Научная статья на тему '«Так уж повелось во ВГИКе». Аннотированный каталог ранних фильмов из архива И. Жигалко (часть I)'

«Так уж повелось во ВГИКе». Аннотированный каталог ранних фильмов из архива И. Жигалко (часть I) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
Немое кино / кино Франции / детское кино / научно-популярное кино / Пате / Гомон / Жигалко / Ромм / silent cinema / French cinema / children’s cinema / popular science cinema / Pathé / Gaumont / Zhigalko / Romm

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснова Гарена Викторовна

Публикация аннотированного каталога ранних зарубежных и российских фильмов из коллекции И. Жигалко (1912– 1976), режиссера, ассистента М. Ромма, кандидата искусствоведения, доцента Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). Материал позволит заполнить существующую лакуну в знании о кинематографическом репертуаре отечественных и зарубежных фильмов в 1900–1910-е гг. Он призван, в частности, способствовать тому, чтобы более точно определить влияние французского кино на российскую / советскую культуру и отечественный кинематограф. Архив Жигалко, хранящийся в Государственном центральном музее кино, позволяет сегодня открыть еще одну важную грань педагога — коллекционирование. Фильмы, которые вошли в публикуемые в «Телекинете» аннотированные фильмографические листы, до сего времени не входили в известные каталоги немых фильмов, связанных с кинопрокатом в России. Публикуемые фильмографические данные снабжены аннотациями, позволяющими составить впечатление о тематике и жанрах, востребованных у зрительской аудитории. Следует обратить внимание, насколько широко представлена детская тема в отобранных в каталог работах, особенно это актуально при анализе интереса учеников Ромма к культуре детства и сказочному жанру. Достаточно широко представлены научно-популярные, учебные и научные фильмы, которые, вероятно, восполняли дефицит аналогичной отечественной кинопродукции. Предлагаемая выборка свидетельствует о желании киноаудитории дореволюционной России активно воспринимать и творчески осваивать передовые европейские культурные инициативы. Публикуемый материал позволяет расширить существующее представление о кинорепертуаре дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Such is the Custom in VGIK.” Annotated Catalogue of Early Films from the Archive of Irina Zhigalko (part I)

Publication of an annotated catalogue of early foreign and Russian films from the collection of Irina Zhigalko (1912–1976), an art history PhD, director, assistant to Mikhail Romm, and associate professor at the Gerasimov Institute of Cinematography (VGIK). The material will fill the existing gap in the knowledge of the cinematic repertoire of Russian and foreign films in the 1900s‑1910s. These materials are intended to help to more accurately determine the influence of French cinema on Russian / Soviet culture and domestic cinema. The Zhigalko archive, held by the State Central Film Museum, allows us today to open another important line of the teacher’s interests — collecting. The films that have been included in the annotated filmographic sheets published in Telekinet cannot be found in the well-known catalogues of silent films published in Russia to date. The published films are provided with annotations that allow you to get an impression of the topics and genres that are in demand among the audience. The point to note is that the children’s theme is featured very prominently in the works selected in the catalogue; this is especially important for analyzing the interest of Romm’s students in the culture of childhood and the fairy-tale genre. Popular science, educational and scientific films are quite widely presented, which probably made up for the shortage of similar Russian film products.

Текст научной работы на тему ««Так уж повелось во ВГИКе». Аннотированный каталог ранних фильмов из архива И. Жигалко (часть I)»

CHARTULARIUS | АРХИВ

УДК: 778.5

DOI: 10.24412/2618-9313-2022-219-24-32

«Так уж повелось во ВГИКе». Аннотированный каталог ранних фильмов из архива И. Жигалко (часть I)

Краснова Г. В.

Для цитирования

Краснова Г. В. «Так уж повелось во ВГИКе». Аннотированный каталог ранних фильмов из архива И. Жигалко // Телекинет. 2022. N 2(19). С. 24-32.

Сведения об авторе

Краснова Гарена Викторовна, кандидат искусствоведения, Государственный центральный музей кино, Москва, Россия

ORCID ID: 0000-0001-5747-4520

vkrasnov121@gmail.com

Аффилиация

ФГБУК «Государственный центральный музей кино», 129223, Москва, Проспект мира, д. 119, стр. 36.

Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Аннотация

Публикация аннотированного каталога ранних зарубежных и российских фильмов из коллекции И. Жигалко (19121976), режиссера, ассистента М. Ромма, кандидата искусствоведения, доцента Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). Материал позволит заполнить существующую лакуну в знании о кинематографическом репертуаре отечественных и зарубежных фильмов в 1900-1910-е гг. Он призван, в частности, способствовать тому, чтобы более точно определить влияние французского кино на российскую / советскую культуру и отечественный кинематограф. Архив Жигалко, хранящийся в Государственном центральном музее кино, позволяет сегодня открыть еще одну важную грань педагога — коллекционирование. Фильмы, которые вошли в публикуемые в «Телекинете» аннотированные фильмографические листы, до сего времени не входили в известные каталоги немых фильмов, связанных с кинопрокатом в России. Публикуемые фильмографические данные снабжены аннотациями, позволяющими составить впечатление о тематике и жанрах, востребованных у зрительской аудитории. Следует обратить внимание, насколько широко представлена детская тема в отобранных в каталог работах, особенно это актуально при анализе интереса учеников Ромма к культуре детства и сказочному жанру Достаточно широко представлены научно-популярные, учебные и научные фильмы, которые, вероятно, восполняли дефицит аналогичной отечественной кинопродукции.

Предлагаемая выборка свидетельствует о желании киноаудитории дореволюционной России активно воспринимать и творчески осваивать передовые европейские культурные инициативы. Публикуемый материал позволяет расширить существующее представление о кинорепертуаре дореволюционной России.

Ключевые слова

Немое кино, кино Франции, детское кино, научно-популярное кино, Пате, Гомон, Жигалко, Ромм

"Such is the Custom in VGIK." Annotated Catalogue of Early Films from the Archive of Irina Zhigalko (part I)

KRASNOYA, G. V.

For Citation

Krasnova, G. V. "Such is the Custom in VGIK." Annotated Catalogue of Early Films from the Archive of Irina Zhigalko. Telekinet, 2022, no. 2(19), p. 24-32.

About the contributor

Krasnova, Garena Viktorovna, PhD, the State Central Film Museum, Moscow, Russia.

ORCID ID: 0000-0001-5747-4520

vkrasnov121@gmail.com

Abstract

Publication of an annotated catalogue of early foreign and Russian films from the collection of Irina Zhigalko (1912-1976), an art history PhD, director, assistant to Mikhail Romm, and associate professor at the Gerasimov Institute of Cinematography (VGIK). The material will fill the existing gap in the knowledge of the cinematic repertoire of Russian and foreign films in the 1900s-1910s. These materials are intended to help to more accurately determine the influence of French cinema on Russian / Soviet culture and domestic cinema. The Zhigalko archive, held by the State Central Film Museum, allows us today to open another important line of the teacher's interests — collecting. The films that have been included in the annotated filmographic sheets published in Telekinet cannot be found in the well-known catalogues of silent films published in Russia to date. The published films are provided with annotations that allow you to get an impression of the topics and genres that are in demand among the audience. The point to note is that the children's theme is featured very prominently in the works selected in the catalogue; this is especially important for analyzing the interest of Romm's students in the culture of childhood and the fairy-tale genre. Popular science, educational and scientific films are quite widely presented, which probably made up for the shortage of similar Russian film products.

Keywords

silent cinema, French cinema, children's cinema, popular science cinema, Pathe, Gaumont, Zhigalko, Romm

Публикуемый материал — аннотированный каталог ранних французских фильмов И. Жигалко, режиссера, преподавателя ВГИКа, которая работала с М. Роммом, в том числе в первой и единственной объединенной студии режиссера (из которой выпустились режиссеры А. Смирнов, А. Михалков-Кончаловский, актеры В. Ивашов, С. Светличная, Г. Польских, Ж. Прохоренко), а после смерти режиссера — с Л. Кулиджановым.

В «Дневниках с комментариями» Жигалко вспоминала о своей совместной преподавательской работе с Роммом во ВГИКе, особенно отмечая невероятное чутье мастера и его творческий подход в общении с одаренными студентами, будущими звездами кино. Повествуя о методике, которая использовалась выдающимся педагогом, она вспомнила и о «первой и единственной» ссоре с Роммом:

«Так уж повелось во ВГИКе: режиссерский экзамен, то есть показ студенческих работ на кафедру, воспринимается как своеобразный экзамен для учителей. Согласно опыту, полученному на предыдущих семинарах, мы с Евгением Николаевичем Фоссом вместе "нажимали" на прогоны, вмешиваясь в работу студентов, меняя макет и мизансцену. Ромм присутствовал на одном из таких заездов. Нахмурившись, он молчал. После занятий состоялся разговор. Ромм сказал, что, конечно, наш диктат приносит определенную пользу студенту, но вреда он приносит гораздо больше, особенно сейчас, когда закладываются только первые основы профессии. Мы возразили, что репутация семинара зависит от экзамена. Я никогда не забуду удивленный и ироничный взгляд Ромма...» [6, с. 396.]

Дневники Жигалко содержат скупые, но от этого не менее ценные материалы о становлении в стенах ВГИКа таких режиссеров, как А. Тарковский, В. Шукшин, А. Кончаловский, Н. Бондарчук и мн. др. [5, с. 28-40]. Скрупулёзно и методично Жигалко фиксировала нюансы освоения профессии учениками Ромма, а ее дом уже после смерти мастера притягивал учеников разных выпусков. Особенное внимание она уделяла В. Шукшину, сыграв существенную роль в формировании его творческой личности [10, с. 330-360, с. 370-360].

Приведем воспоминания А. Гордона о Жигалко: «В марте 1958 года в нашей мастерской собрались все — мастера и студенты для важного разговора о предстоящих курсовых работах. Было шумно, возбужденно и к тому же сильно накурено. Михаил Ильич курил безостановочно, сигарету за сигаретой, курили его ассистенты, наши преподаватели: Нина Станиславовна Сухоцкая, высокая, седая, изящная женщина—длинный мундштук, Ирина Александровна Жигалко — мундштучок покороче [4, с. 143].

Другое воспоминание, касается обсуждения на курсе влюбленности А. Тарковского в И. Рауш: «Состоялось собрание курса, спонтанное и глупое. Когда я смотрю в то время из сегодняшнего дня, меня поражает готовность однокурсников и преподавателей из самых лучших побуждений делать недопустимое: вмешиваться в чужие отношения, пытаться в них разобраться и разрешить мучительную для Андрея ситуацию. Помню, что со мной разговаривала наш педагог Ирина Александровна Жигалко. Умнейшая женщина, человек старшего поколения, с высоты своего возраста она острее нас чувствовала напряженность этой ситуации, и ей особенно хотелось помочь Андрею. Ирина Александровна отнюдь не была организатором собрания, возникшего из самых искренних побуждений, хотя все его участники чувствовали себя довольно нелепо, неловко» [4, с. 140].

0 Жигалко-педагоге с теплом вспоминает Н. Бондарчук, в частности — о встречах у нее на даче в Ново-Дарьино ее учеников [2]. Кроме того, Жигалко сыграла немалую роль в приобщении будущей звезды «Соляриса» к чтению и именно благодаря ей состоялось знакомство Тарковского с будущей исполнительницей роли Хари: «У Ирины Алексеевны муж был писателем, поэтому у них была прекрасная библиотека. А я в школьные годы очень увлекалась фантастикой, и Жигалко, которая дружила с моими родителями, любезно давала мне читать Азимова, Брэдбери, Лема. Помню, когда я прочитала «Солярис» Станислава Лема, пошла к соседям, чтобы вернуть книгу. В это время у Ирины Александровны в гостях были Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, а в моем любимом кресле-качалке, как оказалось, еще неизвестный никому Андрей Тарковский. Причем познакомились мы, когда я хозяйке отдавала книгу и она сказала: "Передай ее Андрею, он еще не читал"»1.

Архив Жигалко в Государственном центральном музее кино позволяет сегодня открыть еще одну важную грань педагога — коллекционирование. Фильмы, которые вошли в публикуемые в «Телекинете» аннотированные фильмографические листы Жигалко, не входили в каталог дореволюционных французских фильмов в России [3] и в «Каталог французских немых фильмов, бывших в советском прокате» [8], лишь некоторые из них представлены в фильмографии, составленной М. Иорданским [7], однако с существенным отличием: каждый фильм снабжен аннотацией (насколько можно судить, аннотации к нерускоязычным фильмам переводились, вероятно, с французского). Либретто в достаточной мере подробны и позволяют составить впечатление

1 Бондарчук Н. «На мне экспериментировали, но я не думала о здоровье: для меня было важно снять, как замыслил Тарковский». [Бес. Вел. А. Мехтиев] 2019, 31 марта.— URL: https://www.belta.by/kaleidoscope/view/nataljja-bondarchuk-na-mne-342108-2019/

о сюжете и персонажах экранных произведений.

Нельзя не обратить внимание, насколько широко представлена детская тема в отобранных в каталог работах1. Аннотации детских I семейных фильмов содержат интересный материал по культуре детства и культуре повседневности в Европе, включая массовые представления о нормативном поведении, применении наказаний к детям и т.д. В выборке приоритет отдан фильмам французского производства. Среди компаний производителей фильмов указаны такие крупные производители, как «Пате» и «Гомон», первые и наиболее крупные производители и поставщики кинопродукции в дореволюционной России. Вместе с тем, в каталоге достаточно прочные позиции занимают отечественные кинофильмы, представленные выдающимся российским кинопромышленником А. Ханжонков («Ханжонков и К°»). Присутствуют и фильмы другого крупного предприятия «Тиман и Рейнгардт»2, хорошо известного фильмами, составившими «Русскую золотую серию», которые представляли собой экранизации произведений классической литературы.

Научно-популярные, учебные и научные фильмы также представлены достаточно разнообразно. В каталог вошли научные фильмы (в том числе, лабораторные эксперименты). Данное обстоятельство может свидетельствовать о потребности российской науки и образования дореволюционной России в инновационных образовательных технологиях своего времени. Однако, начиная с со второй десятилетия ХХ в., в отечественной кинопромышленности заметно стремление осуществить импортозамещение иностранной продукции (напр., «Детские курсы общества "Сокол"», 1911, Тиман и Рейнгардт; «Кристаллизация», 1910, Ханжонков Ко и др.). Популярность фильмов, посвященных природе, свидетельствует

0 разнообразных интересах кинозрителей Российской империи и готовности отечественных кинопроизводителей активно воспринимать и творчески осваивать передовые европейские культурные инициативы.

Публикуемый материал призван стать важным справочным источником, способным дополнить вышеназванные каталоги и расширить существующее представление о кинорепертуаре дореволюционной России.

Литература

1. Белогловский Е. С. Очерки истории советско-французских культурных связей, 1924-1939 гг. Свердловск: Изд. Уральского университета, 1988. 309 с.

2. Бондарчук Н. «И начинала болеть душа» II Международный кинофестиваль Славянских и православных народов «Золотой витязь» 3; 1994; Тирасполь I Каталог. М., 1994. С. 113-11б.

3. Вишневский В. Художественные фильмы дореволюционной России. М.: Госкиноиздат, 1945. 192 с.

4. Гордон А. Воспоминания об Андрее Тарковском II Искусство кино. 2001. N2. С. 137-150.

5. Жигалко И. Дневник с комментариями II ВГИК в воспоминаниях учеников и преподавателей. М.: ВГИК, 2019. Т. 2. С. 28-40.

6. Жигалко И. Дневники с комментариями II Мой режиссер Ромм. М.: Искусство, 1993. С. 393-403.

7. Иорданский M. Н. Фильмография иностранных фильмов в России, 1907-1913 I Публ. и предисл. С. Ишевской II Киноведческие записки. N86, С. 39-58; N87. С. 30б-353; N96. С 328-355.

8. Кино и время. М.: Госфильмофонд, 1965. Вып. 4. С. 348-379.

9. Текст и традиция: Альманах. СПб.: Росток, 2014. Т. 2. 448 с.

10. Текст и традиция: Альманах. СПб.: Росток, 2015. Т. 3. 416 с.

References

1. Beloglovskij, E. S. Ocherki istorii sovetsko-francuzskih kul'turnyh svyazej, 1924-1939gody. [Essays on the history of Soviet-French cultural Relations, 1924-1939] Sverdlovsk: Izdatelstvo Uralskogo universiteta, 1988, 309 p.

2. Bondarchuk, N. «I nachinala bolet dusha» ["And the soul began to ache"]. The 3dMezhdunarodnyj kinofestivalSlavyanskih

1 pravoslavnyh narodov Zolotoj vityaz. Tiraspol /Katalog. Moscow, 1994, p. 113-116.

3. Vishnevskij V Hudozhestvennye fil 'my dorevolyucionnoj Rossii [Feature films of pre-revolutionary Russia]. Goskinoizdat, 1945, 192 p.

4. Gordon, A. Vospominaniya ob Andree Tarkovskom [Memories of Andrei Tarkovsky]. Iskusstvo kino, 2001, n. 2, p. 137-150.

5. Zhigalko, I. Dnevnik s kommentariyami [Diary with comments]. VGIK v vospominaniyah uchenikov iprepodavatelej. Moscow: VGIK, 2019, vol. 2, p. 28-40.

6. Zhigalko, I. Dnevniki s kommentariyami [Diaries with comments]. Moj rezhisser Romm. Moscow: Iskusstvo, 1993, p. 393-403.

7. Iordanskij, M. N. Filmografiya inostrannyh fil'mov v Rossii, 1907-1913. [Filmography of foreign films in Russia, 1907-1913] I Publ. i predisl. S. Ishevskoj Kinovedcheskie zapiski, n, 86, p. 39-58; n. 87, p. 306-353; n. 96, p. 328-355.

8. Kino i vremya [Cinema and time]. Moscow: Gosfilmofond, 1965, vol. 4, p. 348-379.

9. Tekst i tradiciya: Almanah [Text and tradition: Almanac]. Saint-Petersburg: Rostok, 2014, vol. 2, 448 p.

10. Tekst i tradiciya: Almanah [Text and tradition: Almanac]. Saint-Petersburg: Rostok, 2015, vol. 3, 416 p.

1 Особенно это актуально при анализе интереса учеников Ромма к культуре детства и сказочному жанру Например, в области кино для юных дебютировали А. Тарковский, А. Кончаловский, Ю. Файт и мн. др., жанру сказки оставалась верна И. Рауш, Н. Бондарчук и многие другие ученики Жигалко.

2 См. Михайлов В. П. Хозяин «Русской золотой серии» - Павел Тиман // Киноведческие записки. 1996. № 31. С. 232-246.

[Каталог И. Жигалко. Часть 1]

«Сон под Рождество» Гомон — 80 м. 1909 г. Содержание

Детишки ждут прихода рождественского деда и выставляют за дверь свои башмачки. Не дождавшись, они засыпают с собачкой Жучкой и видят сон.

Дедушка, перегруженный игрушками, спешит к ним. Неожиданно на него нападают грабители и, отобрав игрушки, бросают в воду. Но тут на помощь приходит собачка детей — Жучка. Она обращает в бегство грабителей, спасает дедушку, а все игрушки через дымовую трубу приносит в их дом. Дети, проснувшись, находят много игрушек.

«Свирель колдуна» Гомон — 130 м. 1909 г. Содержание

Дедушка-колдун заснул в поле, а его шаловливый племянник вытащил у него из-под головы свирель и уехал. Свирель оказалось волшебной, и под звуки мелодии вокруг мальчика закружился хоровод лесных фей, из недр гор вышли "духи гор". Попав на берег неизвестного моря, звуки свирели воскрешают целую легенду из жизни пиратов. Даже на болоте вызывают звуки болотных духов. Проснувшийся, колдун пускается в погоню за воришкой и сурово наказывает его.

«Химические опыты» Эклипс — 125 м. 1909 г.

Химические опыты с различными реактивами. Эпизоды:

1. Сгорание роданистой ртути.

2. Разложение мела при действии на него серной кислоты.

3. Электролиз (разложение) воды на её составные элементы.

4. Сгорании стальных проводников.

5. Образования хлористого золота действием царской водки.

«Шкура кошечки» Пате — 130 м. 1909 г. Содержание

Маленькая девочка обожает свою беленькую кошечку. Гуляя однажды в парке, она встречает бедную цыганку с ребёнком, просящую милостыню. Расстроенная девочка убегает домой за деньгами, а в это время малыш-цыганенок ловит кошечку и приносит её в табор. Прельстившись прелестной шкуркой кошки, её убивают. Нагруженная разными подарками, девочка с няней приходит в табор. Девочка видит шкурку любимый кошечки, и её радость сменяется рыданиями.

«Флейта Жака» Гомон — 162 м. 1909 г. Содержание

Забитому маленькому пастушку фея подарила волшебную флейту, при звуках которой каждый пускался в пляс. С этого дня жизнь мальчика стала улучшаться. Всякий раз, когда за ним гнались хозяин и его слуги, он играл на флейте, и они пускались в бешеный пляс. Но мальчик стал злоупотреблять флейтой и однажды так долго играл, что все попадали без чувств. Явилась фея и в наказание отняла у него флейту.

«Золотой паук» Пате — 200 м. 1909 г. Содержание

Три гнома вычитали в волшебных книгах о том, что появился золотой паук, плетущий свою паутину из нитей драгоценного металла. Обшарив леса и поля, гномы находят удивительного паука, но следивший за ними дровосек в их отсутствие крадёт у них паука. Счастливый дровосек, придя домой, заставляет паука выткать ему паутину, и последний наполняет его стол грудой червонцев. Восторг дровосека и... все червонцы разом превращаются в раков, лягушек и других гадов, а паук исчезает. Это призраки гномов забрали украденную у них находку.

«Бретонские девочки» Пате — 160 м. 1909 г. Содержание

Проснувшись утром, малютка-девочка увидела рядом со своей кроваткой ряд коробок. Это подарок родителей ко дню рождения. Девочка рассматривает картинки и, любуюсь сама разнообразными сценками из жизни бретонских детей, показывает их и зрителям.

«Гипнотизирующая вода»

Гомон — 117 м. 1909 г. Содержание

Мальчуган приобрёл чудодейственную жидкость. Стоит ему окропить ею кого-либо, как последний всецело поддается влиянию мальчика. Он пользуется этой жидкостью при встречах — на улице и в школе. Но вот действие жидкости прекратилось, и тотчас родители сурово наказывают его.

«Без матери»

Эклер — 148 м. 1909 г.

Содержание

Маленький Гастон остался без матери. Отец пригласил для помощи в хозяйстве молодую женщину. Мачеха, хитрая женщина, забирает в свои руки слабовольного отца. Отец становится с каждым днём холоднее к Гастону. Мучения мальчика. В день свадьбы своего отца с новой женой мальчик бросается под ноги лошади, на которой новобрачные едут. Поступок сына открывает глаза отцу. Он прогоняет мачеху и остается вдвоем с сыном.

«Белые и серые мыши» Эклипс — 112 м. 1909 г. Содержание отсутствует.

«Химические опыты» Гормон — 88 м. 1909 г. Содержание

Характеристика углерода как одного из газов. Где и как встречается углерод. Откуда добывается углерод. Способы добычи. Видоизменение углерода — алмаз, графит, аморфный уголь. Опыт с сахарным сиропом по выделению угля. Опыты с горением натрия в воде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Любимые зоолога» Эклипс — 107 м. 1909 г. Содержание

Серия снимков из жизни животного мира — кенгуру, медвежата, обезьяны и др.

«Беттины грезы» Эклипс — <?> 1909 г. Содержание

Маленький мальчик Петя начитался фантастических путешествие и уснул. Во сне Петя совершает чудесное путешествие полное приключений. Он посещает различные земные, подземные и надземные страны и проникает даже в подводное царство. Проснувшись, мальчик долго не может понять, что всё это был только прекрасный сон.

«Три друга»

Пате — 50 м. 1909 г.

Содержание

Дружба между маленьким чернокожим, белокурым европейцем и ушастым слоненком.

«Враги сельского хозяйства» Эклипс — 107 м. 1909 г. Содержание

1. Истребители хлебных зёрен и огородных овощей.

2. Жучки.

3. Гусеницы.

4. Полевые и садовые улитки.

5. Золотистые гусеницы. Друзья сельского хозяйства.

6. Истребители гусениц — воробьи.

7. Майские жуки.

8. Полевые сверчки.

9. Светлячки.

«Леля и Толя шалят» <?> <?> 1909 г.

«В царстве пернатых» Пате — 140 м. 1909 г. Содержание

Среди болот и рек, в лесах и кустарниках, на полях и лужайках, в укромных, недоступных глазу уголках прячутся дикие птицы. Они различные по своей форме и образу жизни, но все они вьют гнезда и с редкой любовью и заботливостью вскармливают

своих птенцов. Фильм фиксирует отдельные моменты их жизни.

«Птица-волк»

Гомон — 110 м. 1909 г.

Содержание

Мальчуган придумал новую шалость. Он наклеил на собачку Амишку перья и пух. Потеха на улице. За ужасным зверем полиция пускается в погоню. Зверь пойман. Каково же удивление всех, когда он оказывается простой собакой. Мальчик хохочет над изобретательной проделкой.

«Боба — честный гражданин» Гомон — 125 м. 1910 г. Содержание

После неудачной рыбной ловли Боба по дороге домой находит дамский ридикюль с адресом и решает вернуть его. Встретив товарища Сеньку, он меняется с ним пиджаками. Боба находит нужный ему дом. Его благодарят за находку, но он вспоминает, что находка осталась в его пиджаке, который теперь носит Сенька. Боба мчится в дом товарища, но ридикюль спрятал Сенькин отец и не хочет отдать. Боба с помощью своего пугача нагоняет ужас на сенькиного отца и, отобрав находку, возвращает её обратно.

«Маленький трубочист» Чинес — 230 м. 1910 г. Содержание

Бандиты похитили у банкира ребёнка. Свидетелем похищения был мальчик-трубочист, чистивший камин. Прицепившись к автомобилю грабителей, он выслеживает их и, проникнув через трубу в их дом, отбирает ребёнка.

Не зная о похищении у них ребёнка, бандиты требуют в письме большую сумму денег. Мальчик отдает ребёнка отцу и приводит полицейских к дому бандитов. Банкир щедро награждает трубочиста и берет его к себе.

«На границе штатов (Маленькая героиня гражданской войны)»

Чинес — 305 м. 1910 г.

Содержание

Гражданская война между Югом и Севером в Америке. Командир отряда унионистов оставляет жену и маленькую дочь и уходит на фронт. Стычка с отрядом конфедератов. Один из них, убегая от противника, попадает в дом ушедшего на фронт командира отряда унионистов и просит его девочку укрыть его. Девочка видит по форме, что он враг, но всё же укрывает его. Отец девочки получает задание проникнуть в тыл противника. Местность, где находится его дом, занята противником (конфедератами). Погоня за отцом. Он спасается в свой дом и раненый бросается на кровать. По следам крови к дому подходит отряд конфедератов, которым командует тот офицер, которого когда-то спасла и укрыла девочка. Он заставляет уйти обратно своих солдат.

«Леночка учится кататься на коньках»

Пате — 125 м. 1910 г.

Содержание

Кузен Леночки привёз домой пару коньков. Не умея кататься, девочка отправляется на каток и начинает проказить—подставлять ножки и т. д. Насладившись проказами, девочка грязная, с синяками возвращается домой, а за ней в её дом врывается толпа людей, потерпевших от её проделок. Горе родителей и негодование окружающих приводит девочку в слёзы. Но, несмотря на это, она получает основательное наказание.

«Кукла Лизочки» Пате — 70 м. 1910 г. Содержание

Наигравшись с подаренной ей куклой, девочка заснула и во сне увидела ожившую куклу. Кукла делает ей наставление о том, что игре и урокам должно быть свое время. Девочка проснулась, и вернувшаяся мама застала её усердно занятую уроками.

«По Цейлону»

Ханжонков и Ко — <?> 1910 г. Содержание

Красоты тропической флоры и фауны острова Цейлона.

«Золотая Роза» Пате — 305 м. 1910 г. Содержание

Поэтическая сказка-феерия Гастона Велля <Gaston VeИe> Весны дворца мага-волшебника Тенербы.

«Как проводит день весельчак Коно»

Любовь Принцессы Грез к Утренней Зорьке. Посещение феей

Пате — 120 м. 1910 г. Содержание

Домашние проказы маленькой обезьянки.

«Леночка-электромеханик» Пате — 180 м. 1910 г. Содержание

Механик оставил без присмотра свою батарею, и девочка электризует гуляющих людей. На проказницу устраивается облава и, поймав её, приводят к комиссару полиции. Улучив момент, шалунья наэлектризовывает всех собравшихся в полицейском бюро и даже самого комиссара. И пока вся компания корчится под действием тока, девочка убегает.

«На пороге жизни» Пате — 265 м. 1910 г. Содержание

Бесприютного мальчика эксплуатирует шайка бандитов. Мальчик играет на шарманке под окном модной мастерской и знакомится с модистками. Девушки кормят музыканта, но, вернувшись к бандитам, он рассказывает о богатстве хозяйки мастерской. Бандиты пытаются ограбить мастерскую, но мальчик предупреждает хозяев об опасности и спасает их. Бандиты пойманы. В благодарность за честный поступок хозяева мастерской усыновляют мальчугана.

«Заколдованный колодец» Пате — 115 м. 1910 г. Содержание

Девочка и мальчик ночью отправляются к заколдованному колодцу посмотреть нечистую силу. Дети переживают ужасную ночь. На них нападают вышедшие из колодца ночные духи. Но друг детей маленькая козочка, тайно отправившаяся за ними, видит детей в опасности и предупреждает их мать. Мать спасает детей и благодарит козочку.

«Папашина палка»

Ханжонков и Ко — 126 м. 1910 г.

Содержание

Папа купил новую палку. Несмотря на запрещение трогать её, мальчик шалит и палкой разбивает зеркало. Испугавшись, малыш убегает с палкой на улицу и по дороге сбивает с ног торговца мукой. Выбеленный в муке, проказник нечаянно зацепляет палкой за автомобиль и последний тащит его. Мальчик попадает в полицию и его с конвоем доставляют домой. Отец строго наказывает его.

«Неразлучный сын» Ханжонков и Ко — 175 м. 1910 г. Содержание

Мальчик не слушается своего отца, мешает ему работать, а ночью бьёт посуду; раздобыв лучший плотницкий топор, ломает стулья, портит стол и т. п. Рассерженной отец решил переночевать в гостинице, оставив сына с прислугой. Мальчик тайком забирается в его чемодан и попадает в гостиницу. Дойдя до отчаяния, отец жестоко наказывает сына.

«Маленький акробат» Гомон — 148 м. 1910 г. Содержание

За неудачное исполнение номера старый клоун, хозяин цирка, свирепо избивает маленького акробата. За мальчика заступается англичанин и поучает клоуна. Старший брат маленького циркача берет уроки бокса у заступника и в момент очередного издевательства клоуна жестоко избивает его. Мальчик бросает цирк и находит приют в доме заступника-англичанина. Клоун подговаривает бандитов ограбить дом, но мальчики вовремя предупреждают опасность и при помощи стражи арестовывают грабителей. Клоун наказан. Дети начинают новую жизнь.

«Хижина дяди Тома»

Минтус — 1050 м. 1910 г. {КОММ: Иордан., Вита-граф, 850 м.} Содержание

По сюжету известного произведения Бичер Стоун.

«Проделки Леночки с веревочкой» Пате — 155 м. 1910 г. Содержание

Даже отправляясь утром в школу, Леночка думает об очередной проказе. Проходя мимо торговли верёвками, она крадёт моток шнурков и через несколько минут будоражит своими проделками весь рынок и улицу. Убежав от преследователей и забыв об уроках, шалунья хохочет над одураченными людьми.

«Горе и радость» Чинес — 290 м. 1910 г.

Содержание

Маленькая девочка совершает большое путешествие со своей богатой тетей. В городе, куда попали путешественники, землетрясение. Тётка гибнет, а девочку спасает служитель отеля. Девочка воспитывается у него, потом поступает горничной к богатой даме. Несмотря на то, что ей уже 17 лет, она вечерами играет со своей куклой. К этой даме приезжают родители девочки, усыновившие другого ребёнка. По кукле они узнают свою дочь и берут её с собой.

«Скорпион»

Пате — 130 м. 1910 г.

Содержание

В песчаных пустынях водятся ядовитые существа — скорпионы. Их внешний вид — конечности и смертоносное жало. Моменты из жизни скорпиона. Скорпион вступает в борьбу с большим и сильным животным.

«Шпага чародея» Пате — 140 м. 1910 г. Содержание

В таверну заехал богатый господин. Маленький поваренок подсмотрел, как при помощи магической палочки в комнате господина приходят в движение все вещи. Поваренок похитил палочку и решил испробовать её силу, но, не умея управлять волшебной силой, он едва не был наказан. Проснувшийся чародей освободил мальчика и отобрал у него волшебную палочку.

«Маленькие обитатели воды» Ханжонков и Ко — 105 м. 1910 г. Содержание

Увеличенные до больших размеров различные мельчайшие насекомые — водяные блохи, всевозможные жучки, гидра, гусеница, майская муха — в различных стадиях своего развития.

«Сон ребенка» Гомон — 118 м. 1910 г. Содержание

Девочка засыпает около своих игрушек и во сне попадает в сказочное царство. Перед нею проходит шествие гномов, карликов-комиков, исполняется танец цветов. Затем появляются различные страшные существа, чудовищные змеи, птицы и звери, потешающие людей. Девочка просыпается.

«Детское возмущение» Пате — 170 м. 1910 г. Содержание

Мальчика незаслуженно обидел отец, и дети, устроив «генеральный совет», решили бежать от родителей. В лесу дети встречают детей-угольщиков, но не хотят с ними разговаривать. Когда же настала ночь, маленьких бегунов объял ужас, и они были рады, когда их нашел и увел к себе в дом угольщик. Последний доставляет их родителям, и дети получают наказание.

«Страстный стрелок» Пате — 150 м. 1910 г. Содержание

Мальчику подарили ко дню рождения ружье. На улице шалун избрал своей целью все неодушевленные и одушевлённые предметы, и в конце концов сам сделался мишенью, в которую полетели камни и комья земли от потерпевших людей. Мальчика забрали в полицию, но вернувшись домой, мальчик получает наказание.

«Белоснежка»

Пате — 335 м. 1910 г. {КОММ: Иордан., Пате, 335 м.} Содержание

По сюжету известной сказке Бр. Гримм — «Белоснежка».

«Заколдованное дерево» Пате — 130 м. 1910 г. Содержание

Девочка приютила и накормила старого нищего. За её доброту и помощь старик указал ей в лесу волшебное дерево, которое исполняло малейшее желание девочки.

Злые соседи из зависти похитили дерево, но сейчас же на дереве вместо листьев выросли острые шипы, и никто не смог подойти к нему.

«Леночка сегодня наказана» Пате — 125 м. 1910 г. Содержание

В наказание за непослушание девочке воспрещено выходить из дома. Для наблюдения за ней приставлен старый слуга. Дядя присылает в отсутствие родителей записку с предложением покататься на автомобиле. Изобретательная девочка, пользуясь

оплошностью слуги, убежала, но последний настиг её около автомобиля дяди и не хотел выпускать её до прихода родителей.

«Слепая девочка» Ханжонков и Ко.— <?> 1910 г. Содержание

Слепая девочка после смерти матери сильно привязалась к её сестре, своей тёте. Отец хочет жениться вторично. Обиженная тётка немедленно уезжает, но девочка в отчаянии приходит на вокзал и идя по рельсам, едва не попадает под поезд. Тронутая любовью девочки, тётка остается с ней.

«Маленький Боб» Капелли — 225 м. 1910 г. Содержание

Маленький акробат ломает ногу во время исполнения сложного номера. Хозяин не хочет его кормить, так как он не может работать. Мальчик, снабженный деньгами другого клоуна, убегает. По дороге на него нападают грабители и после ограбления относят хромого мальчугана к забору богатого дома. Девочка, дочь хозяина дома, знакомиться с мальчиком, и отец берет его к себе на воспитание.

«Жители поднебесья» Пате — 150 м. 1910 г. Содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение картины «В царстве пернатых». Жизнь морских прибрежных птиц. Их различные виды и особенности образа жизни. Кайры, чайки, глупыши, вороны. Враги мирных птиц — ястребы и др. Отдельные моменты охоты ястреба на беззащитных птиц. Кукушка, кладущая яйца в чужие гнезда. Вылупившийся из яйца кукушонок выбрасывает из гнезда птенчиков славки.

«Школьные товарищи» Пате — 175 м. 1910 г. Содержание

Добрый и послушный Коля в дружбе с порочным, испорченным Борисом. Кража бумажника с деньгами. Подозрения пали на Колю, и его отправляют в колонию для малолетних преступников. Настоящий виновник Борис также попадает в колонию. Пытаясь сбежать, Борис сломал ногу и, лежа в госпитале, рассказал о невиновности Коли. Тронутый раскаянием товарища, Коля просит родителей взять Бориса на воспитание.

«Кристаллизация» Ханжонков Ко — 82 м. 1910 г. Содержание

Ускоренный процесс образования различных кристаллов. Образование кристаллов хлора, фосфора, окиси железа, меди и др. металлов. Сущность процесса кристаллизации.

«Чуть малютку не расстреляли» Тиман и Рейнгардт — 200 м. 1910 г. Содержание

Внутренняя война во Франции. Правительственные войска обижают деревенское население. Маленький мальчик вступает в защиту матери своего товарища. Мальчики, украв знамя полка, топят его в пруду, но их ловят и приговаривают к расстрелу. Старший мальчик берет всю вину на себя. Младшего выпускают и, придя домой, он рассказывает о самоотверженности своего товарища. Мать борется между любовью и долгом, и в конце концов сама отводит своего сына и просит расстрелять его вместе с товарищем. Генерал, потрясённый поступком старшего мальчика и матери младшего, прощает детей.

«Урок жизни» Гомон — 211 м. 1910 г. Содержание

Подросток поступил учеником на завод, но окружающая среда пьяниц постепенно оказала на него дурное влияние. Пропьянствовав всю ночь, подросток пропил половину получки, остальное забрали грабители. Мальчик решил не показываться домой и нанялся на работу в гавань. Обеспокоенная мать, узнав на заводе об исчезновении сына, слегла в постель. Мальчик, одумавшись, осуждает свои поступки и снова поступают на завод и просит у матери прощения.

«В стране волшебных сказок» Пате — 245 м. 1910 г. Содержание

Около школы старик торгуют разными картинками из любимых детских сказок. Бойко идёт торговля, но маленький Марсель, сын бедняка, не имеет денег и с завистью смотрит на картинки. Старик дарит ему самую красивую картинку. Счастливый мальчуган, забравшись на уединенную скамейку парка, погружается в мир своих любимых сказочных героев и засыпает. Во сне Красная Шапочка ведёт мальчика в страну волшебных сказок и удивительных игрушек. Злой великан гонится за ним в своих семимильных сапогах, и мальчик просыпается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.