Научная статья на тему 'Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев: локальные и конфессиональные особенности'

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев: локальные и конфессиональные особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев: локальные и конфессиональные особенности»

Александр Чувьюров (Санкт-Петербург)

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев: локальные и конфессиональные особенности

Крещение для русского и финно-угорского православного населения являлось одним из важнейших обрядов перехода в системе обрядов жизненного цикла. По народным воззрениям, новорожденный до крещения считался нечистым. В бытующих в крестьянской среде поговорках подчеркивалась соотнесенность некрещеного с иным миром: «некрещенный ребенок - чертенок»1. Собственно, крещение завершало комплекс ритуальных действий, целью которых являлось включение новорожденного в социальную структуру человеческого общества2.

Аналогичные представления о сущности обряда крещения бытовали и в среде старообрядческого населения. Сама процедура обряда крещения у старообрядцев имела ряд отличий от православных, которые были обусловлены изменениями в обрядовой практике, происшедшими как в самом старообрядчестве (в различных его толках и согласиях), так и в официальном православии после реформ Никона. В официальном православии эти изменения коснулись литургиче-

3

ских текстов в различных разделах чина крещения , а также некоторых обрядовых действий: так, в западных губерниях Российской империи в XIX - нач. XX в. достаточно широкое распространение получила практика крещения обливанием4.

При совершении таинства Крещения старообрядцы различных направлений (беспоповцы и поповцы) руководствовались донико-новскими служебниками (требниками), но эволюция обряда крещения в различных толках и согласиях имела свои особенности5. В среде старообрядцев-поповцев продолжала соблюдаться традиция крещения новорожденных в купели, с полным погружением. У старообрядцев-поповцев оно производилось священником, и лишь в исключительных случаях (если ребенок тяжело болел и существовала уг-

282

А. Чувьюров

роза его смерти без крещения, а в данной местности старообрядческий священник отсутствовал) крещение совершалось мирянами. На восьмой день после крещения обычно производилось Миропомазание. Но у старообрядцев-беспоповцев, в силу прекращения института священничества, реализовывались в практической жизни только те разделы требников, которые могли исполнять миряне. Именно поэтому в богослужебной практике беспоповцев отсутствовало таинство Миропомазания.

Таинство крещения среди старообрядцев совершалось в естественных водоемах или на дому (в купели). Относительно возраста крещаемых среди отдельных групп беспоповцев также существовали разные традиции. Первоначально среди поморцев, как и в православной церкви, бытовала практика крещения новорожденных. В то же время у старообрядцев-беспоповцев в ряде регионов, в силу различных обстоятельств, сложились свои местные, локальные варианты крещения. Так, у русских старообрядцев Латгалии и Польши предписывалось крестить ребенка только после того, как мать перестанет кормить его грудью, т.е. приблизительно через полтора-два года6. В Архангельской губ., в Пинежском уезде, среди старообрядцев-беспоповцев в середине XIX в. бытовала практика перехода в старообрядчество (среди мужчин) в преклонном возрасте, так как мужчины, связанные с отходничеством, находясь на заработках, общались с «никонианами», и тем самым существовала опасность «обмирщле-ния», «осквернения» святого крещения7. Аналогичная практика крещения во взрослом возрасте была распространена в странническом (бегунском) согласии: по их учению, принявший крещение должен порвать всякие связи с миром антихриста, поэтому, как правило,

переход в странническое согласие (посредством крещения) происхо-

8

дил в пожилом возрасте .

У старообрядцев-беспоповцев при переходе к ним из официального православия было принято совершать перекрещивание; у ста-рообрядцев-поповцев приобщение к старообрядчеству православных происходило посредством таинства Миропомазания9. Необходимость перекрещивания старообрядцы-беспоповцы объясняли тем,

что «крещение в никонианской церкви не есть крещение, но паче

10

осквернения, так как совершается еретическими священниками , притом не по старым требникам, а как у "латынян" - обливанием»11.

Среди отдельных беспоповских толков (поморцев, федосеевцев, фи-

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

283

липповцев, бегунов) существовала также практика перекрещивания при переходе к ним старообрядцев из других толков и согласий, но при переходе из федосеевского и филипповского согласия в поморское, а также поморцев в эти согласия, перекрещивание не производилось.

На протяжении более десяти полевых сезонов (1993-2008 гг.) нами проводилось изучение локальных групп коми старообрядцев. В ходе этих исследований удалось собрать материал, который позволяет реконструировать отдельные локальные варианты обряда крещения.

Среди коми-зырян старообрядчество было распространено в трех регионах: Верхняя и Средняя Печора (в современном административном делении - Печорский, Вуктыльский и Троицко-Печорский р-ны Республики Коми - даниловский, федосеевский толки и стра-ническое согласие); Верхняя Вычегда (Усть-Куломский р-н Республики Коми - глухая нетовщина спасовского согласия12); Удора (в бассейне реки Вашки - филипповский толк, бегунское согласие13). В первой половине XIX в. приверженцы «древнего благочестия»

14

появляются также в ряде волостей коми-ижемцев и летских коми

(Прилузский р-н Республики Коми)15.

По представлениям коми старообрядцев, крещение является не только обрядом очищения - от первородного греха и от грехов, совершаемых окрещаемым при жизни, - но и обязательством перед Богом жить в согласии с Его предписаниями и заповедями. Именно поэтому считается, что в загробном мире крещеного, жившего распутно, ждут более тяжкие муки, нежели мирского, так как грехи крещеного являются произвольными (сознательными), в то время как грехи мирского являются деяниями, совершенными по неведению, по непросвещению; поэтому мирские в загробном мире будут слепыми, что во многом облегчит их страдания в аду; вследствие слепоты они не будут видеть всех «ужасов и страхов ада»16. По словам информантов, «отступник будет находиться в аду ниже мирского-некрещеного и только в дни "вселенской панихиды" увидит райский свет как бы сквозь игольное ушко»17. Последствия смерти без крещения для отдельных возрастных групп были различны: если взрослого некрещеного ждут адские муки, то некрещеные младенцы

будут просто слепыми и будут обитать в раю; «крещеные младенцы

будут летать, как ангелы, и собирать пищу с райских деревьев,

а некрещеные младенцы будут ползать по земле и собирать то, что

284

А. Чувьюров

будет падать с деревьев»18. Среди некоторых информантов бытует мнение, что дети до 18 лет являются безгрешными - «наказание за их проступки на том свете будет возложено на их родителей, так как они не сумели утвердить детей в благочестивом образе мыслей и поступков»19. Различия между поморцами и странниками (бегунами) заключаются как в некоторых обрядовых действиях, так и в строгостях, налагаемых на окрещенных после совершения крещения: у поморцев окрещенный живет среди своих близких, только должен питаться за отдельным столом (если домашние не старообрядцы) и из своей посуды, в то время как у странников окрещенный должен порвать всякие отношения с миром и «жить как монахи»: не получать пенсию, под этим «ложным годом» (летосчислением) не подписываться (не оформлять различных юридических документов), жить только под «верным именем» (полученным после крещения) и без фамилии. Свое пропитание они должны или добывать своим трудом (от своего огорода), или получать как помощь от «благодетелей», т.е. своих единоверцев, сторонников учения «истинно православных христиан» (странников), которые еще не приняли крещения и живут в «миру».

Первоначально, как отмечают информанты, у коми старообрядцев поморского согласия бытовала практика крещения на 3-й или на 8-й день. Необходимость совершения крещения на 8-й день объясняют тем, что «и сам Исус Христос на восьмой день был крещен»20. На практике же сроки крещения, как правило, отодвигались, так как далеко не в каждой местности были лица, способные совершить обряд крещения. В прошлом, в православной церкви крещение проводилось в 40-й день после рождения21. В русской православной

среде необходимость крещения объясняли тем, что «только после

22

крещения человеку дается ангел-хранитель» .

Необходимость совершения крещения новорожденного фиксируется также в целом ряде фольклорных текстов, в этиологических легендах, записанных в среде коми-старообрядцев-поморцев. В одной из легенд рассказывается: «Одна женщина семерых родила. Одного окрестила, а шестерых нет. Не успели, почему-то так получилось. Так вот эти шестеро некрещеных стали бесами. Один к реке спустился - стал Ваусой («водяной»), второй в бане поселился - это Гуранька («банный»), третий в лес ушел - стал Лешим, четвертый Дедко стал, пятый - Шыань («хозяйка хлева»), а шестой Олысь

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

285

(«домовой»). Это все некрещеные дети. Раньше старухи говорили, что как ребенок родится, надо обязательно крестить»23. Информанты из коми старообрядческих семей отмечают, что некрещеного ребенка нельзя было оставлять дома одного, поскольку «домовой может унести или подменить ребенка». Подчеркивается, что в столь же опасном положении находится и женщина в первые сорок дней после родов, в период послеродового очищения. В это время ей воспрещалось посещать старообрядческие службы. Кто-нибудь из родных, как отмечают информанты, все это время обязательно должен был находиться рядом с роженицей и новорожденным, чтобы «с ними не случилось какой-нибудь беды». Необходимость этого подчеркивается и текстами традиционных быличек: «Одна женщина, которая недавно родила, лежала в доме и видела, как из погреба вышел седой невысокий старик и направился к люльке, в которой лежал новорожденный. Увидев это, женщина схватила ребенка и стала кричать. Когда на шум сбежались родные, они увидели ее стоящую посреди комнаты с ребенком на руках. Так она с тех пор как будто не в себе была - не в своем уме»24. Широко также распространены былички о подмене некрещеного ребенка домовым (олысь). Некрещеный ребенок во всех отношениях оказывался более уязвим, чем окрещенный, поэтому существовал круг различных запретов и предписаний, направленных на то, чтобы оградить ребенка от неблагоприятного внешнего воздействия. Так, некрещеного ребенка, как отмечают некоторые информанты, женщине воспрещалось кормить грудью, если, пройдя послеродовое очищение, она возобновляла супружескую близость с мужем; полагали, что в этом случае ребенок будет еще более подвержен неблагоприятному воздействию. Следует подчеркнуть, что у старообрядцев при особом отношении к ритуальной чистоте также были особые требования к «ритуальной чистоте» материнского молока. Так, информанты отмечают, что в конфессионально смешанных семьях, если мать окрещенного новорожденного не являлась старообрядкой, то она не должна была кормить ребенка грудью, а должна была сцеживать молоко и кормить из специальной - «верной» - посуды. Имянаречение у печорских коми старообрядцев не было связано с крещением. В прошлом имя давалось по святцам, а при крещении имя менялось. Окрещенный жил в «миру» под своим мирским именем, а «верное» имя употреблялось только в религиозной практике (в бе-

286

А. Чувьюров

седе с наставником во время исповеди, если за человека совершалась молитва и т.д.). Аналогичная практика бытовала и среди русских старообрядцев в Верхокамье25.

Крещение совершали наставники или пожилые люди, грамотные (умеющие читать на церковнославянском), пользующиеся авторитетом среди местных старообрядцев. У печорских коми старообрядцев лиц, совершающих крещение, называли пыртысь (буквально «тот, кто вводит [в веру]»); у вычегодских - пыртысь баб (бабушка, которая крестит); у удорских - юровэй, молитчысь баб (наставник; «молящаяся бабушка»).

По сведениям православных миссионеров, для совершения крещения на Среднюю и Верхнюю Печору приезжали старообрядческие наставники из Усть-Цильмы и Пижмы26. После революции и гражданской войны контакты между устьцилемскими и печорскими коми старообрядцами во многом стали носить эпизодический характер. Возможно, именно это явилось одной из причин того, что крещение в ряде населенных пунктов на Средней Печоре (д. Соколово, Кожва, Щугор, Подчерье) стали производить только во взрослом возрасте. Сами информанты объясняют это тем, что «крещеные в младенчест-

27

ве все равно уходят в мир - растаптывают веру под ногами» . Встречаются и другие объяснения: «Креститься надо только в тридцать лет, потому что и сам Господь в тридцать лет принял эту ве-ру»28. Следует отметить, что аналогичные процессы в обряде крещения (перемена возраста окрещаемых) происходили также в ряде соседних регионов, в частности на Верхней Печоре, в районах проживания русского старообрядческого населения. По мнению Т. А. Листовой, такая эволюция обряда крещения была обусловлена «невозможностью изолировать крещеного ребенка и соблюдать все предписа-

29

ния религиозной жизни, а также влиянием странников» .

У старообрядцев-федосеевцев к соборной службе допускались только безбрачные, поэтому духовными отцами (наставниками) могли быть только лица, не состоявшиеся в браке или овдовевшие, которые после определенной наложенной на них епитимьи были допущены до участия в соборной службе. Собственно, и таинство крещения, согласно федосеевскому учению, могли проводить только безбрачные. Таковыми, безбрачными, должны были быть и крестные, поэтому у федосеевцев нередко были случаи, когда в качестве крестных брали детей подросткового возраста.

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

287

На практике же зачастую основные положения учения федосеевцев не всегда последовательно реализовались. Причиной тому было не только то, что далеко не в каждой местности можно было найти человека, который соответствовал бы всем требованиям федосеевцев, предъявляемым для духовных лиц, но и отсутствие четких представлений об особенностях вероучения федосеевского и поморского согласия у местных старообрядцев.

Опрос, который проводился нами в 1990-х гг., показал, что представления о старообрядческой идеологии у многих современных носителей старообрядческой традиции достаточно размыты: информанты, как правило, не могут соотнести особенности своей локальной традиции с каким-нибудь конкретным толком или согласием. Так, в ответ на нашу просьбу прокомментировать высказывание одного местного наставника, что «у нас поморская вера», информантка дала следующее объяснение: «Поморской, заморской вера называется так, потому что старообрядцы в эти места пришли отку-

30

да-то из-за моря» .

По свидетельству информантов, среди печорских и удорских старообрядцев крещение совершали как над некрещеным, так и над желающими перейти из официального православия в старообрядчество. В ряде населенных пунктов на Средней Печоре (пос. Дутово, д. Медвежская) продолжала сохраняться традиция крещения младенцев - если оба родителя являлись строгими, крепкими в вере старообрядцами. Выбор крестного определялся полом окрещаемого и в дальнейшем крестная - пернянь, вежань, либо крестный - перна-ай, вежай считаются духовными наставниками окрещенного. Как правило, непосредственный выбор крестного осуществляет пыр-тысь. Среди поморцев крестными, как правило, являлись пожилые или люди среднего возраста (35-40 лет). Помимо бытующих представлений о роли восприемников в воспитании окрещенного - крестный должен обладать определенным жизненным опытом, чтобы при необходимости дать соответствующее наставление, эта ситуация с возрастом восприемников отражала реальную картину возрастного ценза общин поморцев в 1970-1980 гг.: основная часть прихожан поморцев состояла на то время из лиц преклонного возраста. В официальном православии в начале XX в. восприемников выбирали из лиц, достигших 17 лет, имеющих уже определенную твердость

31

в понимании своего вероисповедания .

288

А. Чувьюров

Некоторые информанты отмечают, что допускается крещение с нареченным крестным (когда сам крестный по тем или иным причинам не может присутствовать на совершении крещения). Аналогичные предписания бытовали и в православной церкви32. Крестные считаются близкими родственниками, между которыми, а также с родней окрещаемого, были воспрещены браки, как отмечают информанты - до седьмого колена.

Крещенному в старую веру пыртысь дает новое имя по святцам, однако у поморцев в миру - в общении с нестароообрядцами окрещенный продолжает жить под прежним именем. Известны случаи, когда крестившемуся в зрелом возрасте новое имя не давалось (если его мирское имя встречается в святцах). Отказ от имянаречения в данной ситуации объясняется тем, что нередко крестильное имя, под которым проводится поминовение усопших, забывается, так как многие из старообрядцев живут в семьях своих мирских детей, в отдалении от своих единоверцев.

У старообрядцев крещение регулируется специальным требником. В своей богослужебной практике местные старообрядцы обычно пользуются «Потребником малым». Он предназначен «хотящим крестится» без православного иерея, т. е. беспоповцам. Поскольку многие современные пыртыси плохо знакомы с канонической традицией, обряд крещения значительно упрощается. В частности, опускаются из обряда крещения «отрицание сатаны», «обещание Христу». При этом некоторые информанты отмечают, что крещение без ритуала «отрицания сатаны» - это неполное покаяние, джын вера (полверы)33. Следует отметить, что даже имея на руках печатные «Потреб-ники», проводящие крещение лица не всегда следуют порядку, описанному в «чине крещения». Так, наставница из д. Аранец (Печорский р-н) ритуал «отрицание сатаны» и «обещание Христу» читает уже после крещения. На наш вопрос, почему она не следует порядку, изложенному в «Потребнике», она ответила, что подобным образом в 1960-е гг. проводила крещение местная наставница А. Шахтарова.

В прошлом печорские коми старообрядцы придерживались установленного среди беспоповцев правила производить крещение взрослых только после сорокадневного поста34. В настоящее время старообрядческие наставники также стараются проводить крещение после окончания того или иного церковного поста, но строго не придерживаются сорокадневного срока35. Особенности обряда крещения оп-

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

289

ределяются также и временем года. Зимой крещение проводилось в купели - деревянной бочке из сосновых досок с черемуховыми ободами - кантук, качка, диаметром 1 м и высотой 1,1 м. В настоящее время в ряде населенных пунктов в качестве купели при крещении используются различные емкости заводского производства: металлические корыта (не употреблявшиеся до этого), детские ванны. Женщины перед крещением расплетали косы, распускали волосы. И взрослые, и дети крестились обнаженными. Для мужчин обязательным было наличие бороды и усов, «поскольку Бог создал мужчину с бородой и усами»36. Согласно установившейся после гражданской войны традиции в купели крестили только стариков перед смертью и малолетних детей в случае тяжелой болезни. Крещение совершали утром или вечером, чтобы не привлекать излишнего внимания. Купель обычно устанавливали недалеко от печки (чтобы «вода была потеплей»); наполняли купель водой из колодца, проруби или реки; в последнем случае, как отмечают некоторые информанты, воду обязательно надо было зачерпывать против течения. Воду носил сам окрещаемый/окрещаемая, а для младенца или больного (старика) -родители или крестные. Купель, наполненная водой, троекратно окуривалась ладаном, а за неимением такового - смолой хвойных деревьев. При этом пыртысь трижды произносил молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй Нас!» Согласно чину крещения, вокруг купели необходимо ставить четыре свечи по сторонам света, однако данное предписание обычно не соблюдается.

Крещение происходило следующим образом: левой рукой пыр-тысь закрывал рот и нос окрещаемого от попадания воды, а правую руку клал ему на голову и, читая крестильную молитву, совершал троекратное погружение окрещаемого в воду со словами: «Крещает-ся раб Божий, имярек. Во имя Отца [погружал]. Аминь [поднимал]. Сына [погружал]. Аминь [поднимал]. Святого Духа [погружал]. Аминь [поднимал]»37. Непременным условием крещения было полное погружение, как говорили информанты: медым быд юрси котасяс, быд юрси вутш - «Чтобы каждая волосинка намокла, до самого корня». Лицо окрещаемого при совершении обряда должно быть обращено на восток, поскольку «на востоке Господь живет»38. Ребенка из рук пыртыся принимала крестная на руки, покрытые полотенцем. Затем она надевала на окрещенного крест, рубашку и нательный пояс - шнур, сплетенный из льняной нити, который

290

А. Чувьюров

в разных диалектах называется по-разному: йи, вонь, воньдг. Сходным термином обозначался также пояс на сарафанах и рубашках.

Старообрядцы сохранили древневизантийские типы нательных крестов39: у мужчин - четырехконечной формы, женский - округлый; на лицевой стороне выгравирован восьмиконечный крест, а на тыльной стороне молитва «Да воскреснет Бог...». Наряду с медными, бытуют серебряные и деревянные нательные кресты. Последние традиционно использовались в погребальной обрядности. Кресты обычно изготовлялись местными мастерами или же приобретались в старообрядческих храмах, и только у бегунов бытовали нательные кресты, изготовленные в кельях бегунов. При их отсутствии в специальную форму выливали воск и такими восковыми крестами пользовались до замены их медными. Крестильную рубашку обязательно готовит сама крестная (крестный). В прошлом ее шили из белого холста, с полами до колен, с широкими по локоть рукавами, без узоров, без ворота, с вырезом на груди и двумя тесемками-завязками. В настоящее время при крещении женщин в качестве крестильной рубашки используется льняная белая женская сорочка фабричного производства без узоров. Сорочка также приобретается крестной. Если на момент совершения крещения крестная не успевала по той или иной причине приготовить крестильную рубашку, то она могла надеть на окрещаемую свою рубашку с условием, что позже все же подарит ей крестильную рубашку40. Обычай дарения рубашки, сшитой самой крестной или же приобретенной на свои средства, существовал в прошлом в Православной (новообрядческой) церкви. Кре-

41

стный, согласно этим неписаным правилам, дарил крестик .

После крещения пыртысь омывает руки над купелью и вытирает их специально приготовленным полотенцем. При крещении в один день нескольких человек купель для каждого обязательно наполнялась новой водой; крестить всех в одной воде считалось грехом, так как, по мнению информантов, человека, которого крестили в «старой воде», всю жизнь будут считать некрещеным. В дониконовской практике в Православной церкви при крещении одновременно нескольких человек для каждого купель заполнялась новой водой. В XVIII в., после указов Св. Синода от 1733 г., в Православной (новообрядческой) церкви данное обрядовое предписание не стало соблюдаться: при крещении двух или нескольких младенцев воду

42

в купели не стали менять .

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

291

Купель для крещения (кантук). Республика Коми, Печорский р-н, с. Соколово. 1993. Фото В.Э. Шарапова

После крещения освященную воду из кантука (купели) выливают «туда, где никто не ходит»43. Аналогичные предписания бытовали в прошлом также и в Православной церкви: «Вода из купели должна выливаться в какое-либо приличное, чистое место, которое

44

не бывает попираемо человеческими ногами, или в реку» .

При крещении больного, его опоясывали полотенцем, при этом узел делался сзади, на спине. Одной рукой пыртысь придерживал окрещаемого за концы полотенца (примерно на уровне груди), другую руку клал ему на голову и, читая крестильную молитву, совершал троекратное погружение. В настоящее время обряд крещения в купели (при крещении больных) в ряде населенных пунктов претерпел определенные изменения: больного усаживают в корыто и, читая крестильную молитву, обливают тремя ведрами теплой воды. По свидетельствам информантов, некоторые пожилые люди перед смертью принимали старую веру через крещение в проруби45.

Как подчеркивают информанты, окрещенный в течение 8 дней не должен был омывать тело (за исключением срамных мест), «чтобы не смыть святость». Аналогичные предписания бытовали среди рус-

292

А. Чувьюров

ских старообрядцев в Верхокамье: окрещенного не мыли и не переодевали в течение восьми дней. Если в течение этих дней он умирал, то его не обмывали и не меняли одежду. По мнению Т.А. Листовой, в данных запретах нашли отражение архаичные обычаи - древние правила Православной церкви: на восьмой день после крещения должно было происходить «омовение мирро» особо употребляемой для этого губкой - до того «никто не должен был прикасаться к миропомазанным местам (предназначенным для миропомазания) и ме-

46

нять крестильную одежду» .

Информанты из русских старообрядческих деревень на Верхней Печоре отмечают, что зимой крещение в купели, в отличие от коми старообрядцев, совершалось «не в избе, а в сарае», так как над потолочным перекрытием в избе для тепла насыпали небольшой слой песка, а в таких помещениях, имеющих над потолочным перекрытием земляную надстилку, по воззрениям старообрядцев, крестить не

47

допускалось .

В летний период крещение взрослых совершалось в естественных водоемах. Поскольку в «Потребнике» дается только описание процедуры в купели, то крещение в естественных водоемах отличалось значительным разнообразием.

В печорских селениях оно проводилось в реке Печоре, в местах со слабым течением. Информанты также подчеркивают, что «человека, жившего распутно, наоборот, необходимо крестить в местах с быстрым течением, чтобы стремнина унесла все плохое - очистила от греха». Наиболее радикальные из старообрядцев предпочитали крестить в притоках Печоры, так как, по их мнению, «вода в Печоре нечиста - пэж, осквернена пароходами и мирскими».

В некоторых селениях крещение проводили с лодки: ее ставили около берега, и после троекратного освящения воды каждением туда перебирался пыртысь. Окрещаемый входил в реку, подходил к корме лодки и складывал ладони на уровне груди. Пыртысь одной рукой брал окрещаемого за ладони, другой покрывал его голову и, читая крестильную молитву, трижды погружал его в воду с головой. После этого пыртысь совершал омовение рук в реке (необходимость этого объясняют тем, что до совершения крещения человек считается нечистым - пэж) и вытирал их специально приготовленным полотенцем. Окрещаемый выходил из воды, крестный надевал на него крест, рубашку, повязывал поверх нее пояс. Обряд крещения завер-

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

293

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шался в доме наставника, где читали приходившиеся на этот день

С 48

молитвы и давали необходимые наставления окрещенному .

В других местах лодка ставилась недалеко от берега, на якорь. Окрещаемого, после освящения водоема, препоясав, опускали на полотенцах в воду (полотенце длиною 1,5 м, из белого полотна, «чистое» - не бывшее в употреблении) и, читая крестильную молитву, трижды погружали в воду. При этом крестная(ый) держала за концы полотенца, а пыртысь придерживал голову окрещаемому. На берегу крестная(ый) надевала на окрещенного крест, рубашку, пояс. Необходимость крещения с лодки объясняют тем, что после освящения вода в реке становится купелью и входить в нее пыртысю нельзя. По всей видимости, с подобными же представлениями связана такая разновидность обряда, когда пыртысь оставался на берегу, а кре-щаемый входил в воду и самостоятельно трижды (под чтение соот-

Ч 49

ветствующих разделов крестильной молитвы) погружался в воду .

В других случаях пыртысь и крещаемый, после освящения водоема, вместе входили в воду. Пыртысь, читая крестильную молитву, троекратно погружал окрещаемого в воду. На берегу крестная(ый) надевала на окрещаемого крест, рубашку и пояс50.

В некоторых селениях крещение совершалось в специально сооруженной квадратной загородке (йордан): в дно водоема вбивали березовые или ивовые колья, на которые натягивали новые сети -выль кулом. Перед крещением пыртысь троекратно кадилом освящал воду в загородке. После этого он опоясывал полотенцем окрещаемого. Узел завязывается сзади, на спине. Пыртысь держал за концы полотенце и вместе с окрещаемым входил в воду - лицом на восток. Придерживая левой рукой концы полотенца, он клал правую руку на голову окрещаемого и, читая крестильную молитву, троекратно погружал его в воду лицом вниз; по словам информантов, «окрещаемый при этом как бы совершал поясной поклон». После третьего погружения пыртысь подводил окрещенного к берегу и передавал концы полотенца крестному, который, держа полотенце, выводил его на берег. На берегу крестная(ый) надевала на окрещенного нательный крест и рубашку, поверх которой завязывался нательный пояс. После этого пыртысь троекратно освящал окрещен-

51

ного кадилом .

У бегунов крещение, как и у поморцев, совершается в купели и в естественных водоемах. При крещении в купели иногда исполь-

294

А. Чувьюров

зуется специально сшитый из плотного полиэтилена мешок, который кладется в купель. Необходимость мешка объясняют тем, что заводить специальную крещальную купель в условиях передвижения было неудобно (в прошлом и небезопасно, вследствие жесткого отношения местных властей к бегунам. - А. Ч), а имеющиеся в домах окрещаемых емкости (бочки, ванны) не годятся для купели, так как используются в хозяйственных нуждах; мешок делал емкости чис-

52 п

тыми, поэтому и стали применять такие мешки . Сходные «передвижные купели» употребляются в обрядовой практике различных локальных групп русских старообрядцев, в частности, среди так называемых странников-познамов Красноармейского р-на Саратовской обл.53, с той разницей, что «купель» последних, сшитая из кожи или брезента и устланная клеенкой, надевалась на железные прутья и поэтому могла быть использована без емкостей.

Крещение у коми старообрядцев-бегунов, так же как и у вышеперечисленных групп старообрядцев-поморцев, совершается в естественных водоемах: с лодки, причаленной к берегу, или со специально сооруженных возле берега подмостков, с которых окрещаемого опускали на полотенцах. Действия на берегу аналогичны описанным выше.

По свидетельству информантов из верхнепечорских селений, среди бегунов в ряде экстремальных случаев (болезнь, угроза физической расправы и др.), при отсутствии в местности «истинно православных христиан», способных совершить крещение, допускалось самокрещение: после прочтения «Символа веры» и чтения «Исусо-вой молитвы», окрещаемый трижды самостоятельно погружается в воду54. Следует подчеркнуть, что обычай «самокрещения» (в случае нужды) среди печорских коми старообрядцев имеет давнюю традицию: так, в 1914 г. на окружном съезде местных старообрядцев в д. Лемты (Подчерский приход) в числе прочих вопросов обсужда-

55

лось отношение к самокрещению .

Обряд крещения, бытующий среди вычегодских коми, отличался от печорских вариантов крещения. Как мы уже отмечали, верхневычегодские коми старообрядцы относились нетовскому согласию. Старообрядцы-нетовцы, считая православную церковь еретической, признавали однако возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в православной церкви на том основании, что «хотя

56

и еретик крестит, да поп в ризах, а не простой мужик» .

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

295

Как отмечают информанты, в прошлом в православной церкви крестили попы. С закрытием храмов обряд стал совершаться вдовыми пожилыми людьми (пыртысь баб), знающими церковные молитвы. Некоторые отмечают, что совершать крещение могла только женщина после тридцати лет вдовства. При этом ей необходимо было получить благословение от авторитетной бабушки, которая в данной местности занималась исполнением треб (похороны, крещение). Крещение совершалось над новорожденными (на 3-й или 8-день, указывается также на 2-3 недельный возраст). Для мальчиков выбирается крестный и крестная (вежай и вежань), для девочек только крестная (вежань). Крестные считаются близкими родственниками, между которыми были воспрещены браки. Считалось, что у окрещаемого не могут быть крестные из одной семьи; если они живут вместе, то для них является осквернением, если они босыми ногами будут ступать по одной половице57. Поэтому крестных старались приглашать из разных домов.

Аналогичные представления в прошлом были достаточно широко распространены среди вычегодских и сысольских коми. Так, В.П. Налимов на основе собранных в начале XX в. среди вычегодских и сысольских коми материалов отмечает следующее: «Крестные разных полов не могут одновременно босиком ходить по полу. Пол является плохим изолятором, и крестные таким образом соприкасаются друг с другом и находятся как бы в половой связи друг с другом. Крестный отец и крестная мать не должны сидеть друг против друга, так как им в голову могут прийти дурные мысли, и, в конце концов, и без этих злых мыслей свойства одного перейдут к другому, напоминая о половом контакте. Несоблюдение всех этих предписаний ведет к заболеванию ребенка, которого они крестили <...> Некоторые говорят, что если крестный отец или крестная мать будут ходить босиком по полу, то они на том свете будут кричать от голода»58. По свидетельству В.П. Налимова, крестные (вежань, вежай) не должны вести распутный образ жизни и ссориться с матерью окрещенного, в противном случае их крестник заболеет59.

Необходимость крещения современные информанты объясняют тем, что некрещеные на том свете будут слепыми. Некоторые из информантов подчеркивают, что если младенцы умрут без крещения, то им не дастся место в раю - они будут летать между небом и землей, не имея определенного пристанища (Он ко пырт модар

296

А. Чувьюров

югыдас синтом лоо. Муас оз сибав, между небом и землей век мыйкокеро). Крещение производилось в доме, где жил окрещаемый. Крестили утром или днем (воспрещалось вечером, после захода солнца). В отличие от печорских старообрядцев, крещение совершалось не по требникам, а согласно устоявшейся устной традиции. Крестили в деревянной кадушке (шомос) или в тазике (должен был новым, допускалось также применение таза, который использовался для купания ребенка). «Купель» ставили на стол или табуретку перед образами. Воду готовили в день крещения (рано утром). Воду носила хозяйка (мать окрещаемого). Воду набирали из колодца, реки или из ручья, по течению воды (ва ньылыд). При этом старались, чтобы никто не видел (скрытно от окружающих). Если навстречу попадался кто-нибудь из прохожих, его не приветствовали и не отвечали на его расспросы, для какой цели набирается вода, поэтому и крестильную воду называли - шыасьтом ва («безмолвная вода»).

В день крещения хозяйка никому ничего не должна была давать. Перед образами зажигалась свеча. Затем освящалась (тшынодоны) емкость для крещения и одежда окрещаемого (рубашка, нательный крест и пояс - вонь): «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Для этого использовался можжевельник (если есть, то ладан), в качестве кадильницы употребляли ковшики или жестяные банки. Затем наполняли водой емкость для крещения. Перед крещением в тазике моют образ (икону) «Распятие», освящают воду (в воду иногда добавляют вежа ва (святую воду) из церкви или набранную из проруби в день праздника Богоявления - Крещения Господня). После этого читается «Начало». Затем пыртысь баб берет ребенка из рук крестного (если крестят мальчика) или крестной (если девочку). Одной рукой пыртысь баб закрывает рот и нос ребенка, другой держит за ноги и, читая крестильную молитву, трижды погружает его в воду (крестят, как правило, в теплой воде). Затем ребенок передается крестному. Ребенка кладут на чистое полотенце, и крестная надевает крест и рубашку, поверх которой завязывается пояс. Ребенка крестная передает крестному, который совершает три круга вокруг стола или табуретки, на котором устанавливается «купель». При этом пыртысь баб читает «Верую». В этот день ребенка мыть не полагается - он чист. На следующий день ребенка уже можно было купать. Для новорожденного крест завязывается на зыбке (из-за опасения, что шнур от креста нечаянно может затянуть горло

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

297

младенца). В отличие от печорских старообрядцев, у вычегодских коми не придается значения форме креста и месту, где он приобретается или изготовляется. Если нательный крест потеряется, то считается, что его надо искать тридцать лет. Вода, в которой крестили, считается освященной, поэтому крестные ее выливали туда, где никто не ходит - чтобы собаки не изгадили. После крещения устраивали обед, для которого заранее приготовлялась выпечка (рыбник (че-ри нянь), шаньги). Спиртное не допускалось. Пыртысь баб в качестве подарка давали платок, мыло или полотенце. Отмечается, что крещение бабушек действительно в течение семи лет (некоторые отмечают до семи-восьми лет жизни ребенка), затем ребенка необходимо перекрещивать в церкви. В данном случае со слов информантов непонятно, идет ли речь о перекрещивании или о миропомазании, которое совершалось священником над ребенком, окрещенным вне церкви кем-то из мирян (в официальной церкви перекрещивание производилось, если было доказано, что крещение было совершено без всякой видимой надобности (угроза смерти ребенка без крещения) или с нарушением предписаний требника60). Возможно, упоминание некоторыми информантами о действительности бабушкиного крещения до семи лет связано с практикой официальной церкви допускать к причастию семилетних мальчиков61. Данный вариант крещения с незначительными отклонениями встречается в ряде верхневычегодских сел (Усть-Кулом, Деревянск, Керчомья, Нижняя Вочь), исторически связанных с различными конфессиями (официальным православием, старообрядчеством).

Приведенные материалы показывают, что круг представлений, мотивирующих необходимость проведения обряда крещения и о посмертной участи некрещеных, у коми старообрядцев в целом развивается в русле народного православия, и подобные воззрения в прошлом были достаточно широко распространены среди русского сельского населения. Как и русского православного населения, крестильный обряд у коми завершал комплекс ритуальных действий, целью которых являлось включение новорожденного в социальную структуру общества. Что касается эволюции церковного обряда в крестьянской среде, то у коми старообрядцев он имел свои особенности, которые определялись уставами согласий. На Верхней Вычегде, где старообрядчество было представлено нетовским согласием (признающее крещение в православных (новообрядческих) храмах), об-

298

А. Чувьюров

ряд крещения не имел каких-либо существенных различий от коми православного населения. Иная ситуация на Средней и Верхней Печоре. Бытующий среди печорских коми старообрядцев обряд крещения имел ряд существенных отличий в сравнении с официальным православием: это крещение в зрелом возрасте; в естественных водоемах; надевание на окрещенных не только креста, но и пояса и др. В то же время, как показывают полевые материалы, в данном регионе не сложилось единого канона крещения. Наличие различных способов крещения, принятых в том или ином селении (в различных старообрядческих общинах), во многом отражает то, как складывалось местное старообрядческое население, пришедшее сюда из разных мест и принесшее собственные обычаи и представления. Изучение различных локальных вариантов крещения позволяет также осветить вопросы религиозной коммуникации, механизмы передачи религиозной традиции. Каждый из бытующих вариантов в определенном смысле можно охарактеризовать как устойчивый, индивидуальный стиль того или иного наставника, характерные особенности позволяют проследить преемственность религиозного опыта по линии старообрядческих наставников. Так, ряд печорских локальных вариантов (крещение с приставленной к берегу лодки; вариант, когда окрещаемый самостоятельно входит в воду и по знаку наставницы трижды совершает погружение), связанных с деятельностью известного на Средней Печоре наставника С.А. Мамонтова (ученика замеженского наставника Е.Т. Поздеева, незадолго до Первой мировой войны переселившегося из Усть-Цильмы на Среднюю Печору),

встречается у русских старообрядцев Нижней Печоры (Усть-Цилем-

62

ский р-н) .

Примечания

1 Листова Т.А. Религиозно-нравственное отношение к деторождению в русской семье // Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 44; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 41.

2 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. С. 47.

3 Кутузов Б. Церковная реформа XVII века. Причины, цели, Творцы и деятели реформы и раскола. Часть II. Рига, 1992. С. 4-14.

4 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С . 984.

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

299

5 Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898; Ивановский Н.П. Критический разбор учения беспоповцев о Церкви и таинствах. Казань, 1892. С. 167-168; Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 207-212; Фишман О.М. О таинстве крещения у тихвинских карел-старообрядцев // Международная научная конференция по проблемам изучения и актуализации народной культуры Русского Севера. Рябининские чтения-95. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 398406; Иванец Э. Обряд крещения старообрядцев в Польше // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 262-269.

6 Русские. М., 1997. С. 689.

7 Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии (Описание внешнего и внутреннего быта.). М., 1878. Ч. 1. С. 214.

8 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья. С. 208.

9 Мыльников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 200.

10 I Всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих брак. М., 1909. С. 5.

11 Голубинский Е. К нашей полемике с старообрядцами. М., 1905. С. 129130; Ивановский Н.П. Критический разбор учения беспоповцев о Церкви и таинствах. Казань, 1892. С. 167-168.

12 Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978. С. 105.

13 Там же. С.105, 170.

14 Голицын Н.Д. Записка по обозрению Печорского края летом 1887 г. Архангельск, 1888. С. 22.

15 Коми научный центр Уральского отделения РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 130. Ю.В. Гагарин. «Религиозные пережитки в Коми АССР и пути их преодоления». Дисс. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 1965. С. 125; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма. С. 172.

16 Шарапов В.Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар. 1996. Т. 2. С. 314.

17 Там же. С. 314.

18 Там же. С. 310..

19 Шарапов В.Э., ЧувьюровА.А. Научный отчет этнографической экспедиции Печорского краеведческого музея: Материалы по истории заселения бассейна реки Средняя Печора и традиционной духовной культуре коми старообрядческого населения в данном регионе. Сыктывкар (Научный архив Печорского краеведческого музея (далее - НА ПКМ). Ф.20. Оп. 6. Д. 1. С. 16).

20 Зап. в 1996 г. от М.Г. Мартюшевой, 1909 г.р., пос. Подчерье.

21 Булгаков С.В. Настольная книга. С. 979.

300

А. Чувьюров

22 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья. С. 208.

23 ШараповВ.Э. Христианские сюжеты... С. 311.

24 Зап. в 1995 г. от А.К. Пастуховой, 1937 г.р., с. Соколово.

25 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья. С. 208.

26 Государственный архив Архангельской области. Ф. 487. Оп. 1. Д. 47. Доклад миссионера-проповедника о состоянии раскола в Запечорском крае. Л. 13.

27 Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. (НА ПКМ. С. 16).

28 Там же. С. 16.

29 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья. С. 208.

30 Зап. в 1993 г. от И.А. Столицыной, 1922 г.р., с. Соколово.

31 Булгаков С. В. Настольная книга... С. 989.

32 Там же. С. 993.

33 Зап. в 1996 г. от М.Г. Мартюшевой, 1909 г.р., п. Подчерье.

34 I Всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих брак. С. 6.

35 Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. (НА ПКМ. С. 17).

36 Там же. С. 19.

37 Там же. С. 18.

38 Там же.

39 Иеродиакон Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси // Богословские труды. М, 1989. С. 35.

40 Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. (НА ПКМ. С. 18).

41 Булгаков С.В. Настольная книга. С. 987.

42 Там же. С. 983.

43 Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. (НА ПКМ. С. 18).

44 Булгаков С.В. Настольная книга. С. 984.

45 Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. (НА ПКМ. С. 18).

46 Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья. С. 209.

47 Зап. от М.И. Терентьевой, 1930 г.р., с. Курья, Троицко-Печорский р-н, Республика Коми. Материалы Печорской экспедиции РЭМ. 2008 г.

48 Подробнее см.: Чувьюров А.А. Традиции и новации в семейной обрядности коми населения Верхней и Средней Печоры // Материалы полевых исследований. СПб., 1998. Вып. 4. С. 30.

49 Там же. С. 30-31.

50 Там же. С. 31.

51 Там же. С. 28-29.

52 Зап. в 1997 г., с. Покча, Троицко-Печорский р-н. Паспортные данные информанта не приводятся, так как на это не получено ее согласия.

53 Агеева Е.А., Левашенко А.В., Стефанович П.С. Странники-«познамы» Нижней Волги (по материалам полевых исследований 1995-1997) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. М., 1998. С. 153-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев

301

54 Зап. в 1997 г., с. Покча, Троицко-Печорский р-н. Паспортные данные информанта не приводятся, так как на это не получено ее согласия.

55 Национальный архив Республики Коми. Ф. 230. Оп. 1. Д. 195. Л. 12.

56 Жеребцов Л.Н., Лашук Л.П. Этнографический уклад населения Верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1960. Вып. 5. С. 88.

57 Зап. в 1999 г. от Е.М. Поповой, 1925 г.р., с. Керчомья; П.В. Кипрушевой, 1928 г. р., с. Керчомья.

58 Налимов В.П. К вопросу о первоначальных отношениях полов у зырян // Семья и социальная организация финно-угорских народов. Труды ИЯЛИ КНЦ УРО РАН. Сыктывкар, 1991. Вып. 49. С. 16.

59 Там же. С. 18.

60 Булгаков С.В. Настольная книга. С. 976.

61 Там же. С. 977.

62 Полевые материалы автора. Усть-Цилемский р-н Республики Коми, 1998 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.