Научная статья на тему 'Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением технических средств фиксации'

Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением технических средств фиксации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОСМОТР МЕСТА ДТП / ИСКУССТВЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СХЕМА ДТП / ЛАЗЕРНОЕ 3D -СКАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болеев Александр Александрович

Данная статья посвящена тактике осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением фото и видеофиксации. Кроме того, автор рассматривает инновационные технологии фиксации, применяемые при проведении осмотра места ДТП на примере лазерного 3D-сканирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением технических средств фиксации»

УДК 343.985

Болеев Александр Александрович

адъюнкт кафедры криминалистики, Краснодарский университет МВД России Mega.wilshere@mail.ru

Тактика осмотра места дорожно-транспортного

происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением технических средств фиксации

Аннотация. Данная статья посвящена тактике осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением фото и видеофиксации. Кроме того, автор рассматривает инновационные технологии фиксации, применяемые при проведении осмотра места ДТП на примере лазерного ЗР-сканирования.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, осмотр места ДТП, искусственные дорожные сооружения, схема ДТП, лазерное ЗР -сканирование.

Alexander A. Boleev

Adjunct of the Department of Criminalistics, Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Mega.wilshere@mail.ru

Tactics survey of a

place dorozhno-transport incident on sections of road structures with the use of technical means fixing

Annotation. This article focuses on tactics of inspection of the scene of a traffic accident on the sections of road structures with the use of photo and video fixation. In addition, the author examines the innovative technology of fixing used in the inspection of the accident scene on the example of 3D laser scanning.

Keywords: traffic accident, inspection of the accident scene, artificial road structures, the scheme of the RTI, 3D laser scanning.

Любое расследование дорожно-транспортного

происшествия включает в себя первона-, -

рого являются осмотр места происшествия, транспортного средства, а также трупа (в случае его наличия). Следует отметить, что осмотр места происшествия как следственное действие приобретает свое значение только в том случае, если его результаты оформлены в соответствии с соблюдением всех процессуальных норм. Так, прокурор и суд, изучая материалы дела, могут судить , ,

осмотра места происшествия, только по тем про,

. , -

шествия имеет две стороны: процессуальную и . , -

тов осмотра должно проводиться на высоком -

процессуальных норм.

Однако при осмотре места дорожно-транспортного происшествия сотрудникам ГИБДД приходится

«вручную» описывать место дорожно-транспортно-, -

мобилей относительно друг друга, делать эскиз дорожно-^анспортного происшествия, а также проводить точные замеры расстояний. В данном

случае не исключены ошибки ввиду «человеческо-». ,

большинстве случаев сопровождаются временным

ограничением дорожного движения, что приводит к

образованию автомобильных пробок, иногда и . ,

эффективность работы сотрудников полиции на - -

могает применение технических средств фиксации. Так, в случае полной автоматизации всех процессов замеров расстояний и привязки к местности, возможно добиться значительного сужения временных рамок проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия, начиная с трехмерного сканирования места дорожно-фанспорт-ного происшествия со всей необходимой информацией, ее сохранением и распечаткой на месте, а

также дальнейшей обработки и архивации и т.д.

, -

, ,

,

усмотрение следователя решение о во влечении в процесс понятых с оговоркой на необходимость применения технических средств фиксации хода и результатов следственного действия [1]. В свою очередь, эксперт-криминалист, осуществляя фото и видеосъемку места ДТП, исследует следы на месте ДТП, тем самым способствуя раскрытию преступления «по горячим средам». Мы согласимся с мнением Ищенко

ЕЛ., что «использование средств фотосъемки, -

криминалистически значимые образы и звуки, а

также ход и результаты осмотра места происшествия ...» [2, с. 54].

Отметим, что при проведении фотосъемки на -

участках искусственных дорожных сооружений

следователю необходимо правильно выбрать

,

- -

ствия, а также максимально соответствуют пока, -

ков. Кроме того, при осуществлении фотосъёмки

с высокой точки происходит изменение глубины

,

восприятие расстояния и глубины снимка, в связи с чем, необходимо выбирать точку максимально сводящую к минимуму данный отрица-. , лицо проводящее осмотр должно определить ее границы, а также убедиться в отсутствии свидетелей и иных лиц в пределах кадра. Так же следует выбрать точку съёмки, позволяющую зафиксировать наибольший объём информации при наименьшем количестве снимков. Так, при фиксации места дорожно-транспортного происшествия обязательно следует применять метод ,

съёмку с точек, находящихся на разных сторонах

,

фотографировать с точек, расположенных вдоль

,

. , один снимок не вмещает полностью место дорожно-транспортного происшествия, проводится панорамное фотографирование, при этом необходимо избегать «слепых» зон, когда один объект закрывает другой.

, -

тивность при осмотре места дорожно-транспортного происшествия обеспечивает сочетание фо-- , -

дить под разными углами и в разных направле-

.

проводить таким образом, чтобы в объектив попали все имеющие значение для дела следы и объекты, например: дорожные знаки, вывески и

. . , -,

неисправности на участках искусственных до, -

тивно-правого регулирования обеспечения безопасности дорожного движения на них, в том

, .

,

четко определить механизм дорожно-транспорт-, -

дователем представлений в государственные и

,

эксплуатацию искусственных дорожных сооружений. Кроме того, зачастую в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить

информацию о непострадавших частях автомо-

,

всех ракурсов: спереди, по бокам и сзади. Немаловажную роль при расследовании дорожно-транспортного происшествия играет качество

снимков объектов и следов происшествия, по, -

ты легко поддавались идентификации (например, вид обломков и их размер, наличие жидкости на дорожном покрытии и т.д.).

, -

-

искусственных дорожных сооружений целесообразно применение инновационных технологий. Так, Сретенцев А.Н., Бабиков Д.А., рассматривают использование современных технических средств фиксации при осмотре места дорожно-

транспортного происшествия на примере аппа-- « », -

чая, что данный комплекс: «предназначен для измерений на месте происшествия и построения схем мест происшествия по фотографиям» [3,

с. 80]. Преимущество данного комплекса в

. .,

. ., , : « является наглядным примером того, как развитие цифровых технологий и методов компьютерной обработки изображений позволило значительно усовершенствовать методы измерений по фотографии» [4, с. 165]. Данный комплекс предназначен для измерения расстояний между

объектами на месте дорожно-транспортного

,

происшествия и фотофиксации. Комплекс включает в себя персональный компьютер, мерный объект и цифровую фотокамеру, которая обязательно подвергается процессу калибровки.

Следующим перспективным направлением применения технических средств фиксации следов до-

является лазерное 30 сканирование. Рассмотрим данный способ фиксации на примере автоматизированной системы фиксации следов дорожно-транспортного происшествия «Амата-30». Суть данного комплекса заключается в трехмерном сканировании места дорожно-транспортного происшествия, позволяющем зафиксировать расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к

происшествию. В данном случае полностью ис-

,

« » ,

« ». -вания в среднем занимает 10-15 минут и позволяет с максимальной точностью воссоздать место дорожно-^анспортного происшествия. Данный комплекс состоит из компьютера, принтера и лазерного трехмерного сканера, итогом работы которых является абсолютно точная схема дорожно-

,

на бумагу и печатается. Кроме того, инструментарий данной программы позволяет измерить и нанести на схему углы, расстояния и другие важ-. , -плекс предназначен для работы в любое время суток и погодных условий. Также данный прибор позволяет проводить сканирование на удалении от объекта до 150 метров с установленным временем сканирования с одной точки до 2 минут. А весь процесс сканирования места дорожно-^анспорт-ного происшествия составляет 10-20 минут.

Кратко рассмотрим принцип работы комплекса «АМАТА-30». Так, в данном программном обес-

печении предусмотрены два окна: верхнее, куда происходит загрузка облака точек, полученного

со сканера (тран^ормируется в вид сверху) и

,

в полуавтоматическом режиме. Работа оператора значительно облегчается за счет наличия готовых элементов в библиотеках пиктограмм,

которые доступны к редактированию, а также

. -

грамм осуществляется в едином масштабе в соответствии с реперными точками, положение которых отмечается на трехмерном облаке точек. Отмеченные точки автоматически переносятся в нижнее окно с сохранением единого масштаба и относительных расстояний и в итоге

получается абсолютно точная схема дорожно-

,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в печать на соответствующем бланке.

Данный комплекс широко применяется в криминалистике не только для составления схем дорожно-транспортных происшествий, но и для фиксации следов и объектов для задач трассо-логии, моделирования различных ситуаций, оценки места события с любого ракурса, проведение различных замеров и т.д. При работе на -

данный прибор позволяет зафиксировать различные последствия дорожно-транспортного происшествия, например: следы торможения,

осыпи стекла или грязи, взаимное расположение

,

привязкой к местности, а также определять расстояние между ними с точностью до 5 мм, также определять расстояние между зданиями, метками и т.п. Отметим, что данный комплекс рекомендован для использования в строевых подразделениях ДПС ГИБДД, в виду значительного

сокращения времени фиксации следов дорожно-

, -

вращения фальсификации таковых.

Следующим прибором работающим по данному принципу является лазерный 3D сканер Faro Focus 3D, который обладает рядом следующих преимуществ: автоматизированный процесс измерения и обработки данных, съемка сложных и

, -

номия времени и финансов, многократное ис-

,

и информативности по сравнению с двухмерными измерениями, минимизация «человеческого фактора». Данный способ позволяет оперативно зафиксировать объекты и следы, в кратчайшие

сроки произвести сбор данных, а также исклю-, -

тором. Принцип работы данного прибора анало-« -3D».

Так же отметим, что технология трехмерного лазерного сканирования позволяет помимо фиксации следов дорожно-транспортного происшествия оценивать степень повреждения объектов.

,

данного способа фиксации следов, по сравнению с «ручным» являются: исключение возможности фальсификации данных при составлении схемы, так как «облако точек» и сама схема сохраняются единым файлом, без возможности

,

защиты, исключение ошибок при создании схемы дорожно-транспортного происшествия, в виду человеческого фактора, а также значительная экономия времени.

Также заслуживает внимания программное обеспечение «3й-свидетель», разработанное

. -ботчик, благодаря данному средству 3D визуализации представляется возможным воссоздавать место происшествия в трех измерениях с ,

места и проводить измерения, автоматически вычислять расстояния под любым углом и любой длины с точностью до 1 мм. Кроме того, работа в данном программном обеспечении позволяет

быстро создавать схемы дорожно-транспортных .

« -

транспортного происшествия в режиме реального времени и посмотреть его с любой точки или стать водителем любого автомобиля, участника ДТП и посмотреть на него глазами очевидца,

» [5].

Однако, несмотря на многообещающие перспективы применения данной технологии, существует ряд не урегулированных вопросов применения данной программы в рамках следствия.

,

форм, в которой будут предоставляться результаты работы данной программы в суде, а также не учтен момент конфликта при реконструкции дорожно-транспортного происшествия со стороны представителей защиты и обвинения.

В заключении отметим, что применение фотосъёмки и видеосъёмки позволяет дополнить протокол осмотра места происшествия, позволяя зафиксировать криминалистически значимую информацию, а также наиболее точно воспринимать картину дорожно-^анспортного происшествия, демонстрируя его логическую последовательность, а именно от общего к частному. В свою очередь, применительно к технологии лазерного 3D - сканирования ранее мы отмечали такие неоспоримые преимущества данного метода фиксации, как: значительная экономия времени при составлении схемы -

искусственных дорожных сооружений, что крайне актуально ввиду недопустимости длительного ограничения или прекращения автомобильного движения на них, а также исключение ошибок, обусловленных человеческим фактором, в виду особой сложности проведения осмотра на данных участках.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что эффективность осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных -

зависит не только от профессионализма лица его проводящего, но и того, какие технические средства при этом применяются. Таким образом, крайне актуальна дальнейшая проработка вопросов внедрения в практику расследования дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений ре-

зультатов инновационных технологий. Однако в

настоящее время до сих пор в процессе осмотра -

человеческий ресурс преобладает над техниче-

Литература:

1. Ст. 170 УПК РФ

2. Ищенко ЕЛ. Криминалистика: курс лекций. -М. : Юридическая фирма «Контракт»; АСТ-Москва. 2007. 416 С.

3. . . -вания современных технических средств фиксации при осмотре места дорожно-транспортного происшествия / А.Н. Сретенцев, ДА. Бабиков // Политика и право. 2014. N4 (34).

4. . . -вании деятельности по организации осмотров

/ . . , . . // практика. 2015. № 4

5. Ш1_: http://kmtkazan.ru/node/256

ским, что приводит к километровым заторам на дорогах и трудностям при составлении механизма дорожно-транспортного происшествия, а также расследованию в целом.

Literature:

1. St. 170 OF THE CODE

2. Ishchenko E.P. Forensic science: a course of lectures. M. : Law firm «Contract»; AST-Moscow. 2007. 416 p

3. Sitenav A.N. Some aspects of the use of modern technical means of fixation at survey of a place dorozhno-transport incident / A.N. Sitenav, D.A. Babikov // Politics and law. 2014. N4 (34).

4. Sitenav A.N. To the question of the improvement of the organization of inspections of places of road accident / A.N. Sitenav, S.K. Lomov // Science and practice. 2015. № 4

5. URL: http://kmtkazan.ru/node/256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.