Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ И НАУЧНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ФИРМЫ А.А. ХАНЖОНКОВА)'

ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ И НАУЧНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ФИРМЫ А.А. ХАНЖОНКОВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ / УЧЁНЫЕ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ А.А. ХАНЖОНКОВА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / NATURAL SCIENTISTS / SCIENTISTS / LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY / SCIENCE DIVISION OF THE A. KHANZHONKOV COMPANY / RESEARCH / EDUCATIONAL FILMMAKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александров Евгений Васильевич

Задача статьи - напомнить о первых шагах осмысления научным сообществом возможностей только что родившегося средства отображения действительности. Предреволюционная Россия жила в предчувствии перемен, и кинематограф рассматривался обществом как одно из прогрессивных явлений, свидетельствующих о наступлении нового времени. Деятельность учёных при становлении научного кинематографа дореволюционной России долгое время замалчивалась и не рассматривалась как формирование фундамента будущей системы образовательной аудиовизуальной коммуникации. В этом процессе участвовали яркие творческие личности, большей частью относившиеся к сообществу Московского императорского университета. Основанием для объединения в одной публикации сведений о профессиональной жизни целой плеяды самобытных учёных и об относительно коротком эпизоде в их деятельности, связанном с занятиями научным кинематографом, стала значительность их вклада в формирование нового направления. Рассмотрен период, предшествующий началу собственного российского кинопроизводства, когда научно-образовательная общественность России осваивала возможности нового средства передачи информации для просветительских и образовательных целей, а также участие учёных в процессе становления научного кинематографа для исследования и популяризации медико-биологических и физических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL SCIENTISTS AND RUSSIAN SCIENTIFIC FILMMAKING IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD (SCIENCE DIVISION OF THE A.A. KHANZHONKOV COMPANY)

The aim of the article is to recall the fi steps of comprehension by the scientifi community of possibilities of a newly born means of the reality reflTh means was initially oriented for obtaining reliable information and supposing a delayed reaction of the spectator in the process of communication. Recollection and understanding become more important under the distance education condition. Pre-revolutionary Russia lived anticipating changes, and the fi was considered by the society as one of those progressive phenomena evidencing the coming of a new age. Th scientists’ activity during the development of scientifi fi in pre-revolutionary Russia was long hushed up and wasn’t considered as forming a basis for the future system of educational audio-visual communication. In this process there participated striking, creative personalities, mostly belonged to the community of Imperial Moscow University, which activity was during the age of changes. Th signifi contribution of pleiad of eminent scientists’ activity to the new direction formation was a reason to unify in one paper both their whole professional life data and information about their time-limited period of scientifi fi In the future a more profound study of their achievements are considered to be promising. In the introduction the anterior period of the Russian fi appearance, where the scientifi and education community of Russia was exploring the possibilities of a new means of information transfer for education purposes, is considered. Two main units are dedicated to the role of scientists in the development of scientifi fi for research and popularization of biomedical and physical problems.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ И НАУЧНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ФИРМЫ А.А. ХАНЖОНКОВА)»

УДК 930.85

DOI 10.29003/m1488.0514-7468.2020_42_3/355-368

ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ И НАУЧНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ РОССИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ФИРМЫ А.А. ХАНЖОНКОВА)

Е.В. Александров1

Задача статьи - напомнить о первых шагах осмысления научным сообществом возможностей только что родившегося средства отображения действительности. Предреволюционная Россия жила в предчувствии перемен, и кинематограф рассматривался обществом как одно из прогрессивных явлений, свидетельствующих о наступлении нового времени. Деятельность учёных при становлении научного кинематографа дореволюционной России долгое время замалчивалась и не рассматривалась как формирование фундамента будущей системы образовательной аудиовизуальной коммуникации. В этом процессе участвовали яркие творческие личности, большей частью относившиеся к сообществу Московского императорского университета. Основанием для объединения в одной публикации сведений о профессиональной жизни целой плеяды самобытных учёных и об относительно коротком эпизоде в их деятельности, связанном с занятиями научным кинематографом, стала значительность их вклада в формирование нового направления. Рассмотрен период, предшествующий началу собственного российского кинопроизводства, когда научно-образовательная общественность России осваивала возможности нового средства передачи информации для просветительских и образовательных целей, а также участие учёных в процессе становления научного кинематографа для исследования и популяризации медико-биологических и физических проблем.

Ключевые слова: естествоиспытатели, учёные, Московский университет, Научный отдел А.А. Ханжонкова, исследовательский, образовательный и просветительский кинематограф.

Ссылка для цитирования: Александров Е.В. Естествоиспытатели и научный кинематограф России в предреволюционный период (научный отдел фирмы А.А. Ханжонкова) // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 3. С. 355-368. DOI: 10.29003/ ml488.0514-7468.2020_42_3/355-368.

Поступила 15.07.2020 /Принята к публикации 26.08.2020

NATURAL SCIENTISTS AND RUSSIAN SCIENTIFIC FILMMAKING

IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD (SCIENCE DIVISION OF THE A.A. KHANZHONKOV COMPANY)

EA. Aleksandrov, PhD Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)

The aim of the article is to recall the first steps of comprehension by the scientific community of possibilities of a newly born means of the reality reflection. The means was initially oriented for obtaining reliable information and supposing a delayed reaction of the spectator in the process of communication. Recollection and understanding become more important under the distance education condition.

1 Александров Евгений Васильевич - кандидат искусствоведения, доц., в.н.с. Музея землеведения МГУ,

eale@yandex.ru.

Жизнь Земли 42(3) 2020 355-368

355

Pre-revolutionary Russia lived anticipating changes, and the filmmaking was considered by the society as one of those progressive phenomena evidencing the coming of a new age. The scientists' activity during the development of scientific filmmaking in pre-revolutionary Russia was long hushed up and wasn't considered as forming a basis for the future system of educational audio-visual communication. In this process there participated striking, creative personalities, mostly belonged to the community of Imperial Moscow University, which activity was during the age of changes. The significant contribution of pleiad of eminent scientists' activity to the new direction formation was a reason to unify in one paper both their whole professional life data and information about their time-limited period of scientific filmmaking. In the future a more profound study of their achievements are considered to be promising. In the introduction the anterior period of the Russian filmmaking appearance, where the scientific and education community of Russia was exploring the possibilities of a new means of information transfer for education purposes, is considered. Two main units are dedicated to the role of scientists in the development of scientific filmmaking for research and popularization of biomedical and physical problems.

Keywords: natural scientists, scientists, Lomonosov Moscow State University, science division of the A. Khanzhonkov company, research, educational filmmaking.

Введение. Вероятно, первым русским учёным, принявшим активное участие в пропаганде перспектив кинематографа для научно-образовательных целей, был известный физик, заслуженный профессор Московского императорского университета Николай Алексеевич Любимов2. 9 января 1894 г. (за два года до парижской премьеры кинематографа Люмьеров) на секции физики IX съезда русских естествоиспытателей и врачей прошла презентация кинескопа с оригинальным скачковым механизмом (рис. 1), в разработке принципов действия которого он принимал участие.

Это было изобретение лаборанта-механика Новороссийского университета Иосифа Андреевича Тимченко (1852— 1924), которым он наряду со многими энтузиастами принял участие в техническом штурме, предшествовавшем триумфальному киносеансу на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 г. Неудивительно, что на проходившем в стенах Московского университета съезде присутствовал ру-Рис. 1. Клнетостоп И. Тимтенто, I894 г. ководитель физической секции съезда и

Fig. 1. I. Timchenko's kinetoscope, 1894. 1

председатель отделения физических наук

Общества любителей естествознания

2 Н.А. Любимов (1830-1897), окончив в 1851 г. физико-математический факультет Московского университета, около 30 лет преподавал там физику и историю физики, формировал традиции проведения семинарских и лабораторных занятий. Много усилий приложил для создания лаборатории и развития экспериментальных исследований и учебных демонстраций. Заслуженный профессор, известный публицист консервативного направления, сторонник правительственных реформ университетского образования, был дружен с Ф.М. Достоевским. С его политическими взглядами были не согласны многие его ученики, в т. ч. А.Г. Столетов [4].

Александр Григорьевич Столетов3 с сотрудниками, среди которых был его ученик и последователь Петр Николаевич Лебедев4 (рис. 2).

Информация о перспективах кинематографа была выслушана с большим интересом и отмечена в резолюции съезда. Представленную модель кинетоскопа сначала оставили в Московском университете, а позднее передали на хранение в Политехнический музей [2].

Когда в 1913 г. известный российский кинопредприниматель Александр Алексеевич Ханжонков (1887-1945) посчитает перспективным заняться просветительским кинематографом и откроет научный отдел, за помощью он обратится к учёным кафедры П.Н. Лебедева. Но прежде, чем перейти к этой истории, следует кратко обрисовать, как в России происходило знакомство с научными, просветительскими и образовательными возможностями нового средства познания мира.

В какой-то степени российская научно-образовательная общественность была подготовлена к появлению кинематографа повсеместным распространением проекционной техники и фотографии. Известно, что для открытия в области фотоэлектрического эффекта А.Г. Столетов использовал проекционный фонарь с дуговой лампой. Н.Е. Жуковский, К.А. Тимирязев, Н.И. Мечников, Д.И. Анучин и др. естествоиспытатели демонстрировали на своих лекциях результаты исследований с помощью диапозитивов.

С появлением первых киноаппаратов фирмы, торговавшие волшебными фонарями, фотоаппаратурой и диапозитивами начинают заниматься кинотехникой и продажей фильмов - вначале зарубежного производства. Уже в 1900 г. в Санкт-Петербурге один из первых популяризаторов научного кино Александр Дмитриевич Мин (1866-1922) открыл большую контору, и в дальнейшем организовал кинофабрику для производства «русских картин» под названием «Минотавр» [7].

Первые упоминания о некоммерческом просветительском использовании кинематографа представителями Императорского русского технического общества (РТО) связа-

3 А.Г. Столетов (1839-1896) - первый российский физик мирового уровня, член многих учёных обществ, как русских, так и иностранных. В 1860 г. с отличием окончил физико-математический факультет Московского университета, на стипендию профессоров С. и К. Рачинских проходил стажировку за границей у знаменитых физиков в Гейдельберге, Гёттингене, Берлине, Париже (Густав Кирхгоф называл его самым талантливым своим учеником). С 1866 г. читает лекции по математической физике и физической географии. В 1872 г. организовал первую в России учебно-исследовательскую физическую лабораторию, был инициатором создания Физического института при Императорском Московском университете. Являлся председателем физического отделения Общества любителей естествознания и директором физического отдела при Политехническом музее. Его учениками были многие университетские профессора-физики, в т. ч. П.Н. Лебедев [14].

4 П.Н. Лебедев (1866-1912) - выпускник реального училища, не имел права поступать в Московский университет. В 1887 г. уехал в Страсбург, в одну из лучших физических школ Европы - «художника и поэта физики» Августа Кундта, где поражает своего учителя талантливостью, обилием и смелостью идей. Успешно защитив диссертацию, возвращается в Москву работать лаборантом у А.Г. Столетова. В 1900-11 гг. заведует кафедрой физики Московского университета и уделяет много сил созданию научной школы экспериментальной физики, которая по существу стала первой в России. К 1905 г. в его лаборатории работало 28 учеников, которые впоследствии сыграли видную роль в развитии физики в России. Ближайшим учеником и преемником рано ушедшего из жизни учёного стал П.П. Лазарев[18].

Рис. 2. Пётр Николаевич Лебедев (1866-1912). Fig. 2. Petr Nikolaevich Lebedev (1866-1912).

ны с именами пропагандистов фотографии. В 1896 г. лекции в Соляном городке, популяризирующие кино под названием «Живая фотография», читал секретарь РТО Вячеслав Измайлович Срезневский (1849-1937) - известный общественный деятель и крупнейший специалист в области научной фотосъёмки и фототехники. Инициативу Петербурга подхватывают отделения Общества в Москве, Киеве, Екатеринбурге, Самаре и др. городах. Особенно активно работа разворачивается в Одессе. Начиная с 1898 г. и в течение нескольких лет Одесский лекционный комитет для народных чтений демонстрирует киноленты. Местным отделением РТО открывается специальный научный кинотеатр, где сопроводительные лекции бесплатно читают учёные и преподаватели. На первых порах репертуар составлялся из картин, взятых напрокат в представительствах зарубежных фирм, позднее - отечественных. Сеанс обычно состоял из двух отделений: первое отводилось историческим и географическим темам, второе - естественным и техническим.

К концу первого десятилетия в среде научной и преподавательской общественности сформировался устойчивый интерес к возможностям кинематографа. На Первом Общеземском съезде по народному образованию в 1911 г. был зачитан доклад «Кинематограф как фактор в развитии школьного обучения и внешкольного образования» и была принята рекомендация «приобретать кинематограф каждым уездным земством». Благодаря энтузиазму преподавателей около сотни учебных заведений по стране устраивают кинозалы, где ведутся занятия с использованием кино на основе просветительных картин.

Предпринимались попытки создания централизованной системы снабжения учебных заведений кинофильмами и проекционной аппаратурой. В распространение идей просветительского кинематографа включается и Управление Северо-Западных дорог. В решении I-го Всероссийского съезда по народному образованию, открывшегося в конце декабря 1913 г., говорится, что «научный кинематограф должен быть признан учебным пособием» [1, с. 6].

Один из первых и, вероятно, единственный переживший революцию киножурнал - «Сине-фоно» (1907-18) особое внимание уделял теоретической разработке вопроса о применении кино как пособия при изучении многих дисциплин в школах и будировал театровладельцев отводить на своих сеансах известную часть программы под культурно-просветительные ленты. В своих воспоминаниях редактор журнала С.В. Лурье (1872-1944) рассказывает об активной работе, ведущейся во многих городах российской провинции [12].

Одним из центров методической работы по приспособлению коммерческой продукции к образовательным задачам был Нижний Новгород. Если в распоряжении преподавателя не было картин, из которых можно было вырезать нужные отрезки, на первых порах использовался изобретённый инженером О.А. Михайловским специальный прибор «Анарктика», позволявший останавливать и на нужное время задерживать демонстрацию. Чтобы облегчить работу по созданию учебных пособий, секция гигиены, воспитания и образования Общества охраны народного здравия на субсидию Министерства народного просвещения закупила серию культурно-образовательных картин. На их основе было создано несколько программ разнообразного содержания. Число картин постоянно увеличивалось, и к 1913 г. коллекция насчитывала около 50 тыс. фильмов, которые демонстрировались не только в городе, но и в селах губернии.

Медицина и биология в Акционерном обществе А.А. Ханжонкова. Заработав во время участия в Русско-японской войне полиартрит, который к концу жизни обречёт его на инвалидную коляску, подъесаул Донского казачьего полка - Александр Алексе-358

евич Ханжонков (1877-1945)5 выходит в отставку и полученные деньги вкладывает в организацию кинопредприятия (рис. 3).

Рис. 3. Малое ателье А.А. Ханжонкова. Fig. 3. A.A. Khanzhonkov's smallstudio .

На первых порах предполагалась торговля волшебными фонарями и диапозитивами, но одновременно и кинокартинами [6]. Очень быстро энергичный предприниматель входит в круг поставщиков продукции, прокатчиков и демонстраторов картин, обзаводится нужными знакомствами в стране и за рубежом. И уже на раннем этапе заручается поддержкой очень влиятельного человека, который становится его идейным вдохновителем, поручителем при организации Акционерного общества, и в дальнейшем - Научного отдела (уникального для того времени кинопредприятия, специализирующего на производстве просветительских и научных картин, где с самого начала существовала научно-методическая фильмотека) [15].

Иван Христофорович Озеров (рис. 4) был человеком, судьба и потенциал которого во многом сближают его с М.В. Ломоносовым, а экономические предложения актуальны и сегодня (например, прогрессивная шкала налогообложения). Но его идеи не были реализованы ни до, ни после революции.

Крестьянин из Чухломского уезда, окончив гимназию с золотой медалью, поступил на юридический факультет Московского университета и был оставлен на кафедре финансового права. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию, в 1899 г. - докторскую. Профессор Московского и Петербургского университетов, яркий публицист, финансист и общественный деятель, член Государственного совета от Академии наук и университетов России с 1909 по 1917 гг. [8]. В 1911 г. завещал все свои капиталы на экономическое образование населения и бесплатное распро-

5 См. цв. фото на 3 с. обложки.

Рис. 4. Иван Христофорович Озеров (1869-1942). Fig. 4. Ivan Khristoforovich Ozerov (1869-1942).

странение миллионных тиражей своих книг и статей. Как и многим прогрессивно настроенным учёным того времени, Озерову были близки намерения А.А. Ханжонкова, отличавшегося от других кинопредпринимателей желанием серьезно заниматься просветительским и научным кинематографом.

Экономические идеи И.Х. Озерова неожиданно оказались востребованы и в советское время. Он продолжал активно работать, читал лекции в МГУ, сотрудничал с Финансово-экономическим институтом Наркомата финансов, Институтом экологических исследований. В 1930 г. был арестован и приговорён к расстрелу, который заменили на 10 лет лишения свободы. Три года провёл в Бутырках, на Соловках и Беломорканале, затем была ссылка в Воронеж. После освобождения жил в Доме престарелых учёных в Ленинграде, где умер в 1942 г. и был похоронен, как и остальные блокадники, на Пискаревском кладбище [8].

В конце первого десятилетия популярностью у зрителей ещё продолжают пользоваться картины образовательного характера, в т. ч. и в области медицины. Одной из первых работ фирмы Ханжонкова, выпущенных Научным отделом, стала картина «Операции доктора Модлинского», предназначенная в основном для медицинских учебных заведений. Ханжонкову удалось уговорить хирурга П.И. Модлинского продать для издания негативы, «лежащие у него без движения». В 1910-е гг. существовала широко распространенная на Западе и всё чаще применявшаяся в России практика проведения документальных съёмок исследовательского характера вне рамок профессиональных фирм. Но последние часто использовали такие материалы для создания фильмов, которые можно было выпустить на рынок.

Одним из первых произведений на медицинскую тему, самостоятельно созданных Научным отделом, стала картина «Неустанный работник нашего тела (деятельность сердца)». Это был один из первых фильмов с участием Владимира Николаевича Лебедева (рис. 5) - основателя российской и советской школы медико-биологического кинематографа.

Ещё учась на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, Лебедев входит в группу любителей научного кино. Двухгодичная стажировка в лаборатории известного биолога, профессора Мюнхенского университета Рихарда Гертвига, изучавшего, в частности, морфологию

лягушек и инфузорий, помогла молодому учёному с выбором дальнейшего направления исследований. В научном отделе Ханжонкова В.Н. Лебедев находит возможность для применения методов киносъёмки при изучении микроорганизмов. Практически для каждой экранизируемой темы он создавал новые приспособления. Уже для первого фильма «Инфузория», снятого в 1912 г. в Научном отделе, он соединяет киноаппарат с микроскопом, что позволило показывать жизнь обитателей капли воды. В дальнейшем в зависимости от развития техники происходило усовершенствование приспособлений, осваивались методы скоростной и замедленной киносъёмки. Позднее автор создаёт фильмы «Жизнь моря», «Возможности и надежды современной медицины», «Форма и окраска животных как средство 360

¿"J

Рис. 5. Владимир Николаевич Лебедев - биолог и кинематографист (1882-1951).

Fig. 5. Vladimir Nikolaevich Lebedev a biologist and filmmaker (1882-1951).

самозащиты». Постепенно формировалась методика проведения научно-исследовательских киносъёмок и преобразования этих материалов в экранные сообщения разного назначения: от учебных (для школ и вузов) до научно-популярных и научно-художественных.

После революции профессор В.Н. Лебедев совмещает работу в лаборатории научной микрокиносъёмки (сначала в МГУ на Моховой, затем в Институте экспериментальной биологии под руководством академика Н.К. Кольцова) с производством фильмов на профессиональной студии. Всего им было создано около 40 фильмов медико-биологической тематики. Под его руководством выросла целая школа специалистов научного кино, работавших над популяризацией биологических тем: А. Згуриди, М. Пискунов, Б. Долин, Н. Грачёв, А. Кудрявцев, А. Свешников и др. В 1941 г. В.Н. Лебедев был награждён Сталинской премией за участие в создании фильмов «В глубинах моря» и «Сила жизни» [9].

Фильмы медицинской тематики В. Лебедева, выпущенные научным отделом Ханжонкова, были приняты публикой хорошо. Но настоящей сенсацией стал вышедший на волне антиалкогольной кампании фильм «Пьянство и его последствия». Помимо микросъёмок в картине органично и изобретательно сочетались разные способы подачи информации: документальные съёмки быта «кабацкой Москвы», съёмка физиологических процессов, графика, пояснительные тексты, мультипликация и трюки. Тогда ещё только начинавший карьеру будущий кумир публики Иван Мозжухин в виде чёртика выскакивал из бутылки, иллюстрируя видения «допившегося до чёртиков человека». Автором этого фокуса был основатель российской школы анимации Владислав Александрович Старевич6 [10].

Фильм был настолько популярен, что оказался прибыльнее многих игровых картин. Общества трезвости обращались к правительству с предложением выкупить его и показывать повсеместно бесплатно. Журналисты писали, что его воздействие оказывается более действенным, чем многочисленные призывы думских деятелей соблюдать трезвость. Ханжонков даже пытался получить от Николая II разрешение на исключительное право демонстрировать фильм во время поста, несмотря на существовавший запрет на посещение в эти дни кинотеатров [15].

Такой успех был достигнут в немалой степени благодаря участию в работе большой группы серьезных учёных и публицистов, привлечённых в качестве научных консультантов. Задумывая создание просветительских и научных фильмов, А.А. Ханжонков в большинстве случаев обращался за помощью к авторитетным учёным: «Для консультации, при выполнении съёмок по той или иной научной дисциплине, я приглашал специалистов из профессуры Московского университета» [17, с. 56-57]. Не располагая свидетельствами, трудно восстановить, какова была роль каждого и как взаимодействовали эти крупные специалисты и незаурядные люди в работе над фильмом. Впрочем, роль одного из представителей научного коллектива становится ясной благодаря сохранившейся брошюре, которая распространялась вместе с фильмом - существовавшая практика демонстрации просветительских картин совместно с лекциями подразумевала необходимость сопроводительных материалов. В этой обстоятельной брошюре не только перечислялись пояснительные надписи-титры, которые демонстраторам часто приходилось зачитывать для малограмотной публики, но и дополнительные сведения для лекторов. Указывалось также, что наглядные опыты,

6 Владислав Александрович Старевич (1882-1965) - кинорежиссёр-мультипликатор, создатель техники кукольной мультипликации, прославивший фирму Ханжонкова фильмом «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки пародировали сюжеты из рыцарских романов.

занимавшие значительное место в фильме, проводились в Физиологической лаборатории Московского университета [19].

Составителями брошюры и научными консультантами фильма были учёные, о которых пойдет речь ниже. Очевидно, что руководил этой работой Михаил Николаевич Шатерников (1870-1939) - ученик и ближайший сотрудник И.М. Сеченова (18291905). М.Н. Шатерников продолжил работать в физиологической лаборатории после смерти учителя и позднее стал профессором и заведующим кафедрой физиологии медицинского факультета Московского университета в 1903-1939 гг. В 1920 г. он основал Экспериментальный институт физиологии питания (в настоящее время - Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи). Один из основоположников отечественной науки о питании, М.Н. Шатерников был председателем Московского физиологического общества, возглавлял оргкомитеты I Российского съезда физиологов (1917), 11-1У Всесоюзных съездов физиологов. В 1928 г. был избран действительным членом Академии естествознания в Галле, в 1935 г. стал заслуженным деятелем науки РСФСР.

Другим физиологом в группе консультантов фильма был Фёдор Андреевич Андреев (1879-1952). Доктор медицины, клиницист, реаниматолог, учился в Варшавском и Московском университетах, был учеником известного патофизиолога, создателя клинико-экспериментальной школы А.Б. Фохта (1848-1930). Опыты Ф.А. Андреева в 1907-11 гг. по восстановлению жизни животных получили международное признание. С 1907 г. по 1933 г. (с перерывом в 1918 г., когда был начальником санитарного отряда Красной гвардии и военного госпиталя в Москве) работал на кафедре общей патологии медицинского факультета Московского университета (сначала ассистентом, затем заведующим). В 1934-39 гг. заведовал кафедрой патологической физиологии Минского медицинского института, в 1940-41 гг. - отделом экспериментальной терапии Института профессиональных заболеваний в Москве. В годы войны заведовал кафедрой нормальной физиологии Свердловского медицинского института и работал в военных госпиталях. В 1945-52 гг. руководил отделением церебропатологии в Главном военном госпитале Вооруженных сил СССР. За исследования и разработку методов восстановления жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии и клинической смерти, стал заслуженным деятелем науки РСФСР и лауреатом двух Сталинских премий.

В консультативную группу фильма входили не только квалифицированные специалисты-исследователи, но и учёные с активной общественной позицией, пытавшиеся реальными действиями внести свой вклад в борьбу с «народным недугом».

Сын бедного приходского священника Терентий Иванович Вяземский (18571914) после Рязанской духовной семинарии отказался принять сан священника и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но затем перевёлся на медицинский. В 1901 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Электрические явления растений» и с 1902 г. работал приват-доцентом на кафедре физиологии Московского университета. В 1903 г. выступил с докладом на тему борьбы с алкоголизмом в России на I Всероссийском съезде виноградарей и виноделов в Москве. В 1910 г. основал в Москве «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом» и открыл совместно с приват-доцентом кафедры физиологии М.Ю. Лах-тиным (1869-1930) «Противоалкогольный музей». Полученные в качестве приданого деньги Т.И. Вяземский вкладывает в покупку имения «Карадаг» с целью организации санатория для нервнобольных. Затем на совместные капиталы с М.Ю. Лахтиным и 362

профессором кафедры физиологии Л.З. Мороховцом (1848-1919) они принимают решение о строительстве Карадагской приморской научной станции, которая должна была служить развитию естественно-научных знаний по целому комплексу направлений: от общей биологии до этнографии, а также применению их в практике. С 1907 г. Вяземский лично руководит строительством, покупает материалы, нанимает работников, отдав все свои сбережения и часть имения. С помощью меценатов и благотворительного Леденцовского фонда строительство удалось завершить в 1914 г. В дар станции Вяземский передал свою библиотеку в 40 тысяч томов - одну из лучших частных библиотек России того времени. Уже в советские годы перед входом в главное здание Карадагской биостанции был установлен памятник её основателю (рис. 6).

Совмещение профессиональной научной и общественной деятельности было характерно и для психотерапевтов, входивших в группу консультантов. Александр Николаевич Бернштейн (1870-1922) -психолог, доктор медицины, профессор, был одним из пионеров, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Окончив с отличием в 1893 г. Московский университет, после поездки в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию с 1901 г. по 1918 г. работал приват-доцентом в клинике Московского университета. Одновременно с 1899 по 1918 гг. заведовал Московским Центральным полицейским приёмным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам и превратил тюремный изолятор в настоящее психиатрическое учреждение. В 1906-16 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, основал «Журнал психологии, неврологии и психиатрии». В 1920 г. участвовал в создании Московского психоневрологического института (в настоящее время - Московский научно-исследовательский институт психиатрии), который возглавлял до конца жизни.

Но не всем участникам группы консультантов удалось пережить переход к новому государственному строю. Александр Михайлович Коровин (1865-1943) - психиатр, публицист, член редколлегии журнала «Трезвость и культура», председатель Первого Московского общества трезвости, врач Московской городской Бахрушинской больницы. После изучения в Англии, Швейцарии и Германии вопросов лечения алкоголизма открыл собственную лечебницу под Москвой, при селе Всехсвятском (сейчас район станции метро «Войковская»). Здание стояло среди сада в английском стиле; помимо общего зала, водолечебницы, десяти палат существовали библиотека, лаборатория и гимнастический зал. К 1919 г. А.М. Коровин уже не был хозяином водолечебницы; неизвестно также, чем был мотивирован его «арест по политическим мотивам».

Вениамин Яковлевич Канель (1873-1919) - главный редактор фильма «Пьянство и его последствия». Земский врач-терапевт в 1901 г. защитил докторскую диссертацию

Рис. 6. Памятник Т.И. Вяземскому на Карадагской биостанции (скульптор А.И. Григорьев).

Fig. 6. Monument of T.I. Vyazemsky at the Karadag biological station (sculptor A.I. Grigoriev).

по медицине в Юрьевском университете. Автор работ по санитарии, гигиене, охране труда и уходу за больными. Был активным общественным деятелем, почётным гражданином Москвы, депутатом Московской городской думы, но в то же время с 1903 г. - членом Московского комитета РСДРП с партийной кличкой «Барин». В его девятикомнатной квартире с 1912 г. собирались многочисленные гости, среди которых были Ленин, Сталин, Луначарский, Бонч-Бруевич. Но после речи Ленина в апреле 1917 г. и многочасовой беседы с революционеркой Р.С. Землячкой Канель отдаляется от большевистской деятельности. 25 июня 1917 г. он избирается гласным Московской городской думы по списку объединённых социал-демократов. В январе 1919 г. скончался от болезни почек.

Физики в Научном отделе. Планируя начать работы по созданию научных фильмов физической тематики, Ханжонков не мог пройти мимо успехов экспериментальной школы Петра Николаевича Лебедева. В 1912 г. заведующим лабораторией Физического института Московского университета становится преемник Лебедева - Пётр Петрович Лазарев, ставший в советское время членом Академии наук СССР и мировой величиной в области физики (рис. 7). На первых порах его научная деятельность протекает благополучно. С 1917 г. в Физическом институте на Миусской площади он возглавляет деятельность коллектива, в который входили будущие академики С.И. Вавилов, В.В. Шулейкин, М.А. Леонтович, П.А. Ребиндер. В рентгеновском кабинете лаборатории биологической физики проводит обследование В.И. Ленина после покушения на него эсерки Каплан. П.П. Лазарев руководит крупномасштабным проектом по изучению Курской магнитной аномалии. Успешная деятельность в области физики и биофизики, получившая широкое признание в международных научных кругах, прерывается в 1931 г. Независимая позиция, обширная переписка с зарубежными учёными и указание на ошибку Энгельса во время лекции о «Диалектике природы» стали поводом для ареста. Не выдержав без известий шести месяцев, его жена кончает с собой. Благодаря ходатайству некоторых коллег и, в первую очередь, хлопотам президента МОИП, академика Михаила Александровича

Мензбира (1885-1935) Лазарева освобождают и ссылают в Свердловск. После возвращения в Москву он работает профессором физики в Московском геологоразведочном институте, в биофизической лаборатории Академии наук, в 1940 г. избирается вице-президентом МОИП. Всё это время его продолжают «критиковать за лженаучные теории». В 1942 г. во время эвакуации в Алма-Ату П.П. Лазарев скончался от рака [13].

По предложению П.П. Лазарева работу в киноотделе Ханжонкова возглавил Владимир Константинович Аркадьев (рис. 8), научная деятельность которого в советские годы сложилась более благополучно, чем у его учителяПосле участия в оборонных исследованиях в годы Первой мировой войны он возвращается к работе в Московском университете, где создаёт магнитную лабораторию. С 1927 г. В.К. Аркадьев член-корреспондент АН СССР. На основе лаборатории в 1939 г. он создаёт кафедру «Теоретические основы электротехники», которой заведует до самой смерти. 364

Рис. 7. Пётр Петрович Лазарев (1878-1942). Fig. 7. Petr Petrovich Lazarev (1878-1942).

В лаборатории П.П. Лазарева в Физическом институте В.К. Аркадьев исследовал явления электромагнетизма и руководил практическими занятиями. В группу для работы в киноотделе Ханжонкова он приглашает студентов-лаборантов Николая Васильевича Баклина (1887-1967) и Алексея Георгиевича Калашникова (1893-1962).

Н.В. Баклин после окончания физико-математического факультета Московского университета связал свою жизнь после революции с кинематографом (единственный из «ханжон-ковской группы»), продолжив работу в области специальных киносъёмок в различных научных учреждениях. В 1920-е гг. организует и в дальнейшем возглавляет киностудию «Культ-кино», преобразованную позднее в отдел научного кино треста «Союзтехкино» и затем, после ряда преобразований - в Центральную студию научных фильмов (ЦНФ). В 19271934 гг. преподает в Государственном техникуме киноискусства (позднее - ВГИК), в котором ведёт курс «Научное кино» и становится деканом операторского факультета.

Другой выпускник физико-математического факультета А.Г. Калашников начинает работать в различных организациях образовательного характера. В 1926 г. становится профессором и заместителем директора Научно-исследовательского института научной педагогики. Участвует в разработке исследовательского и бригадно-лабо-раторного методов обучения, предполагающих самостоятельное усвоение учебного материала под руководством преподавателей-консультантов и ведущих к «сознательному самоизменению человека в процессе изменения им условий своего существования». В 1930-е гг. критикуется за «правый уклон в педагогике». В 1938-45 гг. работает в Институтах геофизики и теоретической физики Академии наук СССР. В 1946 г. становится доктором физико-математических наук, в 1947 г. - действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. С апреля 1946 г. по 24 января 1949 г. - министр просвещения РСФСР. В 1953-62 гг. работает в Академии педагогических наук СССР и журнале «Политехническое обучение».

Тему первой работы Аркадьев, естественно, связывает с магнетизмом, над проблематикой которого работает вместе со студентами-лаборантами. Непосредственные участники этих событий позднее вспоминают ещё об одном принципе работы А.А. Ханжонкова: «Тематику этих фильмов фирма не предлагала. Она предоставляла её инициативе самих работников» [3, с. 184-189].

Для будущего фильма «Электрический телеграф», который задумывался как учебный и предназначался для распространения в школах, В.К. Аркадьев разработал план и приступил вместе со студентами к съёмкам. Оператором фильма и учителем начинающих кинематографистов был ставший со временем всемирно известным режиссёром-мультипликатором Владислав Старевич (рис. 9). Опыт практической работы в физической лаборатории помог авторам фильма создать модель, выразительно демонстрирующую основной принцип работы телеграфного аппарата - действие электромагнита, реагировавшего на прохождение по его обмоткам электрического тока.

Рис. 8. Владимир Константинович Аркадьев (1884-1953). Fig. 8. Vladimir Konstantinovich Arkadiev (1884-1953).

Вместо рисованной мультипликации использовалась покадровая съёмка.

Хотя сами авторы были не очень довольны первым результатом, фильм был принят хорошо. Но главное, молодой коллектив приобрёл опыт, вдохновивший на создание серии фильмов на физическую тему. Следующей большой и успешной работой стал фильм «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца». Оператором в этот раз был освоивший киносъёмку А.Г. Калашников.

В работе принял участие ещё один студент физической лаборатории - Сергей Николаевич Ржевкин (1891-1981). Дружба с С.И. Вавиловым, лекции А.А. Эйхенвальда, прекрасный музыкальный слух самого С.И. Ржевкина на всю жизнь определили его профессиональный интерес к музыкальной акустике. После участия в Первой мировой и Гражданской войнах и мобилизации в 1924 г. свою деятельность он неразрывно связывает с Московским университетом. В 1928 г. на физическом факультете создаёт лабораторию электроакустики и слабых токов, издаёт первую монографию «Слух и речь в свете современных физических исследований». Тогда же по совокупности работ без защиты диссертации Президиум Академии наук присуждает ему учёную степень доктора, и он становится профессором на кафедре колебаний физического факультета МГУ. Акустические решения Ржевкина применялись при строительстве многих известных общественных зданий: Дома звукозаписи, телевизионного центра, Мосфильма, планетария. В 1943 г. после возвращения из эвакуации был назначен заведующим первой в России кафедры акустики физического факультета МГУ, которую возглавлял до 1975 г.

Задачей фильма был показ динамики образования силовых полей электрического поля у вибратора методом рисованной мультипликации. С помощью специально изготовленного мультипликационного станка был продемонстрирован период колебательного разряда и перезарядка вибратора. Во время демонстрации фильма на съезде физиков в Лейдене его участники, в т. ч. Вильгельм Рентген, одобрили работу. Много позже (в 1956 г.) по сохранившимся с 1912 г. у профессора В.К. Аркадьева материалам фильм был переснят заново на мультстанке в кинолаборатории МГУ.

Научный отдел просуществовал до 1916 г. Только по физической тематике было выпущено более 10 научно-популярных и учебных фильмов. Но самое главное, были заложены принципы и выработаны методы создания экранных произведений разного назначения на основе научных исследований по одной из наиболее трудных для преподавания дисциплин.

Заключение. Отличительной чертой предреволюционного периода российского кинематографа было большое число периодических изданий, выпускаемых почти каждым сколько-нибудь амбициозным кинопроизводителем. После фирм Пате и Гомона свои журналы стали издавать и отечественные фирмы. Многие фильмы были утеряны (хотя, как обнадеживают открытия архивистов последнего времени, ещё могут быть найдены), но благодаря сохранившимся публикациям современные исследователи по-366

Рис. 9. Владислав Александрович Ста-ревич (1882-1965).

Fig. 9. Vladislav Alexandrovich Starevich (1882-1965).

лучают представление о степени и характере информированности тогдашнего общества [5]. И в этом процессе особое место занимает научно-методическая деятельность Научного отдела фирмы А.А. Ханжонкова, издававшей каталоги просветительных фильмов. Для разных категорий пользователей проводилось разделение на рубрики, учитывающие тематику дисциплин и снабжённые подробными аннотациями. Отдельно существовали перечни фрагментов с описанием содержания [11]. Приобретая указанные в каталоге материалы, потенциальные потребители могли на их основе создавать собственные произведения, точно отвечающие стоящим задачам.

Можно предположить, что осмысление опыта предшественников станет полезным и в цифровую эпоху при решении современных проблем медиаобразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшулер Б.А. Учебный кинематограф: этапы развития. М.: ВГИК, 1987. 70 с.

2. Архангельский С.И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959. 264 с.

3. Баклин Н.В., Калашников А.Г. Первые шаги научного кино в России (Публикация А.С. Дерябина, комментарии С.В. Сковородниковой при участии А.С. Дерябина) // Киноведческие записки, 2003. № 64. С. 184-189.

4. Балабина Г.В. История кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. 151 с.

5. Вишневский Вен. В. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916. М.: Музей кино, 1916. 288 с.

6. Гращенкова И.Н. Александр Алексеевич Ханжонков // Кино серебряного века. М.: Москва, 2005. С. 42-50.

7. Дюшен Б. Беглые воспоминания // Киноведческие записки, 2003. № 64. С. 175-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ефимов Е. Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова // Босс, 2008. № 3 (http://www. bossmag.ru/view.php?id=3364).

9. Згуриди А. Экран, наука, жизнь. М.: Искусство, 1983. 168 с.

10. Изволов Н. Владислав Старевич // Наши мультфильмы. Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе (https://web.archive.org/web/20070829125624/http:/books. interros.ru/index.php?book=mult&id=1&mode=print).

11. Каталоги просветительных фильмов АО «Ханжонков и Ко» (Публикации и предисловие А.С. Дерябина) // Киноведческие записки, 2003. № 64. С. 190-229.

12. Лурье С. Страничка истории. Культурно-просветительный и научный кинематограф (1927) (Публикация и комментарии С.В. Сковородниковой) // Киноведческие записки. 2003. № 64. С. 243-247.

13. Предводителев А.С. Из воспоминаний о П.П. Лазареве // Физики о себе. Л.: Наука, 1990. С. 22-24.

14. Рукк Н.С. Александр Григорьевич Столетов (http://www.alhimik.ru/great/stolet.html).

15. Скляренко В. Ханжонков Александр Алексеевич // 100 знаменитых москвичей, 2006 (https://royallib.com/book/sklyarenko_valentina/100_znamenitih_moskvichey.html).

16. Сковородникова С. Научный отдел Акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» // Киноведческие записки. 2003. № 64. С. 167-170.

17. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М.: Искусство, 1937. 176 с.

18. Храмов Ю.А. Пётр Николаевич Лебедев и его школы (к 120-летию со дня рождения) // Успехи физических наук. 1986. Т. 150, в. 10. С. 587-597.

19. Янгиров P.M. (публикация, предисловие и комментарии). «... в борьбе с народным недугом...» Материалы к истории фильма «Пьянство и его последствия» // Киноведческие записки, 2003. № 64. C. 230-242

REFERENCES

1. Altshuler B.A. Educational cinema: stages of development. 70 p. (Moscow: VGIK, 1987) (in Russian).

2. Arkhangelsky S.I. Training movie. 264 p. (Moscow: Uchpedgiz, 1959) (in Russian).

3. Baklin N.V., Kalashnikov A.G. The first steps of scientific cinema in Russia. Kinovedcheskie zapiski. 64, 184-189 (2003) (in Russian).

4. Balabina G.V. History of the Department of Physics, MSTU n.a. N.E. Bauman. (Moscow: MVTU imeni Baumana, 2012) (in Russian).

5. Vishnevsky Ven.V. Documentary films of pre-revolutionary Russia. 1907-1916. 151 p. (Moscow: Museum of cinema, 1916) (in Russian).

6. Grashenkova I.N. Alexander Alekseevich Khanzhonkov. Cinema of the Silver Age. P. 42-50 (Moscow: Moskva, 2005) (in Russian).

7. Duchenne B. Fugitive Memoirs. Kinovedcheskie zapiski. 64, 175-183 (2003) (in Russian).

8. Efimov E. Happy bitter life of Ivan Ozerov. Boss. 3 (2008) (http://www.bossmag.ru/view. php?id=3364) (in Russian).

9. Zguridi A. Screen, science, life. 168 p. (Moscow: Iskusstvo, 1983) (in Russian).

10. Izvolov N. Vladislav Starevich. Our cartoons. Persons, frames, sketches, heroes, memories, interviews, articles, essays (https://web.archive.org/web/20070829125624/http:/books.interros.ru/ index.php? book = mult& id = 1 & mode = print) (in Russian).

11. Deryabin A.S. (publ. and introd.). Catalogs of educational films of JSC "Khanzhonkov and Ko. Kinovedcheskie zapiski. 64, 190-229 (2003) (in Russian).

12. Lurie S. Page of history. Cultural and educational cinema (1927). Kinovedcheskie zapiski. 64, 243-247 (2003) (in Russian).

13. Predvoditelev A.S. From the memoirs of P.P. Lazarev. Physicists about themselves. P. 22-24 (Leningrad: Nauka, 1990) (in Russian).

14. Rukk N.S. Alexander Grigoryevich Stoletov (http://www.alhimik.ru/great/stolet.html) (in Russian).

15. Sklyarenko V. Khanzhonkov Alexander Alekseevich. 100 famous Muscovites (2006) (https:// royallib.com/book/sklyarenko_valentina/100_znamenitih_moskvichey.html) (in Russian).

16. Skovorodnikova S. Scientific Department of Joint Stock Company «A. Khanzhonkov and Co». Kinovedcheskie zapiski. 64, 167-170 (2003) (in Russian).

17. Khanzhonkov A.A. The first years of Russian cinema. Memories. 176 p. (Moscow: Iskusstvo,1937) (in Russian).

18. Khramov Yu.A. Pyotr Nikolaevich Lebedev and his school (on the 120th anniversary). Uspehi fizicheskih nauk. 150 (10), 587-597 (1986) (in Russian).

19. Yangirov R.M. «... in the fight against a national disease ...» Kinovedcheskie zapiski. 64, 230242 (2003) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.