УДК 796.332+796.015.83
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОБОБЩЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ
THE TACTIC TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF THE REALISATION OF GENERALISTION PRINCIPLE IN EDUCATION
Г. Л. Драндров, Ю. И. Краснов, Р. В. Фаттахов G. L. Drandrov, Y. I. Krasnov, R. V. Fattakhov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В работе рассматриваются психологические особенности решения тактических задач в спортивных играх, в частности в футболе. Обосновывается положение о том, что решение тактических задач может осуществляться как на уровне «практического интеллекта» с ориентацией на внешние видимые отношения между элементами игровой ситуации, так и на уровне теоретического мышления с учетом имеющихся между ними внутренних, существенных связей. Выделяются педагогические условия формирования у юных футболистов обобщенной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий.
Abstract. The article deals with the psychological characteristics of the tactic task solution in sport games and especially in football. The main point is that the solution of tactic tasks may be realized on the level of practical intellect with the orientation to the visible exterior relations between the elements of a game situation and on the level of theoretical thinking considering interior essential links. Pedagogical conditions of forming general orientated basis of learnt tactic actions of young footballers are revealed.
Ключевые слова: юные футболисты, тактическое мышление, обобщение в обучении, тактические действия, тактическая подготовка.
Keywords: young footballers, tactic thinking, generalization in education, tactic actions, tactic training.
Актуальность исследуемой проблемы. Тактическая подготовка футболистов направлена на решение трех взаимосвязанных задач:
1) вооружение спортсменов знаниями о наиболее рациональных способах решения тактических задач;
2) формирование практических умений и навыков решения тактических задач;
3) развитие тактических способностей, определяющих быстроту и точность восприятия игровых ситуаций, решения тактических задач во внутреннем умственном плане и их психомоторной реализации в тактических действиях.
В практике обучения юных футболистов обучение тактическим действиям осуществляется, как правило, целостным методом с применением игровых упражнений, моде-
лирующих определенные тактические ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности.
В меньшей степени обращается внимание на формирование у занимающихся полноценной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий. Вследствие этого у подавляющего большинства юных футболистов она формируется стихийным путем и отличается избыточностью входящих в ее содержание элементов. Наряду с этим в ее содержании отсутствуют те элементы, учет которых необходим для правильного решения тактических задач.
Игровые ситуации, возникающие в процессе соревновательной деятельности в футболе, отличаются большим разнообразием. Однако эта вариативность не носит бесконечного характера, поскольку игровые ситуации, различаясь между собой, имеют в своем содержании и общие элементы. В условиях стихийного формирования ориентировочной основы тактических действий юные футболисты не могут выделить эти элементы: каждая игровая ситуация разрешается ими как относительно новая без привлечения приобретенного игрового опыта. В результате процесс принятия решения замедляется, а характер принимаемых решений зачастую бывает ошибочным.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы формирования у юных футболистов ориентировочной основы разучиваемых тактических действий на основе концептуальных положений психологической теории деятельности С. Л. Рубинштейна [12], А. Н. Леонтьева [8], теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [6] и теории содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова [7].
В связи с этим целью нашей работы являлось выявление педагогических условий осуществления тактической подготовки юных футболистов на основе формирования обобщенной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий.
Для достижения этой цели нами последовательно решались две задачи:
1) рассмотреть психологические особенности решения тактических задач в спортивных играх, в частности в футболе;
2) выделить педагогические условия формирования у юных футболистов обобщенной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий.
Материал и методика исследований. Решение этих задач осуществлялось на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы по проблеме исследования и личного педагогического опыта в области тактической подготовки футболистов.
Результаты исследований и их обсуждение. В психологической структуре тактического действия выделяются три последовательных, неразрывно связанных и обусловливающих друг друга звена: восприятие игровой ситуации; умственное решение тактической задачи; психомоторная реализация принятого решения.
Эффективность тактических действий в спортивных играх в значительной степени зависит от целого ряда психологических характеристик личности спортсменов, связанных с функционированием этих звеньев: восприятия, внимания, памяти, мышления, быстроты и точности выбора решения, прогностических способностей, точности реакции на движущийся объект, подвижности нервных процессов [11].
В частности, высокая скорость полета мяча, быстрые перемещения игроков, быстрая и внезапная смена игровых ситуаций предъявляют высокие требования к объему, интенсивности, переключению и распределению внимания [9].
В спортивных играх действия игроков возникают в ответ на внешние раздражители, что предъявляет повышенные требования к быстроте и точности зрительного восприятия, реакции выбора, скорости приема и переработки информации. Умение видеть игровую ситуацию и быстро ориентироваться в сложившихся условиях является одним из важнейших психических качеств в спортивных играх [4], [11].
Важнейшим элементом деятельности спортсменов в игровых видах спорта выступает тактическое мышление, позволяющее успешно решать тактические задачи и проявляющееся в способности быстро и правильно ориентироваться в игровой ситуации, перерабатывать информацию в ходе состязаний, принимать оптимальные решения [9], [10], [11].
Первые исследования игрового мышления проводились среди шахматистов, что вполне естественно, так как шахматная игра - сугубо интеллектуальная деятельность; вместе с тем эта игра - напряженный, полный борьбы спортивный поединок [3]. Разумеется, игровое мышление футболиста значительно отличается от шахматного мышления, но, с другой стороны, им присущи и некоторые общие, сходные психологические особенности.
Общие свойства игрового интеллекта, которые были выявлены в исследованиях шахматного мышления, нашли затем подтверждение в последующих исследованиях других видов игрового мышления, связанных с двигательным компонентом спортивной деятельности [5], [9], [14]. Авторами выделяются следующие типичные черты игрового мышления:
1) наглядный и образный характер, т. е. функционирование интеллектуальных операций в составе и на основе восприятия и представлений;
2) включенность в практическое действие, т. е. в процесс решения задач по преобразованию внешней среды;
3) ситуативность, т. е. обусловленность отражением объективных зависимостей, присущих непосредственно воспринимаемым конкретным ситуациям;
4) быстрота и интенсивность интеллектуальных операций, обусловленные лимитом времени на выполнение игрового действия;
5) тесная взаимосвязь интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы.
Первые три черты полностью соответствуют той форме мышления, которая известна в психологии под названием «практический интеллект».
Обобщая экспериментальные исследования своих современников по данной проблеме, С. Л. Рубинштейн указывает, что практическое мышление - это мышление наглядное, которое устанавливает зависимости между вещами в пределах непосредственно данной ситуации, не раскрывая опосредования и всеобщих связей, выходящих за ее пределы. Взаимопроникновение «поля зрения» мышления и «поля наглядного созерцания» составляет первую отличительную особенность практического мышления.
Вторая отличительная особенность практического мышления - это мышление в ситуации действия.
Третья особенность практического мышления состоит в том, что это не только мышление, связанное с действием, но и мышление действиями [12].
Общей психологической характеристике тактического мышления в футболе посвящены работы Г. М. Гагаевой [5], М. К. Хоутки [14]. Авторы этих работ указывают на ряд содержательных и функциональных особенностей данного вида мышления:
• процесс быстрой и точной оценки непрерывно меняющихся игровых ситуаций;
• выбор эффективного тактического решения;
• процесс планирования игровых действий и реализации тактических замыслов;
• предвидение действий противника и маскировка собственных намерений.
Весьма важным моментом в этих работах, на наш взгляд, является признание значения процесса классификации игровых ситуаций при решении тактических задач.
А это уже не «практический интеллект» (в терминологии С. Л. Рубинштейна), базирующийся на установлении внешних, видимых отношений между воспринимаемыми объектами (игроками своей команды и соперниками, расположением мяча), а теоретическое мышление, усматривающее имеющиеся между ними внутренние, существенные связи). По Р. С. Абельской, для того чтобы правильно ответить на вопрос задачи, диктуемой игровой ситуацией, игрок должен не только разобраться в непосредственных конкретных условиях, но и знать внутренние закономерности, которым эти условия подчиняются и которые определяют типовые моменты игры [2].
Наличие элементов сходства («типового момента») в игровых ситуациях обеспечивает быстроту их отнесения к известным по прошлому опыту игровым ситуациям и выполнение адекватных действий - правильных и без предварительного размышления.
В каждой игровой ситуации есть общие моменты - типичные, повторяющиеся - и единичные («индивидуальные»), характерные только для данной ситуации. К числу последних Р. С. Абельская относит характер действий противника и самого игрока.
М. К. Хоутка указывает на классификацию игровых ситуаций футболистами как на психический процесс, протекающий по механизму сопоставления образов восприятия с эталонами памяти (узнавание), и замечает, что этот процесс весьма часто, особенно у футболистов невысокой квалификации, строится на умозаключениях по аналогии.
Однако действия по аналогии могут приводить к ошибкам, например, в тех случаях, когда в ситуациях больше специфичного и нового, чем знакомого и типичного.
Эффективность тактических действий прямо связана с умением определять существенные для хода игры особенности игровых ситуаций, как бы ни были они малозаметны и трудны для восприятия, и абстрагироваться от множества бросающихся в глаза, но второстепенных признаков. Уровень этого умения определяется, с одной стороны, способностью восприятия игровых ситуаций, с другой - их пониманием, формирующимся в процессе накопления тактических знаний и игрового опыта.
К тактическим ошибкам приводят также и действия, которые возникают, если опираться на тактические положения в отрыве от оценки игровой ситуации в целом (т. е. при ориентировке на неполный комплекс признаков ситуации): например, настойчивые, но безуспешные попытки игрока нападения пробиться сквозь массированную оборону противника по центру, в то время как имеются свободные партнеры на флангах и т. д.
В рассматриваемых работах утверждается положение о важной роли речевых, вербальных механизмов, в частности внутренней речи, в процессе интеллектуальной регуляции игровых действий.
Р. С. Абельская, специально исследовавшая роль внутренней речи в произвольных действиях спортсменов, установила, что удары по мячу при игре в теннис сопровождаются примерно в 70 % речью «про себя» [1]. Содержание внутренней речи включает в себя:
1) оценку своих действий и действий противника;
2) оценку своей позиции;
3) оценку игровой ситуации;
4) интерпретацию своих действий (совершенных);
5) предвидение результатов действий (своих и противника);
6) самоприказы к выполнению действий.
В самоприказах, предваряющих каждое действие, находит свое выражение единство мышления и воли.
Г. М. Гагаева полагает, что футболист с помощью слова выделяет во время игры существенные признаки при восприятии ситуаций, анализирует и синтезирует данные своих наблюдений, осуществляет принятое решение (слова-самоприказы), дает оценку этого решения и выполнения действия.
Логическая классификация игровых ситуаций представляет не только научный, но и практический интерес, так как позволяет выделить различные типы игровых задач, возникающих при выборе игрового хода. С помощью логической классификации могут быть приведены в определенную систему эмпирически наблюдаемые игровые ситуации. Усвоение типологии ситуаций и эффективных (рациональных) способов действия в этих ситуациях в процессе начального обучения тактике футбола, по нашему мнению, должно способствовать формированию игрового мышления футболистов.
Задачей нашей работы являлось также выделение педагогических условий, реализация которых обеспечивает формирование у юных футболистов обобщенной ориентировочной основы разучиваемых групповых тактических действий.
Несмотря на то, что в футболе соперничают по 11 игроков от каждой команды, в реализации групповых тактических действий принимают участие, как правило, два игрока команды: игрок, владеющий мячом, и игрок, с которым он вступает во взаимодействие с помощью передачи мяча. При этом им противодействуют два игрока команды соперника.
В связи с этим мы считаем, что игровая ситуация «Двое против двоих» является исходной «клеточкой», из которой рождаются все возможные варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением игроков на футбольном поле и положением мяча. Нами выделены 8 вариантов взаимодействия атакующей пары игроков в зависимости от расположения и действий обороняющихся, реализация которых приводит к созданию численного преимущества на игровом участке поля.
К ним относятся: передача мяча за спину чужого защитника, комбинация «стенка» с уходом во фланг, комбинация «стенка» с уходом в центр, прием мяча от партнера с уходом во фланг, прием мяча от партнера с уходом в центр, «скрещивание» с оставлением мяча, «скрещивание» без оставления мяча, передача мяча за спину своему защитнику.
Данные 8 типичных комбинаций составляют азбуку футбола: из них, как из букв, строится тактика всей игры на любом участке поля. Поэтому первым педагогическим условием является формирование ориентировочной основы этих взаимодействий.
Известно, что слово выступает как обобщенный символ, обозначающий целостный, богатый деталями образ. Поэтому вторым педагогическим условием выступает словесное оформление основных опорных точек, которые существенно отличают одну игровую ситуацию от другой, и, опираясь на которые, обучаемый может быстро и точно классифицировать воспринимаемые им игровые ситуации. Наиболее обобщенной формой представления выступает слово, обозначающее игровую ситуацию в целом.
Третьим педагогическим условием является обязательное проговаривание последовательности восприятия опорных точек игровой ситуации и последовательности выполняемых движений, составляющих содержание разучиваемого тактического действия
вначале в громкой, а затем - во внутренней речи с постепенным ее свертыванием. Данный прием позволяет организовать процесс восприятия игровой ситуации, направляя его на те элементы, знание которых необходимо и достаточно для умственного решения тактической задачи и ее психомоторной реализации.
Т. Храйс [13] считает, что эффективность согласования действий партнеров определяется тремя условиями: проводится в паре игроков, в паре выделяется ситуативный лидер, формируются и используются управляющие сигналы - признаки согласования.
На эффективность решения групповых тактических задач в футболе влияет степень мыслительно-тактической совместимости спортсменов. В ряде работ показано, что команды, у игроков которых отмечаются более сходные мыслительно-тактические реакции, одинаковый характер и направленность тактического мышления, смогут быстрее достичь высокой степени сыгранности по сравнению с командами, чьи игроки имели более низкие показатели по вышеназванным параметрам [6], [7].
Поэтому четвертым педагогическим условием является предоставление роли ситуативного лидера игроку, который находится без мяча и своими перемещениями определяет развитие игровой ситуации в определенном направлении и диктует тем самым своему партнеру, когда и в каком направлении следует передать мяч или осуществить перемещение с мячом. Одинаковые видение и понимание игровой ситуации помогают паре взаимодействующих игроков эффективно согласовывать свои действия при ее разрешении.
Резюме. Эффективность тактических действий в футболе определяется способностью спортсменов быстро и точно классифицировать воспринимаемые им игровые ситуации и принимать соответствующие их содержанию тактические решения.
Поэтому формирование обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий с учетом выделенных нами педагогических условий является необходимой предпосылкой успешного решения задач тактической подготовки юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абельская, Р. С. Внутренняя речь в формировании произвольных действий спортсменов / Р. С. Абельская // Проблемы психологии спорта : сб. тр. Вып. I. - M. : Физкультура и спорт, 1960. - С. 67-87.
2. Абельская, Р. С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач / Р. С. Абельская // Вопросы психологии спорта : сб. тр. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - С. 75-91.
3. Алаторцев, В. А. Роль мышления при достижении трудной цели в спорте / В. А. Алаторцев // Пути достижения трудной цели в спорте : сб. тр. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 45-67.
4. Васильев, В. В. Умение видеть поле / В. В. Васильев // Спортивные игры. - 1976. - № 6. - С. 23-24.
5. Гагаева, Г. М. Психология футбола / Г. М. Гагаева. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 139 с.
6. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. - М. : МГУ, 1965. - 51 с.
7. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 327 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
9. Малиновский, С. В. Моделирование тактического мышления спортсменов / С. В. Малиновский. -М. : Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.
10. Платонов, В. А. Приоритет мысли / В. А. Платонов // Спортивные игры. - 1989. - № 2. - С. 12-20.
11. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / А. В. Родионов. - М., 1990. - 43 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Т. 1-2. - М. : Педагогика, 1989. - 536 с.
13. Таер, Храйс. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Храйс Таер. - М., 1997. - 26 с.
14. Хоутка, М. К. Исследование теории и практики тактической подготовки юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. К. Хоутка. - М., 1959. - 19 с.