Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150) 2013. Volume 3. Issue 3
Ю: 2013-03-27^-2364 Авторское мнение
Барсукова М.И.
Тактика соблюдения корпоративной этики в профессиональной деятельности врача
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии
Резюме
Цель статьи - проанализировать современное статусно-фиксированное общение в рамках медицинского дискурса. В центре внимания - изучение речевой тактики корпоративной этики, ее содержательного наполнения и реальных условий включения в профессиональное общение.
Ключевые слова: медицинский дискурс, врач, речевая тактика, языковой прием
Дискурс как тип статусно-фиксированного общения активно анализируется в современной лингвистической науке. Принято противопоставлять личностно-ориентированный и статусно-ориентированный дискурсы. «В первом случае в общении участвуют коммуниканты, хорошо знающие друг друга, раскрывающие друг другу свой внутренний мир, во втором случае общение сводится к диалогу представителей той или иной социальной группы» [Карасик 2002]. При институциональном общении происходит взаимодействие представителей определенных социальных групп и профессий с другими людьми. В рамках институционального дискурса осуществляется вполне определенное и строго регламентированное статусно-ролевое поведение профессионалов.
Для разных видов институциональных дискурсов характерна своя доля соотношений компонентов личностного и статусного общения. Например, медицинский дискурс включает больше элементов личностного общения, чем дискурсы политический или научный. Быстрое изменение жанров дискурсов, характерное для настоящего времени, делает границы разновидностей институциональных дискурсов весьма условными.
Конститутивные признаки медицинского дискурса включают участников общения, условия общения, организацию общения, способы и материалы общения. Специалисты выступают в определенных статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных амплуа. К конститутивным признакам относится также сфера общения, коммуникативная среда, мотивы, цели, стратегии, канал, режим, тональность, стиль и жанр общения.
Цель общения в медицинском дискурсе - оказание помощи больному. Тематика общения сфокусирована на здоровье человека и определяется официальным стилем речи. Обстоятельства общения в медицинском дискурсе различны - от посещения врачом больного на дому до выписки из клиники после продолжительного лечения и сложнейшей операции. В медицинском дискурсе центральной парой участников общения выступают врач и пациент. Специфика текстов, порожденных в медицинском дискурсе, прямо или косвенно выражает ценности этого института и соответствует его жанрам (осмотр больного, консилиум, история болезни, медицинская справка, заключение о состоянии здоровья больного).
Ролевые характеристики врача и пациента прописаны ситуацией общения, где обязательно соблюдение трафаретных жанров и речевых клише. Сфера здоровья человека связывается с определенными функциями людей (профессионалов и непрофессионалов), с принятыми в обществе ритуалами, процедурами и поведенческими стереотипами.
Наряду с конститутивными средствами общения в медицинском дискурсе используются и нейтральные средства общения, которые могут относиться к другим дискурсам. Например, общение как таковое является неотъемлемой частью проповеди, задушевной беседы, делового разговора, рекламной информации и т.д.
Медицинский дискурс - это специализированная разновидность общения между людьми, которые могут до этого не знать друг друга, но должны общаться обязательно в соответствии с нормами социума и данного общественного института. Медицинский дискурс - хорошо прописанный, канонический тип профессионального взаимодействия с широким кругом людей, охваченных одной глобальной проблемой - оказание медицинской помощи любому нуждающемуся.
Основными участниками медицинского дискурса являются представители этого профессионального института (главные врачи, врачи, медицинские сестры, санитары, обслуживающий персонал лечебных учреждений) и люди, обращающиеся к специалистам для решения своей проблемы (пациенты, их родственники, опекуны, юридические представители, сослуживцы, соседи). В медицинском дискурсе коммуникативным лидером всегда выступает специалист в области лечебного дела.
Медицинских дискурс затрагивает интересы различных областей знания: лингвистики в широком ее понимании и когнитивной лингвистики в том числе, социологии, деонтологии, этики, психологии. Он представляет собой частотное явление в жизни всего общества и каждого его члена. В роли пациента за свою жизнь человек выступает неоднократно.
Эффективное оказание медицинской помощи возможно только в случае соблюдения всех звеньев институционального взаимодействия. Это касается наличия определенной формы одежды, грамотно подобранного для конкретного случая инструментария, изучения различных материалов, свидетельствующих о состоянии здоровья человека, права на составление специфических бумаг и документов.
Для оказания медицинской помощи любой степени сложности и продолжительности существует разветвленная специализация врачей, деятельность которых сводится к профилактике заболевания, диагностике заболевания, курсу лечения с последующими рекомендациями. Личность врача должна внушать пациенту доверие и формировать у него установки, способствующие успешному выздоровлению. Для этой цели широко используется разноплановая речевая практика, директивная речь в форме совета, рекомендации, наставления, запрета, приказа.
Речь врача представляет собой выверенное взаимодействие коммуникативных и этических норм. Ей свойственна дружелюбная тональность общения, особый деликатный характер общения, широкое использование арсенала эвфемистических средств.
В случае возникновения конфликтов, которые неизбежны в медицинском дискурсе (неудачно проведенная операция, вынужденная ампутация конечностей, получение инвалидности, временной или постоянной нетрудоспособности, летальный исход), врач должен уметь стратегически верно выстраивать корпоративную линию поведения, сглаживать прямые угрозы и устранять скандальные ситуации.
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2013
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2013. Том 3. № 3
Тактика соблюдения корпоративной этики («честь мундира») только начинает привлекать внимание лингвистов. Эта тактика характеризуется своими языковыми и речевыми средствами воплощения. Существуют вполне определенные приемы воздействия на адресата: прием сближения, прием развернутого знакомства, прием целенаправленного запроса нужной для врача информации, прием моральной поддержки пациента, прием выражения одобрения и похвалы.
Выбор того или иного приема и его речевое наполнение зависит от профессиональных целей и ситуаций общения, от типа личностей адресанта и адресата, от уровня их общей культуры и речевой культуры врача и пациента.
Результативному общению могут помешать психологический настрой врача и пациента. Врач должен применять ряд тактических шагов, цель которых - предотвратить или устранить негатив (только что наметившийся, недавно возникший, существующий давно, нарастающий, неизбежный). С этой целью врач может прервать речь больного, перевести разговор на другую тему, отвлечь внимание пациента шуткой. Сглаживать острые углы помогают различные эвфемистические замены: «сейчас об этом говорить преждевременно», «к этому вопросу нам придется вернуться», «Вы напрасно переживаете за свое здоровье».
В других случаях врач должен уметь проявлять определенную жесткость и требовательность в общении: «К своему здоровью надо относиться серьезно», «Мы сделаем для Вас все возможное, но прежде всего Вы должны помочь себе сами», «Успех лечения зависит от строго соблюдения всех рекомендаций и назначений», «Не бывает ошибок больших и малых, когда речь идет о состоянии здоровья, нужно избегать любых ошибок».
Бесконфликтность общения, нейтральная окраска фраз достигается использованием литот (не в полном порядке, не в достаточной степени, не в полной мере) и вопросами-провокаторами, в которых логическое ударение падает на слово правильно: Пациент: Я была у Романовой, и она сказала...
Врач: И она сказала, что Ваша железа не в полном порядке?
Правильно я поняла?
Тем самым другая формулировка не допускается, пациент соглашается со сказанным. С точки зрения языкового воплощения для реализации бесконфликтного общения характерно широкое использование прерванных синтаксических конструкций, вводных слов, инверсии, резкой смены темы новой реплики. Некоторые фразы пациента оказываются без вербально выраженного ответа врача:
Пациент: Они два часа надо мной издевались.
Врач: (улыбается и молчит)
Пациент: Нет, ну действительно, я видела, как в застенках пытают, и с тех пор меня спина в принципе не беспокоит.
Врач: То есть, как говорят, важен конечный результат?
Пациент: Да, но тогда я прям... У меня была гематома сзади, гематома сверху...
Врач: Процесс был болезненным.
Пациент: Да, я прям рыдала тогда, а потом две недели еще ходила перемотанная эластичным бинтом.
Врач: Но самым главным оказался конечный результат. И теперь Вы это поняли.
Уважительное отношение к больному - обязательное требование медицинского дискурса. Какой бы тон ни избрал врач в разговоре с больным - иронический, дружеский, официальный, он ни в коем случае не должен проявить неуважение к больному, каким бы антипатичным он ему не казался.
В любых ситуациях недопустимо повышать голос на пациента, проявлять нетерпение. Позиция врача всегда должна оставаться профессионально мотивированной, твердой и логически выстроенной. Врач должен убедить больного в своей правоте или в правоте своих коллег, в правоте своего лечебного учреждения. Врач не может злоупотреблять безапелляционными утверждениями. Это всегда вызывает сопротивление на бессознательном уровне у пациента. Лучше подтолкнуть больного к самостоятельному принятию правильного решения. В присутствии пациентов недопустимы разговоры с коллегами на отвлеченные темы. Больной ни в коей мере не должен чувствовать себя «лишним», «обузой», «помехой» при общении с врачом. Принципы врачебной этики вытекают из общих этических норм, которые регламентированы соответствующими документами (клятва Гиппократа, Кодекс российского врача, Резолюция Первого национального съезда врачей Российской Федерации) и не входят в задачи нашего исследования.
Литература
1. Гаврилина И.С. Медицинский дискурс и коммуникативные стратегии//Фундаментальные исследования. - 2005.-№1.- С. 20-21
2. Гончаренко Н.В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса: дисс. к-та филол. наук. Волгоград, 2008. 205 с.
3. Жура В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: автореф. дисс. д-ра филол. наук. Волгоград, 2008. 44 с.
4. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
5. Саперов В.Н. Врачебная этика от Гиппократа до наших дней». Чебоксары 2001. - 214с.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013
www.medconfer.com