Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 884-894
Табынская икона Божией Матери А.К-С. Куцов
Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» Миссионерский факультет 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2
Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities" Missionary faculty
Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: село Табынь, икона, явление иконы, чудотворный образ, крестные ходы, события 1917 года, крестный ход 1947 года, сакрализация пространства, чудеса, духовное возрождение.
Key words: village Tabyn', icon, icons, image of the miraculous phenomenon, processions, 1917 events of the year, a procession of the year 1947, the sacralization of space, miracles, spiritual revival.
Резюме: В статье ставится задача показать великую силу влияния Табынской иконы Божьей Матери в духовном укреплении, стоянии и возрождении церковной и общественной жизни Южного Урала. Особое внимание обращено на раскрытие того факта как после обретения иконы Божьей Матери в Уральском крае стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.
Abstract: this article seeks to show the great power of the tabynsk icon of the mother of God in the spiritual strengthening, standing and the revival of the Church and social life of the southern Urals. Particular attention is paid to the disclosure of the fact how after gaining the icon of the mother of God in the Urals province infiltrating processions, accompanied by many miracles. [Kutsov A.K-S. The Tabynsk icon of the Mother of God]
Каждое новое явление иконы Божией Матери сопровождается рядом неисчислимых чудотворений, а Россия, по милости Богородицы, в каждом столетии получала так много новых чудодейственных Её Икон. В числе особо прославленных икон имеется Табынская икона Божией Матери.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло во второй половине XVI в. недалеко от Вознесенской пустыни (ЦГИАРБ Ф. и-352. Оп. 1. Д. 705: 15). Однажды монастырский дьякон Амвросий, возвращаясь после
работы с поля, услышал голос: «Да потщится правоверующая братия Богоспасаемого монастыря принять Меня в храм Господа Моего». Дьякон сначала не внял голосу свыше, опасаясь самообольщения и демонского искушения. Но через несколько дней, возвращаясь опять с полевых работ, слышит тот же призыв. Невольно теперь он остановился и с трепетом стал осматривать место, где слышал голос и видел у подошвы горы на большом камне стоящую икону Богоматери, из-под которого бил ключ воды, с тех пор получивший название святого ключа (ЦГИАРБ Ф. и-352. Оп. 1. Д. 705: 15-16). По свидетельству свящ. Н. Модестова, икона была обретена в 200 саженях от соленого ключа под дубом (Модестов, 1914: 28). Иеродиакон с великой радостью поспешил к братии монастыря и рассказал им о чудном явлении. Монахи вскоре крестным ходом отправились к месту явления иконы, с великой честью принесли икону в монастырь и поставили в храме. На следующий день, утром, все увидели, что икона чудесным образом оказалась на монастырских воротах. Монахи, удивившись этому и не познав волю Богоматери, вернули икону опять в церковь. На следующий день икона снова появилась на монастырских воротах, тем самым показывая, что Богоматерь желает быть покровительницей и защитницей монастыря от врагов видимых и невидимых. Тогда братия, познав волю Царицы Небесной, построили надвратную часовню, поместив в ней явленную святыню, и стали совершать пред ней молебные пения. Богородица стала обильно источать чудеса от Своей иконы (ЦГИАРБ Ф. и-352. Оп. 1. Д. 705: 16).
Явленная Табынская икона Божией Матери, по историческому свидетельству, по виду и типу отделки: темному общему (желто-коричневому) тону красок, почти черному лику, имеющемуся ковчегу, греческому письму - имеет очень древнее происхождение. Икона крупных размеров: длинна одной стороны 107 см (1 '/ аршина), другой стороны 105 см (1 '/ аршина, без / вершка), ширина 72 см (1 аршин и % вершка), высота 4.4 см (1 вершок). "Надписи на ней никакой особенной нет, кроме обыкновенных и едва заметных слов на верхних углах иконы МР. 0У., и над Спасителем ИС. ХР. Неправильность доски и малоотчетливая отделка не может не
указывать на её древность. Лик Богоматери и Богомладенца Иисуса изображены правильно; но в них видна, при необыкновенной простоте, выразительность истинно Божественная, в особенности в лике Приснодевы отражается небесное величие и вместе материнское милосердие" (Гуменский, 1909: 3). Икона типа «Одигитрия», по изображению целиком сходна с Казанской иконой, с той разницей, что Табынская на много больших размеров и над изображением Богородицы есть небольшая корона. На верхнем крае иконы имеется значительный след от разруба, а в середине вставка. Это «раны», которые были нанесены ей иноверцами, о чем будет сказано ниже. На иконе имеются следы в ковчеге от металлического оклада (Гуменский, 1909: 4).
Паломничество по святым местам всегда считалось Церковью одним из видов христианского благочестия. Со всех сторон великого Урала народ Божий стекался к месту явления чудотворной Табынской иконы.
В 1848 г., когда сильная эпидемия (холера) страшно свирепствовала в Оренбургском крае, жители г. Стерлитамака, чтобы смягчить гнев Божий, праведно карающий человека за беззаконие его, пожелали принести Табынскую икону Божией Матери в свой город, что было сделано с разрешения епископа Оренбургского и Уфимского Иоанникия Образцова (1835-1849) (Гуменский, 1909: 14-15). По данным, опубликованным в «Оренбургской газете» за 1911г., во время эпидемии холеры в Оренбургской губернии в 1848-1853 гг. умерло 29807 человек (Модестов, 1914: 33).
С принесением чудотворной иконы в г. Стерлитамак и по совершении пред ней молебна, холера ослабла и за время пребывания иконы в городе совершенно прекратилась. С тех пор граждане г. Стерлитамака в память об избавлении от гибельной болезни и в благодарность Царице Небесной решили ежегодно брать к себе прямо со св. ключей в 9-ю пятницу по Пасхе икону Богоматери, и так продолжалось до 1856 года с устного разрешения своих архипастырей.
В более ужасающих размерах, чем в Стерлитамаке, холера свирепствовала в г. Оренбурге в 1848 г. По воспоминаниям генерала Н.Г. Залесова, лето 1848 г. было
особенно жарким. В это же время в городе разразилась холера, к концу июня достигшая ужасающих размеров. Холера уничтожила около половины всего населения города (Модестов, 1914: 32-33, 68-70). «С тех пор, - как повествует «Сказание», -эта недобрая гостья стала посещать г. Оренбург каждогодно» (ЦГИАРБ Ф. и-352. Оп. 1. Д. 705: 21).
В 1853г. холера повторилась вновь. Жители Оренбурга, видя в частом посещении города холерой гнев Божий, стали ходатайствовать перед местным епископом о временном принесении в город чудотворной Табынской иконы Божией Матери из с. Табынского Стерлитамакского уезда. Это первое принесение иконы состоялось в 1854 г. с устного разрешения епископа Оренбургского и Уфимского Антония Шокотова (1853-1858) (Модестов, 1914: 33).
В 1855 г. почетный гражданин Оренбурга С.М. Деев, бывший тогда «городской голова» и поверенный от жителей Стерлитамака В. Владимирцев обратились к Преосвященному Антонию с прошением: «О дозволении вносить икону Казанской Божией Матери, находящуюся в церкви села Табынска Стерлитамакского уезда в города Оренбург и Стерлитамак, в первый в сентябре месяце, а в последний в 9-ю пятницу по Пасхе». Оренбургский купец Чернышев обязывался при перенесении иконы в Оренбург «миновать все по тракту находящиеся татарские селения» и расходы по перенесению иконы принимать «на свой - кошт» (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 1-1об.). Преосвященный Антоний особым отношением от 13 июля 1855 г. за №4529 известил генерал-губернатора В.А. Перовского о поступившей к нему просьбе Деева и Владимирцева и спрашивал его, «нет ли каких препятствий к удовлетворению оной?» (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 1-1об.). Перовский ответил епископу Антонию, что: «к удовлетворению просьбы Оренбургского потомственного почетного гражданина Степана Деева и поверенного от жителей г. Стерлитамака Василия Владимирцева с моей стороны препятствий не имеется» (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 2-2об.).
В 1855 г. принос Табынской иконы не состоялся, т.к. на совершение крестного хода не было получено разрешение Св. Синода. Разрешение Синода было получено только в
следующем году, епископ Антоний особым отношением от 2 июня 1856 г. за № 3282 уведомил Перовского об этом (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 4-4об.).
В сентябре 1856 г. совершилось само принесение чудотворной иконы в Оренбург и особым отношением министра внутренних дел Ланского к Оренбургскому генерал-губернатору от 12 декабря 1856 г. за № 250 официально установлен крестный ход и точно определен срок пребывания иконы в городе (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 7-7об.). С. Ланской прибавил, что «по донесению преосвященного Оренбургского, граждане г. Оренбурга изъявили желание принимать означенную икону в 8 число сентября и иметь оную у себя три недели, а для пребывания сей иконы в г. Стерлитамаке достаточно восьми дней» (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 7об.).
Но этот порядок удержался недолго. Уже в 1857 г. епископ Антоний по просьбе оренбуржцев и рапорту благочинного Преображенского собора Оренбурга протоиерея А. Розанова разрешил продлить время пребывания иконы в городе до одного месяца, т. е. до 8 октября (ГАОО Ф. 172. Оп. 3. Д. 2283: Л. 1-3об.).
В этом же году наказной атаман Оренбургского казачьего войска Катенин просил епископа Антония и губернатора удовлетворить просьбы казаков близлежащих к Оренбургу станиц принимать у себя Табынскую икону при обратном пути крестного хода из Оренбурга в Табынск. По отношению из Святейшего Синода просьба была удовлетворена (ГАОО Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402: Л. 13-14об, 17-19об.).
С каждым годом количество населенных пунктов, которые посещала Царица Небесная Своим чудотворным ликом, увеличивалось. В 1879 г. по ходатайству епископа Самарского и Ставропольского Серафима Святейший Синод постановил изменить и дополнить маршрут крестного хода с тем, чтобы большее число городов и селений не только Оренбургской, но и Самарской губерний имело возможность помолиться перед чудотворным образом (РГИА Ф. 796, Оп. 159, Д. 1850: Л. 1-2об.).
С каждым годом крестный ход все более растягивался и едва укладывался в календарный год. Если Пасха была ранняя,
то времени до следующей 9-й пятницы было больше, и крестный ход заходил в отдаленные селения епархии, такие как Верхнеуральск, Троицк, Челябинск и Кустанай, а возвращаясь из Оренбурга, крестный ход доходил до Уральска, Бузулука, Бугуруслана. В Табынск икона возвращалась почти через год, совершив путь почти в 4000 верст, и весной оставалась в Табынске до 9-й пятницы по Пасхе, затем снова отправлялась в путь. В Оренбургских и Самарских епархиальных ведомостях, а также в местных газетах почти ежегодно публиковался подробный маршрут крестного хода.
Икону постоянно сопровождали несколько священников, как вспоминают старожилы, возили её на особой карете с пятью главками, увенчанными крестами. В карету запрягались специально отобранные лошади, на которых никогда не ездили ни верхом, ни в обычной упряжке.
Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери был самым продолжительным в истории России и по времени и по протяженности.
1917-й год был годом трагедии в России и Церкви, и всей империи. Дух революции еще до октября уже носился в воздухе. В Оренбурге в начале июня 1917 г. прошел слух, что Табынская икона будто бы задержана жителями Богоявленского завода на целый год. 1-го июня епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий Герасимов (1914-1918) получил рапорт от причта с. Табынска от 20 июня № 186 с извещением, что жители Табынска решили прекратить крестный ход. Это вызвало большое возмущение паломников из Оренбургской епархии, прибывших к празднику 9-й пятницы. Почти в это же время поступила телеграмма на имя еп. Мефодия следующего содержания: «Табынская икона вступит в пределы Оренбургской епархии 10 июня в село Семено-Петровское. Измененный маршрут почтой» (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1917 (№ 25): 3). Таким образом, жители Оренбурга были успокоены.
Маршрут, заранее составленный, был изменен по времени: в селе Семено-Петровское на границе Оренбургской губернии крестный ход должен был прибыть не 17 июня (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1917 (№ 20):
4), а 10 июля (ст. стиль), и видимо, было сокращено время пребывания в селах с тем, чтобы икона вовремя прибыла в Оренбург.
Проводы 22 октября (ст. стиль) после литургии проходили, как всегда, торжественно, с участием викария Оренбургской епархии епископа Кустанайского Дионисия Прозоровского (1916-1922).
Кадеты Неплюевской гимназии, узнав, что военный оркестр участия в проводах принимать не будет, добровольно сопровождали икону со своим оркестром от собора до архиерейского дома, играя «Коль славен Господь в Сионе» (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1917 (№ 39):
5).
Благополучно совершив свой годовой путь, икона уже в 1918 г. снова прибыла в Оренбург, хотя количество городов и селений по пути к Оренбургу было заметно сокращено. В городе икона пребывала согласно расписания и должна была покинуть город через Богодухов монастырь в п. Нахаловку (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1918 (№ 32): 3).
В праздник Рождества Богородицы за Божественной Литургией присутствовали представители чехословацкого корпуса. Призывая благословение Богоматери на чехословацкую армию, архиеп. Мефодий сказал: «В настоящий день совершается местное высокое торжество в честь Божией Матери, Заступницы рода христианского. Присоедините к нашим молитвам и вы свои молитвы... Матерь Божия да покроет честным покровом объединенные славянские народы и нашу дорогую Родину-мать, когда-то Великую Россию, защитницу Славянства» (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1918 (№ 32): 1).
Проводы иконы были настолько многолюдны, что крестный ход продолжался с 11 до 4 ч. дня. Как пишет корреспондент «Оренбургского церковно-общественного вестника»: «Масса молящихся почти не редела, переживаемый тревожный момент, очевидно, заставил всех прибегнуть к утешению Небесной Заступницы. Между прочим, у некоторых благочестивых граждан Оренбурга была мысль задержать икону в Оренбурге, пока прояснятся политические события и городу
не станет угрожать опасность» (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1918 (№ 37): 4). Поэтому 20 октября (ст. стиль) собралось все городское духовенство и около ста мирян, обратившихся с просьбой не отпускать икону, но собрание все же решило икону проводить, так как её ждали в селах и деревнях, а ограничиться крестным ходом вокруг города 22 октября (ст. стиль) (Оренбургский церковно-общественный вестник, 1918 (№ 37): 4).
Это были последние торжественные встречи, и проводы Табынской иконы Божией Матери, последний великий крестный ход.
После «великой октябрьской» смуты, крестный ход не возобновлялся. Но прошли гражданская и Великая Отечественная войны; власть большевиков отчасти повернулась лицом к Церкви, и в 1947 году свершилось чудо. Видимо, по горячим молитвам правящего архиерея Чкаловкой (Оренбургской) епархии архиепископа Мануила Лемешевского (1945-1948) и его послушника иеромонаха Иоанна (Снычёва) -власти вдруг разрешили православным собраться на св. солёных ключах в 9-ю пятницу по Пасхе, день чествования Табынской иконы. Узнав об этой радостной вести, к св. источнику пошли крестные ходы из Уфы, Стерлитамака и Оренбурга... И тут произошло чудо. Вот как вспоминал о нем иеромонах Иоанн (Снычёв): «Перед тем, как тронуться в путь, святыню повернули ликом к храму, и, о чудо! - Темный фон иконы внезапно прояснился, и лики на ней проступили яркими красками. Слёзы радости и восторга потекли из моих очей, а сердце пронзил какой-то благодатный луч. Торжество было велико ....» (Иоанн (Снычёв), 1999 (ч. 1.): 38).
На третий день Св. Троицы по инициативе владыки Мануила был организован крестный ход из Оренбурга (Чкалова - так в то время назывался город). Владыка сам отслужил напутственный молебен, окропил паломников святой водой и благословил их в путь (Иоанн (Снычёв), 1999: 208-209).
«Радуйся, Невеста Неневестная». Море свечей и огня производило неизгладимое впечатление на присутствующих, слёзы умиления «сами текли» из глаз. Было множество причастников. Чуваши тут же после причастия ели яйца и на
замечания отвечали: "Какая пятница? Такой праздник"» (Личный архив автора).
Во время крестного хода некоторые больные получили от Табынской иконы исцеление.
Закончен был путь в 340 километров, во время которого происходило много чудес, чувствовался покров Царицы Небесной. Восторженно и радостно народ встречал свой любимый образ Божией Матери. Верующие выразили благодарность владыке Мануилу за организацию крестного хода (Духовный собеседник, 1997, №2(10): 13-33, №3(11): 24-43).
С глубокой древности в христианской Церкви утвердился обычай во время радостных событий или народных бедствий: голода, землетрясения, бездождия, моровых поветрий, войн -совершать общественные, всенародные моления - крестные ходы, вне храмов с преднесением Св. Креста, Евангелия, хоругвей, особо чтимых икон.
Древний учитель христиан Тертуллиан говорит: «Подлинно, если когда, то во время крестных ходов мы собираемся вместе для того, чтобы наподобие некоего воинского отряда со всех сторон сделать к Богу приступ молитвы» (Модестов, 1914: 43).
Таков древний, истинный смысл и назначение крестных ходов. И если они, с одной стороны, умоляют Бога о снисхождении к грешному человечеству, то, с другой, служат к воспитанию в нас благочестия, веры и надежды на милосердие Божие. И многочисленные чудеса, совершаемые при крестных ходах с Табынской иконой, являются тому подтверждением. Очень важно и то, что во время крестного хода с Табынской иконой люди просят о заступничестве и помощи Саму Царицу Небесную, Мать усыновленного человечества, зная, что Богородица как Мать не откажет, а поможет и утешит. Важно здесь вспомнить и слова Господа, обращенные к Своей Матери: «Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу» (Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Икос 8). Люди, живущие на огромном пространстве Южного Урала, ощущали на себе помощь Богородицы благодаря крестному ходу с Её чудотворной иконой. Край Оренбургский не богат ни
величественными храмами, ни монастырями - лаврами, ни мощами святых угодников, поэтому понятно стремление людей к этой великой святыне - Табынской иконе Богоматери. Крестный ход с Табынской иконой, по утверждению священника Н. Модестова, имел и миссионерское значение (Модестов, 1914: 47). Крестный ход способствовал возвращению в православие старообрядцев, сектантов, ибо они видели действительное торжество церкви, на их глазах совершались чудеса, видели то великое воодушевление, с которым люди тянулись к иконе. Как справедливо заметил свящ. Н.Модестов, если бы не было такого крестного хода, то «число отщепенцев от православной церкви насчитывалось бы по местам не десятками и сотнями, а целыми тысячами» (Модестов, 1914: 48).
Не был равнодушен к крестному ходу с Табынской иконой и мусульманский Восток. Было немало случаев крещения мусульман, обращения их за помощью к Богородице и, как видно из ранее описанного, Мать страждущего человечества не отвергала и их.
Особенность Табынской иконы и этого крестного хода еще и в том, что она сама путешествовала весь год по городам и весям, бывая незначительный промежуток времени на месте своего явления. Благодаря протяженности этого крестного хода, о Табынской иконе и её великой чудодейственной силе узнали не только уфимцы и оренбуржцы, но и жители других огромных пространств нашего отечества, и поэтому вполне справедлива хвала Табынской иконе Владычицы: «Радуйся, похвало Табынская и всего мира надеждо и утешение» (припев акафиста в честь Табынской иконы Богоматери).
ЛИТЕРАТУРА
Воспоминания участницы крестного хода. Личный архив митр Мануила (Лемешевского). - Духовный собеседник. 1997. №2(10): 13-33; Духовный собеседник, 1997. №3(11): 24-43. Гуменский И.Д. прот. 1909. Сказание об иконе Казанския Божия Матери, находящейся в Вознесенской церкви, Уфимской епархии, Стерлитамакского уезда, села Табынска. Уфа. 36 с. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 6. Д. 13402.
Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 172. Оп. 3. Д. 2283.
Д.К. Захват святыни. - Оренбургский церковно-общественный вестник. 1917. № 25 (5 июля)
Иоанн (Снычёв), митр. 1998. Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи СПб.: Царское дело. 439 c.
Иоанн (Снычёв), митр. 1999.Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. СПб.
К-в. Проводы чуд. Табынской иконы Божией Матери из Оренбурга. -Оренбургский церковно-общественный вестник. 1918. № 37 (27 сентября; 10 ноября).
Маршрут на следование чудотворной Табынской иконы Богоматери. -Оренбургский церковно-общественный вестник. 1917. № 20 (15 июня).
Модестов Н. свящ. 1914. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. - Архивная Ученая Комиссия (Оренбургская). Вып. 31. Оренбург: Губернская типография. 80 с.
Мефодий (Герасимов) архиеп. Приветственное слово, сказанное архиепископом Мефодием представителям Чехословакского и Польского народа в кафедральном соборе, после литургии 8 сентября 1918г. - Оренбургский церковно-общественный вестник. 1918. № 32 (16 сентября; 29 сентября).
Российский государственный исторический архив г. Санкт-Петербург (РГИА). Ф. 796, Оп. 159, Д. 1850.
Расписание дней пребывания Св. чуд. Табынской иконы Божией Матери в приходах и домовых церквах гор. Оренбурга в 1918 году. -Оренбургский церковно-общественный вестник. 1918. № 32 (16 сентября-29 сентября).
Хроника. Проводы чуд. Табынской иконы Божией Матери. - Оренбургский церковно-общественный вестник. 1917. № 39 (10 сентября).
Центральный государственный исторический архив республики Башкортостан. Ф. и-352. Оп. 1. Д. 705.
Получена / Received: 15.09.2015 Принята/Accepted: 15.10.2015