Научная статья на тему 'ТАКТИЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАРТИН КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ З. СЕРЕБРЯКОВОЙ "ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ"'

ТАКТИЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАРТИН КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ З. СЕРЕБРЯКОВОЙ "ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / НЕЗРЯЧИЕ / СЛАБОВИДЯЩИЕ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ / RELIEF-GRAPHIC MATERIALS / BLIND / VISUALLY IMPAIRED / FEATURES OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Полина Сергеевна

Отражена проблема нехватки рельефно-графических пособий на уроках истории и мировой художественной культуры в школах для слепых и слабовидящих детей. А также благодаря помощи людей, имеющих инвалидность по зрению, представлены основные требования к тактильным пособиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTILE MODELS OF PAINTINGS, AS AN AUXILIARY MATERIAL FOR THE LESSONS OF HISTORY AND WORLD ART CULTURE. AS AN EXAMPLE OF Z. SEREBRYAKOVA`S PAINTING "FOR THE TOILET. SELFPORTRAIT"

The article reflects the problem of the lack of relief and graphic elements in the lessons of history and world art culture, in schools for blind and visually impaired children. And also with the help of people with visual disabilities, we have identified the basic requirements for tactile models.

Текст научной работы на тему «ТАКТИЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАРТИН КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ З. СЕРЕБРЯКОВОЙ "ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ"»

УДК 364.042

Логинова Полина Сергеевна

студентка II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: Pli1507@yandex.ru

ТАКТИЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАРТИН КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ И МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ З. СЕРЕБРЯКОВОЙ «ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ»

Polina S. Loginova

student of the IIst year, historical faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: Pli1507@yandex.ru

TACTILE MODELS OF PAINTINGS, AS AN AUXILIARY MATERIAL FOR THE LESSONS OF HISTORY AND WORLD ART CULTURE. AS AN EXAMPLE OF Z. SEREBRYAKOVAS PAINTING «FOR THE TOILET. SELFPORTRAIT»

Аннотация. Отражена проблема нехватки рельефно-графических пособий на уроках истории и мировой художественной культуры в школах для слепых и слабовидящих детей. А также благодаря помощи людей, имеющих инвалидность по зрению, представлены основные требования к тактильным пособиям.

Ключевые слова: рельефно-графические пособия, незрячие, слабовидящие, особенности восприятия

Abstract. The article reflects the problem of the lack of relief and graphic elements in the lessons of history and world art culture, in schools for blind and visually impaired children. And also with the help of people with visual disabilities, we have identified the basic requirements for tactile models.

Key words: relief-graphic materials, blind, visually impaired, features of perception

Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

И.М. Сеченов

Вследствие ограниченности сенсорной системы незрячие дети имеют особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития. Нарушения зрения накладывают большой отпечаток на жизнь и быт

© Логинова П.С., 2019

людей, так как основным источником информации становится слух и осязание. Своеобразие восприятия детей с нарушениями зрения окружающего мира накладывает определенный отпечаток на сферу их представлений, воображения и образного мышления [2, 3].

В зависимости от времени потери зрения, характера и степени дефекта можно говорить о том, насколько у незрячего человека сохранилось представление об окружающем мире.

Физиологи отмечают, что чем раньше утрачено зрение, тем беднее качественно и количественно представление, чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются образы.

Одна из важнейших задач компенсации зрительного дефекта — это предоставление ребенку с нарушенным зрением максимально возможной информации об окружающем мире.

По мнению отечественных тифлопедагогов и психологов, таких как Виталий Павлович Ермаков, Юрий Александрович Кулагин, Иван Михайлович Сеченов и т.д., тактильные пособия — один из важнейших факторов, который компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у незрячих правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире. Тактильное обследование рельефного изображения помогает развить моторно-двигательные и осязательные навыки.

В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг [2]. Это книги издаются большими тиражами, в них можно найти графические изображения объектов в виде барельефа. Однако в России данные пособия издаются в недостаточном количестве, что, конечно же, препятствует максимально эффективному обучению детей с нарушениями зрения.

С начальной школы дети изучают изобразительное искусство на уроках ИЗО и мировой художественной культуры. С 5-го класса дети начинают изучать предмет «История», который также насыщен визуальными

источниками информации и нуждается в рельефно-графических пособиях.

283

Комплекс приемов, обеспечивающих оформление информации таким образом, чтобы она могла восприниматься с помощью осязания, обозначается термином «гаптизация». Гаптизация не является единственным средством решения информационного дефицита лиц с нарушениями зрения. Однако, наряду с визуализацией и аудиализацией, относится к главным средствам информации и во многих ситуациях занимает решающее положение [2].

Гаптизация представляет собой выражение информации с помощью нонвербальных, преимущественно рельефных и тифлографических средств (форм) [2].

Исходя из всего вышеизложенного, нами в качестве тактильной модели была выбрана картина русской художницы XX в. Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», 1909 г. Так как в изображениях, предназначенных для незрячих и слабовидящих, в качестве сигнально-информативных признаков могут выступать контур, цвет, штриховка, точечное заполнение формы, размер, пропорциональные отношения, важно использовать специальные средства наглядности [1, с. 4]. Исходя из особенностей восприятия слепоглухими людьми рельефно-графических изображений, нами были выбрана техника «комбинированных линий» с описанием.

За основу была взята матовая бумага для фотографий и белый акриловый контур. С помощью акрила разной штриховкой мы заполнили элементы картины. Так, вертикальные штрихи обозначают волосы, косые линии -ночную рубашку и т. д. Многообразие линий создано с целью детального изучения картины. При этом не стоит, на наш взгляд, перегружать картину штрихами, для того чтобы не создать «технического шума». Необходимо помнить, что деталь картины должна занимать как минимум половины подушечки пальца смотрящего, иначе тактильный осмотр будет сильно затруднен.

Для того чтобы создать максимально удобную, информативную и эстетически красивую тактильную модель, нам понадобилась помощь людей, имеющих инвалидность по зрению. Первое, о чем мы спросили, — это

284

описание картины. Нужен ли тифлокомментарий или комментарий, написанный шрифтом Брайля. Василя Рауфовна Тарасова (председатель Пермской городской организации ВОС) посоветовала сделать тифлокомментарий, так как шрифт Брайля занимает очень много места, и его не очень целесообразно использовать, если есть тифлокомментатор. Тифлокомментатором в условиях урока является учитель. Также слабовидящие и незрячие отмечают, что цвет в картине — это очень важно, главное увеличить контрастность и яркость, так как это поможет людям с остаточным зрением компенсировать ослабление восприятия. На фоне картины изображена ванная комната, в процессе работы вопрос о ее рельефно-графическом изображении также волновал нас. Благодаря нашим помощникам, мы пришли к выводу, что для целостного восприятия картины можно не использовать этот фон графически, достаточно отразить это в тифлокомментарии. Излишние предметы также создают шум и препятствуют усвоению информации.

Если говорить о размере вспомогательного материала, здесь все сложнее. Размер зависит от степени нарушения зрения и его вида. Если перед нами ребенок с тоннельным зрением, то формат картины должен быть А4, чтобы все рассмотреть по частичкам, если же перед нами слабовидящий или тотально слепой ребенок, то размер картины желательно увеличить до А3, однако А4 является универсальным вариантом.

Нас также интересовало мнение наших помощников о том, какие картины им бы хотелось изучать. Детям очень интересны былинные сюжеты в картинах, например, «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Взрослым же интересны пейзажи и натюрморты.

Используя при обучении ребенка с нарушением зрения тактильные

вспомогательные материалы, происходит обогащение его сенсорного опыта

и развитие компенсаторных механизмов с использованием сохранного

осязательного восприятия. Для детей школа — это один из важнейших

социальных институтов, где развиваются индивидуальные и личностные

качества ребенка. Искусство — это один из главных компонентов

285

эстетического воспитания, через которое реализуется познавательная потребность. Поэтому так необходимо позволить детям с нарушениями зрения полноценно получать все то, чего они по праву достойны.

Список литературы

1. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 63 с.

2. Кожанова Н.С. Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения [Электронный ресурс] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. №1. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/reliefno-graficheskie-posobiya-kak-sredstvo-kompensatsii-namsheniy-zreniya (дата обращения: 03.04.2019).

3. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1: Физиология и психология. М.: АН СССР, 1952. 772 с.

УДК 908

Власова Анастасия Дмитриевна

студентка II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: nastya.vlasova199@yandex.ru

НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.Н. НОВОКРЕЩЕННЫХ

Anastasia D. Vlasova

II year student of the faculty of history

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: nastya.vlasova199@yandex.ru

SCIENTIFIC AND SOCIAL ACTIVITIES N.N. NOVOKRESHENNIH

Аннотация. Представлен анализ научной и общественной деятельности Н.Н. Новокрещенных, выявлен его вклад в развитие Пермского научно-промышленного музеума.

Ключевые слова: музей, краеведение, археология, научно-краеведческое общество, коллекции.

© Власова А.Д., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.