Научная статья на тему 'Тагиров Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. - Казань: татарское книжное Издательство, 2007. - 391 с'

Тагиров Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. - Казань: татарское книжное Издательство, 2007. - 391 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тагиров Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. - Казань: татарское книжное Издательство, 2007. - 391 с»

РЕЦЕНЗИИ

Б.Ф. Султанбеков*

ТАГИРОВ Э.Р. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ИСТОРИЯ ТАТАР В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ МИРА. - КАЗАНЬ: ТАТАРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2007. - 391 с.

Понятие «татары» прочно «засело» в глубинах исторической памяти многих народов мира. И в положительном, и негативном смыслах. Татары надолго стали предметом познания, в разных образах войдя в живую мыслеткань. Мифы, легенды, былины, литературные произведения и серьезные научные исследования на протяжении многих веков сопровождают историю этого народа и его предков. Точки зрения на него были различные: от представления о татарах как «исчадиях ада» и до довольно таки спокойной и в общем позитивной оценки их роли в истории человечества. Нередко они использовались в качестве символа и в политике. Вспомним совет-завет «отца» народов И.Сталина: в политической борьбе надо быть гибким и в случае необходимости «побивать татарина татарином». Ну и, наконец, пожалуй ни один народ современной России не удостоился стать «фигурантом» стольких аллегорий, притч, пословиц. Клише «незваный гость хуже татарина» стало повсеместным словооборо-том, выражающим высшую степень нежелательности навязанной или случайной встречи людей.

На фоне по разным причинам неутихающего и неоднозначного интереса к татарской проблематике недавно выпущенная Татарским книжным издательством книга профессора Э.Р.Тагирова «На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира» имеет особое ценностное измерение. В ней впервые предпринята попытка масштабного историко-философского и психологического анализа всей истории татар, а следовательно и тюрков, с древнейших времен и до наших дней («от гуннов до эпохи Шаймиева») в цивили-зационно-миротворческом ключе. В ней нет обычного перечисления событий: тогда то жили в мире, то, наоборот, воевали. Нет констатации фактов, а есть их глубинный анализ. Автор пытается понять психологию народа и его правите-

* © Султанбеков Б.Ф., 2008

Султанбеков Булат Файзрахманович, заслуженный деятель науки РТ, заслуженный работник культуры ТАССР.

лей, мотивацию их действий, обращая внимание на ту сторону их жизнедеятельности, чаще всего остававшуюся вне поля оценочного внимания, которая связана с умением достигать компромисс и согласие, т.е. творить мир, находить эквивалент диктату, насилию, войне.

Наверное, не случайно введение к книге, а фактически ее краткий проспект автор назвал афористично: «Умиротворение истории», а эпиграфом к нему поставил фразу одного из самых интересных мыслителей прошлого века и мастера парадоксов Бернарда Шоу: «Мир не только лучше, но и бесконечно труднее войны». Именно эта мысль служила ему ориентиром для анализа самых сложных исторических явлений в жизни татарского народа в течение тысячелетий.

При этом сразу отметим, что миротворческая составляющая как отечественной, так и всемирной истории - это всеобщая историографическая лакуна. «Категория мира, - как отмечает Э.Р. Тагиров, - вплоть до начала XXI века не подвергалась специальному историческому анализу». Этот вывод подтверждается таким авторитетом военно-исторической науки, как генералом, профессором В.В.Серебрянниковым: «Если представить себе отдельно написанное о войнах и мире, то второе будет выглядеть бугорком на фоне заоблачной горной гряды... Дело с познанием мира существенно отстает по сравнению с познанием войны».

Если введение в жизненную практику миротворческого капитала важно в глобальном масштабе, то для снятия «вуали негативности с образа татар» и восстановления их реальной роли во всемирно-историческом процессе рецензируемая работа носит поистине новаторский характер. Речь идет о становлении нового жанра исторического сочинения, интердисциплинарного направления в гуманитарной науке.

Концептуальному замыслу подчинена вся структура исследования. Первая глава книги носит название «Возвращение к целительным истокам.». В ней на философском уровне рассматривается начавшийся в мире, и в первую очередь в развитых странах, процесс возвращения истории как в практическую деятельность политических и экономических элит, так и в систему образования на всех ее уровнях. Автор вполне уместно цитирует ряд высказываний лидеров и видных политических деятелей государств по этому поводу. Заметим от себя, что в свое время высказал весьма здравую мысль о роли истории в школьном образовании и президент США Б. Клинтон, заявив, что главное -добиться минимизации расхождения во взглядах старшего поколения и молодежи на события прошлого. Да и сегодняшний повышенный интерес Президента России В.В. Путина и Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева к историческому образованию говорит о многом. Полагаю, что Э.Р. Тагиров весьма четко сформулировал указанные выше тенденции в следующих словах: «Порой кажется, что вся планетарная общественность занята выполнением одного и самого важного проекта современности - это переосмысление истории наро-

дов, стран, всего человечества. Модернизированы учебники истории в системах образования Европы, США, Латинской Америки и Азии. Издано более 200 вариантов учебников истории России. История превратилась в поле .. .«битвы» за правду, выяснения первопричин былых конфликтов, трагедий, катастроф, но одновременно умиротворения прошлого и настоящего. Поиска ресурса дальнейшего развития». Об этом свидетельствует и ход развернувшейся дискуссии связанной с обсуждением пособия по новейшей истории России, которая часто принимает характер интеллектуальной «битвы». Читатель получит «информацию к размышлению», знакомясь с другими сюжетами первой главы. Особенно интересен параграф «История татар: на пути к истине», само его название говорит о незавершенности процесса, и автор не претендует на истину в последней инстанции.

«Стрела времени: от древности к современности». Так называется следующая оригинально сконструированная глава, в которой рассматривается история возникновения татар как народа в контексте с развитием тюрков, а также история их государственности, связанная с булгарским государством, Золо-тоордынской моделью цивилизации, Казанским ханством как пример геополитической конкуренции и межцивилизационного диалога. Автором предложена более оптимальная модель осмысления «казанского излома» татарской истории. Она определяется как национальная катастрофа, причины которой следует искать не только в рамках схемы противостояния «Казань-Москва». Ее катализатором в не меньшей степени являлась геополитическая специфика «казанского караван-сарая», ее включенность в поле интересов множества амбициозных евразийских проектов. Весьма разумно, на мой взгляд, и включение причин падения Казанского ханства в контекст общемировых процессов и тенденций, характерных для той эпохи. «Тогда, - пишет Э.Р.Тагиров, - казанская трагедия могла быть воспринята как одно из проявлений всеобщего циви-лизационного кризиса, сложности и противоречивости перехода человечества в новое политическое и историческое время».

Значительное внимание автор уделяет вопросу о месте татар в имперской России и вхождению их в советскую эпоху со всеми ее достижениями и потерями. В нашей литературе много споров о роли татарской автономии на Волге, о несбывшихся мечтах М. Султан-Галиева, К. Мухтарова, Г. Мансурова и тех людей, кто входил в эту «команду», а среди них были не только татары. На мой взгляд, хорошо сказал об этом татарском «ренессансе» в 20-е годы прошлого века депутат Государственной Думы Калимулла Хасанов - «татар вернули из задворок истории».

В разделе «Татарстанская модель» - искусство достижения возможного» Э Р. Тагиров весьма оригинально и без повторения уже приевшихся «штампов» анализирует сложнейший комплекс проблем, которые пришлось решать республике и ее руководству в конце ХХ - начале XXI веков. Естественно, он показывает роль в этом М.Ш. Шаймиева, который сумел обеспечить баланс

интересов всего многонационального народа Татарстана. А ведь «болей и обид» в народном сознании, и не только татар, накопилось много, временами ситуация, особенно в начале 90-х годов, становилась «взрывоопасной». Чересчур много «мин» было заложено в прошлом. Формула согласия, найденная тогда в виде российско-татарского договора, вывела страну из исторического тупика. Отмечая его значимость, М.Ш. Шаймиев метко заметил: «История России тогда могла пойти другим путем». Выбор модели суверенизации Татарстана и федерализации России, отношений республики с центром и с внешним миром был актом исторической ответственности лидеров народа, прежде всего, первого президента М.Ш.Шаймиева.

«Фигура М.Ш. Шаймиева по масштабности, величине и значимости для судеб татарского народа и Татарстана на изломе времени законно и логично продолжает исторический ряд исполинов-реформаторов, открывающегося именами-символами - Модэ, Атилла, Истеми, Бумын...». С таким выводом автора трудно не согласиться.

Вот и прочитаны последние страницы книги, разумеется, в журнальной рецензии не изложишь весь масштаб впечатлений от нее, впрочем, как и в любой другой. В один присест ее и нельзя одолеть. Эту книгу надо внимательно перечитывать и не раз. Квинтэссенцией размышлений автора является заключение книги, в которой целая россыпь весьма значимых мыслей-идей имеет отношение не только к истории татар, но и ко всему мировому сообществу.

Но при этом весьма важно отметить то, что Э.Р. Тагиров, оценивая «татарский феномен» в качестве фактора цивилизационных перемен на протяжении всей мировой истории, сумел уйти от идеализации «своей» и принижении значимости «чужой» истории. Он лишь еще раз напомнил, что «история - самый величественный и самый священный гимн народа. В него нельзя вламываться с топором».

В большом научном труде всегда можно отыскать недостатки, сделать замечания. Честно говоря, таких заслуживающих особого внимания недостатков я не вижу. Возможно, следовало бы подчеркнуть роль Всемирного конгресса татар, особенно в период его становления, его вклад в «умиротворение истории», большую интеллектуальную и организаторскую работу, проделанную под руководством его Председателя И.Р. Тагирова по «собиранию» татар, рассыпанных по всему миру, восстановлению их исторической памяти и возвращению в лоно своей исторической родины. Впрочем, как об этом еще давно было сказано Козьмой Прутковым - «нельзя объять необъятное». Хорошо, что появилась такая фундаментальная книга, которая была бы под силу только целому научному учреждению, и за это мы благодарны автору.

Полагаю, что книгу Э.Р. Тагирова надо бы прочитать многим: студентам и преподавателям учебных заведений, чиновникам и государственным служащим, духовным лидерам и их пастве. Наверное, она будет полезна и всем тем, кого интересует наше прошлое и перспективы будущего независимо от их на-

циональностей и вероисповедания. Понимаю, что это сложно, но руководство АН РТ могло бы выступить с инициативой издания рецензируемой монографии на английском языке. Если для зарубежного читателя татары - это предмет интереса, то для нас донести правду о народе-сотворителе общечеловеческой цивилизации - это цель.

Статья принята в печать в окончательном варианте 16.06.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.