УДК 343.985
С.Ю. Журавлев
канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры криминалистики, ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия МВД России»
М.А. Полякова
канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия МВД России»
ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ: ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ АКЦЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ И ТАКТИКИ
Аннотация. В статье на основе современно понимания криминалистической методики и тактики анализируются предпосылки для изменения понятийных акцентов и структурных подходов к пониманию содержания тактического комплекса или отдельного тактического действия, которые реализуются в рамках методики расследования преступлений
Ключевые слова: методическая схема расследования, тактическая схема работы в процессе расследования, тактический комплекс, тактическая операция, тактическая комбинация, отдельное тактическое действие, информационные, процедурные и технические средства расследования, тактико-методический алгоритм.
S. Yu. Zhuravlev, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
M.A. Polyakova, Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia
TACTICAL AND SYSTEMATIC CHART: CHANGE CONCEPTUAL ACCENT AS A RESULT OF RESEARCH
PROBLEMS CRIMINALISTIC TECHNIQUE AND TACTICS
Abstract. On the basis of the modern understanding of forensic techniques and tactics are analyzed preconditions for conceptual change in emphasis and structural approaches to understanding the content of the complex tactical and individual tactical actions that are implemented in the framework of crime investigation techniques.
Keywords: methodical scheme of the investigation, the tactical scheme of work in the process of investigation, tactical complex tactical operations, tactical combination, individual tactical actions, informational, procedural and technical means of investigation, tactical and methodical algorithm.
Результаты наших последних исследований [1, с. 200-221] позволяют выдвинуть гипотезу о том, что применительно к научно-методической, практической и дидактической деятельности криминалистам следует учитывать сходства и различия между понятиями «методическая схема работы», «методическая схема расследования» и тем, что имеет отношение к детальным тактическим особенностям действий в рамках расследования определенных видов преступлений [2, с. 270-278].
Криминалистическая тактика как раздел науки криминалистики изучает закономерности маневрирования информационными, организационно-процедурными и техническими ресурсами на различных этапах расследования отдельных видов преступлений [3, с. 122-126]. При этом продуманная и упреждающая тактика необходима, прежде всего, там, где встречается противодействие расследованию. В этом смысле криминалистическая тактика представляет собой систему научных положений и основанных на них рекомендаций о наиболее рациональных приемах организации и тактики производства следственных действий (и оперативно-розыскных мероприятий) в целях собирания, исследования и использования доказательств по уголовному делу [4, с. 39-45].
Анализ теоретических основ и специальных аспектов принятия методических и тактических решений, результаты наших многолетних исследований и дидактических экспериментов [5, с. 48-61] позволяют утверждать, что методическое содержание работы по расследованию преступления начинается с первичного пеореосмысления очевидных признаков криминального события. В случае отсутствия явных признаков преступления [6, с. 71-74] методическая сторона расследования заключается в понимании необходимости что-то сделать
для того, чтобы даже при отсутствии явных признаков понять совершено или не совершено преступление, протекает в настоящее время преступная деятельность или нет, например, есть ли признаки деятельности по легализации денежных средств добытых преступным путем [7, с. 91-98].
В случае обнаружения признаков преступления применяемая методика работы (расследования) позволяет понять и определить, что необходимо сделать для того, чтобы обнаруженные признаки преступления были должным образом зафиксированы, специальным образом исследованы, проанализированы и использованы в процессе расследования. Методическое содержание работы по расследованию преступления завершается определением (планированием) исчерпывающего перечня направлений работы и конкретных мероприятий (что необходимо сделать) которые необходимо провести в рамках материала предварительной проверки или по возбужденному уголовному делу.
Между завершением методического планирования и началом тактического содержания деятельности по расследованию преступления существует «технологический промежуток» на котором может происходить возврат на этап методического планирования. При этом тактический комплекс планируется как частная методическая схема работы.
Как показывает наше исследование тактическое содержание работы по расследованию преступления всегда находится в рамках того, что запланировано на методическом уровне. Тактика (как, каким образом, по какой тактической схеме готовить и проводить запланированное мероприятие) обусловлена методическим замыслом. При этом относительная самостоятельность тактики состоит в том, что после методического определения необходимости проведения тактического действия главным становится не методическое решение, например, о проведении обыска в офисе экономико-криминальной структуры [8, с. 295-301.] или освидетельствования жертвы использования рабского труда [9, с. 122-125], а совокупность условий влияющих на эффективность проведения данного тактического действия. При этом у субъекта расследования должно сохраняться методическое понимание вариантов развития хода расследования как в случае успешности тактического действия, так и в ситуации низкой (доказательственной) эффективности проведенного тактического действия [10, с. 270278].
Совокупность тактических условий работы, опыт прошлой деятельности, имеющиеся методические разработки по тактике проведения отдельных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий становится своеобразным методическим ориентиром для тактического уровня деятельности по расследованию преступления. Методические ориентиры тактического действия могут определяться и иными факторами, например, высоким уровнем исследования того или иного вида преступной деятельности [11, с. 86-95.]. Исходя из этого может быть принято решение по активизации телефонных контактов и электронной переписки членов преступной группы. С этой целью их, например, вызывают к следователю и допрашивают, привлекают к проверке показаний на месте, проводят между ними очные ставки и т.п. Последующее наблюдение за фигурантами, прослушивание с санкции суда их переговоров позволяет получить сведения об их последующих контактах и намерениях. С использованием указанной методической схемы может быть получена информация об инструкциях со стороны организаторов преступной деятельности, о тактике последующей защиты от обвинений, о планируемой или уже проведенной фальсификации доказательств и т.п.
Именно поэтому мы предлагаем вести речь не просто о методике расследования преступления и тактике проведения отдельного действия, а исходить из того, что методика работы, возможности ее реализации предопределяются имеющимся тактическим арсеналом средств расследования, а тактические средства расследования могут быть реализованы в рамках определенной методики. Полагаем, что в криминалистических работах вполне уместно
применение таких понятий как «методическая схема работы (методический алгоритм)», «тактическая схема работы (тактический алгоритм)». Детализация данного подхода приводит к пониманию того, что вполне оправданным является применение термина «тактико-методический алгоритм».
Этой категорией мы предлагаем обозначать тактическую схему работы субъекта расследования, которая обусловлена определенной методикой (методической схемой) расследования. По своему содержанию тактико-методический алгоритм может быть простой и выражаться в проведении отдельного тактического действия, либо быть сложным и соответствовать комплексу тактических действий.
На методологическом уровне предлагаемый термин отражает понимание возможных вариантов применения комплексных тактических схем работы и отдельных тактических действий в рамках методики расследования в целом или в рамках методики расследования определенного вида преступлений. На методическом уровне с его помощью фиксируется содержание того тактического комплекса и отдельных тактических действий, который закладывается разработчиком в содержание предлагаемой методики расследования. На дидактическом уровне данный термин предопределяет подходы к формированию понимания обучаемыми всего содержания тактических средств и отдельного тактического действия, которые ими могут быть реализованы в будущей практической деятельности по расследованию преступлений.
Структура простого тактико-методического алгоритма, применительно к подготовке и проведению осмотра выглядит следующим образом:
1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОСМОТРА
1.1. Информационный аспект:
1.1.1. Обстоятельства поступления информации, которые диктуют необходимость проведения осмотра (от кого, по какому каналу поступила, по поводу чего, в связи с чем, в какое время или временной промежуток, и т. д.).
1.1.2. Краткие выводы из анализа поступившей информации (главное, ключевое в содержании информации, о чем свидетельствует информация, кому может быть выгодно доведение информации до субъекта расследования в расчете на его активные действия, значима или ничтожна информация).
1.1.3. Противоречия, нестыковки, неясности, в содержании информации: а) в содержании самой информации; б) между содержанием информации и иными данными.
1.1.4. Обстоятельства, имеющие отрицательные последствия для расследования в целом и для проведения осмотра.
1.1.5. Обоснование неотложности проведения осмотра. Стоит ли спешить с проведением осмотра? Каковы возможные последствия промедления в проведении осмотра?
1.2. Процедурно-технический аспект:
1.2.1. Участники осмотра.
1.2.2. Выполняемая функция участника осмотра.
1.2.3. Технико-криминалистическое обеспечение работы следственной группы в процессе осмотра.
1.2.4. Содержание подготовительных мероприятий до выезда на место проведения осмотра.
2. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА
2.1. Информационный аспект:
2.1.1. Цели и тактические задачи осмотра.
2.1.2. Какие доказательства, в каком виде, где, на чем и т.п. могут быть обнаружены в процессе осмотра с учетом особенностей объекта осмотра и возможного характера преступления.
2.1.3. Предложения о возможных ошибках субъекта расследования и иных лиц в процессе осмотра: а) при подготовке к осмотру; б) при проведении осмотра.
2.1.4. Прогноз негативных обстоятельств и иных проявлений противодействия со стороны заинтересованных лиц.
2.2. Процедурно-технический аспект:
2.2.1. Подготовительные мероприятия по прибытии на место осмотра.
2.2.2. Возможные схемы поисковых действий на объекте осмотра, тактические приемы использования людей и технико-криминалистических средств в процессе осмотра.
Результаты наших последних исследований убедительно доказывают, что назрела необходимость научного переосмысления понятийного и классификационного аппарата криминалистики применительно к вопросам криминалистической тактики. Проблема в том, что этот раздел имеет достаточно «крепкое ядро» научного знания, которое основано на весьма давней исторической традиции. Оптимизация научного знания лежит в плоскости комплексного (тактико-методического) понимания путей принятия и реализации тактических решений.
Список литературы:
1. Журавлев, С. Ю. Типология механизма преступной деятельности экономической направленности и базовая методика расследования преступлений : монография / под науч. ред. А. Ф. Лубина. - Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2013.
2. См.: Крепышева С.К., Журавлев С.Ю. Криминалистическая теория в контексте проецирования криминалистического знания в юридическом образовании // Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты (к 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений): Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2015. Ч. 1.
3. Крепышева С.К. Тактико-методические особенности и проблемы первоначального этапа расследования преступлений в сфере добычи, переработки и оборота водных биоресурсов вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3-2.
4. См.: Лубин А.Ф. Уголовно-процессуальные основы и тактика производства следственных действий: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, Нижегородская академия МВД России, 2010.
5. Журавлев С.Ю. Технология формирования и совершенствования навыков аналитической работы в процессе расследования преступлений // Междисциплинарный тренинг как форма проведения учений в специализированном вузе МВД России: учебно-методическое пособие / под ред. С.Ю. Журавлева, С.А. Кузьменко. Н. Новгород, 2009.
6. Толстолуцкий В.Ю. Правовой и тактический аспекты принятия решения о возбуждении уголовного дела // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-2 (31). - С.71-74.
7. См.: Крепышева С.К. К вопросу о формировании криминалистической характеристики преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 1.
8. Крепышева С.К., Журавлев С.Ю. Дискуссионные аспекты научной полемики о структуре и содержании методики расследования преступлений экономической направленности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-1.
9. Крепышева С.К. Некоторые особенности тактики производства освидетельствования при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-2.
10. Крепышева С.К., Журавлев С.Ю. Криминалистическая теория в контексте проецирования криминалистического знания ... Указ. раб.
11. Крепышева С.К. Содержательные особенности преступной деятельности в сфере незаконного оборота водных биоресурсов // Приволжский научный вестник. 2014. № 1 (29). - С. 86-95.