Научная статья на тему 'ТАДЖИКСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТАДЖИКСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ / ГАСТАРБАЙТЕРЫ / ДИАСПОРА / МИГРАНТЫ / ПРАВОВОЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абулхаев Ракиб

В этой статье вкратце на основе конкретных материалов освещается процесс начала миграции трудящихся Таджикистана в РФ, формирование диаспор, а также создания общественных объединений. Раскрывается роль некоторых таджикских общественных объединений, которые функционируют в регионах РФ и ведут большую работу по распространению и сохранению культуры таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION OF COMMON HISTORY OF TAJIK PEOPLE

This article briefly on the basis of specific materials highlights the beginning of the process of migration workers from Tajikistan to the Russian Federation and to the formation of the Diaspora , as well as the creation of public associations . It reveals the role of some of the Tajik public associations, which functioned in the Russian regions and were colossal works to promote and preserve the culture of the Tajik people.

Текст научной работы на тему «ТАДЖИКСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТАДЖИКСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ракиб АБУЛХАЕВ,

доктор исторических наук, профессор

В этой статье вкратце на основе конкретных материалов освещается процесс начала миграции трудящихся Таджикистана в РФ, формирование диаспор, а также создания общественных объединений. Раскрывается роль некоторых таджикских общественных объединений, которые функционируют в регионах РФ и ведут большую работу по распространению и сохранению культуры таджикского народа.

Ключевые слова: объединение, гастарбайтеры, диаспора, мигранты, правовое, адаптация.

В истории трудовых мигрантов Таджикистана в Российской Федерации и в других бывших республиках Союза ССР образование диаспор и в связи с ними появление общественных объединений, которые строили свою деятельность для оказания помощи и защите прав гастарбайтеров, занимает одно из основных мест. В постсоветский период главной принимающей страной таджикских мигрантов стала Российская Федерация. Анализируя глубже данную ситуацию, мы находим подтверждение высказыванию профессора Бабаханова М.Б., о том что «поселение таджикских диаспор на территории современной Российской Федерации имеет многовековую историю. Россия из числа христианских стран мира является единственной, на территории, которой таджики жили, живут и трудятся почти пятьсот лет, точнее 470 лет бок о бок с русскими и россиянами вместе» [1].

Как известно, сегодня таджикские трудовые мигранты на территории регионов Российской Федерации своим самоотверженным трудом успешно продолжают лучшие традиции своих предшественников, о которых свидетельствуют выступления руководителей и работодателей этой страны.

Подлинная история таджикских диаспор и их общественных организаций (объединений) начинается после распада Союза ССР, когда в связи с началом гражданской войны в республике происходит процесс массовой миграции гастарбайтеров в Россию, которая в свою очередь превратилась в активного участника международного миграционного обмена.

Одним из регионов Российской Федерации, в котором находится большое количество мигрантов, является Красноярский край, где формировались их общественные организации или объединения. Так, по некоторым сведениям в начале 90-х годов ХХ века в крае располагалось до 20 тысяч вынужденных мигрантов, в числе которых 12,5% были трудящиеся из Таджикистана.

В 1999 г. в Красноярском крае со стороны наиболее образованных мигрантов было создано национально-культурное общество «Пайванд». Основная цель данного общества заключалась в том, что бы бережно сохранить национально-культурные традиции таджикского народа, а также укрепить дружественные отношения с общественными организациями других наций и народностей, которые проживают и работают на территории РФ.

На протяжении многих лет у руководства таджикского общества «Пайванд» сложились деловые, конструктивные отношения с органами государственной власти, с администрацией Красноярского края и города Красноярска. В состав общества входит и Совет мусульман, который с 2002г. функционирует при Комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений (в Совете представлены все национально-культурные общества, объединяющие этнических мусульман). Деятельность таджикского общества «Пайванд» в этом крае направлена на правовое, социально-экономическое, и культурное сотрудничество с другими нациями и народностями РФ.

В решении этих и других вопросов руководство общества «Пайванд» при участии Совета мусульман находится в постоянном контакте с правоохранительными органами

города и края (паспортно-визовый отдел Управления внутренних дел города Красноярска, Управление по делам миграции ГУВД Красноярского края). К другим вопросам относится участие этой организации в выявлении и решении проблемы экстремистских настроений среди мигрантов на территории края, а также воспитательная работа среди осужденных таджиков. В перечне мероприятий используемых для решения проблем, интересным представляется проведенные обществом «Пайванд» культурно-спортивныя акции «Мы за здоровый образ жизни», «Мы против наркотиков» в рамках празднования «Навруза» [2].

Другая положительная деятельность таджикского общества «Пайванд» заключается в совершенствовании опыта социально-культурной деятельности путем установления культурных связей с подобными организациями из других регионов России. Так, в 2003 г. взаимоотношение таджикских мигрантов с местным населением заметно укрепилось, чему способствовало создание межрегиональных национально-культурных объединений, таких как «Ассоциация таджиков Сибири». В ее состав вошли также таджикские общественные организации из Иркутской, Новосибирской областей, а также Республики Хакасия. Первым результатом деятельности Ассоциации стало проведение Дней таджикской культуры в Красноярском крае, проходившие с 17 по 22 июня 2004 г.

О значимости проведения Дней таджикской культуры и подобных ему проектов в развитии толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае свидетельствует состав организаторов проекта. С российской стороны - это Управление культуры администрации Красноярского края, Комитет администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений, Красноярский музейный центр, межнациональный культурный центр Красноярского края. В эти дни город посетил пресс-секретарь Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации и на Украине. [3]

Как показала практика первостепенную важность в социально-культурной адаптации таджикской диаспоры в местных условиях имеет экономический и правовой факторы. В решении возникающих на административной почве нарушений роль координатора в отношениях между администрацией и таджикской диаспорой играет национально-культурное общество «Пайванд».

Почти во всех уголках Российской Федерации, где функционируют таджикские диаспоры, с целью упорядочения жизни и трудовой деятельности, сохранения культуры и исторических традиций, а так же упрочения взаимоотношений мигрантов с коренным населением принимающей стороной были образованы региональные Общественные Организации (РОО). Так, по инициативе таджикской диаспоры в Санкт-Петербурге, для координации деятельности таджикских беженцев и мигрантов, прибывших в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) было образовано «Санкт-Петербургское Российско-Таджикское Общество дружбы» - «Сомониен». Это была первая таджикская общественная организация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и которая способствовала созданию других подобных общественных организаций в указанном регионе.

Как было упомянуто выше, одним из влиятельных общественных организаций Красноярского края и города Красноярска был таджикский национально-культурный центр «Пайванд» под председательством Хайдара Акимова, который регулярно вел среди мигрантов социально-культурные мероприятия, способствующие укреплению дружбы и сотрудничества среди разных наций и народностей Российской Федерации. Так, Красноярский таджикский национально-культурный центр «Пайванд» организовал праздник «Сайри лола» в России в 2000 и 2002 гг. На этом весеннем празднике присутствовали представители 13 регионов России. Приехали председатели диаспор из Иркутска, Кемерово, Новосибирска, генеральный директор «Таджикавиатур». Многие приехали за получением опыта, а не только в гости. В Новосибирске в мае 2002 г. с помощью «Пайванда» организовали таджикскую диаспору, а в Иркутске появилось общество таджиков.

Красноярский национально-культурный центр «Пайванд» - одна из старейших диаспор таджиков в России. Руководители центра вели активные переговоры об организации ассоциации таджиков Сибири.

Челябинская область является одной из областей Российской Федерации, где наряду с другими народами по статистике 2012 г. проживали и трудились более 25 тыс. таджикистанцев. А сама история образования национально-культурного центра таджиков в этой области начинается еще раньше. С целью улучшения условий проживания таджикских гастарбайтеров, обеспечения их работой, защиты их прав по инициативе таджикистанцев в 2002 г. была создана Челябинская общественная организация Таджикский национально-культурный центр «Сомониен», председателем которой стал Раджабов Исомиддин Асоевич.

В 2003 г. главным управлением юстиции Челябинской области было выдано свидетельство №2594, о регистрации общественного объединения Челябинская региональная общественная организация Таджикский национально-культурный центр «Сомониен» (ЧРОО ТНКЦ). Она объединила всех таджикистанцев, а члены организации ответственные и инициативные люди, всегда были готовы помочь каждому гастарбайтеру. Как и в других таджикских объединениях в Российской Федерации в задачу общества «Сомониен» входит:

- содействие сохранению национальных традиций таджикского народа на территории Челябинской области, защита национальных прав и интересов трудовых мигрантов и соотечественников;

- проведение мероприятий по случаю национальных праздников и памятных дат.

В целях эффективной организации работы за членами Совета были закреплены отдельные направления деятельности. Так, Махмадов Риводжиддин и Файзуллоев Шодиджон занимались вопросами по экономике и благотворительности, Махмадназаров Бодавлат и Мусоябов Сафархуджа - взаимодействовали с государственными органами власти; Додобоев Мусоджон и Икромов Бободжон - оказывали помощь и правовую поддержку трудовым мигрантам и соотечественникам. Национально-культурный центр «Сомониен» празднует и отмечает такие национальные праздники, как День Независимости Республики Таджикистан, День Примирения, День Конституции, праздники Навруз, Рамазан и Курбан. Кроме того, постоянно проводятся спортивные мероприятия. Наиболее ярким событием является организуемые центром соревнования по национальной борьбе «Гуштингирй» с поощрением победителей ценными подарками и грамотами.

Одной из организаций, способных дать мигрантам необходимые знания для успешной работы и проживания в России, помочь адаптироваться к новым условиям является таджикская община в Перми.

Полное название общественной организации таджиков в Пермском крае -«Некоммерческое партнерство. Общественный центр таджиков города Перми». Становление «Центра таджиков» происходило в течение нескольких предыдущих лет. Важная роль в формировании общины пермских таджиков принадлежит Фатхидину Хомидову - председателю «Общественного центра таджиков города Перми. Ф.Хомидов - один из первых таджиков, приехавших в Пермь еще в 1970 г. Именно его силами и при непосредственном участии происходило становление таджикской общины в этом городе.

С 2003 г. «Общественный центр таджиков Перми» принимает активное участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией города и Пермской области. Культурные мероприятия, которые в последние годы организовал «Общественный центр таджиков», способствуют укреплению чувства солидарности таджиков и пермяков. Среди значимых событий можно назвать гастроли артистов из Таджикистана в Перми в 20002006 гг. К примеру, гастроли таджикского ансамбля «Ганджина» в 2004 г. собрали около четырех тысяч зрителей, в основном пермских таджиков. Руководители ансамбля так отзываются о проведенных гастролях: «Ганджина» проводил концерты в России при посредничестве Таджикской филармонии. В Россию каждый год ездили на 3-4 месяца, гастролировать. Ведь наши земляки скучают по родине. В Перми мы уже второй раз, в прошлом году были. Хорошо принимают». [4]

Первый заместитель председателя «Общественного центра таджиков» Р.Мазориев вошел в состав Координационного совета по национальным вопросам при губернаторе Пермского края. Таджикская молодежь, в основном школьники, стали активными

участниками проекта молодежной школы межнационального общения «Понять друг друга, чтобы жить вместе», реализуемого активистами благотворительного фонда «Хэсэд-Кахав» еврейского общинного социально-культурного центра. Цель проекта: способствовать адаптации молодых людей из новых диаспор к жизни в Перми, воспитывать как «местную», так и «приезжую» молодежь в духе толерантности. [5]

Таджики являются одной из составляющих частей многоэтнического иркутского сообщества. По выражению Галины Калугиной «данную этническую группу определяют как одну из «новых диаспор», формирующейся буквально на глазах принимающего общества в течение последнего десятилетия. За период формирования диаспоры, ее численный состав и социально-экономические характеристики неоднократно изменились. Так, статистические данные Советского периода (перепись 1989 года) показывают, что численность таджиков в Иркутской области тогда была весьма незначительной - 852 человека...сегодня (2006 году А.Р.) они оперируют цифрами от пятнадцати до двадцати тысяч человек». [6]

Следует отметить то обстоятельства, что долгое время таджикская диаспора в Иркутской области находилась в рассеянном состоянии.

Только в 1999 г. с началом деятельности таджикского торгового представительства в Иркутской области, было создано национально-культурное общество «Саманиды». Идея создания юридической организации принадлежит торговому представителю Республики Таджикистан в Иркутской области Мурувату Маликшоеву. Толчком для создания объединения послужила необходимость решения многих юридических вопросов, возникающих у граждан Таджикистана по приезду в Россию.

Таджикская диаспора здесь разрастается. Все больше таджиков остаются в Иркутской области и получают российское гражданство.

К 2007 г. в Москве и других регионах Российской Федерации функционировали почти 68 таджикских общественных организаций, главной задачей которых является сохранение культуры, языка и национальных традиций, а также взаимодействие с богатой культурой русского народа.

Посольство Таджикистана в Российской Федерации постоянно проводит разъяснительную работу среди многотысячных трудовых мигрантов по таким вопросам как соблюдение законодательства Российской Федерации, уважения традиций и обычаев страны пребывания.

Посольство регулярно устраивает творческие и культурные вечера, художественные выставки, куда приглашаются, в основном, россияне и иностранные гости. Следует также отметить, что известные таджикские писатели, поэты, ученые и художники, представители деловых кругов, постоянно проживающие в разных регионах РФ - писатель Тимур Зульфикаров, литераторы Шавкат Ниёзи, Хуршеда Даврондухт, ученые Шариф Шукуров, Хоким Мухаббатов, кинорежиссеры Валерий Ахадов, Джамшед Рахмонов и другие способствуют проведению среди широких масс важных культурных мероприятий.

Праздничные мероприятия в честь Навруза ежегодно на самом высоком уровне проходят в Москве, Санкт-Петербург, Рязани, Твери, Ногинске, Екатеринбурге, Самаре, Красноярске, а также в других областных и краевых центрах Российской Федерации.

Известно, что общественные организации таджикистанцев в регионах Российской Федерации, кроме защиты прав и улучшения социально-бытовых условий жизни гастарбайтеров, так же способствуют установлению культурных связей с принимающей страной. Для подтверждения вышесказанного приведем некоторые факты, свидетельствующие о тесном культурном сотрудничестве таджикских общественных организаций с просветительскими очагами Российской Федерации. Так, осенью 2006 г. была торжественно отмечена четвертая годовщина с начала установления добрых отношений, которая сложилась между Пермской краевой библиотекой и таджикской диаспорой Пермского края. Как отметила Орлова Ольга Сергеевна (зам.директора по информации Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им.А.М.Горького) «началом стало знакомство заместителя председателя таджикской диаспоры Рахматулло Мазориева со

мной во время церемонии представления победителей 4-го областного конкурса социально-культурных проектов. Библиотека представила на конкурсе проект «Школа мигранта», который был поддержан администрацией региона. Тогда мы впервые обратили наше внимание на тему межэтнических отношений и толерантности и все эти годы целенаправленно ратуем по ней в силу ее большой социальной значимости. Р.Мирзоев предложил тогда поучаствовать в нашем проекте». [7]

Пермский край всегда был местом смешения сотен наций и народностей, соответственно языков. Экономическое состояние края и взвещенная национальная политика властей были еще двумя факторами, которые обеспечивали пермякам «национальный мир».

Однако после распада Союза ССР картина начала меняться. В связи с этим быстро увеличилось количество иммигрантов, главным образом из Средней Азии, с Кавказа, из Молдавии.

Для того, чтобы адаптироваться так называемым «новым национальным меньшинствам» к жизни в Прикамье и был составлен коллективно проект «Школа мигранта». В основе проекта лежала идея разработки модели и механизмов адаптации вынужденных переселенцев к жизни в Прикамье. Создание для вновь прибывших «школы жизни на прикамской земле», а также определенных предпосылок для их лучшей интеграции в жизнь местного сообщества имело большое значение. Другая культура иногда вынуждает некоторых мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения.

Работниками названной библиотеки был предложен план и вариант действий, в основе которых лежала целенаправленная работа с одной из национальных диаспор Прикамья. На эту идею наиболее активно откликнулась таджикская община, которая была официально зарегистрирована как региональная общественная организация «Союз таджикистанцев Пермского края».

Задается вопрос, что же включает в себя «Школа мигранта»? Это 40-часовой курс для слушателей по различным темам и проблемам. К таким проблемам относятся, миграционное право и миграционная политика России и Прикамья, психология межэтнической напряженности, этническая история Урала и Прикамья, история таджиков и таджикской культуры, а также история переселения и освоения таджиками края.

Круглый стол по итогам проекта на тему: «Положение новых национальных меньшинств в Пермской области» состоялся в феврале 2005 г. и стал его завершающим этапом. На нем присутствовали и выступили представители краевой и городской власти, различных диаспор и общественных организаций, СМИ, ученые-политологи и этнографы, преподаватели и слушатели «Школы мигранта», в том числе таджикская диаспора. Главная цель встречи состояла в подведении итогов проекта и определении направления дальнейшей деятельности национальных меньшеств.

В декабре 2007 г. на научно-практическом семинаре «Миграционные процессы в Пермском крае - современные этнические тенденции» состоялась презентация книги Александра Черных «Таджики в Перми: очерки этнокультурного развития» (Пермь, 2004).

Пермская библиотека стала площадкой, где проходят мероприятия, инициированные таджикской общиной. Так, в апреле 2007 г. прошла практическая конференция «Социальная адаптация мигрантов: из опыта сотрудничества органов государственной власти Пермского края с таджикской диаспорой». Конференция была приурочена к 15-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Среди ее участников и уважаемых гостей были председатели таджикских диаспор из Екатеринбурга, Уфы, Казани, Самары, Ижевска. Выступления, доклады и обсуждения были посвящены вопросам миграционной политики и практики в различных регионах России, функциям и задачам, которые стоят перед диаспорами, их роли в организации помощи трудовым мигрантам.

Помимо всего сказанного в мае 2008 г. по инициативе местных таджиков была проведена научно-практическая конференция, посвященная 1150-летию со дня рождения основоположника таджикско-персидской классической литературы Абуабдулло Рудаки.

Конференция стала частью торжественных мероприятий, которые прошли в мире под эгидой ЮНЕСКО посвященные юбилею поэта. На конференцию пришли представители различных диаспор Перми. И снова библиотека принимала гостей из таджикских диаспор Челябинска, Ижевска, Казани, Оренбурга. Приехали артисты из Душанбе. Библиотека подготовила выставку литературы, электронную презентацию Интернет-ресурсов о жизни и деятельности Рудаки. Конференцию открыл первый секретарь Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации Махмадали Джалилов.

28 августа с мигрантами встретились председатель общероссийской общественной организации «Союз таджикистанцев России» Абдулло Давлатов (г.Москва), ведущий специалист-эксперт отдела по вопросам беженцев, переселенцев и трудовой миграции. Кроме того участвовали представитель ФМС России по Пермскому краю Галина Голощапова, главный специалист отдела национальных отношений департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края Светлана Петкевич. А.Давлатов проинформировал, какая работа ведется в Москве по совершенствованию российского миграционного законодательства, какие инициативы поступают из регионов. На встрече присутствовали руководители и юристы различных диаспор края (таджикистанцев, узбекистанцев, кыргызстанцев и др.) А также в этом мероприятии принимали участие и активисты таджикской общины под руководством председателя правления региональной общественной организации «Союз таджикистанцев Пермского края» Сайфуддина Одинаева.

Руководители таджикских диаспор имели тесный контакт с представителями власти российских краев и областей в совместных решениях социально-экономических и культурно-бытовых проблем, касающихся как россиян, так и таджикистанцев. Так, если в крупных промышленных или коммунальных стройках необходимы были рабочие руки, то в решении этой проблемы россиянам помогали представители таджикских диаспор. Мигранты приезжали из Таджикистана на правовой основе для работы в промышленных и строительных объектах Российской Федерации.

Как сообщил прибывший в Курган-тюбе руководитель таджикской диаспоры Магнитогорска Асадулло Махмудов, после официальной регистрации в органах юстиции, его офис занимался отбором и отправкой в Магнитогорск рабочих и специалистов-строителей. По этим вопросам заранее была достигнута договоренность с властями Магнитогорска, выделившими два 14-этажных здания, которые намечено было построить силами таджикистанцев.

На строительстве этих объектов требовалось свыше одной тысячи рабочих. Все процедуры проводилось строго в рамках законов Таджикистана и России: были заключены официальные договора, все прибывшие в Магнитогорск получили официальное разрешение. Мигранты обеспечивались средствами на проезд в Магнитогорск, а также для оформления разрешительных документов. Говоря о размере зарплаты строителей, руководитель таджикской диаспоры отметил, что он зависит от объема и сложности работы и колеблется в пределах от 500 долларов США. По словам Махмудова А. в 2007 г. в Магнитогорске работой были обеспечены около 5,5% таджикских трудовых мигрантов. [8]

Таким образом, таджикские трудовые мигранты, которые в течение многих лет работают в РФ, способствовали появлению диаспор и общественных организаций, которые обеспечивают сохранение и распространение на чужбине культуры и традиций своего народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бабаханов М.Б. История таджикской диаспоры в России. http://gazeta-bip.net/society/ 03.02.2011.

2. Лисенко И.С. Социально-культурная адаптация таджикской диаспоры в современном многонациональном сообществе Красноярского края. subetonos.narod.ru/poy/lisenko.html/С.2.

3. Лисенко И.С. Указ.раб. Статья, С.3.

4. Стратегии и адаптация мигрантов в России. Взаимодействие мигрантов между собой. WWW.Fergana.rr.

5. Жур.: Мухочир (Мигрант) №3, 2007, С.35.

6. Черных А.В. Школа мигрантов или таджики в Перми. В жур.: Мухочир (Мигрант), №2, 2006, С.39.

7. Калугина Г. Таджикская диаспора в Иркутской области все больше привлекает к себе внимания. В жур.: Мухочир (Мигрант), №2, 2006, С.29.

8. См. жур. «Мухочир» (Мигрант), №3, 2007, С.20-21.

ИТТИ^ОДИЯ^ОИ ЧДМЪИЯТИИ ТО^ИКОН ДАР МИНТАЦА^ОИ ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ

Ра^иб АБУЛ^АЕВ,

доктор илмхои таърих, профессор

Дар мак;ола дар асоси далелу санадхои муътамад ба таври фишурда чараёни огози мухочирати мехнаткашони Точикистон ба Федератсияи Русия, ташаккули гурух ва иттиходияхои чамъиятии точикон, ки дар минтакдхои мухталифи Федератсияи Русия арзи хастй дорад ва бахри пахн кардан ва нигох доштани маданияти халк;и худ имрузхо кушиши зиёде карда истодаанд, бо далелу санадхо шарху эзох дода шудааст.

Калидвожах;о: ассотсиатсияуо, мууоцирати кори, диаспора, мууоцирон, мутобицат, иттиходияхои цамъиятии тоцикон, минтацауо, ууцуц, санадхо.

TO QUESTION OF COMMON HISTORY OF TAJIK PEOPLE

This article briefly on the basis of specific materials highlights the beginning of the process of migration workers from Tajikistan to the Russian Federation and to the formation of the Diaspora , as well as the creation of public associations . It reveals the role of some of the Tajik public associations, which functioned in the Russian regions and were colossal works to promote and preserve the culture of the Tajik people.

Keywords: associations, workers, Diasporas, migrants, legal, adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.