Научная статья на тему 'ТАК ЛИ НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИКЕ?'

ТАК ЛИ НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИКЕ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В РФ / МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / MINISTRY OF EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC EDUCATION FOR SCHOOL STUDENTS / TEXTBOOKS FOR SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханин Гирш Ицыкович

В связи с крайне низким уровнем экономического уровня нынешних российских ученых и практиков-экономистов надежды возлагаются на молодое поколение. В связи с этим рассматривается рекомендованный министерством просвещения РФ учебник по экономической теории для школьников 10-11 классов, выдержавший 26 изданий. Он не способен вызвать у школьников интерес к экономике, скорее отвращение. Он неоправданно сконцентрирован на экономической теории в ущерб практике, слишком усложнен и скучен, почти игнорирует проблемы российской экономики и стран третьего мира. Утверждается, что курс экономики для старшеклассников может быть не только содержательным и полезным, но и увлекательным. Советская и российская экономика полна загадок, что отвечает увлечению школьников детективами и разгадыванием ребусов. Предлагается программа желательного курса экономики для школьников. Излагается краткое содержание новых глав. Показываются субъекты экономики, заинтересованные в качественных школьных учебниках. Рекомендуемому Министерством просвещения РФ учебнику противопоставляются вышедшие ранее несравненно более содержательные и увлекательные учебники для старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THIS THE RIGHT WAY TO TEACH ECONOMICS TO SCHOOL STUDENTS?

Due to the extremely low level of current Russian economic scientists and practitioners, we can only place our hope on the younger generation. In this regard, the article considers the textbook on Economic Theory recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation for students of 10-11th grades, currently in its 26th edition. The textbook arouses no interest, only antipathy to Economics among school students. It is unjustifiably focused on economic theory, not practice. The textbook is too complicated and boring, almost completely ignoring the economic problems of Russia and Third World countries. It is argued that the course of Economics for high school students can be not only informative and useful, but also involving. The Soviet and Russian economies are full of mysteries, which can make use of the enthusiasm school students have for solving mysteries and puzzles. The author suggests a program for a course in Economics for school students, comprising 10 new chapters, as well as a summary of the new chapters. The author also presents economic entities interested in high-quality school textbooks. The textbook recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation is compared to the previously published more informative and involving textbooks for high school students.

Текст научной работы на тему «ТАК ЛИ НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИКЕ?»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Б01: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-267-276 УДК 37.015.6

ТАК ЛИ НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИКЕ?

Ханин Григорий Исаакович,

доктор экономических наук, профессор, профессор Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, 630102, Новосибирск,ул. Нижегородская, 6 АиАогГО (РИНЦ): 143335 БРШ-код (РИНЦ): 6196-5996 Khaning@yandex.ru

Аннотация

В связи с крайне низким экономическим уровнем нынешних российских ученых и практиков-экономистов надежды возлагаются на молодое поколение. В связи с этим рассматривается рекомендованный Министерством просвещения РФ учебник по экономической теории для школьников 10-11-х классов, выдержавший 26 изданий. Он не способен вызвать у школьников интерес к экономике, скорее отвращение. Он неоправданно сконцентрирован на экономической теории в ущерб практике, слишком усложнен и скучен, почти игнорирует проблемы российской экономики и стран третьего мира.

Утверждается, что курс экономики для старшеклассников может быть не только содержательным и полезным, но и увлекательным. Советская и российская экономика полна загадок, что отвечает увлечению школьников детективами и разгадыванием ребусов. Предлагается программа желательного курса экономики для школьников. Излагается краткое содержание новых глав. Показываются субъекты экономики, заинтересованные в качественных школьных учебниках. Рекомендуемому Министерством просвещения РФ учебнику противопоставляются вышедшие ранее несравненно более содержательные и увлекательные учебники для старшеклассников.

Ключевые слова: образование в РФ, Министерство просвещения РФ, экономическое образование школьников, учебники для школьников.

Библиографическое описание для цитирования:

ХанинГ.И. Так ли надо учить школьников экономике? // Идеи и идеалы. — 2020. — Т. 12, № 4, ч. 2. - С. 267-276. - Б01: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-267-276.

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Предисловие

Под впечатлением провала российских экономистов в прогнозировании и предотвращении экономического кризиса 2008 г. я написал статью «Почему в России очень мало хороших экономистов»? [4], в которой показал причины скорбного состояния российской экономической науки. С тех пор поставленный в статье диагноз многократно подтверждался (и усугублялся), и я об этом писал во многих последующих статьях.

Мой старинный приятель, знакомый с моей критикой российской экономической науки и практики, сказал, что уже сложившихся экономистов не переделаешь. Надо начинать с молодых людей, сказал он, и предложил мне написать учебник для школьников. От этой сложнейшей задачи я отказался. Настойчивый товарищ приобрел один из них и подарил мне его, взяв обещание написать на него рецензию. Содержание этого учебника произвело на меня столь сильное негативное впечатление, что я немедленно принялся за работу. Рецензируемое учебное пособие для этого вполне подходит: оно выдержало 26 изданий, написано преподавателями Российского педагогического университета имени Герцена и Петербургского филиала Высшей школы экономики. Рассмотрим несколько ключевых вопросов.

Почему школьников желательно учить экономике?

Разумеется, не всех. Только желающих, интересующихся.

В учебнике во введении говорится, что это «позволит научиться принимать рациональные экономические решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, работать с экономической информацией — анализировать, преобразовывать и использовать ее для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, формулировать собственную точку зрения по различным экономическим проблемам и аргументировать ее» [6, с. 3].

Заявленная цель нереалистична и не соответствует ни содержанию учебника, ни интеллектуальному уровню подавляющей части школьников. Формулируя эти цели, авторы скорее всего об этом просто не задумывались. Как и о другой, более прагматической цели, заявленной в том же введении: «овладение системой экономических знаний даст возможность во взрослой жизни эффективно исполнять основные социально-экономические роли — потребителя, производителя, предпринимателя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика» [6, с. 3].

Мне представляется, что авторам будущих учебников необходимо ставить перед школьниками более реалистичные задачи. Назову их.

1. Помочь получить представление о сущности основных экономических проблем страны и проблем, возникающих перед молодыми людьми

при выборе ими своего жизненного пути. В возрасте 16-17 лет многие молодые люди уже политизированы благодаря своему окружению и СМИ (впрочем, сейчас, к сожалению, газет и журналов почти никто не читает). Только для того, чтобы хотя бы понимать, о чем идут споры, стоит изучать экономику. Она нужна и для понимания школьных курсов истории России и зарубежных стран

2. Более практическая цель — помочь с первоначальным сознательным выбором характера дальнейшего образования. Учебник должен помочь определить целесообразность выбора экономики в качестве специализации в вузе. Но для этого из него должно быть ясно, чем занимается экономист и как он это делает. Мой опыт преподавания в вузах показывает, что абитуриенты ничего об этом не знают, что приводит к большим разочарованиям в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности. Эти задачи требуют от авторов значительных интеллектуальных усилий, чего постарались избежать авторы данного учебника.

Чему и как учить?

Уже простое ознакомление с оглавлением вызвало негативное отношение к учебнику. Он отчетливо напомнил мне очень популярный среди молодых советских ученых-экономистов 1960-х гг. учебник «Экономикс» Поля Самуэльсона. После нудных советских учебников политической экономии он поразил нас не только неизвестными нам ранее экономическими концепциями и фактами, но и необычной манерой изложения с графиками и кривыми, образным языком. Но с тех пор прошло более 50 лет (и каких лет!), и мы многое понимаем намного лучше, чем тогда. Но и школьники не студенты. Разница в интеллектуальном уровне десятиклассника и студента 1-го курса достаточно заметна.

Самое главное — глубоко ошибочно начать обучение школьников экономике с довольно подробного изложения экономической теории. Они для этого не созрели, и не это им в первую очередь нужно. Достаточно нескольких глав, и главное — в другом ключе и манере изложения. Учебник должен быть увлекательным. Вспомним, какими увлекательными были замечательные «Занимательная физика» и «Занимательная математика» Я.И. Перельмана да и многие другие популярные книги для детей старшего возраста. Экономика может быть не менее увлекательной. Скорее, даже более. И лучшие наши экономисты умели делать ее действительно занимательной. Сравню начало данного учебника и начало книги одного из лучших и ярких советских экономистов 60—70 гг. А.М. Бирмана «Талант экономиста».

Учебник: «Условием жизни любого человека, семьи и общества является удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище. Но "не хле-

бом единым жив человек". У каждого из нас есть естественное стремление удовлетворить свои духовные потребности: читать книги, посещать театр и кино, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди должны познавать окружающий мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому есть объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Существуют и жизненно важные потребности всего общества в обеспечении национальной безопасности, охране окружающей среды. Об удовлетворении этих и других потребностей заботится государство» [6, с. 5].

А.М. Бирман: «Безусловно, самая древняя "профессия" человечества — добывание средств существования. Чтобы существовать, наши предки вступили в борьбу с природой, стали постепенно покорять ее и пользоваться ее богатствами. По-видимому, довольно скоро повседневный опыт подсказал им, что количество добываемых благ самым непосредственным образом зависит от способа добывания. Если бы на заре человечества действовало нынешнее "Положение об ученых степенях и званиях", то за предложение охотиться на мамонтов толпой несомненно присвоили бы звание доктора экономических наук» [1, с. 3, 4].

Первый отрывок — скучный, второй — яркий, остроумный и увлекательный.

В силу своей сложности и нудности учебник на многие годы оставит у старшеклассников отвращение к экономике.

Экономическая действительность предоставляет огромные возможности для увлекательного изложения. Она драматична и часто загадочна. Драматичны и загадочны экономические и финансовые кризисы. А как увлекательна жизнь успешных предпринимателей! Большие возможности для увлекательного изложения предоставляет история экономического взлета одних стран и многолетнего, даже векового прозябания многих других.

Что касается нашей страны, то ее экономическая история особенно драматична и загадочна, особенно в ХХ и начале XXI в. Периоды расцвета многократно сменялись крахами и крахи — расцветами. В советский период с конца 1920-х гг. она полна загадок, вызванных системой секретности и искажениями статистики благодаря совместным усилиям предприятий и статистических органов. В постсоветский период положение не улучшилось, нередко (особенно в отношении основных фондов и рентабельности) даже ухудшилось. Когда я пересчитал размер основных фондов по современной стоимости, оказалось, что две крупнейшие нефтяные компании России (Роснефть и Газпромнефть, а также Газпром) с их неплохими международными рейтингами находились в предбанкротном состоянии, и только финансовые манипуляции позволили им его избежать.

Надо ли удивляться, что они не горят желанием правильно оценивать основные фонды. Потом лживые цифры предприятий обобщаются Росста-том, и получается очередная потемкинская деревня. Она радует руководство страны, но разрушается в ходе экономического кризиса, выявляющего истинное положение дел в экономике.

Старшеклассники часто увлекаются детективами и любят разгадывать ребусы. Их любят и многие взрослые. Советская и постсоветская экономическая история России — сплошной детектив и ребус. На его разгадках (я разгадывал их многие годы) удобно учить экономике.

Но для того чтобы делать изложение увлекательным, недостаточно хорошего пера. Необходимо изменить характер изложения.

Содержание учебника

Об этом в самом общем виде говорилось выше, больше в негативном плане по отношению к рецензируемому учебнику. Пора поговорить подробнее в позитивном плане.

Надо сделать два предварительных замечания. Во-первых, из перечисленных в учебнике ипостасей, ожидающих молодых людей, я бы выделил в порядке убывания 4 самых важных и распространенных: гражданин, потребитель, наемный работник, работодатель. Это определяет круг рассматриваемых вопросов.

Во-вторых, надо сразу определиться, какие страны являются для нас эталонными. У авторов это США как самая сильная в экономическом, научно-техническом и военном отношении страна. Самая успешная в ХХ в., к тому же с самой лучшей и доступной статистикой. Это можно понять, но не принять. Думается, что при всем внимании к экономической жизни США всё же больше всего следует говорить о России не только потому, что ее проблемы нам ближе, но и в силу огромного своеобразия ее истории и экономики.

Ближе к России по характеру экономического развития не США, а ряд более отсталых стран Европы: Испания, Португалия, Италия, бывшие социалистические страны — Польша и Венгрия, а также наиболее развитые страны прежнего третьего мира, прежде всего Китай. О способах преодоления ими прежней отсталости очень полезно рассказать старшеклассникам. Наконец, как бы ни относиться к советскому периоду экономической истории, никуда не уйти от того, что именно в этот период СССР превратился во вторую по своей экономической и военной мощи страну в мире.

Из 18 глав нынешнего учебника я бы оставил часть главы 1 с основными понятиями экономики, главу 2 «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика», отредактированную главу 3 «Как формируются цены в рыночной экономике», объединенные главы 6 и 7 под названием

«Фирма и предпринимательство», главу 10 «Измерение результатов экономической деятельности», главу 11 «Экономический рост и экономическое развитие», главу 13 «Экономический цикл», главу 14 «Деньги и банковская система», главу 16 «Государственное регулирование экономики», главу 17 «Международная торговля и валютный рынок». Итого 10 глав. При этом надо кардинально изменить их стиль, сделав изложение доступнее, ярче и наполнив его интересными примерами из экономической истории. Именно экономическая история (с минимумом элементов наиболее общих понятий экономической теории) должна стать основной базой учебника.

Вместе с тем напрашивается введение новых глав. Поскольку начиная со 2-й главы появляются статистические данные, нужна отдельная глава с основными понятиями и методами статистики (индексы и группировки) и бухгалтерского учета (баланс). Вслед за главой 3 желательно введение главы о командной экономике. Вслед за главой об экономическом росте и экономическом развитии желательна глава об экономическом чуде в странах Юго-Восточной Азии. Вслед за ней — глава об экономическом развитии РФ в постсоветский период. После главы о фирмах и предпринимательстве нужна глава о выдающихся предпринимателях, включая дореволюционную и современную Россию, и о секретах их успеха. После главы о государственном регулировании экономики нужна глава о выдающихся экономических реформаторах в мире и в России.

В каждом популярном учебнике рассказывается о выдающихся ученых в данной области. Немало их было и среди экономистов. Рассказ о них повысит в глазах школьников авторитет экономистов, поэтому они заслуживают отдельной главы. Для собирающихся продолжать экономическое образование стоило бы добавить главу «Чем занимаются экономисты». Наконец, необходима глава о домашней экономике, где надо рассказать о многообразных финансовых проблемах домашнего хозяйства: от экономных покупок товаров и услуг до планирования семейного бюджета и отношений с банками и страховыми компаниями и эффективного вложения свободных средств. Итого 9 новых глав, а всего 19 вместо 18 в учебнике.

Покажу на нескольких примерах, каким должен быть, по моему мнению, характер изложения в оставшихся от прежнего учебника и в новых главах. При изучении цен в рыночной экономике хорошо бы предложить школьникам походить по магазинам и самим исчислить индекс цен за месяц на продовольственные товары, а потом сопоставить с индексом городского статистического управления. В главу об измерении экономического роста необходимо ввести параграф об искажениях динамики экономического роста официальными статистическими органами (они ведь искажались и искажаются не только в СССР и России, как ошибочно думают даже научные работники. Экономическая литература полна статей о завы-

шении экономического роста примерно в таких же размерах в таких крупных странах, как Китай и Индия, ряде других стран Азии, Африки, Латинской Америки). Это научит ребят критически относиться к официальной статистике.

Хорошо бы научить их простейшим приемам проверки официальных статистических данных (например, данных о потреблении электроэнергии). Объяснить, что при изучении командной экономики можно ориентироваться на альтернативные лживым официальным оценки размеров экономического роста и его факторов. То же при оценке экономического роста в постсоветской России.

Но не надо ограничиваться количественными оценками. Следует рассказать о таких уродливых явлениях советской экономики, как товарный дефицит, очереди, низкое качество товаров и услуг, о теневой экономике и вызванной ею и номенклатурными привилегиями социальном расслоении, гипертрофии военных расходов и полуавтаркии, слабой восприимчивости гражданского сектора экономики к научно-техническому прогрессу. Здесь же надо объяснить провал попыток реформировать командную экономику с помощью рыночных механизмов.

В главе об экономических циклах надо показать механизм их зарождения, сигналы тревоги и наиболее яркие их проявления на примере двух-трех наиболее разрушительных. Особенно драматичны биржевые кризисы. О них имеется огромная экономическая и художественная литература (Золя, Драйзер). А как увлекательна история денег и банков! Очень ярко можно рассказать о крупнейших предпринимателях. О них тоже есть огромная литература. Очень поучительна и драматична история экономического чуда в странах Восточной Азии. Ее можно изложить на примере Сингапура и Южной Кореи. Они были нищими в начале процесса, но за какие-то 30 лет стали лидерами по уровню экономического развития. При рассмотрении постсоветского экономического развития в России необходимо обсудить, почему экономического чуда не произошло в России (как, впрочем, и во многих других странах).

К каждой главе необходим перечень популярной и качественной научной литературы для более продвинутых школьников. Такие всегда были и есть сейчас. Такого указателя в рассматриваемом учебнике нет.

Кто закажет и профинансирует «лучший учебник»?

Наименее вероятно, что это сделает Министерство просвещения РФ. У него свои авторы, пусть, как видим, не самые лучшие. Конкурсы, даже если и объявляются, предопределены по результатам. У наших чиновников здесь отработанная методика. Это может создать впечатление безнадежности прихода сюда сторонних. Мне кажется, что это ошибочное

представление. В рыночной экономике трудно долго сохранять монополию. Чтобы учебник стал популярным, если я правильно понимаю современный школьный процесс, вовсе не обязательно его утверждать в Министерстве просвещения РФ. Учителя могут пользоваться учебниками и без этого грифа. К тому же хороший учебник пригодится и многим взрослым, интересующимся по разным причинам экономикой. Тираж такого учебника может оказаться огромным, что сделает его очень выгодным для издательств.

Необходимо объявить конкурс на подготовку школьных учебников по экономике, с премиями победителям и поощрениями для достойных участников. Инициаторами могли бы стать крупные компании или ассоциации предпринимателей. Когда-то был фонд для поощрения научных исследований крупного предпринимателя Зимина «Династия». Он мог бы взять на себя и эту задачу. Возможно, есть и другие аналогичные фонды.

При всей деградации российской экономической науки, уверен, найдутся 5—10 квалифицированных экономистов, способных написать такой учебник. Это не только абстрактное рассуждение. Уже после написания статьи я обнаружил три прекрасных учебника экономики для школ, вышедших в начале 1990-х гг., увлекательных и содержательных. Два принадлежат И.В. Липсицу [2, 3], они несколько раз переиздавались, третий — американцу К. Хессу [5].

Литература

1. Бирман А.М. Талант экономиста. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 191 с.

2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. — М.: Триада, 1992. - 336 с.

3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М.: Вита-пресс, 2004. — 352 с.

4. ХанинГ.И. Почему в России мало хороших экономистов // ЭКО. — 2009. — № 8. — С. 83—114.

5. Хесс К. Капитализм для детей. Как стать предпринимателем. — М.: Вагриус, 1994. — 271 с.

6. Экономика. Основы экономической теории. В 2 кн.: учебник для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Углубленный уровень / под ред. С.И. Иванова и А.Я. Линькова. — М.: Вита-пресс, 2019.

Статья поступила в редакцию 02.12.2019. Статья прошла рецензирование 14.02.2020.

DOI: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-267-276

IS THIS THE RIGHT WAY TO TEACH ECONOMICS TO SCHOOL STUDENTS?

Khanin Grigory,

Dr. of Sc. (Economics), Professor,

Professor of the Siberian Institute of Management —

the branch of the Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration,

6 Ni%hegorodskaya St., Novosibirsk, 630102, Russian Federation

AuthorID (RSCI): 143335

SPIN (RSCI): 6196-5996

Khaning@yandex.ru

I

Abstract

Due to the extremely low level of current Russian economic scientists and practitioners, we can only place our hope on the younger generation. In this regard, the article considers the textbook on Economic Theory recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation for students of 10-11th grades, currently in its 26th edition. The textbook arouses no interest, only antipathy to Economics among school students. It is unjustifiably focused on economic theory, not practice. The textbook is too complicated and boring, almost completely ignoring the economic problems of Russia and Third World countries.

It is argued that the course of Economics for high school students can be not only informative and useful, but also involving. The Soviet and Russian economies are full of mysteries, which can make use of the enthusiasm school students have for solving mysteries and puzzles.

The author suggests a program for a course in Economics for school students, comprising 10 new chapters, as well as a summary of the new chapters.

The author also presents economic entities interested in high-quality school textbooks.

The textbook recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation is compared to the previously published more informative and involving textbooks for high school students.

Keywords: education in the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation, economic education for school students, textbooks for school students.

Bibliographic description for citation:

Khanin G. Is This the Right Way to Teach Economics to School Students? Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2020, vol. 12, iss. 4, pt. 2, pp. 267-276. DOI: 10.17212/2075-0862-202012.4.2-267-276.

SCIENTIFIC /JOURNAL

ECONOMIC THEORY

References

1. Birman A.M. Talantekonomista [Economist's Talent]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1968. 191 p.

2. Lipsits I.V Udivitel'nye priklyucheniya v strane Ekonomika [Amazing adventures in Economics country]. Moscow, Triada Publ., 1992. 336 p.

3. Lipsits I.V. Ekonomika. Ba^ovyi kurs [Economy. Basic course]. 4th ed. Moscow, Vita-press, 2004. 352 p.

4. Khanin G.I. Pochemu v Rossii malo khoroshikh ekonomistov [Why there are few good economists in Russia]. EKO = ECO, 2009, no. 8, pp. 83-114.

5. Hess K. Kapitalizm dlya detei. Kak stat' predprinimatelem [Capitalism for Kids: Growing up to be Your Own Boss]. Moscow, Vagrius Publ., 1994. 271 p. (In Russian).

6. Ivanov S.I., Lin'kov A.Ya., eds. Ekonomika. Osnovy ekonomicheskoi teorii. V 2 kn. [Economy. Fundamentals of Economic Theory. In 2 bk.]. Moscow, Vita-press, 2019.

The article was received on 02.12.2019. The article was reviewed on 14.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.