясным. В то же время в политике талибов сегодня все же отмечается некоторая положительная динамика, что оставляет надежды на полноценный возврат Афганистана на путь рационального развития с учетом традиций ислама.

Список источников

1. Каримов РА. Религиозные организации экстремистского толка в Пакистане // Профи. 2001. № 1-2. С. 38—47.

2. Карпачева О.В. История движения «Талибан» в системе международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. 2003.

3. Байназаров Э. Закон Сансары: как идет сопротивление талибам внутри Афганистана // Известия. 2021. 9 сентября.

4. Резолюция 1267 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4051-м заседании 15 октября 1999 г.

5. Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании 20 декабря 2001 г.

6. Сэнгер Д.Э. Риски обращения вспять роста в Афганистане // Нью-Йорк Таймс. 2011. 19 июня.

References

1. Karimov RA. Extremist religious organizations in Pakistan // Profi. 2001. No. 1-2. pp. 38—47.

2. Karpacheva O.V. The history of the Taliban movement in the system of international relati-

ons // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. 2003.

3. Baynazarov E. The Law of Samsara: How is the Taliban resistance going inside Afghanistan // News. 2021. September 9th.

4. Resolution 1267 (1999), adopted by the Security Council at its 4051st meeting on 15 October 1999.

5. Resolution 1386 (2001), adopted by the Security Council at its 4443rd meeting on 20 December 2001.

6. Sanger D.E. Risks of reversing growth in Afghanistan // New York Times. 2011. June 19.

Информация об авторе

К.А. Журин — аспирант кафедры уголовного права и криминологии ВГУЮ (РПА Минюста России).

Information about the author K.A. Zhurin — Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Criminology VSUJ (RPA of the Ministry of Justice of Russia).

Статья поступила в редакцию 05.07.2024; одобрена после рецензирования 05.08.2024; принята к публикации 05.09.2024.

The article was submitted 05.07.2024; approved after reviewing 05.08.2024; accepted for publication 05.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Муниципальное право России. 13-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМО по юридическому образованию вузов РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Б. С. Эбзеева, Г .А. Гаджиева, А. М. Осавелюка, Н. М. Чепурновой, Л.Т. Чихлладзе. 559 с.

ISBN 978-5-238-03848-3

Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.

Для студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей высших юридических образовательных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления. Может быть использован в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.